Руководства, Инструкции, Бланки

анализ музыкального занятия в доу по фгос образец img-1

анализ музыкального занятия в доу по фгос образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анализ музыкального занятия в ДОУ

Анализ музыкального занятия в ДОУ

Схема анализа музыкального занятия

  1. Программное содержание занятия.

Отражение в программном содержании воспитательно-образовательных задач; комплексное решение задач всестороннего воспитания личности ребенка: эстетического, нравственного, умственного, физического, трудового.

  1. Создание условий при проведении занятия:
  • место занятия в режиме дня;
  • наличие плана, наглядных пособий, атрибутов, игрушек, ТСО;
  • подготовлен ли нотный материал к занятию;
  • эстетичность и педагогическая целесообразность интерьера помещения (зала, групповой комнаты), наличие необходимого количества стульев, соответствие их размера возрасту детей, расположение их соотносительно инструмента, состояние инструмента;
  • внешний вид музыкального руководителя, знание материала, исполнительское мастерство (качество музыкального исполнения);
  • внешний вид воспитателя, знание им плана и содержание занятия;
  • внешний вид детей (одежда, обувь).
  1. Деятельность музыкального руководителя в ходе занятия.
  • Тип музыкального занятия: доминантное, традиционное, комплексное, тематическое.
  • Методика проведения занятия: организация детей в начале занятия, какие виды музыкальной деятельности использовались на занятии, их чередование; соотношение нового и повторного материала.
  • Учет умственной, физиологической и эмоциональной нагрузки; учет основных программных задач; учет предшествующей занятию (и последующей) детской деятельности, ее характера; учет возрастных особенностей детей данной группы; учет условий помещения; состав группы.
  • Методика проведения занятия; использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения на занятии по всем видам музыкальной деятельности; эффективность их использования.
  • Активизация внимания детей; формирование у детей инициативы, самостоятельности, творческой активности; создание интереса ко всем видам музыкальной деятельности: наличие индивидуального подхода к детям, решение воспитательных задач, анализ качества выполнения детьми всех заданий, участие детей в анализе.
  1. Деятельность воспитателя в ходе занятия.
  • Эмоциональный настрой воспитателя, умение сопереживать.
  • Умение видеть каждого ребенка в процессе всего занятия, чтобы вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Целесообразная активность воспитателя на занятии.
  1. Деятельность детей на занятии.
  • Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность.
  • Организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения; самостоятельность.
  • Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.
  • Оценка умений и навыков детей в восприятии музыки. Умение эмоционально отзываться на музыку. Отражение эмоционального восприятия музыки в ответах, высказываниях детей.
  • Оценка навыков детей в пении. Использование на занятии вокальных упражнений, упражнений на развитие музыкального слуха, музыкальных представлений, их эффективность.
  • Умение детей передавать в движении характер музыки. Выразительное исполнение детьми различных движений под музыку.
  • Навыки музицирования у детей на детских музыкальных инструментах; умение играть индивидуально и в ансамбле; место этого вида музыкальной деятельности в занятии.
  • Творческие проявления детей в пении, играх, танцах.
  • Качество усвоения детьми материала занятия по всем видам музыкальной деятельности.
  1. Длительность занятия.
  2. Соответствие воспитательно-образовательных задач проведенного занятия содержанию плана на данный отрезок времени.

Другие статьи

Анализ просмотренных итоговых музыкальных занятий

Анализ просмотренных итоговых музыкальных занятий

Жанна Акулова
Анализ просмотренных итоговых музыкальных занятий

Анализ итоговых занятий по музыкальному развитию .

В результате просмотра занятия выявились следующие знания и умения детей.

• Дети справляются с программным содержанием музыкального развития данного возраста.

• Двигаются в соответствии со сменой характера в музыке. ритмичны в движениях, освоили все основные виды танцевальных движений.

• Проявляют активный интерес к вокальной деятельности, напевны в исполнении, вступают дружно после музыкального вступления.

• Дети узнают песни по музыкальному вступлению. по отрывку мелодии в ином регистре.

• При восприятии музыки различают высокое и низкое звучание, соотносят характер произведения с содержанием иллюстраций. Способны дать соответствующую характеристику настроения музыкального произведения. владеют простейшими муз. терминами.

Первая младшая группа

Занятие«У нас в гостях кукла Маша»

При подборе материала к занятию был использован максимально удобный и интересный репертуар, что обеспечило положительную атмосферу на занятии. дало яркие положительные впечатления. Тем самым была выполнена цель занятия .

Дети справляются с программным содержанием муз. развития данного возраста.

• Малыши освоили основные виды простейших танцевальных движений. легкий бег, кружение парами, пружинистые приседания, выставление ноги на пятку.

• Дети активны в подпевании, многие исполняют песни целиком.

• Освоили игру на простейших музыкальных инструментах. узнают их, различают динамические изменения в музыке .

Дети были активны во всех видах музыкальной деятельности на протяжении всего занятия .

музыкальный руководитель Акулова Ж. М.

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка) - Страница 3

Анализ занятия в детском саду.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.

Модель построения обучающего занятия.

Возникновение интереса к
предстоящей деятельности,
готовность в восприятию

Изложение учебного материала

Закрепление учебного материала

Подведение итогов занятия,
индивидуальная оценка детей

Возникновение чувства
удовлетворения познавательной
деятельностью

Определение новых
целей

Возникновение интереса
к предстоящей новой
деятельности, ожидание ее

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», - и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.
Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:
1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?
2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?
3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.
4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?
5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?
6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?
7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Формы анализа и самоанализа занятия.
1. краткий (оценочный) анализ – это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию;
2. структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;
3. системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;
4. полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;
5. структурно- временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;
6. комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;
7. психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);
8. дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.);
9. комплексный анализ – это одновременных анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Анализ занятия.
• Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?
• В какой форме прошло Целеполагание занятия?
• Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации.
• Какие приемы были использованы для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?
• Психологический климат занятия: положительный, эмоциональный или его отсутствие.
• Способствовало ли подведение итогов занятия повышению (интереса детей к данному виду деятельности)?
• Отбор содержания занятия: научность, логичность, системность, доступность, наглядность, оптимальность объема учебного материала.
• В чем проявилась творческая активность детей?

Самоанализ занятия.
1. Цель.
2. Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная)
3. Вид занятия.
4. Тип занятия.
5. Какие методы и приемы применяли, в чем их педагогическая ценность и как они себя оправдали?
6. Какие наглядные пособия применяли и в чем их педагогическая ценность?
7. Активность детей, учебная деятельность детей.
8. Какие затруднения возникли и как они были преодолены?
9. Как реализовалось выполнение задач и достигнута ли цель занятия?

Примечание.
Многие учителя, затрудняясь в описании опыта, готовы отказаться от участия в конкурсе вообще. Их пугает сам процесс аналитической деятельности. Это и на самом деле трудно и мучительно. Но, ступив на этот путь вынужденно, учитель приобретает такие умения, которые продвигают его на пути профессионального роста.
Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм
повышения квалификации.
.
***
Итак, Вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили материалы. Предлагаем Вам оценить их в педагогической позиции - “встань на место Другого”. Представьте, что Вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт Другого и оцените в соответствии с конкурсными требованиями.
Как Вы считаете ? это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли в материале опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли внешний вид рукописи требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов?
Заметим, что разумная степень критичности на этом этапе подготовки к конкурсу поможет Вам улучшить качество содержания и внешний вид представляемого на конкурс Вашего профессионального портрета.

Что делать далее?
Выполнив этот этап работы, готовьтесь к конкурсному занятию. Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в выступлении участника конкурса. Из этого следует, что участнику конкурса необходимо детально продумать, как его занятие впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта ? конкурсное занятие ? самоанализ УЗ. При этом постарайтесь избежать повторов как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией.
Заметим, что каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно ? профессиональный образ.
Учебное занятие (а не урок, потому что время ограничено 30 минутами, да и ситуация совершенно не стандартная), как самая центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.
Важно, чтобы занятие было профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимо ? действие, диалог!
Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.
Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.
Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства ? вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.

Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.
.
* * *
Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей, для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):
• глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);
• грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;
• коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
• умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).
Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.
Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен.

* * *
Если Вы победили в трех турах…
Теперь, когда определились 15 номинантов, мы подошли к Мастер-классу Что здесь требуется от учителя? Каковы задачи этого конкурсного испытания? Кто его оценивает? В каких условиях он проводится?
Мастер-класс оценивает Большое жюри, которое определяет пятерку суперфиналистов и главного победителя ? Учителя года. В этом заключается цель этого этапа конкурса. Это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены предметных жюри и оргкомитета, учителя тех школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы.
Тему дня конкурсантам второго этапа объявляет Большое жюри за сутки до проведения. Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег–участников конкурса.
Что же такое Мастер-класс? Можно ли его подготовить в течение суток? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что Мастер-класс ? это все-таки шоу, спектакль и что он не может считаться серьезным конкурсным испытанием. Но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.

Ведь такое занятие ? звездный, победный час! ? вынашивается задолго до конкурса, хотя это происходит порой подсознательно. Но такова логика творчества, логика творческой профессии, к которой относится педагогическая профессия. Задача суперфиналиста – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 30 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории ? трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами. Нередко, именно личностные качества определяют уровень успешности учителя.
Это занятие, не должно быть обычным, рабочим, состоящим из всем известных этапов, приемов, действий.
Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание и требовать от аудитории “полного ответа”: ведь в импровизированном классе ? коллеги, они владеют предметом общения. Здесь очень важно, чтобы диалог учителя с его “классом” эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме: владение содержанием своего предмета, умение использовать его в необходимом контексте определяет степень профессиональной компетентности претендента на высокое звание. Содержание ? это основа, позволяющая продемонстрировать за 30 минут урока педагогическое мастерство, профессионализм и, если позволите, Величие Педагогики.
Это занятие ? увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием в обычном ? удивительного, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.
Самоанализ занятия, ответы на вопросы Большого жюри (10 минут) в присутствии большой профессиональной аудитории ? завершающий этап второго тура Всероссийского конкурса. Мастер, как правило, объективен и самобытен в самооценке своей деятельности, он может объяснить допущенные промахи, проанализировать непредвиденные ситуации, умеет оценить по достоинству работу своих коллег.
Обратите внимание! В последние годы нет жесткого регламента (20 минут занятие + 10 минут самоанализ) — конкурсант может сам распорядиться 30 минутами. отведенными на Мастер-класс.
Это занятие, по мнению большинства, ярко проявляет личностные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость Учителя ? Мастера.
Заметим, впрочем, можно ли дать какие-либо рекомендации или советы, как стать звездой первой величины?


ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Общие положения

В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.
Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п. отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

Структура портфолио педагогического работника
Титульный лист (Приложение 1)

Раздел 1. Общие сведения о педагоге
• образование (копия диплома);
• копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
• повышение квалификации (копии документов).
Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации
• два комплекта экспертных заключений (для работы экспертов);
• аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно).

Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности
Документы разделов 3-6 должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении по данной должности и типу учреждения.
Каждый пункт имеет свой балл. Педагогический работник, собрав портфолио, может провести самоэкспертизу и определить сумму баллов. Необходимую для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию сумму баллов можно набрать, не имея собственных книг, монографий, не являясь доктором наук или победителем всероссийского профессионального конкурса. Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.
Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Экспертные заключения утверждены распоряжением Комитета по образованию от 18.03.2011 № 412-р.