Категория: Бланки/Образцы
Правила устанавливают порядок ведения Реестра межгосударственных стандартов образцов состава и свойства веществ и материалов, создаваемых в рамках научно-технического сотрудничества государств - участников Соглашения о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов от 6 октября 1992 г.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Общие положения
4 Порядок регистрации признанных типов МСО
5 Исключение типов МСО из реестра МСО
6 Информационное обслуживание
Приложение А Форма реестровой книги
12.11.1998 Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (Inter-Governmental Council on Standardization, Metrology, and Certification 14-98)
10.10.2000 Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Russian Federation National Committee for Standardization and Metrology 258-ст)
Определение времени, эталонных частот и параметров вращения Земли осуществляется научно-исследовательскими организациями Ростехрегулирования, воинскими частями, организациями и учреждениями Министерства обороны РФ, МЧС РФ, другими министерствами, федеральными службами и агентствами в соответствии с их полномочиями с использованием следующих технических средств и систем:
а) эталонная база времени и частоты: государственный первичный эталон времени и частоты, а также вторичные эталоны времени и частоты Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти и организаций;
б) технические средства передачи эталонных сигналов времени и частоты: средства радиосвязи (включая специализированные радиостанции), радиовещания и телевидения (включая спутниковое), глобальная навигационная спутниковая система «Глонасс» и спутниковые системы связи (в части передачи сигналов времени);
в) технические средства пунктов метрологического контроля за эталонными сигналами времени и частоты;
г) астрооптические и радиоинтерферометрические средства наблюдений, а также наземные измерительные средства космических навигационных и геодезических систем для определения параметров вращения Земли;
д) технические средства центров по анализу, обработке и передаче информации Государственной службы времени.
Руководство ГСВЧ осуществляет Ростехрегулирование. Основными задачами Государственной службы времени являются:
а) осуществление научно-технической деятельности по обеспечению непрерывного функционирования и развития технических средств и систем Государственной службы времени;
б) воспроизведение и хранение размеров единиц времени и частоты, национальной шкалы времени Российской Федерации на основе эталонов, используемых Государственной службой времени;
в) определение и прогнозирование всемирного времени и координат полюсов Земли на основе информации, полученной на пунктах наблюдения за параметрами вращения Земли;
г) непрерывное обеспечение потребностей страны в эталонных сигналах времени и частоты по радио- и телевизионным каналам, спутниковым навигационным системам, а также в информации о параметрах вращения Земли по согласованным каналам связи;
д) метрологический контроль эталонных сигналов времени и частоты, передаваемых российскими и иностранными техническими средствами и системами;
е) обеспечение потребителей справочными данными Государственной службы времени;
ж) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию эталонной базы, технических средств определения параметров вращения Земли и системы передачи эталонных сигналов времени и частоты;
з) анализ и прогнозирование требований к характеристикам эталонных сигналов времени и частоты, параметров вращения Земли, передаваемых Государственной службой времени, а также к оперативности их доведения до потребителей;
и) участие в международном сотрудничестве, представление интересов страны по вопросам Государственной службы времени в международных организациях и реализация международных договоров Российской Федерации в области единства измерений времени, частоты и параметров вращения Земли;
к) организационно-методическое руководство и координация работ в области обеспечения единства измерений времени, частоты и параметров вращения Земли;
л) участие в работе по аккредитации измерительных лабораторий и организаций, осуществляющих высокоточные измерения времени, частоты и параметров вращения Земли;
м) участие в испытаниях с целью утверждения типа и сертификации технических средств измерений времени, частоты и параметров вращения Земли;
н) организация и проведение государственного надзора за соблюдением установленного порядка исчисления времени на территории Российской Федерации и подготовка предложений по этим вопросам для внесения их в Правительство Российской Федерации.
Информация Государственной службы времени о значениях времени, частоты и параметров вращения Земли является обязательной для использования в Российской Федерации.
Таким образом, ГСВЧ решает задачи обеспечения единства и необходимой точности измерений времени; воспроизведения, хранения и передачи размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного времени, координированного времени; измерения координат полюсов Земли; мониторинг расхождений во времени, определенного на основе параметров движения Земли вокруг собственной оси, вокруг Солнца и относительно неподвижных звезд.
ГСВЧ определяет переход с летнего времени на зимнее и обратно; решает вопросы определения «поясного» времени и многие другие практические вопросы. Деятельность ГСВЧ настолько важна для всех отраслей экономики, ее проводят так много организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, что в 2006 г. создан специальный координационный комитет под эгидой Ростехрегулирования, основная задача которого — оптимизация работ по поддержанию единства измерений в области измерений времени.
14.3. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов
Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) обеспечивает единство и необходимую точность измерений путем создания и выпуска в обращение стандартных образцов, которые в большинстве случаев представляют собой некоторое количество однородного по составу материала: чистых веществ, сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов газов и их смесей и т.д.
Процедура создания и аттестации стандартных образцов, как правило, строится следующим образом: изготовление образца — исследование — определение состава — определение условий хранения — определение условий применения — выдача паспорта. Принципиально «место рождения образца» не имеет значения, а вот исследования его свойств производятся в различных исследовательских центрах Ростехрегулирования. Результаты исследований согласуются между собой, и на их основе выдается паспорт.
Некоторые стандартные образцы (например, газы и газовые смеси) представляют собой фактически одноразовую, расходуемую меру. При проведении измерений они расходуются и не могут использоваться повторно, поэтому их производство достаточно «серийно» и представляет собой важную сторону деятельности ГССО.
Как уже отмечалось, стандартные образцы создают и разрабатывают различные предприятия. В функции ГССО входит оказание помощи, упорядочение и контроль этой деятельности, организация выпуска тех или иных стандартных образцов в соответствии с государственными нуждами. В задачи ГССО входит учет стандартных образцов, организация и проведение их международных сличений, предоставление по заявкам предприятий информации о стандартных образцах и их свойствах.
Большое значение для метрологии имеет также Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГССД). В задачи ГССД входит сбор, анализ, публикация стандартных справочных данных, координация работ по внедрению справочных данных в науке и технике в целях обеспечения единства измерений; разработка необходимых справочных данных на основе анализа направлений развития науки и техники, а также для государственных нужд и по заказам. В состав данных входят фундаментальные физические константы, затабулированные свойства стандартных образцов, физико-химические и спектральные свойства веществ, атомные и молекулярные константы. Результаты деятельности ГССД периодически публикуются в справочнике «Фундаментальные физические константы» и др.
Деятельность ГССД (в официальных документах используется название Государственная служба стандартных справочных данных) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и включает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке и использованию стандартных справочных данных.
Государственная служба стандартных справочных данных представляет собой систему организаций, осуществляющих получение и распространение стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (далее — стандартные справочные данные) с использованием комплекса технических, программных и информационных средств.
Стандартные справочные данные — это значения физических констант и показателей свойств веществ и материалов, определенные в установленном порядке Государственной службой стандартных справочных данных и утвержденные Ростехрегулированием, который ведет реестр стандартных справочных данных.
Основными задачами Государственной службы стандартных справочных данных являются:
а) координация деятельности по разработке и применению стандартных справочных данных в науке, -производстве и образовании в целях обеспечения на их основе единства измерений;
б) обеспечение потребителей стандартными справочными данными;
в) определение и прогнозирование потребностей в стандартных справочных данных;
г) разработка и реализация программ создания стандартных справочных данных;
д) участие в разработке норм, правил и требований, регулирующих применение стандартных справочных данных в промышленном производстве, научно-технической деятельности, метрологии, стандартизации, сертификации продукции, коммерческой деятельности, управлении, в деятельности по обеспечению безопасности людей и окружающей среды;
е) участие в международном сотрудничестве, представление интересов Российской Федерации при рассмотрении вопросов разработки и применения стандартных справочных данных, реализация международных договоров в области исследований свойств веществ и материалов.
Разработка стандартных справочных данных, как правило, осуществляется учреждениями Ростехрегулирования, но может также производиться и другими организациями. При этом формируются и используются:
• фонды стандартных справочных данных (централизованный — Ростехрегулирования и др.) в виде официальных печатных изданий, а также на электронных носителях в виде баз и банков данных о свойствах веществ и материалов;
• реестр стандартных справочных данных;
• нормативная документация по разработке и применению стандартных справочных данных;
• другие программные и информационные средства организаций, специализирующихся на получении и распространении стандартных справочных данных.
Руководство Государственной службой стандартных справочных данных осуществляет Ростехрегулирование, научное и методическое обеспечение ее работы — Главный научный метрологический центр «Стандартные справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов».
14.4. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц
Кроме перечисленных служб организационную подсистему ГСИ составляют также метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МСЮЛ). В случае, если обязанности по обеспечению единства измерений возложены на физическое лицо, то оно также входит в организационную подсистему и на него распространяются соответствующие обязанности. Функции, структура, права и обязанности метрологических служб и физических лиц устанавливаются на основе действующего законодательства в положениях об этих службах.
Специфика деятельности метрологических служб разнообразна, однако общность цели позволила разработать и внедрить «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц» (Правила по метрологии ПР 50-732—93). Практически все действующие метрологические службы страны созданы в соответствии с этим Положением.
Метрологические службы создаются в необходимых случаях для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора. В сфере действия государственного метрологического контроля и надзора создание метрологических служб или иных организационных структур, имеющих задачей обеспечение единства измерений, является обязательным.
Метрологическая служба юридического лица (МСЮЛ) независимо от формы собственности последнего представляет собой, как правило, обособленное структурное подразделение, руководимое главным метрологом и действующее на основе положения о нем. В положении должны содержаться информационные данные о юридическом лице, его структуре, задачах, обязанностях и правах. Структура и штаты (МСЮЛ) определяются руководителем юридического лица с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ.
Основы деятельности МСЮЛ сформулированы в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» и других нормативных правовых актах. Главными задачами МСЮЛ являются:
• обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений;
• определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции;
• внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, эталонов, развитие системы калибровки и т.п.;
• проведение постоянного метрологического контроля путем калибровки средств измерений и своевременного представления средств измерений на поверку;
• надзор за соблюдением метрологических правил и норм, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и т.д.
Для решения указанных задач МСЮЛ должны обладать определенными правами, к важнейшим из которых следует отнести:
• право выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
• право вносить предложения руководителю юридического лица об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих федеральным метрологическим правилам и нормам;
• право вносить предложения руководителю юридического лица по совершенствованию и обеспечению качества работ в области метрологического обеспечения;
• право получать от других структурных подразделений юридического лица материалы, необходимые для проведения проверок в рамках метрологического контроля и надзора;
• другие права, соответствующие характеру выполняемых работ. В обязанности МСЮЛ входит:
• анализ состояния измерений, контроля и испытаний;
• разработка планов совершенствования метрологического обеспечения;
• изучение потребности в средствах и методиках измерений, эталонах и т.п. и подготовка предложений по их приобретению;
• участие в разработке и изготовлении средств измерений, методик выполнения измерений и т.д.;
• обеспечение соответствия применяемых средств измерений требуемым параметрам измерительного контроля;
• постоянное проведение метрологического контроля и надзора;
• подготовка и аттестация кадров;
• участие в проведении анализа претензий к качеству продукции и услуг с точки зрения метрологического обеспечения;
• взаимодействие с организациями Ростехрегулирования;
• другие обязанности, вытекающие из задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений в рамках конкретного юридического лица.
Метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений и техническую компетентность в осуществлении конкретных видов деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений.
14.5. Международные метрологические организации и обеспечение единства измерений в зарубежных странах
Крупнейшей и старейшей международной метрологической организацией является созданная в 1875 г. Международная организация мер и весов (МОМВ). МОМВ была создана в связи с принятием Метрической конвенции, которая имела целью всемирное внедрение и совершенствование унифицированной системы единиц на основе метра и килограмма. В настоящее время главная задача МОМВ — обеспечение единства измерений на основе применения Международной системы единиц. Структуру МОМВ образуют Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ), Международный комитет по мерам и весам (МКМВ) и Международное бюро мер и весов (МБМВ).
Генеральная конференция по мерам и весам является высшим в мире органом по вопросам установления единиц величин и их определений, методов воспроизведения и эталонов. ГКМВ созывается не реже одного раза в 4 года с целью утверждения программ научно-практической деятельности МБМВ и выборов МКМВ. Место проведения генеральных конференций — г. Париж.
Международный комитет по мерам и весам руководит работой МОМВ в промежутках между созывами генеральных конференций. В состав МКМВ избираются 18 членов из числа крупнейших ученых-метрологов. В свое время в состав МКМВ избирался Д.И. Менделеев. Основные задачи МКМВ — реализация решений ГКМВ, проведение текущих исследований в области метрологии и подготовка материалов и решений к предстоящей генеральной конференции. Для этих целей в составе МКМВ действуют 10 консультативных комитетов: по системам единиц; определению метра; определению секунды; определению массы и сопутствующих величин; термометрии; электричеству и магнетизму; фотометрии и радиометрии; ионизирующим излучениям; количеству вещества и акустике (с ультразвуком и вибрацией). Работа в комитетах проводится учеными из крупнейших метрологических организаций различных стран. От России в работе комитетов принимают участие ВНИИМ и ВНИИФТРИ. Основное направление деятельности МКМВ — расширение практики сличений национальных эталонов с целью установления их эквивалентности.
Международное бюро мер и весов — одна из старейших международных метрологических организаций, созданная в 1879 г. МБМВ в то время представляло собой первую международную метрологическую лабораторию, обеспечивавшую сохранность и эксплуатацию первых международных эталонов — килограмма и метра. Сегодня это многопрофильный научно-исследовательский метрологический институт, в котором на постоянной основе работают несколько десятков ученых из разных стран мира. МБМВ располагается в г. Севр неподалеку от Парижа. Руководит работой Бюро МКМВ. Основными задачами МБМВ являются координация деятельности метрологических организаций более 100 стран в области совершенствования систем единиц и эталонов, обеспечение их унификации и эквивалентности.
В 1955 г. в связи с очевидной необходимостью разработки международной нормативно-правовой базы единства измерений 24 государства (включая СССР) подписали межгосударственную Конвенцию, в соответствии с которой была создана межправительственная организация — Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). В настоящее время к Конвенции присоединились более 100 государств. Цель МОЗМ — унификация национальных метрологических правил и тем самым содействие глобализации экономики за счет устранения технических барьеров при реализации внешнеторговых, промышленных и научно-технических связей.
МОЗМ имеет статус наблюдателя при Комитете по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации. Основное направление в деятельности МОЗМ — обеспечение взаимного доверия к результатам измерений при контроле характеристик сырья, полуфабрикатов и готовых изделий путем установления единых требований законодательной метрологии к метрологическим характеристикам средств измерений, методикам выполнения измерений, единицам величин, показателям точности и т.д.; методам контроля и надзора за состоянием измерений; организации метрологических работ и т.д.
Высшим органом МОЗМ является Международная конференция законодательной метрологии, созываемая один раз в 4 года. В работе Конференции могут принимать участие не только представители стран — участниц Конвенции, но также представители неприсоединившихся стран и международных организаций, связанных с решением метрологических задач. Решения МОЗМ не являются обязательными, а носят характер рекомендаций. В частности, в октябре 2004 г. принят документ МД1 «Элементы закона по метрологии», который рекомендует основные унифицированные положения для разработки и принятия соответствующих национальных законов и в их числе семь видов государственного метрологического надзора.
Рекомендации МОЗМ принимаются в виде международных документов (МД), предназначенных для рабочих органов МОЗМ, и в виде международных рекомендаций (МР), предназначенных для стран — членов Конвенции. Россию в МОЗМ представляют Ростехрегулирование и другие министерства. Между конференциями руководство МОЗМ осуществляет ее исполнительный орган — Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ). При комитете работает консультативный орган — Совет президента МКЗМ, в состав которого входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ) и пять членов МКЗМ. Задача МБЗМ — организация информационного обеспечения. В России хранителем фонда документов МОЗМ является ВНИИМС, исполняющий функции национального Секретариата МОЗМ.
Из других международных метрологических организаций необходимо отметить Международную конференцию по измерительной технике и приборостроению <ИМЕКО) — неправительственную организацию объединяющую научные и инженерные общества, занимающиеся вопросами измерений, более чем из 30 стран мира. Цель ИМЕКО — содействие международному сотрудничеству и обмену научной и технической информацией. Высший орган ИМЕКО — Генеральный совет, исполнительный орган — Секретариат (г. Будапешт). ИМЕКО проводит работы в 17 технических комитетах по отдельным направлениям метрологии.
В Центральной и Восточной Европе действует Организация сотрудничества государственных метрологических организаций стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). КООМЕТ (штаб-квартира — г. Братислава) образована в 1991 г. на базе Секции по метрологии СЭВ и в настоящее время насчитывает 14 стран-участниц. В 2000 г. КООМЕТ переименован вЕвро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений. КООМЕТ осуществляет сотрудничество стран-участниц по всем вопросам метрологии под эгидой МБМВ. Цель сотрудничества — содействие развитию национальных экономик и устранению технических барьеров в международной торговле путем гармонизации национальных метрологических правил и норм, взаимного признания национальных эталонов и результатов испытаний, поверки и калибровки средств измерений и др. Основные направления работ реализуются в четырех структурных органах: Объединенном комитете по эталонам (руководство — Россия); Техническом комитете по законодательной метрологии (руководство — Германия); Форуме качества (руководство — Словакия) и Техническом комитете по информации и обучению (руководство — Беларусь).
В странах Западной Европы в 1987 г. создана Европейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), которая объединяет страны — члены ЕС. Основная задача ЕВРОМЕТ — организация сотрудничества и объединение усилий стран-участниц по созданию, совершенствованию и обеспечению эквивалентности эталонной базы.
Западно-Европейское объединение по законодательной метрологии (ВЕЛМЕТ) создано в 1989 г. с целью координации деятельности национальных метрологических служб в области законодательной метрологии для устранения препятствий в торговле в рамках Европейского союза и объединяет 15 стран.
Между странами — членами СНГ действует Межправительственное соглашение о проведении взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в соответствии с которым единство измерений обеспечивается на основе эталонной базы бывшего СССР. Соглашение обеспечивает взаимное признание результатов испытаний средств измерений, поверки и калибровки. Координация работ в рамках Соглашения осуществляется Межгосударственной научно-технической комиссией.
Задачи обеспечения единства измерений решают также и некоторые другие международные метрологические организации.
В национальных рамках единство измерений, как правило, регулируется статьями конституций (Германия, США) или специальными законами (Великобритания, Франция). В целом задача обеспечения единства измерений практически во всех странах рассматривается в качестве государственной функции, для чего создаются государственные научные институты и лаборатории.