Руководства, Инструкции, Бланки

учетная политика для бюджетных учреждений на 2016 год образец img-1

учетная политика для бюджетных учреждений на 2016 год образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учетная политика медицинского учреждения

Учетная политика медицинского учреждения

Статья В.Лахматовой. опубликованная в журнале "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 5.

Бюджетные медицинские учреждения являются участниками бюджетного процесса и ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н <1> (далее - Инструкция N 148н). Положения данной Инструкции не содержат требования о наличии учетной политики. В связи с этим бухгалтеры, чаще всего учреждений, не осуществляющих приносящую доход деятельность, считают, что учетная политика им не нужна. О необходимости формирования и правилах установления учетной политики медицинскими учреждениями и пойдет речь в настоящей статье.
--------------------------------
<1> В редакции Приказов Минфина России от 03.07.2009 N 69н и от 30.12.2009 N 152н.

Нормативная база для формирования учетной политики

Как уже было сказано выше, Инструкция N 148н не содержит требования о необходимости составления учетной политики. Однако в ней предусмотрено, что бюджетный учет осуществляется не только согласно названной Инструкции, но и в соответствии с Законом о бухгалтерском учете <2>, бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В частности, о необходимости самостоятельно формировать учетную политику говорится в ст. 5 Закона о бухгалтерском учете. При ее установлении организации должны исходить из своей структуры, отрасли, особенностей деятельности и руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Такими правовыми актами, кроме Инструкции N 148н, являются:
- Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49);
- Положение о документе и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983 N 105;
- Налоговый кодекс;
- Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденные Минздравсоцразвития России 09.06.2007 (далее - Отраслевые особенности учета), - в части, не противоречащей Инструкции N 148н.
Однако в Законе о бухгалтерском учете ничего не сказано о правилах формирования учетной политики. На сегодняшний день нормативным актом, устанавливающим такие правила, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (далее - Положение об учетной политике). Сразу оговоримся, данное Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) учетной политики и порядок раскрытия способов ведения бухгалтерского учета, принятых при ее формировании, для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений (п. 1 Положения об учетной политике). Несмотря на это, по мнению автора, бюджетные учреждения вправе воспользоваться отдельными нормами названного Положения при установлении учетной политики. Такой вывод сделан автором исходя из п. 3 Положения об учетной политике, в котором определено, что в части формирования учетной политики данное Положение распространяется на все организации.

К сведению. Нормы Положения об учетной политике, касающиеся вопросов раскрытия принятых при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, предназначены для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе, и на бюджетные учреждения не распространяются.

Правила формирования учетной политики

Учетная политика учреждения - это принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации (п. 2 Положения об учетной политике).

Обратите внимание! Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

Вместе с этим учетная политика учреждения должна обеспечивать выполнение следующих требований (п. 6 Положения об учетной политике):
- полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
- своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
- осмотрительности и большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, без допущения создания скрытых резервов;
- приоритета содержания над формой при отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
- непротиворечивости в тождестве данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
- рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
При формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета учреждениями осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 7 Положения об учетной политике). Например, п. 58 Инструкции N 148н предусмотрены следующие методы оценки материальных запасов при их списании (отпуске):
- по фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.
Медицинскому учреждению следует выбрать один из двух методов, который оно будет применять при определении размера материальных расходов при списании (отпуске) материальных ценностей, используемых на нужды учреждения при выполнении работ и оказании услуг, и закрепить его в учетной политике. Отметим, данный факт является одной из причин формирования учетной политики.
В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики учреждению нужно разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету и международных стандартов финансовой отчетности. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Итак, при формировании учетной политики медицинскими учреждениями осуществляется выбор одного из нескольких способов ведения учета, допускаемых законодательством РФ, а если они не установлены, то разрабатываются самостоятельно исходя из иных положений учета. Рассмотрим несколько положений, которые необходимо разработать или избрать медицинскому учреждению при установлении учетной политики.
Порядок формирования инвентарного номера объекта основных средств. В связи с тем что Инструкцией N 148н указанный порядок не установлен, медицинскому учреждению нужно разработать его самостоятельно. Как уже было сказано выше, при разработке соответствующего способа следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету в части аналогичных фактов. Таким фактом, по мнению автора, можно считать нормы п. 48 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н <3>. Ранее в соответствии с указанным пунктом инвентарный номер состоял из восьми знаков и формировался следующим образом: первые три знака обозначали субсчет, четвертый знак - группу, последние четыре знака - порядковый номер предмета в группе. Например, инвентарный номер 01010001 обозначал: субсчет 010 "Здания", группа 1 - здания производственного назначения, порядковый номер объекта 0001. Инвентарный номер 01630005 обозначал: субсчет 016, группа 3 - хозяйственный инвентарь, порядковый номер предмета 0005. Новый порядок формирования инвентарного номера объекта основных средств по аналогии с рассмотренным приведем ниже (см. образец учетной политики).
--------------------------------
<3> Напомним, данная Инструкция применялась бюджетными учреждениями с 01.01.2000 по 31.12.2004.

Метод начисления амортизации объектов основных средств. В бюджетном учете расчет годовой суммы амортизации производится только линейным методом (п. 39 Инструкции N 148н). При этом для целей налогообложения налогоплательщики вправе выбрать один из двух методов начисления амортизации - линейный или нелинейный (ст. 259 НК РФ). Медицинским учреждениям целесообразно выбрать линейный метод, приблизив таким образом данные налогового и бухгалтерского учета.
Срок полезного использования объектов основных средств при принятии их к бюджетному учету. В соответствии с п. 15 Инструкции N 148н при определении срока полезного использования объектов основных средств необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления на него амортизации <4>. На сегодняшний день таким нормативным документом является Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация). В ней объекты основных средств приведены в разрезе 10 амортизационных групп с указанием сроков их полезного использования. Например, для объектов, входящих в третью амортизационную группу, срок полезного использования установлен от трех до пяти лет (включительно), а для объектов, отнесенных к пятой группе, - от семи до десяти лет (включительно). Таким образом, для каждой амортизационной группы предусмотрены минимальный, средний и максимальный сроки использования объектов. Медицинским учреждениям следует установить конкретный срок, закрепив его в учетной политике.
--------------------------------
<4> При отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации срок полезного использования имущества определяется исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию основных средств. Состав комиссии утверждается учетной политикой.

Рекомендации по выбору срока полезного использования имущества доведены Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721. В нем финансовое ведомство указывает, что расчет суммы амортизации основных средств, входящих в первые девять амортизационных групп Классификации <5>, следует осуществлять в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.
--------------------------------
<5> О порядке определения срока полезного использования объектов основных средств, входящих в десятую амортизационную группу, читайте в рубрике "Вопрос-ответ" данного номера журнала.

Отдельного внимания заслуживают объекты библиотечного фонда стоимостью свыше 20 000 руб. В соответствии с ОКОФ 013-94 <6> книги и брошюры относятся к основным фондам по коду 19 0001111, а согласно Классификации фонды библиотек (код 19 0001000) входят в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно. На основании п. 2.4 Методических указаний <7> амортизацию по ним следует начислять исходя из срока полезного использования, равного 15 годам, то есть исходя из минимального срока.
--------------------------------
<6> Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
<7> Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505 "О Методических указаниях по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н".

К сведению. Учреждения вправе установить иной (минимальный, средний) срок полезного использования, поскольку письменные разъяснения финансового ведомства не имеют юридической силы и учреждения не обязаны следовать содержащейся в них информации (Письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@).

Коды целевых поступлений и средств целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. При этом финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения в Российской Федерации осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Услуги, оказываемые медицинскими учреждениями по программам ОМС, являются возмездными (ст. 779 ГК РФ) и учитываются в рамках приносящей доход деятельности на основании договора со страховой медицинской организацией (и/или ТФОМС) путем оплаты ею счетов медицинского учреждения. В свою очередь, средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Вместе с этим к средствам целевого финансирования относятся:
а) выделяемые бюджетные ассигнования;
б) полученные гранты. При этом под грантами следует понимать денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет определенным условиям. Например, если гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Не учитываются при исчислении налога на прибыль также целевые поступления, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ, к которым отнесены, в частности, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Кроме того, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, от страховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке (пп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ). Заметим, имущество, приобретенное (созданное) за счет этих доходов, не подлежит амортизации (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). Необходимым условием освобождения стоимости полученного медицинским учреждением от страховой организации имущества от обложения налогом на прибыль является указание в документах на передачу имущества источника его приобретения - за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий (п. 18.2 Отраслевых особенностей учета).
Сформированная и принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя медицинского учреждения и применяется последовательно из года в год (ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в нее вносятся с начала финансового года в следующих случаях:
- при изменении законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- при разработке учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий деятельности учреждения.

К сведению. Избранные способы организации и ведения бухгалтерского учета применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями учреждения (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения, с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики (п. 9 Положения об учетной политике).

Одновременно с учетной политикой утверждаются:
- рабочий план счетов бюджетного учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и составления отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В заключение следует отметить, что перед составлением учетной (бухгалтерской, налоговой) политики бухгалтер также ставит перед собой задачу - максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, и мы постараемся помочь в ее решении. Далее приведем образец учетной политики медицинского учреждения <8>.
--------------------------------
<8> Приведенный текст учетной политики следует адаптировать под специфику вашего учреждения.

Наименование главного распорядителя
Наименование медицинского учреждения

Положение
об учетной (бухгалтерской, налоговой) политике
(утверждено Приказом от 28 декабря 2009 года N 205)

Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н:

1. Установить учетную (бухгалтерскую, налоговую) политику медицинского учреждения (наименование) в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н; Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н; Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29.07.1983 N 105, и Налоговым кодексом РФ.

2. Организовать ведение бухгалтерского учета:

2.1. Закрепить обязанность ведения бухгалтерского учета за бухгалтерской службой медицинского учреждения (наименование), возглавляемой главным бухгалтером.
Права и обязанности главного бухгалтера определены в разд. 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и в ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
2.2. Осуществлять автоматизированный учет по всем участкам бухгалтерского учета (либо перечислить автоматизированные и неавтоматизированные участки).
2.3. Считать учетными регистрами по синтетическому и аналитическому учету компьютерные формы, содержащие все необходимые реквизиты бухгалтерских документов, подписанные составителем <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 2.3 учетной политики можно сформулировать иначе: применять формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности согласно приложению. Данное приложение разрабатывается и утверждается одновременно с учетной политикой.

2.4. Закрепить за материально ответственными лицами обязанность представлять в бухгалтерию первичные учетные документы 1-го (либо 2-го, 3-го) числа каждого календарного месяца <10>.
--------------------------------
<10> В том случае, если медицинским учреждением разработан и утвержден внутренний локальный акт "График документооборота", п. 2.4 учетной политики можно изложить в следующей редакции: закрепить за материально ответственными лицами обязанность представлять в бухгалтерию первичные учетные документы в соответствии с графиком документооборота.

2.5. Предоставить право подписи первичных учетных документов следующим сотрудникам (перечислить Ф.И.О. сотрудников с указанием занимаемой должности).
2.6. Формировать девятизначный (десятизначный) инвентарный номер объекта основных средств следующим образом:
а) 1-й и 2-й знаки - код аналитического счета учета основных средств (например, машины и оборудование - 04, производственный и хозяйственный инвентарь - 06);
б) 3-й, 4-й и 5-й знаки - 3-й, 4-й и 5-й знаки кода Общероссийского классификатора основных средств ОК 013-94 (например, инструменты медицинские - 331, мебель медицинская (столы, шкафы) - 361);
в) 6-й знак и последующие знаки - порядковый номер объекта основных средств (например, при формировании 9-значного инвентарного номера - 0252, 10-значного - 00252).
2.7. Проводить годовую инвентаризацию всего имущества независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета по состоянию на 1 октября (ноября, декабря) текущего года со следующей периодичностью <11>: основные средства - один раз в три года, библиотечный фонд - один раз в пять лет, материальные запасы - один раз в год и т.д.
--------------------------------
<11> Сроки проведения инвентаризации устанавливаются в соответствии с п. 1.5 Методических указаний N 49.

2.7.1. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации и списания имущества в составе:
председатель комиссии - Ф.И.О. занимаемая должность;
члены комиссии - Ф.И.О. занимаемые должности.
2.7.2. Создать комиссию в составе трех человек для проведения внезапной проверки кассы не реже одного раза в три месяца:
члены комиссии - Ф.И.О. занимаемые должности.
2.7.3. Создать комиссию для проведения проверки наркотических средств и психотропных веществ не реже одного раза в месяц:
члены комиссии - Ф.И.О. занимаемые должности.
2.8. Установить, что сумма средств, выданных в подотчет на хозяйственные расходы, не может превышать. (указать сумму цифрами и прописью).
2.8.1. Производить выплаты денежных средств в подотчет два (либо три) раза в месяц сотрудникам, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам.
2.8.2. Установить срок использования подотчетных сумм - 30 дней, срок отчетности по ним - 3 дня.
2.8.3. Установить право на получение денежных средств в подотчет следующих сотрудников (перечислить Ф.И.О. сотрудников с указанием занимаемых должностей).
2.9. Установить право на получение месячных проездных билетов следующих сотрудников (перечислить Ф.И.О. сотрудников с указанием занимаемых должностей).
Другим должностным лицам оплату служебных разъездов производить на основании маршрутных листов.
2.10. Относить к бланкам строгой отчетности: бланки листов нетрудоспособности, родовых сертификатов, трудовых книжек и вкладышей к ним, путевых листов, доверенностей и т.д.
2.10.1. Назначить лиц, ответственных за хранение, учет и выдачу бланков строгой отчетности:
родовых сертификатов - Ф.И.О.;
трудовых книжек и вкладышей к ним - Ф.И.О. и т.д.
2.10.2. Утвердить перечень должностных лиц, использующих бланки строгой отчетности (перечислить Ф.И.О. сотрудников с указанием занимаемых должностей).
2.10.3. Предоставить право подписи доверенностей на получение материальных ценностей следующим сотрудникам (перечислить Ф.И.О. сотрудников с указанием занимаемых должностей).
2.10.4. Установить срок использования доверенностей - 10 дней, отчетности по доверенности - 3 рабочих дня.

3. Применять следующую методику бухгалтерского и налогового учета:

3.1. Производить начисление амортизации объектов основных средств в целях бухгалтерского и налогового учета линейным методом (п. 39 Инструкции N 148н, ст. 259 НК РФ). Для первых девяти амортизационных групп применяется максимальный срок полезного использования, установленный Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", для десятой амортизационной группы срок полезного использования определяется в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974.
При отсутствии в приведенных выше документах информации об объектах основных средств срок полезного использования устанавливается исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, а при отсутствии рекомендаций - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию основных средств, принятого с учетом условий, предусмотренных п. 15 Инструкции N 148н.
3.2. Определять срок полезного использования объектов основных средств, бывших в употреблении, с учетом срока их фактической эксплуатации предыдущим собственником.
3.3. Проводить переоценку стоимости объектов нефинансовых активов (за исключением активов в драгоценных металлах) по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации в сроки и порядке, которые установлены Правительством РФ. Использовать при переоценке коэффициенты перерасчета, разработанные Федеральной службой государственной статистики.
3.4. Применять при определении размера материальных расходов при списании материальных ценностей, используемых на нужды учреждения при выполнении работ и оказании услуг, метод оценки по средней фактической стоимости (либо по фактической стоимости каждой единицы) (п. 58 Инструкции N 148н, п. 8 ст. 254 НК РФ).
3.5. Осуществлять списание на затраты ГСМ по фактическому расходу (можно установить конкретную норму на основании Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 N АМ 23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте").
3.6. Списывать на фактические расходы медикаменты и готовые лекарства (приобретенные в целях формирования аптечки для сотрудников медучреждения), а также справочную (методическую) литературу, приобретенные и одновременно списанные на нужды учреждения, с отражением их общей суммы по приходу и расходу.
3.7. Принимать командировочные расходы в полной сумме фактически произведенных расходов, а суточные в пределах норм, установленных приказом руководителя (ст. 168 ТК РФ). Относить на затраты суточные в пределах норм, установленных Постановлениями Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, от 26.12.2005 N 812, - в целях бухгалтерского учета. Учитывать суточные в размере фактических расходов - в целях налогового учета (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ <12>).
--------------------------------
<12> Напомним, с 2009 г. Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в гл. 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" было отменено нормирование суточных для целей исчисления налога на прибыль.

3.8. Осуществлять раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, а также от приносящей доход деятельности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ.
3.9. Относить к целевым средствам доходы в виде целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
3.9.1. Производить начисление фондов целевых средств исходя из фактического их поступления на лицевой счет (в кассу) по кодам доходов (перечислить коды в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н). Напомним, к таким кодам относятся, в частности:
- 000 303 02000 00 0000 180 "Поступления от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев";
- 000 303 03000 00 0000 180 "Гранты, премии, добровольные пожертвования";
- 000 303 04000 00 0000 180 "Поступления учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования за оказание медицинских услуг застрахованным лицам";
- 000 303 05000 00 0000 180 "Поступления от продажи услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде".
3.9.2. Осуществлять учет целевых средств по кредиту счета 0 401 01 100 "Доходы учреждения", а произведенных за счет этих средств расходов - по дебету счета 0 401 01 200 "Расходы учреждения".
3.10. Определять порядок признания доходов в целях исчисления налога на прибыль по методу начисления (ст. 271 НК РФ).
3.10.1. Осуществлять учет доходов от приносящей доход деятельности, включаемых в объект обложения налогом на прибыль, по кредиту счета 2 401 01 100 (ст. ст. 248 - 250 НК РФ).
3.10.2. Включать в объект обложения налогом на прибыль доход от реализации товаров (работ, услуг) по дню их отгрузки (передачи), в качестве которого принимать день перехода права собственности от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).
3.10.3. Производить начисление платы за предоставляемые платные медицинские услуги на основании заключенных договоров по дебету счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". (Можно также оговорить, что совет медицинского учреждения в индивидуальном порядке предоставляет льготы и отсрочки по оплате оказываемых медицинским учреждением услуг.)
3.10.4. Относить к прямым расходам, связанным с производством и реализацией оказываемых услуг, следующие расходы (перечислить их). Такой перечень может выглядеть следующим образом:
а) материальные расходы, определяемые в соответствии с пп. 1, 4, 5 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ;
б) расходы на оплату труда работников, участвующих в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ);
в) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные расходы на оплату труда (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ);
г) суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым в рамках приносящей доход деятельности (ст. 256 НК РФ);
д) прочие расходы (ст. 264 НК РФ).
3.10.5. Осуществлять распределение произведенных расходов в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена пропорционально. (указать пропорционально чему, например сумме фактически полученных доходов (количеству больных и др.)).
3.10.6. Осуществлять учет расходов по приносящей доход деятельности при методе начисления по кредиту счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (ст. 272 НК РФ).
3.11. Признавать момент определения налоговой базы в целях исчисления налога на добавленную стоимость по мере отгрузки покупателю товара (выполнения работ, оказания услуг).
3.11.1. Освободить от налогообложения лицензионные услуги (п. 2 ст. 149 НК РФ).
3.11.2. Включать в стоимость материальных ценностей и основных средств суммы НДС, приходящиеся на необлагаемые операции.
3.12. Не создавать резервы на предстоящую оплату отпусков и на ремонт основных средств.
3.13. Возложить контроль за исполнением настоящего Положения на главного бухгалтера.
3.14. Установить, что настоящее Положение вступает в силу с 01.01.2010.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Из Бюджетного кодекса РФ

распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

Цитаты из приказа №157н

АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА субъекта учета - основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных (сводных) учетных документов и отражения операций по соответствующим счетам Рабочего плана счетов при условии обеспечения полной сохранности первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

Другие статьи