Руководства, Инструкции, Бланки

образец написания психолого педагогической характеристики на ученика img-1

образец написания психолого педагогической характеристики на ученика

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Общие рекомендации и примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

Общие рекомендации и примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

1. Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики учащегося. Характеристика оставляется на основе данных психодиагностического обследования особенностей познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), индивидуально-психологических особенностей личности, данных наблюдения и бесед с учащимся и педагогами.

Для проведения обследования учащегося следует использовать:

· методы и методики, изученные на практических и семинарских занятиях курсов «общая психология» и «общий психологический практикум»,

· методики, предлагаемые в приложении к заданиям педагогической практики и рекомендуемых кафедрой сборниках психодиагностических методик (наличие методики в электронном приложении к практике не означает, что ее нужнообязательно использовать!),

· методики, рекомендуемые кураторами практики.

Методы и методики, включенные в программу обследования, должны соответствовать возрасту учащегося и поставленным задачам. Основной акцент следует сделать на качествах, связанных с учебной деятельностью и позицией ученика.

Основные разделы (пункты) схемы составления психолого-педагогической характеристики (см. ниже) предлагаются в качестве ориентира для составления программы обследования. Эти разделы (пункты) могут рассматриваться как вопросы, ответы на которые позволит получить использование отобранных методик.

Рекомендуется перед началом сбора сведений об учащемся для составления характеристики согласовать программу психолого-педагогического обследования с куратором практики или школьным психологом.

2. Схема (примерная) составления психолого-педагогической характеристики учащегося

Фамилия, имя, год рождения, класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Сведения о семье.

II.Характеристика школьника как субъекта учебной деятельности

Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).

Общая характеристика знаний учащегося, умение учиться и обучаемость.

Мотивы учебной деятельности (отношения к знаниям как к ценности; потребность в целенаправленной познавательной деятельности; характеристика познавательных интересов - их широта, устойчивость, глубина).

Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности школьника.

III. Внеучебная деятельность .

Участие в общественной жизни класса, школы. Постоянные и временные поручения. Другие виды внеучебной деятельности, значимые для школьника (спортивная, художественная, трудовая).

IV. Характеристика интеллектуальной сферы школьника.

Особенности восприятия и внимании школьника: объем, концентрация, распределение, переключаемость внимания; наблюдательность. Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения запомненного. Точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти.

Уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; способность к формированию суждений, умозаключений.

Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхностность; самостоятельность – несамостоятельность; пластичность – ригидность; «чувствительность» к подсказке - «нечувствительность» к подсказке; критичность – некритичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.

Развитие устной и письменной речи. Богатство словаря.

V. Направленности личности.

Основные желания и стремления школьника. Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Идеалы школьника (любимые книги, литературные герои). Жизненные планы его (профессиональное и моральное самоопределение).

VI. Общения и взаимоотношения.

Круг общения школьника: группы, членом которых он является (в классе и вне его). Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявление дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).

Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес. Доброжелательность в отношениях. Самочувствие в коллективе.

Отношение учащегося с учителями. Любимые учителя. Отношение к похвале и порицанию. Отношение к требованиям.

Характер отношений с родителями, братьями, сестрами. Психологическая атмосфера в семье.

VII. Характеристика индивидуальности школьника.

Доминирующий тип темперамента и его проявления (уровень активности, работоспособность: динамические характеристики поведения и деятельности – скорость, ритм, темп и др.). Психологические проявления темперамента: сензитивность; экстра – интравертность; тревожность; эмоциональность, преобладающее настроение.

Черты характера, преобладающие в отношениях к: а) учению, б) труду, в) общественным обязанностям и поручениям, г) сверстникам, д) взрослым, е) товарищам, ж) вещам, и) самому себе.

Самооценка и уровень притязаний ученика.

Волевые черты характера школьника (настойчивость, дисциплинированность, отношение к трудностям и пр.).

VIII. Общие психолого-педагогические выводы.

Основные достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны), проблемы формирующейся личности учащегося; причины имеющихся проблем (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, низкий уровень сформированности учебных навыков, неправильное педагогическое воздействие и т. д.)

Основные психолого-педагогические задачи, стоящие перед педагогами (психологами) и пути дальнейшей работы с данным учеником,

Рекомендации (родителям, педагогам, самому ученику) по развитию личности и устранению недостатков.

Мои другие материалы

Видео

Другие статьи

Образец написания психолого педагогической характеристики класс 3

Образец написания психолого педагогической характеристики класс 3

Серьезно занимается баскетболом, является старостой класса и членом совета старшеклассников то сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Наблюдение во время учебных занятий, во время перемен беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителемпредметником тестирование изучение классного журнала, личных дел. В различные периоды требования к составлению характеристик на детей обуславливались теми или иными аспектами социальноисторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. Отображать психологические особенности ученика, которые проявляются им в процессе обучения если это групповая характеристика разделять учеников согласно уровню преобладания определенных способностей отражать отношение учителя к ученику.

Бурное развитие психодиагностики в 20 в особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества методик, используемых для выявления различных психических особенностей. Дата рождения домашний адрес дата поступления в детский сад, откуда поступил из семьи, другого детского сада, были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам. Может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель. Опираясь на примерный план жанны николаевны, можно составить характеристику на другого учащегося отразив позитивную динамику или негативные качества личности.

Поэтому в характеристике класса должна быть раскрыта личность классного руководителя, показана его роль в сплочении детского коллектива и организации его деятельности, в связи с этим проанализированы его организаторские данные, которые проявляются в умении распределять обязанности и дела в соответс.

Образец написания психолого педагогической характеристики класс 3

Образец написания психолого педагогической характеристики класс 3

2016-12-20, 16:10, 08:43

Группа: Пользователь
Сообщений: 17
Регистрация: 05.03.2014
Пользователь №: 18692
Спасибо сказали: 3 раз(а)

Образец написания психолого педагогической характеристики класс 3

Группа: Администраторы
Сообщений: 950
Регистрация: 04.05.2008
Пользователь №: 5
Спасибо сказали: 655 раз(а)

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

Примерная схема составления
психолого-педагогической характеристики учащегося


1. Некоторые общие данные об ученике

1. Фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания.

2. Внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.).

3. Физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

2. Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые).

2. Соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность).

3. Проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности.

4. Речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно).

5. Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

1. Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время.

2. Выполнение школьного режима, выполнение требований учителей.

3. Навыки культуры проведения.

4. Единство сознания и поведения.

4. Отношение к труду

1. Любит ли школьник трудиться, уважает ли труд.

2. Наличие трудовых навыков.

3. Какие виды труда школьник предпочитает.

5. Общественная активность

1. Общественные обязанности (поручения), которые выполняет.

2. Степень активности в общественной жизни класса.

6. Интересы школьника, глубина и активность интересов

1. Ценностные ориентации.

7. Мечты и планы на будущее (В том числе и профессиональная ориентация)

8. Взаимоотношения с учениками класса

1. Характер общения: общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками?

2. Положение которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

9. Отношение школьника к себе

1. Мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

10. Особенности темперамента и характера

1. Выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка» ), в уверенности - неуверенности в себе.

2. Преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения).

3. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

11. Специальные способности, задатки, склонности

1. Например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству.

2. Дифференциация склонностей.

12. Характерные проявление особенностей возраста в поведении ученика

1. Выскажите свое мнение насколько идет успешно формирование личности школьника.

2. На какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению надо опираться в дальнейшем его воспитании.

3. Какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника и над какими сторонами его личности необходимо работать.

Примерная схема составления
психолого-педагогической характеристики класса

Возраст, количество учащихся в классе, из них: мальчиков, девочек, участие в детских объединениях; социальный состав класса.

1. Количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости.

2. Степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости.

3. Чем можно объяснить картину успеваемости класса?


3. Организованность и дисциплина класса

1. Поведение учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий.

2. Выполнение учениками единых требований со стороны учителей.

3. Степень легкости, трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел.


4. Участие школьников в жизни коллектива и школы

1. Правильно ли распределены общественные поручения в классе.

2. Степень активности класса в жизни школы.


5. Характеристика актива класса

1. Определение актива класса.

2. «Неформальные лидеры». Положительное или отрицательное влияние они оказывают. Нужно ли корректировать классному руководителю их влияние?


6. Межличностные отношения

1. Наличие группировок в классе, характер их влияния.

2. Наличие «звезд», «предпочитаемых» в системе отношений, характер их влияния.

3. Есть ли учащиеся, чье положение является неблагополучным; что можно предложить в качестве мер и контрмер.


7. Коллективизм и дружба

1. Единство целей, интересов учащихся - соответствует ли единство сплочению коллектива.

2. Взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе.

3. Наличие (или отсутствие) взаимопомощи, дружелюбия, чуткости, взаимопонимания в классе.


8. Деятельность школьников во внеурочное время по интересам

1. Участие в школьных кружках и секциях.

2. Участие в кружках Дома пионеров и школьников, занятия в кружках при клубах и Дворцах Культуры, городских и краевых детских воспитательных учреждений.

3. Детские движения. Творческие дела.


9. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек

1. Проявление возрастных особенностей учащихся в их поведении, во взаимоотношениях, в отношении к делу, в их интересах, мечтах и планах.

2. Особенности в развитии мальчиков и девочек (в соответствии с возрастом).

3. Проявление половых особенностей у мальчиков и девочек и их значение во взаимоотношениях.

Укажите уровень развития коллектива (на какой стадии развития находится класс); общий эмоциональный тон. Уровень успеваемости и дисциплинированности класса. Укажите достоинства и недостатки в развитии коллектива класса.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА


Организация деятельности учащихся
и развитие познавательных предпосылок учения


1. Организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся:

- содержательность, практическая значимость и научная достоверность, новизна и доступность учебного материала;

- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений, пробуждение опосредованных интересов к конечным целям и результатам деятельности;

- подготовленность учителя к уроку, его увлеченность предметом и процессом познания, манера и способы общения с классом;

- наличие или отсутствие на уроке факторов, снижающих работоспособность учащиеся: усталость учащиеся, монотонность речи учителя, неполная нагрузка сильных учеников, не свойственный некоторым ученикам темп работы и стиль общения педагога.


2. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Какие факторы побуждали учащиеся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?

- создание на уроке проблемных ситуаций разного характера;

- организация и выполнение творческих заданий с ключевыми знаниями урока;

- предложение заданий, требующих известных способов в нестандартных ситуациях;

- эмоциональный отклик учащихся на ситуацию в форме удивления, недоумения, вопросов к учителю и др.

- постановка перед классом или учениками вопросов, требующих рассуждения, доказательства, опровержения, самостоятельности и критичности мышления;

- организация дискуссии, беседы, диалога при равенстве позиций учителя и учащихся;

- целесообразная организация коллективной, групповой и индивидуальной познавательной деятельности учащихся;

- создание учебных ситуаций, требующих умения анализировать, сравнивать и обобщать существенные признаки и свойства явлений;

- готовность учителя к корректной реакции на недостатки в мыслительных операциях детей (выявление лишь внешних или несущественных для решения задачи элементов и свойств изучаемых объектов);

- включение в познание игровых элементов;

- отбор и концентрация учебной деятельности;

- целесообразные задания для самостоятельной работы учащихся;

- взаимодействие учителя и учащихся при выполнении заданий;

- проигрывание ситуаций, дидактический театр.


3. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащиеся?

- речь учителя как образец для подражания и восприятия;

- словарная работа, усвоение семантики языка;

- виды и характер заданий для самостоятельного устного или письменного решения;

- привлечение учащихся к речевому восприятию изучаемого материала;

- самостоятельная формулировка выводов, постановка вопросов.


4. Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников.

Какими приемами осуществлялась активизация воображения учащиеся?

- полнота, сочетающаяся с лаконичностью, точность и красочность, описание объекта (героя, события, природного явления);

- задания для свободного комбинирования представлений на основе различных наглядных пособий;

- зарисовки на основе имеющегося описания (словесные, графические).


5. Организация запоминания изучаемого материала.

Какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?

- установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, наличие установки на длительность запоминания;

- многократное вариативное повторение;

- использование опорных сигналов и схем;

- постановка вопросов на воспроизведение основных правил и законов по ходу изложения материала, решение задач;

- включение в восприятие материала практического действия;

- организация и проведение повторения, выделение главного и существенного в новом материале;

- характер домашнего задания ( творческий, воспроизводящий, на способ действия).


Организация деятельности и общения учащихся на уроке
и формирование мотивации учения

Как создавались ситуации на уроке, формирующие мотивацию к учению?

- отбор и концентрация учебной информации;

- наличие проблемных ситуаций, поражающих познавательную потребность;

- постановка вопросов, ответы на которые требуют синтеза, сравнения знаний разных тем и предметов;

- планирование отдельной последовательности и степени сложности в самостоятельной работе учащихся;

- обеспечение свободы выбора задач и заданий;

- создание ситуации успеха, особенно для слабоуспевающих ребят;

- использование воспитательных возможностей педагогической оценки;

- перенос активности учащихся с послеурочного этапа на предурочный;

- доверительность и открытость общения на уроке;

- организация взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки учащихся результатов деятельности.


Управление состоянием учащихся на уроке
и формированием личностных качеств

Какие психические состояния проявлялись у детей на уроке?

- интеллектуальные: удивление, изумление, любознательность, пытливость, заинтересованность, интеллектуальная активность; безразличие, пассивность;

- эмоциональные: жизнерадостность, бодрость; вялость, скука, раздражительность;

- волевые: уверенность, решительность, настойчивость; неуверенность, нерешительность и т.п.

Какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?

- содержание урока и его организация;

- взаимодействие учителя и учащихся на уроке (взаимопонимание, взаимоотношения, стиль и способы общения);

- научность и достоверность знаний;

- выявление причинной обусловленности общественных и природных явлений, влияние природных и социальных законов и закономерностей на жизнь и труд человека;

- создание ситуаций для проявления сочувствия и сопереживания, взаимопомощи, ответственности и других нравственных качеств;

- преимущество диалоговой формы общения на уроке (собеседование);

- наличие монолога (в форме защиты точки зрения и т.д.).

Методические рекомендации Владимир 2009

Методические рекомендации Владимир 2009

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный гуманитарный университет»


Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

Нефёдова, А.В. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника: Методические рекомендации. – Владимир: ВГГУ, 2009. - 40 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного университета, проходящих производственную практику в средних общеобразовательных школах.
Рецензенты:

С.А.Цветков . кандидат психологических наук, доцент факультета управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Л.А.Дубровина . кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВГГУ

^ Ответственный за выпуск:

В.С.Ивашкин . кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ВГГУ
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса педагогических специальностей факультетов ВГГУ, проходящих педагогическую практику и направлены на оказание помощи студентам при выполнении одного из заданий по психологии – написании психолого-педагогической характеристики личности школьника. В методической разработке представлен обзор основных исследовательских методов, которые могут быть использованы студентами при изучении личности школьника, дана примерная схема написания характеристики. В приложение включен ряд конкретных психодиагностических методик, с помощью которых студент-практикант может исследовать познавательную сферу личности учащегося, школьную мотивацию, а также его индивидуально-психологические особенности.

Цель педагогической (производственной) практики: освоить педагогическую деятельность в рамках обучения школьников конкретному учебному предмету (с учетом специфики факультета).

Задачи:

  1. актуализация теоретических знаний по психологии и использование их в практической деятельности;

  2. формирование умений и навыков педагогического общения;

  3. формирование умений логичного преподнесения учебного материала с учетом психологических закономерностей процесса усвоения и возрастных особенностей учащихся;

  4. формирование умений и навыков изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей учащихся для обеспечения индивидуально-психологического подхода.

  5. углубление и закрепление умений и навыков использования методов психологического изучения личности (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

  6. приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач.

Познание других – сложный процесс, поскольку личность нужно изучать в развитии, в динамике. Для того чтобы сделать достоверные выводы, нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность необходимо, как наблюдая внешние проявления речевого и неречевого поведения и деятельности, взаимодействие учащихся, так и раскрывая их внутренние мотивы, поскольку одна и та же внешняя форма поведения может иметь различное психологическое содержание. Лишь зная истинные мотивы деятельности, поведения, можно предвидеть действия учеников в определенных ситуациях и условиях.
^ Общая характеристика методов исследования
Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должно использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).
^ Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______


Условия, в которых проводится наблюдение


Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности)

^ Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время их ответов (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьников проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим учащимся и т. д.

^ Наблюдение за учащимися во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение учащегося к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др. доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

^ В процессе беседы с учащимися можно выявить:


  • какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

  • чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции;

  • с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

  • какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить;

  • как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

  • есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

  • что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

  • мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса;

  • особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

  • наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

  • отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

  • доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса;

  • умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками. можно выявить их мнение:

  • об особенностях коллектива класса;

  • о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

  • об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

  • эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

  • отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

Тест - это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

^ Анализ продуктов деятельности

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).
Содержание задания по психологии: письменная психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

Направленность задания по психологии предусматривает всестороннее изучение личности учащегося с помощью разнообразных методов: беседы, наблюдения, изучения школьной документации, анализа продуктов деятельности, психодиагностических методик.

В качестве отчетной документации студентам необходимо представить целостную характеристику личности учащегося, составленную на основе эмпирических данных, полученных в результате использования вышеперечисленных методов. Характеристика обязательно должна завершаться выводами и рекомендациями.

Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики (с перечнем возможных методов) дана ниже.
^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. Общие данные:(использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями).

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

^ II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:(использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение).

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

  1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

  2. Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

  3. Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

  4. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)

  5. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

^ III. Учебная деятельность. (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение,психодиагностические методики).

1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение,психодиагностические методики)

А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).