Руководства, Инструкции, Бланки

бланк уведомление кредиторов о реорганизации в форме присоединения img-1

бланк уведомление кредиторов о реорганизации в форме присоединения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланк уведомление кредиторов о реорганизации в форме присоединения

9.3. Уведомление кредиторов о начале процесса реорганизации

Основные применимые нормы:

— ст. 60, п. 3 ст. 192 ГК РФ;

— ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ);

— п. п. 6 — 6.2 ст. 15, п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);

— п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (далее — Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@);

— п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).

Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ уведомление о начале процесса реорганизации должно быть помещено в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, дважды с периодичностью один раз в месяц. Аналогичная обязанность закреплена п. 6 ст. 15 Закона об АО и п. 5 ст. 51 Закона об ООО.

Гражданским кодексом РФ, а также законодательством об ООО и АО не установлено, что юридическое лицо обязано письменно уведомлять известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации должно осуществить следующие мероприятия:

1. Дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации.

2. Письменно уведомить известных ему кредиторов о начале процедуры реорганизации, если это предусмотрено иными федеральными законами.

Обязанность по письменному уведомлению кредиторов установлена, например, при реорганизации:

— кредитных организаций (абз. 1 ст. 23.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

— унитарных предприятий (п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— жилищных накопительных кооперативов (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Процедура реорганизации АО и ООО регулируется законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах. При этом положения федеральных законов об АО и ООО не предусматривают обязанности реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации.

Таким образом, при проведении реорганизации ООО и АО необязательно осуществлять письменное уведомление кредиторов о начале указанной процедуры.

Издание, в котором публикуется уведомление

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации помещает уведомление о своей реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Сообщение о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ. Это уведомление размещает общество, принявшее решение о реорганизации последним либо определенное договором о присоединении (п. 6 ст. 15 Закона об АО).

В настоящее время таким изданием является журнал «Вестник государственной регистрации» (п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@, п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).

Реорганизуемое лицо помещает уведомление о реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Первое уведомление может быть помещено в СМИ после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации.

В соответствии с п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Лицо, обязанное представить уведомление о реорганизации

Исполнительный орган общества, поскольку согласно абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона об АО руководитель общества (единоличный исполнительный орган) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы.

Содержание уведомления о реорганизации

Уведомление о реорганизации должно соответствовать требованиям, установленным п. п. 6.1 и 6.2 ст. 15 Закона об АО.

В уведомлении о реорганизации указываются:

— полное и сокращенное наименование каждого из обществ, участвующих в реорганизации;

— сведения о месте нахождения каждого из реорганизуемых обществ;

— полное и сокращенное наименование продолжающего деятельность АО;

— сведения о месте нахождения продолжающего деятельность АО;

— форма реорганизации;

— описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, дополнительных адресов, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способов связи с каждым из реорганизуемых АО (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);

— сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации АО, а также АО, продолжающего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения;

— сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого АО, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого АО (при наличии таких лиц).

В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об АО (например, сведения о кредитных рейтингах АО, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет).

Последствия неопубликования сообщения о реорганизации

Отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация общества, созданного в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Последствия опубликования сообщения о реорганизации

Кредиторы общества, если их права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Навигация по записям

Видео

Другие статьи

Требования кредиторов при реорганизации: какие требования кредиторов при реорганизации

Требования кредиторов при реорганизации: какие требования кредиторов при реорганизации

Пункт 2 комментируемой статьи 60 ГК РФ посвящен правам кредитора, которые возникают в связи с опубликованием уведомления о реорганизации, а также осуществлению этих прав.

В прежней редакции соответствующие вопросы частично регулировались в п. п. 2 и 3 данной статьи. Причем основу этого регулирования с 2008 г. составляла идея о дифференциации прав кредиторов открытых акционерных обществ, реорганизуемых в форме слияния, присоединения или преобразования, и кредиторов всех иных реорганизуемых юридических лиц. В новой редакции в основу дифференциации прав кредитора положено наличие/отсутствие так называемого достаточного обеспечения.

В абз. 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что кредитор вправе потребовать сначала досрочного исполнения обязательства и лишь затем прекращения обязательства и возмещения убытков. Соответствующее право требования может быть реализовано теперь по общему правилу только в судебном порядке, что является существенной новацией.

Для того чтобы понять масштаб изменений, отметим, что в первоначальной редакции ст. 60 ГК права кредитора реорганизуемого юридического лица реализовывались путем непосредственного обращения к должнику. В редакции ст. 60 ГК с изменениями 2008 г. были установлены два порядка: общий, путем непосредственного обращения к должнику, и судебный (для осуществления соответствующих прав кредиторов юридического лица - открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования).

При этом специальные законы устанавливают чаще всего внесудебный порядок осуществления прав кредитора путем обращения непосредственно к должнику - реорганизуемому лицу (ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 29 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и др.). Если соответствующие положения специальных законов не будут изменены, то норма комментируемой статьи будет применяться только для реорганизации тех юридических лиц, для которых специальными законами вообще не установлено никаких правил, а таких довольно много.

Не всякий кредитор имеет право обратиться с указанным требованием, а только тот, чьи права возникли до момента принятия решения о реорганизации, а также после принятия такого решения, но до момента (дня) опубликования такого уведомления.

Если говорить о возможности исключения действия правил комментируемой статьи законом, то в качестве примера можно привести положения ст. 16 Закона о некоммерческих организациях: при реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Возможность исключения действия данного правила может быть предусмотрена в соглашении кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. В прежней редакции такая возможность отсутствовала. В таком решении есть существенные положительные моменты, поскольку тем самым расширяется усмотрение участников гражданского оборота. Однако широкая практика использования такого усмотрения в отношениях организаций со слабой стороной, к примеру с потребителем, может привести к тому, что в результате положения об исключении соответствующего права будут автоматически включаться во все соглашения и тем самым права кредиторов будут исключаться еще задолго до возникновения самого факта принятия решения о реорганизации.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи впервые на уровне общего правила появилась норма о сроке, когда требования кредитора могут быть предъявлены. Следует отметить, что специальные законы сегодня могут содержать иные сроки.

В абз. 3 п. 2 содержится новое правило, согласно которому право кредитора, предусмотренное абз. 1 п. 2 рассматриваемой статьи, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение. Понятие "достаточное обеспечение" раскрывается в п. 4 комментируемой статьи (см. комментарий далее).

Абзац четвертый п. 2 анализируемой статьи также является новеллой, которую следует оценивать позитивно, поскольку прежняя редакция Кодекса никакого правила о последствиях принятия требований кредитора и порядке их удовлетворения не содержала. Теперь в этом вопросе появилась ясность: заявленные требования кредиторов должны быть удовлетворены до завершения реорганизации. Если это невозможно сделать самому кредитору, то Кодекс обязывает воспользоваться ст. 327 ГК, в которой предусмотрено право должника внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, - в депозит суда, что приравнивается к исполнению обязательства.

Следует отметить, что использование механизма ст. 327 ГК в таком виде - единственный "минус" данной статьи. Практика реорганизаций в России выявила проблему. Денежные средства вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения реорганизуемого лица, которое может территориально быть очень удалено от места нахождения его кредиторов. Соответственно, расходы по получению денежных средств могут быть в этом случае значительными.

В абз. 5 п. 2 комментируемой статьи регулируется ситуация, когда кредитор воспользовался своим правом предъявить требование, однако реорганизуемое лицо решило предоставить ему достаточное обеспечение. Несмотря на то что смысл данной нормы ясен, юридическая техника вызывает серьезные нарекания. Так, в комментируемой норме указывается на то, что "кредитор не вправе требовать. ", но он уже потребовал, так как далее по тексту ". если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований. ". Удивляет и то, что данная норма построена по принципу: реорганизуемое лицо предложило - кредитор обязан согласиться.

Правила п. 3 комментируемой статьи создают основу для привлечения к ответственности лиц, действовавших в ущерб кредиторам. Солидарную ответственность перед кредитором несут: а) юридические лица, созданные в результате реорганизации; б) лица, имевшие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, указанные в п. 3 ст. 53.1 ГК, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению негативных последствий для кредитора; в) члены коллегиальных органов реорганизованных юридических лиц и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению негативных последствий для кредитора; г) реорганизованное юридическое лицо - при реорганизации в форме выделения.

Порядок реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения

Порядок реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения

Реорганизация муниципального предприятия. МУП "Б" присоединяется к МУП "П", каков порядок оформления документации, сроки при прохождении реорганизации в органах регистрации, публикация в печати? В какой момент составляется передаточный акт?

Порядок реорганизации в форме присоединения унитарных предприятий аналогичен такому порядку для ООО (смотрите в рекомендациях № 1 и № 2 ниже). Особенности реорганизации унитарного предприятия раскрыты в рекомендации № 3 ниже. Регистрации реорганизации не может быть проведена ранее, чем через 3 месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры реорганизации. Передаточный акт при данном виде реорганизации оформлять не требуется.

Реорганизация унитарного предприятия осуществляется в порядке статей 57 - 60.1 ГК РФ, статей 13.1 - 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ с учетом статей 29. 31 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Как провести присоединение ООО.

«Чтобы реорганизация в форме присоединения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь составить примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При присоединении ООО необходимо*:

1. Принять решение о созыве общего собрания участников ООО по вопросу о реорганизации в форме присоединения.

3. Разработать договор о присоединении, согласовать его условия с юридическими отделами всех организаций, участвующих в реорганизации.

4. Оценить характер последствий предполагаемой реорганизации: будет ли реорганизация соответствовать требованиям антимонопольного законодательства и нужно ли получать согласие антимонопольного органа.

5. Провести общее собрание участников с целью принятия решения о присоединении ООО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Уведомить кредиторов реорганизуемого ООО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 ; далее – Регламент).

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц.

11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ).

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации ООО в форме присоединения

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации ООО (в т. ч. в форме присоединения) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах ).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах ).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Необходимо ли при присоединении ООО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при присоединении требовалось отразить в передаточном акте *. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 2 ст. 58 ГК РФ. подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ ).

Это объясняется тем, что при присоединении ООО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности присоединяемого лица переходят к конкретному лицу – основной организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Пленум Верховного суда РФ подтвердил, что при присоединении передаточный акт составлять не обязательно (абз. 2 п. 26 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Факт перехода прав и обязанностей от присоединенного лица к основному лицу независимо от составления передаточного акта подтверждают:

  • лист записи ЕГРЮЛ с информацией о прекращении деятельности присоединенного ООО;
  • документы присоединенного ООО, определяющие его права и обязанности.

Как разработать договор о присоединении ООО

Договор о присоединении заключают между основным и присоединяемым (присоединяемыми) лицами.

Юристы участвующих в реорганизации организаций совместно разрабатывают договор о присоединении до даты проведения общих собраний участников в этих организациях. Договор подписывают руководители исполнительного органа (генеральные директора, президенты и т. д.) каждой организации.

Закон не устанавливает обязательные требования к содержанию договора о присоединении. По закону в договор нужно включить лишь два условия (п. 3 ст. 53 Закона об ООО )*:

  • перечень изменений и дополнений, вносимых в устав основного лица. При этом утверждение договора о присоединении не влечет автоматического изменения устава. Такие изменения и дополнения вносятся в устав основного лица лишь после того, как совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц примет решение по данному вопросу;
  • порядок и срок проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых лиц. Стороны могут либо руководствоваться статьями 36 и 37 Закона об ООО либо сформулировать свои правила для проведения такого собрания.

Кто может быть участником ООО, присоединившего к себе другое юридическое лицо

Участники каждого из реорганизованных лиц.

Во-первых, участниками основного (присоединившего) общества по-прежнему будут считаться все те участники, которые входили в состав этого общества до реорганизации.

Во-вторых, участниками основного общества станут участники присоединенного лица.

На практике в договор о присоединении включаются и другие условия. Ведь детальное урегулирование отношений помогает избежать споров между сторонами, снижает риск неблагоприятных последствий. Поэтому в договоре нужно закрепить следующие условия (помимо установленных Законом об ООО):

  • сведения об организациях, участвующих в присоединении (наименование, местонахождение);
  • порядок и условия реорганизации. Стороны определяют этапы процедуры присоединения: срок для проведения общего собрания участников каждого реорганизуемого лица, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в средствах массовой информации и т. д. Другими словами, в договоре желательно закрепить не только условие о порядке проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых лиц (п. 3 ст. 53 Закона об ООО ), но и урегулировать каждый этап реорганизации. Это поможет провести присоединение ООО без негативных последствий для сторон;
  • сведения об уставном капитале основного лица. Нужно указать размер уставного капитала, а также сформулировать порядок его увеличения;

За счет каких средств происходит увеличение уставного капитала ООО, присоединившего к себе другое юридическое лицо

Сумма, на которую увеличивается уставный капитал основного (присоединившего) ООО, формируется за счет*:

  • уставного капитала присоединенного лица
  • и (или) иных собственных средств реорганизованных лиц либо любого из них (в т. ч. за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ. однако на практике его применяют и при увеличении уставного капитала основного ООО.

  • сведения о размере и номинальной стоимости долей участников присоединяемого ООО в уставном капитале основного ООО. При определении размера и стоимости долей нужно учесть правила пункта 3.1 статьи 53 Закона об ООО;
  • ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
  • порядок действия договора во времени. По закону договор о присоединении вступает в силу с момента его утверждения всеми общими собраниями участников реорганизуемых лиц (п. 2 ст. 53 Закона об ООО ). Повторять это правило еще и в самом договоре необязательно. Но все же желательно это сделать, чтобы избежать возможных разногласий и недопонимания.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003 *, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как юридическое лицо, от имени которого будет подаваться уведомление, приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо представить вместе с принятым решением о присоединении.

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н ; далее – Административный регламент предоставления услуги по госрегистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор (иное лицо, действующее от имени организации без доверенности) того юридического лица, которое определено решением о реорганизации*. Если решение (в т. ч. утвержденный договор о присоединении) такую обязанность не предусматривает, уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) организации, принявшей решение о реорганизации последней (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации ).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации ООО в форме присоединения

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ 2 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации ).

Уведомление нужно представить в инспекцию по местонахождению того юридического лица, от имени которого подписан документ. Важно проследить за тем, чтобы инспекция осуществляла функции регистрирующего органа. Так, в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@ ). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Внимание! Если реорганизуемое ООО не уведомит налоговую инспекцию о начале процедуры присоединения, возникнут негативные последствия.

Во-первых. налоговая инспекция может отказать в регистрации прекращения деятельности присоединяемого ООО. В связи с этим не удастся завершить реорганизацию.

Уведомление налоговой инспекции о начале реорганизации – обязательный этап процедуры присоединения.

Если общество не уведомит инспекцию, то оно не сможет оповестить о реорганизации своих кредиторов, то есть опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимые сообщения. Дело в том, что для такой публикации нужно представить в редакцию журнала документ, подтверждающий внесение в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ и прямо предусмотрено правилами на сайте журнала .

В свою очередь, при регистрации прекращения деятельности присоединяемого лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое ООО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010. ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121. ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06 ). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации ):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1. п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Таким образом, неисполнение обязанности по уведомлению налоговой инспекции может стать причиной того, что инспекция не зарегистрирует прекращение деятельности присоединяемого ООО.

Во-вторых. генерального директора реорганизуемого ООО могут привлечь к административной ответственности в виде:

  • предупреждения или
  • административного штрафа в размере 5000 руб.

Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Причем рассматривать дело и назначать наказание уполномочена сама налоговая инспекция, то есть непосредственно орган, в который необходимо представить уведомление по форме № P12003 (ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ ). Это увеличивает риск того, что директора привлекут к ответственности.

В-третьих. возникнет риск негативных последствий, свойственных любому нарушению обязанности по представлению сведений в ЕГРЮЛ.

А именно в связи с тем, что ООО не подало уведомление по форме № P12003 (а значит, не представило необходимые сведения для внесения изменений в ЕГРЮЛ), могут наступить следующие последствия:

  • при споре с третьим лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, общество не сможет сослаться на то, что оно находится в процессе реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ );
  • ООО будет обязано возместить убытки, причиненные другим лицам вследствие того, что ЕГРЮЛ не содержал информацию о начале реорганизации общества (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ ).

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации. п. 66–69 Административного регламента ). Помимо этого, на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации ). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ записи о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации. абз. 2 п. 16 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрации ).

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации общества по форме № С-09-4 .

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р12003. утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@ .

Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними

Реорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ. п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации. п. 5 ст. 51 Закона об ООО ). Для этого необходимо опубликовать уведомление (сообщение) о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»)*.

Уведомление публикуют от имени всех юридических лиц, участвующих в реорганизации. Заявку на опубликование подает то лицо, которое определено решением о реорганизации. Если решение (в т. ч. утвержденный договор о присоединении) такую обязанность не предусматривает, заявку подает компания, принявшая решение о реорганизации последней. На практике в роли заявителя, как правило, выступает лицо, известившее налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

Обязательные сведения, содержащиеся в уведомлении*:

  • сведения о каждом юридическом лице, которое участвует в реорганизации (полное наименование, адрес, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • форма реорганизации – «присоединение»;
  • порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.).

Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО ).

Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).

Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2015 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2015 года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64 ).

Как опубликовать уведомление о присоединении ООО

Это нужно сделать по правилам, приведенным на сайте журнала «Вестник государственной регистрации».

Прежде всего необходимо зарегистрироваться на сайте *. Сделать это может любое лицо. Данные, указанные при регистрации, не влияют на публикуемые уведомления.

  • выбрать тип уведомления «Сообщение о реорганизации ЮЛ в форме присоединения»;
  • заполнить обязательные поля (со знаком «*»);
  • в графе «Текст публикации» применить автоматическую генерацию и внимательно проверить сгенерированный текст;
  • указать сведения о заявителе;
  • в графе «Количество публикаций» выбрать строку «Первичная публикация» и отметить пункт «Обеспечить повторную публикацию». Срок повторной публикации не может быть менее 30 дней.

Остальные поля заполняют по усмотрению заявителя.

Когда вся необходимая информация будет указана, нужно выбрать способ подачи заявки:

  • с электронной подписью (если у организации есть ключ такой подписи и соответствующий сертификат) или
  • без электронной подписи через региональное представительство журнала.

Подача заявки через региональное представительство

Из предложенного на сайте списка нужно выбрать представительство, в которое заявитель намерен подать документы для публикации. Это может быть любое удобное представительство независимо от местонахождения реорганизуемого лица.

Затем необходимо нажать на кнопку «Продолжить» и отправить web-заявку на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см 2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета в выбранное региональное представительство необходимо представить следующие документы.

1. Бланк-заявка и сопроводительное письмо. Образцы этих документов можно скачать с сайта после оплаты счета. Каждый из таких документов нужно подать в двух экземплярах (в отличие от перечисленных ниже документов, которые представляют в одном экземпляре).

2. Копия приказа о назначении на должность генерального директора организации-заявителя. Если после такого назначения организация сменила свое наименование, необходимо также представить подтверждение полномочий директора: выписку из ЕГРЮЛ (с датой выдачи не ранее двух недель) или копию решения о переименовании юридического лица. Если полномочия директора переданы управляющей компании, нужно подать копию приказа о назначении на должность руководителя этой компании.

3. Копия листа записи ЕГРЮЛ с информацией о том, что организация-заявитель находится в процессе реорганизации.

4. Копии решений о реорганизации всех юридических лиц, участвующих в присоединении.

5. Платежный документ: копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении либо оригинал банковской квитанции, приходного ордера или чека.

6. Доверенность (оригинал или нотариально заверенная копия) – в случае если документы подает лицо, не имеющее права действовать от имени организации-заявителя без доверенности.

Представить перечисленные документы можно любым из следующих способов:

  • путем явки в региональное представительство журнала;
  • по почте.

В результате редакция журнала должна включить уведомление о реорганизации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Подача заявки с электронной подписью

Нужно отсканировать документы, необходимые для публикации, и прикрепить сканы к web-заявке.

Затем надо подписать заявку электронной подписью и отправить ее на проверку. Редакция журнала должна проверить правильность заполнения в течение одного рабочего дня.

Если заявка будет заполнена правильно, в личный кабинет пользователя поступит счет на оплату публикации. Стоимость публикации определяют из расчета за см 2 текста.

Счет можно оплатить любым удобным способом, включая электронные платежи.

После оплаты счета нужно заполнить поля об оплате и прикрепить отсканированный платежный документ (платежное поручение с отметкой банка об исполнении, банковскую квитанцию, приходный ордер или чек).

В результате редакция журнала должна включить уведомление о реорганизации в ближайший номер издания. Информацию о дате публикации и номере журнала можно получить в личном кабинете пользователя, нажав на статус заявки.

Внимание! Если реорганизуемое ООО не уведомит своих кредиторов о начале процедуры присоединения, возникнут негативные последствия.

В такой ситуации налоговая инспекция может отказать в регистрации прекращения деятельности присоединяемого ООО. В связи с этим не удастся завершить реорганизацию.

При регистрации прекращения деятельности присоединяемого лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое ООО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010. ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121. ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06 ). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации ):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1. п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Если же прекращение деятельности присоединяемого ООО все-таки зарегистрируют, впоследствии могут возникнуть споры с кредиторами этого общества. Причем, скорее всего, суд будет руководствоваться правилами о солидарной ответственности, предусмотренными в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

Нужно ли при присоединении ООО направлять в адрес кредиторов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации

Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность по направлению в адрес кредиторов письменных уведомлений о реорганизации. Однако такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок извещения кредиторов.

Порядок уведомления кредиторов при реорганизации ООО установлен пунктом 5 статьи 51 Закона об ООО.

Ранее (до 21 октября 2009 года) этот пункт обязывал реорганизуемое ООО направлять в адрес всех известных ему кредиторов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации.

Однако в настоящее время действуют другие правила (п. 11 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперьпункт 5 статьи 51 Закона об ООО не обязывает направлять уведомления в адрес каждого кредитора. Достаточно опубликовать сообщение о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это подтверждает судебная практика (см. например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 декабря 2012 г. по делу № А43-18931/2011 ).

Кредиторы вправе обратиться к ООО с требованиями о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении связанных с этим убытков (далее – требования), если одновременно выполняются следующие условия:

1) права требования кредитора возникли до того, как ООО опубликовало первое уведомление о реорганизации (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ );

2) ООО не предоставило кредитору достаточное обеспечение (абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ );

3) закон либо соглашение кредитора с ООО не предусматривает запрета предъявить требование (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ ).

Требования к ООО кредиторы вправе предъявить:

  • только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ );
  • не позднее 30 дней после того, как опубликуют последнее уведомление о реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ ).

Факт того, что кредитор предъявил требование, не считается основанием приостанавливать процедуру реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 60 ГК РФ ). В то же время исполнить это требование понадобится до завершения данной процедуры. В качестве одного из возможных способов исполнения закон прямо называет внесение долга в депозит (абз. 4 п. 2 ст. 60 ГК РФ ).

Вместе с тем кредитор утратит право требовать досрочного исполнения обязательства (его прекращения и возмещения убытков), если в течение 30 дней с момента, когда кредитор предъявил требование, ООО предоставит ему достаточное обеспечение (абз. 5 п. 2 ст. 60 ГК РФ ).

Внимание! Если ООО, реорганизуемое в форме присоединения, не исполнит требование кредитора и не предоставит достаточное обеспечение, возникнет солидарная ответственность

Солидарную ответственность перед кредитором будут нести:

1) присоединившее юридическое лицо;

2) лица, имевшие фактическую возможность определять действия присоединенного ООО (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ );

3) члены наблюдательного совета и правления присоединенного ООО;

4) генеральный директор присоединенного ООО.

Однако лица, указанные в пунктах 2–4 приведенного выше списка, будут отвечать при условии, что они своими действиями (бездействием) способствовали тому, что присоединенное ООО не исполнило требование кредитора и не предоставило достаточное обеспечение.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

Как провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц

Совместное общее собрание участников проводится в порядке, установленном договором о присоединении. По закону собрание должно принять решение о внесении изменений и дополнений в устав основного лица (п. 3 ст. 53 Закона об ООО ). Перечень таких изменений и дополнений закрепляется в договоре о присоединении.

В повестку дня совместного общего собрания также можно внести:

  • вопросы об избрании органов управления основного лица. Например, вопрос об избрании генерального директора. Отсутствие такого вопроса в повестке дня означает, что реорганизация не влечет переизбрания директора;
  • иные вопросы. Например, можно установить срок для подачи документов в налоговую инспекцию с целью регистрации реорганизации. Однако, как правило, этот и другие вопросы регулируются договором о присоединении и, следовательно, не вносятся в повестку дня собрания.

Как зарегистрировать реорганизацию ООО в форме присоединения

Реорганизация ООО в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных лиц (п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации ).

Для внесения записи в ЕГРЮЛ присоединяемые лица должны подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Документы для регистрации разрешено представить не ранее:

  • трех месяцев с момента, когда инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры присоединения, или
  • тридцати дней с момента, когда общество опубликовало второе уведомление о реорганизации.

При этом с 1 сентября 2014 года создаваемую компанию разрешено зарегистрировать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ ). Он составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ ). Несмотря на то что в результате присоединения юридические лица не создаются, правило о трехмесячном сроке распространяется и на реорганизацию в форме присоединения (письмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № ГД-4-14/14410 ; далее – письмо № ГД-4-14/14410).

В свою очередь, такой трехмесячный срок на практике включает в себя три этапа:

  • первый месяц – общество публикует первое уведомление о реорганизации;
  • второй месяц – ООО публикует второе уведомление;
  • третий месяц – кредиторы предъявляют требования к обществу.

Таким образом, трехмесячный срок истекает, как правило, одновременно с тридцатидневным сроком для предъявления требований. Поэтому документы на регистрацию можно подавать по истечении любого из этих сроков (письмо № ГД-4-14/14410 )».

2. Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию ООО.

«Как подать документы для регистрации реорганизации ООО в налоговую инспекцию

При подаче документов в налоговую инспекцию для регистрации реорганизации (независимо от ее формы) необходимо проверить*:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям ;
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о какой именно форме реорганизации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если генеральный директор (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@ ). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов*:

1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н ; далее – Административный регламент).

В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации реорганизации ООО

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.

Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66–69 Административного регламента.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации ). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8. п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации, п. 15. 16. 77–82 Административного регламента):

  • зарегистрировать созданное юридическое лицо (лица) и (или) прекращение деятельности ООО – в зависимости от формы реорганизации;
  • отказать в такой регистрации.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации. абз. 2 п. 15. абз. 6 п. 16 Административного регламента):

  • свидетельство о государственной регистрации созданного юридического лица с приложением листа записи ЕГРЮЛ. а также экземпляр устава этого лица с отметкой инспекции и (или)
  • лист записи ЕГРЮЛ с информацией о прекращении деятельности ООО.

Порядок выдачи итоговых документов различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.

Если комплект документов подан непосредственно в инспекцию либо направлен по почте, заявитель получает итоговые документы тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации ). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить документы почтовым отправлением в адрес заявителя.

Документы для регистрации реорганизации ООО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итоговых документов. В каком порядке можно их получить

Итоговые документы заявитель получает по почте.

Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет документы почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении о регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации. п. 88 Административного регламента ).

Если документы поданы в многофункциональный центр, за итоговыми документами заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации. абз. 2 п. 88 Административного регламента ).

Если комплект документов направлен через Интернет, заявитель получает итоговые документы в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи таких документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации. п. 89 Административного регламента ).

Как зарегистрировать реорганизацию ООО в форме присоединения

Присоединяемое (присоединяемые) ООО и основное ООО должны подать установленный законодательством комплект документов в налоговую инспекцию по местонахождению основного общества.

1. Заявление о внесении записи о прекращении деятельности ООО по форме № Р16003 *, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. В роли заявителя выступает генеральный директор присоединяемого общества или иное лицо, которое вправе действовать от имени этого общества без доверенности.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ООО

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации реорганизации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ .

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ООО не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации ).

2. Договор о присоединении.

3. Доказательства уведомления кредиторов о реорганизации*. В качестве таких доказательств выступают копии двух публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации».

Обязанность по представлению этих доказательств устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2 пункта 5 статьи 51 Закона об ООО. В связи с этим есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, на официальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010. ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121. ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06 ). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации ):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативных правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1. п. 1 ст. 51 Закона об ООО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об ООО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Чтобы обезопасить себя от таких негативных последствий, не будет лишним представить в инспекцию копии публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации».

Необходимо ли при регистрации реорганизации ООО в форме присоединения представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при присоединении было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 2 ст. 58 ГК РФ. подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ ). Это объясняется тем, что при присоединении ООО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – присоединяющей организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при присоединении ООО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Пленум Верховного суда РФ подтвердил, что при присоединении передаточный акт составлять (а значит, и представлять в инспекцию) не обязательно (абз. 2 п. 26 постановления № 25 )*.

Внимание! Если документы, представленные при регистрации реорганизации ООО в форме присоединения, будут содержать заведомо недостоверные данные о присоединении, суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации ООО несостоявшейся может предъявить участник, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ ).

Факт того, что суд признает реорганизацию ООО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ ).

Во-первых, присоединенные лица восстановятся, о чем внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между присоединившим лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако сторонами по этим сделкам будут считаться не только присоединившее лицо, но и восстановленные юридические лица. Такие лица будут считаться солидарными должниками и солидарными кредиторами по данным сделкам.

В-третьих, переход прав и обязанностей от присоединенных юридических лиц к основному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники присоединенного ООО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу основного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу присоединенного (управомоченного) ООО. Если за счет имущества (активов) присоединенного ООО основное лицо исполнит обязанности другого присоединенного лица, восстановленное ООО сможет защитить свои интересы любым из двух способов:

  • потребовать от другого присоединенного лица выплатить неосновательное обогащение;
  • попытаться оспорить произведенные выплаты, то есть добиться того, чтобы сделку между основным лицом и получателем платежей признали недействительной. Это удастся сделать при условии, если получатель платежей знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

В-четвертых, участники реорганизованного ООО будут признаны обладателями долей в уставном капитале в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников, участник, утративший доли в реорганизованном ООО, сможет потребовать:

  • возвратить ему доли с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие доли перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате долей.

Перечисленные документы разрешено подать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры присоединения(абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ ).

Реорганизация ООО в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых ООО (п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации ). С этого же момента основное ООО считается реорганизованным (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ. абз. 2 п. 3 ст. 51 Закона об ООО ).

Основное ООО должно внести в свой устав изменения, связанные с реорганизацией (например, вследствие увеличения уставного капитала). Для их регистрации нужно представить в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации ).

Порядок (очередность) внесения записей в ЕГРЮЛ:

1. Запись о прекращении деятельности присоединяемого (присоединяемых) ООО.

2. Запись о внесении изменений в устав основного ООО.

Можно ли зарегистрировать изменения в уставе основного ООО до того момента, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о прекращении деятельности присоединяемого (присоединяемых) ООО

Нет, нельзя. При регистрации таких изменений основное ООО должно подтвердить достоверность сведений, содержащихся в уставе (подп. «а» п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации ). Причина изменения устава – реорганизация лица в форме присоединения. Она считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных ООО (п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации ).

Пока налоговая инспекция не внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности присоединяемого ООО, оно продолжает существовать как субъект права. Следовательно, сведения в уставе основного ООО являются недостоверными и не соответствуют требованиям законодательства.

Вывод: инспекция вправе отказать в регистрации реорганизации (в регистрации изменений в уставе основного ООО)».

3. Рекомендация: Как проводится реорганизация унитарного предприятия.

«Решение о реорганизации унитарного предприятия

Решение о реорганизации предприятия принимает собственник его имущества, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 1 ст. 2. п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях)*.

Порядок принятия решения от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных унитарных предприятий установлен в подпунктах «а». «б». «в» пункта 3 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». О том, какие органы принимают решения о реорганизации предприятий от имени субъектов РФ и муниципальных образований, уточняется в иных актах.

Внимание! При наличии ряда условий предприятие могут принудительно реорганизовать путем разделения или выделения.

Закон содержит указание на возможность принудительной реорганизации предприятия в форме разделения или выделения (п. 2 ст. 57 ГК РФ. абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях ).

Решение о принудительной реорганизации принимает суд. Он может сделать это при наличии следующих обстоятельств (ч. 1. 2 ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – Закон о защите конкуренции).

1. Антимонопольный орган (ФАС России в лице своего территориального подразделения) посчитал, что предприятие, занимающее доминирующее положение. систематически осуществляет монополистическую деятельность .

2. Антимонопольный орган обратился в суд с иском о принудительном разделении предприятия либо о выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий.

3. Суд согласился с доводами истца, а также установил, что в совокупности выполняются следующие условия:

  • существует возможность обособления структурных подразделений предприятия;
  • отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений предприятия (в частности, не более 30% общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этого предприятия);
  • есть возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для предприятий, созданных в результате реорганизации.

В случае принятия решения о принудительной реорганизации собственник имущества предприятия должен реорганизовать это предприятие в срок, определенный судом. Такой срок не может быть менее шести месяцев (ч. 3 ст. 38 Закона о защите конкуренции ).

Если решение не будет исполнено в установленный срок, суд по иску антимонопольного органа сможет назначить внешнего управляющего предприятием и поручить ему провести реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему перейдут полномочия по управлению делами предприятия, он будет выступать от имени предприятия в суде. Также ему понадобится составить разделительный баланс и передать его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами предприятий, возникающих в результате разделения или выделения. Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 2 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

Присоединение к унитарному предприятию

Присоединение к предприятию – это прекращение одного или нескольких предприятий с переходом их прав и обязанностей к предприятию, к которому осуществляется присоединение (п. 1 ст. 31 Закона об унитарных предприятиях ).

Предприятия могут быть реорганизованы в форме присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях ).

Для того чтобы провести присоединение, собственник имущества предприятия принимает следующие решения*:

  • о внесении изменений и дополнений в устав предприятия, к которому осуществляется присоединение;
  • о назначении руководителя предприятия, к которому осуществляется присоединение (при необходимости).

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 31 Закона об унитарных предприятиях. С 1 сентября 2014 года принимать решение об утверждении передаточного акта не требуется (п. 2 ст. 58 ГК РФ. подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ ).

Можно ли понудить собственника имущества унитарного предприятия принять решение о реорганизации этого предприятия в форме присоединения

Закон не предусматривает принудительную реорганизацию в форме присоединения одного предприятия к другому (п. 2 ст. 57 ГК РФ. абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях ). Это означает, что государственные органы (в частности, антимонопольный орган) не вправе требовать от предприятия или собственника его имущества проведения реорганизации путем присоединения.

Кроме того, само предприятие не может понудить собственника принять решение о реорганизации этого предприятия в форме присоединения. Даже дочернее предприятие, созданное до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях (до 3 декабря 2002 года), не может обязать собственника и (или) материнское предприятие провести присоединение (несмотря на то что обязанность по присоединению предусмотрена в п. 3 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях ).

Пример из практики: суд отказал дочернему предприятию в иске об обязании материнского предприятия провести реорганизацию в форме присоединения. По мнению суда, несмотря на то что обязанность такой реорганизации должна была быть выполнена предприятием в силу требования закона, его дочернее предприятие не вправе понудить его к ее выполнению

Предприятие «Т.» было образовано и действовало как унитарное государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и являлось дочерним предприятием предприятия «К.». В течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона об унитарных предприятиях собственник предприятий не принял решение об их реорганизации в форме присоединения.

По этой причине предприятие «Т.» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию «К.», в котором просило обязать ответчика выполнить требования статьи 37 Закона об унитарных предприятиях и реорганизовать дочернее предприятие «Т.» путем присоединения к предприятию «К.». Истец сослался на бездействие предприятия «К.» по присоединению к себе дочернего предприятия.

Суд указал, что установленная статьей 37 Закона об унитарных предприятиях обязанность по реорганизации дочерних предприятий в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям не изменяет общего порядка их реорганизации в форме присоединения. А именно унитарное предприятие реорганизуется по решению собственника его имущества, который утверждает передаточный акт и вносит изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Суд установил, что собственник имущества предприятия «К.» такое решение не принимал.

В результате суд пришел к выводу о том, что принудительная реорганизация в виде присоединения одного предприятия к другому юридическому лицу в данном случае не предусмотрена гражданским законодательством. В частности, пункт 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях не содержит правовых оснований для осуществления принудительной реорганизации по решению суда. Кроме того, суд посчитал, что заявленное истцом требование фактически направлено на принудительную ликвидацию дочернего предприятия «Т.». Вместе с тем, по закону правом на предъявление требования о принудительной ликвидации обладают лишь уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 61 ГК РФ ). Предприятие предъявить такое требование не может. По этим причинам суд отказал истцу в удовлетворении требования (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 г. № Ф09-407/10-С4 по делу № А60-29055/2009-С4. определением ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 4399/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Вправе ли внешний управляющий основным (материнским) предприятием принять решение о реорганизации дочернего предприятия в форме его присоединения к основному

Внешний управляющий основным предприятием не имеет права принимать решение о реорганизации дочернего предприятия, поскольку последнее является самостоятельным юридическим лицом и решение о его реорганизации может принять только собственник его имущества (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях. ст. 94. 99 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – Закон о банкротстве).

Пример из практики: Президиум ВАС РФ указал, что Закон о банкротстве не предоставляет внешнему управляющему основным предприятием права принимать решение о реорганизации дочернего предприятия путем его присоединения к основному

По результатам рассмотрения дела о банкротстве ГУП «Н.» арбитражный суд ввел в отношении этого предприятия процедуру внешнего управления и утвердил внешнего управляющего. Внешний управляющий принял решение о реорганизации ГУП «С.» (дочернего предприятия ГУП «Н.») путем его присоединения к основному предприятию.

Посчитав, что права собственника имущества ГУП «С.» нарушены, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) обратилось в суд с требованием о признании решения внешнего управляющего недействительным.

Суд первой инстанции рассмотрел требование в порядке искового производства и посчитал, что решение о присоединении дочернего предприятия к должнику является незаконным, поскольку не соответствует положениям Закона об унитарных предприятиях и Закона о банкротстве.

Однако суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции со ссылкой на то, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде ни в порядке искового производства, ни в рамках дела о банкротстве, ни в порядке административного судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ ).

Президиум ВАС РФ не согласился с выводом суда кассационной инстанции и указал на то, что споры о реорганизации унитарных предприятий, являющихся согласно статье 50 Гражданского кодекса РФ коммерческими организациями, подведомственны арбитражным судам (ч. 1 ст. 27. п. 2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ). В частности, спор об обжаловании решения внешнего управляющего вытекает из гражданских правоотношений и его необходимо рассматривать в порядке искового производства вне рамок дела о банкротстве.

Президиум ВАС РФ посчитал, что по смыслу статей 94 и 99 Закона о банкротстве внешний управляющий осуществляет те полномочия собственника имущества должника (унитарного предприятия), которые предусмотрены этим законом. Вместе с тем, Закон о банкротстве не наделяет внешнего управляющего правом присоединять к должнику (основному предприятию) дочернее предприятие.

Права дочернего предприятия на закрепленное за ним имущество регулируются общими положениями о праве хозяйственного ведения. В роли собственника имущества ГУП «С.» выступает Российская Федерация (п. 2 ст. 113 ГК РФ ). Причем факт того, что полномочия Российской Федерации по управлению делами основного предприятия прекратились в силу статьи 94 Закона о банкротстве, не означает, что эти полномочия прекратились и в отношении ГУП «С.». Напротив, дочернее предприятие является другим (самостоятельным) юридическим лицом, не подпадающим под действие процедур банкротства, введенных в отношении основного предприятия.

По этим причинам Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что решение внешнего управляющего не соответствует требованиям Закона об унитарных предприятиях и Закона о банкротстве, а также нарушает права и законные интересы собственника имущества дочернего предприятия. В итоге Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции оставил без изменения (постановление Президиума ВАС РФ от 22 ноября 2005 г. № 12142/05 )».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое