Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на ребенка детского сада образец 6 лет в школу img-1

характеристика на ребенка детского сада образец 6 лет в школу

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Первоклассники должны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.

Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.

Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.

Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.

Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.

Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.

Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?

Нередко дети, поступившие в школу в 6.6 лет, в течение первого учебного года показывают низкий уровень понимания и усвоения образовательной программы. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Также в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Если ребенок, не достигший к 1 сентября возраста 7 лет, испытывает серьезные трудности адаптации, то родители могут принять решение о том, чтобы забрать документы из школы.

Этот случай можно рассматривать как прекращение образовательных отношений по инициативе родителей, не требующее письменных объяснений от родителей, согласования с органами опеки и попечительства. Родители могут сослаться на состояние здоровья ребенка и неготовность к обучению в школе, подтвердив это заключениями врачей или психологов. Родители могут обратиться за медицинскими справками, заключением или рекомендациями ПМПК в соответствующие организации. Если родители отдадут ребенка в школу еще через год, а ему не будет 8 лет, то никакого нарушения законодательства не будет и будет считаться, что родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (п.1 ч.4 ст.44 Закона ).

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

Сафиулина Нурия Романовна

Другие статьи

Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Страница 4 из 5

Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка
к началу школьного обучения

Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:

  1. Психологическая и социальная готовность.
  2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
  3. Развитие познавательной деятельности.
  4. Состояние здоровья.

Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:

  1. ребенок хочет идти в школу;
  2. особого желания идти в школу нет;
  3. идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

  1. осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
  2. цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
  3. цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  1. достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
  2. контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
  3. ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

  1. поведение организованное;
  2. поведение недостаточно организованное;
  3. поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:

  1. нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
  2. в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
  3. ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.

б) Мелкие мышцы руки:

  1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
  2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
  3. рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:

  1. ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
  2. отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
  3. ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз-рука»:

  1. ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
  2. графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
  3. при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):

  1. объем соответствует показателям возрастной группы;
  2. объем ниже средних показателей возрастной группы;
  3. объем намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:

  1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
  2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
  3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.

б) Развитие речи:

  1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
  2. ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
  3. слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.

в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:

  1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
  2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
  3. уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

  1. ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
  2. все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
  3. задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
  4. при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.

д) Произвольность деятельности:

  1. ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
  2. ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
  3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

  1. результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
  2. результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
  3. результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.

ж) Темп деятельности:

  1. соответствует средним показателям возрастной группы;
  2. ниже средних показателей;
  3. намного ниже средних показателей.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.

Диагностические методики для изучениямотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:

  1. изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
  2. отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
  3. непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.

б) Рисунок соответствует теме:

  1. изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
  2. ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
  3. игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.
2. Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

  1. первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.
  2. второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.
  3. третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.
  4. четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
  5. пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.
  6. шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

  1. как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?
  2. c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?
  3. а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.

3. Определение сформированности школьного типа мотивации

Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.

  1. представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
  2. представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
  3. представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
  5. представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
  6. в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
  7. представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
  8. представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?

Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:

  1. положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
  2. наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
  3. ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
  4. отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
  5. содержательное представление о подготовке к школе.
  6. ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
  7. предпочтение классных занятий индивидуальным формам обучения.
  8. предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
  9. предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
  10. признание авторитета учителя перед родительским.
4. Изучение эмоционального отношения к школе

Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.

5. Анкета для выявления уровня школьной мотивации
  1. тебе нравится в школе или не очень?
  2. утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
  6. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. у тебя много друзей?
  10. тебе нравятся твои одноклассники?

Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Активные методы работы школьного психолога. – М. 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М. 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М. 1983.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М. 1987.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М. 1991.
  6. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М. ИМАТОН, 1999.
  7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М. 1991.
  8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – СПб. 1992.
  9. Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М. 1994.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М. 1996.
  11. Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М. 1988.
  12. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М. 1988.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М. 1995.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М. 1993.
  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М. 1995.
  16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М. 1993.
  17. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб. 1996.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М. 1997.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М. 1990.