Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по безопасности для защиты га от анв img-1

руководство по безопасности для защиты га от анв

Категория: Руководства

Описание

Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Дос

Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Дос. 8973). Назначение и основное содержание

В целях оказания помощи государствам в обеспечении безопасности гражданской авиации и принятии мер и правил, изложенных в Приложении 17 Ассамблея ИКАО 1970 года поручила Генеральному секретарю ИКАО разработать Руководство по безопасности и осуществлять постоянный контроль за этим Руководством, обеспечивая его обновление и изменение через определенные промежутки времени. Первое Руководство ИКАО по обеспечению безопасности (“Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства”) издано в ноябре 1971г. и впоследствии изменялось в 1974г. 1977г. Оно значительно пересмотрено в 1982г. (Doc 8973/2), вновь изменено в 1987г. (Doc 8973/3), в 1989г. (Doc 8973/4). В связи с принятием поправки 8 к Приложению 17 и изменением характера проблем обеспечения безопасности международной гражданской авиации и её служб в 1996г. ИКАО выпустило пятое издание Руководства (Doc 8973/5), в которое включен обновленный инструктивный материал.

Рекомендуемые в этом Руководстве меры и правила не обязательно должны применяться в той же последовательности, в которой были изложены при формировании и представлении материала. Каждое государство и каждый аэропорт должны устанавливать собственные приоритеты и с их учетом выполнять приводимые рекомендации. Цель Руководства заключается в сборе материала с целью оказать помощь в выполнении положений Приложения 17 "Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства". Руководство следует применять совместно с Приложением 17. В Приложении излагаются требования, а в Руководстве содержатся рекомендации относительно методов их выполнения.

Руководство представляет собой объемный документ, освещающий пути и способы обеспечения авиационной безопасности применительно к любому государству (т.е. без учета конкретных особенностей каждого государства).

Руководство является инструктивным, рекомендательным и справочным материалом (пособием) по большинству вопросов обеспечения авиационной безопасности.

Руководство состоит из 3-х частей и 24 добавлений справочного характера по самым различным вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Краткое содержание Руководства

Другие статьи

В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


Главная | О нас | Обратная связь

В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Под актом незаконного вмешательства согласно Закону "О транспортной безопасности" понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Одной из основных задач обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ) следует считать создание адекватной нормативной правовой базы, регулирующей эту деятельность.

На международном уровне защита гражданской авиации осуществляется, как правило, на основе базового источника международного права - Чикагской конвенции 1944 года, которая положила начало деятельности Международной организации гражданской авиации ИКАО (ICAO). СССР вступил в ИКАО в ноябре 1970 года.

Приложения к Чикагской конвенции содержат технические требования (Стандарты и Рекомендуемую практику) к деятельности гражданской авиации и к различным видам обеспечения полетов.

Правовой статус Стандартов и Рекомендуемой практики изложен во втором разделе части II данного учебника.

Приложение 17 к Чикагской конвенции "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" содержит Стандарты и Рекомендуемую практику, направленные на обеспечение авиационной безопасности гражданской авиации.

Юридической основой для принятия и последующего применения приложения 17 явились ряд международных конвенций, посвященных борьбе с актами незаконного вмешательства. К таким Конвенциям можно отнести Токийскую (1963 г.), Гаагскую (1970 г.), Монреальскую (1971 г.) и др. Эти конвенции являются универсальной правовой базой для формирования национального законодательства в различных странах.

Практическая помощь государствам в создании систем безопасности была оказана путем создания Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Первое Руководство было издано 1 ноября 1971 года. В последующем оно выдержало 7 изданий, каждое из которых вбирало в себя практику защиты гражданской авиации различных стран - членов международного сообщества.

В Руководстве сформулированы на уровне технологий пути и способы обеспечения авиационной безопасности, которые могут быть приняты или не приняты конкретным государством.

Учитывая, что формирование инструктивного материала базируется на огромном международном опыте защиты гражданской авиации от опасных посягательств, практически все государства, даже не члены ИКАО, берут за основу рекомендации этого документа при формировании национальной нормативной правовой базы в этой сфере.

Правовое обеспечение деятельности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в Российской Федерации на разных уровнях происходит путем разработки и принятия нормативных правовых актов разной юридической силы.

С 1 апреля 1997 года вступил в силу Воздушный кодекс РФ, в котором впервые на уровне закона было сформулировано понятие авиационной безопасности и обозначены средства ее обеспечения.

Под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Воздушный кодекс также определяет понятие незаконного вмешательства в деятельность авиации как противоправные деяния, угрожающие безопасной деятельности в области авиации, которые повлекли за собой "несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий".

9 февраля 2007 года был принят Федеральный закон "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ. В этом Законе сформулированы цели, задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности. Впервые на уровне Закона были обозначены стратегические направления по категорированию и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также впервые законодательно закреплено информационное обеспечение в области транспортной безопасности, предусматривающее в том числе необходимость создания Единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности.

Применительно к гражданской авиации детальная разработка правил и технологий обеспечения авиационной безопасности на разных уровнях осуществляется постановлениями Правительства или актами уполномоченных органов в области гражданской авиации.

Примером акта такого рода является Постановление Правительства от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства". В этом Постановлении впервые была предпринята попытка уйти от двойных стандартов в области обеспечения авиационной безопасности на внутренних и международных линиях.

28 ноября 2005 года Приказом Министра транспорта N 142 были утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам".

Эти Правила разработаны на основе Воздушного кодекса РФ, Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

Действие этих Правил в части обеспечения авиационной безопасности распространяется на аэропорты и на аэродромы. Они являются обязательными для администрации этих аэропортов, руководителей авиапредприятий, эксплуатантов, а также других физических и юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории аэропорта. Указанные Правила подтверждают приверженность Стандартам ИКАО в части того, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов. Кроме того, Правила предоставляют право привлечения к обеспечению авиационной безопасности органы внутренних дел, подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Привлечение к обеспечению авиационной безопасности такого количества субъектов требует более четкой регламентации их деятельности в части разделения функций и обеспечения взаимодействия.

Развивая стратегические направления обеспечения авиационной безопасности, изложенные в Воздушном кодексе, Федеральные авиационные правила детально регламентируют средства обеспечения авиационной безопасности. Так, в отдельных разделах Правил подробно описаны процедуры и технологии по:

- организации и обеспечению авиационной безопасности в аэропорту;

- организации и обеспечению пропускного внутриобъектового режима в аэропорту;

- организации и обеспечению охраны воздушных судов и объектов аэропорта;

- организации и обеспечению предполетного и послеполетного досмотра;

- организации и обеспечению предполетного досмотра воздушных судов.

Кроме описания штатных ситуаций в ФАП рассмотрено отдельно обеспечение мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Учитывая сильную загруженность Московского аэроузла и, соответственно, сложность обеспечения авиационной безопасности, в ФАП сформулированы дополнительные требования по обеспечению авиационной безопасности (АБ) в аэропортах этого узла.

Значительное число ведомственных актов устанавливает правовой регламент обеспечения отдельных направлений деятельности, связанных с АБ.

Службы авиационной безопасности аэропорта и эксплуатанта формируются в соответствии с Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта (Приказ Минтранса от 17.10.1994 N 76) и Типовым положением о службе авиационной безопасности эксплуатанта (Приказ ФАС от 15.07.1998 N 222).

Основным звеном в системе обеспечения авиационной безопасности является аэропорт, которому в ряде случаев эксплуатанты, базирующиеся в этом аэропорту, делегируют свои полномочия в части защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Создать оптимальную систему с учетом различных уровней возможных угроз сложно. Именно поэтому достаточно важным правовым актом, в котором должны быть учтены и увязаны между собой все аспекты обеспечения АБ конкретного аэропорта, является Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

В Программе обеспечения авиационной безопасности аэропорта должны быть отражены вопросы организации обеспечения авиационной безопасности в аэропорту, применяемое оборудование, меры по обеспечению АБ в аэропорту, вопросы обучения авиационного персонала аэропорта и т.д.

Согласно приложению 17 к Чикагской конвенции каждое из государств должно обеспечить разработку планов на случай непредвиденных обстоятельств и предусмотреть выделение ресурсов для этих целей. Этот план мероприятий должен включать перечень аварийных ситуаций, для которых составляется; органы, которые принимают участие в реализации плана; ответственность и роль каждого органа; информацию об участниках и т.д.

Структура плана предусматривает действия в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства, безопасностью полетов, ситуациях техногенного характера, авариях и происшествиях с опасными грузами и т.д.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль международной организации ИКАО в создании юридической основы для деятельности по предотвращению актов незаконного вмешательства (АНВ)?

2. Перечислите основные международные конвенции, посвященные защите гражданской авиации от АНВ.

3. Правовой статус Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Краткое содержание. Практическая значимость.

4. Охарактеризуйте систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта.

5. Какие организационно-правовые средства обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте определены на уровне федерального закона.

6. Дайте характеристику Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, ее структуры. Определите юридическую значимость этого акта в общем контуре обеспечения авиационной безопасности на уровне авиапредприятия.

1. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства: приложение 17 к Чикагской конвенции.

2. Doc. 8973 ИКАО. Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в действующей редакции.

4. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в действующей редакции.

5. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

6. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р.

7. Требования авиационной безопасности к аэропортам // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 28.11.2005 N 142, в действующей редакции.

8. Елисеев Б.П. Свиркин В.А. Некоторые проблемы организационно-правового обеспечения транспортной безопасности на современном этапе // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.

Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Постановление Правительства РФ №897 от 30.07.94 г. "Положение о Федеральной сист.

Главная Поддержка Приказы и письма по авиационной безопасности Постановление Правительства РФ №897 от 30.07.94 г. "Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от АНВ"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июля 1994 г. N897

"о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства"
(с изменениями от 22 апреля 1997 г. 6 марта 1998 г.)

В целях обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 1994 г. N 897

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВ
(с изменениями от 22 апреля 1997 г. 6 марта 1998 г.)

1. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.


2. Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по по защите от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность) в соответствии с Нормами, правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.


3. Меры предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.

4. На территории иностранных государств в отношении воздушных судов Российской Федерации применяются меры обеспечения защиты деятельности международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренные законодательством страны пребывания воздушного судна Российской Федерации.

5. Невыполнение или нарушение Норм, правил и процедур по авиационной безопасности авиационными предприятиями, аэропортами, эксплуатантами влечет аннулирование лицензий (разрешений), а пассажирами и грузоотправителями - ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6.Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

7. Разработка и реализация государственной политики в области авиационной безопасности осуществляются Федеральной авиационной службой России.

8. Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в Федеральной авиационной службе России создается оперативный штаб.

9. Региональные управления Федеральной авиационной службы России несут ответственность за надлежащее исполнение авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта установленных Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

Региональное управление воздушного транспорта осуществляет контроль за выполнением авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта условий сертификации и лицензирования в части авиационной безопасности.

10. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

11. Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.

Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной авиационной службой России при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации.

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

12. Администрации авиационных предприятий и аэропортов обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принимают непосредственное участие в соответствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях по пресечению таких актов.

В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.).

Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.

13. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе.

В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.

При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в транзитном аэропорту эксплуатант обязан иметь на борту воздушного судна уполномоченного представителя, ответственного за выполнение Норм, правил и процедур авиационной безопасности.

14. Администрация авиационных предприятий аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с региональными управлениями Федеральной авиационной службы России.

Указанные программы должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.

15. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной подчиненности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, угрозах их совершения, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных ситуаций.

В случае совершения актов незаконного вмешательства необходимая информация о воздушном судне, пассажирах и членах экипажа сообщается дипломатическим представительствам государств и администрациям авиационных предприятий (аэропортов), расположенных по маршруту полета воздушного судна. По мере полета и изменения обстановки на борту воздушного судна такая информация периодически дополняется.

Состав информации и порядок ее прохождения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

В случае, когда иностранное воздушное судно стало объектом незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, об этом немедленно уведомляются соответствующие государства.

Сведения о каждом таком акте представляются Министерством транспорта Российской Федерации в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) в соответствии с установленным этой организацией порядком.

Сведения об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для средств массовой информации передаются только специально уполномоченными для этого представителями Межведомственной комиссии по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации и аэропортовых комиссий по авиационной безопасности.

16. Международное сотрудничество в сфере обеспечения авиационной безопасности осуществляется в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Сотрудничество с государствами, не являющимися членами этих международных организаций, осуществляется на двусторонней основе.

17. Подготовка кадров в области авиационной безопасности обеспечивается Министерством транспорта Российской Федерации через систему учебных заведений гражданской авиации.

Постановление Правительства РФ от N 897 - О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (с изменениями и дополнениями)

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 462 в настоящее Положение внесены изменения

Положение
о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897)

С изменениями и дополнениями от:

22 апреля 1997 г. 6 марта 1998 г. 14 декабря 2006 г.

См. Программу авиационной безопасности гражданской авиации РФ, утвержденную приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2008 г. N 62

См. Федеральные авиационные правила "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", утвержденные приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29

Об авиационной безопасности см. также Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

О мерах по государственному регулированию и государственной поддержке гражданской авиации в Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 513

1. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

2. Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по по защите от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность) в соответствии с Нормами. правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.

3. Меры предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.

4. На территории иностранных государств в отношении воздушных судов Российской Федерации применяются меры обеспечения защиты деятельности международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусмотренные законодательством страны пребывания воздушного судна Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767 пункт 5 настоящего Положения изложен в новой редакции

5. Невыполнение или нарушение Норм. правил и процедур по авиационной безопасности авиационными предприятиями, аэропортами, эксплуатантами, пассажирами и грузоотправителями влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 291 пункт 7 настоящего Положения изложен в новой редакции

7. Разработка и реализация государственной политики в области авиационной безопасности осуществляются Федеральной авиационной службой России.

8. Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в Федеральной авиационной службе России создается оперативный штаб.

9. Региональные управления Федеральной авиационной службы России несут ответственность за надлежащее исполнение авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта установленных Норм. правил и процедур по авиационной безопасности.

Региональное управление воздушного транспорта осуществляет контроль за выполнением авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта условий сертификации и лицензирования в части авиационной безопасности.

10. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм. правил и процедур по авиационной безопасности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 291 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения

11. Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.

Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной авиационной службой России при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации.

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

12. Администрации авиационных предприятий и аэропортов обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принимают непосредственное участие в соответствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях по пресечению таких актов.

В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.).

Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.

13. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм. правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм. правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе.

В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.

При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в транзитном аэропорту эксплуатант обязан иметь на борту воздушного судна уполномоченного представителя, ответственного за выполнение Норм. правил и процедур авиационной безопасности.

14. Администрация авиационных предприятий аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с региональными управлениями Федеральной авиационной службы России.

Указанные программы должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 291 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной подчиненности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, угрозах их совершения, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных ситуаций.

В случае совершения актов незаконного вмешательства необходимая информация о воздушном судне, пассажирах и членах экипажа сообщается дипломатическим представительствам государств и администрациям авиационных предприятий (аэропортов), расположенных по маршруту полета воздушного судна. По мере полета и изменения обстановки на борту воздушного судна такая информация периодически дополняется.

Состав информации и порядок ее прохождения устанавливаются Федеральной авиационной службой России.

В случае, когда иностранное воздушное судно стало объектом незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, об этом немедленно уведомляются соответствующие государства.

Сведения о каждом таком акте представляются Федеральной авиационной службой России в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) в соответствии с установленным этой организацией порядком.

Сведения об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для средств массовой информации передаются только специально уполномоченными для этого представителями Межведомственной комиссии по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации и аэропортовых комиссий по авиационной безопасности.

16. Международное сотрудничество в сфере обеспечения авиационной безопасности осуществляется в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Сотрудничество с государствами, не являющимися членами этих международных организаций, осуществляется на двусторонней основе.

17. Подготовка кадров в области авиационной безопасности обеспечивается Министерством транспорта Российской Федерации через систему учебных заведений гражданской авиации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 462 в настоящее приложение внесены изменения

Приложение
к Положению о Федеральной системе
обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации
от актов незаконного вмешательства

Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности

С изменениями и дополнениями от:

22 апреля 1997 г. 6 марта 1998 г. 14 мая 2003 г.

1. Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатоливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.

Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты - воротами.

Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.

Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.

2. Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

См. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. N 104

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России.

Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.

При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.

В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.

При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

3. При перевозке оружия и боеприпасов оружие огнестрельное, спортивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упакованном, разряженном виде, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна.

См. Инструкцию о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденную приказом ФСВТ РФ и МВД РФ от 30 ноября 1999 г. N 120/971

В отдельных случаях единичные экземпляры оружия могут перевозиться под сохранностью экипажа воздушного судна. Оформление такой перевозки производится при досмотре.

На борту воздушного судна при наличии разрешительных документов могут иметь при себе оружие лица, выполняющие служебные обязанности.

Информация о наличии таких лиц сообщается командиру воздушного судна.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2003 г. N 282 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения

4. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.

Если досмотр окажется безрезультатным, а угрозе инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.

По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам.

В технические задания на разрабатываемые воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 кг, или пассажировместимостью более 60 человек, должны быть включены технические требования по их оборудованию:

а) надежно запирающимися и отпирающимися с рабочего места каждого пилота пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;

б) специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи экипажа и бортпроводников (бортовых операторов);

в) телевизионными системами наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средствами контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа;

г) специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства (подозрительного предмета) в случае его обнаружения на борту воздушного судна в полете;

д) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;

е) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированное открывание входных дверей и эксплуатационных люков, запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;

ж) запираемыми помещениями (багажниками) для размещения переданных пассажирами на временное хранение на период полета оружия, боеприпасов и специальных средств.

Предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного судна, которые, однако, могут быть использованы как орудия нападения или для сокрытия опасных веществ и предметов, должны на период полета помещаться в специальные, запираемые помещения, металлические шкафы (ящики) на борту воздушного судна.

5. Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна.

Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.

В аэропортах применяются следующие технические средства досмотра:

а) рентгенотелевизионные стационарные интроскопы - для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора и переносные интроскопы с телевизионным или твердотельным приемником - для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения объекта исследования;

б) стационарные металлоискатели - для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);

в) портативные (ручные) металлоискатели - для повторного досмотра с целью обнаружения более точного места нахождения металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;

г) переносные металлоискатели - для поиска оружия в багаже, не имеющем металлических включений (ковры в скатке, корзины с фруктами и другие);

д) аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) включает в себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активации;

е) бортовое телевидение - в целях наблюдения за обстановкой в салонах воздушного судна;

ж) аппаратура фиксации абонентского номера телефона, по которому поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

6. Администрация аэропорта обязана обеспечивать прием воздушного судна, ставшего объектом незаконного вмешательства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 291 в пункт 7 настоящего приложения внесены изменения

7. Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Межведомственная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.

Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:

захвате воздушного судна на земле;

захвате воздушного судна в полете;

угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или

важных объектов аэропорта;

инцидентах в аэропорту;

вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;

вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудования

из-за пределов границ аэропорта;

обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту.

Для обеспечения работы оперативных штабов Федеральной авиационной службой России, администрациями авиационных предприятий и аэропортов выделяются специальные помещения - командные пункты, оснащенные необходимыми средствами связи.

При проведении мер по авиационной безопасности на борту воздушного судна командир воздушного судна руководствуется инструктивными документами о порядке действий экипажа в чрезвычайной ситуации.

На территории иностранных государств командир воздушного судна принимает решение, согласуя его по возможности с местными полномочными органами по авиационной безопасности и с представительствами Российской Федерации за рубежом.

8. После урегулирования ситуации с актом незаконного вмешательства должно проводиться тщательное его расследование, о результатах которого информируются администрации аэропортов Российской Федерации, иностранные государства - эксплуатанты воздушных судов, ставших объектом незаконного вмешательства, и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) согласно принятым обязательствам.

9. Порядок проведения мероприятий, предусмотренных Нормами, правилами и процедурами, устанавливается Федеральной авиационной службой России.

Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 августа 1994 г. N 15, ст. 1795

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2003 г. N 282

Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 291

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 462

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.