Категория: Бланки/Образцы
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Творческий отчет учителя по организации исследовательской деятельности школьников, включает подробное описание форм и методов работы для повышения мотивации учащихся и качества усвоения материала, формы внеклассной работы, ориентированные на повышение исследовательского интереса у обучающихся
Критерии мотивации и оценивания обучающихся
Сборник содержит комплект критериев по различным видам деятельности учащихся для само- и взаимоконтроля различных видов работ - доклада, презентации, реферата и др. Представляет набор инструментов для учителя при организации проектной деятельности; наиболее современное средство мотивации учащихся
Проект "Организация исследовательской деятельности при обучении физике"
Предлагаемое пособие предназначено руководителям, методистам, педагогам образовательных учреждений; посвящено актуальной проблеме повышения познавательной активности обучающихся через организацию исследовательской деятельности. Практическую ценность для учителя имеет представленный в приложении комплекс методических инструментов мотивации и оценивания работы учащихся на основных этапах. Пособие может дать пищу для раздумий и поддержать интерес к инновационности и экспериментированию.
Презентация проекта "Организация исследовательской деятельности"
Краткая характеристика проекта "Организация исследовательской деятельности обучающихся" с презентацией и сопровождающим текстом
Наука опытным путем. Мастер-класс (презентация работы во внеурочной деятельности)
Разработка представляет собой доклад (мастер-класс), презентацию работы во внеурочной деятельности (по ФГОС). В ней представлены методы мотивации обучающихся, способы оптимизации организации работы обучающихся достижения и проблемы, возникшие в процессе работы
Рекомендую всем, кто занимается исследовательской деятельностью ознакомиться с материалами Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева . которые очень полно описывают всю систему исследовательской работы:
Научно-исследовательская деятельность учащихся (доклад)
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД НАСЛЕДИЯ МЕНДЕЛЕЕВА. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся - http://www.bfnm.ru/p9aa1.html
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД НАСЛЕДИЯ МЕНДЕЛЕЕВА. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся - http://www.bfnm.ru/p9aa1.html
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД НАСЛЕДИЯ МЕНДЕЛЕЕВА. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся - http://www.bfnm.ru/p9aa1.html
Структура исследовательской работыСодержит:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- фамилию, имя и отчество автора;
- тему научной работы;
- фамилию, имя и отчество научного руководителя;
- город и год.
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Содержит:
- оценку современного состояния решаемой проблемы;
- обоснование необходимости проведения работы.
Необходимые элементы содержания:
- АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы (раскрывает личную и научную значимость работы);
- НОВИЗНА (обосновывает уникальность данного исследования)
- ЦЕЛЬ (формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь);
- ЗАДАЧИ (конкретизируют цель по этапам работы);
- ГИПОТЕЗА исследования (это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно);
- МЕТОДЫ исследования (Основные методы: наблюдение и эксперимент, подробное описание на странице Большая коллекция рефератов или странице школы № 21 г. Озерска Челябинской области );
- ОБЪЕКТ исследования (подробное описание дается в Википедии )
- ПРЕДМЕТ исследования (как теоретические, так и практические, значимые для науки свойства, элементы или особенности объекта исследования)
Основная часть (не более 10 страниц)
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
Буклет изготавливается в формате А4 и складывается в 3 раза с помощью программы Mc Office Word или Mc Office Publisher. причем в программе Mc Office Publisher существует множество довольно интересных макетов различной формы и цветовой гаммы. Рекомендации по созданию буклета представлены на сайте Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева в разделе Методические материалы >>>>> ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ >>>>> Рекомендации по оформлению буклета . где наглядно представлена структура буклета. По своей сути буклет - это рекламный листок вашей работы, поэтому в него включаются как все основные элементы исследовательской работы, так и данные об авторах работы и учебном заведении - сжато и красочно.
Нумерация страниц в буклете несколько отличается от обычной. Следует иметь в виду, что буклет читается в соответствие с разворотом страниц;
Страница 1 - титульный лист, оформляется декоративно, по содержанию соответствует титульному листу работы, но может сопровождаться фотографиями авторов, данными о научном руководителе, т.е. допускается большая степень свободы, как и во всем буклете;
Страница 2 -3 - актуальность, гипотеза, цели, задачи, объект и предмет исследования (желательно цели и задачи не разделять на разные страницы, в остальном эти страницы включают все элементы "Введения")
Страница 4 - 5 - план исследования или краткое содержание исследования
Страница 6 - выводы.
При подготовке к выступлению настоятельно рекомендую ознакомиться с "Методическими рекомендациями по организации исследовательской работы" . опубликованными на сайте Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И.Менделеева и обратить особое внимание на "Типичные ошибки, встречающиеся в работах участников конкурса". Хочу подчеркнуть, что в области естественнонаучных предметов при выступлении огромное значение имеет хорошо отрепетированная демонстрация эксперимента с качественными комментариями.
Требования, выдвигаемые к докладчикам на большинстве конкурсов следующие:
Регламент выступления: 7-10 минут;
В начале доклада должны быть четко выделены актуальность, новизна работы, цели и задачи, гипотеза и методы исследования;
Четкое изложение основных положений работы, наглядно сопровождаемое (наиболее значимые таблицы, рисунки, схемы, расчеты должны быть хорошо видны всем слушателям)
Чёткая формулировка выводов;
Желательно сообщить, что самого важного и интересного принесла Вам работа, на какие дальнейшие исследования она вас подтолкнула.
Используйте при подготовке к выступлению:
– аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
по срокам представления:
– за 1 месяц до начала конференции;
по форме представления:
– в 2 экземплярах off line;
– в электронной версии на дискете;
– в формате Word 6.0, 7.0, 8.0;
– шрифт 14, Times New Roman.
Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
Заметим, что обе эти формы – и статья, и тезисы – создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.
Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам, в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать, как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в главе, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Затем следует составление библиографического списка.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам, которые предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя:
– его практическую значимость;
– краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы ).
Первая глава обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.
Вторая-третья главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не большее 1–2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Библиографический список требует особой точности при составлении.
Примеры правил оформления
в списке различных вариантов изданий
Книга одного и более авторов:
1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М. Интеллектцентр, 2001. – 296 с.
2. Шишов С. Е. Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М. Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.
3. Госс B. C. Семенюк Э. П. Урсул А. Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М. Мысль, 1984. – 268 с.
Сборник с коллективным автором:
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород – РИС, 2000. – 180 с.
Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.
Статья из энциклопедии и словаря:
Бирюков Б. В. Гастев Ю. А. Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М. 1974. – Т.16. – С. 393–395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.
Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение .
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений:
– размещаются после библиографического списка;
– в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
– к аждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Еще одна особая часть основного текста – это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б) подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
В качестве примечания выступают:
– определение терминов или устаревших слов;
– справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
– перевод иностранных слов и предложений;
– пояснения основного текста;
– примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Дмитриева Л.М. председатель школьного научного общества
Требования к оформлению исследовательской работыОдна из отличительных особенностей научной деятельности – строгость в соблюдении прядка проведения и правил оформления исследовательской работы. Требования к оформлению исследований можно изучить самостоятельно, например, прочитав книгу Ануфриева А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. Для того, чтобы сэкономить время учеников на поиск и изучение такого рода литературы, педагоги гимназии разработали специальные образцы оформления исследовательских работ, где кратко и наглядно показано, как конкретно надо оформлять титульный лист, библиографию и другие элементы исследования.
Следует отметить, что при оценке научного труда большое внимание уделяется качеству его оформления. Этот показатель – один из критериев оценки исследовательских работ на научно-практических конференциях, конкурсах. А если вы будете сдавать как экзамен по выбору предметы «Исследовательский проект» или «Основы теории познания», то знайте, что практически в каждом экзаменационном билете есть вопросы, касающиеся оформления исследовательского проекта.
Ниже мы приводим образцы-памятки по оформлению исследовательской работы.
Общие требования к оформлению исследовательской работы
1. Работа должна быть напечатана на компьютере
2. Все страницы должны быть скреплены
3. Работа помещается в папку
4. Используется бумага формата А4
5. Текст должен быть расположен только с одной стороны листа
6. Используется черная краска
7. Шрифт: Тimes New Roman, 12, полуторный интервал между строк, автоматический перенос слов
8. Поля: слева - 3 см. остальные 2 см
9. Выравнивание по ширине
10. Номера страниц - справа, внизу страницы. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем не ставится
11. Титульный лист, содержание, библиография, сноски, цитаты и другие структурные элементы работы оформляются по соответствующим образцам.
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].
7- это номер источника информации в разделе «Библиография»,
5 – номер страницы в этом источнике.
Номер источника и страницы заключаются в квадратные скобки, точка ставится за скобками.
Если цитата в первоисточнике расположена на нескольких страницах, то в квадратных скобках пишется, например, [7, с. 5 - 6].
(отсутствующая часть обозначается тремя точками)
«…проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы … за прошлый учебный год» [7, с. 5].
«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы …» [7, с. 5].
Титульный листВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГБОУ ИЗМАЙЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1508 СОДЕРЖАНИЕПравила написания научно-исследовательских студенческих работ (НИР)
К научным работам такого рода предъявляются следующие требования:
Текст НИР должен отвечать следующим требованиям:
Наличие в тексте НИР синтаксических, пунктуационных и орфографических ошибок является основанием для снижения оценки за курсовую работу, а для студентов 4-5 курса и магистров - недопуск к защите выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации до того момента, пока ошибки не будут исправлены.
Обязанности научного руководителя:
Списки тем курсовых, выпускных квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций с указанием имен их исполнителей и научных руководителей хранятся в номенклатуре дел соответствующей кафедры.
НИР оцениваются прежде всего по следующим критериям:
Без наличия отзыва научного руководителя НИР на рецензию не принимается.
НИР должна быть представлена на рецензию не менее чем за десять дней до официального времени защиты.
Рецензия должна содержать дату ее подписания рецензентом.
Рецензия должна быть отдана студенту не менее чем за три дня до защиты.
Требования к написанию и оформлению научной статьи:
Правила оформления научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных работ, магистерских диссертаций)
Одним из этапов обучения студентов является выполнение научно-исследовательских работ (НИР) (рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций), представляющих собой формы отчетности по самостоятельной работе студентов.
Методические указания содержат требования, предъявляемые к оформлению НИР.
Оформление НИР в соответствии с изложенными требованиями является необходимым условием для допуска работы к защите (сдаче преподавателю).
Цель методических указаний - установление единообразного оформления НИР.
Основной задачей данной разработки является создание технологической основы процесса выполнения НИР в соответствии с требованиями стандартов.
Общие требования к оформлению НИР
Научно-исследовательская работа представляется на проверку руководителю в сброшюрованном виде. Курсовая, выпускная квалификационная, дипломная работа переплетается в специальную папку.
Объем НИР (без учета приложений) в страницах компьютерного набора должен составлять:
НИР оформляется на листах белой бумаги формата А4 (размером 297 ? 210 мм). Лист заполняется с одной стороны с оставлением полей следующих размеров: левого -30 мм (для подшивки); правого - 16 мм, нижнего - 20 мм, верхнего - 20 мм.
Текст должен быть напечатан на компьютере.
При подготовке текста рекомендуется использовать легко читаемые шрифты гарнитуры "Times new roman" размером 14 пунктов (в таблицах от 10 до 12 пунктов). Декоративные и оформительские шрифты можно применять только для наименований разделов (подразделов), подрисуночных надписей, наименований таблиц и т.п. Не следует использовать более 2-3 видов гарнитур. Выделение в тексте предпочтительнее выполнять полужирным шрифтом или курсивом, но не подчеркиванием или разрядкой.
Межстрочный интервал - 1,5.
Материал курсовой работы располагается в следующем порядке:
Материал выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации располагается в следующем порядке:
Отзыв руководителя и рецензия на дипломный проект (работу) в папку не переплетается.
Содержание структурных элеметнов НИР
Требования к оформлению текста.
Главы и параграфы. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки глав, а также слова "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ" следует размещать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами, не подчеркивая. Заголовок параграфа начинается с заглавной буквы. Не допускается перенос части слова в заголовке. Главы нумеруются римскими цифрами. После номера главы ставится точка. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы: номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Например, "2.3." (третий параграф второй главы). Слово "Параграф" не пишется.
Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем одинарным интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа. Расстояние между названием параграфа и текстом равно полуторному (1,5) интервалу.
Заголовки глав и параграфов должны быть заметны: их выделяют различными шрифтами, при этом способы выделения заголовков одной значимости должны быть одинаковыми по всей работе.
Абзацы начинают с новой (красной) строки и печатают с отступом, равным пяти знакам. Не допускается переносить на новую страницу окончание раздела в 1-2 строки текста. Также недопустимо, чтобы заголовок главы или параграфа располагался на одной странице, а его текст - на другой.
Пункты внутри глав не нумеруются, а выделяются знаками-маркерами. Например:
Характеристики эффективного контроля:
Нумерация страниц. Все страницы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу или посередине верхнего поля страницы. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.
Формулы. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Высота знаков - в пределах 5-7 мм. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не помещается в одну строку, она должна быть перенесена после математического знака (например, "+") с его обязательным повторением в новой строке.
Пояснения значений символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первая строка начинается со слова "где", двоеточие после которого не ставят (в этом случае после формулы ставят запятую). Обозначение одного и того же параметра в пределах всей записки должно быть одинаковым и соответствовать международной системе (СИ).
Перед приведением формулы необходимо дать ссылку на источник, из которого она заимствована. Рекомендуется использовать свернутые формы математических выражений.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - "(1)". Допускается нумерация формул в пределах главы работы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и номера формулы, разделенных точкой, например, "(3.1)". Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой ссылкой обозначения приложения, например, "(В.1)". Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Таблицы. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Составные части таблицы приведены на рис.1, оформление которых имеет свои особенности.
Название таблицы должно точно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.
Заголовки глав таблицы начинают с заглавных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу "№ п/п" в таблицу не включают.
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе таблицы на следующую страницу.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.
Таблицы слева, справа и внизу, как правило, ограничиваются линиями. Линии, разграничивающие строки, допускается не приводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные не приводятся, то в графе ставится прочерк.
Таблицу размещают так, чтобы читать ее без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.
Рис. 1. Макет таблицы
При переносе таблицы на другой лист головку таблицы следует повторить, а в правом верхнем углу разместить слова "Продолжение таблицы. " с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, можно не дублировать ее. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, которые делают либо в качестве заключенного в круглые скобки выражения (Таблица 2), либо в виде оборота типа: ". по данным таблицы 2"; слово "таблица" можно сокращать (Табл.2).
При наличии в работе небольшого по объему цифрового материала оформление таблицы нецелесообразно. Такой материал следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок.
Рисунки. Все иллюстрации (диаграммы, схемы, графики, фотографии и т.п.) именуются рисунками. Наличие иллюстраций помогает читателю лучше воспринять материал.
Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы (если для понимания иллюстрации нужен текст - это плохая иллюстрация).
Рисунки следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице. При большом количестве рисунков их можно помещать по порядку номеров в приложении.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например, "Рис. 1". Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения, например, "Рис.А.3". Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы работы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, "Рис.1.1".
Все рисунки в тексте должны быть пронумерованы. Нумерация может быть сквозной или по главам.
В работе должны быть даны ссылки на все рисунки. Ссылку помещают либо в качестве заключенного в круглые скобки выражения (Рис.2), либо в виде оборота типа: ". как показано на рис.2".
Рисунки следует снабжать надписью, соответствующей основному тексту и самому рисунку. Надпись имеет четыре основных элемента:
Она строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не заменяет общего наименования рисунка, а лишь поясняет его.
Если иллюстративный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к тексту иллюстрации или к ее названию.
Графические рисунки должны быть выполнены единообразно на принтере ПЭВМ. Рисунки выполняются непосредственно на листах работы или на вклейках.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.
Ссылки (порядок цитирования). Источником цитаты должно быть цитируемое издание (произведение), а не издание (произведение) другого автора, где цитируемый текст приведен в качестве выдержки. Цитирование по цитате допустимо только в том случае, если первоисточник недоступен или его поиск затруднен; цитируемый текст стал известен по записям автора или по воспоминаниям другого лица.
Разрешается цитирование только логически законченного фрагмента текста, то есть цитирование с полнотой, гарантирующей неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Следует также обратить внимание на точное указание источников цитат. Цитата заключается в кавычки. Работы других авторов рекомендуется цитировать по последнему изданию.
На каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска. Рекомендуется применять сквозную нумерацию сносок (отсылку к списку литературы). Например: "По словам генерального директора АВПК "Сухой", Михаила Погосяна, "модернизация СУ-30 имеет примерно двухлетнюю перспективу" [5, С.2]". После упоминания о произведении в тесте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных) указывается и номер страницы, на которой помещается используемый источник.
Сокращения и аббревиатуры. В письменных аттестационных работах допускаются общепринятые сокращения слов, а также сокращения, оговоренные нормативными документами. Целесообразно придерживаться правил сокращения слов, определенных ГОСТ 7.12-93.
Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов.
Корректурные знаки, используемые при правке текста.
В процессе оформления ПЗ возникает необходимость исправления ошибок, выделения отдельных элементов текста, включения в текст или удаления из него отдельных фраз, слов, букв. Для указания места и характера корректировки текста используется система графических знаков.
Приведем начертание и назначение некоторых корректурных знаков, применяемых при правке черновиков ПЗ или при их перепечатке.
Знак Z ставится для обозначения начала абзаца ("красная строка").
Знак дуги (проведенной слева сверху в право вниз) указывает на необходимость ликвидации абзаца. Левый конец знака при этом ставится в начале фразы, которая должна быть отнесена в продолжение предыдущего абзаца.
Знак ? означает необходимость внесения пропущенной буквы (например, редатирование).
Знак ? служит для указания на необходимость внесения пропущенного слова или нескольких слов (например: документ составлен ошибок).
Знак перечеркнутого внутри прямоугольника указывают на необходимость удаления лишнего слова или части текста.
Знак. служит для восстановления ошибочно зачеркнутого слова или фразы.
Знак I применяется для разъединения по ошибке слитно напечатанных слов (например, знакразъединения).
Знаки стрелки применяются для указания на перестановку слова или группы слов из одной строки в другую. При этом переносимые слова обводятся "кружком", а стрелка указывает на место переноса.
Знак - указывает на необходимость уничтожения пробела между словами (например, большие пробелы между словами в строке убирают знаком).
Знак v применяют для указания на необходимость уничтожить знак или букву (например, лишние буквы в середине слов вычеркивают знаками соединения).
Знак ^v указывает на необходимость уменьшения пробела между двумя строками.
Создано / Изменено: 22 декабря 2015 / 29 марта 2016