Руководства, Инструкции, Бланки

методическое руководство процессом формирования математических представлений детей в доу реализует img-1

методическое руководство процессом формирования математических представлений детей в доу реализует

Категория: Руководства

Описание

Методическое руководство развитием элементарных математических представлений у детей в ДОУ - Студопедия

Методическое руководство развитием элементарных математических представлений у детей в ДОУ

Развивающая среда – источник интереса к познанию математических зависимостей и закономерностей. Диагностика освоенности детьми дошкольного возраста математических представлений, способов действий, зависимостей.

Охарактеризовать основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера.

Принципы отбора содержания математического развития дошкольников. Общая характеристика методов и приёмов обучения. Обучение как необходимое условие математического развития детей.

Рассмотреть основные формы организации детской деятельности, направленной на развитие математических способностей у детей: игры, упражнения, экспериментирование и исследование в повседневной жизни; самостоятельная творческая деятельность детей (в условиях игротек); содержательные познавательные игры и занятия.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений :

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

- сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

К раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

Другие статьи

Методическая разработка по математике на тему: Организация воспитательно - образовательной работы в ДОО по формированию элементарных математических пр

Методическая разработка по математике на тему:
Организация воспитательно - образовательной работы в ДОО по формированию элементарных математических представлений

тематической проверки по организации воспитательно – образовательной работы по формированию

элементарных математических представлений

Тема: «Эффективность работы ДОУ по развитию математических навыков»

Цель: выяснить состояние работы учреждения по организации работы с детьми по формированию математических навыков у детей.

Срок осуществления контроля. с 01.03. - 31.03. 2016 года.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, рассуждение, вывод; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. А ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп (сенсорное развитие) и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОО по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГОС, в соответствии их возраста.

Занятия по математике проводятся, начиная со второй младшей группы (один раз в неделю). Занятия проводится с подгруппой или же со всей группой. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект педагоги организовывают образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, познакомились с цветами, с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а так же во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.

Интеграция образовательных областей используется в разных видах детской деятельности. Материал, изученный на занятии закрепляется в других видах деятельности (труд, рисование, физкультура, развитие речи, прогулка, и т. д.)

Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена года, и т. д. Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне с использованием инноваций, наглядности, раздаточного материала для детей. Дети на занятиях по математике занимаются с желанием и интересом.

Математика представляет собой сложную науку. При формировании элементарных математических представлений необходимы навыки и умения детей думать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Решение этой проблемы возможно путем поиска новых методов и форм организации процесса воспитания дошкольников в игре. В нашей практике мы используем различные занимательные игры, такие как: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», лабиринты и др. позволяющие развивать у детей мыслительные операции.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование «Логических блоков Дьенеша» и «Цветных счетных палочек Кюизенера».

В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления у детей в СП «Детский сад Улыбка» мы, педагоги начали внедрять эти инновационные игровые технологии. С начала учебного года мы начали изучать методику, проводили с педагогами обучающие семинары, мастер – классы, чтобы самим понять и начать работу с детьми. Материал, конечно же, сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т.к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки, речь, логическое мышление, формировать элементарные математические представления. И мы педагоги сами заинтересовались этими инновационными технологиями, сделали для себя вывод, что этот дидактический материал необходимо включать в совместную деятельность с детьми.

«Логические блоки Дьенеша» - это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, который строиться по принципу - от простого к сложному, целью которого является: развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников.

Параллельно с блоками Дьенеша мы начали работу с цветными счетными палочками Кюизенера, где дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.

Во время тематического контроля был организован взаимопросмотр занятия по математике в подготовительной «А» группе. Педагог Кашапова Г.Х. показала НОД на тему: «Путешествие по сказке».

Целью образовательной деятельности было: развивать у детей логико – математические представления. Образовательная деятельность прошла в игровой форме. Были использованы разнообразные формы работы: решение логических задач, прямой и обратный счет, работа с карточками, со схемами по блокам Дьенеша. Много было использовано дидактических игр: «Посчитай и назови соседей числа», «Найди эти предметы на картине», «Прочитай схему и назови фигуру». Дети помогали герою из сказки «Цветик – семицветик» - Жене выполнять задания, в игровой форме решали логические задачи, выполняли задания по блокам Дьенеша: «читали схему» и находили нужную фигуру; по схеме из блоков составляли предмет; читали пальчиковую гимнастику и обыгрывали из блоков; решение задач в стихах с выкладыванием из блоков решение; показали свои умения и навыки по формированию элементарных математических представлений, конструктивные, коммуникативные навыки. Был подобран большой наглядный и раздаточный материал. Дети на занятии были внимательными, активными, любознательными, старались отвечать полными ответами. Дети умеют считать до 20 и обратно, знают соседей чисел, умеют работать с карточками – заданиями, со схемами, анализируют, сравнивают, рассуждают, делают свои выводы. Для разминки была использована пальчиковая гимнастика, которую обыграли с блоками Дьенеша. Работали в командах, зарабатывали фишки. Взаимоотношения между детьми были дружескими, помогали друг другу при выполнении заданий. Было соблюдено удовлетворение двигательной активности детей и соответствие длительности занятия санитарно - гигиеническим требованиям и требованиям ФГОС. Воспитатель с целью своего занятия справилась. Занятие интегрированное, обучающее, развивающее, увлекательное, интересное. Для более успешного развития этих навыков необходимо продолжать работу по формированию логико - математических представлений у детей с использованием блоков Дьенеша.

С целью обмена опытом с новыми инновационными игровыми технологиями по ФЭМП 30 марта 2016 года на базе СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла прошел районный семинар для работников ДО муниципального района Камышлинский на тему: «Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в соответствии с ФГОС ДО». Перед педагогами района представили свой опыт работы: «Развитие детского математического творчества у детей второй младшей группы» (Воспитатель высшей квалификационной категории Зарипова Ф.Ф. «Развитие логико – математических представлений у детей подготовительной к школе группы с использованием инновационных игровых технологий» (Воспитатель первой квалификационной категории Федотова Н.И.), «Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша» (мастер – класс с участниками семинара провела воспитатель высшей квалификационной категории Кашапова Г.Х.), «Систему работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО» представила старший воспитатель высшей квалификационной категории Гайсина Р.М.

На примере этих образовательных деятельностей был представлен опыт работы педагогов СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла по развитию логического мышления у дошкольников средствами этих игровых технологий. Занятия прошли в игровой форме. Были использованы разнообразные формы работы: решение логических задач, работа с карточками - схемами по блокам Дьенеша, узнавали состав чисел с помощью палочек Кюизенера, закрепили знания цветов, геометрических фигур, читали схемы, узнавали правильный ответ и выкладывали фигуру, делили фигуры на множества, по различным признакам. Много было использовано дидактических игр: «Посчитай и назови соседей числа», «Умные задачки», «Прочитай схему и назови фигуру», «Раздели фигуры на множества». Дети показали свои умения и навыки по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления, конструктивные, коммуникативные навыки, умения считать, работать с карточками – заданиями, со схемами, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать свои выводы.

Опыт показал, что эти методики, дают большую возможность развития мыслительных навыков, формирования элементарных математических представлений, развитие речи, памяти, творческих возможностей, интеллектуальное развитие детей. В течение всего учебного года велась работа по ФЭМП по внедрению инновационных игровых технологий и добились таких результатов: дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера, сформированы сенсорные эталоны, ориентировка в пространстве, счет.

Обучение детей дошкольного возраста математике, мыслительным процессам, логическому мышлению немыслимо без использования дидактических игр, пособий. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению как во время образовательной деятельности, так же и в свободное время. В каждой возрастной группе имеется уголок по ФЭМП, где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, игровой материал, плоскостные фигуры по блокам Дьенеша и палочек Кюизенера, соответствующий возрастным особенностям детей.

В первой младшей группе и в ясельной группе имеется большой материал по сенсорному развитию, для мелкой моторики рук. Большинство материала своими руками педагогов и родителей. Дети с удовольствием ими играют, занимаются.

По итогам тематической проверки, по просмотренным занятиям, по итогам проведенного семинара для работников ДОО видно, что работа по развитию у детей математических навыков ведется на хорошем уровне: дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

- активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные инновационные методики, приемы и методы;

- взаимопросмотр образовательной деятельности в старшей группе (Яриева А.С. (с блоками Дьенеша) и в средней группе Гарифуллина В.Н. с использованием инновационных технологий с палочками Фребеля)

- проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН;

- периодически обновлять уголки по ФЭМП дидактическим материалом; самодельными игровыми пособиями.

Старший воспитатель: Гайсина Р.М.

Тест с ответами по теории и методики формирования элементарных математических представлений

Тест с ответами по теории и методики формирования элементарных математических представлений

1. Дисциплина ТМФЭМП основана на:
А) познавательном развитии детей; +
Б) физическом развитии детей;
В) техническом развитии детей;
Г) речевом развитии детей.

2. Применение математических понятий, теорий и методов в естественных, технических, общественных науках с целью количественного анализа качественных связей и структур называют:
А) математизацией научного знания; +
Б) математическим развитием дошкольников;
В) основным средством ТМФЭМП;
Г) формированием элементарных математических представлений.

3. Предметом исследования ТМФЭМП является:
А) изучение основных закономерностей ФЭМП у детей в современных условиях обучения, воспитания и развития; +
Б) изучение основных принципов обучения математике;
В) изучение общих закономерностей развития детей;
Г) изучение математических способностей дошкольников.

4. К источникам ТМФЭМП как педагогической науки не относятся:
А) научные исследования и публикации,
Б) способы обучения и воспитания дошкольников; +
В) программно-инструктивные документы;
Г) передовой коллективный и индивидуальный опыт по организации математического образования детей.

5. Во время занятий по математике дети в первую очередь получают знания о:
А) грамматику;
Б) социальную среду;
В) природу;
Г) множествах, величинах, геометрических фигурах, количественном и порядковым счете +

6. Основными задачами математического образования можно считать:
А) познавательные, развивающие, практические;
Б) развивающие, теоретические, воспитательные;
В) познавательные, практические, воспитательные;
Г) развивающие, воспитательные, познавательные. +

7. Какие задачи математического развития детей решает именно методика?
А) познавательные, развивающие, воспитательные;
Б) разработка и внедрение в практику эффективных дидактических методов и форм работы; +
В) обучения счета, пространственных представлений;
Г) развитие у детей познавательных психических процессов.

8. Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, учений, приемов и способов умственной деятельности, предусмотрен действующими программами, — это …
А) математическое развитие дошкольников;
Б) математизация научного знания;
В) формирование элементарных математических представлений; +
Г) математическая компетенция детей.

9. В смысле дошкольного образования выделяют следующие аспекты:
А) традиционный математический и логический; +
Б) логический и теоретический;
В) логический и практический;
Г) практический и математический.

10. Под понятием «логика» понимают:
А) разумное внутреннее строение суждения, способность доводить правильные и опровергать неправильные суждения; +
Б) инструменты усвоения детьми окружающей действительности;
В) способы усвоения математических знаний;
Г) возможность выполнять любые задачи.

11. Определение математического развития как процесса качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, что происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий, представляет:
А) К. Щербакова;
Б) В. Абашина; +
В) Л. Венгер;
Г) Пифагор.

12. Укажите правильную иерархию категорий:
А) знание и методы — первичные, принципы — вторичные;
Б) знания и метод — первичные;
В) знание — первичные, метод — вторичный; +
Г) метод — первичный, знания — вторичны.

13. Задача — овладение математической терминологией, выделяет в качестве основного в своей классификации:
А) К. Щербакова; +
Б) В. Абашина;
В) Л. Венгер;
Г) И. Павлов.

14. Профессиональная подготовка воспитателя к обучению дошкольников математике не предусматривает:
А) внедрение различных форм работы с детьми;
Б) использование элементов народной педагогики;
В) умение самостоятельно работать с литературой;
Г) несоблюдение связи с родителями. +

15. Необходимость современных требований вызвана:
А) высоким уровнем современного ДОУ относительно математической подготовки;
Б) быстрым развитием интеллектуальных способностей детей;
В) высоким уровнем современной школы в связи с переходом к обучению детей с 6-летнего возраста; +
Г) повышением профессиональной компетентности воспитателей.

16. При каких условиях обеспечивается своевременный математическое развитие дошкольника?
А) правильной организации детской деятельности и систематического обучения; +
Б) правильной организации деятельности детей, систематическое обучение не обязательно;
В) обязательное систематическое обучение, но не важно соблюдать правильной организации;
Г) возможное отсутствие как правильной организации деятельности, так и систематического обучения.

17. Необходимым инструментом усвоения детьми окружающей действительности, усвоение материала с любой области знаний, в том числе и математики можно назвать:
А) логика;
Б) логические умения; +
В) логические задачи;
Г) логические задачи.

18. Сколько задач математического развития детей решает методика?
А) 9;
Б) 10;
В) 5;
Г) 7. +

19. Исследования которых психологов убеждают в том, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания?
А) Г. Костюк, Г. Леушина; +
Б) Г. Костюк, Л. Венгер;
В) В. Абашина, Л. Венгер;
Г) К. Щербакова, В. Абашина.

20. Бережное отношение к природе и себя как частицы природы относится к:
А) познавательной задачи;
Б) развивающей задачи;
В) воспитательной задачи; +
Г) дидактического задания.

21. Развитие морально-волевых качеств личности ребенка является одной из основных задач:
А) теории ФЭМП;
Б) методики ФЭМП;
В) ТМФЭМП;
Г) ФЭМП. +

22. Какие слова-термины не следует употреблять при работе с детьми дошкольного возраста?
А) круг, угол;
Б) один, добавление;
В) множество, элемент; +
Г) сторона, сравнения.

23. В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:
А) только то, что ребенок может выполнить самостоятельно;
Б) то, что он может выполнить сам и с помощью взрослого; +
В) то, что оа сможет выполнить с помощью взрослых;
Г) то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.

24. Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности относится к:
А) развивающих задач; +
Б) познавательных задач;
В) теоретических задач;
Г) воспитательных задач.

25. Формирование у детей обобщенных, систематизированных знаний о математических законы во взаимосвязи с природой можно отнести к:
А) практических задач;
Б) теоретико-практических задач;
В) воспитательных задач;
Г) познавательных задач. +

26. Развитие у детей обобщенных способов умственной деятельности, в частности построения ее познавательного аспекта являются:
А) важной составляющей формирования жизненной компетентности;
Б) важным для умения ориентироваться в меняющемся окружающем мире;
В) важным для продуктивной и гармоничного взаимодействия с окружающей средой;
Г) все ответы верны. +

27. Назовите все элементы методической системы развития математических представлений у детей дошкольного возраста (полный ответ):
А) цель, содержание работы;
Б) содержание работы;
В) формы работы, цель, методы;
Г) содержание, методы, цель и форма работы. +

28. С помощью каких видов практической деятельности ребенок может видеть применения своих знаний?
А) экспериментирование;
Б) конструкторская деятельность;
В) физически двигательная деятельность;
Г) все ответы верны. +

29. Определение содержания материала математического передшкольного образования в соответствии с усвоением математики в школе является задачей:
А) методики ФЭМП; +
Б) теории ФЭМП;
В) ФЭМП;
Г) ни один из вышеперечисленных вариантов не подходит.

30. Что предусматривает профессиональная подготовка воспитателя?
А) отсутствие связи с родителями воспитателей ДОУ;
Б) творческий план работы с детьми; +
В) отсутствие преемственности в работе ДОУ со школой;
Г) запрет элементов народной педагогики.

Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР

Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР

Людмила Васильевна Вохмина
Формирование математических представлений у дошкольников с ТНР

Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях(А. М. Леушина, З. А. Михайлова и многие другие) можно говорить о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание. Эти особенности проявляются в большей степени у дошкольников. имеющих речевую патологию.

Исследования показывают, что дети с нарушением речи отстают в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой. В познании окружающей действительности первостепенная роль принадлежит ощущению и восприятию, на основе которых могут в дальнейшем формироваться такие процессы. как память, воображение, мышление. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, отмечено отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания, памяти, воображения, ощущений, мышления, восприятия) .

Дети с алалией трудно усваивают эталоны цвета, они с трудом запоминают их названия, с трудом запоминают геометрические формы. хорошо изображают по показу геометрические фигуры. Алалики имеют нарушения в освоении пространства.

Дизартрики могут знать цвета, геометрические формы. но изображают геометрические формы неверно. Они всегда имеют нарушения в пространстве и времени.

Процессы восприятия у детей с ОНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов. выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. У детей с недоразвитием речи наблюдается неустойчивость внимания, они быстро утомляются, часто отвлекаются. Отмечается и своеобразие словесного мышления детей. Им практически недоступно самостоятельное овладение языковыми обобщениями.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения. Огромное значение в речевом развитии детей играет индивидуальная коррекционная работа. Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности. развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса лексико-грамматических структур, формирование связной речи. развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Исследования А. М. Леушиной показали, что выделение множества определенного вида предметов из окружающей обстановки позволяет направить внимание детей на пространственно-количественный анализ, развивать умение абстрагировать одинаковые элементы в единое множество. Речевое оформление результатов практической работы и диалог между детьми для уточнения количества составленного множества не только расширяет словарный запас, но и развивает коммуникативную функцию речи.

Большое значение для развития ребенка имеет выполнение заданий, требующих сравнения двух множеств разных по величине предметов (например, предлагается сравнить по количеству три больших круга и семь маленьких, произвольно расположенных в пространстве). Перцептивные действия, используемые для выполнения подобных заданий, развивают восприятие детей. Их речь становится более осмысленной.

При изучении натурального ряда чисел дошкольники используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Наиболее сложным является грамотное употребление предлогов и согласование слов. поэтому воспитатель должен всегда давать детям правильный образец ответа, проговаривать медленно и четко, выделяя голосом значимые слова, предлоги. немного нараспев произносить окончания существительных и числительных.

Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи и развития психических процессов. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарь, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространенные предложения. Задачи-иллюстрации направлены на создание разнообразных сюжетов при помощи игрушек, что позволяет развивать воображение и учить передавать свой замысел в связной речи. Изменение объема имеет большое значение для сенсорного и интеллектуального развития детей. Дети понимают, что измерить можно не только длину, но и вместимость сосудов.

Для развития словесно-логического мышления выполняются упражнения на классификацию фигур по форме. Из множества геометрических фигур, различных по величине и цвету, нужно выбрать похожие и положить вместе.

Исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца и других, показали, что применение моделей в процессе обучения способствует развитию у детей наглядно-образного мышления и формированию отвлеченного словесно-логического мышления.

Знакомство с основными параметрами протяженности (длины, ширины, высоты)предполагает развитие восприятия размеров на основе расширения чувственного опыта, а также обогащение словарного запаса. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов .

Тщательная работа по изучению геометрических тел позволяет включить уже имеющиеся знания счета, величины и геометрических фигур в новые, измененные условия, что помогает дифференцировать эти знания, делает их более осмысленными, развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления.

Занятия по математике неразрывно связаны с занятиями по развитию речи. Нужно четко проговаривать одни и те же предложения. добиваясь понимания их смысла.

Дети с ОНР имеют недоразвитие тех или иных психических процессов, т. к. все они в определенной степени тесно связаны с речью. Занятия по математике даются этим детям особенно сложно, но в процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение математических терминов. учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи. К детям с речевой патологией разработаны специальные требования.

Дети старшей группы должны понимать значение слов. «шесть». «семь». «первый». «второй». «количество». «порядковый счет». «предыдущий ». «последующий». «половина». «целое». «равные части». «какой». «который» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий. Правильно согласовывать количественные и порядковые числительные в роде, числе, падеже. Должны понимать значение слов. «толщина». «толстый». «тонкий». «полный». «толще, чем…». Понимать значение слов. «цилиндр». «конус». «пирамида». «овал». «трапеция». «ромб». «четырехугольник» и использовать их во фразовой речи, в процессе продуктивной деятельности и в быту.

Дети подготовительной к школе группы должны понимать значения слов «прибавить». «сложить». «плюс». «отнять». «минус». «равно». «состав числа». «состоит из…». Величина – «измерить». «мерка». «объем». «полный». «пустой». «тяжелый». легкий», «весы». Должны понимать значения слов. «линия». «отрезок». «многоугольник». и использовать их во фразовой речи при выполнении заданий по математике. в процессе продуктивной деятельности и в быту.

Наблюдая за детьми своей группы, могу сделать следующие выводы. При поступлении в дошкольное учреждение компенсирующего вида дети имели значительные трудности в усвоении математики. так как имели различные нарушения речевого и психического развития. Внимание детей было неустойчивое, они часто отвлекались, отмечалась низкая работоспособность. Были трудности в запоминании названий геометрических фигур, в определении пространственного положения предметов. в обозначении этих явлений словом, испытывали трудности в согласовании имени существительного с именем числительным. На протяжении первого года пребывания детей в ДОУ КВ совместно с учителем-логопедом проводилась коррекционная работа по устранению речевых недостатков и развитию психических процессов. Поскольку у детей была выявлена слабая мелкая моторика, в коррекционную работу мы включали упражнения на развитие мелкой моторики (счет косточек, трафареты, штриховки). Использовали растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус (сжать кулачки, расслабить, а так же использовали дыхательные упражнения на умение произвольно контролировать дыхание, что развивало самоконтроль и произвольность. Используя метод ТРИЗ – «Проб и ошибок». развивали мыслительные процессы детей и умение делать выводы, развивали связную речь.

На 2-ом году обучения речь детей существенно изменилась. Дети выполняют действия по инструкции воспитателя и проговаривают их вслух. Расширился словарный запас, ответы стали осознанными, полными, долго могут удерживать свое внимание, переключать его на другой предмет. Однако, некоторые дети еще имеют трудности, с ними спланирована дальнейшая коррекционная работа.

При обучении детей с ОНР математике возникают проблемы. так как психические процессы связаны с речью, а недостаточное их развитие препятствует освоению математических знаний. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления. Последовательное обучение ориентировке на плоскости позволяет проводить работу по развитию связной речи. Описание положения предметов по сюжетной картинке является первой ступенькой к составлению рассказа. Большое значение имеет формирование временных представлений. усвоение глагольных форм. правильное их употребление.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. Процесс формирования элементарных математических представлений действительно способствует развитию психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Формирование математических представлений с помощью палочек Кюизенера посредством авторской методики Кюизенера. Задачи: 1. Формировать умение группировать предметы по цвету и длине, 2. Закрепить основные.

ФГОС. формирование математических представлений Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Формирование математических представлений посредством дидактических игр Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.