Руководства, Инструкции, Бланки

анализ урока по химии фгос образец img-1

анализ урока по химии фгос образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Самоанализ урока химии - Самоанализы уроков - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

Предложенный самоанализ урока химии в 8 классе на тему «Массовая доля растворенного вещества» в первую очередь предназначен для учителей химии. Самоанализ содержит подробное описание этапов урока, использованных учителем форм и методов организации урока, интересных приемов и находок. Не смотря на описанные недостатки, выявленные при проведении урока, материал может быть полезен для учителей химии как по содержанию урока, так и по использованным методам и приемам.

Маркова Наталья Владимировна (Публикатор)

Материал содержит формулирование целей урока и соответствующих им этапов урока на тему «Минеральные удобрения» в соответствии с ФГОС. Описаны разнообразные формы и методы, использованные на уроке, и определена их эффективность. Подробно рассмотрена работа обучающихся в группах. Отражена практическая значимость знаний о минеральных удобрениях для современных учащихся. Выявлены и проанализированы недостатки, проявившиеся при проведении урока.

Маркова Наталья Владимировна (Публикатор)

Самоанализ составлен на основе схемы анализа урока по ФГОС. В самоанализе отражены все этапы анализа, поэтому данный материал может быть полезен не только учителям химии, но и широкому кругу учителей других предметов. На примере темы «Аммиак» сформулированы цели урока, описана организация урока, определено соответствие урока требованиям ФГОС, рассмотрено содержание, методика проведения и психологические основы урока.

Маркова Наталья Владимировна (Публикатор)

Спасибо за поздравления!

Елена Алексеевна, как я рада, что вы опубликовали медальки. Медальки замечательн.

Дай Бог здоровье. Спасибо.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями фгос

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями фгос

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Канина Людмила Сергеевна
учитель химии
МБОУ Туимская СОШ № 3

В работе современного педагога поставлена задача изучения и анализа различных возможностей, методов, форм и средств обучения в образовательной среде, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. В профессиональной деятельности педагога большую роль играет проектировочный компонент. Он включает в себя: цели и задачи учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предметов, анализ планируемых результатов обучения, разработку хода урока, подбор учебных ситуаций, планирование методов, организационных форм, анализ планируемых результатов обучения.
К уроку по теме «Аминокислоты» 10 класс создана технологическая карта, отражающая деятельность учителя и ученика, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов и планируемые результаты.

Технологическая карта урока по химии 10 класс по теме «Аминокислоты»


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


I. Мотивация к учебной деятельности


Заинтересованы интересными фактами; изучают рисунки слайдов; участвуют в беседе;


Излагает познавательный материал; использует мультимедиа; показывает флаконы с препаратами, банку с паштетом, фото культуриста; осуществляет доброжелательный и деловой настрой на урок


Участие в беседе; ответы на вопросы; свои суждения; установление связи между фактами и темой урока


Знать: значимость аминокислот; их открытие и способ получения для нормальной жизнедеятельности человека


Личностные:
уметь отражать личное видение вопроса

Регулятивные:
уметь вставить правильный ответ во время беседы

Коммуникативные:
уметь общаться с учителем во время беседы

Познавательные:
уметь применить во время беседы известные факты


II. Формулирование темы урока, постановка цели


Ответом на вопрос называют тему; через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока


Используя ситуацию, заинтересовывая ученика, подводит его к формулировке темы; используя логическую последовательность вопросов, подводит ученика к постановке цели урока


Фронтальные вопросы; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи; выдвижение цели


Знать: функциональные группы аминокислот; основный характер аминогруппы; кислотный характер карбоксильной группы; амфотерность как двойственную природу взаимодействия; пример амфотерного неорганического и органического соединения


Личностные:
уметь быстро дать правильный ответ
Регулятивные:
уметь оперативно оценивать ответы (свои и своих одноклассников)
Коммуникативные:
умение работать на всю аудиторию
Познавательные:
узнать факты или дополнить свои знания


Работают в группах; делают лабораторные опыты, работая по карте; дают объяснения изменениям; отвечают на вопросы; делают записи в тетради и у доски, смотрят слайды презентации; слушают учителя; пишут самостоятельно уравнения реакции; взаимно проверяют задание (в парах); работают с учебником и дополнительным материалом.


Организует и координирует выполнение лабораторных опытов; задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды (элемент лекции); организует текущий контроль; направляет работу по учебнику; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды.


Работать в группах; выполнение лабораторных опытов; объяснить изменения, протекающие в результате взаимодействий; ответить на вопросы; сделать выводы; записать уравнения реакции в тетрадях (у доски индивидуально); проверить реакцию горения в паре; найти в учебнике и изучить реакцию поликонденсации; рассказ учителя поддерживать своими рассуждениями и вступать с ним в диалог; задавать вопросы; уточнять данные; находить решение проблемы; проверить задание в паре.


Знать: физические свойства аминокислот;
химические свойства аминокислот;
их номенклатуру;
гомологи и изомеры;
получение; применение


Личностные:
умение проводить исследование
Регулятивные:
использование самопроверки и взаимопроверки и сравнение с образцом
Коммуникативные:
умение работать в группе и в паре
Познавательные:
умение применять получаемые знания на практике, при выполнении упражнений


IV. Закрепление нового


Вживаются в ситуацию; изучают материал по источнику информации; готовят выступление.


Обеспечивает учащихся дополнительным материалом для изучения ситуации; организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды.


Работать в группе; работать с дополнительным материалом; выделять главное существенное; подготовить выступление; выступить с сообщением.


Знать применение аминокислот; некоторые их специфические свойства; биологическую значимость и фармакологическую ценность некоторых аминокислот


Личностные:
умение подготовить сообщение
Регулятивные:
уметь переработать материал в соответствии с поставленными условиями
Коммуникативные:
умение выступить перед классом
Познавательные:
применить материал для данной ситуации


V. Контролирующее задание


Самостоятельная работа по теме урока; работа со слайдом; самопроверка задания


Организует выполнение самостоятельной работы


Выполнить самостоятельно работу; проверить и оценить её; корректировать свои знания


Знать: номенклатуру соединений ряда аминокислот; их амфотерность и химические свойства; уметь составлять структурные формулы аминокислот; уметь применить на практике


Личностные:
умение понять формулировку задания
Регулятивные:
самопроверка теста
Коммуникативные:
умение признать свои ошибки или адекватно оценить правильный ответ
Познавательные:
умение сконцентрировать своё внимание на заданных вопросах


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Высказывают своё мнение об уроке; слушают оценку своего труда; комментируют ответы других.


Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников; слушает их похвалу или критику.


Выслушать оценку своей работы; высказать своё мнение по предложенному обсуждению; принять адекватно похвалу или критику


Знать: изученный материал в полном объёме; ход урока; деятельность на уроке свою и своих одноклассников; уметь давать оценку различным видам работы


Личностные:
уметь высказывать личное мнение
Регулятивные:
уметь оценивать себя и других
Коммуникативные:
умение вести дискуссию
Познавательные:
уметь видеть в уроке и изучение теории, и этапы его ведения


Литература:
1) М.М.Поташник. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2008г.

Педсовет - Химия: тематическое планирование, презентации, уроки по ФГОС, планы занятий, методические разработки, статьи, рекомендации

Исследование почв на содержание тяжелых металлов химическими и биологическими методами

В работе автор изучает особенность влияния солей тяжелых металлов на здоровье человека.Выявляет химические методы определения ионов тяжелых металлов в почвах.Экспериментально устанавливает возможность использования кресс салата для биоиндикации тяжелых металлов.

Игра-эрудицион по химии "Химия в годы Великой Отечественной войны"

Игра предназначена для учащихся 9 классов. Целью мероприятия является стимулирование учащихся к получению новых знаний в области химии, роли химической промышленности и города Углича в годы ВОВ.

Инновационные технологии в процессе обучения химии

Традиционный урок не отвечает современным требованиям ФГОС. Необходимо внедрение инновационных педагогических технологий, благодаря которым происходит развитие личности. способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Увеличительные приборы

Презентация на тему "Увеличительные приборы" предназначена для использования содержащегося в ней материала на уроках биологии в 5 классе. Работа раскрывает понятие о приборах, с помощью которых мы можем раскрыть тайны микромира.

Креативные уроки ФГОС

Автор: Пашкевич Светлана Витальевна

В статье рассматривается структура занятия, разработанного на основе модели инновационного креативного урока системы НФТМ-ТРИЗ, по программе авторского курса «Основы химии для начальной школы», которая реализуется в Лицее № 130 города Екатеринбурга. Автор даёт описание чувства вещества как метапредметного результата обучения химии, приводит информационную карту занятия и раскрывает с методическим обоснованием содержание каждого блока

Автор: Долгова Ольга Анатольевна

В статье представлена разработка креативного урока по теме «Кислоты». Автором в соответствии со структурой креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ разработаны все блоки урока, рассматривается решение творческих задач в соответствии с выбранной темой

Автор: Гришина Валентина Викторовна

В статье рассматривается использование навыков креативного мышления на уроке химии. Приводится блочное описание урока изучения нового материала в 10 классе, на котором знания добываются в совместном поиске. В ходе урока формируется творческое мышление

Автор: Бездетко Наталья Ивановна

В статье представлен урок химии в 8-м классе. Цель данного урока создание условий для усвоения темы: «Кислород: химический элемент и простое вещество. Получение и применение кислорода», развитие готовности мышления и усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля; развитие информационной, коммуникативной компетентности учащихся. Урок запланирован и проведён по структуре креативного урока с использованием заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Разработка данного урока рекомендована учителям химии

Самоанализ урока химии по теме «Простые вещества» - Методическая копилка - Каталог файлов - Персональный сайт

урока химии по теме «Простые вещества»

в 8 «а» классе

Учитель Исмагилова Н.В.

1. Анализ содержания урока.

Данный урок в блоке «Простые вещества» первый. Опорой для изучения данной темы являются раннее полученные знания о составе простых и сложных веществ. Приобретение и применение новых знаний идет в ходе проектной деятельности учащихся. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся организована с помощью исследовательской практической работы. Творческая деятельность учащихся реализуется через защиту мини-проектов проектных групп. Развитие мыслительной деятельности осуществляется при определении индивидуальных целей, задач, планирования собственной деятельности исследования простых веществ внутри проектных групп, при формировании вывода урока.

2.Характеристика методов, форм и средств, используемых на уроке.

Для реализации компетентностного подхода в обучении применятся технология «Метод проектов» и модульное обучение, где модуль выступает как план самообучения. С целью повышения качества усвоения новых знаний учащимися на уроке организована практическая исследовательская работа. Для развития активности и самостоятельности мышления применила проблемно – поисковый метод обучения, для формирования ЗУНов – частично-поисковый метод. Работа учащихся на уроке организована по группам.

3. Обеспечение психологического состояния учащихся в классе.

Урок проводился в 8 «а» классе. Класс по составу комбинированный, с разным типом познавательной способности. Поэтому, урок построен дифференцировано по группам с учетом психофизиологических особенностей учащихся

Для более благоприятного протекания учебного процесса и успешности обучения каждый ученик занимает свое психофизиологическое место, исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; при подготовке презентации мини-проектов учащимся предлагается творческий подход.

Формирование знаний о простых веществах металлах и неметаллах, их классификации на основе их физических свойств, явлении аллотропии.

Знать понятия простые вещество, физические свойства металлов и неметаллов, классификацию простых веществ;

Уметь определять простое и сложное вещество, металл и неметалл, доказывать это примерами, самостоятельно формулировать выводы.

Развитие умений определять принадлежность веществ к простым и сложным веществам, металлам и неметаллам

Развитие умений ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем.

Создать благоприятные условия для качественного обучения, активного усвоения и восприятия нового материала,

развития активности и самостоятельности мышления, самостоятельной познавательной деятельности через постановку проблемы, проектную исследовательскую деятельность, работу с учебником.

Правила ТБ при работе с нагревательными приборами, правила нагревания.

Урок реализации элементов проектной деятельности в виде лабораторной работы исследовательского характера

Проектная деятельность учащихся, исследовательская практическая работа. Ведущая деятельность – исследовательская творческая.

По средствам обучения – проблемное изложение, наглядный;

По характеру деятельности – частично- поисковый, творческий, исследовательский;

По способу развития – дедуктивный, практический, проблемно- поисковый.

У каждой группы: пробирка, спиртовка, держатель, простое вещество Ме и неМе: 1-я группа –Р и Аl, 2-я – S и Fe, 3-я – С и Сu

ДО. Прибор электропроводности, штатив, колба, спиртовка, I2. графитовый стержень, неМе: P,S,C. Ме: Al,Cu.Fe

Презентация мини-проектов, формирование выводов.

ЛП. § 13, § 14. Приготовить сообщения о полупроводниках, значении простых веществ Ме и неМе

ПП. § 13, § 14. Приготовить сообщения о полупроводниках, применении простых веществ Ме и неМе

УРОКА В 10 «Б» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

Урок проводился в 10 «б»классе. В классе обучается 17 человек: 12 девушек и 5 юношей. Коллектив сформировался из учащихся 9 «б» класса. 15 человек могут обучаться на повышенном уровне. У них высокая познавательная активность, выше среднего уровень внешней и внутренней мотивации.

Данный урок первый в теме «Карбоновые кислоты». На первом уроке изучаются: общие сведения о карбоновых кислотах, их состав, классификация, номенклатура, изомерия. Более подробно изучаются предельные одноосновные карбоновые кислоты, рассматриваются вопросы об электронном строении их молекул, физических и химических свойствах. На примере предельных одноосновных карбоновых кислот подтверждается положение Теории химического строения веществ А.М. Бутлерова: строение вещества определяет его свойства.

Урок проходит в форме слайдовой презентации. Прогнозирование и изучение нового материала идет по слайдам. Содержание каждого слайда обобщается и закрепляется самими учащимися. Проблема урока ставится через решение задач на вывод М.Ф. карбоновых кислот.

Содержание, структура урока создают условия для самостоятельного обучения и изучения нового материала, на основе анализа и синтеза формируют выводы о строении и свойствах кислот, что способствует саморазвитию и самореализации школьников.

  1. Характеристика методов, форм и средств, используемых на уроке.

Для формирования теоретических и фактических знаний, для развития наблюдательности и повышения внимания применяется комбинация информационно-иллюстративного, проблемного методов обучения.

для формирования ЗУНов – частично-поисковый;

для развития умений осуществлять умозаключение, анализировать – дедуктивный метод; для обучения элементам творческой деятельности – метод проектов.

В качестве информационных средств обучения использованы учебник, слайды; методических – обучающие модели – структурные формулы кислот на слайдах, технических – экран мультимедийный проектор, экран, доска.

Для повышения интереса к предмету химия, устойчивости внимания и запоминания, вовлечения в учебную деятельность каждого ученика, организации познавательной деятельности урок проводится в форме слайдовой презентации и практической деятельности.

Использованные методы, формы и средства способствуют благоприятному протеканию учебного процесса, делают его более эффективным, наглядным, устраняют перегрузки учащихся на уроке и позволяют развить самостоятельную познавательную деятельность на уроке, экономить время. Анализ состава молекул кислот, знания о типах гибридизации, принципах классификации и видах изомерии облегчает дальнейшее изучение органических кислот. В течение всего изучения новой темы учащиеся применяют раннее полученные знания.

Дифференцированный подход к первичному контролю способствует саморазвитию, самоактуализации и самоконтролю.

  1. Обеспечение психологического состояния учащихся в классе.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроке придает учащимся уверенность в том, что они сами самостоятельно могут приобретать знания и применять их; способствует установлению обратной связи на уроке: визуально-интуитивную, приводит к сотрудничеству ученика и учителя. Применение алгоритма подачи нового материала: «Интересно – Могу – Хочу» способствует формированию осознанию учащимися «Я могу и хочу», что повышает активность познавательной деятельности учащихся по данной теме.

Изучить, спрогнозировать новый материал.

Раскрыть понятия о карбоновых кислотах, признаках классификации, ознакомить с правилами номенклатуры: ИЮПАК, исторически сложившейся, видами изомерии; изучить особенности строения молекулы предельных одноосновных кислот через работу со слайдами, и на основании этого предположить физические и химические свойства кислот, подвести к выводу, что строение вещества определяет его свойства.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся

через показ слайдов, организацию лабораторной работы;

развитие логическое мышление, способности к рефлексии через анализ состава строения вещества, умений строить структурные формулы изомеров карбоновых кислот и давать им названия, формулировать выводы.

Воспитание навыков учебного труда, обращения с лабораторным

оборудованием, самостоятельной познавательности, логического

Соблюдение техники безопасности, различные виды учебной

деятельности, эмоциональное восприятие учебного материала.

Урок изучения и формирования новых знаний и практических

навыков и умений, развивающий.

По средствам обучения – проблемное, информационно-иллюстративное изложение.

по характеру деятельности - частично – поисковый, творческий,

исследовательский, по способу развития – дедуктивный, практический, проблемно – поисковый.

Проектор, экран, слайды, карбоновые кислоты: уксусная и лимонная, HCl, индикаторы – универсальный лакмус, пробирки.

Визуально - интуитивная, выдвижение подтверждение гипотезы.

Дифференцированная самостоятельная работа.

§ 20. Стр. 175 – 179. упр. 1,8, 14,16, 17. Выучить особенности строения молекулы.

Мотивационно – организационный.

Подготовка к учебному процессу, настрой на дальнейшую тему,

используя опорные знания, обеспечение мотивации. Сообщаю

ученикам: с помощью одного из представителя этих веществ мы

печем вкусные, пышные торты, консервируем, любим компоты из

Актуализация опорных знаний.

Проверить правильность знаний, обеспечить усвоение нового материала.

1. Какие вещества называются кислотами?

2. Какими общими свойствами обладают неорганические кислоты?

Как можно подтвердить это?

3. Что называют гидроксильной группой?

4. Что называют карбонильной группой?

Обучение, усвоение, осмысление, восприятие, запоминание нового

материала, активное участие в подведении итогов.

Постановка проблемы: учащиеся на доске решают задачи на вывод М.Ф. карбоновых кислот и записывают молекулярную и структурную формулы.

Определение цели урока .

1.Работа с 1слайдом. Вопросы:

  1. Что общего в составе этих веществ?
  2. В чем их различие?
  3. Какие бывают карбоновые кислоты?

2. Работа со 2 слайдом: Вопросы:

1. Как назвать карбоновые кислоты?

3. Работа с 3 слайдом: Классификация. Подтверждение предположений уч-ся.

4. РЕФЛЕКСИЯ: Работа с 4 слайдом. Дайте названия карбоновым кислотам.

5. Работа с 5 слайдом: Вопросы:

1. Какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот?

РЕФЛЕКСИЯ: Составить структурные формулы изомеров для веществ, написанных на доске и дать им названия.

Постановка проблемы: Можете ли вы назвать физические и химические свойства карбоновых кислот?

6. Работа с 6 слайдом: Электронное строение молекулы. Дать опору.

Выдвижение гипотезы: Какими свойствами обладает сильно подвижный положительно заряженный водород?

Можем ли мы предположить физические свойства к.к.?

РЕФЛЕКСИЯ: Какие физические свойства проявляют к.к.?

7. Работа с 7 слайдом. Подтверждение гипотезы.

Прогнозирование: Как мы можем доказать, что водород может отщепляться в виде катиона?

8 .Выполнение лабораторной работы: подтвердить предполагаемое – испытание растворов карбоновых кислот на индикаторы. Обсуждение результатов.

Рефлексия: Составьте уравнение диссоциации этановой и пропановой кислот.

Прогнозирование, нацеливание на изучение и восприятие следующего материала: На основании знаний о неорганических кислотах предположим химические свойства карбоновых кислот.

Рефлексивно – оценочный.

Проверка понимания нового материала, устранение пробелов в усвоении, вовлечение всех учеников в обсуждение результатов лабораторных исследований и урока, формирование вывода; первичное закрепление знаний.

1. Какие органические соединения называются карбоновыми кислотами?

2. Дайте классификацию кислотам.

3. Как дать названия карбоновым кислотам?

4. Какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот?

5. Выполните на выбор самостоятельную работу. работу.

Дача домашнего задания, подведение итогов урока.

УРОКА В 8 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Химические свойства солей в свете Теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций»

Урок проводился в 8 «а» классе. В классе обучается 21 человек. Класс по составу комбинированный, с разным типом познавательной способности, поэтому урок построен дифференцированно с применением новой технологии НЛП – дифференциация по типам мышления.

В системе уроков данный урок 15-16. На изучение материала отводится 2 часа. На предыдущих уроках уже изучены признаки реакций ионного обмена, химические свойства кислот и оснований в свете ТЭД и ОВР, учащиеся умеют составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, окислительно-восстановительных реакций. Поэтому на уроке идет повторение и закрепление раннее полученных знаний и умений, изучение нового материала, где рассматриваются особенности взаимодействия солей с металлами и солями. Химические свойства солей изучаются в ходе исследовательской деятельности – выполнение лабораторной работы. Каждый этап изучения фиксируется с помощью модульных карточек. Исследовательская деятельность учащихся сменяется выполнением упражнений по составлению уравнений. Анализ и формирование выводов по каждому этапу лабораторной работы позволяет развивать мыслительную деятельность. Творческая деятельность учащихся (сообщения) позволяет расширить кругозор и связать теорию с практикой. Формирование умений и навыков идет в процессе закрепления: фронтальный опрос и дифференцированная самостоятельная работа. Для первичного закрепления знаний и умений учащимся предлагается самим выбрать задания.

Содержание и структура урока, дифференцированный подход по типу мышления способствуют более качественному самообразованию и саморазвитию учащихся.

  1. Характеристика методов, форм и средств, используемых на уроке.

Для более эффективного формирования практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся, создания более успешной учебной ситуации на уроке мною была применена новая технология НЛП – дифференциация по типам мышления (лево- и правополушарное обучение.). Для обеспечения активности и самостоятельности мышления за основу взяла метод обучения проблемно - поисковый с опорой на модуль, дедуктивный метод, для формирования ЗУНов – частично-поисковый, применила разные уровни заданий. Для повышения уровня понимания организовала дифференцированную познавательную деятельность, исследовательскую работу, содержание заданий модулей составлено отдельно согласно типа мышления. Работа учащихся на уроке организована по группам: «левополушарники», «правополушарники» и «равнополушарники». Для повышения интереса к предмету химия, устойчивости внимания, вовлечения в учебную деятельность каждого ученика на уроке проводится лабораторная работа, использованы элементы практического применения знаний в повседневной жизни.

  1. Обеспечение психологического состояния учащихся в классе.

Применение новой технологии НЛП способствует развитию и активизации мыслительных процессов школьников, восприятию и усвоению новой информации. благоприятному протеканию учебного процесса, делает урок более эффективным и успешным, учитывает врожденные способности функциональной организации головного мозга, что благотворно сказывается на общем развитии личности ребенка.

В течение 2-х лет школа работает в направлении поиска новых технологий в личностно – ориентированном обучении.

Личностно – ориентированное обучение – это максимальный учет конкретного индивида, в т.ч. врожденных качеств, ориентация на самобытность и уникальность, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции, рефлексии. Это форма организации общения ученика и учителя в единой системе.

Работая над проблемой развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся я заметила, что одни учащиеся хорошо воспринимают и усваивают учебный материал, а другие нет, при одном стиле преподавания. При смене стиля преподавания восприятие и усвоение материала учащимися меняется.

Как известно, психофизиологические возможности ребенка должны соответствовать требованиям, которые предъявляются ему социальным окружением. Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга: она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий головного мозга:

  • Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • Доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение;
  • Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий – равнополушарные люди.

Левополушарные любят конкретные письменные инструкции, делать упор на познавательные мотивы, их привлекает процесс познания, могут доказывать, они аналитики и аудиалы.

Правополушарные воспринимают словесную, образную, в виде графиков информацию, любят самостоятельно выбирать задания, проявляют творчество в любой деятельности, им необходимо делать упор на социальную значимость, у них высокая поисковая активность и у них высоко выражена потребность к самореализации и самопознанию.

Существующие школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Приведу высказывание профессора Трауготта: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Задачи учителя – дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие к ходе выполнения работы.

Большинство учебников построено на абстрактном, линейном стиле изложения информации, неоднократном повторении материала, что развивает навыки левого полушария и ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

В учебных планах разрабатывается обычно один стиль обучения: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником, что негативно сказывается на качестве знаний и умении применять эти знания на практике. Анализ динамики качества обученности учащихся за 2003-2006 учебные года показал некоторое снижение (см. приложения)

Все выше изложенное определило необходимость поиска новой формы обучения предмету химия.

Цель: Повышение качества знаний учащихся по предмету химия через создание благоприятных условий для успешной познавательной деятельности учащихся с опорой на их психофизиологические особенности (по типу мышления).

Задачи: 1. Изучение нейро-психологических особенностей учащихся.

2. Корректировка образовательной программы.

3. Апробация элементов новой технологии.

4. Создание программы по курсу химии с применением НЛП.

Средства. 1. Диагностика (совместная работа с психологом).

2. Коррекция блоков предыдущей программы: методы, формы, дидактический материал, система заданий.

Объект. Учебно - познавательная деятельность учащихся на уроках химии.

Предмет. Тип мышления учащихся.

Ожидаемый результат. Повышение качества знаний по предмету химия.

  • Создать благоприятные условия для активного усвоения и восприятия нового материала.
  • Раскрыть понятие о солях как электролитах, классификацию по составу, изучить свойства солей в свете ТЭД и О-ВР.и условия протекания реакции между солью и металлом и между солью и солью, подвести к выводу, что соли вступают в реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
  • Развитие активности и самостоятельности мышления через работу с модулем, самостоятельной познавательной деятельности через организацию лабораторной работы, ситуации успешности при дифференциации по типам мышления; развитие умений составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей.
  • Воспитание навыков учебного труда, обращения с лабораторным оборудованием, самостоятельной познавательности, логического мышления, связь теории с практикой.
  • Навыки техники безопасности. Различные виды деятельности, учет врожденной способности функциональной организации мозга.
  • Развивающий.
  • Урок лабораторно – практических занятий.

По средствам обучения – проблемное изложение, наглядный;

  • По характеру деятельности – частично- поисковый, творческий, исследовательский;
  • По способу развития – дедуктивный, практический, проблемно- поисковый.
  • Реактивы: соли: Na2 CO3, NaCl, Pb(NO3 )2, AgNO3 , BaCL2. K2 SO4, Na2 S, СuSO4, FeSO4. Кислоты: HCl, H2 SO4. Металлы: Fe, Cu, Zn, Pb.
  • Пробирки, «елочка», модульные карточки.
  • Выделение главного и анализ полученных результатов – ЛП. Формирование выводов – ПП.
  • Дифференцированная самостоятельная работа.
  • § 41. упр. 2. Сообщение «Применение солей».
  • ХОД УРОКА
  • Мотивационно – организационный.
  • Подготовка к учебному процессу, настрой на дальнейшую тему, обеспечение мотивации.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Проверить правильность знаний, обеспечить усвоения нового материала.
  • Дайте определения солям с точки зрения ТЭД.
  • Дайте классификацию солям по составу: работа с модульными карточками и индивидуальная работа у доски,
  • Задание для левополушарников: С помощью карточек достройте схему: Средние соли Кислые соли
  • Задание для правополушарников (на доске): продолжите список: NaNO3. K2 SO4 …. т.к. это … ;
  • NaH2 PO4, KHSO4, …, т.к. это … .
  • 3. Назовите признаки реакций ионного обмена и признаки О-ВР. (карточки на магнитной доске).
  • Какие химические свойства проявляют кислоты?
  • Какие химические свойства проявляют основания? (на магнитную доску вывешиваю модульные карточки - схемы).
  • Операционно – исполнительский.
  • Обучение, усвоение, осмысление, восприятие, запоминание нового материала, подведение итогов.
  • По карточкам – схемам с учащимися устанавливаем, что первых два свойства солей мы уже изучили: соли взаимодействуют с кислотами и щелочами. Повторяем условия протекания этих реакций: кислота должна быть сильнее; в состав соли, которая взаимодействует со щелочью должен входить металл, образующий нерастворимое основание.
  • Выполнение лабораторной работы.
  • Содержание заданий для левополушарников:
  • По схеме подберите нужные вещества и проведите опыт между ними.
  • СОЛЬ + Ме → РЕЗУЛЬТАТ?
  • СОЛЬ + СОЛЬ → РЕЗУЛЬТАТ?
  • Задания для правополушарников:
  • Проведите реакцию между: 1) растворами солей хлорида натрия и нитрата серебра, 2) железом (гвоздь)и раствором соли сульфата меди. Что наблюдаете? Объясните причину такого результата.
  • Задания для равнополушарных:
  • 1 группа: Проделайте реакции между растворами солей 1) NaCl и K2 SO4 ; 2) NaCl и AgNO3. В каком случае протекала реакция, в каком – нет? Ответ поясните.
  • 2 группа: Проделайте реакцию между растворами солей NaCl и K2 SO4 ; 2) K2 SO4 и Ba(NO3 )2. В каком случае протекала реакция, в каком – нет? Ответ поясните.
  • ДО. учитель: медную проволоку опустить в раствор сульфата железа, цинковую елочку в раствор нитрата свинца и, наоборот, свинец в раствор нитрата цинка(опыты закладываются заранее).
  • Рефлексивно – оценочный.
  • Проверка. устранение пробелов в усвоении, вовлечение каждого ученика в обсуждение результатов проведенных опытов и формирование вывода, первичное закрепление новых знаний
  • ---- обсуждение результатов опытов, установление условий протекания реакций взаимодействия солей с металлами и солями, запись уравнений в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, с металлом – в электронном виде; обращение к электрохимическому ряду напряжений металлов.
  • ----Формирование вывода:
  • Какие химические свойства проявляют соли? (на магнитную доску модуль-карточку).
  • При каких условиях возможно протекание этих реакций?
  • Где можно применить свои знания?
  • Вывод: Соли взаимодействуют с кислотами, щелочами, металлами и другими солями, если образуется осадок или выделяется газ.
  • Знания химических свойств солей можно использовать как качественные реакции для распознавания веществ и подтверждения ионного состава, для получения металлов.
  • Выполнение самостоятельной работы (составлена по типу мышления).