Руководства, Инструкции, Бланки

международный реестр стандартных образцов img-1

международный реестр стандартных образцов

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Скачать ПМГ 26-98 Реестр межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов

Правила устанавливают порядок ведения Реестра межгосударственных стандартов образцов состава и свойства веществ и материалов, создаваемых в рамках научно-технического сотрудничества государств - участников Соглашения о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов от 6 октября 1992 г.

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Общие положения
4 Порядок регистрации признанных типов МСО
5 Исключение типов МСО из реестра МСО
6 Информационное обслуживание
Приложение А Форма реестровой книги

12.11.1998 Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (Inter-Governmental Council on Standardization, Metrology, and Certification 14-98)
10.10.2000 Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Russian Federation National Committee for Standardization and Metrology 258-ст)

  • ГОСТ 8.315-91 «Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы. Основные положения, порядок разработки, аттестации, утверждения, регистрации и применения»

Другие статьи

Организационные основы ОЕИ

/ Метрология_2 / ФИРТ МСиС / Организационные основы ОЕИ

Определение времени, эталонных частот и параметров враще­ния Земли осуществляется научно-исследовательскими организа­циями Ростехрегулирования, воинскими частями, организациями и учреждениями Министерства обороны РФ, МЧС РФ, другими ми­нистерствами, федеральными службами и агентствами в соответст­вии с их полномочиями с использованием следующих технических средств и систем:

а) эталонная база времени и частоты: государственный первич­ный эталон времени и частоты, а также вторичные эталоны време­ни и частоты Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти и организаций;

б) технические средства передачи эталонных сигналов времени и частоты: средства радиосвязи (включая специализированные ра­диостанции), радиовещания и телевидения (включая спутниковое), глобальная навигационная спутниковая система «Глонасс» и спут­никовые системы связи (в части передачи сигналов времени);

в) технические средства пунктов метрологического контроля за эталонными сигналами времени и частоты;

г) астрооптические и радиоинтерферометрические средства на­блюдений, а также наземные измерительные средства космических навигационных и геодезических систем для определения парамет­ров вращения Земли;

д) технические средства центров по анализу, обработке и пере­даче информации Государственной службы времени.

Руководство ГСВЧ осуществляет Ростехрегулирование. Основными задачами Государственной службы времени являются:

а) осуществление научно-технической деятельности по обеспе­чению непрерывного функционирования и развития технических средств и систем Государственной службы времени;

б) воспроизведение и хранение размеров единиц времени и час­тоты, национальной шкалы времени Российской Федерации на ос­нове эталонов, используемых Государственной службой времени;

в) определение и прогнозирование всемирного времени и коор­динат полюсов Земли на основе информации, полученной на пунк­тах наблюдения за параметрами вращения Земли;

г) непрерывное обеспечение потребностей страны в эталонных сигналах времени и частоты по радио- и телевизионным каналам, спутниковым навигационным системам, а также в информации о параметрах вращения Земли по согласованным каналам связи;

д) метрологический контроль эталонных сигналов времени и частоты, передаваемых российскими и иностранными технически­ми средствами и системами;

е) обеспечение потребителей справочными данными Государст­венной службы времени;

ж) проведение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ по совершенствованию эталонной базы, технических средств определения параметров вращения Земли и системы пере­дачи эталонных сигналов времени и частоты;

з) анализ и прогнозирование требований к характеристикам эталонных сигналов времени и частоты, параметров вращения Зем­ли, передаваемых Государственной службой времени, а также к оперативности их доведения до потребителей;

и) участие в международном сотрудничестве, представление ин­тересов страны по вопросам Государственной службы времени в международных организациях и реализация международных догово­ров Российской Федерации в области единства измерений времени, частоты и параметров вращения Земли;

к) организационно-методическое руководство и координация работ в области обеспечения единства измерений времени, частоты и параметров вращения Земли;

л) участие в работе по аккредитации измерительных лаборато­рий и организаций, осуществляющих высокоточные измерения времени, частоты и параметров вращения Земли;

м) участие в испытаниях с целью утверждения типа и сертифи­кации технических средств измерений времени, частоты и парамет­ров вращения Земли;

н) организация и проведение государственного надзора за со­блюдением установленного порядка исчисления времени на терри­тории Российской Федерации и подготовка предложений по этим вопросам для внесения их в Правительство Российской Федерации.

Информация Государственной службы времени о значениях времени, частоты и параметров вращения Земли является обяза­тельной для использования в Российской Федерации.

Таким образом, ГСВЧ решает задачи обеспечения единства и необходимой точности измерений времени; воспроизведения, хра­нения и передачи размеров единиц времени и частоты, шкал атом­ного, всемирного времени, координированного времени; измерения координат полюсов Земли; мониторинг расхождений во времени, определенного на основе параметров движения Земли вокруг собст­венной оси, вокруг Солнца и относительно неподвижных звезд.

ГСВЧ определяет переход с летнего времени на зимнее и обрат­но; решает вопросы определения «поясного» времени и многие дру­гие практические вопросы. Деятельность ГСВЧ настолько важна для всех отраслей экономики, ее проводят так много организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, что в 2006 г. создан специальный координационный комитет под эгидой Ростехрегулирования, основная задача которого — оптими­зация работ по поддержанию единства измерений в области изме­рений времени.

14.3. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) обеспечивает единство и необходи­мую точность измерений путем создания и выпуска в обращение стандартных образцов, которые в большинстве случаев представля­ют собой некоторое количество однородного по составу материала: чистых веществ, сплавов, нефтепродуктов, медицинских препара­тов, образцов почв, образцов газов и их смесей и т.д.

Процедура создания и аттестации стандартных образцов, как правило, строится следующим образом: изготовление образца — исследование — определение состава — определение условий хра­нения — определение условий применения — выдача паспорта. Принципиально «место рождения образца» не имеет значения, а вот исследования его свойств производятся в различных исследова­тельских центрах Ростехрегулирования. Результаты исследований согласуются между собой, и на их основе выдается паспорт.

Некоторые стандартные образцы (например, газы и газовые смеси) представляют собой фактически одноразовую, расходуемую меру. При проведении измерений они расходуются и не могут ис­пользоваться повторно, поэтому их производство достаточно «се­рийно» и представляет собой важную сторону деятельности ГССО.

Как уже отмечалось, стандартные образцы создают и разрабаты­вают различные предприятия. В функции ГССО входит оказание помощи, упорядочение и контроль этой деятельности, организация выпуска тех или иных стандартных образцов в соответствии с госу­дарственными нуждами. В задачи ГССО входит учет стандартных образцов, организация и проведение их международных сличений, предоставление по заявкам предприятий информации о стандарт­ных образцах и их свойствах.

Большое значение для метрологии имеет также Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГССД). В задачи ГССД входит сбор, анализ, публикация стандартных справочных данных, коор­динация работ по внедрению справочных данных в науке и технике в целях обеспечения единства измерений; разработка необходимых справочных данных на основе анализа направлений развития науки и техники, а также для государственных нужд и по заказам. В со­став данных входят фундаментальные физические константы, затабулированные свойства стандартных образцов, физико-химические и спектральные свойства веществ, атомные и молекулярные кон­станты. Результаты деятельности ГССД периодически публикуются в справочнике «Фундаментальные физические константы» и др.

Деятельность ГССД (в официальных документах используется название Государственная служба стандартных справочных данных) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и включает коор­динацию деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти и организаций по разработке и использованию стандартных справочных данных.

Государственная служба стандартных справочных данных пред­ставляет собой систему организаций, осуществляющих получение и распространение стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (далее — стандартные справочные данные) с использованием комплекса технических, программных и информационных средств.

Стандартные справочные данные — это значения физических констант и показателей свойств веществ и материалов, определен­ные в установленном порядке Государственной службой стандарт­ных справочных данных и утвержденные Ростехрегулированием, который ведет реестр стандартных справочных данных.

Основными задачами Государственной службы стандартных справочных данных являются:

а) координация деятельности по разработке и применению стандартных справочных данных в науке, -производстве и образова­нии в целях обеспечения на их основе единства измерений;

б) обеспечение потребителей стандартными справочными дан­ными;

в) определение и прогнозирование потребностей в стандартных справочных данных;

г) разработка и реализация программ создания стандартных справочных данных;

д) участие в разработке норм, правил и требований, регулирую­щих применение стандартных справочных данных в промышлен­ном производстве, научно-технической деятельности, метрологии, стандартизации, сертификации продукции, коммерческой деятель­ности, управлении, в деятельности по обеспечению безопасности людей и окружающей среды;

е) участие в международном сотрудничестве, представление ин­тересов Российской Федерации при рассмотрении вопросов разра­ботки и применения стандартных справочных данных, реализация международных договоров в области исследований свойств веществ и материалов.

Разработка стандартных справочных данных, как правило, осу­ществляется учреждениями Ростехрегулирования, но может также производиться и другими организациями. При этом формируются и используются:

• фонды стандартных справочных данных (централизованный — Ростехрегулирования и др.) в виде официальных печатных из­даний, а также на электронных носителях в виде баз и банков данных о свойствах веществ и материалов;

• реестр стандартных справочных данных;

• нормативная документация по разработке и применению стандартных справочных данных;

• другие программные и информационные средства организа­ций, специализирующихся на получении и распространении стандартных справочных данных.

Руководство Государственной службой стандартных справочных данных осуществляет Ростехрегулирование, научное и методическое обеспечение ее работы — Главный научный метрологический центр «Стандартные справочные данные о физических константах и свой­ствах веществ и материалов».

14.4. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц

Кроме перечисленных служб организационную подсистему ГСИ составляют также метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МСЮЛ). В случае, ес­ли обязанности по обеспечению единства измерений возложены на физическое лицо, то оно также входит в организационную подсис­тему и на него распространяются соответствующие обязанности. Функции, структура, права и обязанности метрологических служб и физических лиц устанавливаются на основе действующего законо­дательства в положениях об этих службах.

Специфика деятельности метрологических служб разнообразна, однако общность цели позволила разработать и внедрить «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц» (Правила по мет­рологии ПР 50-732—93). Практически все действующие метрологиче­ские службы страны созданы в соответствии с этим Положением.

Метрологические службы создаются в необходимых случаях для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора. В сфере действия государственного метрологического контроля и надзора создание метрологических служб или иных организацион­ных структур, имеющих задачей обеспечение единства измерений, является обязательным.

Метрологическая служба юридического лица (МСЮЛ) незави­симо от формы собственности последнего представляет собой, как правило, обособленное структурное подразделение, руководимое главным метрологом и действующее на основе положения о нем. В положении должны содержаться информационные данные о юридическом лице, его структуре, задачах, обязанностях и правах. Структура и штаты (МСЮЛ) определяются руководителем юриди­ческого лица с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ.

Основы деятельности МСЮЛ сформулированы в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» и других нормативных пра­вовых актах. Главными задачами МСЮЛ являются:

• обеспечение единства и требуемой точности измерений, по­вышение уровня и развитие техники измерений;

• определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разра­ботки, производства, испытаний и эксплуатации продукции;

• внедрение современных методов и средств измерений, автома­тизированного контрольно-измерительного оборудования, эталонов, развитие системы калибровки и т.п.;

• проведение постоянного метрологического контроля путем калибровки средств измерений и своевременного представле­ния средств измерений на поверку;

• надзор за соблюдением метрологических правил и норм, со­стоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и т.д.

Для решения указанных задач МСЮЛ должны обладать опреде­ленными правами, к важнейшим из которых следует отнести:

• право выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метроло­гических правил и норм;

• право вносить предложения руководителю юридического лица об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоре­чащих федеральным метрологическим правилам и нормам;

• право вносить предложения руководителю юридического лица по совершенствованию и обеспечению качества работ в облас­ти метрологического обеспечения;

• право получать от других структурных подразделений юриди­ческого лица материалы, необходимые для проведения прове­рок в рамках метрологического контроля и надзора;

• другие права, соответствующие характеру выполняемых работ. В обязанности МСЮЛ входит:

• анализ состояния измерений, контроля и испытаний;

• разработка планов совершенствования метрологического обес­печения;

• изучение потребности в средствах и методиках измерений, эта­лонах и т.п. и подготовка предложений по их приобретению;

• участие в разработке и изготовлении средств измерений, ме­тодик выполнения измерений и т.д.;

• обеспечение соответствия применяемых средств измерений требуемым параметрам измерительного контроля;

• постоянное проведение метрологического контроля и надзора;

• подготовка и аттестация кадров;

• участие в проведении анализа претензий к качеству продук­ции и услуг с точки зрения метрологического обеспечения;

• взаимодействие с организациями Ростехрегулирования;

• другие обязанности, вытекающие из задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений в рамках конкрет­ного юридического лица.

Метрологические службы юридических лиц могут быть аккредито­ваны на право поверки и (или) калибровки средств измерений и техни­ческую компетентность в осуществлении конкретных видов деятельно­сти в области обеспечения единства и требуемой точности измерений.

14.5. Международные метрологические организации и обеспечение единства измерений в зарубежных странах

Крупнейшей и старейшей международной метрологической ор­ганизацией является созданная в 1875 г. Международная организация мер и весов (МОМВ). МОМВ была создана в связи с принятием Метрической конвенции, которая имела целью всемирное внедре­ние и совершенствование унифицированной системы единиц на основе метра и килограмма. В настоящее время главная задача МОМВ — обеспечение единства измерений на основе применения Международной системы единиц. Структуру МОМВ образуют Ге­неральная конференция по мерам и весам (ГКМВ), Международ­ный комитет по мерам и весам (МКМВ) и Международное бюро мер и весов (МБМВ).

Генеральная конференция по мерам и весам является высшим в мире органом по вопросам установления единиц величин и их оп­ределений, методов воспроизведения и эталонов. ГКМВ созывается не реже одного раза в 4 года с целью утверждения программ науч­но-практической деятельности МБМВ и выборов МКМВ. Место проведения генеральных конференций — г. Париж.

Международный комитет по мерам и весам руководит работой МОМВ в промежутках между созывами генеральных конференций. В состав МКМВ избираются 18 членов из числа крупнейших уче­ных-метрологов. В свое время в состав МКМВ избирался Д.И. Мен­делеев. Основные задачи МКМВ — реализация решений ГКМВ, проведение текущих исследований в области метрологии и подго­товка материалов и решений к предстоящей генеральной конфе­ренции. Для этих целей в составе МКМВ действуют 10 консульта­тивных комитетов: по системам единиц; определению метра; опре­делению секунды; определению массы и сопутствующих величин; термометрии; электричеству и магнетизму; фотометрии и радиомет­рии; ионизирующим излучениям; количеству вещества и акустике (с ультразвуком и вибрацией). Работа в комитетах проводится уче­ными из крупнейших метрологических организаций различных стран. От России в работе комитетов принимают участие ВНИИМ и ВНИИФТРИ. Основное направление деятельности МКМВ — расширение практики сличений национальных эталонов с целью установления их эквивалентности.

Международное бюро мер и весов — одна из старейших междуна­родных метрологических организаций, созданная в 1879 г. МБМВ в то время представляло собой первую международную метрологиче­скую лабораторию, обеспечивавшую сохранность и эксплуатацию первых международных эталонов — килограмма и метра. Сегодня это многопрофильный научно-исследовательский метрологический институт, в котором на постоянной основе работают несколько де­сятков ученых из разных стран мира. МБМВ располагается в г. Севр неподалеку от Парижа. Руководит работой Бюро МКМВ. Основными задачами МБМВ являются координация деятельности метрологических организаций более 100 стран в области совершен­ствования систем единиц и эталонов, обеспечение их унификации и эквивалентности.

В 1955 г. в связи с очевидной необходимостью разработки меж­дународной нормативно-правовой базы единства измерений 24 го­сударства (включая СССР) подписали межгосударственную Кон­венцию, в соответствии с которой была создана межправительст­венная организация — Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). В настоящее время к Конвенции присоедини­лись более 100 государств. Цель МОЗМ — унификация националь­ных метрологических правил и тем самым содействие глобализации экономики за счет устранения технических барьеров при реализа­ции внешнеторговых, промышленных и научно-технических связей.

МОЗМ имеет статус наблюдателя при Комитете по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации. Основное направление в деятельности МОЗМ — обеспечение взаимного до­верия к результатам измерений при контроле характеристик сырья, полуфабрикатов и готовых изделий путем установления единых требований законодательной метрологии к метрологическим харак­теристикам средств измерений, методикам выполнения измерений, единицам величин, показателям точности и т.д.; методам контроля и надзора за состоянием измерений; организации метрологических работ и т.д.

Высшим органом МОЗМ является Международная конферен­ция законодательной метрологии, созываемая один раз в 4 года. В работе Конференции могут принимать участие не только предста­вители стран — участниц Конвенции, но также представители не­присоединившихся стран и международных организаций, связан­ных с решением метрологических задач. Решения МОЗМ не явля­ются обязательными, а носят характер рекомендаций. В частности, в октябре 2004 г. принят документ МД1 «Элементы закона по мет­рологии», который рекомендует основные унифицированные поло­жения для разработки и принятия соответствующих национальных законов и в их числе семь видов государственного метрологическо­го надзора.

Рекомендации МОЗМ принимаются в виде международных до­кументов (МД), предназначенных для рабочих органов МОЗМ, и в виде международных рекомендаций (МР), предназначенных для стран — членов Конвенции. Россию в МОЗМ представляют Ростехрегулирование и другие министерства. Между конференциями ру­ководство МОЗМ осуществляет ее исполнительный орган — Меж­дународный комитет законодательной метрологии (МКЗМ). При комитете работает консультативный орган — Совет президента МКЗМ, в состав которого входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ) и пять членов МКЗМ. Задача МБЗМ — организация информацион­ного обеспечения. В России хранителем фонда документов МОЗМ является ВНИИМС, исполняющий функции национального Секре­тариата МОЗМ.

Из других международных метрологических организаций необ­ходимо отметить Международную конференцию по измерительной технике и приборостроению <ИМЕКО) — неправительственную орга­низацию объединяющую научные и инженерные общества, зани­мающиеся вопросами измерений, более чем из 30 стран мира. Цель ИМЕКО — содействие международному сотрудничеству и обмену научной и технической информацией. Высший орган ИМЕКО — Генеральный совет, исполнительный орган — Секретариат (г. Буда­пешт). ИМЕКО проводит работы в 17 технических комитетах по отдельным направлениям метрологии.

В Центральной и Восточной Европе действует Организация со­трудничества государственных метрологических организаций стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). КООМЕТ (штаб-квартира — г. Братислава) образована в 1991 г. на базе Секции по метрологии СЭВ и в настоящее время насчитывает 14 стран-участ­ниц. В 2000 г. КООМЕТ переименован вЕвро-Азиатское сотрудни­чество государственных метрологических учреждений. КООМЕТ осуществляет сотрудничество стран-участниц по всем вопросам метрологии под эгидой МБМВ. Цель сотрудничества — содействие развитию национальных экономик и устранению технических барь­еров в международной торговле путем гармонизации национальных метрологических правил и норм, взаимного признания националь­ных эталонов и результатов испытаний, поверки и калибровки средств измерений и др. Основные направления работ реализуются в четырех структурных органах: Объединенном комитете по этало­нам (руководство — Россия); Техническом комитете по законода­тельной метрологии (руководство — Германия); Форуме качества (руководство — Словакия) и Техническом комитете по информации и обучению (руководство — Беларусь).

В странах Западной Европы в 1987 г. создана Европейская мет­рологическая организация (ЕВРОМЕТ), которая объединяет страны — члены ЕС. Основная задача ЕВРОМЕТ — организация сотрудниче­ства и объединение усилий стран-участниц по созданию, совершен­ствованию и обеспечению эквивалентности эталонной базы.

Западно-Европейское объединение по законодательной метрологии (ВЕЛМЕТ) создано в 1989 г. с целью координации деятельности национальных метрологических служб в области законодательной метрологии для устранения препятствий в торговле в рамках Евро­пейского союза и объединяет 15 стран.

Между странами — членами СНГ действует Межправительст­венное соглашение о проведении взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в соответст­вии с которым единство измерений обеспечивается на основе эта­лонной базы бывшего СССР. Соглашение обеспечивает взаимное признание результатов испытаний средств измерений, поверки и калибровки. Координация работ в рамках Соглашения осуществля­ется Межгосударственной научно-технической комиссией.

Задачи обеспечения единства измерений решают также и неко­торые другие международные метрологические организации.

В национальных рамках единство измерений, как правило, ре­гулируется статьями конституций (Германия, США) или специаль­ными законами (Великобритания, Франция). В целом задача обес­печения единства измерений практически во всех странах рассмат­ривается в качестве государственной функции, для чего создаются государственные научные институты и лаборатории.