Руководства, Инструкции, Бланки

рефлексивный дневник учителя образец img-1

рефлексивный дневник учителя образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация - Примеры рефлексии на уроке - скачать бесплатно

Презентация "Примеры рефлексии на уроке" Примеры рефлексии на уроке

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

2. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние.

5. Метод «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

7. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

8. «Лист самооценки».

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Материалы из категории:

Видео

Другие статьи

Рефлексия современного учителя

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анализ уровням и видам педагогической рефлексии. Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

Ключевые слова:рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура, рефлексивные методы.

В соответствии с современной образовательной парадигмой учитель должен постоянно контролировать и корректировать свой личностный рост, осуществлять рефлексию результатов своей профессиональной деятельности.

Профессиональная рефлексия учителя ? это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60]. В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения [1].

Профессиональный портрет современного учителя должен дополняться такими понятиями как «профессиональная самоидентификация », «профессиональное самосознание », «профессиональное самоуважение » [2].

Профессиональная самоидентификация учителя помогает ему осознать свою принадлежность к данной профессии и принять правила и критерии оценки деятельности, установленные в данном сообществе.

Профессиональное самосознание учителя включает профессиональную компетентность, способность к непрерывному образованию.

Профессиональное самоуважение подразумевает обретение уверенности в собственных силах, сведение к минимуму риска потери профессионального авторитета.

В соответствии с содержанием педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет пять компонентов, которые требуют рефлексии [3]:

?                    специальная компетентность — квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;

?                    методическая компетентность — владение различными методами обучения;

?                    психолого-педагогическая компетентность — умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;

?                    дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых — умение строить взаимоотношения с коллегами, учащимися;

?                    аутопсихологическая компетентность — знание о способах профессионального самосовершенствования, желание самосовершенствоваться.

Рефлексивный учитель умеет:

?                    обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт своих коллег;

?                    адаптировать, или изменять учебный план, формы и методы обучения соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;

?                    «владеть» классом: поддерживать дисциплину, создавать рабочее настроение;

?                    прогнозировать последствия своих профессиональных действий;

?                    анализировать педагогическую ситуацию как составную часть широкого социального контекста;

?                    проявлять высокую профессиональную готовность при выполнении своих обязанностей в любых обстоятельствах.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]:

  1.                диагностическая;
  2.                коррекционная;
  3.                организаторская;
  4.                проектировочная;
  5.                смыслотворческая;
  6.                мотивационная;
  7.                коммуникативная.

Исходя из функций рефлексии, выделяют следующие ее виды:

  1.                Рефлексия настроения и эмоционального состояния . Здесь могут быть использованы следующие приемы:
  1. «Солнышко». Закончи предложение: «Мое настроение похоже на:

?                    солнышко с тучкой;

?                    тучку с дождиком;

?                    тучку с молнией.

  1. «Состояние моей души». Изображается лесенка с пятью ступенями. Первая ступень — крайне скверно; вторая — плохо; третья — хорошо; четвертая — уверен в своих силах; пятая — комфортно.
  1.                Рефлексия деятельности. В  качестве приемов могут быть использованы следующие:
  1. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька — у «человечка» руки опущены (у меня ничего не получилось); средняя ступенька — у «человечка» руки разведены в стороны (у меня были проблемы); верхняя ступенька — у «человечка» руки подняты вверх (мне всё удалось).
  2. «Дерево успеха». Зелёный лист — нет ошибок, жёлтый лист — 1 ошибка, красный лист — 2–3 ошибки.
  3. «Закрой глаза». Учащиеся с закрытыми глазами отвечают на вопросы:

?                    Что нового я узнал сегодня на уроке?

?                    Что было особенно интересным и познавательным?

?                    В чем я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днем?

В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1.                сегодня я узнал…
  2.                было интересно…
  3.                было трудно…
  4.                я выполнял задания…
  5.                я понял, что…
  6.                теперь я могу…
  7.                я приобрел…
  8.                я научился…

Учащиеся могут также выразить свои ощущения в конце урока.

  1.                Больше всего мне понравилось …
  2.                Урок навел меня на размышления …
  3.                Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что …
  4.                Я выбирал эти задания, потому что:

?                    они мне нравятся;

?                    они легче остальных;

?                    затрудняюсь ответить.

Выделяют три уровня педагогической рефлексии:

  1.                Практический уровень. На этом уровне цели обучения, учебный процесс не рассматриваются учителем как проблемные. Свои практические действия учитель анализирует и оценивает как «правильные» или «неправильные» в зависимости от степени их соответствия конкретным профессиональным знаниям.
  2.                Каузальный уровень. Учитель анализирует причины своих действий и их последствия, рассматривает конкретную ситуацию как проявление общих психологических и педагогических закономерностей.
  3.                Критический уровень. Цели, средства, контекст обучения рассматриваются учителем как проблемные, открытые к постоянному переосмыслению и развитию.

Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности. В качестве рефлексивных методов могут быть использованы следующие.

Все участники садятся в круг. Ведущий задаёт алгоритм рефлексии:

?                    Что нового Вы узнали?

?                    Что Вы почувствовали?

?                    Каковы причины этого?

?                    Как Вы оцениваете своё участие в занятии?

Все участники высказывают своё мнение. Ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

Данный метод обеспечивает разработку микро проекта решения творческой задачи. Участники делятся на три группы. Каждая из групп выполняет определенную роль в процессе совместной деятельности. Первая из них разрабатывает проект решения проблемы. Излагая свое видение решения проблемы, они должны обосновывать свою позицию. Втораягруппа должна найти альтернативные ходы относительно предложенного варианта и, основываясь на этом, опровергнуть утверждения первой группы. Отклонив выдвинутые предложения, вторая группа предлагает свою программу действий. Третья группа анализирует и ищет интегрированные пути решения. Далее группы меняются «позициональными ролями» по кругу и весь процесс повторяется снова до прохождения полного цикла.

На начальном этапе данного метода необходимо выявить уровень компетентности каждого участника относительно тех проблем, которые предстоит решать. Осуществляется это при помощи самодиагностики. Прежде чем непосредственно организовать процесс взаимодействия, основываясь на методе «полилога», руководитель знакомится с результатами самодиагностики, для того, чтобы разработать механизм будущей дискуссии.

Рефлексия позволяет учителю критически отнестись к себе и своей педагогической деятельности. Умение рефлексировать означает способность педагога анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, прогнозировать последствия своих профессиональных действий.

  1.                Бизяева, А. А. Психология думающего учителя / А. А. Бизяева. — Псков. — 2004. 216 с.
  2.                Корчажкина, О. М. Построение рефлексивной модели современного учителя / О. М. Корчажкина // Педагогика. — 2012. ? № 3. — С. 65–70.
  3.                Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. ? 2006. ? № 3. — С. 56–61.
Похожие статьи

Идеи рефлексии

Идеи рефлексии

В конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.

В конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы, после чего они смогут покинуть класс. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания.

Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.

Ученики обдумывают свой учебный процесс. Подготовьте рефлексивные или открытые вопросы для учащихся. Ниже приведены примеры рефлексивных вопросов:

  • Я работаю лучше, когда…
  • Я хорошо работаю в ситуациях, когда…
  • Мне нравится работать с другими, когда…
  • Мне больше всего нравится…
  • Наиболее интересная часть проекта — это…
  • Я бы хотел узнать больше о…
  • Я бы хотел улучшить…
  • Мне нужно работать над…
  • Труднее всего для меня сделать…
  • Мне нужна помощь в…
  • Когда я что-то не понимаю, я…
  • Прежде чем начать работу над проектом, я…
  • Когда мне нужно учиться, я…
  • Когда я хочу запомнить что-то, я…
  • Я узнал, что могу…
  • У меня хорошо получается…
  • Я научился…
  • Я могу помочь другим с…
  • Я хочу работать над…
  • Я хочу научиться тому, как…
  • Я планирую получить поддержку в…
  • Я намерен быть ответственным за…

Психологическая служба

Психологическая служба / Рефлексивный дневник

Контекст разворачивания проекта.

В наши дни состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности. Поэтому мы задумались над созданием таких условий обучения и развития наших учащихся, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Авторы: 1. Аксенова Е.П. Валентиенко Т.В. Дробкова К.А. Кет Ю.С. Сурина Г.М. 2. Максименко Л.В. (автор разработки), Авдошкона Л.Л. Денисова Т.С. Филиппова Л.А.

Описание проекта «Рефлексивный дневник».

Личностно-ориентированное образование на этапе школьного образования в педагогике часто представлено индивидуальным подходом, поиском содержания образования, создающего условия для индивидуализации, построения индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, программ. Мы считаем, что это неслучайно, поскольку возрастной этап, который связывают с индивидуализацией в процессе школьного образования – это подростковый возраст (младший – старший). А именно в подростковом возрасте главным становится поиск ответов на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Что есть мое в этом мире?» - определение собственной позиции в жизни. Содержание данных вопросов – это содержание вопросов становящейся индивидуальности. Поэтому для полноценного проживания возраста в школьном образовании необходимо создать условия прежде всего для раскрытия, развития индивидуальности учащегося в системе социальных отношений, что будет способствовать полноценному формированию личности на данном этапе и в будущем. С этой целью был создан инструмент, способствующий становлению рефлексии - «Рефлексивный дневник учащегося».

Для чего нужен рефлексивный дневник?

  1. Через него ученик учится анализировать происходящие события: это включает в себя а) предварительную подготовку к чему-либо, прогнозирование собственных результатов и необходимых вложений; б) анализ полученного опыта, обнаружение дефицитов, ресурсов.
  2. Рефлексивный дневник выступает опорой при планировании собственной деятельности ученика: дневник устроен так, что ученик может «увидеть» весь предстоящий год в растяжке. Кроме того, он включает в себя вопросы, связанные с предстоящими образовательными (и не только) событиями. Т.е. ребенок не только может формально отследить, что его ожидает или что с ним произойдет в течение года, но и он может содержательно двигаться в рамках этих событий: отвечать на вопросы, заданные в дневнике, описывать впечатления, эффект от участия и т.д. Данный инструмент играет роль некоторой «опоры» для ученика в организации собственной жизни: это буквально планнинг, который помогает ребенку ориентироваться в годовых событиях.
  3. Рефлексивный дневник, это способ для учителя получения информации и общей картинки про класс для выстраивания дальнейшей работы (исходя из обнаруженных особенностей). Кроме того для выстраивания обсуждения «учитель-ребенок» или « группа детей - учитель», для рефлексии полученного опыта, анализа происходящего необходима зафиксированная, в отчуждаемом виде информация (впечатление, вывод после события). Только в этом случае к ней можно обратиться и использовать для работы.
  4. Обратная связь с родителями и учителями (ученики могут видеть мнение о себе, что не всегда возможно в текущей работе).

В чем состоит исследовательская задача?

В процессе наблюдения за деятельностью педагогов и учеников по освоению рефлексивного дневника (5 и 7 классы) будет описана динамика представления обучающегося о предстоящей образовательной и внеучебной деятельности её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, отношение к учебному процессу.

Дневник педагога - Структура урока рефлексии

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000. »

  1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
  2. Повторение и закрепление учебного материала.

1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, осно­ванный на положительном опыте прошлых уроков.

2. Актуализация знаний.

1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — по­нятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

2) Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятель­ности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным спосо­бам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правиль­ного применения эталонов.

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащи­еся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют преды­дущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вы­звавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов дея­тельности, намечают цели последующей деятельности.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  2. Составление списка способов действий (норм) — понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
  4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
  5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
  6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
  8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
  9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  10. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы.
  11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с с амопроверкой по эталону.
  12. Определение способа проведения этапа рефлексии.

Дневник педагога © 2016