Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции для воспитанников пришкольного лагеря img-1

инструкции для воспитанников пришкольного лагеря

Категория: Инструкции

Описание

Организация летних пришкольных лагерей

Организация летних пришкольных лагерей. Правовые аспекты.

В вопросе об организации пришкольных лагерей для учащихся необходимо обратиться к законодательству о местном самоуправлении.

Пункт 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанность по организации отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичной обязанностью согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ наделены и органы местного самоуправления городского округа.

Сделано это не случайно, поскольку указанные статьи Закона № 131-ФЗ возлагают полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования именно на муниципальные районы и городские округа.

Действующая редакция Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" не предусматривает ничего в отношении организации каникулярного отдыха учащихся, поскольку в силу ст. 7 Закона № 131-ФЗ порядок решения вопросов местного значения определяется муниципальными правовыми актами.
Следовательно, в соответствии с указанными нормами действующего законодательства на территории каждого муниципального района и городского округа России должен быть принят собственный муниципальный правовой акт, регулирующий вопросы организации отдыха детей в каникулярное время, в т. ч. вопросы организации летних пришкольных лагерей для учащихся общеобразовательных учреждений.

Принятие указанного муниципального правового акта находится в компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа). Однако каким бы органом ни был принят такой акт, в любом случае в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ он должен быть официально опубликован в установленном порядке. В противном случае акт не будет иметь юридической силы.

Кроме муниципального правового акта, регламентирующего порядок организации отдыха детей в каникулярное время, руководителю общеобразовательного учреждения при устройстве пришкольного летнего лагеря для учащихся начальной школы надлежит руководствоваться приказом Минобразования России от 13.07.2001 № 2688
«Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

Согласно п. 1.2 Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха возможны три формы организации пришкольного летнего лагеря для учащихся начальной школы: профильный лагерь, лагерь с дневным пребыванием, лагерь труда и отдыха.

Профильный лагерь – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.

Деятельность профильного лагеря предусматривает: практическую отработку знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и прочих видов творчества; реализацию программ детских и молодежных общественных объединений; выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемое обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

Лагерь с дневным пребыванием – форма оздоровительной и образовательной деятельности в период летних каникул с учащимися общеобразовательных учреждений с их пребыванием в дневное время и с обязательной организацией питания.

Содержание деятельности лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смен (профильных или иной направленности, за исключением смен труда и отдыха) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Перечисленные формы лагерей организовываются общеобразовательным учреждением для создания необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования летнего каникулярного времени обучающихся школы, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни; максимальных условий для быстрой адаптации с учетом их возрастных особенностей.

Помимо указанных форм Порядок предусматривает еще один вид пришкольного лагеря – лагерь труда и отдыха.
Согласно п. 2.9 Порядка, а также СанПиН 2.4.6.664-97
"Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.04.1997 № 5, к посещению лагерей труда и отдыха допускаются подростки, достигшие 14 лет. Именно с этого возраста они получают возможность трудиться на законных основаниях.
(ст. 63 Трудового кодекса РФ). Создание лагеря труда и отдыха для учащихся начальной школы запрещено действующим законодательством.

Организатором пришкольного летнего лагеря для учащихся начальной школы выступает общеобразовательное учреждение, которое в соответствии с п. 1.4 Порядка несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность:
за обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье, воспитанников и сотрудников;
качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
соответствие форм, методов и средств проведения смены возрасту, интересам и потребностям воспитанников;
соблюдение прав и свобод воспитанников и сотрудников смены лагеря.

Продолжительность смены лагеря с дневным пребыванием в летний период, как правило, должна быть не менее трех календарных недель
(21 календарный день, включая общевыходные и праздничные дни), а продолжительность смены летнего профильного лагеря, как правило, составляет не менее двух календарных недель.

Руководство общеобразовательного учреждения должно уделить особое внимание организации питания учащихся начальной школы, посещающих лагерь. В соответствии с п. 2.10 Порядка питание обучающихся организуется в столовой общеобразовательного учреждения или по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора – в ближайших объектах общественного питания (столовых, кафе и т. п.). При этом общеобразовательное учреждение заключает с руководством данного объекта договор на предоставление услуг по организации питания обучающихся, посещающих лагерь.

В лагерях с дневным пребыванием обучающиеся начальной школы должны быть обеспечены двухразовым питанием – если находятся в лагере в первой половине дня; трехразовым питанием – если находятся в лагере до 18.00.

Расходы на организацию деятельности лагеря, как правило, несет общеобразовательное учреждение. При этом основным источником финансирования являются бюджетные средства учредителя, а также средства федерального и регионального бюджетов.

Согласно п. 4.3 Порядка для организации лагеря с дневным пребыванием можно привлечь средства регионального отделения фонда социального страхования. Привлечение таких средств осуществляется на указанных Фондом социального страхования РФ условиях и оформляется специальным договором (соглашением) о сотрудничестве, заключаемым между региональным отделением Фонда и муниципальным органом управления образованием муниципального района или городского округа. Впоследствии именно муниципальный орган управления образованием распределяет между образовательными учреждениями средства Фонда социального страхования, направленные на организацию лагерей.

Кроме того, Порядок предусматривает для общеобразовательного учреждения возможность привлечения иных источников финансирования для организации лагеря. Согласно п. 4.4 Порядка такими источниками могут быть внебюджетные средства, средства родителей (законных представителей) обучающихся, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что общеобразовательное учреждение вправе организовывать лагерь за счет любых средств, полученных законным путем. Единственное, на что необходимо обратить внимание, – это добровольный характер средств, предоставляемых родителями (законными представителями) обучающихся. Пункт 4.4 Порядка не определяет данные средства в качестве добровольных, характеризуя так лишь пожертвования других физических и юридических лиц. Однако руководству общеобразовательного учреждения не следует забывать о том, что действующее законодательство не предусматривает для родителей никаких обязательных платежей, связанных с организацией отдыха детей в каникулярное время. Пожертвование ими (их законными представителями) средств на организацию лагеря должно иметь добровольный характер и оформляться так же, как предоставление средств иными гражданами, – договором пожертвования.

Для обеспечения текущего руководства деятельностью лагеря приказом директора общеобразовательного учреждения назначается руководитель (директор, начальник) лагеря на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности по ее итогам.

Согласно п. 3.3 Порядка в обязанности руководителя (директора, начальника) смены лагеря входит:
обеспечение общего руководства деятельностью смены лагеря, издание приказов и распоряжений по смене (данные приказы и распоряжения регистрируются в специальном журнале);
разработка, согласование с директором общеобразовательного учреждения и утверждение должностных обязанностей работников лагеря; ознакомление их с условиями труда; инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися (с регистрацией в специальном журнале); составление графика выхода персонала на работу;
создание безопасных условий для проведения образовательной и оздоровительной работы с обучающимися.

Руководитель смены несет персональную ответственность за организацию питания учащихся и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.

Персональная ответственность за охрану жизни и здоровья детей в лагере согласно п. 3.4 Порядка возлагается:

на заместителей руководителя лагеря по воспитательной, методической, научной работе;
воспитателей (вожатых) отрядов лагеря;
инструкторов по физической подготовке;
педагогов дополнительного образования;
медицинских работников лагеря.

Подбор кадров для проведения каждой смены лагеря осуществляется директором общеобразовательного учреждения и руководителем лагеря совместно с органами управления здравоохранением и образованием, органами по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления и организациями.

Штатное расписание работников лагеря устанавливается директором общеобразовательного учреждения исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учетом внебюджетных источников финансирования.

Работники лагеря (в т. ч. педагоги) получают за свою работу вознаграждение в соответствии с Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утв. приказом Министерства образования РФ от 29.03.1993 № 113.

К педагогической работе в смене лагеря допускаются лица имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утв. постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 33.

В целях оказания педагогам методической помощи в организации работы с обучающимися начальных классов, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены лагеря может быть создан педагогический (методический) совет (п. 3.8 Порядка).

Законодательством также предусмотрена возможность участия детей в управлении лагерем. Согласно п. 2.7 Порядка коллектив педагогов и обучающихся определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости в нем могут избираться совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.)
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха"
Приказ Минобразования России от 29.03.1993 № 113 "О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году" (вместе с "Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда")
Постановление Минтруда России от 11.11.1992 № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 № 20 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. СанПиН 2.4.4.1204-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 марта 2003 г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.1997 № 5 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.6.664-97" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. СанПиН 2.4.6.664-97", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 апреля 1997 г.)

Добавить комментарий Отменить ответ

Другие статьи

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Осенняя сказка»

Цель и задачи программы ………………………………………………………..….6

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены …6

Направления и виды деятельности …………………………………………………7

Механизм реализации программы …………………………………………………30

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря «Осенняя сказка» с дневным пребыванием детей с социумом ……………………………………32

Условия реализации программы …………………………………………………33

Ожидаемые результаты ……………………………………………………….…. 38

Список используемой литературы………………………………………………..39

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Казаковская СОШ. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

модернизацией старых форм работы и введением новых;

необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, описаны органы детского самоуправления, для оформления лагеря предложены рубрики «Пресс-центра».

Данная программа по своей направленности является комплексной. т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Цели и задачи программы

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время осенних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Создание условий для организованного отдыха детей.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.

Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Программа осеннего оздоровительного лагеря «Осенняя сказка» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Осенняя сказка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

Положение о лагере дневного пребывания .

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Приказы Управления образования.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

Акт приемки лагеря.

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

Временный характер детского объединения.

Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.

Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Методическое проектирование лагеря «Осенняя сказка» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи :

Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).

Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Механизм реализации программы

Iэтап. Подготовительный – апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного осеннего оздоровительного лагеря начинается подготовка. Деятельностью этого этапа является:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы;

разработка программы деятельности пришкольного осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Осенняя сказка»;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

IIэтап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

IIIэтап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;

IVэтап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Направления и виды деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

В ходе реализации данной программы ожидается:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Список используемой литературы:

Григоренко Ю.Н. Кострецова У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М. Педагогическое общество России, 2002.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ «Октяборьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.

Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О.Г. Кириллова Т. А.

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Автор: Корнеева Н.Д.

Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Режим работы специалистов в лагере

Оглянись скорей вокруг,

Нет ли дел для наших рук?

Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.

Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.

Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.

Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.

На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.

Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.

Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.

Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.

Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруп пового взаимодействия.

Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).

Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)

Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.

Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять

можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.

Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число расчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.

Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.

Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.

Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.

Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде

штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.

Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.

Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладании со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.

Участники игры. В игре принимает участие весь лагерь! Весь лагерь делится на две большие разновозрастные команды. Делиться надо таким образом, чтобы в каждой команде были как маленькие (от 6 лет), так и взрослые (до 16 лет) дети. Задача команд, взявшись за руки, окружить как можно больше лагерных построек.

Правила игры. До начала игры следует составить список объектов, подлежащих захвату и присвоить каждому их них коэффициент сложности. Лучше капитану каждой команды выдать такой список.

Командам присваиваются определенные цвета, например, синий и красный. В каждой команде выбирается капитан, как правило, вожатый. Капитану команды выдаются звездочки, сделанные из цветного картона или бумаги цвета его команды (диаметром 5—10 сантиметров). Количество звездочек должно примерно ровняться числу построек в лагере.

В начале игры все команды собираются на линейке. По команде ведущего игроки под руководством капитанов разбегаются по лагерю. Рекомендуется, по возможности, к каждому объекту поставить взрослого наблюдателя, который будет смотреть над точностью захвата.

Когда кольцо детей смыкается вокруг какой-нибудь постройки, капитан команды вешает на эту постройку звездочку. При этом данная постройка считается захваченной. Захваченные постройки не могут быть захвачены другой командой.

Особенно азартными бывают моменты игры, когда одна команда пытается окружить какую-нибудь постройку, а в это время другая команда окружает ту же постройку более широким кольцом. Кто же сделает это первым? После каждого удачного «захвата» команде следует отправить гонца в главный штаб со сведениями о захваченных постройках.

Игра длиться до истечения установленного времени, которое зависит от размеров и численности лагеря. Каждой постройке в лагере присваивается определенный коэффициент, пропорциональный ее площади. Побеждает команда, набравшая большее количество очков (сумма захваченных построек, умноженных на их коэффициенты).

Ход игры и сообщения о захвате построек можно в реальном времени транслировать по лагерной радиосети.

Цель: Формирование опыта творческого общения, развитие у учащихся умения понимать и ценить личность человека.

Форма проведения: КВН

Под мелодию выбегает Баба Яга.

Б.Я. Мисс Мошкова есть, бюст, нога,

Ну, а где же «Мисс Яга»?

Красных девиц соберу,

Суперконкурс проведу! (Свистит, кружится)

Основная образовательная программа

А. Пушкин «Осень »*; М. Лермонтов «Осень »; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь. 8. Программа коррекционной деятельности Программа коррекционной работы. движения». Положение о детскомпришкольномоздоровительномлагере «Сказка » МБОУ СОШ №.

В период летних каникул работает пришкольныйоздоровительныйлагерь «Город здоровья». Целевая программа «Человек, гражданин, патриот. детской самодеятельности); фестиваль «Что за чудо – эти сказки » (конкурс инсценированной сказки ); выставка «Осенняя.

осенних каникулах в оздоровительномпришкольномлагере. программам учителями школы и преподавателями детского досугового центра. 1.11. Финансирование программы. Финансирование программы. оздоровительнаяпрограмма для пришкольногооздоровительноголагеря.

свои истории и сказки. рассказываем известные детскиесказки. Учимся задавать. Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление. виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. Направления.

и музыкальная сказка по ПДД. Программа развития воспитательной системы школы. Тарасова И. В. Программадетского. школьных летних оздоровительныхлагерях с. 9. Благоустройство пришкольной территории, озеленение. осенних каникул 3.Содержание программ.