Категория: Бланки/Образцы
Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?
В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.
Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.
Выдержки из нормативных актов:
1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).
2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).
Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.
Что должны уметь дети, которые приходят в школу?(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Первоклассники должны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.
Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).
Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.
Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.
Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.
Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.
Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.
Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?Нередко дети, поступившие в школу в 6.6 лет, в течение первого учебного года показывают низкий уровень понимания и усвоения образовательной программы. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Также в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Если ребенок, не достигший к 1 сентября возраста 7 лет, испытывает серьезные трудности адаптации, то родители могут принять решение о том, чтобы забрать документы из школы.
Этот случай можно рассматривать как прекращение образовательных отношений по инициативе родителей, не требующее письменных объяснений от родителей, согласования с органами опеки и попечительства. Родители могут сослаться на состояние здоровья ребенка и неготовность к обучению в школе, подтвердив это заключениями врачей или психологов. Родители могут обратиться за медицинскими справками, заключением или рекомендациями ПМПК в соответствующие организации. Если родители отдадут ребенка в школу еще через год, а ему не будет 8 лет, то никакого нарушения законодательства не будет и будет считаться, что родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (п.1 ч.4 ст.44 Закона ).
Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.
Выдержки из Закона:
«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).
Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.
Сафиулина Нурия Романовна
Страница 4 из 5
Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка
к началу школьного обучения
Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:
Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:
б) Учебная мотивация:
в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
г) Организованность поведения:
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:
б) Мелкие мышцы руки:
в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:
г) Координация в системе «глаз-рука»:
д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):
Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:
б) Развитие речи:
в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:
г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):
д) Произвольность деятельности:
е) Контроль деятельности:
ж) Темп деятельности:
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.
Диагностические методики для изучениямотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:
б) Рисунок соответствует теме:
Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.
После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:
Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.
3. Определение сформированности школьного типа мотивации
Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.
Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:
Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.
Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ