Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2016 img-1

инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2016

Категория: Инструкции

Описание

Об утверждении Инструкции по исполнительному производству: Часть

Об утверждении Инструкции по исполнительному производству

1. Инструкция по исполнительному производству (далее - Инструкция) разработана на основании Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. N 107, 5/9385), иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих общественные отношения в области исполнительного производства, и определяет условия и порядок исполнения исполнительных документов.

Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых законодательством возложено на судебных исполнителей, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.

УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

2. Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах.

3. Судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование (для старшего судебного исполнителя - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного (городского) суда не менее двух лет), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством.

В районных (городских) судах, где имеется два и более судебных исполнителя, и в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель.

Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

В судах, где имеется двенадцать судебных исполнителей и более, работа судебных исполнителей организуется по зональному принципу. Судебные исполнители суда делятся на группы по четыре - пять человек, работу каждой группы организует старший судебный исполнитель, назначаемый на основании приказа Министерства юстиции Республики Беларусь.

Нагрузка старшего судебного исполнителя районного (городского) суда, курирующего работу группы, не должна превышать 70 процентов от нагрузки судебных исполнителей, входящих в состав группы.

Персональную ответственность за подбор кадров судебных исполнителей несут начальники главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - главное управление юстиции) и председатели соответствующих судов.

В судах с численностью судебных исполнителей от шести единиц и свыше вводится специализация по исполнению исполнительных производств. Судебный исполнитель, исполняющий сводное исполнительное производство, объединенное в соответствии с пунктом 14 настоящей Инструкции, назначается председателем суда.

Выход (выезд) по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек.

Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Организацию деятельности судебных исполнителей районных (городских), областных, Минского городского судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь и главные управления юстиции.

Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами:

реализует государственную политику в сфере юстиции;

осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач;

организует проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки судебных исполнителей;

устанавливает штатную численность, определяет нормативы материально-технического обеспечения судебных исполнителей, рассматривает в пределах компетенции жалобы на их действия;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования деятельности судебных исполнителей.

Главные управления юстиции:

организуют работу и контролируют деятельность судебных исполнителей;

обеспечивают контроль за своевременным и полным исполнением исполнительных документов;

осуществляют подбор кандидатов на должности судебных исполнителей и ведут их резерв;

организуют профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей, проводят их аттестацию и переаттестацию;

в пределах компетенции рассматривают жалобы на действия судебных исполнителей;

анализируют статистические данные по ведению исполнительных производств;

обобщают практику исполнения исполнительных документов;

разрабатывают и вносят предложения в Министерство юстиции по совершенствованию деятельности судебных исполнителей.

В судах общее руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей судов.

В соответствии с Положением о председателе районного (городского), межгарнизонного военного суда Республики Беларусь и Положением о председателе областного, Минского городского, Белорусского военного суда Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2005 г. N 32 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. N 109, 8/12845), председатели судов:

организуют работу судей по контролю за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов;

проводят ежеквартальные проверки работы каждого судебного исполнителя с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда;

не реже одного раза в месяц проверяют состояние книги учета депозитных сумм путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выпиской из депозитного счета банка;

обеспечивают оперативное и реальное исполнение судебными исполнителями исполнительных документов.

С учетом соотношения категорий исполнительных производств, количества и квалификации судебных исполнителей председатели судов соответствующим приказом утверждают специализацию по исполнению исполнительных документов.

Контроль по выполнению возложенных на судебных исполнителей задач осуществляется судьями и старшими судебными исполнителями.

В актах проверки указываются имеющиеся недостатки в работе судебных исполнителей, причины их допущения и меры, направленные на их устранение.

При переводе судебного исполнителя на новую должность либо его увольнении председатели судов организуют изучение деятельности этого судебного исполнителя, в том числе финансовой дисциплины. По итогам проверки составляется справка.

5. К компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и настоящей Инструкцией.

6. При осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.

Требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при исполнении исполнительных документов судебный исполнитель составляет об этом акт и представляет его судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших ему сопротивление.

Работники органов внутренних дел в пределах предоставленных им законодательством прав оказывают содействие судебным исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или их жизни и здоровью угрожает опасность.

В случае уклонения должника от явки в суд судебный исполнитель обязан в трехдневный срок внести представление судье о вынесении определения о приводе должника в соответствии со статьей 169 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

При невыполнении требований судебного исполнителя, а также неисполнении исполнительного документа, судебного постановления или иного акта судебный исполнитель обязан составить протокол об административном правонарушении по статьям 24.9, 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

7. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе решается судьей. Определение об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано.

Подача жалобы или протеста не приостанавливает производства исполнительных действий. Все документы, связанные с вопросом об отводе судебного исполнителя, приобщаются к соответствующему исполнительному производству.

8. В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ по определению судьи передается другому судебному исполнителю того же суда, а в случае отвода всех судебных исполнителей - направляется через главное управление юстиции для исполнения в другой суд с приложением копий всех документов, находящихся в исполнительном производстве.

9. Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право:

вызывать в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

истребовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении, с составлением запроса согласно приложению 1;

требовать от руководителей и иных должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших при исполнении вопросов;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые должником, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При необходимости с участием понятых проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. Вскрытие помещения осуществляется в присутствии должника или его совершеннолетних членов семьи, а в случае их отсутствия - при участии работников органов внутренних дел с производством описи всего имущества, находящегося в помещении;

в необходимых случаях опечатывать помещения, хранилища и имущество должника;

использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с отнесением расходов по хранению на должника;

использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по транспортировке на должника;

требовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;

в случае неясности или неточности исполнительного документа обращаться с заявлением согласно приложению 2 в суд либо орган, выдавший его, о разъяснении его исполнения;

обращаться к судье с представлением для вынесения определения и направлении его в компетентные органы о приостановлении перемещения груза или о временном ограничении должникам права на выезд за пределы Республики Беларусь до погашения ими задолженности по исполнительным документам;

составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, не выполняющих требования судебного исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы, судебное постановление или иной акт;

на основании определения суда принимать предусмотренные законодательством меры по обеспечению иска;

налагать арест на имущество должника и производить его опись;

производить оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), а оценку жилых домов (квартир), иных строений, зданий, сооружений, объектов торгового и специального назначения и предприятий как единого имущественного комплекса - с обязательным участием эксперта (специалиста);

реализовывать на торгах, аукционах, через комиссионные магазины, а равно иным способом, предусмотренным законодательством, имущество должника;

обращать взыскание на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов;

по поручению судьи проверять факты непринятия государственными органами и должностными лицами мер к реализации судебного постановления;

осуществлять иные предусмотренные законодательством меры по исполнению исполнительных документов.

10. Судебный исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законодательством, не допуская при этом ущемления прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимать все меры к своевременному, правильному и полному совершению исполнительных действий, разъяснять сторонам их права и обязанности, а также своевременно информировать их о принимаемых мерах и результатах по совершению исполнительных действий, ставить вопрос перед судом о привлечении виновных к ответственности за нарушения требований законодательства.

11. Судебный исполнитель на основании определения суда не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, принимает меры по обеспечению исполнения. Обеспечение исполнения допускается во всяком положении исполнительного производства, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительных документов.

Мерами по обеспечению совершения исполнительных действий являются:

наложение ареста на имущество, в том числе денежные средства должника в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению, находящиеся у него или у иных лиц;

изъятие имущества должника, находящегося у него или иных лиц;

запрещение должнику совершать определенные действия;

запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования имуществом;

опечатывание имущества должника;

изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

осуществлять иные меры, установленные законодательством Республики Беларусь.

В необходимых случаях может быть допущено несколько мер обеспечения совершения исполнительных действий.

Допускается замена одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой. Вопрос о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой рассматривается судом по представлению судебного исполнителя или заявлению сторон, прокурора. Рассмотрение вопроса о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой не приостанавливает применения ранее установленных мер обеспечения.

12. О выявленных в ходе исполнения исполнительного документа злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства судебный исполнитель немедленно (с представлением имеющихся документов) информирует председателя суда.

13. Исполнение по исполнительным документам осуществляется судебным исполнителем суда, в районе деятельности которого должник проживает или работает, или по месту нахождения его имущества (если должником является юридическое лицо - по месту нахождения исполнительного органа этого лица или по месту нахождения его имущества).

Если в процессе исполнения должник выбыл в район другого суда и имущества, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту жительства должника, не осталось либо должник не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, судебный исполнитель составляет об этом акт, который утверждается судьей.

При направлении исполнительного документа из суда одной области, города Минска в суд другой области или города Минска к нему прилагаются копия акта, сведения о местонахождении должника или его имущества.

При направлении исполнительного документа из одного суда в другой в пределах области, города Минска кроме документов, перечисленных в части третьей настоящего пункта, к нему прилагаются копии ответов, поступивших в суд из регистрирующих органов, государственных нотариальных контор и от частных нотариусов и подтверждающих имущественное положение должника.

Копии ответов прилагаются при условии, если с момента их поступления до возникновения необходимости направления исполнительного документа в другой суд истекло не более четырех месяцев.

О направлении исполнительного документа в другой суд взыскатель извещается путем направления в его адрес копии сопроводительного письма.

Запрещается направление исполнительного документа для исполнения в другой суд либо по месту работы должника при отсутствии достоверных (документально оформленных) сведений о местонахождении должника или его имущества или о месте его работы.

Достоверными (документально оформленными) являются сведения регистрирующих органов, государственных нотариальных контор, частных нотариусов, адресно-справочного бюро, подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел, военных комиссариатов, органов социальной защиты, жилищно-эксплуатационных служб, с места работы должника и т.п.

Исполнение постановлений, обязывающих должника совершить определенные действия, производится судом по месту совершения таких действий.

По возбужденному исполнительному производству судебный исполнитель не может проводить исполнительные действия вне обслуживаемой территории. В случаях, когда должник имеет имущество, находящееся на территории разных районов, обслуживаемых несколькими судами, суд, в который первоначально поступил на исполнение исполнительный документ, на основании определения поручает проведение отдельных исполнительных действий другому суду.

Взаимодействие судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. N 73 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г. N 202, 8/15385).

Взаимодействие судебных исполнителей районных (городских) судов и судебных исполнителей областных, Минского городского судов осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке взаимодействия судебных исполнителей районных (городских) судов и судебных исполнителей областных, Минского городского судов, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 декабря 2006 г. N 83 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г. N 6, 8/15528).

14. В случаях, когда в отношении одного и того же должника возбуждено несколько исполнительных производств, они объединяются в сводное исполнительное производство. По сводному исполнительному производству на имущество должника в пределах общей суммы взыскания и расходов по исполнению налагается арест, позволяющий исполнить все исполнительные документы вне зависимости от арестов имущества должника, произведенных в обеспечение другого иска (исков).

Если исполнительные производства в отношении одного и того же должника возбуждены в нескольких судах области (г. Минска), то они объединяются в сводное исполнительное производство, которое на основании приказа начальника главного управления юстиции передается на исполнение в суд по месту жительства должника или месту нахождения исполнительного органа юридического лица.

Если исполнительные производства в отношении одного и того же должника возбуждены в судах различных областей (г. Минска), то выполнение требований, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется Министром юстиции Республики Беларусь или его заместителем.

В целях реализации требований настоящего пункта и контроля за состоянием исполнения главными управлениями юстиции и Министерством юстиции Республики Беларусь ведется автоматизированная информационная система ведения возбужденных исполнительных производств (АИС ВИП).

15. Исполнительные действия совершаются судебными исполнителями, как правило, в рабочие дни с 06.00 до 22.00. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется непосредственно самим судебным исполнителем.

При определении времени для совершения исполнительных действий учитываются продолжительность конкретных действий, время проезда к месту их совершения и другие обстоятельства.

Если исполнительные действия были начаты судебным исполнителем до 22.00, то они могут быть продолжены и позже до их окончания.

Совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные законодательством Республики Беларусь, а также с 22.00 до 06.00 по местному времени допускается в случаях, не терпящих отлагательства, и на основании определения судьи того суда, при котором состоит судебный исполнитель, в том числе когда по вине должника или других заинтересованных лиц совершение исполнительных действий в другие дни или другое время может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

16. Необходимые при исполнении исполнительного документа расходы, в том числе на хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже имущества с торгов, на оплату экспертов и специалистов, на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения, производятся по смете суда, при котором они состоят.

Эти расходы взыскиваются с должника в пользу государства по определению суда независимо от взыскания с него имущества, в том числе денежных средств, по исполняемому документу.

17. При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно определению суда с должника дополнительно взимается пять процентов от каждой взысканной судебным исполнителем суммы. Эти средства зачисляются на депозитный счет соответствующего районного (городского), областного, Минского городского судов. Районный (городской) суд в течение трех рабочих дней направляет указанные денежные средства на счет соответствующего главного управления юстиции.

Главными управлениями юстиции, областными, Минским городским судами указанные денежные средства используются для вознаграждения старших судебных исполнителей, судебных исполнителей, а также для улучшения материально-технической базы судов, направленной на обеспечение деятельности судебных исполнителей, в первую очередь тех судов, от которых поступили денежные средства.

При этом из всех денежных средств, взысканных за принудительное совершение исполнительных действий (в размере пяти процентов) и поступивших на счет соответствующего главного управления юстиции, областного, Минского городского судов, на вознаграждение судебных исполнителей должно быть использовано не менее двадцати пяти процентов.

Вознаграждения, подлежащие выплате старшему судебному исполнителю областного, Минского городского, районного (городского) судов, судебному исполнителю выплачиваются в порядке, установленном главой 19 настоящей Инструкции, по каждому отдельно взятому исполнительному производству и регистрируются в книге учета выплаты вознаграждений судебным исполнителям согласно приложению 3.

Определение суда о взыскании расходов по исполнению и взыскании суммы в размере пяти процентов за принудительное исполнение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

18. Расходы по переводу (пересылке) по почте взыскателю взысканных сумм относятся к расходам по совершению исполнительных действий и производятся за счет должника.

19. К мерам принудительного исполнения относятся следующие действия судебного исполнителя, предпринятые им по исполнению исполнительного документа:

Законодательная база Республики Беларусь на www.BankZakonov.com

Другие статьи