Руководства, Инструкции, Бланки

утилизация лабораторных образцов img-1

утилизация лабораторных образцов

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Утилизация лабораторных образцов

/ 14_515_11_0089_Otchet_o_NIR

Отчет 599 с. 1 ч.,46 рис. 37 табл. 215источников, 11прил.

АНАЭРОБНОЕ СБРАЖИВАНИЕ, ГАЗГОЛЬДЕР, МЕТАНТЕНК, КОНСОРЦИУМ, МЕЗОФИЛЬНЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ, БИОМАССА, КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ, ТВЕРДО-БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО), УТИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ.

Объект исследования: пищевые коммунально-бытовые отходы.

1. Создание научно-технического задела в области экономически приемлемых и безопасных технологий обращения с коммунально-бытовыми отходами, обеспечивающих сокращение объемов их поступления для полигонного захоронения и снижение загрязнения окружающей среды с исключением социально-экологических и санитарно-гигиенических норм.

2. Создание научно-технического задела в области разработки комплексов по утилизации коммунально-бытовых отходов с получением газа.

- подготовлен аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы, затрагивающей научно-техническую проблему.

- проведены патентные исследования по ГОСТ 15.011-96.

- выполнены исследование, обоснование и выбор методов, средств и направления исследований.

- проведена сравнительная оценка вариантов возможных решений исследуемой проблемы.

- разработаны основы технологии утилизации коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

- разработана методика получения лабораторных образцов комплекса (многокомпонентной смеси) пищевых коммунально-бытовых отходов, подлежащих утилизации методом анаэробного сбраживания.

- получены лабораторные образцы комплекса (многокомпонентной смеси) пищевых коммунально-бытовых отходов, подлежащих утилизации методом анаэробного сбраживания.

- осуществлен подбор консорциума микроорганизмов для утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

- разработаны программа и методика проведения экспериментальных исследований утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания в лабораторных условиях.

- разработана лабораторная методика утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

- проведены экспериментальные исследования технологии утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания в лабораторных условиях.

- разработаны математические модели тепло- и массообменных процессов в реакторе анаэробного сбраживания.

- проведена технико-экономическая оценка рыночного потенциала полученных результатов.

- разработаны рекомендации по использованию результатов проведенных НИР в реальном секторе экономики, а также в дальнейших исследованиях и разработках.

- разработан проект технического задания для прикладных НИР по теме: «Разработка технологических процессов утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания».

- разработана эскизная конструкторская документация на экспериментальную установку.

- создана экспериментальная установка для утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

- проведены пуско-наладочные работы экспериментальной установки для утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

- проведены испытания установки для утилизации пищевых коммунально-бытовых отходов методом анаэробного сбраживания.

Область применения: предприятия и организации, занимающиеся утилизацией (переработкой) отходов.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

РФ - Российская федерация

ФГБОУВПО – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ВГУИТ – Воронежский государственный университет инженерных технологий;

ТБО – твердые бытовые отходы;

КБО - коммунально-бытовые отходы;

ООС – охрана окружающей среды;

ОС – окружающая среда;

СанПиН – санитарные правила и нормы;

СНиП – строительные нормы и правила;

Основанием для проведения НИР, выполняемой в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы», является Государственный контракт от «»2013 г. № 14.515.11.0089.

Рост потребления, особенно в крупных городах России, приводит к увеличению объемов образования коммунально-бытовых отходов. Существующая система управления отходами в России, ориентированная преимущественно на их захоронение, является несовершенной, ведет к загрязнению окружающего воздуха, грунтовых вод и, как следствие, - снижению качества жизни, не согласуется с принципами устойчивого развития экономики и требует коренной модернизации. Отходы, при их бесконтрольном размещении на свалках, негативно воздействуют на окружающую среду, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву, создавая определенную угрозу здоровью и жизни населения. Поэтому предотвращение попадания вредных веществ из отходов во внешнюю среду является важнейшей задачей экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами.

Актуальность проблемы утилизации (переработки) КБО, в частности пищевых, отходов вызвана целым рядом причин, к которым относятся:

- ухудшение экологической обстановки и здоровья населения, связанное с выбросом в атмосферу газов, являющихся продуктом разложения отходов, загрязнением водных источников, уничтожением плодородного слоя почв;

- образование санкционированных и несанкционированных свалок, нарушением экологических и санитарных правил, и норм;

- увеличение объема отходов, производимых, многообразие видов отходов, сложность и непостоянство их состава;

- потеря содержащихся в отходах ресурсов, которые возможно использовать вторично;

- отчуждение под свалки и полигоны значительных земельных площадей.

По данным Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) по энергоемкости ВВП Россия входит в десятку стран - мировых лидеров. По объемам только растительного возобновимого энергосырья (РВЭ), включая сельскохозяйственные и КБО, Россия занимает одно из первых мест в мире, но по уровню их использования - пока одно из последних мест. А, например, в КНР, Австралии, Бразилии, Скандинавии, Юго-Восточной Азии доля РВЭ в энергобалансе ныне достигает или превышает 15%.

Мировая практика использования различных видов утилизации бытовых отходов приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение видов утилизации бытовых отходов в различных странах, %

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области сбора и утилизации отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

В настоящее время в большинстве случаев отходы просто собираются для захоронения на полигонах, что ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах и ограничивает использование городских территорий для строительства жилых зданий. Также совместное захоронение различных видов отходов может привести к образованию опасных соединений. По данным Росприроднадзора, ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн. тонн твердых бытовых отходов и практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и не санкционированных свалках, и только 4-5% вовлекается в переработку. Это прежде все связано как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий - переработчиков, которых по стране насчитывается всего порядка 400 единиц (389), из них: комплексов по переработке ТБО всего 243, комплексов по сортировке - 53, мусоросжигающихзаводов -около 10.

В соответствие с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 28.04.2012г. № Пр-1102, 10 основным направлениями обращения с отходами являются: предупреждение и сокращение образования отходов; развитие инфраструктуры их обезвреживания и поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обработку в целях обеспечения экологической безопасности при хранении и захоронении. В странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов: социальных, экономических, нормативно-правовых, управленческих, технических. В настоящее время технологии обращения с отходами можно разделить, (в том числе, с точки зрения экологических последствий) на технологии их сбора и разделения, захоронения на полигонах ТБО и переработки различными способами, в том числе термическими. Среднегодовая доля пищевых отходов в составе ТБО составляет 35% по массе. Эта группа отходов преобладает в составе ТБО.

Патентный поиск показал, что утилизацией бытовых и промышленных отходов органического происхождения методом анаэробного сбраживания занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Анализ патентных источников позволил установить состояние техники, относящейся к переработке и утилизации отходов, которые будут рассматриваться в настоящей научно-исследовательской работе. При практически неизменной технологии все предлагаемые установки отличаются лишь схемой цепи аппаратов. С учетом проведенных патентных исследований для последующей НИР и разработки рекомендаций к выполнению НИОКР по созданию универсального способа, назначение которого должно состоять в технологии сбора и утилизации пищевых отходов в местах образования методом анаэробного сбраживания. Проведенный патентный поиск подтвердил тот факт, что предлагаемый в НИР метод комплексной переработки отходов, включающий утилизацию пищевых КБО методом анаэробного сбраживания, станет новым этапом в решении проблемы охраны окружающей среды от исследуемого перечня материалов (отходов).

02.04.2015 99.33 Кб 0 134_balance-2008-hl_1.xls

Другие статьи

Методическая разработка по химии по теме: Методические рекомендации для выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине - quot; Химия - quot;

Методическая разработка по химии по теме:
Методические рекомендации для выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине "Химия" ( технический профиль)

Практическая работа № 1

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов .………………………. ……………………………………… 7

Лабораторная работа № 2

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.…………………………………………………………………………… 9

Практическая работа № 3

Приготовление раствора заданной концентрации. ……………………… 11

Лабораторная работа № 4

Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. …………………………………………… 13

Лабораторная работа № 5

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. …………… 15

Лабораторная работа № 6

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. …………………………………. 17

Лабораторная работа № 7

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды……………… 19

Лабораторная работа№ 8

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.……………………………………………………………………. 21

Лабораторная работа№ 9

Ознакомление с коллекциями неметаллов, металлов и сплавов. ……… 24

Лабораторная работа№ 10

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач. ………………………………………. 26

Раздел 2. Органическая химия

Лабораторная работа№ 11

Изготовление моделей органических веществ. …………………………. 29

Лабораторная работа№ 12

Ознакомление с коллекцией образцов угля, нефти и продуктов их переработки. …………………………………………………………………. 31

Лабораторная работа№ 13

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. …………………………………………. 33

Лабораторная работа№ 14

Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. ……………… 37

Практическая работа №15

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. ………………………. 39

Правила техники безопасности ………………………………… 42

Оказание первой медицинской помощи ………………………… 43

Список литературы ………………………………………………… 44

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке поможет студентам выполнить эти работы. В приложении к указаниям приведены справочные таблицы, правила техники безопасности и мероприятия по оказанию первой помощи. Методические указания выполнены в соответствии с рабочей программой составленой на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). В ней предусмотрено 30 часов на проведение практических и лабораторных занятий.

Пособие поможет студентам совершенствовать практические умения и закрепить теоретические знания по дисциплине «Химия».

Пособие состоит из двух частей: первая посвящена лабораторным работам по общей и неорганической химии; вторая – по органической химии.

Описаны методики выполнения лабораторных работ, приведены контрольные вопросы, фиксирующие внимание студентов на наиболее важные этапы изучаемого материала. Контрольные вопросы составлены на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты должны наблюдать за ходом эксперимента, отмечать все его особенности (изменение цвета, тепловые эффекты, выпадение осадка, образование газообразных веществ). Результаты наблюдений записывают в тетради для лабораторных работ, поддерживаясь определенной последовательности:

- дата выполнения, название лабораторной работы;

- краткие теоретические сведения, касающиеся данной работы;

- зарисовка схемы установки (выполняется карандашом);

- результаты опытов должны быть внесены в таблицу;

В приложении к пособию приведены справочные таблицы, правила техники безопасности и мероприятия по оказанию первой помощи.

Рекомендации по составлению письменного отчета о выполненной практической работе.

«Ход опыта» записывается кратко, вместо словесного описания последовательности действий используется рисунок. Обязательно указываются условия осуществления химических реакций.

В графе «Наблюдения» рисунок или схема поясняются следующими обозначениями:

- образование осадка: v Указывается цвет осадка и его характер (мучнистый, творожистый, студенистый); - выделение газообразного вещества: ^ Указывается цвет газа, запах, плотность.

В графе «Уравнения реакций» учащиеся могут выражать только сущность реакций ионного обмена, т.е. записывать только сокращенные ионные уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных реакций записываются молекулярное уравнение реакции, выражается ее сущность методом электронного баланса или электронно-ионным методом. Указываются названия процессов и функции веществ.

Особого внимания требует заполнение графы «Вывод». Вывод должен соответствовать условию задачи, быть полным и обоснованным.

Практическая работа 1

Тема: Моделирование построения периодической таблицы химических элементов.

Цель: Овладение умением по моделированию периодической таблицы химических элементов.

Задача: Закрепить знания по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов».

Обеспечивающие средства. Периодическая система элементов.

Д.И. Менделеев определил, что общее у всех элементов – атомная масса. Свойства элементов зависят периодически от атомных масс. Учение о строении атомов вскрыло глубокий физический смысл периодического закона. Главной характеристикой атома является не атомная масса, а положительный заряд ядра атома. Теория строения атомов объясняет периодическое изменение свойств элементов. Свойства химических элементов и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома. Периодический закон записан графически в виде таблицы. Периодическая таблица химических элементов имеет горизонтальные ряды – периоды. в которых прослеживается периодичность изменения свойств элементов от металлических свойств к неметаллическим свойствам. А также вертикальные ряды – группы. в которых объеденены химические элементы, соединения которых имеют сходные свойства.

При моделировании построения периодической таблицы необходимо рассмотрите периодичность изменения свойств химических элементов в ряду: H, He, Li, Be, B, C, N, O, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl, Ar. Затем разбейте этот ряд на горизонтальные и вертикальные ряды согласно вопросам задания. В итоге объедините эти ряды в прямоугольную таблицу, укажите номер периода, группы, порядковый номер химического элемента.

1. Расположите в порядке возрастания заряда ядра атома химические элементы 1,2,3 периодов.

2. Установите зависимость изменения химических свойств элементов от увеличения заряда ядра атома.

3. Расположите химические элементы в горизонтальные ряды в зависимости от увеличения заряда ядра атома и периодичности изменения свойств химических элементов.

4. Расположите химические элементы в вертикальные ряды в зависимости от числа электронов на последнем энергетическом уровне.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

5. Постройте модель периодической таблицы для данных химических элементов. Укажите номер периода, группы и порядковый номер химического элемента.

6. Установите зависимость изменения химических свойств элементов и их соединений от заряда ядра атома в периодах и группах.

1. Какой ряд называется периодом? Какое число периодов имеет периодическая таблица?

2. Какой физический смысл имеет порядковый номер химического элемента и номер периода с точки зрения строения атома?

3. Как изменяются свойства химических элементов в группах главных подгруппахи в периодах?

4. Что объединяет химические элементы, входящие в одну группу? Какое число групп имеет периодическая таблица?

1.Запишите современную формулировку периодического закона.

2. Какое строение атома имеют химические элементы неметаллы и металлы?

3. Объясните, почему с ростом заряда ядра атома в периодах растут неметалические свойства элементов, а металлические уменьшаются?

4. Объясните, какой элемент Na или K обладает большими металлическими свойствами?

1. Какой химический элемент обладает большими неметаллическими свойствами сера или хлор, сера или кислород? Ответ сформулируйте с точки зрения строения атома и периодического закона.

2. Запишите электронные формулы строения атомов с порядковым номером 17 и 20. Какие свойства проявляют эти элементы? Какова их валентность?

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 2

Тема. Приготовление суспензии карбоната кальция. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цель: Овладение умениями приготовления дисперсионных систем, навыками определения их свойств и работы с микроскопом.

Задача: Закрепить знания по теме « Строение вещества».

Реактивы и оборудование: Карбонат кальция (мел), моторное масло, вода. Химические стаканы, стеклянные палочки, микроскопы.

Дисперсные (раздробленные) системы являются гетерогенными, в отличие от истинных растворов (гомогенных). Они состоят из сплошной непрерывной фазы – дисперсионной среды и находящихся в этой среде раздробленных частиц того или иного размера и формы – дисперсной фазы.

Обязательным условием существования дисперсных систем является взаимная нерастворимость диспергированного вещества и дисперсионной среды.

Дисперсные системы классифицируют:

1. по степени дисперсности;

2. по агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсионной среды;

3. по интенсивности взаимодействия между ними;

4. по отсутствию или образованию структур в дисперсных системах.

В зависимости от рамеров частиц дисперсной фазы дисперсные системы бывают в виде взвесей и коллоидов.

Взвеси (размер дисперсной фазы более 100нм) - эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Коллоидные растворы (размер дисперсной фазы от 1 до 100нм) – гели, золи.

Агрегатное состояние дисперсных систем бывает разным и обозначается двумя буквами.

Например: аэрозоль обозначается Г-Ж.

Г – газообразная дисперсионная среда, Ж – жидкая дисперсная фаза.

1. Приготовление суспензии мела.

В химический стакан поместите небольшое количество порошка мела и прилейте немного воды. Все тщательно перемешайте. Запишите наблюдения.

Поместите каплю, суспензии на стеклянную пластину и рассмотрите под микроскопом.

Сформулируйте вывод о свойствах суспензии и схематически запишите агрегатное состояние дисперсной системы.

2. Приготовление эмульсии моторного масла.

В химический стакан поместите небольшое количество моторного масла и прилейте немного воды. Все тщательно перемешайте. Запишите наблюдения.

Поместите каплю, эмульсии на стеклянную пластину и рассмотрите под микроскопом.

Сформулируйте вывод о свойствах суспензии и схематически запишите агрегатное состояние дисперсной системы.

1. Что такое смеси? Какими бывают смеси?

2. Выпишите в один ряд природные смеси, а в другой чистые вещества:

мел, карбонат натрия, песок, известь, оксид кремния, гидроксид натрия, мрамор, гипс, железная руда.

3. Какие смеси называются дисперсными?

4.Что показывает степень дисперсности?

5. Что такое монодисперсная и полидисперсная система?

6.Какие дисперсные системы называются свободнодисперсными и связнодисперсными?

7.Какие агрегатные состояния бывают у дисперсных систем, как называют и схематически записывают такие дисперсные системы?

Ответ на 7 вопрос оформите в виде таблицы:

Лабораторная работа 3

Тема: Приготовление раствора заданной концентрации.

Цель: Овладение навыками приготовления растворов определенной концентрации, с соблюдением правил техники безопасности.

Задача: Закрепить знания по теме « Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».

Реактивы и оборудование: Хлорид натрия (NaCl), 60% конценрированная серная кислота, дистиллированная вода, весы, бюксы, мерная колба (100мл).

Раствор – гомогенная система, состоящая из растворенного вещества и растворителя.

При решении задач пользуются формулами:

W Р.В. = m Р.В. / m Р-РА.

m р-ра = m Р.В. + m Н2О

m Р-РА – масса раствора, г.

m Р.В. – масса растворенного вещества, г.

m Н2О – масса воды, г.

W Р.В. - массовая доля растворенного вещества.

10% раствор вещества содержит 10г растворенного вещества и 90г воды в 100г раствора.

Например: Определите массовую долю растворенного вещества, если 10 г его содержится в 100 г раствора. Какая масса воды содержится в растворе.

Дано: m Р.В. = 10 г ; m р-ра = 100 г

Найти: W Р.В.; m Н2О

1. W Р.В. = ; W Р.В. = = 0,1

2. mн 2 о = m р-ра – mр.в.; mн 2 о = 100 – 10 = 90 г

1.Приготовление 2% раствора соли.

Взвесьте в бюксе 2г хлорида натрия и пересыпьте через воронку в колбу на 100мл. Затем в колбу добавьте воды до метки. Полученный раствор имеет 2% концентрацию NaCl в 100г раствора или 0,02 массовую долю NaCl в 100г раствора.

2. Приготовление 100 мл 10% раствора серной кислоты.

Раствор готовят из 60% концентрированного раствора серной кислоты плотностью 1,5 г/мл. Для этого мензуркой отмеряют 11 мл 60% концетрированной серной кислоты и мерным цилиндром 100-11=99 мл воды. Воду выливают в колбу, а затем добавляют из мензурки кислоту. Полученный раствор содержит 0,1 массовую долю H 2 SO 4.

1. Что такое растворы?

2.Из чего складывается масса раствора?

3. Как определяется массовая доля растворенного вещества в растворе?

4. Как приготовить10% раствор щелочи NaOH? Какая масса NaOH и воды содержится в таком растворе?

5. Решите задачу

Определите массовую долю растворенного вещества, если 20 г его содержится в 150 г раствора?

Чему равна масса раствора, если 10г вещества растворили в100г воды?

Определите массовую долю (%) KOH в растворе, если 40г KOH растворили в воде массой 160г.

Чему равна масса растворенного вещества, если в200 г раствора массовая доля вещества составляет 0,2.

К 200 граммам раствора, содержащего 0.3 массовые доли растворенного NaCl, добавили 100 граммов воды. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе.

Определите массу воды, которая содержится в растворе массой 300 г с массовой долей растворенного вещества равной 0,5?

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 4

Тема: Взаимодействие кислот с металлами, с оксидами металлов, с основаниями и солями.

Цель: Овладение умениями проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства кислот.

Задача: Закрепить знания по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства».

Реактивы и оборудование: Растворы NaOH, H 2 SO 4. CuSO 4. Na 2 CO 3. индикатор метилоранж; Zn; CuO. Штатив с пробирками, горелка

Кислоты – электролиты диссоциирующие в воде на ионы водорода и ионы кислотного остатка.

H 2 SO 4 - 2H + + SO 4 2-

- разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода, или имеющие меньший электродный потенциал, чем водород:

2HCl + Zn = ZnCl 2 + H 2 ;

- взаимодействуют с оксидами металлов:

2HCl + ZnО = ZnCl 2 + H 2 О;

- взаимодействуют с основаниями и щелочами:

2HCl + Cu(OH) 2 v = CuCl 2 + 2H 2 О

HCl + NaOH = NaCl + H 2 О

- взаимодействуют с солями слабых кислот

FeS + 2HCl = H 2 S + FeCl 2

1.Взаимодействие кислоты с металлом.

В пробирку поместите гранулу цинка и прилейте раствор серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2. Взаимодействие кислоты с оксидом металла.

В пробирку поместите небольшое количество оксида меди (CuO)и прилейте раствор серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3. Взаимодействие кислоты с основаниями.

3.1. В пробирку прилейте 2мл раствора серной кислоты и добавьте 2капли индикатора метилоранжа, а затем прилейте щелочь NaOH до изменения окраски раствора.

Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3.2. В пробирку с основанием Cu(OH) 2 прилейте раствор серной кислоты до растворения осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

4. Взаимодействие кислоты с солями.

В пробирку прилейте 2мл раствора карбоната натрия (Na 2 CO 3 ) и добавьте 2мл серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

1. Какие соединения называются кислотами?

2.Запишите химические формулы следующих кислот: серной, азотной, соляной, фосфорной, угольной, кремниевой.

3. Закончите реакцию: 2HCl + Ca(OH) 2 = 2H 2 О +?

1. Выберите, какие вещества относятся к кислотам: NaCl; Cu (OH) 2 ; HNO 3 ; Na 2 SO 4 ; H 2 CO 3.

2. Допишите предложение: Кислоты это электролиты, …

3. Напишите реакцию: Na 2 S + HNO 3 =. +.

1. Запишите реакции диссоциации кислот: H 2 CO 3 ; H 2 S.

2.Какие индикаторы уазывают на кислую среду раствора?

3. Выполните упражнение: SO 2 > SO 3 > H 2 SO 4 > Na 2 SO 4

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 5

Тема: Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Цель: Овладение навыками проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства оснований.

Задача: Закрепление знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства».

Реактивы и оборудование. штатив с пробирками, горелка, держатель, растворы NaOH, CuSO 4. FeCl 3. индикаторы фенолфталеин, красный лакмус, метиловый оранжевый.

Основания – электролиты диссоциирующие в воде на ионы металлов и гидроксогрупп.

Ca (OH) 2 - Ca 2+ + 2OH -

Основания бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде.

Ca (OH) 2 - Ca 2+ + 2OH -

Называются основания гидроксидами: Ca (OH) 2 – гидроксид кальция;

Fe (OH) 2 – гидроксид железа (II); Fe (OH) 3 – гидроксид железа (III)

Химические свойства оснований.

1. Щелочи взаимодействуют:

- с кислотными оксидами 2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O

- с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

- с солями, если образуется нерастворимое основание

2NaOH + ZnCl 2 = 2NaCl +Zn(OH) 2 v

2. Основания разлагаются при нагревании:

Zn (OH) 2 v > ZnO + H 2 O

Основания взаимодействуют с кислотами:

Zn (OH) 2 v + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O

1.Испытание раствора щелочи индикаторами.

В три пробирки поместите 2мл раствора щелочи NaOH. В первую пробирку добавьте 1 каплю фенолфталеина, во вторую 1 каплю красного лакмуса, в третью 1 каплю метилового оранжевого. Запишите наблюдения.

2. Взаимодействие щелочи с солью.

В пробирку поместите 2 мл раствора соли FeCl 3 и прилейте щелочи до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3.Разложение нерастворимого основания.

В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO 4 и 4мл раствора щелочи NaOH. Полученный осадок Cu(OH) 2 является нерастворимым основанием. Пробирку с осадком нагрейте на горелке. Запишите наблюдения и химические реакции.

1. Какие соединения называются основаниями?

2. Запишите названия следующих оснований: NaOH; Ca(OH) 2

3. Закончите реакцию: CuCl 2 + NaOH = NaCl +?

1 .Какие основания относятся к растворимым основаниям?

2. Выберите, какие вещества относятся к основаниям: NaCl; Cu(OH) 2 ; HNO 3 ; NaOH; H 2 CO 3.

3.Запишите формулы следующих оснований: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).

1. Запишите реакции диссоциации оснований: Fe (OH) 3 ; Cu(OH) 2

2. Какие индикаторы указывают на щелочную среду раствора щелочей

3. Осуществить превращение: Fe > FeO > FeCl 2 > Fe (OH) 2 > FeSO 4

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 6

Тема: Взаимодействие солей с металлами, с солями. Гидролиз солей различного типа.

Цель: Овладение навыками проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства солей.

Задача: Закрепление знаний по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства».

Реактивы и оборудование: Металлы Zn, Fe; растворы солей Pb(NO) 3. CuSO 4. Na 2 CO 3. ZnSO 4. BaCl 2. KI,штатив с пробирками, индикаторы фенолфталеин и метиловый оранжевый.

Соли – электролиты диссоциирующие на ионы металла и кислотного остатка.

Ca (NO 3 ) 2 - Ca 2+ + 2NO - 3

- с солями, усли образуется нерастворимая соль 3Na 2 S + 2FeCl 3 = 6NaCl + Fe 2 S 3 v

- с металлами, более активный металл вытесняет из раствора соли менее активный

CuCl 2 + Zn = ZnCl 2 + Cu

- со щелочами 2NaOH + ZnCl 2 = 2NaCl +Zn(OH) 2 v

- с более сильными кислотами, чем кислота, образующая соль FeS + 2HCl = H 2 S + FeCl 2

Гидролиз соли это реакция взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется ион слабого основания и меняется реакция среды раствора.

Гидролизу подвергаются соли, в состав которых входит ион слабого электролита. Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, то в результате гидролиза среда раствора соли станет щелочной и наоборот.

1. Взаимодействие солей с металлами.

1.1. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO 3 ) 2 и опустите гранулу цинка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

1.2. В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO 4 и опустите немного железных опилок. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

2. Взаимодействие солей с солями.

2.1. В пробирку поместите 2мл раствора соли ZnSO 4 и прилейте раствора соли BaCl 2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

2.2. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO 3 ) 2 и прилейте раствора соли KI до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3. Гидролиз солей различного типа.

3.1.В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли ZnSO 4. в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Укажите среду раствора соли и запишите химическую реакцию гидролиза соли.

3.2. В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли Na 2 CO 3. в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Укажите среду раствора соли и запишите химическую реакцию гидролиза соли.

3.3. В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли BaCl 2. в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Запишите наблюдения.

1.Какие соединения называются солями?

2. Запишите названия солей: ZnSO 4 ; BaCl 2.

3. Допишите предложение: Гидролизом соли называется…

1. Запишите формулы солей: сульфата меди (II); нитрата кальция.

2. Какие типы солей подвергаются гидролизу?

3. Закончите реакцию: Na 2 S + FeCl 2 =? +.

1. Запишите диссоциацию солей: Na 2 CO 3 ; FeCl 2.

2. Выберите соли, подвергающиеся гидролизу, укажите реакцию среды раствора: BaCl 2 ; FeCl 2 ; Na 2 S; NaNO 3.

3. Запишите превращение: CuO > Cu SO 4 > Cu(OH) 2 > CuO

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 7

Тема: Реакции, идущие с образованием газа, осадка и воды.

Цель: Овладение умениями проведения различных типов химических реакций, с соблюдением правил техники безопасности.

Задача: Закрепление знаний по теме «Химические реакции».

Реактивы и оборудование: Штатив с пробирками, держатель, растворы NaOH. H 2 SO 4 ,CuSO 4. Na 2 CO 3. NH 4 Cl, Na 2 SO 4. ZnSO 4. BaCl 2. Na и вода.

Необратимые реакции протекают до конца, если выполняется три условия: выпадает осадок, образуется газообразное вещество и образуется малодиссоциирующее вещество (вода).

NaCl + AgNO 3 = AgClv + NaNO 3 молекулярное уравнение

Na + + Cl - + Ag + + NO 3 - = AgClv + Na + + NO 3 — полное ионное уравнение

Ag + + Cl - = AgClv сокращенное ионное уравнение

Образование газообразного вещества.

(NH 4 ) 2 S + 2HCl = 2NH 4 Cl + H 2 S^

2NH 4 + + S 2- + 2H + + 2Cl - = 2NH 4 + + 2Cl - + H 2 S^

2H + + S 2- = H 2 S^

H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O

2H + + SO 4 2- + 2K + + 2OH - = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O

2H + + 2OH - = 2H 2 O

1.Реакции, идущие с образованием газа

1.1. В пробирку поместите 2 мл раствора соли NH 4 Cl и прилейте такое же количество щелочи NaOH. Пробирку нагрейте до появления запаха аммиака. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.2. В пробирку поместите 2 мл раствора соли Na 2 CO 3 и прилейте 1 мл раствора

серной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.3. В пробирку поместите 2 мл воды и опустите небольшой кусочек натрия. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2. Реакции, идущие с образованием осадка

2.1. В пробирку поместите 2 мл раствора соли CuSO 4 и прилейте 4мл раствора NaOH.

Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2.2. В пробирку поместите 2 мл раствора соли Na 2 SO 4 и прилейте 2 мл раствора BaCl 2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

3. Реакции, идущие с образованием воды

3.1. В пробирку поместите 2мл раствора H 2 SO 4 и 1 каплю индикатора метилового оранжевого, затем прилейте щелочи NaOH до изменения окраски раствора. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

3.2. В пробирку поместите 2мл раствора ZnSO 4 и по капелькам до образования осадка добавьте раствор щелочи NaOH. К полученному осадку прилейте H 2 SO 4 до его растворения. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1. При каких условиях возможны необратимые реакции?

2. Возможна ли реакция: HCl + KOH = H 2 O + KCl

1. Запишите типы химических реакций по имеющимся классификациям.

2. Допишите реакцию: ZnCl 2 + NaOH =. +. Почему возможна эта необратимая реакция?

1. Запишите типы химических реакций по имеющимся классификациям, проделанных в лабораторной работе.

2. Запишите необратимую реакцию, которая протекает с выделением осадка.

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 8

Тема: Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от ее концентрации и природы металла. Зависимость скорости взаимодействия серной кислоты с оксидом меди (II) от температуры.

Цель: Овладение умениями проведения химических реакций и навыками определения зависимости скорости химической реакции от концентрации, температуры и от природы вещества.

Задача: Закрепление знаний по теме «Химические реакции».

Оборудование и реактивы: Металлы Mg, Zn, Fe; растворы кислот 5% HCl,10% HCl, 20% HCl, H 2 SO 4 ; оксид CuO (II). Штатив с пробирками, держатель, горелка, градусник.

Химические реакции происходят во времени и поэтому характеризуются той или иной скоростью. Многие химические реакции протекают мгновенно, т.е. превращение одних веществ в другие заканчивается в десятитысячные и миллионные доли секунды. Часто скорость одной и той же химической реакции изменяется в зависимости от условий.

Чтобы судить о скорости химической реакции, надо знать, как изменяется концентрация в определенные промежутки времени. Концентрацию в данном случае выражают числом молей вещества, содержащегося в одном литре раствора. Если в течение промежутка времени (t) концентрации одного из реагирующих веществ уменьшилась от С 1 до С 2. то средняя скорость реакции за этот промежуток времени была:

Скорость химических реакций зависит от концентрации участвующих в них веществ, температуры, катализатора, природы реагирующих веществ,

величии поверхности соприкосновения веществ.

Давление влияет на скорость химических реакций не непосредственно, а

через увеличение концентрации реагирующих веществ, находящихся в

Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению молярных концентраций реагирующих веществ. Этот закон, открытый Гульдбергом и Ваге в 1867 голу получил название закона действующих масс.

Так для реакции: А + В = С

К – коэффициент пропорциональности или константа скорости,

[A] и [?] – концентрации веществ А и В.

Константа скорости – величина постоянная для данной реакции. Она не зависит от времени и концентрации, а зависит от природы реагирующих веществ и температуры.

Известно, что многие химические процессы значительно ускоряются при повышении температуры, рост которой усиливает скорость движения молекул, увеличивая тем самым число столкновений между ними.

Как правило, в большинстве случаев повышение температуры на 10 0 скорость увеличивается от двух до четырех раз (правило Вант – Гоффа). Число, характеризующее ускорение реакции при нагревании на 10 0. называется температурным коэффициентом скорости.

V t = V t1 ? ?. где V t1 – скорость реакции после повышения температуры до t 2

V t – начальная скорость реакции при температуры t 1

? – температурный коэффициент реакции, т.е. число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры реагирующих веществ на 10 градусов.

В обратимых реакциях, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции называется химическим равновесием. Переход из одного состояния равновесие в другое называется смещением химического равновесия. Правило смещения химического равновесия под влиянием давления, температуры и концентрации веществ сформулировал Ле-Шателье ( принцип Ле-Шателье): Если на систему, находящуюся в равновесии, произвести внешнее воздействие, то равновесие сместится в сторону, препятствующее этому воздействию.

1. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

1.1. В пробирку поместите небольшое количество порошка Mg и прилейте 2мл

раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.2. В пробирку поместите гранулу Zn и прилейте 2мл раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

1.3. В пробирку поместите небольшое количество опилок Fe и прилейте 2мл раствора HCl. Запишите наблюдения и химическую реакцию. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от природы вещества.

2. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

В три пробирки налить растворы: в первую 3мл серной кислоты, во вторую 2мл серной кислоты и 1мл воды, в третью 1мл кислоты и 2мл воды. В каждую пробирку опустить гранулу цинка.

Запишите наблюдения. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

3. Зависимость скорости взаимодействия серной кислоты с оксидом меди (II) от температуры.

В две пробирки поместите небольшое количество порошка CuO и прилейте 2мл раствора H 2 SO 4 в каждую пробирку. Одну из пробирок нагрейте. Запишите наблюдения и химическую реакцию. Сформулируйте зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

1. Дайте определение скорости химической реакции?

2. Перечислите факторы, влияющие на скорость химической реакции.

3. Запишите выражение для скорости прямой и обратной реакции в химическом уравнении: 2SO 2 + O 2 - 2SO 3

1. Дайте определения закона действия масс.

2. Во сколько раз увеличится скорость в химической реакции

2SO 2 + O 2 - 2SO 3. если концентрацию реагирующих веществ увеличить в 3 раза?

3. Сформулируйте принцип Ле-Шателье.

1. Когда наступает химическое равновесие в обратимых реакциях?

2. Перечислите факторы, влияющие на смещение химического равновесия.

3. Определите, в какую сторону сместится равновесие в реакции

2SO 2 + O 2 - 2SO 3 +Q, если увеличить давление реагирующих веществ уменьшить температуру.

Лабораторная работа 9

Тема: Ознакомление с коллекциями неметаллов, металлов и их сплавов.

Цель: Получить навыки на основе коллекционного материала и учебного пособия знакомиться с физическими свойствами неметаллов, металлов и сплавов и умения заполнять таблицу.

Задача: Закрепить знания по теме: «Металлы и неметаллы».

Оборудование: Коллекции неметаллов, металлов, сплавов. Учебное пособие Ю.М. Ерохин «Химия»

Неметаллы – химические элементы атомы, которых на последнем энергетическом уровне содержат более трех электронов и которые способны, вступая в химические реакции чаще принимать электроны. В химических реакциях неметаллы проявляют окислительные и восстановительные свойства. Неметаллы обладают электроотрицательностью. Электроотрицательность зависит прямопропоционально от увеличения заряда ядра атома и обратнопропоционально от увеличения размера атома.

С физическими свойствами неметаллов Si, P, C, S, I 2 можно ознакомиться по учебному пособию Ю.М. Ерохин с. 91;112; 141; 153; 162.

Металлы это химические элементы атомы, которых на последнем энергетическом уровне содержат 1-3 электрона и которые, вступая в химические реакции способны отдавать электроны. Металлы являются восстановителями. Восстановительная способность зависит прямопропорцинально увеличению размера атома и обратнопропоционально заряду ядра атома.

С общими физическими свойствами металлов можно познакомиться по учебному пособию Ю.М. Ерохин с.174.

Металлы образуют различные сплавы. В жидком состоянии металлы растворяются друг в друге и образуют однородный жидкий сплав. При кристаллизации образуют твердый раствор. Наибольшее применение в промышленности имеют цветные сплавы на основе меди, олова, цинка, алюминия. Черная металлургия изготавливает сплавы на основе железа.

С физическими свойствами некоторых сплавов можно познакомиться по учебному пособию Ю.М. Ерохин с.170.

1. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Рассмотрите коллекцию неметаллов Si, P, C, S, I 2. Запишите их физические свойства, т.е. агрегатное состояние, цвет, твердость, блеск.

2. Ознакомление с коллекцией металлов.

Рассмотрите коллекцию металлов. Запишите их физические свойства - агрегатное состояние, цвет, твердость, блеск.

3. Ознакомление с коллекцией сплавов.

Рассмотрите коллекцию сплавов. Запишите их физические свойства - агрегатное состояние, цвет, твердость, блеск. Запишите название и состав сплавов.

Наблюдения занесите в таблицу.

1.Какие химические элементы называются металлами с точки зрения строения атома?

2. Какие химические элементы называются неметаллами с точки зрения строения атома?

3.По каким физическим свойствам металлы отличаются от неметаллов?

4. Какие соединения называют сплавами?

1. Какие металлы являются основой цветных сплавов?

2. Какой металл является основой черных сплавов?

3. Что такое легирующая добавка в сплавы? Приведите примеры легирующих добавок.

4.Какие неметаллы способны проводить электрический ток?

1. Какие кристаллические решетки у неметаллов?

2. Какая кристаллическая решетка у металлов?

3. Почему металлыи некоторые неметаллы проводят электрический ток, теплопроводны, имеют металлический блеск?

4.Составьте электронные формулы атомов с порядковым номером 26 и 33. Определите характер и валентность элементов.

Сформулируйте вывод по работе.

Практическая работа 10

Тема: Получение, собирание и распознавание газов.

Цель: Развитие навыков получения, собирания и распознавания водорода, аммиака, углекислого газа.

Задача: Закрепление знаний по теме «Металлы и неметаллы».

Реактивы и оборудование: Штативы, пробирки с газоотводными трубками, держатели, спички, сосуд с водой. Растворы HCl, NaOH, Ca(OH) 2 ; CaCO 3 (мрамор), NH 4 Cl, универсальная лакмусовая бумажка.

Водород – бесцветный газ, без запаха. В 14,4 раза легче воздуха, обладает наибольшей диффузионной способностью, а отсюда и высокой теплопроводностью. Плохо растворяется в воде, но может растворяться в некоторых металлах.

В лаборатории водород получают:

взаимодействием цинка с разбавленной хлороводородной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

растворением алюминия в щелочах:

2Al +2NaOH + H 2 O = 2NaAlO 2 + 3H 2

Кислород – бесцветный газ, не имеет вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, малорастворим в воде.

В лаборатории кислород получают:

2KCl = 2KCl + 3O 2

2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

Оксид углерода (IV) – бесцветный, негорючий газ, тяжелее воздуха, в воде растворяется незначительно. В твердом состоянии легко получается путем испарения жидкой СО 2. находящейся под давлением. Твердая СО 2 называется сухим людом.

Оксид углерода (IV) (углекислый газ) можно получить:

При горении угля в избытке кислорода:

При разложении карбонатов и гидрокарбонатов:

СаСО 3 = СО 2 + СаО

Действием на карбонат хлороводородной кислоты:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

При действии метана с водяным паром и кислородом:

2СН 4 + 2Н 2 О + О 2 = 2СО 2 + 4Н 2

Аммиак – бесцветный газ, легче водуха, с резким запахом,хорошо растворим в воде с образованием щелочи:

NH 3 + H 2 O = NH 4 OH

Аммиак в лаборатории получают:

Действием на хлорид аммония щелочью при нагревании:

NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 ^ + H 2 O

При нагревании гидроксида аммония:

NH 4 OH > NH 3 ^ + H 2 O

1. Получение, собирание и распознавание водорода.

В пробирку с притертой крышкой и газоотводной трубкой поместите несколько гранул Zn и прилейте 4 мл раствора HCl. Соберите выделяющийся газ водород методом вытеснения из воды, для этого поместите пробирку в сосуд с водой и введите в нее газоотводную трубку. Для распознавания водорода поднесите к отверстию газоотводной трубки горящую лучину.

Произойдет хлопок. Запишите наблюдения и химические реакции.

2. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

В пробирку с притертой крышкой и газоотводной трубкой поместите несколько кусочков мрамора (CaCO 3 ) и прилейте 4мл раствора HCl. Соберите выделяющийся газ методом вытеснения воздуха, для этого газоотводную трубку поместите в другую пробирку. Газ соберется на дне пробирки. Для распознавания CO 2 в пробирку с собранным газом внесите горящую лучинку, она должна потухнуть. А так же пропустите выделяющийся газ через раствор Ca(OH) 2 ,раствор станет мутным. Запишите наблюдения и химические реакции.

3. Получение, собирание и распознавание аммиака.

В пробирку с притертой крышкой и газоотводной трубкой поместите сухую соль хлорида аммония ( NH 4 Cl) и прилейте 2мл раствора NaOH. Соберите выделяющийся газ методом вытеснения воздуха, для этого газоотводную трубку поместите в другую пробирку с перевернутым дном. Для распознавания NH 3 поместите пробирку с собранным газом в сосуд с водой. Вода наполнит пробирку, в полученный раствор внесите лакмусовую бумажку. Лакмусовая бумажка станет синей, так как образовался раствор аммиака (NH 4 OH)и появится резкий запах. Запишите наблюдения и химические реакции.

Сделайте вывод по работе.

1. Каким способом собирают газ водород? Почему?

2. Каким способом собирают углекислый газ CO 2. Почему?

3. Каким способом собирают газ аммиак? Почему?

4. Какие из полученных газов хорошо растворяются в воде, и какие вещества при этом образуются?

5. Зарисуйте схемы приборов для получения газов.

6. Решите задачу

Какой объем водорода при н.у. выделится при взаимодействии 64 г цинка с серной кислотой?

При взаимодействии с 53,5г хлорида аммония с гидроксидом натрия выделился газ среким запахом и вода. Определите оъем газа при н.у. и объм воды?

При взаимодействии 110г известняка, содержащего 0,9 массовых долей карбоната кальция с соляной кислотой выделился газ.Определите объем газа при н.у.

Лабораторная работа 11

Тема: Изготовление моделей молекул органических веществ.

Цель: Развитие навыков пространственного изображения молекул метана, этана, этена, этина, бензола.

Задача: Закрепление знаний по теме « Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений».

Оборудование: Пластилин, металлические стержни, бумага, клей, заготовки бумажных моделей. транспортир.Учебное пособие Габриелян О.С. «Химия»

В предельных углеводородах (алканы) все углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp 3. и образуют одинарные ? – связи. Угол связи составляет 109,28 о. Форма молекул правильный тетраэдр.

В молекулах алкенов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp 2. и образуют двойные связи ? и ? – связи. Угол связи ? составляет 120 о. а ? – связь распологается перпендикулярно связи ?. Форма молекул правильный треугольник.

В молекулах алкинов углеродные атомы находятся в состоянии гибридизации sp. и образуют тройные связи одну ? и две ? – связи. Угол связи ? составляет 180 о. а две ? – связи распологаются перпендикулярно друг друга. Форма молекул линейная (плоская).

В молекуле бензола C 6 H 6 шесть атомов углерода связаны ? – связью. Угол связи составляет 120 о. Состояние гибридизации sp 2. В молекуле образуется

6 ? – связь, которая принадлежит шести атомам углерода.

Для пространственного изображения молекул органических веществ важно знать, к какому классу веществ относится соединение, угол связи, форму молекул.

Например: Метан (СH 4 ) относится к классу алканов. Атомы находятся в состоянии гибридизации sp 3. значит угол связи 109,28 о. форма молекулы тетраэдр, между атомами одинарная ? – связь. Для построения молекулы шаростержневым способом нужно заготовить 4 шара из пластилина. Один шар (атом углерода) большего размера и черного цвета, а три атома (водорода) одинакового размера красного цвета. Соединить шары металическими стержнями под углом 109,28 о.

Полусферическая модель атома изготавливается также только шары соединяются методом вдавливания в друг друга.

1. Изготовление моделей молекул органических веществ СH 4. C 2 H 6. C 2 H 4. C 2 H 2. C 6 H 6.

1.1.Изготовление шаростержневых моделей молекул.

Шаростержневые модели изготавливаются из пластилина и металлических стержней. При изготовлении молекул необходимо знать угол связи и ее кратность.

Атом химического элемента представляется в виде шара. Атом углерода в виде шара изготавливается большего размера, чем атомы водорода и из другого цвета пластилина. Химическая связь изображается металлическими стержнями. Угол химической связи измеряется траспортиром.

1.2.Изготовление полусферических моделей

Полусферические модели изготавливаются из пластилина. Сначала заготавливаются шары для атомов углерода и водорода, затем под определенным углом атомы в виде шаров соединяются друг с другом методом вдавливания. Получаются полусферы атомов.

1.3. Заполните таблицу. Зарисуйте молекулы органических веществ.

Название молекулы, структурная формула, тип связи, угол связи, тип гибридизации, пространственная форма молекулы.

1. Какие бывают органические соединения по строению углеводородного скелета?

2. Какие бывают органические соединения по наличию функциональных групп?

3. Какие вещества называются гомологами?

4. Какие бывают пространственные формы молекул органических веществ?

5. Какой процесс называется гибридизацией?

7. Дайте понятие ? и ? связи.

Сформулируйте вывод по работе.

Лабораторная работа 12

Тема: Ознакомление с коллекциями образцов нефти, угля и продуктов их переработки, каучуков и образцами изделий из резины.

Цель: На основе коллекционного материала ознакомиться c образцами нефти, угля и продуктами их переработки, каучуками и образцами изделий из резины.

Задача: Закрепить знания по теме «Углеводороды и их природные источники».

Оборудование: Коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», «Каучуки и образцы изделий из резины», «Уголь и продукты его переработки». Учебное пособие Габриелян О.С. «Химия»

Природными источниками различных углеводородов являются нефть, уголь, природный газ. Все перечисленное является источником получения энергии, а так же важнейшим химическим сырьем.

Нефть – это жидкий, горючий маслообразный минерал, имеющий окраску от светло-желтой до темно-коричневой, легче воды и практически в ней нерастворима. Нефть состоит из алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов.

Уголь содержит 65 – 90% углерода. Уголь черного цвета твердое вещество отличается большой плотностью и блеском.

Каучуки – эластичные материалы, из которых путем специальной обработки получают резину. Сырой каучук липок, непрочен, а при небольшом понижении температуры становится хрупким. Чтобы придать изготовленным из каучука изделиям необходимую прочность и эластичность, каучук подвергают вулканизации – вводят в него серу и нагревают. Вулканизированный каучук называется резиной.

Натуральный каучук (НК) представляет высокомолекулярное соединение - полимер формула которого ( - СН 2 – С = СН – СН 2 -) n

Синтетические каучуки (СК) производят разного вида.

СКБ – продукт совместной полимеризации бутадиена с другими непредельнми углеводородами.

Формула СК ( - СН 2 – СН = СН – СН 2 - ) n

1. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Рассмотрите коллекцию. Запишите образцы нефти и их отличие по составу. Запишите продукты переработки нефти и их применение.

2. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и образцы изделий из резины».

Рассмотрите коллекцию. Запишите образцы каучуков и их отличие по составу. Запишите образцы изделий из резины и их применение.

3. Ознакомление с коллекцией «Уголь и продукты его переработки».

Рассмотрите коллекцию. Запишите образцы угля и их отличие по составу. Запишите продукты переработки угля и их применение.

Данные наблюдений занесите в таблицу.

Практическая работа 15

Тема: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Ознакомление с коллекциями образцов пластмасс и волокон.

Цель: Развитие умений решения экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Ознакомление на основе коллекционного материала с образцами пластмасс и волокон.

Задача: Закрепить знания по теме «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры».

Обеспечивающие средства: Коллекции « Пластмассы», «Волокна».

Пластмассами называют материалы, изготавливаемые на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения.

Термопластичные полимеры при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму. При охлаждении они снова затвердевают и сохраняют приданную форму. При следующем нагревании они снова размягчаются, придают новую форму.

Термореактивные полимеры при нагревании сначала становятся пластичными, но затем утрачивают пластичность, становятся неплавкими и нерастворимыми, так как в них происходит химическое взаимодействие между линейными макромолекулами, образует пространственная структура полимера.

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать глицерин.

Реактивы:Cu (OH) 2 ; NaOH; HCl

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать уксусную кислоту.

Рективы: синий лакмус; запах; NaOH

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать уксусный альдегид.

Реактивы: Ag 2 O + NH 4 OH; H 2 SO 4 ; NaOH

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать глицерин и уксуную кислоту.

Реактивы: гидроксид меди(II); запах; синий лакмус; металический натрий

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать этиловый спирт и уксусный альдегид.

Реактивы: запах; металический натрий, аммиачный раствор оксида серебра.

Выберите соединение, с помощью которого можно распознать крахмал и глюкозу.

Реактивы: гидроксид меди(II); раствор йода; аммиачный раствор оксида серебра; соляная кислота.

Выберите реактивы, с помощью которых можно распознать в веществах наличие глицерина, уксусной кислоты, крахмала, формалина и дайте объяснение.

Реактивы: Гидроксид натрия, гидроксид меди (II),карбонат натрия, раствор иода, синий лакмус, аммиачный раствор серебра.

Выберите реактивы, с помощью которых можно распознать в веществах наличие белка, глюкозы, фенола, глицерина и дайте объяснение.

Реактивы: Гидроксид натрия, гидроксид меди (II), аммиачный раствор серебра, сульфат меди (II), раствор брома, азотная кислота.

2. Ознакомление с коллекциями образцов пластмасс и волокон.

Рассмотрите коллекции «Пластмассы» и «Волокна» Запишите внешние признаки пластмасс и волокон в таблицу.

Физические свойства пластмасс и волокон.

1. Какие вещества называются полимерами?

2. Назовите известные вам полимерные соединения и их область применения.

3. Как классифицируются химические волокна?

4. Назовите известные вам волокна и их область применения.

Сформулируйт вывод по работе.

Правила техники безопасности

  1. Запрещается пробовать на вкус химические вещества.
  2. Щелочи, кислоты и другие ядовитые вещества необходимо набирать в пипетку только при помощи резиновой груши.
  3. При взбалтывании растворов в колбах или пробирках необходимо закрывать их пробкой.
  4. При нагревании жидкостей пробирку следует держать отверстием в сторону от себя и соседей по работе.
  5. Во избежание ожогов от брызг и выбросов не наклоняться над сосудом, в котором кипит или налита какая-либо жидкость.
  6. При переносе сосудов с горячими жидкостями держать их обеими руками: одной поддерживать дно, другой – верхнюю часть.
  7. При работе с горячими и легковоспламеняющимися веществами (эфиры, спирты, бензин) нельзя нагревать их на открытом огне или сетке.
  8. При определении запаха вещества не следует делать глубокого вздоха, а лишь движением руки направлять к себе воздух.
  9. Концентрированную серную кислоту следует приливать в воду тонкой струей при непрерывном помешивании.
  10. Химические стаканы, колбы из обычного стекла нельзя нагревать на голом огне без асбестовой сети. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.
  11. Использованную химическую посуду и приборы, содержащие кислоты, щелочи и другие едкие вещества, нужно освобождать от остатков и тщательно мыть. Прежде чем слить в раковину, их нужно нейтрализовать.
  12. Нельзя оставлять без присмотра работающие установки, включенные электронагревательные приборы, спиртовки.
  13. При обнаружении дефектов в приборах немедленно сообщите преподавателю, студентам запрещается устранять неисправности.
  14. Если разбит ртутный термометр или электрод, содержащий ртуть (о случившемся сообщить преподавателю), рекомендуется капли ртути собрать амальгамированными пластинками из белой жести или меди. После удаления капель ртути необходимо залить место ее разлива 20%-ным раствором хлорида железа (III).
  15. Во избежание отравлений категорически запрещается принимать пищу в химической лаборатории.
  16. При мытье химической посуды запрещается работать с хромовой смесью без резиновых перчаток и защитных очков, а также прорезиненного фартука.

Оказание первой медицинской помощи

  1. При термических ожогах осторожно обнажить обожженный участок и закрыть сухой асептической повязкой. Обожженный участок нельзя как-либо очищать и мочить водой, этиловым спиртом, перекисью или смазывать мазью.
  1. При химических ожогах промыть обожженное место, не обращая внимания на боль, большим количеством проточной воды (10 – 15 мин), в случае кислых реагентов – раствором бикарбоната натрия (2%-ным), а в случае щелочных – разбавленным раствором борной или уксусной кислот.

а) промыть рану можно только в случае попадания в нее едких или ядовитых веществ, в остальных случаях, даже если в рану попал песок, ржавчина, промыть ее водой нельзя;

б) нельзя смазывать рану мазями; перед наложением повязки смазать настойкой йода участок вокруг раны;

в) удалять из раны мелкие осколки стекла может только врач.

  1. При отравлении химическими веществами немедленно вызвать врача и одновременно приступить к оказанию первой помощи – если яд попал внутрь – вызвать рвоту, дать противоядие.

В лаборатории должен быть список веществ, вызывающие отравление и применяемые противоядия.

В лаборатории должна быть аптечка с набором медикаментов.

1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. - М. ОИЦ «Академия», 2009.

2. Габриелян О.С. Химия: учебное пособие для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М. ОИЦ «Академия»,2009

3. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова – М. ОИЦ «Академия», 2009.

4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М. ОИЦ «Академия», 2008.

5. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М. ОИЦ «Академия», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важным условием в совершенствовании преподавания являет­ся усиление политехнической направленности, которая должна осуществляться не только и не столько на уроках труда, сколь­ко при прохождении всех.

Методические рекомендации для подготовки к контрольной работе по химии.

Материал содержит рекомендации, с помощью которых можно тщательно подготовиться к важной контрольной работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «УЧЕНЫЕ – МЕДИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ»

Цель:· формирование целостного представления о достижениях в области медицины разных народов мира на примере биографий ученых Великобритании и России;·.

Методические рекомендации для выполнения практических занятий по биологии для студентов 1го курса технических специальностей

8 практических работ по всем темам биологии, изучаемым в техникуме.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ОЧНОГО И V КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 «ЭАСХ»

Рекомендации разработаны для студентов IV курса очного отделения. Данные контрольные работы являются формой итоговой аттестации «техника – электрика» по дисциплине «Иностранный язык».

Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имуще.

рекомендации к выполнению письменной экзаменационной рабы.