Руководства, Инструкции, Бланки

журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда образец img-1

журнал учета мероприятий по улучшению условий и охране труда образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Журнал учета мероприятий по охране труда

Журнал учета мероприятий по охране труда

Журнал учета мероприятий по охране труда.

Охрана труда – это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение наиболее безопасных условий работы и безопасный ход производственного процесса. На протяжении все трудовой деятельности предприятия, организации или учреждения необходимо стремиться к минимизации рисков для работающих.

Мероприятия по охране труда могут быть направлены на улучшение санитарных условий, это могут быть меры организационного или технического характера, а также комплекс мер, касающихся средств индивидуальной защиты.

Журнал учета мероприятий по охране труда поможет проконтролировать работу, проводящуюся для охраны труда, ее своевременность и объемы. Контролирующие органы могут использовать данный журнал во время проверок для оценки состояния охраны труда.

В Журнале учета мероприятий по охране труда фиксируются все проводимые мероприятия, кратко описывается их суть. Также записываются темы проведенных инструктажей.

Графы Журнала учета мероприятий по охране труда:

  1. Дата проведения, вид, причина
  2. Тема инструктажа (вопросы, по которым проводится инструктаж), суть мероприятия (описание)
  3. Подписи/работника
  4. Подписи/инструктирующего (проводящего мероприятие)

При покупке журнала в нашем интернет-магазине вы можете настроить интересующие вас параметры. Сделать объем Журнала учета мероприятий по охране труда больше или меньше поможет параметр количества страниц. Выбрать тип переплета можно в поле Переплет.

Обратите внимание на дополнительную услугу по ламинированию, предлагаемую нашей типографией. С помощью ламинирующей пленки можно значительно продлить эксплуатационный период изделия.

Магазин Сити Бланк также предлагает купить сопутствующий товар – обложку из поливинилхлорида. Обложка имеет формат А4, она прозрачна, благодаря чему можно видеть название журнала.

Контроль состояния охраны труда важная часть жизнедеятельности. От полноты и качества осуществления контроля, от эффективности принимаемых по результатам контроля решений, зависит общее положение дел в безопасности труда на всем предприятии или в организации. Контролирующие мероприятия должны быть регулярными и своевременными, всеобъемлющими и объективными.

Нет сомнений в необходимости контроля охраны труда. Фактически каждый нормативный документ по охране труда говорит о важности и нужности данного типа деятельности для всех предприятий, компаний, организаций. На документальном уровне контролирующие мероприятия находят свое отражение в специализированных журналах. Журналы контроля охраны труда и журналы контроля техники безопасности предназначены для фиксации проверочных мероприятий.

Для производственных предприятий принята трехступенчатая система контроля положения дел в охране труда. Уровни ступеней определяются в соответствии со спецификой конкретного производства. Для каждой ступени предусмотрена своя документальная база в виде соответствующих журналов.

В нашем магазине большой раздел журналов контроля ОТ и ТБ. Во многих отраслях для журналов по охране труда определены строгие формы, не подлежащие изменению со стороны использующих их предприятий. При изготовлении таких документов важно в точности соответствовать установленной форме. В нашей типографии неукоснительно следуют этому правилу.

Мы производим журналы по установленным нормам. Наряду с этим мы располагаем обширной коллекцией журналов свободных форм. В каталоге вы найдете множество документов, для которых разрешены корректировки граф, дополнение нужной или удаление неактуальной информации. Мы изменяем содержимое таких журналов по желанию наших покупателей.

Товарные позиции в магазине Сити Бланк предполагают самостоятельный выбор свойств конечного продукта. Журнал контроля охраны труда может содержать нужное число страниц и производиться в мягкой или твердой обложке по выбору. Предлагаем также обратить внимание на дополнительные услуги. Долговечность и удобство эксплуатации изделия обеспечит ламинирование обложки, а прошивка в типографии сэкономит время делопроизводителя.

У нас самый большой выбор журналов по технике безопасности. Какой бы специфической не была область деятельности предприятия, в нашем каталоге вы найдете учетный документ, подходящий именно вам. Если вы все же не нашли нужного журнала, мы поможем его создать. Наши специалисты в самые короткие сроки изготовят уникальный журнал, полностью отвечающий вашим требованиям.

Видео

Другие статьи

Смета расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда - скачать бесплатно шаблон в MS-WORD (MS-EXCEL)

Смета расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда

Статья 226 Трудового Кодекса РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

- Вы можете задать вопрос или написать свои комментарии по этому документу:

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Сколько нужно тратить на улучшение условий труда


Сайт журнала «Зарплата»
Электронный журнал «Зарплата»

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса. В развитие данной нормы в части 3 статьи 226 ТК?РФ законодатели определили 1 Данная норма не распространяется на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. — Примеч. ред.

—?минимальную сумму расходов работодателя на улучшение условий работы сотрудников и охрану их труда. Она не должна быть меньше 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

—?Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №?181н (далее — приказ №?181н ), который вступил в силу с 8 апреля этого года.

Что нужно от работодателя

Во исполнение требований Трудового кодекса работодателю следует определить:

—?виды мероприятий по улучшению условий работы сотрудников и охраны их труда;

—?сумму расходов на данные цели.

На что тратить средства

Типовой перечень ежегодных расходов по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков предусматривает затраты на проведение, в частности, таких мероприятий:

— аттестация рабочих мест по условиям труда;

— установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств;

— механизация уборки производственных помещений;

— приобретение и монтаж установок для обеспечения работников питьевой водой;

— издание (тиражирование)инструкций по охране труда и т. д.

Однако в указанном документе сделана специальная оговорка, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики деятельности компании. Так, например, аттестацию рабочих мест по условиям труда нужно проводить не реже чем раз в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №?342н ). Значит, в течение четырех лет средства можно тратить на другие статьи расходов, перечисленные в приказе №?181н .

Сколько тратить средств

Как мы отметили выше, в статье 226 Трудового кодекса установлена минимальная величина расходов на улучшение условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков — 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ или услуг). Верхний предел трат на указанные цели трудовым законодательством не установлен.

Не путать со страховыми взносами!

Норматив расходов работодателя на улучшение условий работы сотрудников и охрану их труда установлен не для начисления каких-либо взносов в ФСС РФ. Ни начислять, ни перечислять эти деньги в ФСС РФ не нужно!

Что не пояснили законодатели

Чтобы рассчитать минимальную сумму расходов, придется проявить смекалку, поскольку законодатель не уточнил порядок ее определения. Так, в Трудовом кодексе не говорится:

—?что следует понимать под затратами на производство продукции (работ, услуг);

—?за какой период нужно брать данные расходы;

—?как часто нужно определять, достаточно ли средств затрачено на улучшение условий и охрану труда, чтобы не занизить сумму расходов.

Определяем минимум

По мнению автора, рассчитать минимальную величину расходов следует на весь текущий год по данным бухгалтерского учета за предшествующий год. Поясню свою точку зрения.

Часть мероприятий, предусмотренных типовым перечнем, организация может осуществить в начале года, а часть — в конце. Поэтому нижнюю границу суммы расходов следует определять на текущий год один раз. Для определения показателя на год логично также опираться на данные за целый год. При этом целесообразно использовать сведения за год, предшествующий текущему.

При исчислении показателя понадобятся данные бухгалтерского учета, так как налоговый учет затрат организации используется в целях расчета налога на прибыль.

Контролировать, достаточно ли средств затрачено на улучшение условий, можно один раз — в конце года.

Максимальная сумма расходов

Несмотря на то, что верхняя граница данных расходов не установлена, увлекаться не стоит. Если трудовая инспекция и одобрит действия работодателя, то налоговая может занять противоположную позицию. Ведь расходы на указанные мероприятия уменьшают базу по налогу на прибыль и должны быть экономически оправданны (ст. 252 НК?РФ ).

Документооборот

Для выполнения требований статьи 226 Трудового кодекса работодателю необходимо:

—?определить сумму затрат и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

—?назначить сотрудника, ответственного за выполнение мероприятий;

—?провести запланированные мероприятия.

Приказ о проведении мероприятий и об их финансировании

Все участники процесса должны знать свои обязанности. Поэтому первым документом должен стать приказ руководителя организации о планировании и финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ниже).

Как оформить расчет минимума

Трудовым законодательством не установлен порядок документального оформления расчета минимального размера затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Определить порядок расчета, а также зафиксировать размер затрат можно, например, в бухгалтерской учетной политике предприятия на текущий год.

В 2012 году нормативная база для определения минимума сформирована только в апреле. Поэтому в учетную политику показатель не попал. Представляется, что можно применить упрощенный порядок, произвести расчет в бухгалтерской справке или служебной записке (ниже), а утвердить — приказом руководителя (ниже).

Образец служебной записки

План мероприятий

Перечень необходимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков и их стоимость следует оформить в виде плана. В нем указывается название мероприятия и срок его исполнения.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и их стоимость можно отразить в смете. Напомню, что верхней границы расходов на данные мероприятия нет. При планировании расходов следует придерживаться принципа их целесообразности и экономической обоснованности.

Приказ об утверждении плана мероприятий, лимита и сметы расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Перечисленные выше документы рассматривает руководитель предприятия. При необходимости в план мероприятий и смету затрат могут быть внесены корректировки. После того как все изменения будут учтены, итоговый вариант утверждается приказом руководителя организации.

Бухгалтерский учет

Осуществление расходов на оплату мероприятий по улучшению условий и охраны труда — требование законодательства и неотъемлемая часть трудового процесса.

Следовательно, их можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 )и отражать на счетах учета затрат:

—20 «Основное производство»;

—25 «Общепроизводственные расходы»;

—44 «Расходы на продажу» и т. д.

Если организация для улучшения условий закупает материалы или основные средства, их отражают на счетах:

—10 «Материалы». При использовании материалов их стоимость списывается на затраты;

—01 «Основные средства». Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01 ), то есть также списывается на затраты.

Налог на прибыль

Затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или)реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Об этом говорится в письме Минфина России от 09.08.2011 №03-03-06/4/95 .

Учесть можно не только минимальную сумму расходов, но и более солидные затраты. Ведь, как мы уже говорили, верхней границы затрат на подобные мероприятия не установлено. Главное, чтобы расходы были:

—произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Другими словами, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должны соответствовать условиям статьи 252 Налогового кодекса.

В документах на приобретение товаров, работ, услуг, которые необходимы для реализации указанных мероприятий, может быть выделен НДС. Его принимают к вычету при выполнении следующих условий (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НКРФ):

—товары приобретены для операций, облагаемых НДС;

—товары (работы, услуги)оприходованы (приняты к учету);

—у организации есть счет-фактура поставщика.

Руководитель ООО «Венера» утвердил смету расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на сумму 7000 руб. Минимальная сумма расходов — 4000 руб. ООО «Венера» приобрело стенды для проведения инструктажей по охране труда на сумму 7000 руб. из них:

—стоимость стендов — 5932,2 руб.;

—НДС — 1067,8 руб.

Как отразить данные расходы?

Решение. Приобретение стендов относится к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

—7000 руб. — оплачены стенды;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

—5932,2 руб. — оприходованы стенды;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

—1067,8 руб. — отражен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

—5932,8 руб. — стенды вывешены в зале проведения инструктажей, стоимость стендов списана на затраты;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

—1067,8 руб. — принят к вычету НДС.

При расчете налога на прибыль стоимость стендов уменьшит базу, несмотря на то что эта сумма превышает минимальную границу (4000 руб.). Так как данные расходы произведены в соответствии с требованиями законодательства, они экономически обоснованны и документально подтверждены.

Информационный портал Труд-Эксперт

Труд-Эксперт.Управление

26 декабря 2016 г.

Смерть работника на снежногорском заводе «Нерпа» произошла из-за слабой охраны труда

В связи с несчастным случаем на производстве, повлекшим гибель человека, Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка исполнения.

26 декабря 2016 г.

Письмо Минфина России от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66456 "Об учете расходов для целей налога на прибыль"

Минфин России разъяснил, как учитываются расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды для целей налога на прибыль   В соответствии с налоговым.

26 декабря 2016 г.

ФСС РФ: статистические данные о результатах финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Фонд социального страхования Российской Федерации является участником Программы действий по улучшению условий и охраны труда в рамках реализации задач Концепции демографической политики Российской Федерации.

26 декабря 2016 г.

Официальные разъяснения: практика проведения специальной оценки условий труда

Подходит к концу второй год действия федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Порядок проведения и финансирования

20 сентября 2013 г.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.


Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

План мероприятий по реализации в 2008 – 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 170-р, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних. В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. № 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 – 2010 гг.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. № 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. № 4).

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда. Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ (см. например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. № 6-Р «О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области»).

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 – 2015 гг. утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. № 367-р.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья – для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников – для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий. Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 «Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 – 2015 годы», включает в себя:

  • совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках;
  • формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками;
  • совершенствование системы нормативов в области охраны труда;
  • внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда;
  • совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников;
  • повышение качества обучения в области охраны труда;
  • повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; организационные мероприятия.


В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России) (здесь и далее употребляется новое название данного органа согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.


В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения (см. Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 – 2015 годы).

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. (см. например, Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. № 1643/52 «Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 – 2015 годах» // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. № 4 (ч. 2)).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Российская газета. 24.06.2011).

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда (см. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков».

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  • проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  • реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.


Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия. Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (далее – Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507). В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. № 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 % – органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 % – на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 % – Государственной инспекции труда.


Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.


Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

  • от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».


В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ (см. письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. № 106-ВК «О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда»).

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда (работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. № 3-13 «Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях»).


Согласно положениям ст. 226 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. № 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на:

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.);
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.


Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.»

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1082 «О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков».

Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

Г.С. Скачкова,
д.ю.н. проф. зав. сектором трудового права и права
социального обеспечения Института государства и права РАН


Источник: "Трудовое право в России и за рубежом", №3, 2012..