Руководства, Инструкции, Бланки

образец энергосервисного договора img-1

образец энергосервисного договора

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Энергосервисные договоры (контракты)

Энергосервисные договоры (контракты)

В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) в соответствии со ст.21 Закона № 261-ФЗ.

Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Законом № 261-ФЗ были внесены изменения в Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – введена отдельная гл.7.1 «Размещение заказов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд».

Также были внесены изменения в бюджетное законодательство, направленные на снятие ограничений на заключение долгосрочных контрактов на энергосервис. Предметом контракта на энергосервис является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.

Согласно ч.2 ст.19 Закона № 261-ФЗ в общем случае энергосервисный договор (контракт) должен содержать: условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта); условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.

Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов) установлены в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» (далее – Постановление № 636), которое было принято в рамках реализации ч.17 ст.56.1 Закона № 94-ФЗ.

Постановление № 636 в целом основано на модели энергосервисного контракта, определенного в Законе № 261-ФЗ и Законе № 94-ФЗ, то есть классической модели перформансного контракта, когда исполнитель контракта осуществляет мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за свой счет и покрывает свои издержки из полученной экономии только в случае достижения определенного в контракте уровня экономии.

Взаимодействие с энергоснабжающими организациями и организациями коммунального комплекса осуществляет непосредственно заказчик. Следует отметить, что в течение периода, когда отсутствовала необходимая подзаконная нормативная правовая база к Закону № 94-ФЗ, ряд организаций предлагали заключение энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере на установку приборов учета.

При этом такая модель нашла достаточно широкое применение, поскольку в соответствии с Законом № 94-ФЗ заключение договора на сумму меньше 100 тыс. рублей (раз в квартал с одним предметом договора) возможно без проведения торгов. Стоимость прибора учета, как правило, укладывается в эту сумму. Данная модель продолжает применяться и в настоящее время.

В то же время необходимо учитывать, что оснащение приборами учета не является мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не ведет к прямой экономии энергетических ресурсов и только повышает точность учета. В этой связи такие договоры нельзя признать энергосервисными в смысле положений Закона № 261-ФЗ.

Кроме того, одним из основных требований к контрактам на энергосервис, заключаемым государственными или муниципальными заказчиками, является определение размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, без учета экономии, полученной за счет установки прибора учета.

Среди остальных требований к контрактам на энергосервис, заключаемым государственными или муниципальными заказчиками, следует особое внимание обратить на:

  • наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, которые обязан выполнить исполнитель контракта на энергосервис;
  • учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий — среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода);
  • заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно- гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.

Контракты на энергосервис заключаются в целях экономии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказания услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.

Контракты на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях — поставки энергетических ресурсов).

Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Приложением № 2 «Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» к Постановлению № 636.

Заказы могут размещаться на энергосервис путем проведения конкурса или запроса котировок или проведения аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме. После принятия Постановления № 636 формирование законодательства и подзаконной нормативной правовой базы для развития классической модели энергосервисного договора было завершено.

В этой связи в настоящее время наиболее актуальной задачи для развития энергосервисных услуг в Российской Федерации является реализация пилотных проектов, которые бы позволили показать игрокам рынка и потребителям положительные примеры работы энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере.

Интерес к данным моделям проявляют субъекты Российской Федерации и муниципальные образования практически всех федеральных округов, от Хабаровска и Петропавловска-Камчатского в Дальневосточном федеральном округе, Улан- Удэ в Сибирском федеральном округе и до Курской и Смоленской областей в Центральном федеральном округе.

Однако в настоящее время примеры практической реализации Постановления № 636 отсутствуют. На сегодняшний день ни одного заказа на энергосервис по новым правилам не размещено. Это связано как с небольшими сроками, которые прошли с момента принятия Постановления № 636, так и с высокими рисками для энергосервисных компаний, которые могут возникнуть в связи с заключением ими контрактов на энергосервис в соответствии с требованиями нового законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Видео

Другие статьи

Обзор 2

Обзор 2. Энергосервисные контракты

Реализация программы повышения энергетической эффективности российской экономики предполагает активное участие частного капитала в финансировании проектов, направленных на снижение энергопотребления. От успешности решения этой задачи напрямую зависят будущие результаты программы. Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные контракты .

При традиционном подходе к энергосбережению бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий, как непрофильная и второстепенная задача, решаемая с использованием собственных средств предприятий и несением рисков по реализации проектов. Подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на специализированную энергосервисную компанию, выручка которой полностью определяется успехом энергосбережения на объектах их клиентов.

Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс?контракт) — договор на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы, как правило, производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий и решений. В среднем энергосервисные контракты заключаются на срок от 6 месяцев до 5 лет. Максимальный срок ограничен возможностями российских банков кредитовать ЭСКО на длительные сроки.

Комплекс услуг включает в себя пред?инвестиционный энергоаудит (определение базовых параметров энергопотребления), разработку механизмов финансирования и внедрения энергосберегающих мероприятий, а также мониторинга и подтверждения результатов. Ключевым элементом контракта является финансирование, не требующее собственных средств предприятий, и реализация намеченных к внедрению мероприятий силами энергосервисной компании.

Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств. Основные выгоды для потребителя при заключении энергосервисного контракта можно сформулировать следующим образом:

  • экономия средств предприятия;
  • оплата мероприятий по повышению энергоэффективности за счет будущих накоплений;
  • сокращение расходов на ремонт устаревшего оборудования;
  • получение услуги качественного управления строительным и монтажным проектом;
  • техническая подготовка операционного персонала.
Финансирование энергосервисных контрактов

Энергосервисный контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно?изыскательские работы и др.), т.е. является по своей природе смешанным договором в соответствие со ст.421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию. Компания «АЭнерджи». по материалам которой сделан приведенный ниже фрагмент, различает три основных типа финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием перфоманс?контрактов:

  1. Энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и ЭСКО, кредитная организация не участвует в этой сделке.
  2. Заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является ЭСКО, указывается целевое назначение кредита — реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.
  3. По условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

Применение первой схемы на современном этапе в России практически невозможно, т.к. у сравнительно новых ЭСКО нет достаточных средств для проведения всего комплекса энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев, если заказчик — частная компания, применяется вторая схема.

Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере

Иная схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций. По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств.

Однако, несмотря на эти препятствия, использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере возможно, т.к. гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско?правовых отношениях. Поэтому их отношения с ЭСКО выстраиваются по следующему принципу.

Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере с использованием перфоманс?контрактов

По данной схеме, после заключения договора между ЭСКО и бюджетным учреждением, проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется властями региона и финансовыми организациями. После окончания работ и установления эффекта экономии, банк, сотрудничающий по программе энергосервисных контрактов, возмещает затраты ЭСКО и выплачивает установленную заранее прибыль. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) уменьшает затраты на содержание учреждения на величину экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении учреждения, часть экономии оставляет у себя, часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.

Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России.

По оценке Сбербанка, только до 2015 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн.руб. из которых не менее 2 трлн.руб. — возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов. Таким образом, потенциал рынка составляет не менее 500 млрд.руб./год.

На практике компании пока не торопятся заключать контракты подобного рода, главным образом вследствие непроработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. В законе № 261?ФЗ в ст. 19 недостаточно полно приводятся требования к энергосервисному контракту. Например, обязательные условия состоят лишь из двух пунктов: величина экономии и срок действия. Постановление от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» предусматривает только один вариант финансирования энергосервиса — как процент от достигнутого показателя экономии. Пример энергосервиса на канализационной насосной станции подмосковного г.Дубна (49 Kb). Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.

Отсутствие общепринятой методологии определения эффекта энергосберегающих мероприятий вносит дополнительные трудности в работу энергосберегающих компаний. Дело в том, что от этих оценок зависит не только привлекательность предлагаемого со стороны ЭСКО набора плановых энергосберегающих мероприятий, но и, в конечном счете, прибыль, которую ЭСКО получит как процент от сэкономленных средств Заказчика. Серьезные нарекания возникли к проекту типового энергосервисного контракта для госучреждений, в котором четко не определена база для последующих расчетов экономического эффекта и корректирующие коэффициенты в связи с изменением внешних условий при исполнении энергосервисного контракта.

Немало вопросов возникает по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосервисным контрактам. К сожалению, формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.

Помимо законодательных проблем существует ряд других препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В бюджетной сфере, в первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их госорганов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса стоит проблема неосведомленности в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных «подводных камней» энергосервисных контрактов ввиду новизны инструмента для российского бизнеса.

Энергосервисные контракты являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Устранение пробелов в законодательстве, создание инвестиционных стимулов и донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных клиентов поможет в обозримом будущем сформировать полноценный рынок энергосервисных контрактов, обеспечивающий энергосбережение во всех отраслях российской экономики.

Комментарии экспертов

  • Низкий уровень капитализации создающихся энергосервисных и инжиниринговых компаний;
  • Сложность фиксирования экономического эффекта в условиях постоянно изменяющихся цен и тарифов;
  • Отсутствие регламента организации доступа инвесторов к финансовым потокам при реализации проектов энергосбережения;
  • Отсутствие гарантий по защите прав инвестора и клиента;
  • Высокие финансовые риски.

В.Н.Зазимко . генеральный директор Агентства инвестиционного консультирования, формулируя свои законодательные предложения по энергоэффективности. обращает внимание на:

  • отсутствие механизмов кредитования для субъектов энергосервисной деятельности на льготных условиях для осуществления типовых энергосберегающих мероприятий;
  • необходимость создания рынка высвобожденной мощности.

Решение данных проблем стало бы существенным подспорьем в плане снижения финансовых рисков. Особенно это актуально при приложении энергосервиса к внедрению нетрадиционной и «зеленой» энергетики. Сегодня присоединиться к сетям и поставлять энергию от малых генераторов практически невозможно.

А.А.Богатенков . начальник отдела инноваций в энергетической отрасли ДепТЭК г. Москвы, отметил, что в связи с тем, что для запуска энергосервиса необходим ряд подготовительных мероприятий (установка приборов учета, проведение энергетического обследования, разработка и практическое внедрение типовых энергосберегающих мероприятий и др.), целесообразно выделяемое бюджетное финансирование направлять как раз на подготовку к энергосервисным процедурам.

Объясняется это тем, что объекты бюджетной сферы (как самое «больное» место) в большинстве своем типовые, т.е. детские сады, школы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания как в Москве, так и в регионах строились по типовым проектам. Соответственно, если взять один типовой проект школы с разными годами постройки и внедрить на нём «пилотные» проекты по энергосбережению, после оценки полученных результатов, можно определить потенциал энергосбережения по общему количеству объектов данного типа. Таким образом, получив практический пример внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий, получив экономию ТЭР, сроки окупаемости — можно готовить конкурсную документацию для проведения торгов по отбору энергосервисных компаний.

Но возникает трудность, установленная 261?ФЗ, — объемы бюджетного финансирования учреждения должны сокращаться не менее чем на 3% в год — получается, заключив энергосервисный контракт, бюджетное учреждение в последствии не сможет оплатить услуги ЭСКО.

По мнению А.В.Школьникова (Смоленскэнергосбыт), ключевыми проблемами энергосберегающих контрактов являются:

  1. Неопределенность с моментом перехода права собственности на установленное оборудование — в момент подписания акта или в момент осуществления последнего платежа по контракту?
  2. Неопределенность с учетом поступающих платежей по контракту — это не за услуги, не за поставку товара, не арендная плата? Это фактически раздел найденного имущества (денежной экономии). Следовательно, это может быть воспринято как дарение денежных средств одной стороной другой стороне, с налогом на прибыль и невозвратом НДС.
  3. Когда возникает задолженность Заказчика перед Исполнителем по энергосервисному контракту: при подписании акта выполненных работ на всю предполагаемую сумму контраткта или каждый месяц (или иной период) при вычислении суммы доли экономии, причитающейся Исполнителю?

Хотелось бы получить разъяснения Минфина по поводу учета энергосберегающих контрактов.

Ряд комментариев и предложений высказан экспертами Комитета Торгово?промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства А.В.Широковым (председатель Комитета) и А.С.Вербицким (руководитель Экспертного совета Комитета) в Предложениях Торгово?промышленной палаты РФ по организации услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг в зданиях бюджетных учреждений и в многоквартирных домах:

  • Энергосервисные контракты во многих случаях невыполнимы из?за отсутствия или проблем подтверждения реального сокращения платы потребителей за ресурсы и коммунальные услуги — отопление, водоснабжение и пр.
  • Финансирование энергосберегающих мероприятий возможно и без заключения энергосервисных контрактов, исполняемых по нормам 261?ФЗ.

  • Действующие нормативные правовые акты позволяют потребителям заключать договоры на предоставление услуг управления отоплением и горячим водоснабжением зданий бюджетных организаций и многоквартиных домов.
  • Единственным ограничением для массового предоставления новых услуг является непонимание в органах публичной власти очевидных преимуществ договоров оказания услуг для энергосбережения в условиях постоянного роста тарифов, увеличения платы за ресурсы после установки счетчиков их количества, бессмысленности установки счетчиков тепла в зданиях, в которых не регулируются системы отопления и горячего водоснабжения.
Примеры энергосервисных контрактов в регионах России

Чтобы получить представление о формате энергосервисных контрактов мы приводим несколько конкретных примеров.

Образцы текстов энергосервисных контрактов с приложениями, применяемых «Кировэнергосбытом» и типового энергосервисного контракта в освещении.

О ситуации с энергосервисными контрактами на Урале рассказано в статье Елены Миляевой в «Российской бизнес?газете».

Интересная статья с примерами в нескольких российских регионах.

Чуть подробнее следует рассказать о двух типах энергосервисных контрактов, о которых рассказывают сотрудники Мосэнергосбыта :
«Мы сделали два типа энергосервисных контрактов . Первый — типовой, до двухсот тысяч рублей, такие контракты продаются через наши отделения. Любой предприниматель, владелец малого бизнеса, будь то небольшой магазин, ресторан или прачечная, может выбрать себе любые энергосберегающие мероприятия. К примеру, такие, как установка теплонакопителей, многотарифных счетчиков, замена люминесцентных ламп или ламп накаливания на светодиодные. Все эти решения есть. Для этого подписывается энергосервисный контракт, обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество между потребителем и Мосэнергосбытом. Второй вариант энергосервисных контрактов — индивидуальные, они тоже востребованы. Первый пример — металлургический завод «Электросталь», цена контракта 36 млн. рублей. К тому моменту, когда появились идеология и технология энергосервисного контракта, у них уже был готовый проект, осталось найти деньги. Эту проблему решил Мосэнергосбыт, и проект пошел.
«Для кого предназначены индивидуальные контракты?Это зависит от масштаба предприятия? Как правило, индивидуальный контракт заключается с предприятиями, у которых платеж за электроэнергию составляет от 200 тыс. до 1 млн. рублей, то есть с крупными. Потому что там технология очень специфична. Как правило, мелкий бизнес, бюджетные организации выбирают типовые решения, потому что они недорогие. Однако потенциал энергосбережения в типовых решениях составляет не меньше 50%. Представители ТСЖ были первыми, кто откликнулся. Потому что это люди, которые реально считают деньги. Их бизнес не очень рентабельный, и, чтобы выжить, приходится считать каждую копейку. Они и выяснили, что такое сотрудничество выгодно. К примеру, проекты по замене освещения окупаются за год?полтора. Это хорошие показатели.
«А до этого проводите энергоаудит?Только там, где это необходимо. Если клиент отказывается от аудита и заинтересован в финансировании проекта, на этом и договариваемся. Энергоаудит проводит специальное подразделение Мосэнергосбыта — Технический центр. Специалисты выезжают на место, делают заключение и предлагают конкретные решения» .

Обсуждение перспектив перформанс?контрактов в России. организованное Торгово?промышленной палатой РФ.

Пресс-конференция в пресс-центре «Интерфакс», посвящённая новым инструментам реализации энергоэффективности.

4 сентября 2012 г. в пресс-центре «Интерфакс» состоялась пресс-конференция, посвящённая новым инструментам реализации энергоэффективности. Участники этой встречи обсудили текущее состояние энергосервиса в России и разобрали несколько конкретных примеров энергосервисных контрактов. Анализируя представленные материалы, можно смело заключить, что сфера энергосервиса уже стала действующим инструментом модернизации народного хозяйства.

В презентации Анастасии Прозор «Правовые аспекты энергосервисных услуг» подробно раскрыты формы сотрудничества заказчика и исполнителя при заключении энергосервисных договоров и энергосервисных контрактов. Рассмотрены важные вопросы, возникающие при заключении таких договоров: формирование цены, гарантии, а также важные вопросы расчёта достигнутой экономии и перехода смонтированного оборудования в собственность заказчика. В качестве возможных вариантов Анастасия представила две схемы сотрудничества при исполнении энергосервисного договора: без участия государства и при участии и под контролем государства. Также были рассмотрены используемые меры, стимулирующие ЭСКО и заказчиков к энергосервисной деятельности.

Дмитрий Григорьев из ООО «Фениче Рус» рассказал о подходе своей компании к реализации энергосервисных контрактов. Особо он оговорил вопрос о переходе оборудования в собственность заказчика и вопрос о расчётах между заказчиком и исполнителем энергосервисного контракта. Отдельно Дмитрий Григорьев рассказал о своей компании. Он подробно описал процесс работы компании «Фениче Рус» по этапам: аудит, договор, финансирование, строительство и эксплуатация установленного оборудования. Также в качестве примера приведены три 10-летних проекта по повышению энергоэффективности завода ОАО «АвтоВАЗ» в г.Тольятти.

О той же энергосервисной деятельности, о которой рассказал и Дмитрий Григорьев, рассказал в своём выступлении и сотрудник ОАО «АвтоВАЗ» Максим Гришин, и теперь мы имеем возможность ознакомиться с точкой зрения заказчика. Стоит сразу отметить, что кроме некоторых расхождений в оценках размеров полученной экономии, исполнитель и заказчик этих энергосервисных контрактов проявляют единодушие в вопросах, касающихся своего сотрудничества. Кроме конкретных энергосервисных контрактов Максим Гришин рассказал об общих мерах, принятых ОАО «АвтоВАЗ» в рамках реализации стратегии повышения энергоэффективности: на предприятии активно проводится энергетическое обследование, модернизация энергетики без отвлечения собственных инвестиционных ресурсов, ведётся работа с персоналом и руководством по информированию в вопросах энергосбережения. Общую экономию, которую в 2012 году предстоит получить ОАО «АвтоВАЗ» от всех действий по энергосбережению, Максим Гришин оценил в 300 млн. рублей.

После выступлений докладчиков слушатели задавали им вопросы. Александр Мартынов от лица эколого-энергетического рейтингового агентства «Интерфакса» и нашего сообщества «Энергоэффективность и энергосбережение» спросил представителя МинЭкономРазвития Дмитрия Горевого об обсуждавшемся уже в нашем сообществе препятствии для энергосервиса в бюджетном секторе: распорядителем средств, сэкономленных школой или детсадом, является согласно Бюджетному Кодексу, не директор этой школы или детсада, а администрация региона, что затрудняет извлечение материальной выгоды из предприятий по повышению энергоэффективности как для заказчика, так и для исполнителя энергосервисных услуг. Если судить по полученному ответу, то данный сигнал уже услышан, и первые шаги - то есть принятие нормативно-правовых актов - уже сделаны. А именно, в дополнение к закону 261 (в котором запрещено срезать финансирование бюджетных учреждений, повышающих эффективность, больше, чем на 3%) принят отдельный приказ МинЭкономРазвития, устанавливающий порядок расчёта полученной экономии. Кроме того, составлено письмо для государственных распорядителей бюджетных средств. в котором разъясняется именно этот вопрос, и теперь бюджетники, взявшиеся повышать эффективность, могут подать соответствующую заявку на уровень выше ГРБС, и спокойно рассчитывать на финансирование в размере причитающихся 97% (даже если экономия оказалась больше 3%).