Категория: Бланки/Образцы
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
2. Техника «рефлексивная мишень».На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
5. Метод «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
7. Вопросы, требующие многовариантных ответов:В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.
8. «Лист самооценки».Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анализ уровням и видам педагогической рефлексии. Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.
Ключевые слова:рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура, рефлексивные методы.
В соответствии с современной образовательной парадигмой учитель должен постоянно контролировать и корректировать свой личностный рост, осуществлять рефлексию результатов своей профессиональной деятельности.
Профессиональная рефлексия учителя ? это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60]. В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения [1].
Профессиональный портрет современного учителя должен дополняться такими понятиями как «профессиональная самоидентификация », «профессиональное самосознание », «профессиональное самоуважение » [2].
Профессиональная самоидентификация учителя помогает ему осознать свою принадлежность к данной профессии и принять правила и критерии оценки деятельности, установленные в данном сообществе.
Профессиональное самосознание учителя включает профессиональную компетентность, способность к непрерывному образованию.
Профессиональное самоуважение подразумевает обретение уверенности в собственных силах, сведение к минимуму риска потери профессионального авторитета.
В соответствии с содержанием педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет пять компонентов, которые требуют рефлексии [3]:
? специальная компетентность — квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;
? методическая компетентность — владение различными методами обучения;
? психолого-педагогическая компетентность — умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;
? дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых — умение строить взаимоотношения с коллегами, учащимися;
? аутопсихологическая компетентность — знание о способах профессионального самосовершенствования, желание самосовершенствоваться.
Рефлексивный учитель умеет:
? обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт своих коллег;
? адаптировать, или изменять учебный план, формы и методы обучения соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;
? «владеть» классом: поддерживать дисциплину, создавать рабочее настроение;
? прогнозировать последствия своих профессиональных действий;
? анализировать педагогическую ситуацию как составную часть широкого социального контекста;
? проявлять высокую профессиональную готовность при выполнении своих обязанностей в любых обстоятельствах.
Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]:
Исходя из функций рефлексии, выделяют следующие ее виды:
? солнышко с тучкой;
? тучку с дождиком;
? тучку с молнией.
? Что нового я узнал сегодня на уроке?
? Что было особенно интересным и познавательным?
? В чем я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днем?
В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Учащиеся могут также выразить свои ощущения в конце урока.
? они мне нравятся;
? они легче остальных;
? затрудняюсь ответить.
Выделяют три уровня педагогической рефлексии:
Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности. В качестве рефлексивных методов могут быть использованы следующие.
Все участники садятся в круг. Ведущий задаёт алгоритм рефлексии:
? Что нового Вы узнали?
? Что Вы почувствовали?
? Каковы причины этого?
? Как Вы оцениваете своё участие в занятии?
Все участники высказывают своё мнение. Ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.
Данный метод обеспечивает разработку микро проекта решения творческой задачи. Участники делятся на три группы. Каждая из групп выполняет определенную роль в процессе совместной деятельности. Первая из них разрабатывает проект решения проблемы. Излагая свое видение решения проблемы, они должны обосновывать свою позицию. Втораягруппа должна найти альтернативные ходы относительно предложенного варианта и, основываясь на этом, опровергнуть утверждения первой группы. Отклонив выдвинутые предложения, вторая группа предлагает свою программу действий. Третья группа анализирует и ищет интегрированные пути решения. Далее группы меняются «позициональными ролями» по кругу и весь процесс повторяется снова до прохождения полного цикла.
На начальном этапе данного метода необходимо выявить уровень компетентности каждого участника относительно тех проблем, которые предстоит решать. Осуществляется это при помощи самодиагностики. Прежде чем непосредственно организовать процесс взаимодействия, основываясь на методе «полилога», руководитель знакомится с результатами самодиагностики, для того, чтобы разработать механизм будущей дискуссии.
Рефлексия позволяет учителю критически отнестись к себе и своей педагогической деятельности. Умение рефлексировать означает способность педагога анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, прогнозировать последствия своих профессиональных действий.
В конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.
В конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы, после чего они смогут покинуть класс. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания.
Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.
Ученики обдумывают свой учебный процесс. Подготовьте рефлексивные или открытые вопросы для учащихся. Ниже приведены примеры рефлексивных вопросов:
Контекст разворачивания проекта.
В наши дни состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности. Поэтому мы задумались над созданием таких условий обучения и развития наших учащихся, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Авторы: 1. Аксенова Е.П. Валентиенко Т.В. Дробкова К.А. Кет Ю.С. Сурина Г.М. 2. Максименко Л.В. (автор разработки), Авдошкона Л.Л. Денисова Т.С. Филиппова Л.А.
Описание проекта «Рефлексивный дневник».
Личностно-ориентированное образование на этапе школьного образования в педагогике часто представлено индивидуальным подходом, поиском содержания образования, создающего условия для индивидуализации, построения индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, программ. Мы считаем, что это неслучайно, поскольку возрастной этап, который связывают с индивидуализацией в процессе школьного образования – это подростковый возраст (младший – старший). А именно в подростковом возрасте главным становится поиск ответов на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Что есть мое в этом мире?» - определение собственной позиции в жизни. Содержание данных вопросов – это содержание вопросов становящейся индивидуальности. Поэтому для полноценного проживания возраста в школьном образовании необходимо создать условия прежде всего для раскрытия, развития индивидуальности учащегося в системе социальных отношений, что будет способствовать полноценному формированию личности на данном этапе и в будущем. С этой целью был создан инструмент, способствующий становлению рефлексии - «Рефлексивный дневник учащегося».
Для чего нужен рефлексивный дневник?
В чем состоит исследовательская задача?
В процессе наблюдения за деятельностью педагогов и учеников по освоению рефлексивного дневника (5 и 7 классы) будет описана динамика представления обучающегося о предстоящей образовательной и внеучебной деятельности её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, отношение к учебному процессу.
Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000. »
1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
2. Актуализация знаний.
1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.
2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Алгоритм конструирования урока рефлексии
Дневник педагога © 2016