Руководства, Инструкции, Бланки

этапы разработки должностной инструкции img-1

этапы разработки должностной инструкции

Категория: Инструкции

Описание

Разработка, согласование и применение должностной инструкции

Разработка, согласование и применение должностной инструкции

Положения о подразделениях организаций не обеспечивают администрирования деятельности внутри них. Здесь значение приобретает структура организации и подразделений, штатное расписание, состав и содержание должностных инструкций персонала подразделения.

Должностная инструкция является одним из локальных нормативных актов, принимаемых работодателем.

Должностная инструкция – это правовой акт, регламентирующий организационно-правовое положение работника, его обязанности, права и ответственность и обеспечивающий условия для его эффективной работы.

Таким образом, должностная инструкция определяет состав и содержание должностных обязанностей сотрудника и фактически реализуемый им спектр взаимодействия внутри подразделения, всей организации и вне её.

Процесс разработки должностной инструкции состоит из ряда этапов (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Процесс разработки должностной организации

При разработке должностных инструкций рекомендуется ввести положение о разработке должностных инструкций, в котором оговаривается порядок разработки, согласования, утверждения, введения в действие и хранения должностной инструкции работника, а также указываются лица (структурное подразделение), непосредственно отвечающие за эту разработку.

Можно выделить три метода разработки должностных инструкций:

1) анализ и корректировку существующих кадровых документов;

2) составление должностных инструкций по результатам опроса (анкетирования) сотрудников на рабочих местах;

3) составление должностных инструкций методом, идущим от описания бизнес-процессов.

Должностные инструкции разрабатываются службой управления персоналом организации. Они в обязательном порядке согласуются с юрисконсультом организации и утверждаются руководителем организации. Инструкции составляются на все включенные в штатное расписание должности и объявляются работникам при заключении трудовых договоров. Работники должны быть ознакомлены с должностной инструкцией под роспись. Изменения в должностную инструкцию вносятся только на основании приказа руководителя организации.

Должностные инструкции разрабатываются на основе квалификационных характеристик (требований) к должностям служащих, утвержденных Министерством труда и социального развития РФ.

Основная часть (текст) должностной инструкции обязательно должна иметь следующие разделы:

I. Общие положения – данный раздел должен содержать следующее:

– наличие и состав подчиненных (для руководящих должностей);

– порядок назначения и освобождения от должности;

– порядок замещения по должности;

– нормативные и организационно-правовые документы, которыми руководствуется работник в своей деятельности.

II. Функции – в разделе перечисляются основные направления деятельности работника.

III. Должностные обязанности – в данном разделе перечисляются конкретные задачи, операции и т. д. которые выполняет работник.

При этом их целесообразно делить на обязанности:

– выполняемые совместно с другими работниками и подразделениями.

IV. Права – в этом разделе указываются права, которыми в пределах своей компетенции обладает работник для выполнения возложенных на него должностных функций и обязанностей.

V. Ответственность – данный раздел содержит описание меры ответственности работника за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, локальными правовыми актами и трудовым законодательством РФ.

При необходимости в документ могут быть внесены и дополнительные разделы, например:

– критерии оценки качества работы;

– взаимоотношения и связи по должности;

– порядок утверждения и изменения должностной инструкции.

Согласованная и утвержденная инструкция должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью организации. Хранить её следует в соответствии с установленным порядком делопроизводства в отделе кадров организации.

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Она является тем документом, который необходим при разрешении конфликтных ситуаций и трудовых споров между работником организации и работодателем. Должностные инструкции являются практическим инструментом, позволяющим осуществлять разделение труда в организации. В качестве примера в прил. 2 приведена должностная инструкция.

Контрольные вопросы и задания

1. В чём заключается матричное моделирование функционального взаимодействия?

2. Что представляет собой функциональная матрица?

3. Из каких основных этапов состоит анализ, проводимый на основе функциональной матрицы?

4. Что такое положение о структурных подразделениях?

5. На каких основных принципах базируется разработка положений о структурных подразделениях?

6. Из каких основных разделов должно состоять положение о структурном подразделении?

7. Охарактеризуйте основные разделы положения о структурном подразделении организации на примере конкретного отдела (управления).

8. Перечислите основные недостатки положений о структурных подразделениях, характерные для большинства организаций в настоящее время.

9. Что подразумевается под классификационной упорядоченностью функций и обязанностей структурных подразделений?

10. Что представляет собой должностная инструкция?

11. Из каких основных этапов состоит процесс разработки должностной инструкции?

12. Кто отвечает за составление должностной инструкции в организации?

13. Какие методы могут быть использованы при разработке должностных инструкций?

14. Из каких основных разделов в обязательном порядке должна состоять должностная инструкция?

15. Какие дополнительные разделы на усмотрение организации могут быть внесены в должностную инструкцию.

Рекомендуемая литература: [6, 8, 9, 12, 13, 20, 25, 27].

Другие статьи

К валификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования, профессионально-квалификационных групп - стр

К валификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования, профессионально-квалификационных групп Должностная инструкция – это один из локальных нормативных актов, принимаемых работодателем. Согласно статье 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Поэтому практически все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут вводить должностные инструкции для регламентирования трудовых отношений, а также самостоятельно устанавливать порядок их разработки, согласования и утверждения.


При этом нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Должностные инструкции могут разрабатываться как на стадии проектирования организации, бизнеса, так и в уже функционирующем бизнесе со сложившимися трудовыми отношениями. Первое требует метода тщательного моделирования трудовых процессов исполнителей. Второе – глубокого анализа существующих трудовых отношений у конкретного работодателя. В любом случае порядок разработки должностных инструкций предполагает общепринятый алгоритм действий.
^

Процесс разработки должностных инструкций можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов:


1. Подготовительный этап;

2. Разработка проекта должностной инструкции;

3. Согласование проекта должностной инструкции;

4. Утверждение должностной инструкции.

Непосредственной разработке должностных инструкций в каждом конкретном случае должна предшествовать определенная подготовительная работа. На первом этапе разработки должностных инструкций необходимо детально изучить все нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок деятельности должностных лиц и правила разработки и хранения организационно-правовых документов. А также работодатель в рамках локального нормотворчества должен определить порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций, для чего необходимо утвердить Положение о должностной инструкции. Далее об этом подробнее.


^ Подготовительный этап разработки должностных инструкций.

Нормативно-правовая база для разработки должностных инструкций.

Разработке должностных инструкций предшествует изучение всех нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок деятельности должностных лиц и правила разработки и хранения этих организационно-правовых документов.

Перечислим основные нормативно-правовые акты, с учетом которых должна разрабатываться должностная инструкция:

1. Федеральный уровень:

  • Конституция РФ;

  • Трудовой кодекс РФ;

  • «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утверждена Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта российской федерации»);

  • Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена Приказом Минкультуры РФ от 8 ноября 2005 года №536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»);

  • «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения» (утвержден Росархивом 6 октября 2000 года);

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 мая 2008 г. N 216н г. Москва

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 мая 2008 г. N 217н г. Москва


2. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

4. Локальный уровень (локальные нормативно-правовые акты работодателя):

· Правила внутреннего трудового распорядка;

· Коллективный договор (Положение о персонале и другое);

· Положения о структурном подразделении;

· Приказы о разграничении полномочий между руководителями организации;

· Положение о должностной инструкции.

Основой для разработки содержания должностных инструкций является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 мая 2008 г. N 217н г. Москва. На его основе разработаны квалификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования, профессионально-квалификационных групп. В них перечисляются основные элементы, которые должны быть в инструкции: наименование должности, специальности, профессии работника, требования к уровню его знаний, примерный перечень обязанностей.

Квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов.

Раздел 1 - «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

Раздел 2 - «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении:

- знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов;

- методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел 3 - «Требования к квалификации» определяет:

- уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей (Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»);

- требования к стажу работы.

Согласно пункту 4 Постановления №37 в квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для той или иной должности работы, поэтому при разработке конкретных должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях. Также допускается уточнение требований к необходимой специальной подготовке работников. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

При этом квалификационные характеристики (требования) содержат лишь типовые должностные обязанности по должности, специальности, профессии, уточнение которых происходит в рамках конкретного трудового договора, и (или) должностной инструкции.

Не установив обязанности заводить должностную инструкцию, законодатель не дал и четких указаний, как правильно ее составить. Этот локальный акт принимается непосредственно работодателем в пределах своей компетенции. С одной стороны это расширяет сферу свободы работодателя, но с другой стороны все же кое-какие ограничения есть.

Так, одним из определенных сторонами условий трудового договора является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Наименования должностей, профессий и специальностей устанавливаются работодателем самостоятельно.

Это правило установлено для трудового договора, но его в равной мере можно применить и к другим кадровым документам - должностной инструкции, штатному расписанию, трудовой книжке.

В целом при разработке должностных инструкций для обеспечения социальных, пенсионных и иных гарантий, предоставленных российским законодательством работникам, работодатель должен руководствоваться квалификационными справочниками, утвержденными Правительством Российской Федерации. Если в соответствующих справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то наименования профессий и должностей, а также квалификационные требования к ним и перечень непосредственных работ, видов деятельности работодатель должен указывать в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения.

^ Положение о должностной инструкции.

При разработке должностных инструкций рекомендуем ввести соответствующее положение, в котором будет подробно оговорен порядок разработки, согласования, утверждения, введения в действие и хранения должностной инструкции работника, а также указаны лица (структурное подразделение), непосредственно отвечающие за эту разработку.

Положение о должностной инструкции - необязательный документ, но лучше не пренебрегать этим локальным актом. Он позволяет упорядочить работу с инструкциями, сделать их унифицированными и четкими, обозначить порядок придания им юридической силы. Положение о должностной инструкции вступает в силу после его утверждения руководителем, и с этого момента все должностные инструкции должны соответствовать его требованиям.

Приведем образец Положения о должностной инструкции.


^ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Наименование образовательного учреждения


1. Общие положения.

2. Требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции.

3. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностной инструкции.

4. Заключительные положения.

1. Общие положения

1.1. Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, основные права, обязанности и ответственность должностного лица (работника) при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.

1.2. Должностные инструкции разрабатываются для реализации следующих целей:

1. рациональное разделение труда;

2. повышение эффективности управленческого труда;

3. создание организационно-правовой основы трудовой деятельности работников;

4. регламентация взаимоотношений работника и работодателя;

5. обеспечение объективности и обоснованности при аттестации сотрудника, его поощрении и при наложении на него дисциплинарного взыскания;

6. организация оптимального обучения, подготовки и повышения квалификации кадров;

7. укрепление трудовой дисциплины в организации;

8. составления трудовых договоров;

9. разрешение трудовых споров.

1.3. Должностная инструкция разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на конкретного работника, в соответствии со штатным расписанием, Правилами внутреннего трудового распорядка, с соблюдением Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.

1.4. Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих и по профессиям рабочих, которые утверждены Министерством труда РФ.

1.5. Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности организации и объявляется работнику под расписку при заключении трудового договора, а также при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности.


2. Требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции

2.1. В должностной инструкции указывают наименование организации, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения.

2.2. Должностная инструкция состоит из разделов:

I. Общие положения.

II. Должностные обязанности.

2.3. В разделе I «Общие положения» указывают:

1) наименование должности;

2) требования, предъявляемые к образованию и стажу работы должностного лица, замещающего данную должность (квалификационные требования);

3) непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данное должностное лицо);

4) порядок назначения и освобождения от должности;

5) наличие и состав подчиненных;

6) порядок замещения (кто замещает данное должностное лицо во время его отсутствия; кого замещает данное должностное лицо);

7) возможность совмещения должностей и функций;

8) нормативная база его деятельности (основополагающие нормативные и организационно-правовые документы, на основании которых должностное лицо осуществляет служебную (трудовую) деятельность и реализует свои полномочия).

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус должностного лица и условия его деятельности.

2.4. Раздел II «Права» содержит перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает должностное лицо при исполнении возложенных на него должностных обязанностей.

В разделе отражаются взаимоотношения должностного лица с другими структурными подразделениями организации и должностными лицами исходя из возложенных на него должностных обязанностей и полномочий.

Кроме того, в разделе конкретизируют права должностного лица с учетом специфики выполняемых должностных обязанностей.

2.5. Раздел III «Должностные обязанности» содержит перечень основных функций должностного лица.

Кроме того, в этом разделе указываются обязанности должностного лица, возлагаемые на него в соответствии со сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения иных обязанностей, выполняемых данным подразделением по решению руководителя организации.

2.6. В разделе IV «Ответственность» указывают меру ответственности должностного лица за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, локальными правовыми актами и трудовым законодательством РФ.

В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность должностного лица.

2.7. Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления, который ведется в организации и служит доказательством того, что работник ознакомился с должностной инструкцией.


3. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностной инструкции

3.1. Должностная инструкция разрабатывается специалистом службы управления персоналом, либо руководителем структурного подразделения, либо лицом, уполномоченным на то руководителем структурного подразделения. Подписывается руководителем структурного подразделения или специалистом-разработчиком.

3.2. Должностная инструкция должна быть составлена согласно Типовой формы должностной инструкции (приложение №1 к настоящему Положению) с обязательным соблюдением реквизитов, указанных в ней.

3.3. Должностная инструкция должна быть согласована с правовым отделом (юрисконсультом) организации.
При необходимости она согласовывается с другими подразделениями организации и вышестоящим начальником, курирующим соответствующее направление деятельности организации.

3.4 Должностную инструкцию утверждает руководитель организации.

3.5. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем организации и действует до ее замены новой должностной инструкцией, разработанной и утвержденной в соответствии с Положением.

3.6. Требования должностной инструкции являются обязательными для работника, работающего в данной должности, с момента его ознакомления с инструкцией под роспись и до перемещения на другую должность или увольнения из организации, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.

3.7. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится путем издания приказа руководителя либо утверждения текста должностной инструкции в целом с учетом вносимых изменений и дополнений.

4. Заключительные положения

4.1. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, шнуруют, заверяют печатью отдела кадров и хранят в отделе кадров или соответствующем подразделении в соответствии с установленным порядком. Срок хранения должностной инструкции после замены новой - 3 года.
4.2. Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают должностному лицу, работающему в данной должности, и начальнику соответствующего отдела или структурного подразделения.
Сотрудник расписывается на обеих ксерокопиях. По решению руководителя заверенная копия должностной инструкции может направляться при необходимости в другие отделы организации.

Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем.


^ Разработка проекта должностной инструкции

Как мы отмечали ранее, стандарта для написания должностных инструкций нет. Однако существуют общие подходы и правила, которые полезно использовать при их разработке.

Исходя из практики организаций можно утверждать, что проекты должностных инструкций могут разрабатываться следующими лицами:

· специалистом службы управления персоналом или (отдела кадров);

· руководителем соответствующего структурного подразделения;

· самим работником совместно с непосредственным руководителем.

На какого-то конкретного работника или на группу сотрудников возложить обязанность по разработке должностных инструкций – это работодатель решает самостоятельно.

Хотелось бы отметить, что ведущее место в обсуждении проекта должностной инструкции, в его проверке должны занимать руководители структурных подразделений. Поскольку именно они набирают персонал, оценивают эффективность работы сотрудников. Именно они используют этот документ как основной инструмент управления в работе со своими подчиненными. Поэтому, если они активно примут участие в создании инструкций, то выявятся реальные проблемные зоны, и станет понятым, как их устранить.

Выбор того, кем именно будут разрабатываться должностные инструкции, зависит от общей методики разработки должностных инструкций и возможностей конкретной организации (работодателя).

Анализ литературы по этому вопросу позволяет выделить три, наиболее распространенных методических подхода к разработке должностной инструкции:

1. Анализ и корректировка существующих кадровых документов;

2. Составление должностных инструкций по результатам опроса (анкетирования) сотрудников на рабочих местах;

3. Составление должностных инструкций методом, идущим от описания специфики образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Проблема состоит в том, что должностная инструкция призвана закрепить нормативное поле образовательного учреждения. В то же время, если образовательное учреждение работает в инновационном режиме, важно сделать так, чтобы должностные инструкции не блокировали этот процесс, в котором могут возникать новые функции работников, но, напротив, позволяли институциализировать происходящие изменения. Исходя из этого, рекомендуется вовлечение сотрудников в процесс обсуждения и составления должностных инструкций. Этот подход предполагает опрос ведущих специалистов и рядовых сотрудников и дает много полезной информации для анализа существующего у конкретного работодателя распределения функциональных обязанностей, и поиска путей повышения эффективности работы, как преподавательского состава, так и учебно-вспомогательного. Кроме того, информация, полученная с помощью опроса работников, может восполнить отсутствие или недостоверность информации в существующих кадровых документах.

Для разработки должностных инструкций, анкеты должны быть составлены так, чтобы возможно было провести опрос на двух уровнях:

· опрос руководства и ведущих специалистов, отвечающих за функциональные направления или отдельные блоки работ («какие функции, по их мнению, выполняют подразделения»);

· опрос рядовых сотрудников этих подразделений («что они делают на самом деле»).

Кроме того, анкеты могут быть составлены таким образом, чтобы оценить мнение сотрудников не только о реальном, но и желаемом распределении функциональных обязанностей:

· опрос сотрудников о реальном распределении функциональных обязанностей («какие функции реально выполняются»);

· мнение сотрудников о желаемом распределении функциональных обязанностей («какие функции, по их мнению, должны выполняться»).

^ Согласование и утверждение должностной инструкции.

После того как проекты должностных инструкций разработаны, необходимо совершить еще два юридически значимых действия: согласовать их и утвердить.

Однако до этого должностную инструкцию необходимо подписать. Кто подписывает и утверждает текст должностной инструкции? Необходимо обратить внимание, что это разные вещи. Типичная ошибка состоит в следующем: неправомерно одному и тому же лицу, в рамках одного документа совершать два разных юридических действия. По общему правилу: должностную инструкцию подписывает ее разработчик, а руководитель утверждает.

Должностная инструкция, как правило, согласовывается с юридическим отделом или юрисконсультом, а также с соответствующими структурными подразделениями или должностным лицом, от деятельности которых зависит исполнение положений должностной инструкции.

Юрист проверит должностные инструкции на соответствие законодательству и требованиям охраны труда, а также уточнит, согласуются ли их положения с локальными нормативными актами и трудовыми договорами сотрудников. После чего поставит на должностной инструкции свою визу. Пренебрегать правовой экспертизой содержания этих документов не стоит, поскольку даже по той или иной речевой конструкции юрист может определить перспективы возможного трудового спора (подробнее юридический аспект составления должностных инструкций был рассмотрен в разделе 1.2. настоящей книги).

Завершающим этапом в создании должностных инструкций является их утверждение. Работодатель или руководитель организации (или лицо, уполномоченное руководителем на совершение данных действий) ставит свою подпись и дату на грифе: «Утверждаю». Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены новой должностной инструкцией. Утверждение же должностной инструкции руководителя организации осуществляется органом управления организации (собственником). Руководитель структурного подразделения утверждает должностную инструкцию в том случае, если это входит в круг его полномочий, установленных должностной инструкцией и (или) трудовым договором.

Причем утверждает должностные инструкции руководитель организации (работодатель) единолично. Учета мнения представительного органа работников в создании и утверждении инструкций трудовое законодательство не предусматривает, что отличает этот документ от других локальных актов.

Учет дат утверждения должностных инструкций, а также внесения изменений в них является важным моментом применения должностных инструкций. Порядок делопроизводства, принятый у конкретного работодателя должен предусматривать журнал («Журнал регистрации должностных инструкций и изменений к ним» или «Книга регистрации…»), в котором бы фиксировалась такая информация, как название инструкции, дата утверждения, внесение в неё изменений, характер изменений. Наличие подобного журнала, на первый взгляд, может показаться излишним. Но поскольку должностные инструкции являются документами, регламентирующими деятельность конкретного работника, то могут возникнуть различные спорные с юридической точки зрения ситуации. И здесь эта информация может оказаться бесценной.

Хранят утвержденные и согласованные должностные инструкции в соответствии с установленным порядком делопроизводства, принятым у конкретного работодателя, как правило, один экземпляр - в отделе кадров, другие – в структурном подразделении и у самого работника.

Согласно «Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного руководителем Федеральной архивной службы России 6 октября 2000 г. положения, инструкции о правах и обязанностях должностных лиц (должностные инструкции) необходимо хранить в пределах следующих сроков:

а) типовые (примерные)

- по месту разработки и утверждения хранятся постоянно;

- в прочих организациях хранятся 3 года (после замены новыми).

б) индивидуальные (персональные) хранятся в течение 75 лет в составе личных дел.

^ Общие рекомендации при разработке содержания должностных инструкций. Основные разделы должностной инструкции.

Структура и содержание должностной инструкции в настоящее время нормативно-правовыми актами подробно не регламентируется, что позволяет создавать ее с учетом специфики организации труда у конкретного работодателя.

ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 марта 2003 года №65-ст, предъявляет следующие требования к языку должностной инструкции: «Текст документа составляют на государственном языке Российской Федерации или на государственных языках субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Приказ Минкультуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» предписывает текст должностной инструкции излагать от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте использовать слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Там же в пункте 2.7.2.3. утверждается, что «констатирующей частью должностной инструкции служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий».

Основной текст инструкции может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

По общему правилу, основная часть должностной инструкции обязательно должна иметь следующие разделы:

I. общие положения;

II. должностные обязанности;

Это основные разделы должностной инструкции, тот минимум, без которого нет этого документа.

Такой вывод можно сделать на основе анализа действующих отраслевых и утвержденных различными ведомствами типовых и примерных должностных инструкций (например, «Примерная должностная инструкция водителя троллейбуса», утвержденная Распоряжением Минтранса России от 8 октября 2003 года №АК-25-р; «Примерная должностная инструкция начальника отдела документационного обеспечения таможенного органа», утвержденная Приказом ФТС РФ ОТ 18.10.2004 №160).

При необходимости, в документ могут быть внесены и дополнительные разделы, например:

· Критерии оценки качества работы;

· Режим работы (если сотруднику устанавливается особый или индивидуальный график работы или предоставляется право самостоятельно организовывать и планировать свой рабочий день);

· Взаимоотношения. Связи по должности;

· Порядок утверждения и изменения должностной инструкции.


^ Основные требования к форме должностных инструкций. Основные реквизиты должностной инструкции.

Разрабатывая должностную инструкцию, как правило, основное внимание уделяют её содержательной части, что, безусловно, важно. Однако нельзя забывать и о том, что текст, становится документом только после придания ему юридической силы, то есть он должен иметь соответствующую форму со всеми необходимыми реквизитами, правильно внесенными.

«Юридическая сила документа: свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления » (пункт 25 статьи 2.1. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 №28). В управленческой деятельности юридическая сила документов очень важна, она подтверждает, что документы могут служить подлинным доказательством заключенной в них информации.

Должностная инструкция в соответствии с «Общероссийским классификатором управленческой документации» ОК 011-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года №299 относится к организационно-распорядительным документам организации. Требования к форме организационно-распорядительных документов изложены в Постановлении Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» вместе с «Унифицированной системой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», ГОСТ Р 6.30-2003 (далее - ГОСТ Р 6.30-2003), введенного в действие с 1 июля 2003 г. Данный ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает три группы требований:

· состав реквизитов документов;

· требования к оформлению реквизитов документов;

· требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Требования ГОСТ Р 6.30-2003 носят рекомендательный характер.

При оформлении окончательного варианта должностной инструкции необходимо учесть, что в состав обязательных реквизитов должностной инструкции входят:

1. наименование организации;

2. наименование документа;

3. дата и номер документа;

4. заголовок к тексту (наименование должности);

5. гриф утверждения;

6. подпись разработчика документа;

7. гриф согласования;

8. отметка об ознакомлении работника с документом.

Первые четыре из перечисленных реквизитов должны располагаться в верхней части должностной инструкции перед ее текстом. Сразу после текста идет подпись разработчика, а за ней – визы согласования. И подпись, и визы ставятся на должностной инструкции до ее утверждения. Отметка об ознакомлении работника с документом завершает процедуру составления должностной инструкции.