Руководства, Инструкции, Бланки

схема анализа внеклассного мероприятия образец img-1

схема анализа внеклассного мероприятия образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Возраст учащихся: класс, группа_________________

Добровольность (или обязательность) участия школьников во внеклассном мероприятии_______________

Общая и индивидуальная подготовка учеников к данному мероприятию_______________________________

Содержание и методика проведения мероприятия:

а) соответствие содержания поставленной цели_____

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала_____________________________

в) основные этапы мероприятия, наличие их логической взаимосвязи _____________________________

г) активность, познавательный интерес учащихся к занятию___________________________________________

д) методы и приемы, использованные на мероприятии, оптимальность их выбора и сочетания______

е) соответствие содержания, методов и приемов работы возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса________________________

ж) общая эмоциональная обстановка во время мероприятия_______________________________________

Особенности работы учителя на мероприятии (эмоциональность, контакт с учащимися, наличие обратной связи и т.д.)________________________________

Педагогическая значимость занятия:

а) уровень реализации образовательных целей______

б) уровень реализации развивающих целей_________

в) уровень реализации воспитательных целей______

Предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

ПЛАН ОПИСАНИЯ КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ

- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др;

- правил техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления);

- правил пользования кабинетом учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления);

- акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет его готовности к работе;

- протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

- плана работы кабинета на учебный год;

- расписания занятости кабинета (I – IV четверть) по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических, эстетических и технических к оформлению учебного кабинета.

3. Оснащенность кабинета географии мебелью, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, комплексом средств обучения, необходимым для выполнения образовательной программы школы (наличие моделей, приборов, коллекций, гербариев, макетов, карт, учебных картин, таблиц, экранно-звуковых пособий – диафильмов, диапозитивов, видеофрагментов и т.д.). Особенности их систематизации (по видам – карты, схемы, таблицы и т.п. по классам – 6 – 10 классы).

5. Характеристика комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, образцов практических и самостоятельных работ учащихся, контрольных работ, карточек-заданий, подборки олимпиадных заданий, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества учебно-воспитательного процесса по географии (с приведением конкретных примеров). Особенности их систематизации (по видам, по классам).

6. Описание экспозиционных материалов в кабинете географии:

- отражающих события внутренней и внешней жизни;

- организующих учащихся на овладение приемами учебной работы;

- содержащих материалы по изучению своего края.

7. Описание литературы, которая имеется в кабинете географии и используется в учебно-воспитательном процессе: справочная, научно-популярная, учебники, научно-методические пособия и т.д.

Другие статьи

Анализ внеклассного мероприятия


Главная | О нас | Обратная связь

Анализ внеклассного мероприятия

Анализа воспитательного мероприятия

1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
психолого-педагогический;
— предметно-содержательный
(анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).

Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.

Анализ внеклассного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

Анализ внеклассного мероприятия
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.

2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.

5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность)

6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)

1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
(схема Ю. Самсонова)

1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:
— прослушивании музыки;
— восприятии живописи;
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.
4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:
— в интеллектуальном;
— в эмоциональном;
— в художественно-эстетическом.
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

Образец оформления карточки студента-практиканта по воспитательной работе

Пояснительная записка педагогическая практика это один из наиболее важных и ответственных этапов подготовки специалистов в высшем учебном заведении; это время, когда происходит профессиональное становление будущих педагогов и раскрываются их творческие способности.


Образец оформления карточки студента-практиканта по воспитательной работе
^ КАРТОЧКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа __________________________________________

Место прохождения практики:

  • город ___________________________

  • школа __________________________ класс ______________

  • Ф.И.О. классного руководителя _______________________________________________

Период прохождения практики __________________________________________________
I. Перечень проведенных воспитательных мероприятий


Подпись кл. руков.

^ II. Зачетное воспитательное мероприятие
Дата проведения _________________________

Название мероприятия _________________________________________________________

Форма проведения _______________________

Отметка ________________________________
^ III. Рекомендации по профессиональному росту
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ IV. Итоговая отметка за педагогическую практику по воспитательной работе
Итоговая отметка ________________________

Печать образовательного учреждения

Подписи: директор образовательного учреждения, классный руководитель

Примерный образец оформления конспекта внеклассного мероприятия
^ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа __________________________________________

Школа _____________________ Класс _____________________

Ф.И.О. классного руководителя __________________________________________________

Подпись классного руководителя _________________________
Название мероприятия _________________________________________________________

Форма проведения _____________________________________________________________

Цель и задачи _________________________________________________________________

Предварительная подготовка ____________________________________________________

Оформление класса ____________________________________________________________

Ход воспитательного мероприятия _______________________________________________

Анализ проведенного воспитательного мероприятия:

1) ребятам понравилось ___________________________________________________

2) в ходе подготовки было сложно _________________________________________

3) в ходе проведения воспитательного мероприятия:

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
^ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Название мероприятия, его педагогическое обоснование.

2. Цель и задачи проводимой работы.

3. Организация подготовки учащихся: степень участия, наглядное оформление, использование ТСО.

4. Содержание и методика проведения мероприятия:

а) соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

б) воспитательная и познавательная ценность подобранного материала, направленность на формирование личностных качеств ребят;

в) эмоциональная насыщенность, интерес учащихся к мероприятию, их активность и вовлеченность в ход мероприятия;

г) приемы и методы воспитания, использованные на мероприятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития ребят данного класса;

д) учет индивидуальных особенностей учащихся.

5. Особенности личности классного руководителя: убежденность, эмоциональность, контакт с детьми, знание ребят, педагогический такт.

6. Педагогическая ценность проведенного мероприятия.

Педагогическая характеристика учащегося

I. ^ Новообразования возраста. их наличие и проявления.

II. Отношение ученика к учению. желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения.

III. ^ Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

1. Умение планировать учебную работу: навыки планирования учебной и трудовой деятельности; навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи.

2. Умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы.

3. Умение осуществлять самоконтроль в учении, собранности, внимательность, умение работать сосредоточенно.

4. Уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность.

IV. ^ Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащимся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности в кружках и факультативах, олимпиадах и конкурсах, в различного рода внешкольных учреждениях, интерес к предполагаемой профессии, стремление поделиться своими знаниями и умениями с товарищами, участие в оформлении и оборудовании кабинетов; награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе.

V. ^ Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями с товарищами, художественные способности и способы их реализации.

VI. ^ Общественная и трудовая активность школьников. инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.

VII. ^ Состояние здоровья и физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, награды за разного рода спортивные достижения.

VIII. ^ Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, честность, порядочность.

IX. ^ Взаимоотношения учащегося с коллективом класса. отношение к нему товарищей, степень общительности, его место в коллективе класса.

X. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.

XI. ^ Рекомендации родителям и учителям в работе с данным ребенком.

Примерная схема заключения по воспитательной работе

Примерная схема заключения по воспитательной работе

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННОГО ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа __________________________________________

Школа ___________________________ Класс ______________________________________

Ф.И.О. коллеги-студента и/или классного руководителя, проводившего мероприятие _____________________________________________________________________________

Дата проведения _______________________________________________________________

Название мероприятия _________________________________________________________

Форма проведения _____________________________________________________________

Примерная схема анализа посещенного внеклассного воспитательного мероприятия:

Тема воспитательного мероприятия и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя.

Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития обучающихся данного класса.

Организация подготовки мероприятия:

своевременность подготовки студента и обучающихся к проведению мероприятия;

обеспеченность учебно-материальным оборудованием,

Содержание и методика проведения мероприятия:

создание ситуации готовности и организационное начало мероприятия;

соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

убедительность, четкость, эмоциональность студента в постановке и раскрытии перед обучающимися цели и задач классного часа;

воспитательная и познавательная ценность подобранного материала, направленность на формирование личностных качеств учеников;

эмоциональная насыщенность, интерес обучающихся к мероприятию, их активность и вовлеченность в ход мероприятия;

использованные приемы и методы воспитания, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и уровню развития ребят данного класса;

организованное завершение мероприятия;

педагогическое мастерство студента в проведении мероприятия: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения мероприятия; рациональное использование учебного времени; необходимые корректирующие действия студента в ходе проведения мероприятия.

Итоги проведенного мероприятия:

достижение цели и задач мероприятия;

позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;

педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы студента по подготовке и проведению мероприятия;

педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных обучающихся.

Педагогическая практика по воспитательной работе

Педагогическая практика по воспитательной работе

для начинающих методистов и студентовivкурсов

Отход от авторитарной педагогики и гуманизация всего учебно-воспитательного процесса предъявляют всё более высокие и сложно реализуемые требования к организации воспитательной работы:

личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребёнка, её высшей социальной ценности);

единство обучения, воспитания и развития;

природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребёнка, учёт возрастных и половых различий в воспитательной работе);

культуросообразность и национальное своеобразие воспитания в единстве собщечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки, а также культуру других народов);

гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, основанные на принципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и внимании к ним; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности; диалогичность общения);

гуманитаризация воспитания (приобщение личности к мировой культуре, воспитание экологического планетарного мышления);

дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учётом своеобразия детей, учителей, родителей, условий семьи, школы, социума);

средовый подход в воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения; привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий);

эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений);

рациональность и оптимальность организации педагогического процесса, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребёнку, и способствующие сохранению его здоровья, обеспечивающие его психологическую защищённость, развитие его индивидуальности.

Очевидно, что воспитательная работа в условиях реформируемой школы требует от студента определённой готовности (т.е. сформированности некоторых общекультурных и профессиональных компетенций). Готовность студента к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое образование и как определённое психическое состояние.

Профессионально значимое личностное образование предполагает наличие таких компонентов как:

положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности;

профессионально значимые черты характера и способности;

педагогически ориентированные особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов;

соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-этические установки.

Определённое психическое состояние складывается из совокупности следующих компонентов :

мотивационных (потребность успешно выполнить задания практики, интерес к процессу их решения, стремление добиться положительных результатов);

познавательных (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и возникающих проблем);

процессуальных (вооружённость необходимыми умениями и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать воспитательные ситуации);

эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).

Практика по воспитательной работе (в рамках педагогической практики) проводится на базе разных типов общеобразовательных школ. В период прохождения педагогической практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя или классного руководителя (на выпускных курсах). Подготовка студентов к воспитательной практике осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения на факультативах, в соответствующих кружках. В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

Овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, в группе продлённого дня, с отдельными учащимися.

Накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня.

Освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учётом специфики разного типа школ.

Овладение методами и приёмами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Приобретение студентами умения анализировать и обобщать передовой психолого-педагогический опыт и личный опыт работы в образовательных учреждениях.

В ходе воспитательной практики студенты выполняют следующие виды деятельности :

знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией; с основными направлениями и системой воспитательной работы в школе, классе, группе продлённого дня;

изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста, а также особенности развития коллектива сверстников;

оказывают помощь педагогам (классным руководителям, воспитателям) в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

самостоятельно планируют, разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, КТД, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоровительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.п.);

принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел (праздников, вечеров, конференций и т.п.);

студенты выпускных курсов выполняют обязанности классного руководителя в прикреплённом классе, осуществляя в комплексе все перечисленные выше виды деятельности.

В процессе педагогической практики по воспитательной работе студенты должны овладеть следующими умениями:

Наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в группе продлённого дня.

Определять конкретные воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, привлекать или формировать актив, выбирать наиболее эффективные приёмы и методы воспитательной работы, организовывать контроль и подведение итогов работы).

Изучать личность школьника и коллектив учащихся с помощью современных научно обоснованных психолого-педагогических методов.

Проводить различные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).

Использовать нетрадиционные формы воспитательной работы.

Приведённые ниже материалы помогут студентам-практикантам и начинающим методистам эффективнее реализовать обучающую и оценивающую функции педагогической практики.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

И ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Педагогическая практика – особое пространство для группового анализа педагогической деятельности.

При групповом анализе воспитательного процесса возможны более глубокий подход к оценке действий классного руководителя и учащихся и более объективная самооценка. Можно не согласиться с мнением одного человека, но нельзя не согласиться, когда на те или иные недостатки указывают все.

Весьма целесообразны на всех этапах педагогической практики взаимопосещения студентами воспитательных мероприятий. Анализ воспитательных мероприятий в присутствии практикующих классных руководителей и воспитателей, методистов, коллег-практикантов – хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, а также уникальная возможность для обмена опытом.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Первое слово предоставляется студенту, проводившему внеклассное занятие. Он должен обосновать, глубоко проанализировать занятие (тема, цель, задачи, тип занятия, оборудование, используемые пособия и литература, место данного занятия в системе воспитательной работы; методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, их дисциплина, наличие знаний по теме и др.), отметить положительные и отрицательные (на его взгляд) стороны занятия.

Далее следуют вопросы практиканту со стороны лиц, присутствующих на занятии, и ответы на эти вопросы.

Следующий этап – выступления присутствующих на занятии: а) студентов-практикантов; б) классного руководителя; в) преподавателя педагогики. Задача выступающих – подвергнуть занятие объективному всестороннему, но доброжелательному анализу (подчеркнув, прежде всего, позитивное), обязательно дать студенту практические советы и рекомендации, как на следующих воспитательных занятиях устранить допущенные недостатки.

Четвёртый этап – заключительное слово студента, проводившего внеурочное мероприятие. В нём он может ответить на замечания или согласиться с ними, а затем поблагодарить присутствующих на занятии за доброжелательное отношение, за полезные советы и рекомендации.

Заключительный этап – оценка занятия методистом-педагогом. В случае его отсутствия оценивает занятие классный руководитель.

СХЕМА АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО

Цель и содержание мероприятия.

соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;

обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;

направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.

(Это показатели педагогической и психологической грамотности классного руководителя).

Преемственность содержания данного мероприятия (его связь с другими мероприятиями в системе работы данного классного руководителя).

Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.

Способность классного руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации, способность принимать нестандартные решения; возможность использовать свой прежний опыт в новых условиях, творческое применение передового педагогического опыта.

(Это показатели педагогического творчества, новизны и оригинальности педагогических решений).

Насыщенность мероприятия интересной информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.

(Это показатели информированности и общей культуры классного руководителя, его умений учитывать возраст, интересы, потребности школьников).

Краткость и эффективность подготовительного периода.

(Это показатель организаторских способностей классного руководителя). Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию, и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.

Удовлетворённость школьников проведённым мероприятием.

(Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя). В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в детской среде, учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определённые умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворённости школьников проведённым мероприятием можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.

Культура проведения мероприятия, чёткость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний учащихся, их самостоятельность и инициатива.

(Это показатели оптимистической атмосферы в классном коллективе и знания педагогом своих воспитанников, его умения организовать всех и в то же время помочь каждому воспитаннику найти своё дело в общей работе).

Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия.

(Объективность самооценки – показатель педагогической требовательности к своей работе).

ПРИМЕЧАНИЕ1. По данной схеме анализируется показательное внеклассное мероприятие, проводимое учителем или студентом-стажёром в связи с учебными занятиями по педагогике, а также показательное мероприятие, специально проводимое учителем (классным руководителем) для группы студентов в период педагогической практики.

ПРИМЕЧАНИЕ2. Анализ одного мероприятия не может отражать качество работы классного руководителя в целом, а отражает только качество отдельных её сторон. Анализ отдельного мероприятия может быть использован практикантами и классными руководителями для накопления опыта самоанализа и самооценки работы, побуждения к профессиональному самосовершенствованию.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения занятия, школа, класс. Учитель (студент), ведущий занятие.

Тема занятия, цель, задачи, форма проведения.

Психолого-педагогическое обоснование занятия. В какой мере оно способствовало осуществлению поставленных задач; связь занятия с учебным процессом, его соответствие интересам и потребностям школьников.

Подготовительная работа к проведению занятия (инициатива учителя, студента; помощь и участие родителей; время, затраченное на подготовку; планирование занятия, оформление помещения; подготовка школьников к участию в коллективном мероприятии).

Подведение итогов занятия:

продолжительность, организационные особенности занятия;

ход и содержание занятия, реализация в нём принципов духовно-нравственного и гуманистического воспитания; эффективность методов, приёмов проведения занятия, соответствие их образовательно-воспитательным целям и возрастным особенностям учащихся; использование нетрадиционных форм работы;

организационно-методическая чёткость завершения занятия; рекомендации учащимся, сформулированные в конце занятия.

выполнение плана занятия, достижение цели и общая педагогическая оценка занятия;

воспитание у учащихся правильных взглядов и высших чувств;

привитие учащимся умений, навыков и привычек социально-активного поведения;

развитие познавательных интересов, а также психических процессов, свойств и состояний учащихся (внимания, памяти, воображения, речи, мышления, способностей, эмоций);

роль и место учителя (студента) в подготовке и проведении занятия, педагогический такт учителя (студента);

предложения и пожелания по совершенствованию педагогического мастерства.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема классного часа. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для школьников.

Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

Ход классного часа:

убедительность, чёткость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;

соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, манера общения, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование времени; коррекционные действия классного руководителя.

Итоги классного часа:

достижение цели и задач классного часа;

позитивные и негативные аспекты проведённого мероприятия, их причины;

педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя (по подготовке и проведению классных часов).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА КОЛЛЕКТИВНОЙ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КТД)

Класс (классы), количество учащихся, профиль обучения.

Название темы КТД.

Цель и воспитательные задачи; их соответствие уровню развития школьников.

Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке КТД; способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом учащихся при подготовке дела, стиль общения педагога с учениками.

Соответствие содержания КТД форме его проведения и поставленным воспитательным задачам.

Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность и инициативность.

Способы поддержания и воспитания дисциплины у школьников в процессе КТД.

Литература, используемая при подготовке КТД.

Анализ содержания, форм и методов проведения КТД.

Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения КТД.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема занятия. Место данной темы в общем плане работы.

Наличие общей цели, чётких воспитательных, образовательных и развивающих задач занятия.

Подготовка к занятию:

Своевременно ли она началась?

Кто принял участие в подготовительной работе и как были распределены поручения?

В чём проявилась активность и самостоятельность участников?

Какую помощь оказывали педагоги и родители?

Было ли начало занятия организованным? Присутствовали ли все ребята?

Кто открывал и вёл занятие?

Обсуждалась ли программа работы, вносились ли в неё изменения?

Были ли внимательны и активны все участники (сколько человек принимало участие в работе, какие задавали вопросы, делали дополнения)?

В какой форме были подведены итоги занятия?

Результаты воспитательного занятия:

Реализованы ли цель и задачи занятия?

Какие знания, умения и навыки приобрели ребята?

Какова роль руководителя-педагога? Сумел ли он направить занятие, не подавляя инициативы и самостоятельности ребят?

Понравилось ли занятие самим детям? На основании чего можно сделать то или иное заключение об этом?

Какие моменты занятия были наиболее эффективными и удачными?

Выявленные недостатки и рекомендации по их устранению.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Тема, цель и задачи проводимой беседы.

Актуальность темы беседы для данного коллектива.

Опора на моральный опыт детей.

Убедительность, конкретность доводов и аргументов.

Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий.

Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество и качество используемых источников, структура беседы, речь практиканта).

Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи практиканта, новизна и выразительность используемых примеров).

Степень участия детей в подготовке беседы.

Степень активности школьников во время беседы. Контакт практиканта с классом, стиль его отношений с учащимися, приёмы активизации детей.

Умение практиканта ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.

Выводы. Достигнута ли цель беседы, её достоинства и недостатки.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА БЕСЕДЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИЛИ ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема, цель и задачи проводимой беседы.

Место данной беседы в общей системе воспитательной работы.

Обусловленность выбора данных произведений искусства (художественность, интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).

Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.

Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.

Обеспечение целостного восприятия детьми произведений искусства (обстановка, содержание, техническое исполнение, организация слухового или зрительного восприятия).

Оценка разбора произведения искусства с позиций:

единства содержания и художественных средств;

учёта возрастных особенностей школьников;

приёмов активизации учащихся в ходе беседы: выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;

связи с жизнью, с поведением учащихся.

Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.

Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.

Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю (практиканту), проводившему беседу: целеустремлённость, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.

Достигнуты ли поставленные цели.

Выводы и рекомендации.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Каково место данного мероприятия в общей системе воспитательной работы? Как оно связано с предыдущими мероприятиями, на что в них опирается? Как «работает» на последующие воспитательные мероприятия? В чём специфика этого мероприятия?

Какова цель и задачи мероприятия? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

Какова эффективность подготовки мероприятия (роль учащихся, студента, учителя при подготовке и проведении мероприятия).

Соответствовало ли содержание мероприятия выбранной форме?

На каких понятиях, идеях, фактах делался главный акцент на мероприятии и почему? Выделено ли было главное, существенное?

Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

Воспитательная ценность мероприятия, активность детей, эмоциональный настрой, заинтересованность.

За счёт чего на мероприятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя (практиканта)?

Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель (практикант) планирует исполнение нереализованного?

Выявленные недостатки и пути их преодоления.

ПРИМЕРНАЯПРОГРАММА ЗНАКОМСТВА С УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.

здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение;

пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, общее озеленение;

места отдыха и игровые комнаты;

ТСО, лингофонные, дисплейные классы и классы информатики;

спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, душ, раздевалки;

кино – и актовый залы; зал ритмики и хореографии;

библиотека и читальный зал;

мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;

оформление и озеленение школы, классов.

Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.

Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение.

Основные направления учебно-воспитательной работы школы.

Традиции школы и их оценка.

Новации в деятельности коллектива

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

Общие сведения о семье: структура семьи, возраст, профессии родителей, бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальное положение.

Данные о семейном воспитании:

Воспитательная активность родителей: основные цели воспитания, наличие конкретных воспитательных задач, единство и согласованность требований взрослых к детям, общение с детьми, осведомлённость о жизни ребёнка; связь с учителями, классным руководителем; сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями; участие в воспитательной работе школы.

Общественная направленность семейного коллектива: отношение взрослых к труду, своему городу (селу), предприятию; степень активности взрослых в общественной жизни, нацеленность родителей на развитие духовных потребностей детей.

Психология семейных отношений (выбрать характерный тип отношений):

гармоничные отношения. уважение, дружба, любовь, теплота, взаимная забота, помощь;

неустойчивые, но положительные семейные отношения. непродолжительные, устраняемые конфликты;

отношения внешне благополучные. урегулированные, но внутренне неблагополучные: внешняя благопристойность держится на угрозах и страхе; родители подрывают авторитет друг друга, нередко самоустраняются от воспитания детей;

резко конфликтные отношения: частые конфликты, психологическая несовместимость родителей; алкоголизм одного из них или обоих, атмосфера грубости, недоверия.

Наличие личного места у ребёнка в доме.

Выполнение ребёнком режима дня.

Распределение трудовых обязанностей в семье.

Организация свободного времени, культура досуга семьи.

Отношение родителей к школе.

ИНФОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Согласно Закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают своё положение о классном руководстве, опираясь на соответствующие рекомендации.

Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.

Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям.

Главная функция классного руководителя – создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребёнка, защита его прав и свобод.

Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья учащихся:

изучает особенности развития детей;

помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;

проводит беседы о личной гигиене;

проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;

способствует организации спортивных соревнований;

пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:

изучает семью, её воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;

осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать следующей информацией:

состояние семейно-бытовых условий каждого ученика;

положение в классе;

внешкольные интересы и увлечения;

отношение к школе, учителям, родителям, одноклассникам;

стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

координация решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

определение совместно с учителями мер по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, обучению рациональным навыкам учебного труда;

посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся класса;

создание ситуаций, ведущих к самостоятельному пополнению знаний учащимися;

проведение педагогического консилиума с учителями с целью определения реальных учебных возможностей конкретных учащихся класса;

вовлечение учащихся в учебные кружки, клубы и т.п.;

подготовка и проведение совместно с учителями-предметниками смотров знаний, конкурсов, олимпиад, конференций и т.п.

Работа с классным коллективом:

организация дежурства учащихся на переменах;

привитие навыков трудовой культуры;

проведение праздников, вечеров, встреч с интересными людьми, с людьми разных профессий;

участие со своим классом в общешкольных, районных, городских коллективных творческих делах;

проведение специальных мероприятий, направленных на формирование у детей коммуникативной культуры;

работа с активом класса, тактичное направление лидеров в организации деятельности классного коллектива и т.п.

Документация классного руководителя:

план социального развития классного коллектива на каждое полугодие по различным направлениям (развитие интеллектуальных способностей; нравственно-эстетическое, половое, правовое, гражданское, экологическое, эстетическое воспитание и др.);

ученические дневники; личные дела школьников.

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Технология коллективного творческого дела включает шесть последовательно сменяемых стадий его подготовки и проведения.

1 стадия. Предварительная работа воспитателя.

Руководитель коллектива обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждой микрогруппы, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В заключение этого этапа проводятся нацеливающие беседы с учащимися, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2 стадия. Коллективное планирование.

На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: Какое дело провести? На радость и пользу кому? С кем вместе провести? Где провести? Эти вопросы обсуждаются в микрогруппах, руководитель незаметно подбрасывает идеи. В итоге выбирается лучший вариант, для его реализации избирается Совет дела – представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку дела.

3 стадия. Подготовка дела.

В микрогруппах идёт подготовка отдельных фрагментов общего коллективного дела. Педагог незаметно контролирует ход подготовки, помогая отстающим.

4 стадия. Проведение дела.

Любое КТД нужно стремиться провести в форме яркого праздника, в котором будут участвовать все, а педагог подготовит неожиданные сюрпризы.

5 стадия. Коллективное подведение итогов.

Чаще всего проводится в виде общего сбора-«огонька», во время которого идёт коллективный ответ на вопросы: Что было хорошо и почему? Что не получилось и почему? Что сделаем в будущем? Руководитель подводит итоги, докладывает их родителям, шефам, другим учителям.

6стадия. Последействие (использование опыта проделанной работы).

На общем сборе-старте обсуждают, что достигли, что ещё можно и хотелось бы провести, задумывают и обсуждают новое КТД.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

сформированность общественной направленности школьников, проявляющейся, прежде всего, в признаках коллективизма и общественной активности;

образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков; сформированность у учащихся познавательных интересов и потребностей, стремления к самообразованию; наличие общественно-ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности);

воспитанность учащихся (динамика развития у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития; сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании);

трудовой опыт, т.е. стремление к различным видам деятельности и наличие необходимых умений, практических навыков в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рационализаторский подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.

Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил, средств, времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач).

Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование.

Возможности повторения и творческого использования опыта одного педагога другим.

Научная обоснованность опыта (передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок).

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги, студенты-практиканты и руководители школы коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми, а также выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные совещания, собрания по проблемам педагогики (методики). Перед их проведением осуществляется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

Педагогические выставки, отражающие опыт (например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса); различные схемы и материалы о межпредметных связях; образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.д.

Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть других форм (конференций, совещаний и т.д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Педагог сначала выступает с докладом на педагогической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании.

Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, республиканские чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются острые и спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения практической реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приёмы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на учебный год или на несколько лет. Изучается теоретический и методический материал, анализируется личный опыт педагогов – участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикумов. На занятия выносятся такие вопросы как составление библиографии по определённым темам, подготовка плана изучения опыта, обсуждение методов изучения и выбор их по конкретным темам, выбор способов наблюдения и фиксации опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится учёными, опытными учителями-практиками.

Самообразование – это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других специалистов, если этот опыт уже описан и обобщён в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д.

В ПОМОЩЬ ПРАКТИКАНТУ: СЛОВАРЬ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ