Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обслуживанию велосипеда img-1

инструкция по обслуживанию велосипеда

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по ремонту и наладке горных велосипедов своими руками

Ремонт горного велосипеда — маунбайка своими руками

Посетив первый раз Финляндию, обратил внимание, что многочисленные велосипедисты использовали для передвижения не модные у нас многоскоростные велосипеды, а обыкновенные дорожные. В спортивных магазинах в продаже большую часть представляли также дорожные велосипеды, причем по цене небюджетной. Сначала это удивляло, но, присмотревшись, понял, а зачем им многоскоростные велосипеды или навороченные маунтбайки? Все условия для велосипедистов созданы. За городом и в городе везде ровные асфальтированные велосипедные дорожки. У каждого места отдыха или магазина в наличии оборудованные велостоянки. Водители вежливые и предупредительные. Запомнилось, как женщина на велосипеде съехала с тротуара на пешеходный переход, не посмотрев по сторонам, а неспешно двигавшиеся автомобили остановились у пешеходного перехода. На лицах водителей не было и тени возмущения. Одним словом сказка. Кто будет в этой стране, обратите внимание, если человек быстро перебегает пешеходный переход – это Российский турист !

Велостоянка у магазина

Вернемся в нашу реальность. Зачем людям у кого есть возможность передвигаться в городе на джипах? Ответа два. Первое, это возможность более комфортно преодолевать колдобины и ямы на наших дорогах. Второе, это престиж. Аналогично и с велосипедами. Горный велосипед позволяет быстрее передвигаться в городском велобездорожьи, реже спешиваться и эффективно преодолевать препятствия. Но у многоскоростных велосипедов есть существенный недостаток. Так по моему опыту (наезжал больше 1000км за сезон), для дорожного велосипеда достаточно один раз смазать и перебрать велосипед в начале года и он будет бегать не создавая проблем. А вот современное чудо велосипеды очень капризны в настройке и требовательны в обслуживании. Слово протяжка стало обязательным в вело лексиконе. Простой пример. За свою велосипедную жизнь, я на дорожных велосипедах три раза менял заднюю звездочку по износу зубьев, а вот для горных велосипедов уже есть целая коллекция неисправных кассет без сколько-нибудь значимого износа. Что ни говори, но за такой комфорт передвижения надо платить прежде всего бережной эксплуатацией, постоянной настройкой и своевременным ремонтом велосипеда. В сети много материала по самостоятельному ремонту и обслуживанию горных велосипедов. Но вот встретить инструкцию в компактном и доходчивом виде не удалось. При покупке очередного велосипеда фирменная инструкция содержала минимум информации по настройке и ремонту велосипеда, а вот инструкция по наладке и эксплуатации горных велосипедов от фирменного магазина была довольно подробная. Инструкция из магазина правда не полный справочник по ремонту велосипеда, но помогает конкретно. Эта книжица постоянно теряется дома, да и в сети её почему-то нет.

Успехов в настройке, протяжке и ремонте маунтбайка своими руками!

И берегите себя в дороге!

Еще cтатьи на велосипедную тему:

Другие статьи

Справочник по ремонту велосипедов(Роб Ван дер Плас) глава 1 - Мои файлы - Каталог файлов

Настоящая книга написана с целью помочь вам содержать свой велосипед в оптимальном рабочем состоянии. Вы найдете здесь всю информацию, которая может потребоваться вам как владельцу велосипеда — вы узнаете и что именно вам нужно делать, чтобы ваш велосипед работал безотказно, и как устранять возникшие неполадки.

Подход, взятый на вооружение автором этой книги, прост — сначала определить проблему, затем определить причину, и только потом продемонстрировать, как ее следует устранять. Автор все объясняет максимально системно, сначала рассказывает о том, что может быть причиной проблемы, затем говорит об инструменте, который требуется для устранения данной проблемы, а также о том, как воспользоваться обычным инструментом вместо специального, после чего переходит к пошаговым инструкциям собственно устранения самой проблемы. Книга богато иллюстрирована, в ней также есть таблица устранения неисправностей, так что просто бегло взглянув на нее, вы сразу определите, что именно вам нужно.
В книге рассматриваются главным образом современные велосипеды, обычные велосипеды с механизмом переключения передач и специальные горные. Однако на страницах данной книги вы также найдете детальное описание оборудования, используемого и на других моделях, к примеру, на складных велосипедах, родстерах и даже складных переносных велосипедах. Приводятся здесь и полные инструкции по обслуживанию трехскоростных втулок, барабанных и ролико-рычажных тормозов, а также динамо-машин для фар.

Вот так, возможно, выглядит ваш велосипед спереди.

Слева: дорожный велосипед. Справа:горный велосипед

Прежде чем приступать к обслуживанию и уж тем более — к ремонту велосипеда, необходимо знать его составные части и их названия. Вкратце опишу основные компоненты велосипеда. Компоненты можно рассматривать и как единое целое, как узел, и как набор групп. Велосипед состоит из следующих основных функциональных групп:

Передняя часть обычного дорожного велосипеда с совмещенными рычажками переключения передач и тормоза.

До недавнего времени нередко можно было увидеть вполне качественный велосипед, оборудованный компонентами, выпущенными разными производителями. Тормоза у таких велосипедов были одной фирмы, механизмы переключения передач — другой, втулки — третьей, а втулки для системы — четвертой. Сегодня дело обстоит совершенно не так, теперь большинство составляющих продаются в сборе, группами, или компонентными группами. Благодаря в основном широкомасштабной рекламе и одновременно мощному коммерческому давлению со стороны двух основных производителей компонентов (Shimano и Сampagnolo) стало модным приобретать велосипед с подобранным набором компонентов, велосипед унифицированный. Фирмы-производители вынуждены покупать все компоненты у одной фирмы, а не выбирать у многих то, что им кажется наиболее подходящим для той или иной модели. С потребителями в этом случае, как видим, не советуются.
Такое положение дел — я его называю «унификационная истерия» — вполне устраивает двух основных производителей компонентов, которые действительно научились делать практически все, что касается велосипеда. Однако данное обстоятельство совершенно не устраивает тех производителей, которые специализируются на выпуске одного-единственного компонента. В результате все той же унификационной истерии производители отличных тормозов и великолепных втулок для системы столкнулись с серьезными проблемами, поскольку фирмы, выпускающие велосипеды, которые совсем недавно покупали у них эту продукцию, теперь стремятся к унификации, и либо берут у компании Shimano все, либо ничего. Но даже приобретая детали у одного производителя, им приходится выбирать между многими группами.
Все это заставило небольшие компании, производящие запчасти для велосипедов, разрабатывать и выпускать свои собственные компонентные группы. Так, изготовитель втулок и механизмов переключения передач компания SunТоur совместно с производителем тормозов Dia-Соmре и изготовителем втулок SR выпустила свою компонентную группу с названием SunТоur на каждой составляющей. Аналогично поступают и некоторые европейские производители, они кооперируются и представляют свои компонентные группы Маvic, Simplex, Моdolo, Оfmegа или Sacha, в каждой из которой вы найдете детали от других производителей.
В результате сузился выбор как для производителей, так и для потребителей. Но что еще хуже — крупные фирмы последовательно и старательно лишают велосипедную промышленность ее самых основных благ — взаимозаменяемости узлов. В настоящее время все компоненты проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы потребитель не мог полностью заменить одну часть велосипеда другой, выпущенной другим производителем. Иначе говоря, узлы от разных производителей стали невзаимозаменяемыми. Прибавьте к этому ужасающую тенденцию не производить и не хранить на складах мелкие запчасти и детали, что приводит к необходимости едва ли не ежегодно заменять весь узел целиком, и вы поймете — основные производители велосипедов воспитывают в потребителях стремление просто выбросить велосипед. А что еще остается делать с велосипедом, к которому невозможно подобрать нужных узлов?
Человеку, привыкшему к велосипеду, не остается ничего иного, кроме как экспериментировать, пытаться заменять детали и узлы методом проб и ошибок. Сейчас уже невозможно заранее сказать, подойдет ли к той или иной машине тот или иной узел, даже очень похожий на требуемый, и можно ли отремонтировать забарахливший имеющийся. В лучшем случае у потребителя остается одна возможность — либо носить свой велосипед, либо искать более-менее подходящий нужный компонент в мастерской, в противном случае никто не сможет дать гарантию, что новый узел или деталь совместится со старыми.

Краткое описание функциональных узлов

В этой части автор вкратце расскажет о различных функциональных узлах, составляющих любой велосипед. Будем считать, что ниже приводится описание велосипеда и его компонентов.
Обычный приводной механизм современного велосипеда с механизмом переключения передач.

Колеса, — их автор рассматривает в главах 4 и 5 — имеют эластичные камеры и отдельные гибкие покрышки, за исключением тех, какими оборудуются настоящие гоночные велосипеды — на них ставятся трубчатые шины. Шина одевается на алюминиевый обод, который удерживается на втулке при помощи спиц. Загнутым концом спица крепится к втулке, а вторым вкручивается в небольшие трубки в ободе. Втулка колеса фиксируется на раме или вилке гайками, которые наворачиваются на ее ось, либо с помощью быстросъемного механизма.

Трансмиссия состоит из частей, благодаря которым движущая сила велосипедиста, иначе — крутящий момент, передается на заднее колесо. Как описано в главе 6. трансмиссия состоит из втулки с шатунами и педалями, цепных колес и блока механизма свободного хода, установленного на втулке заднего колеса.
В настоящее время под системой передачи обычно подразумевается механизм переключения передач, хотя и втулочная передача также еще используется. Система механизма переключения передач состоит из переднего и заднего механизма переключения передач, которые перемещают цепь с одной комбинации цепного колеса и звездочки на другую, механизма управления переключения передач (манетки), установленного либо на руле, либо на нижней трубке рамы (в зависимости от типа велосипеда) и гибких тросов, соединяющих манетки с механизмом переключения передач. За последние годы втулочное переключение скоростей сильно усовершенствовалось, поэтому можно ожидать, что в ближайшее время оно появится на велосипедах, предназначенных для езды по городу. Уход и ремонт за системами переключения передач детально описаны в главах 7 и 8.

Система передачи механизма переключения передач.

Тормоза также обычно управляются посредством гибких тросов, связывающих установленные на руле рычаги с собственной тормозной системой. Нажатием на рычаг велосипедист приводит в движение две тормозные колодки, которые, прижимаясь к боковым частям обода, останавливают вращение колеса. Существуют также и специальные тормоза, которые монтируются внутрь втулки колеса. Обслуживание и ремонт тормозов, внешних и установленных внутри втулки, автор рассматривает в главах 9 и 10 соответственно.

Система управления, которая детально описывается в главе 11. включает в себя части, позволяющие уравновешивать велосипед и управлять им. Сюда входят передняя вилка, руль, вынос руля и подшипники рулевой колонки. Эта группа позволяет системе управления поворачивать с помощью руля переднее колесо относительно остальной части велосипеда.

Компонентная группа, изготавливаемая фирмой Campagnolo. Хотя основным производителем компонентных групп является компания Shimano, многие другие производители поставляют на рынок компонентные группы наподобие показанной на фотографии.

Детально рама рассматривается в главе 12. Это основная часть велосипеда, его хребет, на который устанавливаются другие его компоненты. Рама состоит из нескольких трубок, соединенных между собой сваркой или пайкой. Основная рама включает в себя переднюю трубку, верхнюю, нижнюю и седельную трубки), а также несколько пар небольших трубок, составляющих задний треугольник (верхняя и нижняя задняя вилка). Кроме того, в раму входит каретка, расположенная в точке, где нижняя и седельные трубки соединяются с нижней задней вилкой, а также выступы, на которых крепится задняя ось. К счастью, ремонта рама практически не требует, ну разве что только когда одна из трубок сильно погнется или треснет. Правда, в этом случае рекомендуется покупать новый велосипед.

Седло устанавливается в подседельную трубку, которая в свою очередь вставляется и крепится зажимом в седельную трубку. Высота и угол наклона седла регулируются зажимными устройствами, которые удерживают седло в подседельном штыре, а его самого — в трубке рамы. Этот узел мы детально рассмотрим в в главе 13.

Этими компонентами оборудуются все велосипеды. Уход и/или установка регулятора положения седла, светового оборудования, багажника (и плоского, и в виде сумок), крыльев (грязезащитных устройств) и других небольших деталей мы рассмотрим в главе 14.

Городские велосипеды, подобные этому, были разработаны в Европе, а сейчас пробиваются на американский рынок. Фактически это те же горные велосипеды, оборудованные различным набором дополнительных принадлежностей: багажником, защитным кожухом цепи, откидной стойкой для упора велосипеда, крыльями и небольшой велосипедной фарой.

Что знать обязательно о ремонте велосипеда дома своими руками

Электромобиль для Илона Маска Что знать обязательно о ремонте велосипеда дома своими руками

Велосипедисты содержать должны свое транспортное средство в надлежащем состоянии. Только так велосипед продолжит работать надежно, а значит, можно не беспокоиться за безопасность. Придется прибегать к помощи профессионалов, но мелкие неисправности рекомендуется устранять своими руками. Чтобы ремонт проходил гладко, а байк после него работал только лучше, стоит воспользоваться советами, о которых пойдет речь.

Инструменты, без которых невозможно провести ремонт велосипеда

Для ремонта велосипеда дома, придется приобрести минимум инструментов:

  • различного размера гаечные ключи;
  • шестигранник;
  • набор пассатижей;
  • киянку и пинцет;
  • шлицевые отвертки и крестовые;
  • хомуты и ножницы;
  • насадки торцевые.

У владельцев байков должны быть эти наборы инструментов. Но, со временем, их арсенал обязательно пополнится: втулочным ключом и выжимкой для снятия цепи, ключом трещоточным и спицевым, машинкой для чистки цепи, щеткой и другими.

Для ремонта велосипеда дома своими руками понадобится запастись материалами расходными, которые сделают легче уход за транспортом и помогут его содержать практически в идеальном состоянии. Пополняют базу постепенно: всевозможные масла (для разных деталей), растворители и тормозная жидкость, очиститель от грязи и гидравлическое масло.

Материалы смазочные

Байк – механизм сложный, поэтому смазывать его нужно регулярно и аккуратно, чтобы быть уверенным в адекватной работе деталей. Владелец такого средства передвижения обязан знать, какой смазкой смазывают ту или иную деталь.

Используют следующие смазочные материалы:

  • аэрозольные. Они понадобятся, если смазать нужно тросики, цепи, сочленения шарнирные;
  • жидкие смазки типа И5А, применяют точечно. Предназначаются они для смазывания барабанов, цепей, втулок задних. Но ездить в холодное время года на этой смазке нельзя, потому что из-за затвердевания при низких температурах, она ухудшает работу велосипеда;
  • для обработки резьбы и подшипников используют исключительно густые смазочные материалы.
Инструкция по ремонту велосипеда дома для чайников

Если решили перебрать байк своими руками, готовьтесь к тому, что знаний об устройстве и внимания потребует каждая деталь.

Рама велосипедная

Главное условие ухода за ней - содержание в чистоте. Очищать раму нужно после каждого катания, тем более, если оно проходило в непогоду: снег, дождь. На это следует обращать внимание, если проводится ремонт велосипеда дома своими руками. Ее обязательно очищают от пыли и грязи до того, как начинают переборку. Такая предосторожность оправдана тем, что грязь не попадет в рабочие механизмы.

Идеальным решением перед переборкой станет мытье рамы в мыльном растворе под водой проточной с использованием губки. Когда рама вымыта, осматривают ее на отсутствие сколов и трещин, которые могут в будущем обернуться проблемой. Если трещины или потертости найдены, их требуется закрасить. Использовать можно краску в баллончиках, которая с такой задачей справляется легко.

С особой тщательностью проверяют: кареточную трубу, а также рулевой стакан, перья верхние треугольника заднего и подвеску заднюю.

Перебираем колонку рулевую своими руками

Чтобы ремонт проводить дома своими руками, важно знать, что переборка этого узла имеет нюансы, зависящие напрямую от типа колонки. Для колонок интегрированных своевременно проведенная смазка служит залогом надежного функционирования. Сложнее с колонкой шарикоподшипниковой интегрированной, где требуется заменить вовремя пришедшие в негодность шарики, о чем предупреждают скрип, появляющийся в рулевом стакане, и трудности при повороте колеса.

Что нужно знать о замене подвески

Ремонт велосипеда дома не обойдется без настройки вилки. Она требует замены старого масла, изношенной пружин, поршней, сальников. Помимо профилактического или планового ремонта необходимо пыльники и ноги очищать от загрязнения регулярно. Приступая к ремонту в домашних условиях, нужно внимание сосредоточить на том, чтобы не сломать кольцевые пружины, служащие своеобразной защитой от проникновения частиц пыли и грязи в вилку.

Специалисты не советуют приступать к ремонту своими руками этой детали байка, зная, что механизм нежный. Переборку картриджей правильнее поручить опытному мастеру. А вот текущий ремонт дома желательно проводить самому.

Уход за трансмиссией

Под трансмиссией понимают совокупность узлов и деталей: кассету, цепь, трещотку, переключатель скоростей. Цепь велосипеда – деталь вторая по очереди, требующая регулярного ухода. Если имеется специальный замок, то снять цепь не представляет труда. Если нет, придется использовать выжимку, помогающую цепь легко снять. Правила ухода за этой деталью предусматривают очистку от грязи цепи, контроль натяжения и смазывание роликов.

Как и очистка цепи, системы чистят специальными растворителями. Главное – не нарушить во время сборки установку звездочек: пин средней должен смотреть на каретку.

Набор задних звездочек, называемый кассетой, также очищается от грязи и пыли с помощью растворителей. Используют для этого съемник – специальное устройство, с которым кассеты снять и установить проще даже велосипедисту без опыта.

Перебираем трещотку дома своими руками

Метод используют похожий: промывают промышленные подшипники, затем, смазывают и возвращают на прежнее место. Шарики подшипников шариковых осматривают на наличие деформации, заменяют (если повреждения обнаружены), промывают, устанавливают на прежнее место, смазав предварительно. Механизм велосипеда, если работа сделана грамотно, работать станет лучше.

Поскольку комфорт при езде зависит от правильного функционирования переключателей, то к ним отнестись следует с повышенным вниманием: правильно настроить лапки, ограничивающие ход винты, звездочки. Кроме минимума действий, необходимого для переборки, нужна своевременная смазка пружины кручения и растяжения роликов. К этому добавляется контроль натяжения троса.

Разбираем каретку

Несмотря на то, что каретки интегрированные, как картриджные, относятся к конструкциям неразборным, для текущего обслуживания каретки разбирают. Важно, выполняя это дома своими руками, запомнить расположение элементов.

Как разобрать тросики и манетки, или о ремонте своими руками

Поскольку манетки – механизм, испытывающий незначительные нагрузки, для него достаточно обслуживание проводить в сезон раз. Состоит оно в проведении чистки и замене отработанных смазочных материалов. При этом, внимание уделять нужно тросикам: протирать маслом, чтобы получить внутри механизма плавное скольжение.

Ремонт велосипеда дома, или как ухаживать за тормозами

Относят к системе тормозной: ручки тормоза, гидролинии, калиперы.

Тормоза гарантируют сохранение жизни хозяину байка. Поэтому, не стоит убеждать, что они должны быть в порядке. Без регулярного ухода это невозможно, поэтому за системой тормозов нужен уход в трех направлениях: перебирают калиперы, устройство ручек тормоза, в гидролинии прокачивают тормозную жидкость.

На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.

Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.

При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.

Регулировка педалей

Несмотря на простоту, педали считаются нежным механизмом. А, поскольку нагрузка ни них приходится значительная, износ происходит скоро. Проверяется работа педалей легко, поэтому рекомендуют проводить ее дома своими руками. Прокрутив педали, следим за тем, насколько они крутятся и останавливаются быстро. Если останавливаются скоро, а крутятся медленно – нужна смазка. Разбираются педали с торца, а перебирают по стандартной схеме для промышленных и шариковых подшипников.

Чтобы туго не защелкивать обувь в педалях контактных, что при езде создает неудобства, для них смазка пружин обязательна.

Обслуживание колес и ремонт дома своими руками

Колеса – самая нагруженная деталь байка. Значит, и внимания она требует наибольшего. Перебирая велосипед и проводя ремонт своими руками, не забывайте о колесах, исправное состояние которых гарантирует комфорт при езде и продолжительный срок службы механизмам.

Перебирать втулки с подшипниками промышленными часто не нужно – достаточно делать это в два сезона один раз. Чаще требуют переборки шарикоподшипники – раз в сезон с переборкой шариков, т.е. отбраковывают потертых и с вмятинами.

Чтобы выиграть в весе, т.е. уменьшить его, владельцы велосипедов выбирают нередко оода менее прочные. Но это чревато появлением биения ободов: восьмерки (осевого) и радиального, когда форма обода напоминает яйцо. Исправить дома своими руками проблему помогает специальный спицевый ключ: сняв покрышку, вытягивают в противоположную искривлению сторону, спицы.

Важно: проводя такой ремонт велосипеда дома спицы нужно с одной стороны ослабить, с другой - подтянуть, чтобы колесам сохранить нормальную жесткость.

Какие детали первыми выходят из строя

Наряду с плановым обслуживанием, случаются незапланированные поломки, именуемые износом естественным. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.

Обращать внимание нужно на такие детали:

  • Раму. Потеря жесткости приводит к деформирмации рамы, которая из-за избыточного накопившегося напряжения даже может треснуть. Во время катания агрессивного, появление трещин неизбежно, поэтому за состоянием этой детали следить обязательно.
  • Подшипники. Это еще одна деталь, быстро изнашиваемая и замены требующая в первую очередь. Износ подшипников касается трещотки, заднего переключателя, педалей. Дольше срок службы у подшипников, подвески задней и колонки рулевой. Обнаружить проблему помогает появляющийся посторонний звук и изменения в работе механизма.
  • Колеса. Поскольку нагрузка на них максимальная, износ происходит быстрее прочих деталей. Распространенной проблемой считается растяжение спиц, приводящая к деформированию втулки байка и оси велосипедной втулки, что приводит к проблемам при движении.
  • Трансмиссия. Насколько легко движется велосипед, зависит от состояния цепи. Если она грязная, сточенная или растянутая, адекватно работать транспортное средство не сможет. Цепь должна быть чистой и смазанной всегда, поэтому настраивается она по мере надобности или заменяется своими руками или с помощью мастера.
  • Подвесы. При появлении признаках износа – масляных следов из-за течи колец уплотнительных или сальников, потере во время езды упругости, изменения цвета напыления на ногах, внимание должно быть обращено на пневмокар и пружины. Необходимо проверить на целостность башинги и пыльники.
  • Тормоза. Нередко неисправные тормоза, точнее – вышедшие из строя колодки становятся причиной аварий, как и воздух, попавший в гидравлику и загрязненные поршни калипера.

Ремонт велосипеда дома своими руками продлит срок службы средства передвижения и сделает безопасной и комфортной езду. Ремонт велосипеда дома своими руками для многих является способом, который помогает почувствовать свою состоятельность и самостоятельность, становится интересным хобби и полезным.

Видео: Ремонт и уход за велосипедом