Руководства, Инструкции, Бланки

специалист по назначению пенсий должностная инструкция img-1

специалист по назначению пенсий должностная инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ

Должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ

Распределение обязанностей между работниками зависит от того, существует в отделе функциональная специализация или применяется участковый метод обслуживания. В отделе на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимо­действия со страхователями и застрахованными лицами:

1) руководит деятельностью отдела в соответствии с требова­ниями Положения об отделе персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

2) распределяет должностные обязанности между сотрудника­ми отдела;

3) организует работу:

- по своевременной и полной регистрации страхователей всех категорий плательщиков страховых взносов и распределению плательщиков между специалистами-кураторами;

- по формированию и ведению дел страхователей, а также лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ПФР, в соответ­ствии с требованиями, установленными отделением ПФР;

- по введению в базу данных платежей по социальному налогу, страховым взносам, дополнительному тарифу;

4) составляет текущий и перспективный планы работы отдела
и представляет их на утверждение начальнику управления и его
заместителю.

Заместитель начальника отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахован­ными лицами:

1) организует общий технологический процесс по выполнению комплекса работ со страхователями и застрахованными лицами в системе ПФР;

2) организует работу но своевременной отработке и вводу в систему ПТК СП У форм документов персонифицированного учета;

3) контролирует формирование отделом персонифицированно­го учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами учета полной базы данных по застрахованным лицам;

4) контролирует своевременное представление выписок из лицевых счетов застрахованных лиц отделу назначения, перерас­чета пенсий для назначения и перерасчета пенсий.

Начальник отдела оценки пенсионных прав застрахован­ных лиц:

1) распределяет должностные обязанности между работниками отдела;

2) осуществляет работу по оценке индивидуальных сведений о трудовом стаже за период до регистрации в качестве застрахован­ного лица;

3) проводит правовую оценку индивидуальных сведений за­страхованных лиц по общему трудовому стажу, стажу на соот­ветствующих видах работ, стажу отдельных категорий застрахо­ванных лиц (творческих работников, лиц свободных профессий, самозанятого населения, крестьянских (фермерских) хозяйств), а также их заработка в соответствии с нормативными правовыми актами;

4) обеспечивает совместно с отделом назначения и перерас­чета пенсий единообразную практику применения законодатель­ства при оценке пенсионных прав и назначении (перерасчете) пенсий;

5) уточняет состав лицевого счета в части периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсий во взаимодей­ствии с отделом персонифицированного учета;

6) решает вопросы по определению права застрахованных лиц на досрочную трудовую пенсию и конвертации пенсионных прав застрахованных лиц во взаимодействии с отделом назначения и перерасчета пенсий.

Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий:

1) осуществляет координацию деятельности специалистов от­дела;

2) осуществляет планирование деятельности отдела;

3) осуществляет контроль за качеством и своевременностью назначения и перерасчета пенсий в соответствии с Федеральны­ми законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

4) контролирует работу специалистов клиентской службы;

5) контролирует ведение электронных журналов регистрации пенсионной документации;

6) осуществляет прием граждан;

7) осуществляет контроль за сроками исполнения и качеством ответов на письменные обращения граждан.

Начальник отдела выплаты пенсий:

1) организует и контролирует работу специалистов отдела;

2) распределяет должностные обязанности между специали­стами отдела;

3) изучает действующее пенсионное законодательство;

4) анализирует ошибки, выявленные при приеме-передаче дел на выплату, доводит их до сведения специалистов отдела;

5) контролирует отработку тестов после массового перерас­чета пенсий и других выплат;

6) осуществляет контроль за своевременным и целевым ис­пользованием денежных средств, предназначенных для выплаты пенсии и других выплат посредством проверок отделений почто­вой связи, Сбербанка и других кредитных организаций.

Начальник отдела социальных выплат:

1) координирует и контролирует деятельность специалистов отдела;

2) планирует деятельность отдела;

3) контролирует качество и своевременность назначения ЕДВ, ДЕМО, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат в соответствии с Федеральными законами «О государ­ственной социальной помощи», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О до­полнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

4) контролирует технологический процесс назначения и пере­расчета ЕДВ, ДЕМО, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат.

Планирование работы органов Пенсионного фонда РФ

Планирование работы является составной частью организаци­онной деятельности органов ПФР и охватывает все сферы их деятельности. Это производственная сфера, кадры, финансы, техучеба, личные планы и др.

Планирование — это процесс разработки и принятия решений, направленных на достижение цели, результата. Составление пла­на — предварительное принятие решений, направленных на до­стижение определенных результатов в перспективе. Система планирования должна быть гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям. Для этого должен осуществляться

мониторинг состояния объекта планирования в ходе выполнения плана.

В процесс планирования входят:

- координация и регулирование;

- учет, контроль и анализ;

- активизация и стимулирование.

Пенсионным фондом РФ на год разрабатывается комплексный план работы. Он направлен на повышение эффективности дея­тельности системы ПФР.

Комплексный план — это документ, координирующий работу всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Он охваты­вает наиболее важные направления работы центральных и тер­риториальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы — подготовка бюджета ПФР на следующий год.

Тематические мероприятия комплексного плана тесно взаи­мосвязаны и могут находиться в компетенции одновременно нескольких функциональных подразделений.

Принципы формирования и построения плана предопределя­ют использование единой методики и единого организационного подхода к планированию работы, дают возможность своевремен­ного принятия и выполнения корректирующих решений. В резуль­тате предполагается наиболее объективное определение потреб­ности во всех видах ресурсов, необходимых для достижения по­ставленных задач.

Комплексный план является основой для разработки анало­гичных планов территориальных органов ПФР с учетом специфи­ки региона и поставленных перед ними задач. Однако его при­нятие не отменяет необходимость планирования территориальны­ми органами ПФР текущей работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда.

При разработке планов руководители территориальных органов ПФР должны соблюдать ряд требований.

Планы (годовые, квартальные) составляются по той же форме, что и комплексный план. Они должны быть конкретными, реаль­но исполнимыми, содержать дату исполнения и фамилию испол­нителя. В планах должны сохраняться и развиваться основные направления работы, предусмотренные комплексным планом.

Планы утверждаются начальником управления.

В управлениях ПФР составляется план работы на год, который содержит следующие мероприятия:

1) изучение нормативных правовых актов по вопросам пенси­онной реформы;

2) работу по повышению качества обслуживания населения в клиентских службах:

- создание новых консультационных пунктов на базе крупных предприятий и органов МСЭ;

- внедрение мобильных клиентских служб;

- проведение начальником управления выездных приемов на­селения;

3) совершенствование процесса назначения и выплаты пен­-
сий:

- развитие и совершенствование упредительной работы;

- улучшение качества назначения пенсии, подготовка к пере­ходу на централизованное финансирование;

- внедрение и эксплуатацию системы электронного докумен­тооборота;

4) правовую обработку сведений о стаже работы застрахован­ных лиц до 1 января 2002 г.;

5) проведение документальных проверок по вопросам оценки пенсионных прав;

6) повышение эффективности разъяснительной работы и со­кращение числа обращений граждан:

- организацию пресс-конференций, «круглых столов», «горячих линий» с привлечением руководителей других служб;

- проведение социологических опросов и анкетирования;

7) массовое анкетирование неработающего населения, в том числе школьников, студентов;

8) взыскание страховых взносов со страхователей обязатель­ного пенсионного страхования.

Наряду с годовыми составляются квартальные планы работы как по управлению, так и по отделам.

В квартальных планах, например, отдела назначения и пере­расчета пенсий отражаются следующие вопросы:

- анализ работы специалистов отдела в условиях клиентской службы с применением ПАК «Электронная система управления очередью»;

- контрольная проверка сроков установления компенсацион­ных выплат неработающим трудоспособным гражданам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

- выявление по данным ПТК СПУ фактов трудовой деятель­ности лиц, получающих трудовую пенсию по СПК в соответствии с пп. 2. п. 2. ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г.;

- проверка отработки специалистами клиентской службы предупредительных списков;

- анализ нагрузки специалистов клиентской службы;

- анализ ошибок, допущенных при назначении и перерасчете пенсий специалистами групп приема и обработки документов;

- проведение технической учебы со специалистами отдела.

В отделе социальных выплат в квартальном плане отражаются следующие вопросы:

- прием и обработка документов на назначение ЕДВ, ДЕМО, на выдачу сертификатов для получения материнского (семейного) капитала;

- анализ ошибок, допущенных при назначении ЕДВ, ДЕМО, материнского (семейного) капитала;

- проведение технической учебы со специалистами отдела;

- контрольная проверка правильности исчисления ДЕМО в со­ответствии с указом Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363.

Кроме того, в управлениях ПФР составляются следующие графики работы:

- график работы управления, утверждаемый начальником управ­ления, с указанием общего режима работы и приемных дней;

- график работы консультационного пункта;

- график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения и перерасчета пенсий, отделом социальных выплат;

- график проведения технической учебы в каждом отделе;

- график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователя­ми и застрахованными лицами;

- график приема индивидуальных сведений по льготным про­фессиям, составляемый отделом оценки пенсионных прав за­страхованных лиц.

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2016 год. (0.089 сек.)

Другие статьи

Специалист по назначению пенсий

Специалист по назначению пенсий Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Специалист по назначению пенсий" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - ведущий специалист по назначению пенсий: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж государственной службы - не менее 1 года или стаж работы в должности специалиста по назначению пенсий I категории не менее 3 лет. Специалист по назначению пенсий I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист): для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы в должности специалиста по назначению пенсий II категории - не менее 2 лет. Специалист по назначению пенсий II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист). Стаж работы в должности специалиста по назначению пенсий - не менее 2 лет. Специалист по назначению пенсий: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- Конституцию Украины;
- практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
- порядок назначения пенсий;
- порядок составления установленной отчетности;
- трудовое и пенсионное законодательство;
- профилирующие дисциплины (в зависимости от функций отрасли, с которым связана соответствующая деятельность);
- государственный язык;
- основы делопроизводства;
- правила эксплуатации компьютерной, вычислительной и организационной техники;
- правила и нормы охраны работы и противопожарной защиты.

1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обобщает практику применения законодательства и ход реализации государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения.

2.2. Оформляет документы на выплату пенсий и денежной помощи в соответствии с действующим законодательством и нормами делопроизводства.

2.3. Осуществляет перерасчет назначенных пенсий, проверку всех документов, представленных для назначения пенсий и их пересчета.

2.4. Оказывает помощь предприятиям по оформлению и подготовке документов для назначения пенсий работникам.

2.5. Проводит разъяснительную работу с пенсионного законодательства среди населения.

2.6. Осуществляет контроль за правильным применением предприятиями льготного пенсионного законодательства.

2.7. Анализирует незаконно или несвоевременно поданные дела.

2.8. Осуществляет перерасчет пенсий в соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве.

2.9. Проводит прием граждан.

2.10. Ведет картотеку лицевых счетов пенсионеров, многодетных и одиноких матерей и лиц, которые получают денежную помощь.

2.11. Оформляет изменения в лицевых счетах на основе соответствующих документов.

2.12. Удалить личные счета из картотеки в связи с окончанием срока выплаты пенсий и денежной помощи.

2.13. Рассматривает обращения граждан и принимает соответствующие меры в установленные сроки.

2.14. Составляет отчетность о работе своего подразделения, проводит сверку с узлами почтовой связи выплаты пенсий и денежной помощи за прошлый месяц.

2.15. Контролирует и выявляет причины возврата почтовых переводов, задержки выплаты пенсий и денежной помощи.

2.16. По поручению своего руководителя исполняет обязанности, которые предусмотрены квалификационными характеристиками для схожих по характеру работы должностей.

2.17. Соблюдает правил и норм охраны труда и противопожарной защиты.

2.18. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.19. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Специалист по назначению пенсий имеет право:

3.1. Предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Специалист по назначению пенсий несет ответственность за:

4.1. Невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

0.1. Документ набирає в чинності з моменту затвердження.

0.2. Розробник документу: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ узгоджений: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Періодична перевірка даного документу здійснюється з інтервалом, що не перевищує 3 роки.

1. Загальні положення

1.1. Посада "Фахівець з призначення пенсій" відноситься до категорії "Професіонали".

1.2. Кваліфікаційні вимоги - провідний фахівець з призначення пенсій: повна вища освіта відповідного напряму підготовки (магістр, спеціаліст). Стаж державної служби - не менше 1 року або стаж роботи на посаді фахівця з призначення пенсій I категорії - не менше 3 років. Фахівець з призначення пенсій I категорії: повна вища освіта відповідного напряму підготовки (магістр, спеціаліст): для магістра - без вимог до стажу роботи, спеціаліста - стаж роботи на посаді фахівця з призначення пенсій II категорії - не менше 2 років. Фахівець з призначення пенсій II категорії: повна вища освіта відповідного напряму підготовки (спеціаліст). Стаж роботи на посаді фахівця з призначення пенсій - не менше 2 років. Фахівець з призначення пенсій: повна вища освіта відповідного напряму підготовки (спеціаліст) без вимог до стажу роботи.

1.3. Знає та застосовує у діяльності:
- Конституцію України;
- практику застосування законодавства з питань, що належать до компетенції відділу;
- порядок призначення пенсій;
- порядок складання встановленої звітності;
- трудове та пенсійне законодавство;
- профілюючі дисципліни (залежно від функцій галузі, з якою пов'язана відповідна діяльність);
- державну мову;
- основи діловодства;
- правила експлуатації комп'ютерної, обчислювальної та організаційної техніки;
- правила і норми охорони праці та протипожежного захисту.

1.4. Призначається на посаду та звільняється з посади наказом по організації (підприємству/організації).

1.5. Підпорядковується безпосередньо _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Керує роботою _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Під час відсутності, заміщається особою, призначеною в установленому порядку, яка набуває відповідних прав і несе відповідальність за належне виконання покладених на нього обов'язків.

2. Характеристика робіт, завдання та посадові обов'язки

2.1. Узагальнює практику застосування законодавства та хід реалізації державної політики з питань пенсійного забезпечення.

2.2. Оформляє документи на виплату пенсій та грошової допомоги відповідно до чинного законодавства та норм діловодства.

2.3. Здійснює перерахунки призначених пенсій, перевірку всіх документів, що представлені для призначення пенсій та їх перерахунку.

2.4. Надає допомогу підприємствам щодо оформлення і підготовки документів для призначення пенсій працівникам.

2.5. Проводить роз'яснювальну роботу з пенсійного законодавства серед населення.

2.6. Здійснює контроль за правильним застосуванням підприємствами пільгового пенсійного законодавства.

2.7. Аналізує незаконно чи несвоєчасно подані справи.

2.8. Здійснює перерахунки пенсій згідно із змінами в пенсійному законодавстві.

2.9. Проводить прийом громадян.

2.10. Веде картотеку особових рахунків пенсіонерів, багатодітних та одиноких матерів і осіб, які одержують грошову допомогу.

2.11. Оформляє зміни в особових рахунках на основі відповідних документів.

2.12. Вилучає особові рахунки з картотеки у зв'язку з закінченням терміну виплати пенсій або грошової допомоги.

2.13. Розглядає звертання громадян і вживає відповідних заходів в установлені терміни.

2.14. Складає звітність про роботу свого підрозділу, проводить звіряння з вузлами поштового зв'язку виплати пенсій та грошової допомоги за минулий місяць.

2.15. Контролює і виявляє причини повернення поштових переказів, затримки виплати пенсій і грошової допомоги.

2.16. За дорученням свого керівника виконує обов'язки, які передбачені кваліфікаційними характеристиками для споріднених за характером роботи посад.

2.17. Додержує правил і норм охорони праці та протипожежного захисту.

2.18. Знає, розуміє і застосовує діючі нормативні документи, що стосуються його діяльності.

2.19. Знає і виконує вимоги нормативних актів про охорону праці та навколишнього середовища, дотримується норм, методів і прийомів безпечного виконання робіт.

Фахівець з призначення пенсій має право:

3.1. Вживати дії для запобігання та усунення випадків будь-яких порушень або невідповідностей.

3.2. Отримувати всі передбачені законодавством соціальні гарантії.

3.3. Вимагати сприяння у виконанні своїх посадових обов'язків і здійсненні прав.

3.4. Вимагати створення організаційно-технічних умов, необхідних для виконання посадових обов'язків та надання необхідного обладнання та інвентарю.

3.5. Знайомитися з проектами документів, що стосуються його діяльності.

3.6. Запитувати і отримувати документи, матеріали та інформацію, необхідні для виконання своїх посадових обов'язків і розпоряджень керівництва.

3.7. Підвищувати свою професійну кваліфікацію.

3.8. Повідомляти про виявлені в процесі своєї діяльності порушення і невідповідності і вносити пропозиції щодо їх усунення.

3.9. Ознайомлюватися з документами, що визначають права та обов'язки за займаною посадою, критерії оцінки якості виконання посадових обов'язків.

4. Відповідальність

Фахівець з призначення пенсій несе відповідальність за:

4.1. Невиконання або несвоєчасне виконання покладених цією посадовою інструкцією обов`язків та (або) невикористання наданих прав.

4.2. Недотримання правил внутрішнього трудового розпорядку, охорони праці, техніки безпеки, виробничої санітарії та протипожежного захисту.

4.3. Розголошення інформації про організацію (підприємство/установу), що відноситься до комерційної таємниці.

4.4. Невиконання або неналежне виконання вимог внутрішніх нормативних документів організації (підприємства/установи) та законних розпоряджень керівництва.

4.5. Правопорушення, скоєні в процесі своєї діяльності, в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.6. Завдання матеріального збитку організації (підприємству/установі) в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.7. Неправомірне використання наданих службових повноважень, а також використання їх в особистих цілях.

Об утверждении Инструкции о порядке оформления и ведения дел

Об утверждении Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий

Республики Беларусь 6 декабря 1999 г. N 8/1719

Во исполнение Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и в Закон Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. N 1288 "Об утверждении Положения о Комиссии по назначению пенсий" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий (в новой редакции).

2. Начальникам областных (Минского городского) управлений социальной защиты и заведующим (начальникам) городскими и районными отделами (управлениями) социальной защиты, начальникам Центров по начислению и выплате пенсий и пособий принять к руководству настоящую Инструкцию о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий.

3. Управляющему делами Евтушенко Т.И. обеспечить издание в необходимом количестве бланков документов, указанных в Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий (приложения 1 - 11), и их рассылку подведомственным управлениям и отделам социальной защиты.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления пенсионного обеспечения Шавловскую Н.Н.

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ДЕЛ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий в районных (городских) отделах (управлениях) социальной защиты <*>.

<*> В дальнейшем - отдел.

2. Отдел рассматривает вопросы о назначении и перерасчете пенсии, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии, прекращении выплаты пенсии, а также о переводе с одного вида пенсии на другой при обращении гражданина с соответствующим заявлением или поступлении представления нанимателя.

3. Работники отдела обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения (перерасчета) пенсий гражданам и нанимателям и оказывать им помощь и содействие в подготовке или истребовании необходимых для назначения или перерасчета пенсии документов, а также контролировать своевременность их представления.

4. Каждый специалист отдела непосредственно отвечает за правильность оформления и ведения дел и сохранность документов на закрепленном за ним участке.

5. Контроль и ответственность за организацию и соблюдение в отделе установленного настоящей Инструкцией порядка оформления и ведения дел по назначению пенсий возлагается на руководителя отдела.

6. Вновь принятые работники должны быть ознакомлены главным специалистом отдела с установленным настоящей Инструкцией порядком оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий.

II. Порядок приема и регистрации заявлений и документов

для назначения пенсий

7. Заявление о назначении пенсии (приложение 1), представление нанимателя (приложение 2) и другие документы, необходимые для назначения пенсии, принимаются специалистом отдела по месту жительства заявителя (по решению Минского городского и областных управлений социальной защиты - по месту нахождения нанимателя), а при необходимости - по месту жительства его законного представителя (отца или матери, опекуна).

Заявление, представление и другие надлежаще оформленные документы, необходимые для назначения пенсии, принимаются специалистом отдела непосредственно от представителей нанимателей, от заявителей (по их поручению - от других граждан), опекунов.

Заявление о назначении пенсии и другие документы, необходимые для назначения трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, а в случаях, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, - в следственных изоляторах, принимаются специалистом отдела по месту нахождения исправительно-трудового учреждения (следственного изолятора) от представителя администрации этого учреждения.

Заявление (представление) и другие документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть пересланы в отдел почтой.

8. Специалист отдела обязан принять заявление (представление) о назначении пенсии и в тех случаях, когда к нему приложены не все необходимые документы. При необходимости представления дополнительных документов представителю нанимателя, исправительно-трудового учреждения или заявителю разъясняется, какие документы необходимо представить дополнительно и в какие сроки, а также правовые последствия нарушения этих сроков.

При несогласии указанных лиц с таким разъяснением, а также в случаях, когда в течение месяца со дня сообщения о необходимости представления дополнительных документов они не будут представлены, заявление с имеющимися документами должно быть передано на рассмотрение органа, осуществляющего назначение пенсий.

9. На лицевой стороне бланка заявления заявитель указывает: свою фамилию, имя и отчество, дату рождения; серию и номер паспорта, когда и кем выдан паспорт, место прописки, а также место фактического жительства, если оно не совпадает с местом прописки; сведения о работе либо занятии иной деятельностью, приносящей доход, ко времени обращения за назначением пенсии; вид пенсии, которую он просит назначить; сведения о назначении ему других видов пенсий, после чего указывает дату заполнения заявления и расписывается.

На оборотной стороне бланка заявления заявитель указывает наименование и количество прилагаемых документов.

10. При приеме документов специалист отдела:

проверяет правильность оформления заявления и представления, соответствие паспорту, трудовой книжке и другим документам изложенных в них сведений, а также наименование и количество приложенных документов;

осуществляет предварительную правовую оценку документов и содержащихся в них сведений;

при необходимости сверяет копии документов с подлинниками;

регистрирует заявление (представление) в журнале регистрации решений отдела (управления) социальной защиты и Комиссии по назначению пенсий (приложение 3) <*>.

<*> В дальнейшем - журнал.

11. При регистрации заявления в журнале указываются: порядковый номер заявления, фамилия, имя и отчество заявителя, его дата рождения и адрес, наименование нанимателя, представившего на пенсию, дата поступления представления и заявления в отдел, дата поступления недостающих документов и содержание заявления (вид пенсии, перерасчет и др.).

Если заявление (представление) о назначении пенсии пересылается почтой, то в журнале в графе "дата поступления заявления (представления)" проставляется дата, указанная в почтовом штемпеле места отправления заявления с отметкой "почтой". При этом конверт сохраняется.

Журнал ведется по каждому участку или в целом по отделу и должен быть пронумерован, прошнурован, заверен подписью руководителя отдела и скреплен печатью. Журнал заводится на один год. Нумерация заявлений ежегодно начинается с первого номера и ведется последовательно до конца текущего года.

Контроль за правильностью и своевременностью заполнения журнала осуществляется ежемесячно главным специалистом отдела, о чем в журнале делается соответствующая отметка за подписью главного специалиста с указанием даты проверки.

12. Порядковый номер и дата регистрации заявления, перечень и количество принятых документов, а в необходимых случаях - перечень недостающих для назначения пенсии документов и сроки их представления указываются под копировальную бумагу в расписке-уведомлении, приложенной к заявлению. Заявителю выдается первый экземпляр расписки, отделяемый от заявления по "линии отреза".

Если заявление о назначении пенсии и документы приняты от представителя нанимателя либо исправительно-трудового учреждения, то расписка о приеме документов передается представителю нанимателя либо исправительно-трудового учреждения для вручения заявителю.

Если заявление о назначении пенсии и документы пересланы почтой, то расписка о приеме документов высылается заявителю также почтой (заказным отправлением).

13. Специалист отдела имеет право требовать от нанимателя, исправительно-трудового учреждения или заявителя дооформления необходимых для назначения пенсии документов и рекомендовать представить дополнительные документы, делая соответствующую отметку об этом в расписке о приеме документов, которая рассматривается как уведомление о представлении недостающих документов.

14. Специалист отдела вправе задержать у себя трудовую книжку для более тщательного изучения содержащихся в ней записей, уведомив представителя нанимателя, исправительно-трудового учреждения или заявителя о том, что трудовая книжка может быть ими получена после вынесения решения о назначении пенсии.

15. При необходимости установления недостающего для назначения пенсии стажа работы на основании показаний свидетелей специалист отдела разъясняет заявителю порядок подтверждения этого стажа, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. N 777 "Об утверждении Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий", и устанавливает ему время, к которому необходимо прибыть со свидетелями на заседание Комиссии по назначению пенсий <*>. Если свидетель живет в другом городе или районе, отдел социальной защиты в 3-дневный срок со дня получения заявления поручает произвести опрос свидетеля отделу социальной защиты по месту его жительства. В поручении отдел подробно указывает те данные, которые сообщил заявитель: где, в какие годы и в качестве кого он работал, а также кто может эту работу подтвердить.

<*> В дальнейшем - Комиссия.

16. На каждом дополнительно представленном нанимателем, исправительно-трудовым учреждением или заявителем документе в правом верхнем углу (без ущерба для текста) специалист указывает дату его поступления и расписывается. Кроме того, наименования и даты поступления дополнительных документов вписываются специалистом отдела на оборотной стороне заявления, что удостоверяется подписью заявителя либо лица, представившего дополнительный документ.

17. Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой со всеми необходимыми документами принимается и регистрируется в указанном выше порядке.

III. Подготовка документов для назначения пенсий

18. Подготовка документов для назначения пенсий производится в сроки, обеспечивающие рассмотрение заявления о назначении пенсий отделом либо Комиссией в течение 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами или получения последнего необходимого для назначения пенсии документа.

19. Если в ходе подготовки пенсионного дела (в течение 10-дневного срока) выясняется необходимость проверки достоверности документов о стаже, заработке и т.п. специалист отдела имеет право требовать соответствующие документы от нанимателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях путем встречной проверки обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда. Результаты встречной проверки оформляются соответствующим актом.

При обнаружении в представленных документах недостоверных сведений специалистом отдела от нанимателя истребуются новые документы.

20. При заполнении бланка "Исчисление стажа работы" (приложение 4) дата начала (приема) и окончания (увольнения) трудовой и иных видов деятельности записываются арабскими цифрами, причем вначале ставится год поступления на работу (первые две цифры года до наступления 2000 года не пишутся), затем месяц и число.

Заявитель принят на работу 5 сентября 1967 г. уволен 20 июня 1993 г.

21. Подсчет продолжительности трудового стажа производится на бланке "Исчисление стажа работы" в следующем порядке: раздельно по графам "Начало" и "Окончание" суммируются годы, месяцы и дни начала (приема) и окончания (увольнения) трудовой и иной деятельности, а затем сумма, полученная в графе "Начало" вычитается из суммы, полученной в графе "Окончание". Разность составляет при этом общую продолжительность трудового стажа.

К полученной разности прибавляются дни увольнения с работы, что в итоге составляет стаж работы: 40 лет 7 дней + 4 дня = 40 лет 11 дней.

Суммарная запись об общем стаже, внесенная в трудовую книжку на основании документов, прибавляется к ранее определенной продолжительности трудового стажа.

Общий стаж до поступления в организацию, заполнившую трудовую книжку, 3 года 3 месяца 19 дней (запись в трудовой книжке произведена на основании документов).

Период работы, засчитываемый в стаж в льготном исчислении (статья 52 Закона), записывается соответствующее количество раз (дважды либо трижды). Стаж, исчисляемый в полуторном размере (статья 51 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в части, не учтенной в записи, прибавляется к определенной продолжительности трудового стажа.

В графе 4 указываются основания зачета в стаж указанного периода деятельности: пункт и статья Закона; номер Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, раздел, подраздел и шифр профессии; свидетельские показания.

В графу 5 вносятся сведения о продолжительности периодов деятельности, дающей право на пенсию за работу с особыми условиями труда, за выслугу лет и т.п.

Если графы бланка "Исчисление стажа работы" не позволяют внести все данные о периодах деятельности, то заполняется бланк "Продолжение исчисления стажа работы" (приложение 5).

22. При наличии у заявителя права на пенсию специалист отдела заполняет протокол назначения пенсии (приложение 6).

23. Подготовленные документы подшиваются специалистом отдела в обложку пенсионного дела в следующей последовательности:

- протокол назначения пенсии;

- бланк "Исчисление стажа работы";

- заявление о назначении пенсии;

- представление и документы, подтверждающие общий трудовой стаж и стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет;

- справка о заработке;

- расчет индивидуального коэффициента заработка;

- выписка из акта освидетельствования в МРЭК;

- иные документы, предусмотренные Положением о порядке назначения и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", утвержденным приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. N 44, с учетом изменений, внесенных приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 14 сентября 1998 г. N 81, для соответствующего вида пенсии.

Все листы пенсионного дела нумеруются, и номера листов, содержащих сведения о стаже работы, вносятся в графу 1 бланка "Исчисление стажа работы".

Повторные справки МРЭК подшиваются последовательно в конце пенсионного дела.

Компьютерные распечатки о назначении и перерасчете пенсий, полученные из Центра по начислению и выплате пенсий и пособий, подклеиваются на внутренней стороне обложки пенсионного дела с левой стороны. Запросы и иная переписка по пенсионному делу хранятся в приклеенном на правой обложке пенсионного дела конверте.

24. Документы для назначения (перерасчета) пенсии могут быть исполнены на компьютере.

25. При назначении пенсии семье умершего пенсионера в пенсионное дело подшиваются пенсионное дело умершего и другие документы, необходимые для назначения пенсии, в порядке, установленном пунктом 23 настоящей Инструкции.

В случае назначения пенсии двум и более иждивенцам по желанию заявителя может быть оформлено одно или несколько (на каждого иждивенца) пенсионных дел. При этом первичные документы о стаже, заработке и смерти кормильца подшиваются в одном пенсионном деле, а в другие пенсионные дела подшиваются копии названных документов и указывается номер пенсионного дела, где находятся подлинные документы.

Если иждивенцы проживают в разных районах, то копии документов удостоверяются отделом социальной защиты, который первым принял их в подлинниках.

26. Подготовленное пенсионное дело передается для проверки главному специалисту. Главный специалист, изучив документы и проверив правильность расчета пенсии и оформления пенсионного дела, расписывается на бланке "Расчет пенсии".

Если в подготовленном пенсионном деле выявлена ошибка или документы требуют дооформления, главный специалист поручает устранение недостатков специалисту участка.

27. Проверенное главным специалистом пенсионное дело передается руководителю отдела, а в необходимых случаях - в Комиссию. При этом копии документов, не удостоверенные в установленном законодательством порядке, руководитель отдела заверяет своей подписью и печатью отдела.

28. По каждому рассмотренному заявлению отделом либо Комиссией выносится основанное на действующем законодательстве решение, которое оформляется соответствующим протоколом (приложения 6, 8 - 11). В протоколе указывается порядок обжалования данного решения.

Протокол о назначении пенсии отделом подписывается его руководителем, главным специалистом и специалистом отдела, подготовившим пенсионное дело (приложение 6). Протокол Комиссии о назначении (об отказе в назначении) пенсии подписывается членами Комиссии (приложение 8). Протоколы заверяются печатью отдела.

Особое мнение члена Комиссии, не согласного с ее решением, приобщается к протоколу.

Все исправления в протоколе должны быть оговорены и удостоверены подписями всех членов Комиссии, и заверены печатью отдела.

В решении Комиссии об отказе в назначении пенсии подробно указываются мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные акты. Отдел не позднее 5 дней после вынесения решения об отказе в назначении пенсии выдает или высылает (заказным отправлением) нанимателю, исправительно-трудовому учреждению или заявителю копию протокола заседания Комиссии.

Подлинники документов, за исключением справок о стаже работы и заработке и документов, определяющих основания отказа в назначении пенсии, после вынесения решения возвращаются представителю нанимателя, исправительно-трудового учреждения или заявителю под расписку на оборотной стороне бланка заявления. В пенсионное дело подшиваются их копии.

Отказные пенсионные дела подшиваются в порядке, установленном пунктом 23 настоящей Инструкции.

29. Протоколы заседаний Комиссии регистрируются в журнале регистрации протоколов заседаний Комиссии (приложение 3-А) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса заявителя, даты принятия решения Комиссией, его содержания и номера пенсионного дела. Протоколу присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в журнале регистрации протоколов заседаний Комиссии.

30. После вынесения решения о назначении пенсии пенсионное дело возвращается специалисту отдела (участка), который вносит в журнал (приложение 3) соответствующие записи: дату принятия решения, продолжительность общего и специального стажа работы, период, за который исчислен заработок для определения индивидуального коэффициента, индивидуальный коэффициент фактического заработка пенсионера и размер пенсии на дату назначения, срок ее назначения (перерасчета). Исправление записей не допускается.

Данные, содержащиеся в журнале, являются основанием для восстановления пенсионных дел в случае их утраты.

31. После заполнения журнала пенсионное дело в течение 3 дней передается в Центр по начислению и выплате пенсий и пособий для оформления документов на выплату пенсии.

В случаях, когда оформление документов на выплату пенсии производится непосредственно в отделе, порядок передачи соответствующей информации в Центр по начислению и выплате пенсий и пособий определяется отделом по согласованию с Центром.

32. При назначении пенсии по возрасту или за выслугу лет в трудовой книжке ставится штамп "Пенсия назначена".

33. При переводе с одной пенсии на другую на лицевой стороне обложки пенсионного дела зачеркивается название прежнего вида пенсии и подчеркивается название нового вида пенсии. В дело подшиваются решение отдела или Комиссии о переводе на другой вид пенсии и представленные дополнительно документы.

34. Каждому получателю пенсии в течение 10 дней со дня ее назначения выдается пенсионное удостоверение (приложение 7) под расписку в журнале.

Если пенсионное удостоверение высылается по почте, в журнале указываются номер и дата почтовой квитанции.

35. Пенсионное удостоверение выписывается специалистом отдела, подписывается руководителем отдела и скрепляется печатью отдела.

Удостоверению присваивается номер пенсионного дела. В случае утраты пенсионного удостоверения отдел обязан не позднее 10 дней после обращения пенсионера выдать новое удостоверение с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу первой страницы, а также произвести соответствующую запись в журнале и отметку в пенсионном деле.

36. При переводе на другой вид пенсии пенсионное удостоверение изымается и выдается пенсионное удостоверение на новый вид пенсии.

В случае смерти пенсионера пенсионное удостоверение изымается.

V. Подготовка документов при перерасчете,

приостановлении, прекращении, возобновлении выплаты

пенсии и удержании из пенсии

37. Заявление о перерасчете пенсии (приложение 1) со всеми необходимыми документами принимается специалистом отдела и регистрируется в журнале в порядке, установленном для оформления документов при назначении пенсии.

Заявления о перерасчете пенсий рассматриваются в 10-дневный срок.

Перерасчет пенсии оформляется протоколом (приложение 6), который подшивается в пенсионное дело перед документами, определяющими право на перерасчет.

Сведения о перерасчете пенсии вносятся в журнал и пенсионное удостоверение.

Если в перерасчете пенсии отказано, заявителю не позднее 5 дней после вынесения решения отдел выдает или высылает (заказным отправлением) копию протокола об этом решении.

38. Документы, не влекущие перерасчет пенсии, однако влияющие на порядок выплаты пенсии, регистрируются в журнале входящей корреспонденции.

39. Решение Комиссии об удержании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, оформляется протоколом (приложение 9), в котором подробно указываются основания принятия решения и порядок обжалования данного решения. Копия протокола вручается пенсионеру.

Решение Комиссии регистрируется в журнале регистрации протоколов заседания Комиссии.

40. В случае обнаружения незаконного назначения пенсии вопрос о прекращении ее выплаты выносится на рассмотрение Комиссии.

Решение Комиссии оформляется протоколом (приложение 9), в котором подробно указываются причины прекращения выплаты пенсии и порядок обжалования данного решения.

Законодательная база Республики Беларусь на www.BankZakonov.com