Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по проведению сом img-1

руководство по проведению сом

Категория: Руководства

Описание

Решение от 9 марта 2016 г

Решение от 9 марта 2016 г. по делу № А60-61328/2015

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

Дело № А60-61328/2015
09 марта 2016 года
г. Екатеринбург


Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 09 марта 2016 года


Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Константиновой рассмотрел в судебном заседании дело по иску Индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны (ИНН 660750149704) к ДЕПАРТАМЕНТУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670324273)

о признании действий незаконными,


при участии в судебном заседании:

от заявителя: Карабаналов С.С. представитель по доверенности от 15.06.2015,

от заинтересованного лица: не явился.


Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Урусова Виктория Викторовна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконными действий по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное заявителем дополнение к проекту освоения лесов, оформленные Приказом от 09.12.2015 №1996; об обязании Департамента лесного хозяйства Свердловской области утвердить положительное заключение государственной экспертизы на представленное заявителем дополнение к проекту освоения лесов.

Заинтересованное лицо требование не признало по основаниям, указанным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

Между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и СПК «Прогресс (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 31.10.2008 № 246. Впоследствии права и обязанности арендодателя перешли к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, права и обязанности арендатора к индивидуальному предпринимателю Урусовой Виктории Викторовне.

В соответствии с названным договором в пользовании Урусовой В.В. находится лесной участок площадью 6366,0 га, расположенный по адресу Свердловская область, Тугулымский р-н, ГУ СО Тугулымское лесничество» Ертарское участковой лесничество, (урочище ТОО «Яровское») кварталы №№ 1- 38.

В связи с необходимостью проведения на арендуемом лесном участке выборочных санитарных рубок на основании проведенных лесопатологических обследований и утвержденного Плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий № 279 от 23.11.2015 года заявителем представлено на государственную экспертизу Дополнение к Проекту освоения лесов.

По результатам проведения государственной экспертизы заявителем получено отрицательное заключение, представленное заявителем Дополнение к проекту освоения лесов возвращено на доработку. Указанное отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 09.12.2015 года№ 1996.

Основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы явилось выявленное несоответствие запланированных в Дополнении к проекту освоения лесов объемов выборочных санитарных рубок объемам, установленным дополнительным соглашением от 26.03.2010 года к договору аренды лесного участка № 246 от 31.10.2008 года.

Полагая, что действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч.1 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными' target='_blank'>198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии с п. 12 "Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий», утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство), планирование санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ) производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту. В планы-корректировки включаются СОМ в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов.

В соответствии с п. 14 Руководства после утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в установленном порядке вносятся изменения в проекты освоения лесов.

В соответствии с п. 15 Руководства сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отражаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации.

Таким образом, действующее Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий не устанавливает необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка при планировании и проведении СОМ.

В соответствии с п. 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российское Федерации.

Установленный перечень оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы является исчерпывающим и не содержит возможности выдачи отрицательного заключения экспертизы в случае несоответствия проекта освоения лесов договору аренду лесного участка.

Кроме того, запланированные в представленном заявителем Дополнении к Проекту освоения лесов объемы выборочных санитарных рубок не превышают объемов указанных рубок, установленных Приложением № 3/1 к договору аренды лесного участка от аренды лесного участка № 246 от 31.10.2008 года в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2010 г.

В рассматриваемой ситуации, действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившиеся в утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы и оформленные приказом от 09.12.2015 года № 1996 не соответствует вышеприведенным положениям Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденному во исполнение Постановления Правительства РФ № 414 и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствуют выполнению заявителем мероприятий, предусмотренных лесным законодательством.

Довод департамента о противоречиях проекта освоения лесов договору аренды лесного участка не принимается, поскольку такого несоответствия не установлено.

Согласно ст. (ред. от 23.06.2016) > Глава 10. Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов > Статья 88. Проект освоения лесов' target='_blank'>88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. (ред. от 23.06.2016) > Глава 3. Охрана и защита лесов > Статья 55. Санитарная безопасность в лесах' target='_blank'>55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с п. 2 ст. (ред. от 23.06.2016) > Глава 3. Охрана и защита лесов > Статья 55. Санитарная безопасность в лесах' target='_blank'>55 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).

Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. (ред. от 23.06.2016) > Глава 1. Общие положения > Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры' target='_blank'>21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. (ред. от 23.06.2016) > Глава 1. Общие положения > Статья 12. Освоение лесов' target='_blank'>12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований

Раздел 9 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проекта освоения лесов включает санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, по результатам которого осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (п. 28 - 31 Правил санитарной безопасности в лесах).

В утвержденном приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 руководстве по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство) установлены единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований данного Руководства (п. 6).

Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п. 9 Руководства).

Согласно п. 10 Руководства основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований; данные лесопатологического мониторинга; проект освоения лесов.

В соответствии с п. 11, 12 Руководства необходимость включения того или иного лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном п. 8 - 14 "Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106. В планы-корректировки включаются санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения.

В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 17, 19 Руководства).

В соответствии с п. 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае не соответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом Департаменту следует устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов заявителя.

Приложенное Департаментом к отзыву отрицательное заключение заявителем не оспаривается, т.к. оно подготовлено на отменном Плане-корретировке проведения санитарно-оздоровительных мероприятий № 185 от 02.09.2015 г. а в данном деле оспаривается отрицательное заключение на Дополнение к проекту освоения лесов, которое подготовлено заявителем на основании Плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий № 279 от 23.11.2015 года.

Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при обращении в суд, подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконными действия ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное Индивидуальным предпринимателем Урусовой Викторией Викторовной дополнение к проекту освоения лесов, оформленные Приказом от 09.12.2015 №1996.

Обязать ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ утвердить положительное заключение государственной экспертизы на представленное Индивидуальным предпринимателем Урусовой Викторией Викторовной дополнение к проекту освоения лесов.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. Раздел I. Общие положения > Глава 9. Судебные расходы > Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле' target='_blank'>110 АПК РФ ) взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу Индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны 300 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

ИП Урусова Виктория Викторовна (подробнее)

Ответчики:

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее)

Другие статьи

Б – между первым и вторым этапами


Главная | О нас | Обратная связь

Б – между первым и вторым этапами

Интенсивность сплошной рубки реконструкции малоценных лесных насаждений составляет 100%.

Интенсивность первого этапа частичной рубки реконструкции малоценных лесных насаждений численно равна проценту площади, которую займут разрубаемые коридоры или площадки.

Интенсивность второго этапа рубки реконструкции малоценных лесных насаждений устанавливается по формулам:

I = М1/(М1+М2) х 100% при проведении второго этапа рубки за один прием

I = М1/2(М1+М2) х 100% при проведении второго этапа рубки за два приема.

7.12 Особенные виды рубок ухода

К особенным видам рубок ухода относятся:

1. уход за подлеском

2. обрезка сучьев в насаждениях

3. уход за опушками

Эти рубки не имеют широкого распространения, потому что не предполагают заготовку древесины и не окупаются непосредственно. Их проводят в наиболее интенсивных хозяйствах. Тем не менее, они имеют свое лесоводственное значение.

·Уход за подлеском проводится с целью ослабления его отрицательного влияния на другие компоненты насаждения или с целью усиления его положительных свойств.

Отрицательное влияние излишне развитый, густой подлесок оказывает, как правило, на подрост. Он либо препятствует его появлению, затеняя почву, либо угнетающе воздействует на существующий подрост, находящийся под его пологом. Для крупного подроста подлесок скорее полезен, являясь подгоном.

В этом случае подрост подлежит полной или частичной вырубке. Вырубленный подлесок укладывают в плотные кучи с оставлением на перегнивание или со сжиганием в пожаробезопасный период. Кучи устраиваются на расстоянии не менее 3 м от стволов деревьев и ценного подроста.

Положительные свойства подлеска в насаждении тоже немаловажны. Подлесок улучшает почву, укрепляет ее своей корневой системой, препятствуя эрозии. Нередко он состоит из пород, с которых производится сбор плодов. В лесах, имеющих рекреационное значение, подлесок может увеличить или снизить эстетическую оценку насаждения.

Чтобы усилить почвозащитные свойства подлеска, его полезно периодически омолаживать. Слишком старый подлесок может утратить способность к возобновлению. В таких условиях полезно вырубать подлесок чересполосно с ориентацией полос по горизонталям склона. Вырубленный подлесок здесь полезно укладывать в длинные валы посреди вырубленных полос.

Для улучшения эстетической оценки подлеска вырубают слишком старые, усыхающие и иные кустарники (полностью или отдельные стволы), имеющие неряшливый вид. Излишне густой подлесок, снижающий проходимость и просматриваемость, там, где это полезно с точки зрения рекреационной оценки насаждения, изреживают равномерно или с формированием биогрупп. Полезно регулировать состав густого подлеска в пользу видов, имеющих более высокую эстетическую оценку, путем вырубки кустарников, скрывающих их или препятствующих их росту. Вырубленный кустарник из рекреационных лесов вывозится.

Валка подлеска производится кусторезами, безредукторными бензопилами или топорами. В любом случае, когда подлесок нужно омолодить, спиливание (срубание) производится на высоте 5 – 10 см от корневой шейки, рубку лучше провести осенью или ранней весной. Подлесок, возобновление которого нежелательно, следует срезать (срубать) на уровне корневой шейки.

·Обрезка сучьев в насаждении (у растущих деревьев) производится в хвойных насаждениях для получения сортиментов высокого качества или спецсортиментов, в осиновых – для предупреждения образования внутренних гнилей.

Обрезку сучьев производят в возрасте прореживаний в несколько приемов у лучших деревьев. Срезают нижние сучья – все мертвые и несколько ослабленных нижних мутовок, обычно до высоты, не превышающей 1/3 высоты ствола, у молодых деревьев – не более 1/2. Сучья срезают параллельно поверхности ствола, пеньки должны оставаться не более 1 см, повреждения коры и, особенно, камбия недопустимы.

Спиленные сучья зарастают, и к возрасту спелости практически отсутствуют в комлевой, наиболее ценящейся в деревообработке, части стволов.

Здоровая древесина осины ценится при заготовке строительных бревен для возведения бань и других вспомогательных построек в сельской местности. Однако внутренняя гниль осины, имеющая весьма широкое распространение, сильно затрудняет ее использование с этой целью. Споры грибов, вызывающих образование внутренних гнилей стволов осины, проникают в древесину через отверстия, образовавшиеся при выпадении отмирающих нижних сучьев. Вовремя спиленные, сучья не выпадают, оставшиеся пеньки засыхают.

·Уход за опушками производится с целью повышения устойчивости насаждений, защиты от вредного воздействия ветра и других факторов.

Опушками называется полоса насаждения шириной от 5 – 10 до 20 – 25 м по границам с большими безлесными пространствами (нелесными землями).

Опушки оптимально выполняют свое назначение, когда они сформированы древостоем многоярусной формы с низко опущенными кронами деревьев и с густым кустарником под пологом. Такие насаждения формируют путем сильного изреживания в молодом возрасте до полноты 0.4 – 0.5 с поддержанием редкостойности деревьев в последующее время. В полностью сформировавшихся опушках ведутся только санитарные рубки.

В хвойных насаждениях вдоль железных, автомобильных дорог и по границам с сельхозугодьями опушки формируются иначе. Низко опущенные кроны деревьев и сухой кустарник могут стать причиной возникновения устойчивого лесного пожара из пала, пришедшего от дороги или из сельхозугодья. Поэтому в процессе рубки здесь обрезают нижние сучья деревьев до высоты 2 – 3 м и периодически производят омолаживание кустарника.

Порубочные остатки убирают из насаждения, и сжигают в пожаробезопасный период.

Литература и нормативная документация:

1. Правила ухода за лесом, М. 2007.

8. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах

Как Вам известно из курса лесоведения, в древостоях любого возраста непрерывно протекают два взаимосвязанных естественных процесса – прирост древесины и отпад деревьев. Отпад деревьев в большей части инициируется внутривидовой и межвидовой борьбой деревьев за существование, в процессе которой систематически приходят в угнетенное состояние, усыхают, и выпадают отставшие в росте, ослабленные экземпляры. По данным современного лесоведения количество таких деревьев в нормальном древостое колеблется в зависимости от его возраста, и составляет не более 3 - 8%.

Однако под воздействием различных факторов – болезней леса, насекомых-вредителей, экстремально сильного ветра и морозов, пожаров и ряда других неблагоприятных воздействий, количество деревьев, быстро или медленно пополняющих древесный отпад, может увеличиться в разы. В отсутствии необходимых мер борьбы очаги вредителей и болезней леса прогрессируют, что приводит к ухудшению состояния и гибели лесных насаждений. Древесина поврежденных и поступающих в отпад деревьев быстро теряет свои товарные качества.

Нормативными документами, регламентирующими меры борьбы с последствиями повреждений лесных насаждений вследствие различного рода неблагоприятных воздействий и профилактики таковых, являются:

1. Правила санитарной безопасности в лесах. утвержденные постановлением Правительства РФ №414 от 29.06.07

2. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 2 к приказу Рослесхоза от 29.12.07 №523).

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 3. Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение выполнения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов.

И, конечно, не главная, но также важная цель – своевременное использование древесины, уходящей в древесный отпад. Ведь повреждаются нередко лучшие деревья насаждений, и не использовать их древесину, пока она не утратила свои товарные качества – просто бесхозяйственность.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 7. К СОМ относятся следующие виды мероприятий: · выборочная санитарная рубка (ВСР); · сплошная санитарная рубка (ССР); · уборка захламленности (УЗ); · выкладка ловчих деревьев; · очистка лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного; · защита заготовленной древесины от повреждения вредными организмами, в том числе карантинными; · профилактические мероприятия; · прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов).

Из перечисленных мероприятий компетенцией учебной дисциплины «Лесоводство» являются санитарные рубки, уборка захламленности, защита заготовленной древесины и частично профилактические мероприятия. Остальные мероприятия являются компетенцией учебной дисциплины «Лесозащита» и других специальных лесных дисциплин.

Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения (защитных, эксплуатационных, резервных), во всех категориях защитных лесов (КЗЛ) и на территории всех особо защитных участков (ОЗУ), кроме заповедных лесных участков.

Санитарные рубки не проводятся в молодняках, до созревания в них деловой древесины. Поврежденные деревья в молодняках вырубают при проведении в них рубок ухода или в процессе уборки захламленности.

В средневозрастных и приспевающих насаждениях санитарные рубки назначаются при наличии поврежденных деревьев в количестве, превышающем нормальный естественный отпад (5%).

В спелых и перестойных насаждениях, имеющих повреждения, в эксплуатационных и резервных лесах (кроме ОЗУ) санитарные рубки не проводятся. Их назначают в рубки спелых и перестойных насаждений первой очереди (рубки по состоянию). В защитных лесах санитарные рубки проводятся в спелых и перестойных насаждениях так же, как в средневозрастных и приспевающих насаждениях.

Санитарные рубки не проводятся в насаждениях 4 и 5 классов бонитета, за исключением случаев возникновения на этих участках очагов опасных вредителей и болезней.

При назначении санитарных рубок в насаждениях, деревья в них подразделяются по категориям состояния.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий приложение №5 Шкала категорий состояния деревьев

6 – старый сухостой

Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие ветви осыпались частично или полностью; стволовые вредители вылетели, на стволе грибница дереворазрушающих грибов

Примечание. Ветровальные, буреломные и снеголомные деревья учитываются отдельно. При расчете степени повреждения они приравниваются к свежему или старому сухостою. Свежим ветровалом, буреломом или снеголомом считаются стволы деревьев, погибших не более чем за два года до момента обследования. Буреломными (снеголомными) являются деревья со сломом ствола ниже 1/3 протяженности кроны, считая от вершины. Ветровальными являются поваленные или наклоненные деревья с обрывом более трети корней.

При проведении санитарных рубок, как и при проведении любых других рубок лесных насаждений (рубки спелых и перестойных насаждений, рубок ухода за лесом) в обязательном порядке из насаждения убирается захламленность.

· Захламленность - лежащие на земле стволы деревьев, их части (валёж), а также стоящие комлевые части сломанных ветром деревьев (остолопы), утратившие свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова).

В санитарные рубки также в обязательном порядке и в первую очередь назначаются деревья 5 и 6 категории состояния (учитывая примечание к приложению 5 к Руководству по проведению СОМ), затем деревья 4 категории состояния. Их количество после выборочной санитарной рубки не должно превышать 5% от общего количества оставленных после рубки деревьев (п. 90 Руководства по проведению СОМ).

Кроме деревьев, относящихся к этим категориям состояния, в санитарную рубку назначаются деревья, относящиеся к 3 категории состояния:

- в очагах корневой губки, бактериальной водянки и голландской болезни;

- в эксплуатационных лесах - при наличии на стволах явных признаков гнилей (дупла, плодовые тела трутовиков, раковые раны, охватывающие более 2/3 окружности ствола);

- в насаждениях, пройденных пожаром – с наличием прогара корневой шейки или высушиванием луба не менее 3/4 окружности ствола;

- деревья ели, имеющие повреждения коры лосем и другими животными более трети окружности ствола и признаки развития стволовой гнили, а также свежие поселения стволовых вредителей, занимающие более половины окружности ствола.

В зависимости от количества захламленности в насаждении. деревьев отнесенным к 3 – 6 категориям состояния или назначенным в рубку по дополнительным критериям, устанавливается вид санитарной рубки – сплошная, выборочная или уборка захламленности.

Применение уборки захламленности, как самостоятельного лесохозяйственного мероприятия, действующим лесным законодательством существенно ограничено в сравнении с правилами, действовавшими в России до 2008 года.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 60. Уборка захламленности (неликвидной древесины и дров), в том числе валежа, проводится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями – рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками. 61. Как самостоятельное мероприятие, уборка захламленности проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения.

Выборочные санитарные рубки, проводимые в целях оздоровления насаждений, частично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний, наоборот, расширены, и призваны выполнять, в том числе функции уборки сухостоя.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 49. После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие целевому назначению и категориям защитных лесов. приложение №6 (с сокращениями и обобщениями) Минимальные значения, до которых может снижаться полнота насаждений выборочными санитарными рубками

Целевое назначение и категории защитных лесов

насаждения с преобладанием

Если полнота в результате проведения санитарной рубки не снизится ниже значений, приведенных в приложении №6 к Руководству по проведению СОМ, в насаждении назначается выборочная санитарная рубка. Если же полнота снижается до более низких значений, то назначаетсясплошная санитарная рубка.

По данным приложения №6 нетрудно установить, что в ряде КЗЛ и во всех ОЗУ сплошная санитарная рубка может быть назначена только в случае, когда повреждены в соответствующей степени, и должны быть назначены в рубку все деревья.

Может возникнуть закономерный вопрос: как до рубки установить, снизится полнота насаждения после рубки ниже минимальных допустимых значений или не снизится?

Чтобы решить такую задачу, в поврежденном насаждении нужно заложить временную пробную площадь. что и требует Руководство по проведению СОМ.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 57. В каждом выделе лесного участка, запланированного в санитарную рубку, закладывают пробные площади. На пробных площадях учитывается не менее 100 деревьев преобладающей породы, а в низкополнотных древостоях (фактическая полнота 0.3 – 0.5) – не менее 50 деревьев преобладающей породы. В случаях, когда общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в каждом третьем выделе и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются. 58. Пробные площади располагаются на площади участка равномерно. Количество пробных площадей должно обеспечивать оценку средних значений запаса деревьев по категориям состояния преобладающей породы с ошибкой не более 10%.

Итак, временная пробная площадь закладывается в наиболее характерном месте поврежденного лесного участка по составу, полноте древостоя, по распространению и степени повреждения. Пробную площадь закладывает бригада, состоящая, как минимум, из 3 человек, причем хотя бы один из них должен быть специалистом в области лесозащиты.

Первоначально прорубают три взаимоперпендикулярных визира, образующих квадрат без одной стороны, длиной по 40 или 50 (возможно более) метров. Чем сложнее состав, и ниже полнота, тем больше сторона визира. На ограниченном таким образом участке производят сплошной перечет деревьев с разделением по преобладающим породам, ступеням толщины и категориям состояния деревьев, продвигаясь челночным ходом к незакрытой визиром стороне пробы. По мере набора 100 деревьев преобладающей породы (или 50, если насаждение низкополнотное), пробу «закрывают», то есть прорубают недостающий визир. Пробная площадь при этом в итоге может иметь размер, например, 50 х 43 или 40 х 36 метров. Перечет деревьев в границах пробы заканчивают, так что количество деревьев преобладающей порода в итоге, обычно, несколько превышает 100 (50). Если же по мере достижения незакрытого визира количество учтенных деревьев преобладающей породы не достигло 100 (50), то оба визира, выходящих к незакрытой стороне, продляют на несколько метров, чтобы «добрать» недостающие деревья.

Рис. 45 Закладка временной пробной площади.

Пробная площадь после этого может иметь размер, например, 50 х 56 или 40 х 47 метров.

Во время перечета деревьев специалист лесозащиты по внешним признакам устанавливает категорию состояния каждого дерева, и громко называет ее вместе с породой и измеренной им же ступенью толщины. Второй член комиссии с его слов заполняет ведомость перечета деревьев (приложение №7 к Руководству по проведению СОМ, оборотная сторона формы). Третий – рабочий – делает пометки мелом или наносит на кору легкие затески топором строго с заранее оговоренной стороны, чтобы избежать пропусков или повторного учета одних и тех же деревьев.

По углам пробной площади устанавливаются столбики, такие же, как при закладке ППРУ (смотри тему 7.6 настоящего учебного пособия). В «окнах» столбиков пишется надпись, состоящая из 3 строк. В верхней строке пишут «ВПП» и ее номер. Во второй – год закладки, в третьей – площадь пробы (га).

Рис. 46 Образец надписи на столбе временной пробной площади.

По окончании перечета подводятся его итоги, и производится окончательное оформление ведомости перечета деревьев. По каждой породе раздельно устанавливаются количество деревьев, отнесенных к каждой категории состояния, количество буреломных и ветровальных стволов, а затем определяется их процентное отношение к общему числу деревьев данной породы на пробе. Устанавливается количество и процент деревьев, подлежащих вырубке.

Затем заполняется лицевая сторона карточки временной пробной площади (приложение №7 к Руководству по проведению СОМ).

Зная процент деревьев, подлежащих вырубке, можно рассчитать ожидаемые результаты рубки по методике, приведенной в теме 5.1 настоящего учебного пособия. Расчет санитарных рубок, впрочем, имеет свою специфику.

В насаждении 6Ос 2Б2П (60) 0.6 по итогам закладки временной пробной площади было установлено, что осина повреждена ложным трутовиком на 50%, береза – на 20%, а пихта не повреждена. Поврежденное насаждение находится в эксплуатационных лесах.

1. Определяем исходную полноту по породам:

Состав до рубки

Расчет ожидаемых результатов показал, что полнота древостоя опустится после рубки до 0.4. Поскольку минимальное значение снижения полноты выборочными санитарными рубками для насаждений с преобладанием осины в эксплуатационных лесах составляет 0.3 (смотри приложение №6 к Руководству по проведению СОМ), то в данном случае должна быть назначена выборочная санитарная рубка. Интенсивность ВСР, определенная по известной Вам формуле (смотри темы 5.1 и 7.3), составит 33%, с округлением 35%.

Если изменить условия приведенного выше примера, и принять, что осина повреждена не на 50%, а на 100%, то не трудно сосчитать, что полнота после рубки снизится до 0.22, и, следовательно, в насаждении следует назначить проведение сплошной санитарной рубки.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 10. Основанием для планирования СОМ являются: · проект освоения лесов; · результаты лесопатологических обследований; · данные лесопатологического мониторинга.

При составлении проекта освоения лесов санитарно-оздоровительные мероприятия проектируются в нем наряду с рубками спелых и перестойных насаждений, рубками ухода, мероприятиями по восстановлению лесов и другими мероприятиями. Основанием для назначения СОМ являются, как правило, материалы лесоустройства. При назначении в лесных насаждениях СОМ на основании проекта освоения лесов, каких-либо дополнительных обследований не проводят.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 17. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения.

Такое ограничение понятно – поврежденные насаждения должны быть пройдены санитарными рубками в возможно более короткие сроки.

В то же время повреждения лесных насаждений, как уже говорилось выше, возникают ежегодно, постоянно. Естественно, для обеспечения санитарной безопасности в них предписаний действующего 10 лет проекта освоения лесов не достаточно. Отсюда необходимость постоянного лесопатологического мониторинга, проведения лесопатологических обследований лесных насаждений.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 11. Необходимость включения того или иного лесного участка в план СОМ определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. 12. Планирование СОМ производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту.В планы-корректировки включаются СОМ в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов.

Для составления плана-корректировки, форма которого приводится в приложении 1 к Руководству по проведению СОМ, в поврежденных насаждениях назначается проверка санитарного и лесопатологического состояния лесного участка.

Для проведения проверок издается приказ по лесничеству (лесопарку), которым назначается комиссия из 5 специалистов, которые проводят обследование насаждений путем анализа состояния деревьев на пробных площадях или глазомерной таксации в соответствии с п. 57 Руководства по проведению СОМ. В итоге обследования составляется акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка по форме приложения №2 к Руководству по проведению СОМ. После проведения проверок в полном запланированном объеме составляется сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ по форме приложения №3 к Руководству по проведению СОМ.

Эта ведомость вместе с актами проверки и выкопировками с планшетов на участки, намеченные в санитарные рубки, прилагается к плану-корректировке.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 14. После утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту, в установленном порядке вносятся изменения в проекты освоения лесов. 15. Сведения о видах и объемах СОМ планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договоров аренды, отражаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации.

Отвод лесосек под санитарные рубки производится в соответствии с п.п. 15 - 23 Правил заготовки древесины (Приказ МПР РФ №184 от 16.07.07). О правилах отвода лесосек уже говорилось в теме 3.1 настоящего учебного пособия. Однако имеются некоторые уточнения и изменения, объясняющиеся спецификой СОМ.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 34. Спрямление границ лесосек при отводе в санитарные рубки не допускается. Отвод лесосек под санитарные рубки осуществляется в границах таксационных выделов или их частей, требующих по состоянию санитарной рубки. 35. Отвод лесосек под санитарные рубки или очистку лесов от захламленности, проводимые в весенне-летний период в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог, производится не более чем за один месяц до начала рубки, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения. 36. Отвод лесосек под санитарные рубки в лиственных насаждениях производится при наличии листвы на деревьях (кроме участков ветровала и бурелома).

Размер лесосек санитарных рубок, в том числе сплошных, не ограничивается.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 41. При выборочной санитарной рубке и уборке захламленности отбор деревьев в рубку и клеймение деревьев производятся под непосредственным руководством должностных лиц лесничеств (лесопарков). При сплошной рубке клеймение деревьев не требуется.

Технология разработки лесосек уборки захламленности, как правило, беспасечная. При проведении выборочных санитарных рубок применяется такая же технология разработки лесосек, кроме случаев, когда под пологом поврежденного древостоя имеется жизнеспособный ценный подрост в количестве не менее 1000 шт/га или подпологовые культуры. В этом случае, в зависимости от вида и количества имеющегося возобновления, применяются узкопасечная, среднепасечная или коридорная технология разработки лесосеки (смотри тему 3.4 настоящего учебного пособия). То же относится и к сплошным санитарным рубкам, при которых, кроме того, пасечные технологии могут применяться с целью предотвращения эрозии на склонах.

Помимо санитарных рубок и уборки захламленности, к СОМ относятся, как уже говорилось выше, санитарные мероприятия при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке.

Эти мероприятия должны осуществлять все лесозаготовители при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период сроком более 30 дней. При более длительном хранении возникает опасность размножения в штабелях заготовленной древесины стволовых вредителей, их вылета, и распространения, что может стать причиной вспышки массового размножения последних со всеми вытекающими последствиями, известными Вам из курса лесозащиты.

Продолжительность весенне-летнего периода для различных лесорастительных зон России устанавливается в соответствии с приложением №8 к Руководству по проведению СОМ.

Древесина, хранимая в виде хлыстов и сортиментов более 30 суток, должна быть окорена со сжиганием коры или обработана инсектицидами.

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий 73. Выбор конкретных способов защиты древесины от повреждения вредными организмами определяется лесозаготовителями. 74. Для защиты неокоренной древесины в штабелях используют опрыскивание препаратами, включенными в «Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации» и согласно требованию Санитарных правил и норм 1.2.1077 – 01 от 08.11.01 №34. 75. Химическая обработка древесины, подлежащей сплаву, запрещается. Вместо химической обработки древесины, подлежащей сплаву, используются меры нехимической защиты (укладка в плотные штабеля, ее дождевание и др.).

Профилактические мероприятия – мероприятия не связанные непосредственно с уборкой поврежденных деревьев, но препятствующие факторам, вызывающим их появление. К ним относятся: