Категория: Инструкции
Библиотерапевт должен обязательно учитывать психологический тип читателя, возраст, состояние здоровья, интеллектуальный уровень, стремление расширить свой кругозор, а так же умение воспринимать прекрасное, гармоничное в литературе, искусстве, жизни. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов В действующей в Республике Беларусь системе социального обслуживания эффективно функционирует и развивается подсистема социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом детский дом-интернат высылает в психоневрологический интернат на указанных воспитанников их личные дела. Библиотека, обслуживающая детей, в том числе и с ограниченными возможностями, обязательно должна иметь привлекательный вид снаружи и изнутри, вызывать положительные визуальные эмоции и формировать позитивный настрой у посетителя. Предварительно библиотекарь может познакомить аудиторию с литературой по рассматриваемой теме. Психолого-коррекционную направленность могут иметь такие формы групповой работы с детьми, как обучение выразительному чтению, сюжетно-ролевые игры, уроки театрального мастерства, пальчиковый театр и многие другие. Основной принцип социально-культурной политики многих стран мира в отношении детей, в том числе и их библиотечного обслуживания, составляет максимально возможная дифференциация мер, способствующих социальной адаптации детей в современном обществе. Сроком на 24 дня на отдых принимаются ветераны войны и труда в счет санаторно-курортного лечения на основании личного заявления и медицинской справки о рекомендуемом лечении. В дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа на полное государственное обеспечение принимаются одинокие граждане, достигшие — женщины 55 лет, мужчины — 60 лет и инвалиды I и II группы старше 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов — только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь. Лица, проживающие в психоневрологическом интернате, имеют право: - обращаться непосредственно к директору, заведующему медицинской частью или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования и охраны своих прав; - подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату, а также обращаться в общественные организации инвалидов, встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; - отправлять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику и литературу; - выписывать газеты и журналы; - получать наравне с другими гражданами вознаграждение за участие в производительном труде в соответствии с его количеством и качеством. При организации читального зала для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста или игровой комнаты желательно учесть то, что дети любят читать не только сидя, но и лёжа.
Прием, учет, хранение и выдача денежных сумм, драгоценностей и ценных бумаг граждан, принятых в специальный дом-интернат, не помещенные им в банк, производятся в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Помощь, оказываемая такими учреждениями детям, должна быть стабильной и приближенной к месту жительства, не требовать материальных затрат от семьи ребенка. Проблема оздоровительной возможности библиотечной работы в плане библиотерапии разрабатывается кандидатом педагогических наук Дрешер Ю. Разрешение о временном выбытии может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства принимающих родственников или других лиц об обеспечении ухода за престарелым и инвалидом. Новые информационные технологии На базе детских библиотек является возможным открытие методико-игровых кабинетов, где можно организовать систематические развивающие коррекционные занятия для детей с ограниченными возможностями младшего и среднего возраста на базе комплексного использования книжных познавательных форм, дидактического игрового материала. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невозможное в реальной жизни в подающиеся контролю ситуации. Временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более 3 месяцев в общей сложности в течение календарного года. Это очень важно для детей постарше, которые способны осмысленно читать и анализировать прочитанное. В интернат на полное государственное обеспечение принимаются граждане пенсионного возраста, инвалиды I и II групп, которым пребывание в интернате не противопоказано в соответствии с Инструкцией «Медицинские показания и противопоказания к приему в дом-интернат» и не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать.
Библиотека им.Горького - Наш методпортфель: Обслуживание детей с ограниченными возможностями в общедоступной библиотеке - скачивание разрешено.Временное выбытие престарелых и инвалидов из специального дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора дома-интерната на срок не более одного месяца с учетом заключения врача о возможности выезда выбытие в другой населенный пункт лиц, над которыми установлен административный надзор, допускается с разрешения органа внутренних дел. Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в управления социальной защиты облисполкомов, Минского горисполкома, в соответствующий исполком, а также в суд. Этому способствуют доброжелательные, чуткие и приветливые работники, а так же интерьер библиотеки. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. Перед библиотеками и другими учреждениями культуры назрела задача гуманизации общества, привлечения его внимания к детям, которые вскоре должны стать полноценными гражданами и относиться к которым следует исходя не из медицинских показаний, а из личностных характеристик и способностей. О выписке ранее судимого, находящегося под административным надзором, сообщается в органы внутренних дел, где он состоит на учете. Это обслуживание может осуществляться в форме: - стационарного обслуживания в учреждениях социального обслуживания; - полустационарного социального обслуживания; - социального обслуживания на дому; - срочного социального обслуживания; - предоставления реабилитационных услуг.
Особенности групповой и индивидуальной библиотечной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности Организация, формы и методы работы В настоящее время в Российской Федерации около 5% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями с различными отклонениями в состоянии здоровья. Снятие граждан с обслуживания без заявления производится в случаях: - нарушения договорных условий оплаты за обслуживание; - выявления медицинских противопоказаний; - нарушения гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг; - смерти граждан на следующий день после похорон. Социально-бытовые услуги на дому бесплатно предоставляются: - одиноким престарелым гражданам, достигшим возраста: женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет; - инвалидам I и II группы; - престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, в населенном пункте проживания. Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания потерявших социальные связи инвалидов I и II группы, престарелых граждан из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. а также направляемых из приемников-распределителей лиц из числа указанных инвалидов и престарелых, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, систематическом и целенаправленном воспитательном воздействии. При выписке из интерната гражданину кроме принятых на временное проживание и платное обслуживание выдаются закрепленные за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранящиеся в учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в интернате. Инструкция по работе с письменными обращениями граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писего и заканчивая их анализом.
Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций культуры и библиотечного обслуживания ч.1
Категория: Методические консультации
автор: ЦБСпресс | 15-04-2016, 16:46 | Просмотров: 409
(изМетодического пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учрежденийпо вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.- Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М. 2015. - 555 с.)с.206-211,272
Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций культуры и библиотечного обслуживания
Права инвалидов на библиотечное обслуживание, безбарьерный и беспрепятственный доступ к зданиям библиотек установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Указанными законодательными актами закрепляются обязанности библиотек по обслуживанию инвалидов.
Согласно СП 59.13330.2012 проходы в читальном зале библиотеки должны иметь ширину не менее 1,2 м. Размер рабочего места инвалида (без учета поверхности стола) должен быть 1,5 0,9 м.
Рекомендуются принимать оптимальные габариты площади поверхности стола читателя с недостатками зрения для работы с секретарем-чтецом - 1,5 0,7 м в кабинах, полукабинах или кабинетах.
В зоне обслуживания лиц с недостатками зрения читательские места и стеллажи со специальной литературой рекомендуется оборудовать добавочным освещением. Необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО - 2,5%), а уровень искусственного освещения читательского стола - не менее 1000 лк.
В СП 138.13330.2012. содержатся рекомендации как в отношении библиотек образовательных организаций, так и для иных библиотек.
Так, в части библиотек образовательных организаций рекомендации касаются обустройства мест в читальном зале, мест выдачи книг и книжных стеллажей. В читальном зале библиотеки следует предусматривать обособленные, но рядом с проходом, зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и, отдельно, для учащихся с нарушением зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств. Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами. Размеры зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8x0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. размеры рабочей зоны вместе с проходом – 1,8x1,8 м.
Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,2 м.
В отношении других библиотек в Своде правил также основное внимание уделяется обустройству читальных залов. В основу функционально-планировочного решения библиотек рекомендуется закладывать принцип совместного обслуживания всех категорий инвалидов, не выделяя специализированные помещения для какой-либо одной группы.
Планировочные требования к среде обитания инвалидов заключаются в том, чтобы она способствовала социальной интеграции, реализации возможностей интеллектуальных контактов инвалидов. Помещения читальных залов библиотек следует располагать, как правило, в одном уровне, многоуровневое расположение допускается только для крупных библиотек.
В Своде правил предполагается, что количество читательских мест для инвалидов должно составлять не менее 5% от общего числа читательских мест в библиотеках Централизованной библиотечной сети, в том числе для обслуживания инвалидов на креслах-колясках – не менее 4 специальных мест. В читальных залах и в зонах читальных залов рекомендуется места, отведенные для читателей-инвалидов, размещать в непосредственной близости к кафедрам выдачи литературы или рядом с местом дежурного библиотекаря.
В соответствии со Сводом правил специальную зону для работы инвалидов в читальных залах рекомендуется оборудовать следующим образом: четыре читательских места за одноместными столами пригодные для работы инвалидов на колясках, специальные стеллажи с наклонными полками для размещения как обычной литературы, так и книг с шрифтом Брайля (не менее двух стеллажей вблизи читательских мест). В зоне должны находиться несколько банкеток, кресел или стульев. Желательно наличие одного каталожного столика с каталогом, выполненным шрифтом Брайля.
В отношении читателей с нарушением зрения в Своде правил рекомендуется в отделениях городских библиотек для обслуживания читателей с нарушением зрения выделять фонд не менее 2,5 тыс. экз. литературы со шрифтом Брайля или аудиокниг, общей площадью 32 кв. м. Для обслуживания читателей - инвалидов по зрению, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется предусматривать либо специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество мест для читателей с нарушением зрения рекомендуется предусматривать не менее 4 в виде кабин, кабинетов с возможностью размещения секретаря-чтеца и тифлотехнических средств (цифровые проигрыватели МР3, электронные лупы, принтеры со шрифтом Брайля, компьютеры для слепых с речевыми программами и т.п.). В зоне обслуживания слепых и слабовидящих читательские места и специальные стеллажи с литературой со шрифтом Брайля рекомендуется оборудовать добавочным освещением. При размещении читательских мест и фондов открытого доступа для читателей, обладающих слабым зрением, необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО - 2,5%), а уровень освещения читательского стола не менее 1000 лк.
В Своде правил содержатся также отдельные рекомендации относительного пространственного устройства библиотек при предоставлении услуг для читателей с нарушением слуха. Для них предлагается предусмотреть помещения аудиовизуального обслуживания и помещения для групповой работы. Данные помещения должны быть изолированы планировочно, а также техническими средствами. Помещение должно быть радиофицировано, оборудовано аппаратурой для прослушивания музыки, креслами и, при необходимости, столами. Ряд кресел следует оборудовать специальным устройством для снятия мышечного напряжения с рук для инвалидов с полной потерей зрения.
Согласно Своду правил в универсальных научно-технических библиотеках (областных и республиканских) рекомендуется предусматривать возможность получения в единой зоне всего необходимого инвалиду объема информационных услуг – организацию автоматизированной системы каталога, отражающего фонды библиотеки, получение необходимых справочно-библиографических данных на компьютере, размещение фонда для слепых и слабовидящих.
Особенности библиотечного обслуживания инвалидов регулируются Федеральным законом «О библиотечном деле», который предусматривает следующее:
Следует помнить, что это не только права инвалидов, но этим правам соответствуют и определенные обязанности государства, муниципальных образований и самих библиотек. Так Российская Федерация за счет федерального бюджета обязуется обеспечивать выпуск литературы для инвалидов по зрению. В законе установлены гарантии бюджетного финансирования и приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для библиотек, находящихся в ведении Российской Федерации, и федеральных государственных образовательных организаций такое финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, для библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, библиотек муниципальных образовательных организаций – бюджетов субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек – бюджетов муниципальных образований.[2]
Что касается внестационарного библиотечного обслуживания лиц с физическими недостатками, а к таковым, безусловно, относятся инвалиды, то, исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», данное право является безусловным, т.е. его реализация не оговорена какими-то дополнительными основаниями. Соответственно, на основании заявления такого читателя библиотеки обязаны обеспечить заочную или надомную форму библиотечного обслуживания.
Особо следует остановиться на возможности предоставления слепым и слабовидящим экземпляров произведений в цифровой форме вне читальных залов библиотек, не нарушая при этом авторские права авторов данных произведений. Согласно новой редакции ст. 1274 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.01.2015 г. библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством РФ.
В Тверской ордена «Знак почета» областной универсальной научной библиотеке им. А.М.Горького для улучшения условий библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями выполнен комплекс организационных и технических мероприятий http://www.tverlib.ru/ds/index.html
В читальном зале библиотеки образовательных организаций следует предусматривать
-размещение инвалидов с нарушением зрения и передвигающихся на креслах-колясках совместно с другими читателями
- размещение инвалидов с нарушением зрения и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках в отдельном специальном месте
- размещение инвалидов с нарушением зрения в специальной зоне отдельно от инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках (правильный ответ)
Внестационарное библиотечное обслуживание
- разрешается только в отношении инвалидов по зрению
- допускается по согласованию с общественными объединениями инвалидов только в том случае, если библиотеки не могут обеспечить стационарное обслуживание
- все пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через внестационарные формы обслуживания (правильный ответ)
- такая форма обслуживания инвалидов законодательством не предусмотрена
Классификация форм инвалидности
Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»), организация сопровождения
Принцип нищего. Этот принцип родился в древности, в рамках милосердия, религиозных общин. Как правило, он предполагает предоставление небольшой помощи каждым, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складывается из сложения посильной помощи конкретному индивиду за счет многих людей. При этом никто не беднеет, а кому-то оказывается помощь. Метод можно принимать в качестве скорой или временной неотложной помощи инвалиду или другому лицу. Его слабые стороны - выработка установки на пассивное иждивенчество с постепенным разрушением активного начала личности. В условиях свободного общества принцип не может быть долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.
Принцип барина. Основан на законодательном или насильственном изъятии результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип используется лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотрению или повелению часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким «барином» мог быть помещик, капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и, опять таки, порождает иждивенчество, а так же бюрократический аппарат государства, связанный с распределением льгот. Число льготников растет как снежный ком, и, достигая критической массы, угрожает социальным взрывом, т.е. нарушает основу социальной безопасности любой страны. Любое явление, основанное на саморазвитии, стремится к бесконечности. Такой бесконечностью в системе защиты на принципе барина является постепенное и неуклонное нарастание числа защищаемых при уменьшении числа защищающих. Этот принцип привел к падению Римской и других империй, основанных на рабстве. На его смену приходит следующий принцип.
Принцип равного. Средства, которые используются в принципе барина для пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, сколько на предмет, т.е. на установление связей между человеком и социумом: на систему медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов; на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и др. После этого человек начинает сам зарабатывать, оставаясь личностью, несмотря на недостатки собственного здоровья. Примеры этому – Франклин Рузвельт, Николай Островский, Людвиг ванн Бетховен, Бедржих Сметана, Гомер, Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг и другие, известные деятели науки и искусства.
Таким образом, идеи обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, которые нашли отражение в современном российском законодательстве, направлены на реализацию принципа равного и отражают закономерное прогрессивное развитие философии социальной защиты инвалидов в нашей стране.
Составной частью философии социальной защиты инвалидов является философия независимой жизни. Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента:
1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.
2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой[4] .
Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Декларации независимости инвалида.[5]
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА
Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
2. Правила этикета при общении с инвалидами.
Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность .
Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.
Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:
– избегать конфликтных ситуаций;
– внимательно слушать инвалида и слышать его;
– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
– цивилизовано противостоять манипулированию.
Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами [6]. которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:
1.Обращение к человеку. когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Внимательность и терпеливость. когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
10. Не смущайтесь. если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом. " тому, кто не может видеть или слышать.
Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма.[7] Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:
Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:
Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
Актуальность деятельности сотрудников организаций, оказывающих услуги населению, по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, во многом обусловлена в современных условиях:
– положениями Конвенции о правах инвалидов и других международных документов;
– требованиями Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ;
– задачами и ожидаемыми результатами реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
– гуманистическим развитием общественных отношений, предполагающих недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
Эффективная и чётко организованная работа по вопросам обеспечения доступности позволит создать окружающую обстановку комфортной не только для инвалидов, но и для всех жителей. А также выполнить показатели, предусмотренные Правительством Российской Федерации[8]. в том числе:
а) увеличение доли доступных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов: с 12% до 45% (с 2010 до 2016 гг.);
б) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов: с 30% до 55% (с 2010 до 2016 гг.).
Объект социальной инфраструктуры (ОСИ) – это организация или часть ее (структурное подразделение или филиал), являющаяся поставщиком определенных услуг (одной или нескольких), занимающая определенный объект недвижимости (здание полностью или часть его) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией).
Одна организация (или учреждение) может занимать один объект недвижимости полностью или часть его, а также несколько объектов недвижимости. Также на одном объекте недвижимости может располагаться один или несколько ОСИ (а также одна или несколько организаций, учреждений).
ОСИ классифицируются в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью на объекты:
‒ социальной защиты населения;
‒ физической культуры и спорта;
‒ связи и информации;
‒ жилые здания;
‒ объекты сферы услуг и потребительского рынка.
‒ места приложения труда[9]
‒ пенитенциарные учреждения.
Обеспечение доступности заключается в изменении окружающей среды инвалида. Согласно международной терминологии окружающая среда может оказывать разное внешнее влияние на функционирование и ограничения жизнедеятельности индивидуума: содержать барьеры или облегчающие факторы (фасилитаторы) как в ближайшем, так и в отдаленном окружении человека (табл.4).[10]
Параметры окружающей среды (терминология МКФ, 2001)
Факторы физической, социальной среды, мира отношений и установок, которые имеют место в окружающей человека среде, которые посредством своего отсутствия или присутствия ограничивают функционирование и создают инвалидность
факторы физической, социальной среды, мира отношений и установок в окружающей человека среде, которые благодаря своему присутствию или отсутствию, улучшают функционирование и снижают инвалидность
Барьеры могут принимать разные формы:
а) физические – барьеры во внешней среде, прежде всего, на объектах социальной инфраструктуры;
б) информационные – барьеры, возникающие под воздействием формы и содержания информации.
Создание доступности заключается в устранении барьеров, с которыми может столкнуться инвалид. Как уже говорилось выше, Конвенцией о правах инвалидов определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности (табл.5)
Соотношение понятий «универсальный дизайн»
и «разумное приспособление»
Примеры оборудования санитарно-гигиенических помещений[13]
Зона 6 «Система информации на объекте»
К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте:
6.1 визуальные средства;
6.2 акустические средства;
6.3 тактильные средства.
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:
- непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения;
- предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях.
Системы средств информации должны быть комплексными – для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными).
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации.
Характеристика параметров доступности данной зоны обобщена в табл. 12; иллюстрации представлены на фотографиях
Примеры информации на объекте[14]
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры
Под техническим средством понимают любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническую систему. [15]
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, сокращенно МКФ, предлагает изучение факторов окружающей среды на разных уровнях: индивидуума и общества. Данный подход применим и к систематизации технических средств. Можно выделить технические средства реабилитации инвалида и технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры .
Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие технические решения, в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.[16] К данным техническим средствам относятся инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты, и т.п.[17] Эти технические средства предназначены, как правило, для индивидуального использования.
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому признаку:
Знак «Парковка для инвалидов»
В соответствии с ГОСТ 23457-86 (п.2.8.21), «табличка “Инвалиды ”» должна применяться со знаком «Место стоянки » для указания того, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами. В мировой практике эти два знака часто объединяют в один.
Разметка на асфальте. Место парковки для инвалидов обозначается специальной разметкой на асфальте. Территория каждого учреждения должна быть оборудована специальными парковочными местами для людей на инвалидных колясках. Важными составляющими парковочных мест для людей с инвалидностью является увеличенная ширина машиноместа (не менее 3,5 метра), специальный знак «Парковка для инвалидов», а также специальная разметка на асфальте, сделанная черной и желтой красками по трафарету.
Другие новости по теме: