Руководства, Инструкции, Бланки

психолого-педагогическая характеристика подростка образец img-1

психолого-педагогическая характеристика подростка образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива

Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива

I. Общие сведения о детской группе.

1. Количество детей, половой, возрастной, национальный состав.

2. Время существования группы.

II. Структура группы детей.

1. Статус детей, в том числе «лидеры», «отверженные».

2. Микрогруппы, мотивы объединения детей, взаимоотношения между ними.

III. Психологический климат в группе.

IV. Личность педагога и его влияние на детскую группу (взаимоотношения детей и воспитателя, изучение особенностей особенности общения педагога с детьми).

V. Выводы и рекомендации.

Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника (О.Я.Польская ).

Фамилия, имя, дата рождения, класс, общее физическое развитие, состояние здоровья. Условия жизни в семье, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, его учебным и трудовым обязанностям в школе и семье, правильность основной линии семейного воспитания.

2. Учебная деятельность 1. Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно). 4. Способности к учению: -особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению); -осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления; -уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения). 5. Старательность в учебной работе. 6. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план или конспект).

3. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома .

1.Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное, заинтересованность в общественной пользе своего труда, любовь к труду, что именно наиболее привлекательно в труде - процесс работы, сделанная вещь или овладение новыми навыками). 2. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются? 3. Организованность и дисциплинированность в труде. 4. Привычка к длительным трудовым усилиям. 5. Каким видам труда отдается предпочтение?

4. Направленность личности учащегося и специальные способности .

1.Интересы (перечислить все, чем интересуется ученик: техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием и т.д.); характер интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). 2. Наличие особых способностей к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и т.д.) и их проявление. 3. Мечты и планы на будущее (отмечаются в характеристиках учащихся начиная с 4класса). 4. Отношение к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ.

5. Дисциплинированность .1. Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив). 2. Соблюдение школьного режима (соблюдается, нарушается намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.) 3. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли ученик отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины. 4. Меры воспитательного воздействия на данного ученика, результаты принятых мер.

6.Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе .

1. Положение в коллективе (пользуется любовью, авторитетом; чем определяется то или иное отношение). 2. Отношение к товарищам по классу (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина. 3. Удовлетворенность своим положением в коллективе. Какое положение хотел бы занять? 4 .Отношение к школе (дорожит ли пребыванием в ней, что особенно ценит). 5. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

7. Индивидуально-психологические особенности ученика .

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера: направленность личности (по отношению к людям учебе, труду, самому себе - чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность, и т.д.), волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.). 2. Особенности темперамента (эмоциональность, работоспособность, подвижность, общительность). 3.Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, чем вызываются его смены. 4. Способности. Основания для выбора определенной профессии.

8. Общие психолого-педагогические выводы .

1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.). 2. Важнейшие психолого-педагогические задачи, стоящие перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.

Карта психологической характеристики личностного развития подростка (Л.М.Семенюк )

Видео

Другие статьи

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

Помимо этого, дети, с которыми школьный психолог занимается по индивидуальной программе, тоже должны быть охарактеризованы в основном, для того, чтобы понять, зачем им необходима коррекционная работа. В архиве, который доступен для скачивания по ссылке расположенной в конце данной статьи вы найдете примеры готовых характеристик для учеников разных классов, образцы положительных харик для успевающих учеников и негативных для слабых, рекомендации и шаблоны для самостоятельного написания хаки любого типа. Наблюдение во время учебных занятий, во время перемен беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителемпредметником тестирование изучение классного журнала, личных дел. В семье социально опасная ситуация частые ссоры родителей, увлечение спиртным отца, отсутствие взаимопонимания с матерью стала причиной частых уходов из дома. Ученика среднего звена с низким уровнем учебной мотивации, негативным отношением к школе, испытывающего проблемы в общении с одноклассниками и учителями.

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Утвержденного образца педагогической характеристики на ученика школы до сих пор не существует, поэтому пишется она в произвольной форме, но, тем не менее, должна соответствовать основным требованиям. Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю в случае смены классного руководителя в работе с классом. В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подхода к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками, прочитайте каждое из них и выберете то, что по вашему мнению, относится к этому ребенку.

Опираясь на примерный план жанны николаевны, можно составить характеристику на другого учащегося отразив позитивную динамику или негативные качества личности.

Задание 1 определите, для какой группы детей с ограниченными возможностями здоровья дети с зпр или дети с нарушением интеллекта характерен тот или иной из указанных признаков. Для выполнения задания используйте таблицу, занося наименование группы детей с овз зпр, нарушение интеллекта в соответствующую колонку таблицы относительно к каждому из названных признаков. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем с помощью в его вычленения из текста. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы. Большой чувственной неустойчивостью, нередкой сменой настроения на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к краткосрочным и бурным аффектам. На нынешний денек сложилось в целом общепризнанное осознание парадокса психической готовности к школьному обучению как сложного структурного образования, состоящего из ряда компонент.

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

2016-12-20, 09:26, 08:43

Группа: Пользователь
Сообщений: 17
Регистрация: 05.03.2014
Пользователь №: 18692
Спасибо сказали: 3 раз(а)

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

Группа: Администраторы
Сообщений: 950
Регистрация: 04.05.2008
Пользователь №: 5
Спасибо сказали: 655 раз(а)

Психолого-педагогическая характеристика 1 умственной отсталости

Психолого-педагогическая характеристика 1 умственной отсталости


Изучением умственной отсталости занимаются не только олиго- френопедагоги, но и психологи, невропатологи, психиатры, генетики, эмбриологи. Статистика всех стран мира показывает, что число людей с этим видом аномалий не уменьшается, отсюда — актуальность проблемы коррекции нарушения развития детей.
Исследованиями Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С.Лебединской,
В.И. Лубовского, М.С. Певзнера, Г.Е. Сухаревой и других дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. У умственной отсталых детей имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие — аномалия психического развития ребенка, включающая: недоразвитие познавательных процессов, и прежде всего — восприятие; отмечается также узость объема восприятия, фрагментарный характер восприятия и низкая активность этого процесса; бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; нарушение памяти; трудности в воспроизведении образов восприятия представлений: фрагментарность, недифференцированность образов мешает развитию познавательной деятельности; дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической); затруднен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание речи; снижена потребность в речевом общении; недостатки внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость); особенно страдает произвольное внимание: если работа неинтересная, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться;
нарушения эмоционально-волевой сферы (недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний, переживания неглубокие и неустойчивые, апатия может неожиданно сменяться эйфорией); нарушения деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритич- ность к своей работе.
Все эти особенности детей носят стойкий характер, потому что являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов и др.).
Необходимо отличать умственную отсталость от сходных с ней состояний. неуспеваемость в школе неадекватна умственной отсталости, так как одна из распространенных причин неуспеваемости — неподготовленность детей к школьному обучению. неблагоприятные условия жизни ребенка в семье тоже способствуют неуспеваемости; астеническое состояние ребенка, вызванное его длительной болезнью и приводящее к быстрой утомляемости, ослаблению памяти, внимания; задержка психического развития (ЗПР) тоже влияет на успеваемость в первые годы обучения ребенка (если при олигофрении наблюдаются тотальность и иерархичность поражения психических процессов, то при ЗПР только отдельные процессы нарушены или поражены); нарушения деятельности анализаторов создают трудности в познавательной деятельности детей и в школе порождают неуспеваемость (дефекты зрения, слуха, дальтонизм); расстройства речи (при сохранном слуховом анализаторе может страдать фонематический слух, отсюда — нечеткое восприятие обращенной речи, неумение различать сходные звуки, сложности в звукобуквенном анализе) при нормальном интеллекте; этот вариант легко выявляется при выполнении заданий, не требующих участия речи.


Трудность определения подлинной умственной отсталости заключается в том, что в отличие от глухоты, слепоты для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить

6.5.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми
Содержание и методика работы с детьми в каждом отдельном случае определяется специалистом с учетом личностных качеств ребенка и его возраста. Для стимуляции развития высших психических функций ребенка важны следующие формы работы. Двигательное развитие ребенка: укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук: лепка из глины, пластилина; сжимание резинового мяча или груши; развязывание узелков, открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по точкам и пунктирным линиям; обводка по контурам или трафарету; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги; занятия мозаикой; упражнения с пальцами. Для развития ориентировки в пространстве рекомендуются: определение правой-левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение координат предмета по отношению к ребенку; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т. д.); симметричное зарисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок по образцу, по памяти. Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других; выложить узор по памяти; повторить слова, цифры; тренировка преднамеренного запоминания. Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (тематическим, с натуры, декоративным, по воображению); лепка; аппликация; конструирование.
Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.
В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать планирующую и регулирующую функции речи.
Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»; развитие в адекватном темпе; развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков); развитие по откорректированной программе; вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры); устранение некомфортности среди сверстников; воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку; объяснение материала в интересной форме; воспитание в полной семье (с другими детьми); нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады и т. п.); гибкая система контроля знаний и их оценки.

Психолого-педагогическая характеристика подростка образец


Главная | О нас | Обратная связь

IX. 1 Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные со­стояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения). Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воз­действия могут стать причиной временных нарушений поведе­ния, а закрепившись, они могут привести к аномальному (иска­женному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных ве­ществ и витаминов, так и для нормального психического разви­тия необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, лю­бовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руково­дство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, опреде­ленный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «я» ребенка и внешним миром, и ребенок, сохраняя свою ин­дивидуальность, развивается в личность, которая найдет свое

место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечи­вающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов вешней (социальной) среды, которые могут стать причиной на-рушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

Реактивные состояния определяются в специальной психо- логии как нервно-психические расстройства, вызванные неблаго­приятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизио­логическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи сохраняющееся или часто повторяющееся после 3 года жизни), част о наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потря­сения, испуга, после истощающего организм соматического забо­левания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родите­лей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные со­стояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребен­ка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяже­лой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отноше­нии окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характе­ра (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприим­чивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточ­ными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наибо­лее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к сла­бому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети Основным отличительным признаком РС являются неадек­ватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздей­ствия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психоло­гического напряжения и дискомфорта. РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния), В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окру­жающем), беспричинный страх, временное выпадение некоторых функций (глухота, мутизм).

Несмотря на различие проявлений, «общим симптомом», свя­зывающим все случаи реактивных состояний является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перена­пряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повешенная склонность к аффек­тивным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тя­желыми внутренними конфликтными переживаниями, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имею­щей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят дли­тельный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных пережива­ний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновлен­ных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликт­ных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки и Дефекты психофизического развития, в частности, тяжелая форма

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во Многих формах его проявления, включая речевой негативизм), Агрессивные состояния; в некоторых случаях следствием кон­фликтных переживаний становится задержка познавательного (интеллектуального) развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями) поведения. Достаточно часто при­чиной поведенческих нарушений у данной категории детей явля­йся неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие Любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его лиц постных интеллектуальных и психофизических возможностей определяемых стадией возрастного развития. Особенно серьез ной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничи­жительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими спо. собностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллектуальными задатками больших дос­тижений, У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, нахо­дящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против домини­рующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

Конфликтные переживания могут быть обусловлены и пси­хотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллекти­ва. Разумеется, на возникновение и степень выраженности кон­фликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные лично-стно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.

Также достаточно сложным нервно-психическим расстрой­ством является психастения - нарушение психической и интел­лектуальной деятельности, обусловленное слабостью и наруше­нием динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения сомати­ческого здоровья, нарушения общего конституционального раз­вития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Вместе с тем в воз­никновении психастении большую роль играют факторы наслед­ственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличия минимальной моз­говой дисфункции и др.

Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая исто-щаемость психической и интеллектуальной деятельности, сни­жение работоспособности, явления психической заторможености и инертности, повышенная утомляемость при психологиче­ских нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включа­ется в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий. связанных с выполнением умственных и мнемических действий.

Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечат­лительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявле­ния. Психопатическое развитие по психастеническому типу в дет­ском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчи­вых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повышенная

Психопатия (от гр. - psyche - душа, payhos - болезнь) опреде­ляется в специальной психологии как патологический склад ха­рактера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, пло­хой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вари­ант формирования личности, это - дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева и др.) показали диалектическое взаи­модействие социальных и биологических факторов в происхожде­нии психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешни­ми патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции - общие и мозговые, черепно-мозговые травмы - внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного Развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие ра-диации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.

Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей) причиной, вызывающей врожденную или Рано приобретенную недостаточность нервной системы, необхо­димым является наличие еще и другого фактора - неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействие при воспитании ребенка.

Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприят­ных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую Фому психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи био­логические факторы рассматриваются как исходные моменты предпосылки, могущие вызвать психопатическое развитие лич­ности; решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания ребенка.

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, по­этому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психо­патического развития личности характерны: слабость воли, им­пульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недораз­витие эмоционально-волевой сферы проявляется также в опреде­ленном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сфе­ры выражены при органической психопатии, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различ­ны. В одних случаях - первые проявления психического рас­стройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь рез­ких звуков, яркого света, незнакомых предметов. Людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и пла­чем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторна я возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста проти в правил общественного поведения. Всякого режима, в виде эффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее - школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.) В других случаях органической психопатии обращает на се­бя внимание следующая особенность поведенческих реакций петей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном О3 расте. Родные и воспитателя отмечают крайнюю неровность ЙХ настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается по­уженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его прояв­ления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрес­сивность по отношению к ним образуют ярко выраженную пси­хопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопрово­ждаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочетается с задержкой психомоторного развития ребенка.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и «бестормозные».

При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие заме­чания у детей и подростков возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что У Детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии ти-пичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются сле-дующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятель-ности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрес-сивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанныеположительные черты необходимо использовать как опору процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостно­сти, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свой­ством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде слу­чаев отмечается своеобразие моторной сферы - неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению прак­тической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие по­требности в общении (аутистичные проявления), отсутствие ин­тереса к практической деятельности, а позднее - замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.

Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встре­чается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявляется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демон­стративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Она проявляется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому уси­лию, что составляет сущность психической дисгармонии.

Специфические черты истероидной психопатии проявляют­ся в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем дос тичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудно стями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и про­являют агрессивность, если им это не удается. Отмечается край­няя неустойчивость(лабильность)настроения.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу может на­блюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются за­труднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конститу­ционального генеза, так и органического.

В практической специальной психологии установлена опре­деленная зависимость между неправильными подхода к воспита­нию детей, педагогическими ошибками и формированием психо­патических черт характера. Так, характерологические черты воз­будимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формировании, «тор­мозимых психопатов» благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвер­гается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто форми­руются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обо­жания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются лю­бые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).

В подростковом возрасте происходит интенсивное преобра­зование психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляется в стремлении к познанию, формировании абстрактного мышления, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к Целенаправленной волевой деятельности. Активно формируется сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в акцентуирован-ности характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных ти­пов школ варьирует от 32 до 68 процентов от общего контингента Школьников (А.Е. Личко, 1983).

Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактероло-гических и психопатических расстройств. В многочисленных исследованиях психологов показано, что Ст епень дисгармоничности у подростков различна, а акцентуиро- 219

ванность характера имеет разные качественные особенности и по разному проявляется в особенностях поведения подростков. К ос­новным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.

Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче­ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

При этом типе акцентуации характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных

условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцен­тированная черта характера проявляется в поведении личности. «Поведение педантической личности не выходит за пределы ра­зумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, свя­занные с тенденцией к основательности, четкости, законченности». (С. 64). Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждательству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков п ри повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется прежде всего в учебной или трудовой деятель-ности подростка Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустой-чивых подростков наблюдается также повышенная внушае-мость, в связи с чем их социальное по­ведение в значительной степени зависит от окружения. Повышен­ная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддиктивному (зависимому поведению): алкого­лизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ре­бенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неус­тойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подро­стков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих по­ступков. При надлежащем контроле возможно исключить появле­ние неструктурированного поведения. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально при­емлемые формы поведения.