Руководства, Инструкции, Бланки

как правильно соединять буквы при письме образец img-1

как правильно соединять буквы при письме образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

УД Каллиграфия

УД Каллиграфия Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Требования к современному уроку письма в I классе

1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:

  1. письмо мокрой кисточкой на доске;
  2. письмо в воздухе (используется когда у детей сформирован графический облик буквы);
  3. письмо с трафаретом;
  4. письмо через кальку и т.д.

3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).

4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т.д.

5. Учить читать письменный шрифт в обязательном порядке.

6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.

7. Рационально использовать рабочую «Пропись».

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Структура урока в подготовительный период обучения грамоте

1. Актуализация опорных знаний (повторение).

Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.

Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).

2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.

На этом этапе можно проводить:

  1. упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,
  2. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).

На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.

4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.

P.S. Письмо необходимо строго дозировать.

Нельзя писать сразу всю строку.

Детей нельзя торопить!

5. Работа по отработке правильного соединения букв.

6. Обучение чтению письменного шрифта.

7. Подведение итогов.

9. Подготовка к перерыву.

10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Структура урока в букварный период обучения грамоте

1. Мотивация. Организационное начало урока.

2. Подготовка к письму.

3. Фонетический разбор слова.

4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.

5. Письмо слов с «новой» буквой.

6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Подготовка к перерыву.

  1. Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.
  2. Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным.

В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).

Во 2 классе – 8 минут.

В 3 классе – 12 минут.

В 4 классе – 15 минут.

  1. Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.
  2. Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.
  3. В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.
  4. Письмом нельзя наказывать!
  5. Детей нельзя торопить в процессе письма.
Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Требования к современному уроку письма в I классе

1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:

  1. письмо мокрой кисточкой на доске;
  2. письмо в воздухе (используется когда у детей сформирован графический облик буквы);
  3. письмо с трафаретом;
  4. письмо через кальку и т.д.

3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).

4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т.д.

5. Учить читать письменный шрифт в обязательном порядке.

6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.

7. Рационально использовать рабочую «Пропись».

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Структура урока в подготовительный период обучения грамоте

1. Актуализация опорных знаний (повторение).

Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.

Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).

2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.

На этом этапе можно проводить:

  1. упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,
  2. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).

На этом этапе ребёнок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»). Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.

4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.

P.S. Письмо необходимо строго дозировать.

Нельзя писать сразу всю строку.

Детей нельзя торопить!

5. Работа по отработке правильного соединения букв.

6. Обучение чтению письменного шрифта.

7. Подведение итогов.

9. Подготовка к перерыву.

10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

Структура урока в букварный период обучения грамоте

1. Мотивация. Организационное начало урока.

2. Подготовка к письму.

3. Фонетический разбор слова.

4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.

5. Письмо слов с «новой» буквой.

6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Подготовка к перерыву.

  1. Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.
  2. Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным.

В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).

Во 2 классе – 8 минут.

В 3 классе – 12 минут.

В 4 классе – 15 минут.

  1. Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.
  2. Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.
  3. В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.
  4. Письмом нельзя наказывать!
  5. Детей нельзя торопить в процессе письма.
Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

- между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

- использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В. Комисаровой Л.Ю. Яковлевой М.А.;

-создавать на уроках:

- деятельностный подход в обучении;

- условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

- условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В. Комисаровой Л.Ю. Яковлевой М.А. [1, 4].

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.

Проводить уроки русского языка помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения “Капельки солнца” - Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д.

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

2. “ Тетрадь по чистописанию ” предназначена для работы с учащимися на уроках русского языка по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной “Русский язык”, 2 -4 классы [2]. Время работы на каждом уроке (кроме уроков развития речи, контроля, работы над ошибками) – 5 – 7 минут. Материал по чистописанию подготовлен таким образом, что он тесно связан с темой урока и является своеобразным “мостиком”, помогающим перейти к теме урока. Нумерация уроков соответствует предложенной в методическом пособии.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п.

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

1-я строка – строчная буква а. элементы буквы а.

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

Дальше в столбик записаны слова:

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

- Что объединяет все эти слова? (Все - имена существительные)

- Какое слово в этом ряду лишнее?

- Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

- Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

- В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:

- Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

- Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1 .

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

“Я сильней наверняка!” - молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” - спорит левая в ответ.

( Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

Как-то раз по речке Нил плыл огромный крокодил,
Рядом вынырнул другой, закричал ему: “Постой!”.

Раз огромный крокодил табуретку проглотил,
А теперь разинул пасть: как бы парте не пропасть!

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

- Что объединяет все эти слова?

- Какое слово в этом ряду лишнее?

- Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

  1. Бунеева Е.В. Комисарова Л.Ю. Яковлева М.А. Русский язык, 1- 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. – М. “Баласс”, 2000. – 192 с. (Серия “Свободный ум”)
  2. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Пронина О.В. Русский язык. 2, 3, 4-й класс
  3. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Пронина О.В. Программа для четырехлетней начальной школы.
  4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию, для 2 класса.
  5. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 2 – 4 классов
  6. Сулейманова З.С. Приемы работы в тетрадях по чистописанию (4-й класс). Начальная школа До и После. – 2006 г. - №6. – стр. 33-34
  1. 1 класс. Тема: Повторяем слоги и ударение (урок №6).

Цели: 1) Закреплять навыки письма в одну линейку, обучать работе в тетрадях по русскому языку.

2) Совершенствовать навык написания букв а и б и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

3) воспитывать гигиенические навыки письма, аккуратность.

Пальчиковая гимнастика: Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

1. -Сегодня у нас в гостях две черепашки. У них в лапках микрофоны.

Посмотрите, что они исполняют? Об этом вы узнаете чуть позже. Посмотрите на микрофон. Что в нем есть от строчной буквы а, от буквы б? (Головка микрофона овальной формы, ручка как прямая палочка у буквы б .)

- Нарисуйте черепаху и микрофон на первой строке. Придумайте кличку

2. Учитель на доске показывает и комментирует написание букв а и б.

Затем дети читают соединения гласных и находят закономерность: повторение предыдущих и добавление новой буквы. Учитель обращает на соединение букв.

3. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

4. Ученики записывают буквы и соединения по образцу.

5. – Прочитайте слова про себя. Какое из слов могло бы стать кличкой для

музыкальной черепахи: (Бубен.) Как в таком случае мы написали бы его? (С заглавной буквы)

- Прочитайте слова вслух и объясните их значение. (астра – цветок, алмаз – драгоценный очень крепкий камень, аквариум – стеклянная емкость с

водой для содержания рыб, водных животных и растений, боб – это растение, а еще так называются сани в бобслее, бубен – ударный музыкальный инструмент.)

- В каком слове больше всего слогов? Прочитайте по слогам, а потом

Запишите слова. Подчеркните в них опасные места. Запомните их написание.

Физминутка. Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Упражнения для самоконтроля.

Черепашки петь любили,

Микрофоны им купили.

Но случились чудеса:

От одной мы слышим:

Из другого «бе» звучит,

А черепашка-то молчит.

Вы, ребята, помогите,

С самой лучшей буквой

(От микрофона дети протягивают «провод» к лучшей букве а. а от другого – к букве б )

2. Сообщение темы и цели урока.

- Откройте учебник на с. 13. Прочитайте тему урока.

- Каких человечков вы видите? Что это за схемы?

- Как вы думаете, какая из схем является главной в этом разделе? (Схема

3. Повторение звуков и букв.

1. Игра «Верю – не верю». Упр. №12

2. Беседа по рисунку на стр. 13.

Физминутка: Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

4. Повторяем то, что знаем о слогах и ударении.

1. Упр.13, стр.14. Последовательная работа по заданию.

Пальчиковая гимнастика: Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.

Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

2. Упр.14, стр.15. Самостоятельное выполнение, коллективная проверка.

3. Работа по рисунку, стр. 14-15

5. Словарная работа.

Игра «Соберем букет».

- Что значит поставить в слове ударение? (Выделить голосом один из

слогов в слове.) Почему в односложных словах не ставят знак ударения? Как определить количество слогов в слове? Прочитайте вывод в тетради. Выполните на зеленой полосе схему самого длинного слова, которое знаете, обозначьте в нем количество слогов и гласных.

2. 2 класс. Тема: Большая буква в названиях городов, сел, деревень. (Урок № 85)

Цели: 1) познакомить с именами собственными; совершенствовать умения

писать большую букву в названиях городов, сел, деревень;

2) развивать орфографическую зоркость, закреплять навыка начертания

букв и соединений;

3) воспитывать аккуратность, прививать гигиенические навыки письма;

воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Таблица «Большая буква», карточки словарных слов,

физическая карта России, Башкортостана, мира, глобус, тетрадь по чистописанию.

1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук. Идет по парте человек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

2. Выборочный словарный диктант по карточкам.

- Запишите пропущенные буквы. Учитель показывает карточки с

- К-ртофель, м-рковь, к-пуста, к-рова, -ртист, м-роз, н-род, с-бака, сн-чала,

- Проверим результаты. Учитель показывает карточки с вставленными

буквами (а, о, а, о, а, о, а, о, а, о). Идет самопроверка.

- Какие элементы использовали для написания этих букв?

- Посмотрите, как писать эти буквы в соединении с другими. Запишите по

3. Работа по тетрадям чистописания (М.А.Яковлевой). Урок № 85.

1) анализ элементов заглавной буквы Ц и письмо элементов;

2) показ учителем соединения элементов заглавной буквы Ц и письмо

учащимися этой буквы;

3) - Что объединяет все эти слова?

-Укажи количество слогов.

-Укажи количество букв, звуков.

-Укажи ударный слог.

- В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

4) показ учителем записи слов и самостоятельная запись учащимися (1 -2 раза).

Физкультминутка: Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту,

До лампы дотянусь. (2 раза)

Пальчиковая гимнастика: Что такое? Что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней

И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

4. Постановка темы и цели урока.

- Какие слова вы записали только что? Как вы думаете, какова будет тема урока? Чему будем учиться на уроке?

- Посмотрите на доску, на карту России. Что можно прочитать по карте?

- На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные.

- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями.

- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, села, деревни.

5. Упражнения в написании большой буквы в названиях городов, сел,

1) коллективная работа.

- как называется наша страна? А какие еще страны знаете?

Запишите 2-3 названия. С какой буквы надо писать? Почему?

-назовите столицу России. Запишите пословицу о Москве. Как ее

понимаете? (находим на карте). Назовите столицы других государств (можно по карте).

- что знаете о Москве?

- Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в наш родной город.

Запишите. Найдем на карте (карта РБ).

- Назовите свой адрес. Какие слова напишите с большой буквы? Запишем:

Республика Башкортостан (столица город Уфа), Баймакский район, город Баймак. улица …

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Пальчиковая гимнастика: Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

- Совершим путешествие по Золотому кольцу.

- Как вы написали названия городов?

- Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район.

(вывешивается карта района). Запишем несколько названий населенных пунктов в алфавитном порядке.

- Как пишутся названия стран, городов, сел, деревень?

7. Задание на дом. Инструктаж упражнения 155, с 96. урок 86 по тетради чистописания. Найти эти реки по карте России.

  1. 2 класс. Тема: Написание слов типа орел и Орел. (урок №87)

цели: 1) выяснить, почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы;

2) развивать умения писать слова типа орел и Орел; совершенствовать каллиграфические навыки; развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать любовь к животным; культуру речи; самостоятельность.

Оборудование: рисунки животных, стихотворение Ю.Черных, таблица «Орфограмма Большая буква», Дидактический материал [5].

  1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук.
  2. Словарная работа.

- Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите.

Стреляный __________, считать________, ___________ на хвосте принесла, как ________ на сене. (воробей, ворона, сорока, собака).

- Когда так говорят? С какой буквы написали эти слова? Проверьте по словарику.

3. Написание большой буквы в кличках животных.

- Представьте, что все эти животные ручные. Человек дает им клички. Какую вы бы дали воробью? Вороне? Сороке? Собаке? Давайте запишем.

Вывод: Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

- Как выбрать кличку животному?

На доске написано:

Жили – были дед да баба с маленькою внучкой

Кошку рыжую свою называли Жучкой

А Хохлаткою они звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была собачка Мурка,

А еще – два козла – Сивка да Бурка!

- Прочитайте. Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Курица Хохлатка, собака Жучка, …)

- Любую ли корову можно назвать Буренкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Буренка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска).

Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

- А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички).

- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества, фамилии). Почему кота назвали Матроскин? (Кот полосатый, как тельняшка).

Физминутка: Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не пускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Пальчиковая гимнастика. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

4. Работа по тетрадям чистописания (М.А.Яковлевой). Урок № 87.

1) анализ элементов букв: строчной и прописной л, Л, о,О, п, П, р, Р;

2) показ учителем соединения элементов букв и самостоятельное письмо;

3) чтение словосочетаний, объяснение значений прочитанного, что общего в них:

страшный лев пахучая роза

Лев Толстой Роза Игоревна

4) показ учителем написания слов и самостоятельная работа учащихся. Подчеркните слова, которые одинаково читаются.

5. Проблемное задание.

- Ребята, читая книгу, я увидела, что слово орел написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Орел, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? А может это опечатка в книге? (Ответы детей).

6. Упражнения в распознавании слов, написанных с большой и с маленькой буквы.

- Когда слова пишутся с большой буквы?

Орел – это название города, а орел – название птицы. Одно слово называет два предмета, поэтому есть различие в значении и написании. Город Орел так назвали, наверно, потому что там первые жители видели много орлов.

В Орле у меня живет бабушка. Свое гнездо орел свил высоко в горах. И т.д.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руками поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы руки опускаем: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем и побежим кругом.

2. Упр. 135, с.62 («Дидактический материал») [5].

- Что нового узнали? Как пишутся клички животных? Когда можно правильно написать предложение: У меня есть шарик? (Когда известно, в каком значении употребляется слово шарик.)

Подписи к слайдам:

Анимированный плакатПисьменные буквырусского алфавита
Используемые материалы:
1. Голованов Ф.Г. Демонстрационные карточки печатных и письменных букв. М. Просвещение, 1971 г.2. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kar/karanda16.png (картинка с изображением ручки)3. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23224&tmpl=lib (шаблон с изображением школьной доски)
Завершить показ

Подписи к слайдам:

Марабаева Л.А.
Точка начала письма буквы
Точка верхней и нижней трети строки
Наклонная палочка
«Секрет»
Крючковая линия
«Качалочка»
«Клюшечка»
«Рыбка»
«Гнездышко»
Шалашик для гномика
Знак «меньше», «больше»
«Бугорок»
Основные элементы письма.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.
Марабаева Л.А.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Другие статьи