Руководства, Инструкции, Бланки

карта коррупционных рисков учреждения образец img-1

карта коррупционных рисков учреждения образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оценка коррупционных рисков

Организация производственной деятельности

-использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

-использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению

Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг

-отказ от проведения мониторинга цен на товары и услуги;

-предоставление заведомо ложных сведений о проведении мониторинга цен на товары и услуги;

-размещение заказов ответственным лицом на поставку товаров и оказание услуг из ограниченного числа поставщиков именно в той организации, руководителем отдела продаж которой является его родственник

Регистрация имущества и ведение баз данных имущества

-несвоевременная постановка на регистрационный учёт имущества;

-умышленно досрочное списание материальных средств и расходных материалов с регистрационного учёта;

-отсутствие регулярного контроля наличия и сохранности имущества

Другие статьи

Коррупционные риски

В целях обеспечения надлежащего исполнения п.2.5.4. Плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2015 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №45-рг от 30.01.2014г. (в ред. от 08.05.2014г.)

1. Утвердить следующие перечни:

а) Перечень функций КУ «Нижневартовский противотуберкулезный диспансер» (далее – учреждение) при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее – коррупционно-опасные функции (Приложение №1);

б) Перечень должностей учреждения, замещение которых связано с коррупционными рисками (Приложение №2);

в) Карту коррупционных рисков (Приложение №3).

2. Начальнику договорного отдела, В.Г. Черноусенко.

а) не реже одного раза в год осуществлять уточнение (корректировку) перечня должностей учреждения, замещение которых связано с коррупционными рисками;

б) осуществлять мониторинг исполнения должностных обязанностей, деятельность которых связана с коррупционными рисками, и, при необходимости готовить предложения для внесения изменений в коррупционно-опасные функции.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. главного врача Л.Н. Вязенцева

к приказу № 302/1 от 17.11.2015г.

ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИИ

1. Функции по оказанию медицинских услуг гражданам, в том числе:

- специализированная, в том числе высокотехнологическая медицинская помощь;

- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- услуги по сдаче внаем жилых помещений специализированного жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, находящихся в оперативном управлении учреждения;

- по работе с обращениями граждан и организаций.

2. Функции, связанные с размещением заказов на поставку товаров, работ, услуг для нужд учреждения.

3. Функции по хранению и распределению материально-технических ресурсов.

4. Функции по обороту и использованию лекарственных средств.

5. Получение и распределение доходов от разрешенной приносящей доход деятельности учреждения.

6. Владение, использование и распоряжение имуществом учреждения.

к приказу № 302/1 от 17.11.2015г.

ДОЛЖНОСТЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ

СВЯЗАНО С КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ

1. Заместители главного врача.

2. Главный бухгалтер.

3. Заместитель главного бухгалтера.

4. Главная медицинская сестра.

5. Старшая медицинская сестра.

6. Заведующий диспансерным отделением.

7. Заведующий терапевтического отделения, врач-фтизиатр (всех подразделений стационара).

8. Заведующий рентгенологическим отделением, врач-рентгенолог.

9. Заведующий туберкулезного легочно-хирургического отделения, врач-хирург торакальный.

10. Заведующий лабораторией врач - клинической лабораторной диагностики.

11. Заведующий лабораторией врач-бактериолог.

12. Заведующий организационно-методическим отделом-врач-методист.

13. И.о. начальника отдела кадров.

14. Специалист отдела кадров.

15. Начальник договорного отдела.

17. Заведующая складом (продуктовым).

18. Заведующая складом (хозяйственным).

19. Заведующий хозяйством.

20. Заведующий производством (шеф-повар).

21. Начальник хозяйственного отдела.

22. Специалист гражданской обороны.

24. Начальник отдела программного обеспечения.

25. Начальник гаража.

Борисоглебский муниципальный район Ярославской области

Об утверждении карты коррупционных рисков

Нормативное регулирование порядка оказания государственной (муниципальной) услуги;

Размещение на официальном сайте Администрации района Административного регламента предоставления государственной (муниципальной) услуги;

Совершенствование механизма отбора служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих соответствующие решения;

Осуществление контроля за исполнением положений Административного регламента оказания государственной (муниципальной) услуги;

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности («одно окно», системы электронного обмена информацией)

Оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации права

Осуществление функции главного распорядителя бюджетных средств

При проверке правильности оформления поступивших на оплату первичных документов и их соответствия суммам, заявленным на данные расходы в кассовом плане, служащий выявляет, что определенные работы (услуги):

- уже были ранее оплачены;

- не предусмотрены государственным (муниципальным) контрактом (договором). При этом от заинтересованного лица служащему поступает предложение за вознаграждение провести оплату.

Исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и представителями организаций.

Разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В целях получения материальной выгоды от заинтересованного лица служащему поступает предложение за вознаграждение: - скрыть наличие просроченной дебиторской задолженности;

- не принимать надлежащие меры к погашению просроченной дебиторской задолженности.

Расходование внебюджетных средств

При проверке правильности оформления поступивших на оплату первичных документов и их соответствия суммам, заявленным на данные расходы в кассовом плане, служащий выявляет, что определенные работы (услуги):

- уже были ранее оплачены;

- не предусмотрены государственным (муниципальным) контрактом (договором). При этом от заинтересованного лица служащему поступает предложение за вознаграждение провести оплату.

Исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и представителями организаций.

Разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В целях получения материальной выгоды от заинтересованного лица служащему поступает предложение за вознаграждение: - скрыть наличие просроченной дебиторской задолженности;

- не принимать надлежащие меры к погашению просроченной дебиторской задолженности.

Нормативное регулирование порядка оказания государственной (муниципальной) услуги;

размещение на официальном сайте Администрации района Административного регламента предоставления государственной (муниципальной) услуги;

совершенствование механизма отбора служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих соответствующие решения;

осуществление контроля за исполнением положений Административного регламента оказания государственной (муниципальной)услуги;

разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Незаконное оказание либо отказ в оказании государственной (муниципальной) услуги.

Введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности («одно окно», системы электронного обмена информацией).

Требование от граждан (юридических лиц) информации и документов, предоставление которых не предусмотрено Административным регламентом оказания услуги.

Оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации права.

Установление опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления несовершеннолетних

Установление необоснованных преимуществ при оказании государственной (муниципальной) услуги.

Нормативное регулирование порядка оказания государственной (муниципальной) услуги;

размещение на официальном сайте Администрации района Административного регламента предоставления государственной (муниципальной) услуги;

совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих соответствующие решения;

осуществление контроля за исполнением положений Административного регламента оказания государственной (муниципальной) услуги;

разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Незаконное оказание либо отказ в оказании государственной (муниципальной) услуги.

Введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности («одно окно», системы электронного обмена информацией).

Требование от граждан (юридических лиц) информации и документов, предоставление которых не предусмотрено Административным регламентом оказания услуги.

Оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации права.

При приемке результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), документальном оформлении расчетов с поставщиками устанавливаются факты несоответствия выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) условиям заключенных государственных (муниципальных) контрактов (договоров). В целях подписания акта приемки представителем исполнителя по государственному (муниципальному) контракту (договору) за вознаграждение предлагается не отражать в приемной документации информацию о выявленных нарушениях, не предъявлять претензию о допущенном нарушении.

Комиссионный прием результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг);

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В целях заключения государственного (муниципального) контракта (договора) с подрядной организацией, не имеющей специального разрешения на проведение определенного вида работ, представителем организации за вознаграждение предлагается при разработке технической документации либо проекта государственного (муниципального) контракта (договора) не отражать в условиях контракта (договора) требование к исполнителю о наличии специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

привлечение к подготовке документации представителей иных структурных подразделений Администрации района

При ведении претензионной работы служащему предлагается за вознаграждение способствовать не предъявлению претензии либо составить претензию, предусматривающую возможность уклонения от ответственности за допущенные нарушения государственного (муниципального) контракта (договора).

Нормативное регулирование порядка и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

комиссионное проведение контрольных мероприятий;

разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Принятие по результатам проведения мероприятий по контролю формального решения, не содержащего информацию о выявленных нарушениях законодательства в обмен на полученное (обещанное) вознаграждение.

При приемке результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), документальном оформлении расчетов с поставщиками устанавливаются факты несоответствия выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) условиям заключенных государственных (муниципальных) контрактов (договоров). В целях подписания акта приемки представителем исполнителя по государственному (муниципальному) контракту (договору) за вознаграждение предлагается не отражать в приемной документации информацию о выявленных нарушениях, не предъявлять претензию о допущенном нарушении.

Комиссионный прием результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг);

разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В целях заключения государственного (муниципального) контракта (договора) с подрядной организацией, не имеющей специального разрешения на проведение определенного вида работ, представителем организации за вознаграждение предлагается при разработке технической документации либо проекта государственного (муниципального) контракта (договора) не отражать в условиях контракта (договора) требование к исполнителю о наличии специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

привлечение к подготовке документации представителей иных структурных подразделений Администрации района

При ведении претензионной работы служащему предлагается за вознаграждение способствовать не предъявлению претензии либо составить претензию, предусматривающую возможность уклонения от ответственности за допущенные нарушения государственного (муниципального) контракта (договора).

Нормативное регулирование порядка и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

Привлечение к разработке проектов нормативных правовых актов институтов гражданского общества в формах обсуждения, создания совместных рабочих групп;

Разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Проведение антикоррупционной и правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Несоставление заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы о наличии коррупциогенных факторов в проекте нормативного правового акта

Заведующий отделом, консультант

Информирование населения о возможности и необходимости участия в проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

Организация повышения профессионального уровня муниципальных служащих, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы;

Представление интересов Администрации района в судебных и иных органах власти

Ненадлежащее исполнение обязанностей представителя Администрации района (пассивная позиция при защите интересов Администрации района в целях принятия судебных решений в пользу третьих лиц, умалчивание о фактических обстоятельствах дела);

Злоупотребление предоставленными полномочиями (в обмен на обещанное вознаграждение отказ от исковых требований, признание исковых требований, заключение мирового соглашения в нарушение интересов Администрации района;

Выработка позиции представления в суде интересов Администрации района, используя договоренность со стороной по делу (судьей)

Заведующий отделом, консультант

Разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Анализ материалов судебных дел в части реализации представителем Администрации района утвержденной правовой позиции

Организация договорной работы

Согласование проектов договоров (соглашений), предоставляющих необоснованные преимущества отдельным субъектам, в обмен на полученное (обещанное) от заинтересованных лиц вознаграждение

Заведующий отделом, консультант

Нормативное регулирование порядка согласования договоров (соглашений);

Исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и представителями организаций;

Разъяснение муниципальным служащим:

- обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения;

- ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Формирование негативного отношения к поведению должностных лиц, работников, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях и привлечение к административной ответственности юридических и физических лиц в пределах полномочий органа местного самоуправления

Должностному лицу при осуществлении производства по делу об административном правонарушении лицом, совершившим правонарушение, либо его представителем, предлагается или обещается вознаграждение за действия (бездействие), связанные с осуществлением административного производства, в интересах правонарушителя

Разъяснение должностным лицам:

- об установленных действующим законодательством Российской Федерации мерах ответственности за получение взятки, незаконное вознаграждение;

- порядка соблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Формирование негативного отношения к поведению должностных лиц, работников, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

8. Отдел строительства и имущественных отношений Администрации Борисоглебского муниципального района

Размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд

В ходе разработки и составления технической документации, подготовки проектов государственных (муниципальных) контрактов установление необоснованных преимуществ для отдельных участников закупки.

При подготовке обоснования начальной (максимальной) цены контракта необоснованно:

- расширен (ограничен) круг возможных участников закупки;

- необоснованно завышена (занижена) начальная (максимальная) цена контракта.

Подготовка проектов государственных контрактов (договоров) на выполнение уже фактически выполненных работ, либо уже оказанных услуг.

В целях заключения государственного (муниципального) контракта (договора) с подрядной организацией, не имеющей специального разрешения на проведение определенного вида работ, представителем организации за вознаграждение предлагается при разработке технической документации либо проекта государственного (муниципального) контракта (договора) не отражать в условиях контракта (договора) требование к исполнителю о наличии специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

При приемке результатов выполненных работ ( поставленных товаров, оказанных услуг), документальном оформлении расчетов с поставщиками устанавливаются факты несоответствия выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) условиям заключенных государственных (муниципальных) контрактов (договоров).

В целях подписания акта приемки представителем исполнителя по государственному (муниципальному) контракту (договору) за вознаграждение предлагается не отражать в приемной документации информацию о выявленных нарушениях, не предъявлять претензию о допущенном нарушении.

Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий при осуществлении коррупционно-опасной функции;

Подготовка отчета об исследовании рынка начальной цены контракта;

Привлечение к подготовке проектов муниципальных контрактов (договоров) представителей структурных подразделений Администрации района;

Комиссионный прием результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг)

Документы, регламентирующие деятельность

Примечание: * - дается описание характеристики выгоды или преимущества, которое может быть получено Учреждением или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

- детальной регламентации способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»;

- реинжиниринга функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри учреждения;

- введения или расширения процессуальных форм внешнего взаимодействия работников учреждения (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;

- установления дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;

- введения ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.

должностей с высоким коррупционным риском в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина»

(утвержден приказом БУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина» от 04.12.2014 № 225-р)

2. Заместитель директора

3. Главный бухгалтер

4. Заведующий отделением

6. Старшая медицинская сестра

7. Заведующий складом

8. Заведующий хозяйством

9. Заведующий столовой

Распоряжение Премьер-министра КР от 18 мая 2016 года № 281 (Об утверждении Методического руководства по выявлению, оценке и управлению коррупционными

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
по выявлению, оценке и управлению коррупционными рисками

1. Общие положения

1. Настоящее Методическое руководство по выявлению, оценке и управлению коррупционными рисками (далее - Методическое руководство) разработано в целях установления единого подхода к выявлению, оценке и управлению коррупционными рисками в системе государственного управления Кыргызской Республики.

Методическое руководство разработано в целях оказания методической помощи в реализации главы IV (Предотвращение коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками) Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года № 170.

2. В Методическом руководстве используются следующие понятия:

административные процедуры - установленные регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя: порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий; порядок организации работы административных органов; порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов;

дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей государственных и муниципальных органов, должностных лиц, предоставляющих возможность государственным и муниципальным органам или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющих возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных ведомственным актом вариантов управленческих решений;

коррупционный риск - заложенная в системе государственного управления возможность для действия/бездействия, а также наличие обстоятельств, провоцирующих должностных лиц государственных органов на незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам;

коррупциогенная должность - должность, в наибольшей степени подверженная риску коррупции;

оценка коррупционных рисков - процесс выявления условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющего злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства;

управление коррупционными рисками - процесс минимизации коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах при реализации мер противодействия коррупции.

3. Результатами применения настоящего Методического руководства должны стать:

- определение перечня сфер, потенциально создающих коррупционные риски;

- выявление правовых и институциональных факторов при исполнении дискреционных полномочий, которые способствуют или могут способствовать коррупционным рискам и проявлениям;

- разработка рекомендаций по исключению или ослаблению последствий воздействия коррупционных рисков;

- управление коррупционными рисками;

- формирование перечня коррупционных рисков и коррупциогенных должностей в государственном органе;

- использование перечней коррупционных рисков и коррупциогенных должностей при разработке мер по предупреждению коррупции, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Порядок проведения оценки коррупционных рисков и определение коррупциогенных зон

4. В ходе проведения оценки коррупционных рисков должны быть определены административные процедуры, функции и полномочия государственных органов, включая их нормотворческие полномочия, которые являются или могут явиться предметом коррупционных отношений. При этом анализируются следующие обстоятельства:

- дискреционные полномочия должностных лиц (особенно во взаимоотношениях с гражданами и организациями);

- круг коррупциогенных должностей (позволяющих должностному лицу немотивированно прекращать или возобновлять процедурно-процессуальные отношения либо выбирать благоприятные или неблагоприятные для граждан или организаций управленческие решения);

- факты излишней детализации обязанностей граждан или организаций, усложняющие их точное исполнение;

- наличие благоприятных условий и обстоятельств, обеспечивающих возможность вступления в коррупционные отношения (или мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения);

- категории коррупционных рисков (к ним относятся: системный (реальный) - коррупционная схема реально существующая в государственном органе; потенциальный - коррупционный риск возникновение которого вполне реально при наступлении определенных условий (например: принятие НПА, дающего какие-либо незаконные преференции или льготы); ситуационный - коррупционный риск возникновение которого возможно при наступлении конкретной ситуации (например: коррупционный риск возникает только на период действия тендерной комиссии));

- уровень коррупционного риска (низкий, средний, высокий), определяемый исходя из общепринятых практик (аналитические и статистические методы, а также методы экспертных аналогов и оценок);

- возможность проявления рассматриваемого коррупционного риска в других государственных органах, сферах деятельности, полномочий и должностей;

- взаимосвязь коррупционных рисков с коррупционными схемами, а также моделирование на предмет их создания.

5. Определение перечня функций, потенциально создающих коррупционные риски в деятельности государственного органа, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции, где обязательной оценке подлежат следующие функции:

- контроль и надзор - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами норм, установленных Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами, законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения (объекты контроля - инспекции, ревизионные управления и прочие, осуществляющие контроль и надзор в определенных сферах);

- управление муниципальным и государственным имуществом - осуществление полномочий собственника в отношении государственного имущества, в том числе переданного государственным предприятиям и государственным учреждениям, а также управление находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ;

- оказание государственных услуг - предоставление государственным органом, органом государственного внебюджетного фонда непосредственно или через подведомственные им государственные учреждения, либо иные организации безвозмездно или по регулируемым государственными органами ценам, по запросам заявителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

- разрешительные и регистрационные. Под разрешительными функциями понимается выдача государственными органами и их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам (удостоверения, лицензии, разрешения, аккредитации). Под регистрационными функциями понимается регистрация актов, документов, прав, объектов, осуществляемая в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов;

- юрисдикционные - функции государственного и муниципального служащего, осуществляемые в целях применения административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов);

- нормотворческие - функции по разработке и принятию нормативных правовых актов.

6. При определении перечня коррупционных рисков необходимо обратить внимание на функции и направления деятельности, которые содержат повышенный уровень коррупционных проявлений, а именно:

- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (государственные закупки);

- формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета;

- управление и распоряжение объектами государственной и муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;

- управление и распоряжение земельными участками, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;

- управление и распоряжение жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договоров социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;

- предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий, субвенций, дотаций, права управления бюджетным долгом;

- подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

- лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

- проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

- возбуждение уголовных дел, проведение расследования;

- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

- представление в судебных органах прав и законных интересов Кыргызской Республики;

- регистрация имущества и ведение баз данных государственного и муниципального имущества;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов;

- назначение на государственные и муниципальные должности, включая проведение аттестаций, квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв.

Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит индивидуальный характер для определения коррупционных рисков в конкретном государственном органе.

7. Повышенный уровень коррупционных рисков содержится также в отдельных экономических и социальных сферах:

- транспорт и дорожное хозяйство;

- строительство и капитальный ремонт;

- энергетика и нефтегазовый комплекс;

8. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски, может быть выявлена:

- в ходе заседания антикоррупционной комиссии и комиссии по этике;

- в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Кыргызской Республике;

- по результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, поступивших в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О порядке рассмотрения обращений граждан ";

- при рассмотрении уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- в сообщениях в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению, поступивших в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О средствах массовой информации ";

- при рассмотрении материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами и их должностными лицами.

Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.

3. Перечень коррупционных рисков в системе государственных органов Кыргызской Республики и перечень коррупциогенных должностей в государственном органе

9. Формирование перечня коррупциогенных должностей в государственных органах, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, осуществляется с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной (трудовой) деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями. При этом важно определить коррупциогенные сферы деятельности государственного органа и определить перечень коррупционных рисков государственного органа.

10. Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении должностных полномочий, могут служить следующие действия:

- необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу;

- оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики;

- нарушение должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;

- искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;

- попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

- действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным (трудовым) полномочиям;

- бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;

- получение должностным лицом, членами его семьи, близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;

- получение должностным лицом, членами его семьи, третьими лицами кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

- совершение частых или крупных следок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;

- совершение финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями законодательства Кыргызской Республики.

11. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий государственному органу необходимо сформировать и утвердить перечень коррупционных рисков в системе государственных органов Кыргызской Республики по форме и образцу согласно приложению 1 и перечень коррупциогенных должностей в государственном органе по форме и образцу согласно приложению 2 .

Утверждение указанных перечней осуществляется руководителем государственного органа после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании рабочих групп с привлечением членов Общественных советов государственных органов и независимых экспертов. Рабочие группы создаются под председательством одного из руководителей государственного органа.

Основанием для проведения заседания рабочих групп является приказ руководителя государственного органа, касающийся осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

12. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционных рисков могут стать:

- изменение структуры государственного органа;

- возложение на государственный орган новых функций и полномочий.

13. Уточнение (корректировку) перечней предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.

4. Управление коррупционными рисками

14. Управление коррупционными рисками (минимизация) достигается различными методами: от устранения соответствующего коррупционного риска до введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:

- значительно уменьшается риск отклонения должностного лица при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;

- снижается степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;

- создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

- обеспечивается единообразное осуществление функций должностными лицами различных государственных органов;

- создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.

В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

- перераспределение функций между структурными подразделениями внутри государственного органа;

- введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", системы электронного обмена информацией);

- исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

- совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;

- сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;

- оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;

- сокращение сроков принятия управленческих решений;

- установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно опасной функции;

- установление дополнительных форм отчетности должностных лиц о результатах принятых решений.

В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящем Методическом руководстве, необходимо осуществлять на постоянной основе посредством:

- организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в СМИ информации о фактах коррупционной деятельности должностных лиц;

- использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

- проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения.

Осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах, потенциально создающих коррупционные риски, либо минимизировать их.

15. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей должностными лицами и государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:

- своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;

- выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;

- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц;

- корректировка перечня коррупционных рисков и перечня коррупционных должностей в государственных органах.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности должностных лиц.

Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе путем проведения опросов на официальном сайте государственного органа в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с должностными лицами.

При осуществлении мониторинга:

- формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками;

- обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями государственного органа, иными государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения о коррупционных проявлениях.

Результатами мониторинга являются:

- подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц, а также по внесению изменений в перечень коррупционных рисков и перечень коррупциогенных должностей в государственном органе;

- ежегодные доклады руководству государственного органа о результатах мониторинга.

16. В целях эффективной реализации настоящего Методического руководства рекомендуется:

- выносить на обсуждение консультативно-совещательных органов по предупреждению коррупции в каждом государственном органе;

- на постоянной основе доводить до сведения руководства государственного органа информацию о проведении государственным органом оценки коррупционных рисков, мониторинге и выполнении мероприятий по минимизации коррупционных рисков возникающих при реализации ими своих функций.

17. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающие при реализации функций государственного органа, корректировкой перечней коррупциогенных должностей в государственной службе, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях консультативно-совещательного органа не реже одного раза в год.

18. Информация о проведении государственными органами оценок коррупционных рисков, мониторинге и выполнении мероприятий по минимизации коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих функций, доводится до сведения руководства.