Категория: Бланки/Образцы
Татьяна Николаевна Гузина
преподаватель по классу домры, гитары, заведующая подготовительным отделением раннего эстетического развития «Гармония»
(по специальности) 19 лет,
В настоящее время зарегистрирована в качестве эксперта в базе данных
Комплексной Информационно-Аналитической системы (КИАС),
разработанной в рамках проекта «Создание и поддержка сетевой информационной среды, обеспечивающей деятельность экспертно-аналитического сообщества в системе образования» Министерства образования и науки РФ. Список экспертов по Иркутской области можно посмотреть по ссылке: http://edu-expert.ru/pages/experts.php.
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
УЧАСТИЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ
2012 г. Воронов Андрей.
2010 год – Елизавета Егорова, гитара
Сергей Ермаков, гитара
Ирина Колягина, домра
2011 год – Евгений Залогин, гитара
Александр Котов, гитара
Екатерина Максимова, гитара
2012 год – Максим Быргазов, гитара
Андрей Ефимов, гитара
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности аттестуемого за последние 3-5 лет.
Структура портфолио включает в себя :
1. Титульный лист.
2. Перечень документов и материалов (оглавление с указанием страниц).
3. Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности педагогического работника, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности (лист самооценки).
4. Информационно-аналитическая справка.
5. Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности (приложения).
На титульном листе указываются:
· фамилия, имя, отчество аттестуемого, год рождения;
· место работы, должность;
· образование (что и когда закончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
· общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном образовательном учреждении;
· ученые и почетные звания;
· заявленная квалификационная категория, результат самооценки в баллах.
ПОРТФОЛИО ПЕТРОВА АННА НИКОЛАЕВНА 1980 г. р. МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа» пгт. Верхняя Максаковка Должность: преподаватель
Образование (название учреждения заполняется по диплому)
Высшее/Среднее специальное 1999г. – Сыктывкарское училище искусств 2006г. – ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова»
Преподаватель ДМШ (Среднего специального учебного заведения)/ концертмейстер
Данное портфолио содержит материалы моей педагогической деятельности за три года. Аттестационный материал представлен на первую квалификационную категорию.
В Портфолио показаны результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ, результативность участия школьников во внеучебной деятельности, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Представлен вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
Заковряжина Вера Борисовна
Заковряжина Вера Борисовна
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:Порядок вывода комментариев:
Вера Борисовна! Спасибо за полезный материал.
Я, очень рада, спасибо большое!
Вера Борисовна! Спасибо за полезный аттестационный материал!
Рада помочь, Вам!
Вера Борисовна! Спасибо за полезный аттестационный материал! Возьму на заметку (сама сейчас аттестуюсь), поделюсь с коллегами. Спасибо Вам большое!
Результативность участия обучающихся в конкурсах, фестивалях
Основной формой соревнований в музыкальном образовании являются конкурсы разных уровней, а также музыкальные фестивали, призванные не только оценить уровень подготовки учащихся, но и мотивировать их на достижения новых высот. Кроме того, участвуя в конкурсах и фестивалях, обучающиеся могут сравнить уровень собственной подготовки с уровнем других участников, оценить, на каком этапе творческого пути они находятся в данный момент времени, над чем стоит поработать в первую очередь, а что получается лучше других. (см. приложение 4)
Название конкурсов, фестивалей
Школьный конкурс исполнителей эстрадной и джазовой музыки «Ритмы планеты»
Диплом Лауреата I степени
Школьный конкурс по сольфеджио
Диплом III степени
Школьный конкурс по сольфеджио
I Районный конкурс «Золотые зернышки»
Районный фестиваль «Голоса будущего»
Наджафовы Сабина и Джамиля
Диплом I степени
Районный фестиваль «Голоса будущего»
II Районный фестиваль песни «Голоса будущего»
Диплом Лауреата III степени
II Районный фестиваль песни «Голоса будущего»
Диплом III степени
Зональный конкурс исполнителей эстрадной и джазовой музыки «Ритмы планеты»
Диплом Лауреата I степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Диплом Лауреата III степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Диплом I степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Активность внимания и эффективность усвоения знаний в течение урока:
1) 5-25-я минута — 80%;
2) 25-35-я минута — 60-40%;
3) 35-45-я минута — до 10%.
Для формирования безопасной и благоприятной среды урока я использую различные методы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Для этого необходимо:
Охрана здоровья школьников является неотъемлемым направлением деятельности любого учебного заведения. Результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе. Определёнными способами и методами в работе можно стимулировать или затормозить развитие конкретного обучающегося, раскрыть его музыкальные способности или сделать неуспешным, сохранить здоровье или привести к его ухудшению. Факторами риска являются:
Важную роль в работе преподавателя играет организация обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса. Оптимизация и повышение учебной работоспособности обучающихся, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки, организация режима труда и отдыха – основные направления, требующие постоянного внимания и заботы. Дети с особенностями нервно-психического развития и хроническими заболеваниями постоянно находятся в моём поле зрения, что позволяет повысить их успешность в учебе и реализации творческих способностей, а также вовремя отследить и предотвратить развитие осложнений и обострений имеющихся у них заболеваний. Таким образом применяется и индивидуально-ориентированный подход к обучающемуся. Контролируя здоровье учащихся я:
Игровые формы обучения являются важнейшим компонентом процесса здоровьесбережения.
Мною используются музыкально-дидактические игры:
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. Его можно сформулировать следующим образом:
Самыми главными помощниками преподавателя в здоровьесберегающей работе являются семьи обучающихся, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы. При этом важно, чтобы здоровьесберегающая работа рассматривалась не только как медицинская проблема, а, прежде всего, как воспитательная задача формирования гражданской личности на основе лучших традиций отечественной духовности, трудовой этики, культуры, полинациональной толерантности, самовоспитания. Все это формирует основы успешной социализации и здоровья личности.
6. Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Чтобы повысить качество обучения преподаватель должен применять в своей работе современные педагогические технологии. Это позволяет найти и применить эффективные методы обучения и взаимодействия с обучающимися. При этом создаются условия для оптимально быстрого и качественного усвоения новых знаний, умений, навыков, применения их на практике. В своей работе я применяю следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение;
Личностно-ориентированная педагогическая технология – взаимосвязь учения, обучения и развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса.
Содержание личностно-ориентированного обучения, его средства и методы строятся так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. Личностно-ориентированное обучение понимается как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта.
В основе данной педагогической технологии лежит признание обучающегося главной действующей фигурой образовательного процесса. При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Учение при этом является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Применение личностно-ориентированной педагогики естественно для обучения в сфере искусства, так как это полностью созвучно индивидуальному подходу к каждому ученику, выбору индивидуального маршрута развития обучающегося с учетом его способностей, характера, физических и психических данных. Следует отметить сложность планирования и проектирования в личностно-ориентированной системе обучения. Исходя из ее специфики, невозможно построить идеальную результативную модель, т.е. наметить общие цели и конечные результаты, без учета субъективного фактора, которым является обучающийся как носитель собственного опыта. Эффект управления личностно-ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей учащегося, как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким и вариативным.
Выстраивая учебный процесс, преподаватель создает поэтапный план с предполагаемыми результатами, который корректируется в режиме реального времени при освоении каждого этапа обучения. Таким образом, личностно-ориентированная технология – это показатель гибкости и оперативности реакции преподавателя в процессе работы с конкретным учеником.
Проблемное обучение относится к активным обучающим технологиям. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Проблемное обучение применяется в решении нестандартных задач, когда учащиеся успешно усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. В процессе решения проблемы срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия». Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше.
На определенном этапе работы с учащимися преподаватель должен как бы отойти в сторону, отказаться от готовых решений и предложить обучающимся проблему, в решении которой они будут вынуждены задействовать различные виды и способы познавательной учебной деятельности. Это – умение работать с различными печатными и аудио- источниками, со специализированными интернет-ресурсами. И творческий анализ собранного материала, и умение сделать выбор и принять самостоятельное решение. Следовательно, задача педагога стимулировать, контролировать и направлять процесс активного поиска учащихся, помогая им подсказками и задавая общий тон учебной деятельности. Особенно эффективен проблемный метод при работе над музыкальным произведением. Ученик должен решить не только музыкально-технические задачи, но и получить знания по стилистике эпохи и стиле композитора. Правильно охватить форму произведения, прослушать несколько вариантов исполнения вокального, хорового произведения различными исполнителями, хорами и, наконец, выбрать наиболее приемлемый, близкий его восприятию вариант воплощения художественного образа произведения. Обычно этот метод очень хорошо срабатывает в работе с любыми учениками, вне зависимости от их одаренности и работоспособности, поскольку исследовательский азарт в той или иной степени присущ всем творческим людям.
Разноуровневое обучение – в принципе это разновидность обучения личностно-ориентированного, которое дает возможность каждому обучающемуся максимально проявить и развить свои способности.
Обучение детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого ученика. Образовательная система, предоставляющая всем одинаковые условия, ставит в неравные условия учащихся с более слабыми музыкальными и физическими данными по сравнению с их более талантливыми сверстниками. Поэтому преподаватель должен способствовать применению дифференцированного подхода, предъявлять разные требования к обучающимся в зависимости от их данных, а также этапа творческого и развития.
Коллективное обучение – процесс, где люди зависят друг от друга, влияют друг на друга и взаимодействуют с целью достижения поставленной цели. Преподаватель устанавливает, организует, поддерживает связи между участниками вокального или хорового коллектива, направляет и регулирует сам процесс, сосредоточивая внимание обучающихся на достижение конечной цели: качественного исполнения произведения. Преподаватель, в музыкальном образовании подобная технология применима в вокальном и хоровом классе, как связующее и организующее звено, в процессе творческого общения учит детей коллективной работе, умению согласовывать исполнительские намерения, настраиваться на сотворчество, концентрировать внимание и усилия на выполнении совместно выработанной и установленной цели. При этом все участники процесса являются равноправными и значимыми партнерами, что развивает умение личности эффективно существовать и действовать в коллективе.
В настоящее время появились широкие возможности для использования в образовательном процессе информационных компьютерных технологий. Получить качественную и разнообразную информацию в области музыкального образования, новости о конкурсах и фестивалях, доступ к обширным базам данных, музыкальным библиотекам и энциклопедиям – все это возможности интернета. Цифровое пианино, синтезатор, компьютер, и мультимедийные технологии незаменимые вспомогательные средства при проведении уроков. Цифровые средства обучения позволяют внести разнообразие в традиционный процесс обучения, расширить кругозор и разбудить творческую инициативу и любознательность учащихся.
Качественные аудиосистемы и цифровые носители дают возможность услышать лучшие образцы классической и современной музыки в чистом звучании. Кроме того, появилась возможность просматривать видеозаписи выступлений известных певцов вокалистов, хоровых коллективов, оценивая мастерство исполнения и артистизм. Так же теперь появилась возможность просматривать выступления наших солистов, нашего хора. Дети сами могут охарактеризовать своё выступление, отметить положительные и отрицательные стороны.
Владение текстовыми редакторами необходимо для ведения методической работы. Все чаще в своей работе я применяю звукоусилительную аппаратуру, электронные музыкальные инструменты или выступления под фонограмму. Это происходит при выступлении на открытых концертных площадках, где использование традиционных инструментов и инструментов без под звучивания невозможно.
На своих занятиях я применяю все вышеуказанные ИКТ, используя их как мощное вспомогательное средство для улучшения качества усвоения материала, для повышения качества исполнения изучаемых произведений, а также в концертно-исполнительской деятельности.
Широко использую сеть Интернет:
7. Участие в исследовательской, опытно-экспериментальной работе, работе творческих коллективов.
Рассматриваю насущные проблемы, для решения которых обобщаю опыт, приобретённый за практику на мастер-классах, семинарах, пленарных заседаниях, открытых уроках, методических заседаниях и совещаниях. Знакомлю преподавателей отдела с новыми методиками и разработками по проблемам педагогики. Делаю сообщения по этим вопросам, даю свои рекомендации, советы. Ставлю новые задачи перед преподавателями своего отдела.
Принимаю участие в жюри олимпиад, конкурсов различного уровня (школьные, зональные, районные, региональные). Постоянно участвую в концертной деятельности школы, города, района; творческих вечерах преподавателей; на праздничных, отчётных концертах и других мероприятиях; работаю в тесном контакте с родителями.
Одним из приоритетных направлений своей работы считаю формирование и развитие творческого потенциала учащихся, т.к. общие навыки творчества, приобретённые детьми в процессе обучения, в последствии могут быть применимы в любой деятельности. Испытывая воодушевление от своей работы, - только в таком состоянии можно увлечь ребёнка своим делом, пробудить желание заниматься музыкальным творчеством.
В обучении я индивидуально подхожу к каждому ученику. Большое внимание уделяю репертуару учащихся, т.к. он играет огромную роль в музыкальном развитии ученика. Высокий репертуарный уровень разных жанров (эстрада, классика, джаз) побуждает детей к творческим поискам.
Главный акцент в своей работе ставлю на развитие творческих способностей учеников и приобретение необходимых навыков. Стараюсь заинтересовать и увлечь их процессом творчества. В своей методике опираюсь на комплексное развитие в обучении детей. За несколько лет работы
Могу с уверенностью сказать, что занятия творчеством приносят свои плоды. Дети занимаются с увлечением, обучение идёт с опережением теоретических знаний, что положительно влияет на подготовку и уровень знаний учащихся моего класса по теоретическим дисциплинам.
В своей опытно-экспериментальной работе на примере своих учениц, Наджафовых Сабины и Джамили, которые занимаются у меня пятый год, я прослеживаю большой рост в их исполнительстве в разных жанрах (эстрада, классика, джаз). С 2009 года они участвуют во всех конкурсах (школьных, зональных, районных, областных, Международных), где занимают призовые места (см. приложение 4). Успехи Сабины и Джамили на серьёзных конкурсах стимулируют их стремление к творчеству.
8. Участие в различных мероприятиях по распространению опыта работы. (см. приложение 5).
1. «Музыкальный театр в ДШИ как форма работы над мюзиклом Я. Дубравина «Брысь! Или история кота Филофея» 2013г.
2. «Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей»2014г.
3. Инновационный проект «Музыкальная сказка для детской души»2014г.
4. «Синергетика как средство творческого развития личности» 2014г.
Участие в профессиональных конкурсах
На школьном уровне:
На зональном методическом объединении:
Сценарии внеклассных мероприятий
1. «Посвящение в юные музыканты – Праздник к нам пришёл»2010, 2012, 2013гг.
2. «О любви» 2010г.
3.Проект «Одной мы связаны судьбой» 2011, 2013гг.
4. «От Рождества до Крещения» 2012, 2014гг.
5. «Отчётный концерт отделения новых технологий»2012г.
6. «Ералаш у нашего двора» 2013г.
7. «От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме» 2013г.
8. Проект «Музыкальная сказка для детской души» 2014г.
Участие в круглых столах
1. «Романтизм – путь во времени» Протокол № 3 от 24.02.11 г.
2. «Стилевые особенности музыки XIX и XX веков» Протокол №3 от 09.02.11 г.
3. «Романсы П.И.Чайковского и Т.Толстого на стихи А.Фета» Протокол №1 от 09.10.12г.
Участие в мастер классах
1. Творческая встреча с композитором, певцом, пианистом Дмитрием Маликовым 19.03.13г.
2. Творческая встреча с заслуженной артисткой России Надеждой Бабкиной, ансамблем «Русская песня», группой «После 11» 11.06.13г.
3. Творческая встреча с А. Волочковой октябрь 2014.
Участие в Международных научно – практических конференциях
1. Русская музыка 19 века как организующий фактор мировой музыкальной культуры» 2013г.
2. Всероссийский педагогический Марафон учебных предметов «День учителей МХК, музыки и ИЗО»
«Работа с начинающими в классе синтезатора» 17.10. 2013г. пр. Дюжевой И.Л.
«Виктор Калинников. Цикл 11детских песен» 22.10.12г. пр. Балашова О.С. Панченко С.В.
Статьи в газетах «Вяземский вестник», «Аргументы и факты»
1.«С музыкой по жизни» от 30.09.2010 г.
2. «Посвящение маме» 2011г.
3. «Мы с вами» от 03.11.11г.
4. «Под крыльями у добрых муз» Смоленск 2012г.
5. «Голоса XXI века» 2012г.
6.«Целителям усталых наших душ» посвящается»2012 г.
7.«60 лет, отданные детям и музыке» от 06.12.2012 г.
8. «Спасителями Отечества посвящается» 2012г.
9. «Концерт для юных музыкантов» 2013г.
10. «Лучшая школа области» 2013г.
11. «От классики до современности» 2014г.
12. Хрустальные голоса на «Хрустальной лире»2014 г.
13. «Педагогический марафон» 2014г.
Публикации в СМИ
Раздел III. Краткое описание методической системы.
Тема самообразования: Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства»
Проблема постановки певческого голоса обучающегося – одна из наиболее сложных, и наименее разработанных в музыкально педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания школьников, что определяется сензитивностью этого возраста с точки зрения становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование музыкальности в целом.
Цель – создание условий для выявления и развития творческого потенциала учащихся, формирования музыкально-эстетического вкуса, развития эмоционально-волевой сферы.
Методы вокальной педагогики
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем. Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полётности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов. Качество образования учащихся – это результат обученности учащихся, который складывается из совокупности профессионализма преподавателя, владение им основными методиками преподавания, поисками новых педагогических приёмов, разработки собственных авторских программ, привлечения инновационных технологий, вовлечение учащихся в творческий процесс. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на неё.
Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:
В своей методической системе использую игровые формы и пособия на раннем этапе обучения, тематические уроки с применением ИКТ. Это способствует мотивации учащихся к овладению технических навыков, формированию познавательного процесса, раскрытию творческого потенциала, эстетического восприятия мира, обучению высоконравственных и гражданских качеств. Публичное выступление ученика – это итог его обученности. Овладение им знаний, умений, проявлений его творческих возможностей – это толчок к дальнейшему раскрытию его творческого потенциала. В своей педагогической деятельности широко использую современные образовательные методические пособия:
1. Биркенгоф А. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио»
2. С. Битус «Певческая азбука»
3. Гонтаренко Н. «Сольное пение»
4. Доломанова Н. «Музыкальное воспитание детей»
5. Исаева И. « Как стать звездой»
6. Камозина О. «Неправильное сольфеджио»
7. Кожуховская Е. 65 – летие Победы посвящается «Поле памяти»
8. Разумовская О. «Русские композиторы»
9. Рыбкина Т. Т. Шеверова «Давайте учиться петь»
10. Фролова Ю. «Пособие по сольфеджио и музыкальному диктанту»
11. Царёва Н. «Уроки госпожи Мелодии»
Важной составляющей методической системы считаю привлечение детей к участию в конкурсах разного уровня, просветительскую и внеклассную работу. Выступления, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видя как приятно для окружающих умение хорошо петь, служат формированию мотивации, благодаря которой возникает интерес в учёбе и усердия в занятиях музыкой. Это выступления учащихся в образовательных школах, детских садах, библиотеках, общешкольных и классных музыкальных вечерах, лекциях-концертах, музыкальных салонах и других мероприятиях.
Моё кредо – к обучению музыки с радостью. Педагогика – постоянный поиск и творчество. Считаю, что представленная методическая система имеет практическую значимость для использования преподавателями ДШИ и ДМШ.
Портфолио составила: Александровская М.К.
Директор МБОУДОД Новичкова Е.А.
Результативность участия обучающихся в конкурсах, фестивалях
Основной формой соревнований в музыкальном образовании являются конкурсы разных уровней, а также музыкальные фестивали, призванные не только оценить уровень подготовки учащихся, но и мотивировать их на достижения новых высот. Кроме того, участвуя в конкурсах и фестивалях, обучающиеся могут сравнить уровень собственной подготовки с уровнем других участников, оценить, на каком этапе творческого пути они находятся в данный момент времени, над чем стоит поработать в первую очередь, а что получается лучше других. (см. приложение 4)
Название конкурсов, фестивалей
Школьный конкурс исполнителей эстрадной и джазовой музыки «Ритмы планеты»
Диплом Лауреата I степени
Школьный конкурс по сольфеджио
Диплом III степени
Школьный конкурс по сольфеджио
I Районный конкурс «Золотые зернышки»
Районный фестиваль «Голоса будущего»
Наджафовы Сабина и Джамиля
Диплом I степени
Районный фестиваль «Голоса будущего»
II Районный фестиваль песни «Голоса будущего»
Диплом Лауреата III степени
II Районный фестиваль песни «Голоса будущего»
Диплом III степени
Зональный конкурс исполнителей эстрадной и джазовой музыки «Ритмы планеты»
Диплом Лауреата I степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Диплом Лауреата III степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Диплом I степени
II Открытый фестиваль – конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной» посвященной 200 – летию победы в отечественной войне 1812г.
Активность внимания и эффективность усвоения знаний в течение урока:
1) 5-25-я минута — 80%;
2) 25-35-я минута — 60-40%;
3) 35-45-я минута — до 10%.
Для формирования безопасной и благоприятной среды урока я использую различные методы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Для этого необходимо:
Охрана здоровья школьников является неотъемлемым направлением деятельности любого учебного заведения. Результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе. Определёнными способами и методами в работе можно стимулировать или затормозить развитие конкретного обучающегося, раскрыть его музыкальные способности или сделать неуспешным, сохранить здоровье или привести к его ухудшению. Факторами риска являются:
Важную роль в работе преподавателя играет организация обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса. Оптимизация и повышение учебной работоспособности обучающихся, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки, организация режима труда и отдыха – основные направления, требующие постоянного внимания и заботы. Дети с особенностями нервно-психического развития и хроническими заболеваниями постоянно находятся в моём поле зрения, что позволяет повысить их успешность в учебе и реализации творческих способностей, а также вовремя отследить и предотвратить развитие осложнений и обострений имеющихся у них заболеваний. Таким образом применяется и индивидуально-ориентированный подход к обучающемуся. Контролируя здоровье учащихся я:
Игровые формы обучения являются важнейшим компонентом процесса здоровьесбережения.
Мною используются музыкально-дидактические игры:
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. Его можно сформулировать следующим образом:
Самыми главными помощниками преподавателя в здоровьесберегающей работе являются семьи обучающихся, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы. При этом важно, чтобы здоровьесберегающая работа рассматривалась не только как медицинская проблема, а, прежде всего, как воспитательная задача формирования гражданской личности на основе лучших традиций отечественной духовности, трудовой этики, культуры, полинациональной толерантности, самовоспитания. Все это формирует основы успешной социализации и здоровья личности.
6. Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Чтобы повысить качество обучения преподаватель должен применять в своей работе современные педагогические технологии. Это позволяет найти и применить эффективные методы обучения и взаимодействия с обучающимися. При этом создаются условия для оптимально быстрого и качественного усвоения новых знаний, умений, навыков, применения их на практике. В своей работе я применяю следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение;
Личностно-ориентированная педагогическая технология – взаимосвязь учения, обучения и развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса.
Содержание личностно-ориентированного обучения, его средства и методы строятся так, что позволяют обучающемуся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. Личностно-ориентированное обучение понимается как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта.
В основе данной педагогической технологии лежит признание обучающегося главной действующей фигурой образовательного процесса. При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Учение при этом является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Применение личностно-ориентированной педагогики естественно для обучения в сфере искусства, так как это полностью созвучно индивидуальному подходу к каждому ученику, выбору индивидуального маршрута развития обучающегося с учетом его способностей, характера, физических и психических данных. Следует отметить сложность планирования и проектирования в личностно-ориентированной системе обучения. Исходя из ее специфики, невозможно построить идеальную результативную модель, т.е. наметить общие цели и конечные результаты, без учета субъективного фактора, которым является обучающийся как носитель собственного опыта. Эффект управления личностно-ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей учащегося, как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким и вариативным.
Выстраивая учебный процесс, преподаватель создает поэтапный план с предполагаемыми результатами, который корректируется в режиме реального времени при освоении каждого этапа обучения. Таким образом, личностно-ориентированная технология – это показатель гибкости и оперативности реакции преподавателя в процессе работы с конкретным учеником.
Проблемное обучение относится к активным обучающим технологиям. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. Проблемное обучение применяется в решении нестандартных задач, когда учащиеся успешно усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. В процессе решения проблемы срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия». Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше.
На определенном этапе работы с учащимися преподаватель должен как бы отойти в сторону, отказаться от готовых решений и предложить обучающимся проблему, в решении которой они будут вынуждены задействовать различные виды и способы познавательной учебной деятельности. Это – умение работать с различными печатными и аудио- источниками, со специализированными интернет-ресурсами. И творческий анализ собранного материала, и умение сделать выбор и принять самостоятельное решение. Следовательно, задача педагога стимулировать, контролировать и направлять процесс активного поиска учащихся, помогая им подсказками и задавая общий тон учебной деятельности. Особенно эффективен проблемный метод при работе над музыкальным произведением. Ученик должен решить не только музыкально-технические задачи, но и получить знания по стилистике эпохи и стиле композитора. Правильно охватить форму произведения, прослушать несколько вариантов исполнения вокального, хорового произведения различными исполнителями, хорами и, наконец, выбрать наиболее приемлемый, близкий его восприятию вариант воплощения художественного образа произведения. Обычно этот метод очень хорошо срабатывает в работе с любыми учениками, вне зависимости от их одаренности и работоспособности, поскольку исследовательский азарт в той или иной степени присущ всем творческим людям.
Разноуровневое обучение – в принципе это разновидность обучения личностно-ориентированного, которое дает возможность каждому обучающемуся максимально проявить и развить свои способности.
Обучение детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого ученика. Образовательная система, предоставляющая всем одинаковые условия, ставит в неравные условия учащихся с более слабыми музыкальными и физическими данными по сравнению с их более талантливыми сверстниками. Поэтому преподаватель должен способствовать применению дифференцированного подхода, предъявлять разные требования к обучающимся в зависимости от их данных, а также этапа творческого и развития.
Коллективное обучение – процесс, где люди зависят друг от друга, влияют друг на друга и взаимодействуют с целью достижения поставленной цели. Преподаватель устанавливает, организует, поддерживает связи между участниками вокального или хорового коллектива, направляет и регулирует сам процесс, сосредоточивая внимание обучающихся на достижение конечной цели: качественного исполнения произведения. Преподаватель, в музыкальном образовании подобная технология применима в вокальном и хоровом классе, как связующее и организующее звено, в процессе творческого общения учит детей коллективной работе, умению согласовывать исполнительские намерения, настраиваться на сотворчество, концентрировать внимание и усилия на выполнении совместно выработанной и установленной цели. При этом все участники процесса являются равноправными и значимыми партнерами, что развивает умение личности эффективно существовать и действовать в коллективе.
В настоящее время появились широкие возможности для использования в образовательном процессе информационных компьютерных технологий. Получить качественную и разнообразную информацию в области музыкального образования, новости о конкурсах и фестивалях, доступ к обширным базам данных, музыкальным библиотекам и энциклопедиям – все это возможности интернета. Цифровое пианино, синтезатор, компьютер, и мультимедийные технологии незаменимые вспомогательные средства при проведении уроков. Цифровые средства обучения позволяют внести разнообразие в традиционный процесс обучения, расширить кругозор и разбудить творческую инициативу и любознательность учащихся.
Качественные аудиосистемы и цифровые носители дают возможность услышать лучшие образцы классической и современной музыки в чистом звучании. Кроме того, появилась возможность просматривать видеозаписи выступлений известных певцов вокалистов, хоровых коллективов, оценивая мастерство исполнения и артистизм. Так же теперь появилась возможность просматривать выступления наших солистов, нашего хора. Дети сами могут охарактеризовать своё выступление, отметить положительные и отрицательные стороны.
Владение текстовыми редакторами необходимо для ведения методической работы. Все чаще в своей работе я применяю звукоусилительную аппаратуру, электронные музыкальные инструменты или выступления под фонограмму. Это происходит при выступлении на открытых концертных площадках, где использование традиционных инструментов и инструментов без под звучивания невозможно.
На своих занятиях я применяю все вышеуказанные ИКТ, используя их как мощное вспомогательное средство для улучшения качества усвоения материала, для повышения качества исполнения изучаемых произведений, а также в концертно-исполнительской деятельности.
Широко использую сеть Интернет:
7. Участие в исследовательской, опытно-экспериментальной работе, работе творческих коллективов.
Рассматриваю насущные проблемы, для решения которых обобщаю опыт, приобретённый за практику на мастер-классах, семинарах, пленарных заседаниях, открытых уроках, методических заседаниях и совещаниях. Знакомлю преподавателей отдела с новыми методиками и разработками по проблемам педагогики. Делаю сообщения по этим вопросам, даю свои рекомендации, советы. Ставлю новые задачи перед преподавателями своего отдела.
Принимаю участие в жюри олимпиад, конкурсов различного уровня (школьные, зональные, районные, региональные). Постоянно участвую в концертной деятельности школы, города, района; творческих вечерах преподавателей; на праздничных, отчётных концертах и других мероприятиях; работаю в тесном контакте с родителями.
Одним из приоритетных направлений своей работы считаю формирование и развитие творческого потенциала учащихся, т.к. общие навыки творчества, приобретённые детьми в процессе обучения, в последствии могут быть применимы в любой деятельности. Испытывая воодушевление от своей работы, - только в таком состоянии можно увлечь ребёнка своим делом, пробудить желание заниматься музыкальным творчеством.
В обучении я индивидуально подхожу к каждому ученику. Большое внимание уделяю репертуару учащихся, т.к. он играет огромную роль в музыкальном развитии ученика. Высокий репертуарный уровень разных жанров (эстрада, классика, джаз) побуждает детей к творческим поискам.
Главный акцент в своей работе ставлю на развитие творческих способностей учеников и приобретение необходимых навыков. Стараюсь заинтересовать и увлечь их процессом творчества. В своей методике опираюсь на комплексное развитие в обучении детей. За несколько лет работы
Могу с уверенностью сказать, что занятия творчеством приносят свои плоды. Дети занимаются с увлечением, обучение идёт с опережением теоретических знаний, что положительно влияет на подготовку и уровень знаний учащихся моего класса по теоретическим дисциплинам.
В своей опытно-экспериментальной работе на примере своих учениц, Наджафовых Сабины и Джамили, которые занимаются у меня пятый год, я прослеживаю большой рост в их исполнительстве в разных жанрах (эстрада, классика, джаз). С 2009 года они участвуют во всех конкурсах (школьных, зональных, районных, областных, Международных), где занимают призовые места (см. приложение 4). Успехи Сабины и Джамили на серьёзных конкурсах стимулируют их стремление к творчеству.
8. Участие в различных мероприятиях по распространению опыта работы. (см. приложение 5).
1. «Музыкальный театр в ДШИ как форма работы над мюзиклом Я. Дубравина «Брысь! Или история кота Филофея» 2013г.
2. «Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей»2014г.
3. Инновационный проект «Музыкальная сказка для детской души»2014г.
4. «Синергетика как средство творческого развития личности» 2014г.
Участие в профессиональных конкурсах
На школьном уровне:
На зональном методическом объединении:
Сценарии внеклассных мероприятий
1. «Посвящение в юные музыканты – Праздник к нам пришёл»2010, 2012, 2013гг.
2. «О любви» 2010г.
3.Проект «Одной мы связаны судьбой» 2011, 2013гг.
4. «От Рождества до Крещения» 2012, 2014гг.
5. «Отчётный концерт отделения новых технологий»2012г.
6. «Ералаш у нашего двора» 2013г.
7. «От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме» 2013г.
8. Проект «Музыкальная сказка для детской души» 2014г.
Участие в круглых столах
1. «Романтизм – путь во времени» Протокол № 3 от 24.02.11 г.
2. «Стилевые особенности музыки XIX и XX веков» Протокол №3 от 09.02.11 г.
3. «Романсы П.И.Чайковского и Т.Толстого на стихи А.Фета» Протокол №1 от 09.10.12г.
Участие в мастер классах
1. Творческая встреча с композитором, певцом, пианистом Дмитрием Маликовым 19.03.13г.
2. Творческая встреча с заслуженной артисткой России Надеждой Бабкиной, ансамблем «Русская песня», группой «После 11» 11.06.13г.
3. Творческая встреча с А. Волочковой октябрь 2014.
Участие в Международных научно – практических конференциях
1. Русская музыка 19 века как организующий фактор мировой музыкальной культуры» 2013г.
2. Всероссийский педагогический Марафон учебных предметов «День учителей МХК, музыки и ИЗО»
«Работа с начинающими в классе синтезатора» 17.10. 2013г. пр. Дюжевой И.Л.
«Виктор Калинников. Цикл 11детских песен» 22.10.12г. пр. Балашова О.С. Панченко С.В.
Статьи в газетах «Вяземский вестник», «Аргументы и факты»
1.«С музыкой по жизни» от 30.09.2010 г.
2. «Посвящение маме» 2011г.
3. «Мы с вами» от 03.11.11г.
4. «Под крыльями у добрых муз» Смоленск 2012г.
5. «Голоса XXI века» 2012г.
6.«Целителям усталых наших душ» посвящается»2012 г.
7.«60 лет, отданные детям и музыке» от 06.12.2012 г.
8. «Спасителями Отечества посвящается» 2012г.
9. «Концерт для юных музыкантов» 2013г.
10. «Лучшая школа области» 2013г.
11. «От классики до современности» 2014г.
12. Хрустальные голоса на «Хрустальной лире»2014 г.
13. «Педагогический марафон» 2014г.
Публикации в СМИ
Раздел III. Краткое описание методической системы.
Тема самообразования: Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства»
Проблема постановки певческого голоса обучающегося – одна из наиболее сложных, и наименее разработанных в музыкально педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания школьников, что определяется сензитивностью этого возраста с точки зрения становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование музыкальности в целом.
Цель – создание условий для выявления и развития творческого потенциала учащихся, формирования музыкально-эстетического вкуса, развития эмоционально-волевой сферы.
Методы вокальной педагогики
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем. Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полётности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов. Качество образования учащихся – это результат обученности учащихся, который складывается из совокупности профессионализма преподавателя, владение им основными методиками преподавания, поисками новых педагогических приёмов, разработки собственных авторских программ, привлечения инновационных технологий, вовлечение учащихся в творческий процесс. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на неё.
Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:
В своей методической системе использую игровые формы и пособия на раннем этапе обучения, тематические уроки с применением ИКТ. Это способствует мотивации учащихся к овладению технических навыков, формированию познавательного процесса, раскрытию творческого потенциала, эстетического восприятия мира, обучению высоконравственных и гражданских качеств. Публичное выступление ученика – это итог его обученности. Овладение им знаний, умений, проявлений его творческих возможностей – это толчок к дальнейшему раскрытию его творческого потенциала. В своей педагогической деятельности широко использую современные образовательные методические пособия:
1. Биркенгоф А. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио»
2. С. Битус «Певческая азбука»
3. Гонтаренко Н. «Сольное пение»
4. Доломанова Н. «Музыкальное воспитание детей»
5. Исаева И. « Как стать звездой»
6. Камозина О. «Неправильное сольфеджио»
7. Кожуховская Е. 65 – летие Победы посвящается «Поле памяти»
8. Разумовская О. «Русские композиторы»
9. Рыбкина Т. Т. Шеверова «Давайте учиться петь»
10. Фролова Ю. «Пособие по сольфеджио и музыкальному диктанту»
11. Царёва Н. «Уроки госпожи Мелодии»
Важной составляющей методической системы считаю привлечение детей к участию в конкурсах разного уровня, просветительскую и внеклассную работу. Выступления, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видя как приятно для окружающих умение хорошо петь, служат формированию мотивации, благодаря которой возникает интерес в учёбе и усердия в занятиях музыкой. Это выступления учащихся в образовательных школах, детских садах, библиотеках, общешкольных и классных музыкальных вечерах, лекциях-концертах, музыкальных салонах и других мероприятиях.
Моё кредо – к обучению музыки с радостью. Педагогика – постоянный поиск и творчество. Считаю, что представленная методическая система имеет практическую значимость для использования преподавателями ДШИ и ДМШ.
Портфолио составила: Александровская М.К.
Директор МБОУДОД Новичкова Е.А.