Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке представления результатов орд 27.09.2013 img-1

инструкция о порядке представления результатов орд 27.09.2013

Категория: Инструкции

Описание

Основания и порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности - Оперативно-розыскная деятельность - Учебные материалы для студентов

Основания и порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности

Хорошее начало – половина дела.

В соответствии с предписаниями Закона об ОРД представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11).

Исследование практики показывает, что на этапе представления результатов ОРД в правоохранительные органы возникают существенные затруднения.

До последнего времени, ввиду отсутствия четких законодательных и ведомственных предписаний о порядке представления и приема результатов ОРД (в УПК РФ таких предписаний вообще нет), особенно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, имелись серьезные недостатки. В основе своей они были связаны с содержанием оперативно-розыскных материалов и их предварительной юридической оценкой.

Последние ведомственные нормативные правовые акты позволяют улучшить организацию этой работы. Вместе с тем проблемная ситуация с результатами ОРД объективно и перманентно существует. Ее разрешение зависит от правильного определения направлений документирования, его качества и объема, доказательственной перспективы, избрание наиболее целесообразного момента реализации добытых данных с принятием решения о возбуждении уголовного дела по тяжким и особо тяжким преступлениям со сложным механизмом их подготовки и совершения. Это связано с неочевидными, глубоко замаскированными деяниями, носящими региональный, межрегиональный, международный и во многих случаях коррупционный характер, представляющий особую сложность в обнаружении и документировании. В разрешении возникшей оперативно-розыскной ситуации в процессе документирования преступной деятельности лиц организатором выступает руководитель органа, осуществляющего ОРД и соответствующего оперативного подразделения. С согласия своего начальника сотрудник оперативного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности проверяемых вправе обратиться к руководителю следственного органа за помощью в правовой оценке имеющихся оперативных сведений, а также за иными необходимыми рекомендациями. Данный руководитель с учетом специализации и наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяет следователя, который оказывает запрашиваемую помощь, либо самостоятельно дает сотруднику оперативного подразделения соответствующие рекомендации. Указанная деятельность основывается на инициативе оперативного работника и согласии сотрудников следственного органа в решении возникших оперативно-розыскных проблем, на этапе документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела, что, разумеется, не освобождает оперативного работника от обязанности самостоятельно давать юридическую оценку добытых им результатов.

При этом необходимо иметь в виду, что участие следователя в правовой помощи по вопросам документирования не должно переходить грань, за которой существует реальная опасность включения следователя в непосредственное участие в оперативной работе, субъектом которой он не является (например, выполнение конкретных операций – составление описи купюр, пометки на предметах взятки, использование технических средств и подобные действия, оформление оперативно-служебных документов-актов, протоколов (связанных с ОРМ). Это может послужить обстоятельством, влекущим устранение его от производства по данному уголовному делу в связи с требованиями ст. 56 УПК РФ.

Процедура предварительного ознакомления с материалами, добытыми органами, осуществляющими ОРД, предусматривает следующее: сотрудник оперативного подразделения, пологая, что собранные им материалы содержат достаточные сведения о признаках преступления, докладывает об этом своему начальнику. Последний до регистрации их в книге учета сообщений о происшествиях направляет руководителю следственного органа для ознакомления. При этом должны быть соблюдены все требования о защите сведений, составляющих охраняемую законом тайну, а также режим секретного делопроизводства.

В экстренных ситуациях оперативные материалы направляются дежурному следователю. К изучению результатов ОРД на предмет достаточности их для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, как правило, привлекается тот следователь, участие которого планируется для их реализации в уголовном судопроизводстве.

Ведомственным нормативным правовым актом установлено, что срок изучения оперативно-розыскных материалов согласовывается руководителями следственного и оперативно-розыскного органов и не должен превышать 10 суток с учетом объема и сложности материалов. Срок согласованным решением может быть продлен до 15 суток. В неотложных случаях изучение результатов ОРД осуществляется незамедлительно.

Критерием оценки готовности материалов ОРД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие в них достоверных данных, указывающих на признаки преступления. После изучения все материалы ОРД возвращаются в соответствующее оперативное подразделение.

При этом могут возникнуть различные ситуации, требующие своего разрешения. Если содержащиеся в материалах ОРД сведения не в полной мере подтверждают наличие признаков преступления (недостаточно задокументированы факты преступной деятельности, имеются сомнения в достоверности основных данных и т.п.), руководитель следственного органа возвращает их начальнику оперативно-розыскного подразделения с письменными рекомендациями (справка) о необходимости проведения дополнительных мероприятий для восполнения имеющихся пробелов или для оперативной проверки имеющихся. При необходимости возникшие проблемы могут обсуждаться на совместных оперативных совещаниях.

При несогласии с выявленными недостатками и рекомендациями по их устранению начальник органа, осуществляющего ОРД, может направить замечания и рекомендации следователя со своими письменными возражениями руководителю вышестоящего следственного подразделения, который в 10-дневный срок, а при необходимости незамедлительно, выражает свою позицию по существу разногласий.

В случае необходимости руководителю вышестоящего следственного органа представляются материалы ОРД с соблюдением порядка обращения с закрытыми документами. Необходимо иметь в виду, что на данном этапе оперативная работа по документированию преступных действий проверяемых не прекращается. Сотрудник оперативного подразделения с учетом совместной аналитической работы со следователем проводит ОРМ по предупреждению и пресечению опасных преступлений, выявлению новых эпизодов совершенных деяний, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, получает дополнительные сведения, могущие иметь доказательственное значение.

После согласования мнений либо выполнив рекомендации следователя и получив информацию от руководителя следственного органа о наличии в материалах ОРД признаков преступления, сотрудник оперативного подразделения представляет в установленном порядке результаты ОРД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Правовой основой представления результатов ОРД являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативнорозыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

В настоящее время основополагающим ведомственным актом является Инструкция о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Напомним, данная инструкция объявлена совместным приказом от имени всех субъектов – органов, осуществляющих ОРД, определенных в ст. 13 Закона об ОРД, согласована с Генеральной прокуратурой РФ, зарегистрирована в Минюсте России.

Результаты ОРД представляются как:

– инициатива органов, осуществляющих ОРД, при наличии у них достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это не что иное, как основание для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). В данной ситуации результаты получены ОРД в процессе выявления признаков, как правило, замаскированных преступлений с установленными лицами, их подготавливающими, совершающими или совершившими;

– выполнение поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении ОРМ в соответствии с ч. 1 ст. 144 и п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ;

– выполнение указания прокурора о проведении ОРМ;

– исполнение требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве;

– исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов, иностранных государств, если это не противоречит международным договорам и российскому законодательству.

При этом следует выполнять требования специальной нормы ст. 17 "Защита сведений о федеральных органах государственной охраны" Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД (ст. 12 Закона об ОРД). Прежде всего о том, что "сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организационные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Следует особо оговорить, что результаты ОРД, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам содействие на конфиденциальной основе, в исключительных случаях могут быть представлены соответствующим прокурорам только с письменного согласия лиц. Если такие сведения требуются в связи с привлечением их к уголовной ответственности, то они представляются па общих основаниях (п. 5 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).

Результаты ОРД систематизируются и представляются в виде рапорта или сообщения органа, осуществляющего ОРД. Указанные документы должны нести конкретную юридическую нагрузку, по сути, они выполняют роль официального повода к возбуждению уголовного дела в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, а содержащаяся в них информация в совокупности с иными представляемыми сведениями служит основанием для возбуждения уголовного дела, если дознаватель, орган дознания и следователь увидят в них "наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления" (ч. 2 ст. 140). Выражение "сообщение о преступлении" законодатель применяет ко всем поводам, о чем и сказано в содержании п. 4 ст. 141, п. 1 ст. 142, ст. 143–145 УПК РФ. Это форма сообщения – своего рода доклад об исполнении служебных обязанностей должностных лиц, в соответствии с Законом об ОРД, имеющих к тому же специальные звания.

Рассмотрим эти документы (рапорт и сообщение).

Рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения и регистрируется в органе, осуществляющим ОРД.

В нем указываются признаки конкретного преступления, сведения о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ.

Сообщение о преступлении также составляется инициатором реализации результатов ОРД, в него, помимо сведений о преступлении и подозреваемых лицах, включаются и вопросы необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, которые содержатся в представляемых результатах и их носителях, оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в оперативных материалах, руководителем органа выносится постановление о рассекречивании.

Имеются некоторые особенности в представлении результатов ОРД для осуществления проверки и принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к имеющемуся уголовному делу. В указанных ситуациях выносится специальное постановление о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд в двух экземплярах, которое утверждается руководителем органа (один экземпляр остается в органе).

При представлении результатов, полученных в ходе проведения ОРМ с разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, – проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа или его заместителем.

Если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки, содержащей признаки преступления. В таком случае весь комплект материалов представляется для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если результаты ОРД добыты в ходе проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, то к представляемым материалам прилагаются копии судебных решений о проведении таких ОРМ [1] .

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий (и. 14 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд).

Помимо общих сведений, указанных в рапорте или сообщении, о признаках преступления, к ним прилагаются все оперативно-служебные документы, оформляющие результаты конкретного ОРМ – рапорты, акты, справки, протоколы, а также фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеоклипы, схемы, всевозможные официальные и неофициальные документы или их копии, а также любые относимые к делу материальные объекты, добытые в ходе документирования и которые могут являться основанием для возбуждения уголовного дела, оказать существенную помощь и содействие в раскрытии и расследовании преступлений.

В Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд выражена обеспокоенность обеспечением сохранности и целостности направляемых результатов ОРД (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.). Следовало бы дополнить данную рекомендацию точностью учета всех видов передаваемых документов. При регистрации в Книге учета сообщений о происшествиях необходимо делать полный перечень всех материальных объектов, прилагаемых к основному документу или официальному сопроводительному письму, дабы исключить их утрату. Также в ведомственном нормативно-правовом документе отмечено, что допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором или судом (судьей), хранятся в органе, осуществляющем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (п. 18 Инструкции).

  • [1] Направленная копия постановления судьи о разрешении проведения соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, не противоречит законодательной установке (ч. 3 ст. 12 Закона об ОРД) о том, что судебное решение на право проведения ОРМ хранится только в органах, осуществляющих ОРД. Подлинник судебного решения и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, пусть там и хранятся, но если результаты ОРД передаются в органы дознания и следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с постановления снимается его копия. В противном случае без копии этого документа полученные результаты однозначно не будут допустимы в уголовный процесс (Примеч. авт.).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Приказ от № 776

Приказ от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/ и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 776 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 703 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 509 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 507 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 1820 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 42 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 535 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 398 и СОВМЕСТНЫЙ ДОКУМЕНТ № 68

Приказ ФТС России от 27 сентября 2013 г. N 1820
Министерства внутренних дел Российской Федерации N 776
Министерства обороны Российской Федерации N 703
Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 509
Федеральной службы охраны Российской Федерации N 507
Службы внешней разведки Российской Федерации N 42
Федеральной службы исполнения наказаний N 535
Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков N 398
Следственного комитета Российской Федерации N 68
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов
оперативно-розыскной деятельности органу дознания,
следователю или в суд"

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> ПРИКАЗЫВАЕМ:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.Колокольцев

Министр обороны
Российской Федерации
С.Шойгу

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.Бортников

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
А.Муров

Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.Бельянинов

Директор
Службы внешней разведки
Российской Федерации
М.Фрадков

Директор
Федеральной службы
исполнения наказаний
Г.Корниенко

Директор
Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
В.Иванов

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.Бастрыкин


Приложение
к приказу МВД России,
Минобороны России,
ФСБ России, ФСО России,
ФТС России, СВР России,
ФСИН России, ФСКН России,
Следственного комитета
Российской Федерации
от 27.09.2013 N 776/703/
509/507/1820/42/535/398/68

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ В СУД

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность <1>, результатов ОРД <2> органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

<1> Далее - "ОРД".

<2> В соответствии с подпунктом 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий <1> по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

<1> Далее - "ОРМ".

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <1> судебным искам.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) <1> являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации <2>, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

<1> Далее - "уполномоченные должностные лица (органы)".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее - "УПК РФ".

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности <1> (приложение N 1 ).

<1> Далее - "сообщение (рапорт)".

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 - 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2 ) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3 ).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами <1>.

<1> Далее - "материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ".

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте), и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом), хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Приложение N 1
к Инструкции о порядке
представления результатов
оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю или в суд