Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции следователя овд img-1

должностные инструкции следователя овд

Категория: Инструкции

Описание

Следователи и их полномочия

Следователи и их полномочия

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Другие статьи

Должностные инструкции следователя овд

71. СЛЕДОВАТЕЛИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

СЛЕДОВАТЕЛИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ - Студопедия

СЛЕДОВАТЕЛИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Порядок прохождения службы следователем су(О) овд ч

Порядок прохождения службы следователем су(О) овд ч. 2 Система поощрений и льгот, дисциплинарная ответственность следователя (дознавателя)



ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ СЛЕДОВАТЕЛЕМ СУ(О) ОВД ч. 2 Система поощрений и льгот, дисциплинарная ответственность следователя (дознавателя) При исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД находится под защитой государства никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник ОВД обязан принять меры к исполнению закона. Отмена или изменение решения, принятого сотрудником ОВД при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не являлись результатом преднамеренного нарушения закона. За противоправные действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей сотрудник ОВД несет ответственность в соответствие с действующим законодательством.



Обязанности начальника ОВД по поддержанию служебной дисциплины Начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан : 1. создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; 2. воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; 3. обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; 4. уважать честь и достоинство подчиненных; 5. не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников ОВД по мотивам личного характера.



Поощрения за успехи в служебной деятельности За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников ОВД предусматриваются следующие поощрения: 1. объявление благодарности; 2. выдача денежной премии; 3. награждение ценным подарком; 4. занесение в Книгу почета, на Доску почету; 5. награждение Почетной грамотой; 6. награждение личной фотографией сотрудника, снятой у развернутого Знамени ОВД; 7. награждение именным оружием; 8. досрочное присвоение очередного специального звания; 9. присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности; 10. досрочное снятие ранее наложенного взыскания.



Поощрения за успехи в служебной деятельности В учебных заведения МВД РФ кроме перечисленных выше видов поощрений применяется также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения. За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие не менее 10 лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД РФ». За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники ОВД могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ.



Взыскания за нарушение специальной дисциплины За нарушение служебной дисциплины на сотрудников ОВД могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме перечисленных видов взысканий, применяются взыскания: назначение вне очереди в наряд по службе; отчисление из учебного заведения.



Порядок применения поощрений и взысканий Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении виды и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке.



Дисциплинарное взыскание За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику ОВД под расписку.



Денежное довольствие следователей, дознавателей ОВД Оклад по занимаемой штатной должности и оклад по специальному званию составляет оклад денежного содержания. При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия сотрудников в порядке, определяемом Правительством РФ.



Процентная надбавка за выслугу лет Сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года – 5 процентов, от 1 года до 2 лет – 10, от 2 до 5 лет – 25, от 22 до 25 лет – 65, от 25 лет и более – 70.



Дополнительные выплаты сотрудникам Ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 70 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до 3 окладов денежного содержания в год. Единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года в размерах, определяемых Правительством РФ, но не менее 3 окладов денежного содержания в год. Материальной помощи в размере не менее 2 окладов денежного содержания в год.



Дополнительные выплаты сотрудникам Уральская процентная надбавка в размере 15% от оклада по занимаемой штатной должности; с 01.07.97 г. выплачивается сотрудникам следственных подразделений, имеющим высшее юридическое образование, – надбавка в размере 50% должностного оклада; не имеющим высшего юридического образования – надбавка в размере 30% должностного оклада. с 01.03.99 г. выплачивается сотрудникам органов предварительного следствия в системе МВД РФ ежемесячная надбавка в размере 25% должностного оклада за службу в указанных органах За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде. Ежемесячно каждому сотруднику органов внутренних дел выплачивается денежная компенсация продовольственного пайка, размеры которой определяются Правительством РФ.



Льготы, гарантии, компенсации Сотрудники ОВД имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинском учреждении МВД РФ. При отсутствии таких учреждений медицинская помощь сотрудникам ОВД оказывается беспрепятственно и бесплатно в учреждениях государственного здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности. Право на бесплатное медицинское обслуживание имеют также члены семей сотрудников – жены, мужья, дети в возрасте до 18 лет и лица, находящиеся на иждивении сотрудника. Сотрудники ОВД при амбулаторном лечении обеспечиваются лекарствами бесплатно по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ



Льготы, гарантии, компенсации Сотрудники ОВД и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД за плату. При этом сотрудникам ОВД ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а жене (мужу) и несовершеннолетним детям, проживающим с ними – в размере 50 процентов стоимости путевки независимо от того, приобретена путевка или нет.



Льготы, гарантии, компенсации Сотрудники органов внутренних дел пользуются правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта при следовании в командировки, к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно. Сотрудники органов внутренних дел пользуются льготами при уплате земельного налога, налога на недвижимость и другими льготами



Льготы, гарантии, компенсации Местные органы исполнительной власти предоставляют детям сотрудников ОВД места в детских дошкольных учреждениях (по месту жительства), школах-интернатах и детских оздоровительных лагерях, независимо от ведомственной принадлежности этих детских учреждений в течение 3 месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях.



Освобождение от должности следователя следственного подразделения, дознавателя ОВД В соответствии со ст. 57 Положения о службе в ОВД предусмотрено 4 основания для прекращения службы сотрудников ОВД (в том числе следователей, дознавателей): увольнение из ОВД; прекращение гражданства РФ; признание сотрудника ОВД в установленном порядке безвестно отсутствующим; смерть (гибель) сотрудника ОВД.



Основания для увольнения Основания для увольнения перечислены в ст. 58 Положения о службе в ОВД. Сотрудники ОВД могут быть уволены со службы по следующим основаниям: а) по собственному желанию. Данное основание является наиболее распространенным. б) по достижению предельного возраста. Сотрудники ОВД, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, могут состоять на службе в ОВД до достижения следующего возраста: от младшего лейтенанта до подполковника – 45 лет; полковники – 50 лет; генерал-майоры, генерал-лейтенанты – 55 лет; генерал-полковники – 60 лет.



Основания для увольнения в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. г) по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом; д) в связи с нарушением контракта; г) по сокращению штатов. Данное основание применяется при ликвидации или реорганизации ОВД полностью или частично в случае невозможности использования сотрудника ОВД на службе. ж) по болезни; з) по ограниченному состоянию здоровья. и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке; к) за грубое нарушение или систематические нарушения дисциплины. Грубое нарушение дисциплины может быть допущено однократно, систематическое – 3 и более раза. л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника ОВД; м) в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу.




Порядок прохождения службы в овд тест в 1-3
Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава

Тема 3: Основы военного права Занятие 2: Порядок прохождения военной службы офицерским составом
Порядок прохождения военной службы офицерским составом определяется законами рф, уставами вс рф, приказами мо рф, директивами гш.

Тема. Дисциплина труда Понятие и значение дисциплины
Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Меры поощрения за успехи в труде. Дисциплинарная ответственность и ее виды.

Монетизация льгот в России: микросимуляционный анализ
К 2005 году в России сформировалась чрезвычайно сложная система натуральных социальных льгот свыше 1000 льгот и мер социальных гарантий.

Права следователя

Права следователя.

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи с чем следователь вправе:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПКРФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПКРФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены УПКРФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 38УПК РФ).

Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий по находящимся в производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21УПК РФ).

Обязанности следователя.

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан:

1) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение (ч. 1 ст. 144УПК РФ);

2) в каждом случае обнаружения уголовно и процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21УПК РФ);

3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73УПК РФ);

4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, после получения предварительно на то согласия руководителя следственного органа или, если закон этого не требует, без такового, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих фактических оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

Процессуальная самостоятельность следователя.

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). С одной стороны, ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. С другой - следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя .

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно п. 3 ч. 2 ст. 37УПК РФ уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако когда следователь не согласен с направленными в его адрес требованиями прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требований и приступает к рассмотрению требований прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора.

Таким образом, прокурор имеет возможность (в случае согласия с его позицией руководителя следственного органа) влиять на принимаемые следователем процессуальные решения. Еще большими полномочиями наделен сам руководитель следственного органа. Он вправе давать подчиненному ему по службе следователю обязательные для исполнения письменные указания (ч. ч. 1и3 ст. 39УПК РФ).

В то же время у следователя имеются возможности отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Законодатель предоставил ему право обжаловать данные указания руководителю вышестоящего следственного органа. Обжаловать указания надзирающего либо контролирующего органа вправе и дознаватель. Но куда бы он ни жаловался и какое бы указание ни обжаловал, он все равно обязан его исполнить. В отличие от дознавателя следователь не исполняет указание (несмотря на то что оно в законе именуется письменным и обязательным для исполнения) руководителя следственного органа, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. Правда, не исполнять таковое он вправе, только если обжаловал его вышестоящему руководителю следственного органа. А вот направление последнему материалов уголовного дела и своих письменных возражений на обжалуемое указание - это уже право следователя, отказ от реализации которого не возлагает на следователя обязанности исполнить обжалованное им указание.

Что же в этой ситуации может сделать руководитель вышестоящего следственного органа, которому поступила жалоба следователя? Если ему поступила жалоба на указание, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования по делу, когда последним допущено нарушение требований УПК РФ. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

Однако вынуждены заметить, до создания Следственного комитета РФ (на момент создания он именовался Следственным комитетом при прокуратуре РФ) никто (ни прокурор, ни вышестоящий прокурор, ни начальник следственного отдела, ни руководитель другого следственного органа) не имел возможности заставить следователя привлечь по его внутреннему убеждению невиновного в качестве обвиняемого; квалифицировать совершенное преступление не по той статье (части, пункту), по которой он считает необходимым это сделать; вменить в вину обвиняемому те эпизоды преступной деятельности, вина в совершении которых, по мнению следователя, не доказана или, того хуже, доказана невиновность обвиняемого в совершении данных преступлений; избрать меру пресечения либо отменить или изменить меру пресечения, когда следователь убежден в отсутствии фактических оснований принятия такого решения; отказаться от обращения в суд с ходатайством об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, решение о производстве (избрании) которых может принять только суд; прекратить уголовное дело, когда вина обвиняемого в совершении тяжкого (иного) преступления безусловна, и даже направить уголовное дело в суд с обвинительным заключением (постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера), когда следователь убежден в том, что "обвиняемый" не принимал участия в совершении общественно опасного деяния, которое от следователя потребовали вменить ему в вину.

Сейчас ситуация изменилась. Сама идея, заложенная ранее в институт процессуальной самостоятельности следователя, в действующей правовой формулировке несколько "перегнута" в противоположную от собственно процессуальной самостоятельности следователя сторону. В отличие от ранее действовавшего правила, в настоящее время в законе ничего не сказано о том, что при несогласии с позицией следователя вышестоящий руководитель следственного органа может лишь забрать у следователя уголовное дело и передать его другому следователю. А если данное правовое положение из УПКРФ убрано, позволим себе предположить, что сейчас вышестоящий руководитель следственного органа вправе "заставить" следователя, обжаловавшего указание своего непосредственного начальника, выполнить любое его письменное уголовно-процессуальное требование, в том числе и незаконное.

Итак, настоящий статус следователя отличается от процессуального положения дознавателя, традиционно не наделенного процессуальной самостоятельностью. Отличие это состоит в том, что обжалование следователем указаний руководителя следственного органа, касающихся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает их исполнение. Обжалование аналогичных указаний дознавателем не приостанавливает их исполнения.