Руководства, Инструкции, Бланки

пример учетной политики казенного учреждения на 2015 год образец img-1

пример учетной политики казенного учреждения на 2015 год образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учетная политика для целей налогообложения казенного, бюджетного, автономного учреждения

Учетная политика для целей налогообложения казенного, бюджетного, автономного учреждения

В отдельном порядке отдельно от учетной политики для целей ведения бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения формируют учетную политику для целей налогового учета (налогообложения). Рассмотрим нюансы ее формирования

Основные моменты

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В соответствии с положениями статьи 313 и других норм НК РФ необходимо определить формы, состав и порядок образования регистров налогового учета;

решения по вопросам, в отношении которых НК РФ предоставляет организациям выбор. Например:

  • статья 259 предлагает выбор одного из способов начисления амортизации основных средств для целей налогового учета: линейный или нелинейный. Выбранный вариант должен быть отражен в учетной политике;
  • пункт 8 статьи 254 предлагает возможность использования одного из четырех методов определения сумм затрат по расходованию материальных запасов;
  • статьи 271–273 определяют два возможных метода признания доходов и расходов для целей налогового учета: метод начислений и кассовый.

Таким образом, формирование учетной политики (в целях бухгалтерского (бюджетного) учета и налогообложения) тесно связано с федеральными учетными стандартами и зависит как от типа учреждения, так и от его отраслевой принадлежности.

Рассмотрим пример учетной политики в целях ведения налогового учета для казенного и бюджетного учреждений.

Организационный раздел

Ведение и организация налогового учета осуществляются бухгалтерией учреждения в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Налоговые регистры формируются ежеквартально или ежемесячно с использованием данных регистров бухгалтерского учета с внесением корректировок.

Налоговая отчетность представляется по телекоммуникационным каналам связи. Ответственность за ведение налоговых регистров возлагается на главного бух-

Налог на имущество

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения (пункт 4 статьи 374 НК РФ) в т. ч.:

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения;

движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 НК РФ).

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ).

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, поименованных в статье 378.2 НК РФ, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

В отношении помещения, являющегося объектом налогообложения, по которому кадастровая стоимость не определена, налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, т. е. пропорционально занимаемой площади (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).

Важно запомнить!

Уплата налога производится учреждением самостоятельно. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

для города федерального значения Москвы: в 2014 г. – 1,5%, в 2015 г. – 1,7%, в 2016 г. и последующие годы – 2%;

для иных субъектов РФ: в 2014 г. – 1%, в 2015 г. – 1,5%, в 2016 г. и последующие годы – 2%.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2014 г. – 0,7%, в 2015 г. – 1%, в 2016 г. – 1,3%, в 2017 г. – 1,6%, в 2018 г. – 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

Учреждение производит уплату авансовых платежей по налогу на имущество в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (пункт 2 статьи 379 НК РФ).

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется учреждением не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 386 НК РФ).

Земельный налог

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Учреждением не применяется льгота по уплате земельного налога.

Учреждением применяется налоговая ставка в размере, установленная нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (указать реквизиты).

Уплата налога производится учреждением по месту нахождения земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

Учреждением производится уплата авансовых платежей по земельному налогу в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, II квартал и III квартал календарного года (пункт 2 статьи 393 НК РФ). Налоговые расчеты не представляются.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (например, не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего налогового периода).

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется учреждением по истечении налогового периода (год).

Транспортный налог

Учреждение является плательщиком транспортного налога в виду нахождения на балансе автотранспортных средств, зарегистрированных в соответствии с приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Налоговая база в отношении автотранспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Исчисление транспортного налога производится по ставкам, установленным законом субъекта РФ.

Исчисление суммы налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей производится по ставкам, определенным в пункте 2 статьи 562 НК РФ. При этом перечень таких автомобилей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере торговли в информационно­телекоммуникационной сети Интернет.

Учреждением не применяется льгота по уплате транспортного налога.

Уплата налога производится по месту регистрации транспортного средства, являющегося объектом налогообложения.

Исчисление суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода производится в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (пункт 2.1 статьи 362 НК РФ).

Учреждением производится уплата авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, II квартал и III квартал календарного года (пункт 2 статьи 360 НК РФ). Налоговые расчеты не представляются. Сроки уплаты устанавливаются законом субъекта РФ (например, не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом текущего налогового периода).

Не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, учреждение уплачивает сумму транспортного налога.

Декларация по транспортному налогу представляется учреждением не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Учет доходов, налоговых вычетов, а также сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц по каждому сотруднику ведется в индивидуальной налоговой карточке.

Налоговая база по НДФЛ включает в себя все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной вы- годы (статья 210 НК РФ).

Сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ представляются в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода, в т. ч. перечисления дохода на счета работников в банках либо по их поручению на счета третьих лиц.

Перечисление исчисленных и удержанных сумм налога в бюджет производится учреждением по месту своего нахождения.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на добавленную стоимость

Учреждение использует право на освобождение от обложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ.

Учреждение представляет соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого учреждение использует право на освобождение (с месяца).

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца учреждение представляет в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения по НДС.

Вместе с тем для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено исключение. Объектом налогообложения не признается выполнение ими работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из бюджета (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, письмо ФНС России от 22.05.2014 № ГД-4-3/9950).

Отсюда следует, что если выполнение каких-либо работ (оказание услуг) не предусмотрено заданием, то налог начисляется в общем порядке, в т. ч. в случае если финансирование осуществляется из бюджета. Об этом напоминают специалисты ФНС России в письме от 07.05.2014 № ГД-4-3/8816@.

Продажу товаров (например, собственного производства) нельзя рассматривать как выполнение работ или оказанием услуг. Следовательно, НДС в этом случае учреждение должно начислить в общем порядке по ставке 10 или 18% (письмо Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-05/21).

Освобождены от НДС услуги по присмотру и уходу за детьми. Соответствующие изменения внесены в подпункт 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

1 Федеральный закон от 04.06.2014 № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Плательщиком НДС казенное учреждение будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает трудовой договор впервые (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508.). В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды позиции Минфина России и судебных органов неоднозначны. В первом случае компенсация подлежит обложению НДС (письма от 09.07.2013 № 03- 07-11/26420, от 22.04.2005 № 03-04-11/87), во втором случае – не подлежит (по- становления ФАС Дальневосточного округа от 20.10.2008 № Ф03-2901/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2006 № Ф08-6818/2006-2798А).

При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате НДС у казенных учреждений не возникает на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 174, пунктом 3 статьи 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики НДС обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (письмо Минфина России от 08.10.2013 № 03-07-15/41875, информация ФНС России «О представлении декларации по НДС в электронной форме», письмо ФНС России от 18.02.2014 № ГД-4-3/2712). При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками НДС, должны вести в соответствии с пунктом 3 статьи 160 НК РФ в общеустановленном порядке книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

С 1 января 2015 г. ведение журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур для казенных учреждений – налогоплательщиков становится необязательным (подпункт «а» пункта 4 статьи 1, часть 2 статьи 3 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налог на прибыль Налог на прибыль для казенного учреждения

Учреждение является плательщиком налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная прибыль. Прибылью в целях налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного учреждением в рамках целевого финансирования при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное по назначению, определенному учреждением – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

Учреждение не производит уплату авансовых платежей по налогу на прибыль.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые декларации по итогам налогового периода (календарный год) представляются учреждением не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (пункт 3 статьи 161 БК РФ, абзац второй пункта 4 статьи 298 ГК РФ, части 7, 8 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.

Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (пункт 1 статьи 247, пункт 1 статьи 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абзацем третьим подпункта 14 пункта 1 статьи 251, пунктом 1 статьи 252 НК РФ (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-03-06/4/18915).

В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени) от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т. к. Российская Федерация и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании статьи 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль (письма Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 № 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 № 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 № 03-03-06/4/112).

Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со статьей 582 ГК РФ, а также пунктом 2 статьи 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 14.12.2012 № 03-03-06/4/115), однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 (разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в письме от 03.09.2012 № 16-15/082383@).

Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (пункт 13 статьи 250 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном в абзаце втором пункта 2 статьи 254 НК РФ.

Налог на прибыль для бюджетного учреждения

Учреждение является плательщиком налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная прибыль. Прибылью в целях налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного учреждением в рамках целевого финансирования при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное по назначению, определенному учреждением – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде субсидий, предоставленных бюджетному учреждению.

Налогообложению подлежат доходы от приносящей доход деятельности, учет которых ведется методом начисления (статья 271 НК РФ).

Доходами от приносящей доход деятельности признаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации услуг, имущества, и внереализационные доходы (статьи 249 и 250 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с получением дохода от приносящей доход деятельности (ста- тьи 253–264 НК РФ), а также внереализационные расходы (статья 265 НК РФ). К прямым расходам относятся:

материальные затраты определяемые в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопи- тельной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от факта оплаты (статья 272 НК РФ).

Налоговая база определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, работ, услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением приносящей доход деятельности, а также суммой внереализационных расходов.

Учреждение производит уплату авансовых платежей по налогу на прибыль в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговые декларации по итогам налогового периода (календарный год) представляются учреждением не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для бюджетных (автономных) учреждений предусмотрено налогообложение приносящей доход деятельности, а также ведение налогового учета (в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций) в общем порядке.

Организации, занимающиеся социальным обслуживанием граждан, вправе использовать налоговые льготы по уплате налога на прибыль, а именно применять налоговую ставку 0% (Федеральный закон от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Основанием для применения льготной ставки налога является соблюдение условий: доходы от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг должны составлять не менее 90%, штат организации – не менее 15 работников. При этом организации не в праве совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Медицинские и образовательные организации вправе также применять льготы по налогу на прибыль, а именно налоговую ставку 0%. Данное право обеспечивается соблюдением условий статьи 284.1 НК РФ.

ФНС России в письме от 02.12.2014 № ГД-4-3/24920@ обращает внимание, что медицинские организации, применяющие налоговую ставку 0%, должны представлять по окончании каждого налогового периода сведения о доле доходов от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов, штате организации и численности медперсонала (статья 284.1 НК РФ).

Кроме того указывает на ограничение права на повторное применение льготной ставки в случае последующего перехода на применение налоговой ставки в размере 20%.

Пример. Учреждение пользуется правом применения нулевой ставки по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 284.1 НК РФ начиная с 2012 г. Сведения о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности за 2013 г. были поданы в налоговую инспекцию несвоевременно (позднее 28 марта 2014 г.). Все остальные требования статьи 284.1 НК РФ соблюдены.

Как в случае непредставления документов, так и в случае их представления с опозданием должен быть произведен пересчет налога на прибыль. Это обосновано тем, что возможность применения ставки 0% обусловлена не только соблюдением общих условий пункта 3 статьи 284.1 НК РФ, но и своевременным представлением в налоговый орган подтверждающих сведений (см. постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу № А13­11586/2013).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждение должно пересчитать налог по ставке 20% за 2013 г. представив в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период (письмо Минфина России от 28.12.2012 № 01-02-03/03-482).

Согласно пункту 8 статьи 284.1 НК РФ учреждение не вправе повторно применять нулевую налоговую ставку, если перешло на применение ставки 20% (в т. ч. нарушив условия пункта 3 статьи 284.1 НК РФ). То есть применение ставки 0% неправомерно при переходе на ставку в 20% по любым основаниям, а не только из-за нарушения условий.

Таким образом, утратив право на применение налоговой ставки 0% за 2013 г. учреждение автоматически утрачивает право на применение этой ставки и в последующих периодах. Такие разъяснения приводит Минфин России в письмах от 26.08.2013 № 03­03­10/34874, от 08.04.2013 № 03­03­10/11417.

Ограничения для применения упрощенной системы налогообложения, установленные подпунктом 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным не применяются.

Другие статьи