Категория: Руководства
Президент ОАО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" и его генеральный конструктор Гиви Джанджгава, под руководством которого предприятие выросло в крупный научно-производственный центр и стало ведущим авиаприборостроительным конструкторским бюро с мировым именем, рассказал "РР" об истории и перспективах развития высокотехнологичной отрасли, которой он посвятил 50 лет своей трудовой деятельности.
– Раменское приборостроительное конструкторское бюро – уникальное российское предприятие. Это один из лидеров мирового приборостроения. Гиви Ивлианович, расскажите, с чего началась история предприятия?
– Раменское ПКБ создано после Великой Отечественной войны, в годы которой Советский Союз достиг выдающихся успехов в производстве боевой техники. Однако в то время вопросы разработки оборудования отошли на второй план, и уже после войны отставание во многих областях промышленности, в том числе в приборостроении, стало более очевидным. Поэтому начали создаваться новые конструкторские бюро, научные институты и организации. Так, в 1947 году путем выделения из состава Раменского приборостроительного завода, который в то время был главным производителем авиационных приборов, образовано ОКБ-149, впоследствии переименованное в Раменское приборостроительное конструкторское бюро.
Раменское ПКБ в те годы разрабатывало системы определения курса для летательных аппаратов. Это были дистанционные магнитные компасы, гиромагнитные и гироиндукционные компасы, астрокомпасы и другие датчики, которые широко использовались в авиации. В 1964 году, когда я пришел работать в РПКБ, оно было уже достаточно известным в стране предприятием, основным направлением разработок которого была навигация. Через несколько лет РПКБ стало развитым предприятием с численностью сотрудников примерно 3,5 тыс. человек. В начале 90-х стало понятно, что нужно работать эффективнее. В 1991 году я был назначен генеральным директором РПКБ и принял решение провести реорганизацию предприятия, в том числе уменьшить численность сотрудников фирмы. В итоге после реорганизации предприятия объем производства увеличился в несколько раз.
В рамках международного военно-технического сотрудничества мы достаточно активно работали с Китаем, Индией, Малайзией, Вьетнамом, Венесуэлой. Сейчас поставки наших приборов за рубеж, к сожалению, сократились, а военных заказов стало больше.
– Различное бортовое оборудование, которое производит конструкторское бюро, – это достаточно наукоемкие изделия. Какими разработками в сфере оборудования для летательных аппаратов Вы особенно гордитесь?
– Большинство изделий РПКБ было разработано в стране впервые. Стоит сказать, что мы создали не только мощные вычислительные машины, но и отечественные операционные системы для авиации совместно с Российской академией наук.
Уже к 1959 году была создана первая в стране курсовая система для истребителей – КСИ. Позже РПКБ разработало высокоточную инерциальную систему для навигационного комплекса самолета "МиГ-31", которая обеспечивала решение всех навигационных и боевых задач. К концу 70-х мы одними из первых в мире создали навигационную систему принципиально нового вида – с использованием физических полей Земли, которая обеспечила комплексам самолетов "Ту" высокую боевую эффективность. Кроме задач навигации и управления летательным аппаратом, мы развивали системы планирования полетных и боевых заданий.
Сегодня мы разрабатываем инерциально-навигационные системы, навигационные системы по физическим полям Земли – по магнитному полю и по рельефу, средства подготовки боевых и полетных заданий, технологии визуализации – различные средства индикации: механические, светодиодные, жидкокристаллические. Мы занимаемся вычислительной техникой, технологиями программного обеспечения, системами управления вооружением. Нам удалось разработать и внедрить ряд уникальных производственных технологий, таких как лазерная балансировка вращающихся элементов, диффузионная сварка разнородных материалов и др.
Все эти наработки позволили нам создать достаточно современный конкурентный комплекс оборудования для летательных аппаратов – в этом году мы оборудовали истребители "Су-35" и последнюю версию ударного вертолета "Ми-28".
– Как РПКБ решаются вопросы технической модернизации?
– Мы ведем активные преобразования с целью организации производства современной электронной базы, которая позволит нам выпускать электронику на уровне 6 класса. В настоящее время с трудом делается 5 класс по электронным платам и компонентам, что нас уже не устраивает.
Необходимо отметить, что Раменское ПКБ разделило большое количество имеющихся компетенций между небольшими дочерними фирмами, чтобы достичь оптимального ценообразования на нашу продукцию. Часто промышленные предприятия имеют массу подразделений, территорий, многотысячные штаты. Однако более разумный вариант, признанный в Европе, – чтобы предприятие занималось не всеми технологиями, а только узкими профильными задачами, чтобы производственные мощности были загружены полностью.
– Владимир Путин призвал отказаться от импортных товаров в сфере ОПК и производить все необходимое в России. По его словам, России по силам проектировать и производить самую сложную и самую современную военную технику, успешно конкурировать на мировых рынках вооружения. Как Вы считаете, насколько сложно этого добиться?
– В данный момент это не очень простая задача, но она вполне реальная. Мы находимся на пути к тому, чтобы самим производить весь комплекс военного оборудования и техники, но для всего нужно время.
– В чем сегодня нуждается инновационная российская промышленность, в частности, приборостроение?
– В квалифицированных специалистах, в первую очередь. Сейчас, начиная со школы, образование оставляет желать лучшего – я никогда не мог себе представить, чтобы физика была необязательным предметом. Такого просто быть не может. Важны в первую очередь люди – грамотные специалисты, с хорошим образованием. Только так должна работать система.
– Как Вы оцениваете будущее высокотехнологичной промышленности? Какие тренды сохранятся в приборостроении в 2014–2015 годах?
– Будущее – за компактными предприятиями, работающими по монотехнологиям. Перспективные направления в приборостроении – это сетецентрические и беспилотные системы, которые требуют создания высокоинтеллектуального борта, быстродействующих вычислительных средств, нормирования операционной среды, распознавания типовых операций и так далее. Мы движемся в направлении кибернетизации выполнения боевых операций.
В 2014–2015 годах приборостроение будет чувствовать себя не очень хорошо, потому что государство не финансирует нашу отрасль. Я уже говорил, что мы переходим с 5 на 6 класс приборостроения. Если этот переход оставить без финансового обеспечения, мы просто отстанем от других стран. Поэтому мы намерены всячески стараться найти средства на развитие авиационных технологий и микроэлектроники – основы оборудования 6 класса. К сожалению, наверху не все это правильно понимают.
– Спасибо за беседу, Гиви Ивлианович!
Зеленков Серапион Вениаминович (1911-1994 гг.) – первый руководитель и Главный конструктор РПКБ с 1947 по 1980 гг. Доктор технических наук, Герой Социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Красной Звезды и «Знак почета», награжден девятью медалями.
Более 30 лет он руководил РПКБ. Его трудом, умением и талантом было создано одно из лучших авиаприборостроительных предприятий страны – Раменское приборостроительное конструкторское бюро.
Автор многих научных трудов. Под его руководством разработаны и внедрены в эксплуатацию первые гиромагнитные компасы для истребителей, курсовые системы, ряд приборов и систем для реактивной авиации, первые отечественные авиационные гироинерциальные системы.
Магнусов Валерий Сергеевич – Главный конструктор, руководитель РПКБ с 1980 по 1991 гг.
Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Почетный авиастроитель, почетный гражданин Раменского района Московской области. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знака Почета» и семью медалями.
Под руководством Магнусова В.С. были реализованы новые системы и комплексы для самолетов и вертолетов. За эти разработки предприятие было удостоено ордена Трудового Красного Знамени. Валерий Сергеевич продолжает и сегодня активно трудиться на предприятии в должности главного консультанта.
Джанджгава Гиви Ивлианович (1991-2010 гг.) – Генеральный директор и Генеральный конструктор ОАО «РПКБ», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Почетный авиастроитель.
С декабря 2010 г. – Президент ОАО «РПКБ», Генеральный конструктор.
Лыткин Павел Дмитриевич – с декабря 2010 г. Генеральный директор ОАО «РПКБ», Почетный авиастроитель.
Бренерман Даниил Михайлович — с 23.06.2015г. Генеральный директор ОАО"РПКБ".
ОАО «РПКБ» («Раменское приборостроительное конструкторское бюро») – один из ведущих в России разработчик и интегратор бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для самолетов «Ту», «Ил», «Су», «МиГ», вертолетов «Ми» и «Ка». Предприятие РПКБ расположено в г. Раменское Московской области. Оно входит в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) – крупнейшей российской холдинговой компании, объединяющей разработчиков и производителей радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.
ОАО "РПКБ" успешно провело модернизацию КБО тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2
Сегодня ОАО «РПКБ» представляет собой группу компаний, в состав которой входят ЗАО «Инерциальные Технологии «Технокомплекса» (ЗАО «ИТТ»), PC «АЛЬЯНС» - совместное предприятие с французской компанией Sagem Defence Security, ЗАО «Конструкторское бюро «Технотроник» и ряд других компаний.
В области создания комплексов бортового оборудования (КБО) для вертолетов предприятие работает уже не один десяток лет. Первым отечественным вертолётным навигационным комплексом стал комплекс К-252, разработанный специалистами РПКБ. Этот комплекс до настоящего времени работает на вертолетах ВМФ России.
Для российских и зарубежных заказчиков специалистами РПКБ разработан целый ряд комплексов бортового оборудования для вертолетов Ми-24, Ми-28, Ка-31, Ми-26Т и их модификаций, которые успешно решают задачи навигации, индикации, применения бортового вооружения, обеспечения групповых действий и обмена данными, а также подготовки, тренажа и контроля бортового оборудования. Создание современных комплексов осуществляется на основе открытой архитектуры, аппаратной и программной модульности, с использованием стандартных интерфейсов, унифицированных блоков и систем, которые имеют хороший модернизационный потенциал и технологическую независимость.
Сегодня совместно с предприятиями корпорации РПКБ активно ведется разработка комплексов бортового оборудования для модернизируемых и новых отечественных вертолетов, основной особенностью которых является всепогодное и круглосуточное применение, интеллектуальный борт, они успешно конкурируют с машинами мировых производителей, а зачастую превосходят их. Так, РПКБ успешно провело модернизацию КБО тяжелого транспортного вертолета Ми-26(Т2), интегрированный комплекс которого обеспечивает круглосуточное применение в простых и сложных метеоусловиях, автономную навигацию с программированием и коррекцией маршрута, повышенную выживаемость и еще целый ряд специальных задач. Это лучший в мире транспортный вертолет в своем классе!
Напряженная обстановка во многих регионах мира повышает актуальность применения вертолетов самого разного назначения: транспортных, медицинских, но в первую очередь военных – разведывательных и боевых вертолетов.
Разработка новых КБО вертолетов военного назначения в РПКБ осуществляется в соответствии с основными тенденциями развития военных вертолетов, в которых специалистами выделяются следующие приоритетные направления:
Работает предприятие и в области создания винтокрылых машин будущего – скоростных вертолетов, беспилотных и опционально пилотируемых вертолетов, многовариантного перспективного унифицированного вертолетного комплекса «интеллектуальный борт», КБО которых должно иметь аппаратную и программную модульность, масштабируемость, высокоскоростные интерфейсы передачи видеоинформации и цифровых данных, а также высокопроизводительную вычислительную систему. Однако специалисты РПКБ стараются работать на опережение. Решение таких задач, как повышение реконфигурируемости и отказоустойчивости КБО, возможность подключения к локальным сетям, наличие системы речевого взаимодействия, экспертно-советующих систем, системы улучшенного и синтезированного видения, режима высокоточного применения оружия при интенсивном маневрировании и ряд других специальных задач обеспечит высокую конкурентоспособность продукции РПКБ на мировом рынке. Свою концепцию вертолета будущего они представляют на одной из экспозиций корпорации КРЭТ.
Помимо интеграции «борта», компанией ОАО «РПКБ» разработан и разрабатывается широкий спектр продукции, которая используется практически на всех летательных аппаратах, выпускаемых в России.
Приоритетными направлениями деятельности РПКБ является разработка инерциальных навигационных систем, навигационных систем по физическим полям Земли, средств подготовки и анализа боевых полетных заданий, многофункциональных жидкокристаллических систем индикации, бортовых вычислительных комплексов, графических станций, магнитных компасов и цифровых магнитометров, технологий программного обеспечения всех этих задач. Ведутся проекты по созданию малогабаритных унифицированных комплексов оборудования для отечественных летательных аппаратов малой авиации общего назначения.
БРЭО ОАО "РПКБ" установлено на большинстве российских военных вертолетов.
Предприятие успешно развивает технологии микромеханики, разрабатывает и внедряет ряд уникальных технологий, таких как лазерная балансировка вращающихся элементов, диффузионная сварка разнородных материалов, конструкции и технологии рагидизации ЖК-модулей гражданского и военного назначения, индикаторов на лобовом стекле межвидового применения, ЖК-модулей для нового поколения индикаторов.
Авиаприборостроительная отрасль всегда была и остается одним из наиболее наукоемких и стратегически важных секторов оборонной промышленности России. От нее напрямую зависит независимость и безопасность государства, особенно в современных геополитических условиях.
Оценивая будущее авиационного приборостроения, Президент и Генеральный конструктор ОАО «РПКБ» Г.И. Джанджгава уверен, что оно за активным развитием инновационных технологий, технологий шестого уклада. Это – сетецентрические и беспилотные системы, высокоинтеллектуальный борт летательных аппаратов, быстродействующие вычислительные средства и другие технологии кибернетизации выполнения полетных заданий, точное картографирование и разведка, ориентация по физическим полям Земли, спутниковая навигация и многие другие задачи.
Вопросам перспективного развития высокотехнологичных инновационных продуктов, относящихся к сфере деятельности компании, которые найдут широкое применение не только в военной индустрии, но и в самых разных отраслях гражданской промышленности, РПКБ придает особое значение. Невозможно решить столь глобальные задачи в одиночку. Здесь нужна сильная кооперация, технопарки, которые должны стать связующим звеном между наукой и производством. В этом направлении сегодня работают специалисты и руководство РПКБ. Примером может служить сотрудничество с Safran Group в рамках проекта «Технопарк «Раменское» с участием Рособоронэкспорта.
РПКБ участвует во всех перспективных проектах холдинга «Вертолеты России», давно и успешно работает на внешнем рынке и зарекомендовало себя авторитетным и надежным партнером в выполнении долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечении экспортных поставок бортового оборудования.
РПКБ надеется на дальнейшее конструктивное сотрудничество с отечественными и зарубежными предприятиями, связанными единой технологической кооперацией. Это принесет только взаимную выгоду и пользу.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам журнала «Новости рынка оборонной техники». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 - «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа "Нимитц" строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (далее ОАО «РПКБ») было создано в 1947 году. Головное предприятие одной из крупнейших в России авиаприборостроительных организаций - концерна «Авионика». Предприятие является ведущим в России разработчиком бортового радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов всех типов. Общая численность работающих – 2000 человек.
На момент обращения в компанию ООО «Проект-ИТ» на ОАО «РПКБ» единой корпоративной информационной системы (далее КИС ) не было.
Используемые инструменты (на момент начала работ):
Было принято решение о проекте комплексной автоматизации предприятия, создании КИС. Руководством предприятия была выбрана автоматизированная система управления на основе «1С:Управление производственным предприятием 8». В качестве партнера в проекте автоматизации была выбрана компанияООО «Проект-ИТ» из-за наличия успешно завершенных проектов, имевших перед собой сходные задачи.
При выборе системы было принято во внимание:
В ходе проекта комплексной автоматизации компанией ООО «Проект-ИТ» совместно со специалистамиОАО «РПКБ» были внедрены и находятся в промышленной эксплуатации следующие подсистемы:
В рамках проекта комплексной автоматизации наОАО «РПКБ»были решены следующие задачи:
1.Комплексная автоматизация управления договорами:
2.Разработаны и находятся в промышленной эксплуатации:
3.Разработаны инструкции пользователей и проведено обучение сотрудников рабочей группы ОАО «РПКБ».
Основным результатом проекта можно признать:
В настоящий время проект внедрения КИС на основе «1С:Управление производственным предприятием 8» по вышеперечисленным подсистемам завершен и введен в промышленную эксплуатацию.Автоматизировано 220 рабочих мест. Сотрудничество с компанией ООО «Проект-ИТ» продолжается в рамках дополнительных консультаций.
Автоматизировано рабочих мест: 220
Планируемое число рабочих мест: 120
РПКБ, АО зарегистрирована по адресу Московская обл, г.Раменское, ул.Гурьева, д.2, 140103. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР организации АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РАМЕНСКОЕ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" Бренерман Даниил Михайлович. Основным видом деятельности компании является Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие. Также РПКБ, АО работает еще по 24 направлениям. Размер уставного капитала 124 587 000 руб.
Организация насчитывает 4 филиала и 37 дочерних компаний. Имеет 4 лицензии.
Компания РПКБ, АО принимала участие в 23 торгах из них выиграла 13. Основным заказчиком является ГРПЗ, АО. В судах организация выиграла 17% процессов в качестве истца и 10% в качестве ответчика. проиграла 11% процессов в качестве истца и 25% в качестве ответчика.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РАМЕНСКОЕ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" присвоен ИНН 5040007594, КПП 504001001, ОГРН 1025005118830, ОКПО 07543519
Действует с 30.10.2002
Оценка проведена на основании информации, полученной из общедоступных источников и предоставляется в соответствии со ст. 7 ФЗ-149 от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Все баллы и характеристики субъективны и при отсутствии достаточной информации могут быть неопределённы или необъективны. Если вы считаете, что информация необъективна - свяжитесь с нами.
Ресурс принадлежит ООО СБИС