Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции работника кухни в летнем лагере img-1

должностные инструкции работника кухни в летнем лагере

Категория: Инструкции

Описание

Правила внутреннего распорядка в лагере для работников правила внутреннего трудового рапорядка для работников летнего оздоровительного лагеря

textarchive. ru

_______________ Иванов Р.Л.

ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАПОРЯДКА

для работников летнего оздоровительного лагеря

1. Общие положения

Правила внутреннего трудового распорядка ЛОЛ - локальный нормативный акт, разработан и утвержден в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и имеет своей целью способствовать правильной организации работы коллектива ЛОЛ, рациональному использованию рабочего времени, укреплению трудовой дисциплины.

2. Прием в ЛОЛ работников

2.1. На должности, в соответствии со штатным расписанием работников ЛОЛ, назначаются лица, имеющие педагогическое, специальное или иное (для технического обслуживания) образование.

2.2. При назначении на должность работник ЛОЛ представляет санитарную книжку с медицинским заключением о состоянии здоровья.

2.3. К работе в ЛОЛ могут привлекаться специалисты учреждений, оказывающих услуги детям и подросткам (педагог-психолог, медицинские работники).

3. Прием в лагерь детей

3.1. В ЛОЛ принимаются дети в возрасте от 7 до 15 лет.

3.2. При приеме в ЛОЛ родители представляют:

свидетельство о рождении ребенка (копию);

медицинскую обменную справку (карту) на школьника, отъезжающего в детскую оздоровительную организацию;

4. Рабочее время

Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка ЛОЛ исполняет обязанности, возложенные на него должностной инструкцией.

4.1. В ЛОЛ устанавливается 6-дневная рабочая неделя, с одним выходным днем – воскресенье;

4.2. Продолжительность смены ЛОЛ – 14 календарных дней;

4.3. Режим работы ЛОЛ устанавливается в соответствии с гигиеническими требованиями;

4.4. В ЛОЛ устанавливается трудовой распорядок в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан.

5. Права и обязанности работников ЛОЛ

5.1 Работники имеют право:

на безопасные условия труда;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени;

защиту своих прав;

возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

5.2 Обязанности работников:

все работники ЛОЛ обязаны добросовестно выполнять свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией, настоящими Правилами;

соблюдать дисциплину, установленную продолжительность рабочего времени;

своевременно выполнять распоряжения директора лагеря;

своевременно проводить инструктажи по технике безопасности;

соблюдать требования охраны труда и техники безопасности, незамедлительно сообщать начальнику ЛОЛ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, случаях травматизма;

нести ответственность за жизнь и здоровье детей;

соблюдать правила пожарной безопасности;

содержать мебель, оборудование ЛОЛ в аккуратном состоянии, поддерживать чистоту помещений и территории ЛОЛ

посещать заседания педагогических советов ЛОЛ.

6. Права и обязанности родителей

6.1 Родители имеют право:

получать достоверную информацию о деятельности ЛОЛ;

представлять и защищать интересы своего ребенка в установленном законом порядке;

оказывать помощь в организации работы ЛОЛ.

6.2 Обязанности родителей:

обеспечить ребенка медицинской справкой о состоянии здоровья ребенка;

обеспечить ребенка сменной и теплой одеждой, головным убором, спортивной формой, туалетными принадлежностями и средствами личной гигиены;

проводить с ребенком беседы о безопасном поведении, соблюдении правил поведения в общественных местах.

7. Основные права и обязанности детей и подростков

7.1 Дети и подростки имеют право:

на безопасные условия пребывания;

реализацию творческих, познавательных интересов в образовательном пространстве ЛОЛ;

достоверную информацию о деятельности ЛОЛ;

защиту своих прав.

7.2 Дети и подростки обязаны:

соблюдать дисциплину, режим работы ЛОЛ, правила по безопасности жизнедеятельности в ЛОЛ, личной гигиены;

бережно относиться к имуществу ЛОЛ;

поддерживать чистоту и порядок в помещении и на территории ЛОЛ;

находиться в своем отряде в течение времени пребывания в ЛОЛ;

незамедлительно сообщать воспитателю или начальнику ЛОЛ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, в случаях травматизма.

8.1 Работники ЛОЛ, дети и подростки могут быть представлены к награждению директором лагеря.

8.2. Для детей и сотрудников в ЛОЛ могут быть использованы следующие меры поощрения:

8.3 Решение о поощрении принимается администрацией ЛОЛ по итогам работы лагерной смены.

9. Применение дисциплинарных взысканий

9.1 Нарушение правил техники безопасности, правил внутреннего трудового распорядка работником ЛОЛ влечет за собой применение мер дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством.

9.2. За нарушения ребенком правил техники безопасности, поведения обсуждается с ним, приглашаются его родители.

9.3. За нарушение трудовой дисциплины администрация ЛОЛ может применить следующие меры взыскания:

расторжение индивидуального трудового договора в соответствии с подпунктами 6-11 статьи 54 Трудового кодекса Республике Казахстан.

Для применения взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для применения взыскания.

Приказ о применении взыскания объявляется работнику, подвергнутому взысканию, под расписку. В необходимых случаях приказ доводится до сведения всех работников ЛОЛ.

9.4 В случаях грубого нарушения ребенком правил техники безопасности, настоящих правил ребенок может быть отчислен из ЛОЛ.

Правила поведения детей в лагере.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ

Соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка дня, не разрешается самовольный выход с территории лагеря без сопровождения взрослых.

Самовольное купание и самовольный выход на рыбалку.

Самовольное разжигание костров.

Лазить по деревьям и крышам.

Взбираться на электростолбы.

Пребывать в опасной зоне (водонасосная башня, трансформаторная будка, хозяйственный двор, пищеблок).

Распорядок (режим) дня

Индивидуальные трудовые договора

Индивидуальный трудовой договор

Настоящий индивидуальный трудовой договор (далее Договор) заключен между работодателем ____________________________________, в лице ________________________ с одной стороны, и работником в лице ___________________________.

Начало осуществления трудовых обязанностей с _______ 2007 года

Работодатель имеет право

в порядке, установленном законодательством о труде, изменять и расторгать данный трудовой договор

издавать в пределах своих полномочий акты работодателя

поощрять работника, привлекать его к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленным законодательством о труде

на возмещение вреда, нанесенного ему работником

на возмещение своих затрат, связанных с обучением работника

устанавливать работнику испытательный срок

обеспечивать работнику условия труда в соответствии с законодательством РК.

оплачивать работнику заработную плату согласно штатного расписания, табеля учета рабочего времени

обеспечить режим времени согласно расписания и Положения о социальной молодежной службе

создать нормальные условия труда

Работник имеет право

в порядке, установленном законодательством о труде, изменять и расторгать данный индивидуальный трудовой договор

на равную оплату за равный труд, без какой- либо дискриминации

на условия труда, отвечающие требования безопасности и гигиены

на добровольное членство, профессиональных союзах и других общественных объедине6иях

на разрешение трудовых споров по соглашению или в судебном порядке

повышать свою профессиональную квалификацию

добросовестно выполнять трудовые обязанности, обусловленные актами работодателя

соблюдать трудовую дисциплину

не допускать в процессе работы нанесения имущественного вреда работодателю

выполнять требования правил по охране труда, пожарной безопасности и произведенной санитарии

не разглашать доверенные ему в соответствии с индивидуальным трудовым договором сведения, составляющие служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну

сообщать о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровья людей, сохранности имущества работодателя и работника

Основные правила расторжения и пролонгации индивидуального трудового договора

договор до истечения его срока, может быть, расторгнут по соглашению сторон и инициативе одной из сторон, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами. Договор по инициативе одной из сторон может, быть расторгнут, если эта сторона предупредила другую сторону письменно за 7 дней до истечения его срока.

договор может быть, расторгнут на основании статей 51, 52 и 57 Трудового кодекса РК Ограничения возможности расторжения договора по инициативе работодателя отражены в статье 55 Кодекса

договор может быть прекращен по истечению срока и обязательствами, не зависящими от воли сторон, согласно статей 51 и 58 Трудового Кодекса РК.

условия договора не могут быть изменены в одностороннем порядке

договор составлен в 2 экземплярах. Каждый их, которых имеет одинаковую юридическую силу

по окончанию срока договора по соглашению сторон он может быть продлен или заключен на новый срок

за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РК

Юридические адреса и реквизиты сторон

справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работниковобразования». областной институт повышенияквалификации и переподготовкиработниковобразования 1Приказ Министерства.

воспитания и дополнительного образования. доцент Кузбасского регионального института повышенияквалификации и переподготовкиработниковобразования. кпн, г. баз данных, библиотек, музеев, справочников ); д) развитие у обучающихся умения.

повышенияквалификации и переподготовкиработниковобразования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ курсов повышенияквалификации. и образованиесправочники по законодательству в сфере образования.

-методическим советом Томского областного института повышенияквалификации и переподготовкиработниковобразования (решение от « 17» «декабря» 2003г. улитки, лежат в основе Фэн-шуй. В «Справочнике по целочисленным последовательностям» Н. Слоуна собрано.

повышенияквалификации педагогов, реализуемые в Институте повышенияквалификации и переподготовкиработниковобразования Курганской области: проблемные курсы повышенияквалификации. работниковобразования «Единого квалификационного справочника.

Видео

Другие статьи

Протокол № от Должностная инструкция начальника лагеря

Протокол № от Должностная инструкция начальника лагеря


на заседании директор школы

педагогического совета ___________

Должностная инструкция начальника лагеря

1. Общие положения

1.1. Начальник школьного лагеря назначается на должность и ос­вобождается от должности директором школы.

1.2. Начальник летнего лагеря труда и отдыха подчиняется непос­редственно директору школы. Начальнику школьного лагеря непос­редственно подчиняются все работники лагеря.


2. Должностные обязанности

2.1. Начальник школьного лагеря:

• планирует работу школьного лагеря в осенний, весенний, летний период;

• организует выполнение образовательно-оздоровительной программы школы и плана

работы лагеря, контролирует их выполнение;

• направляет и контролирует деятельность руководителей тру­довых объединений и

других работников школьного лагеря;

• обеспечивает защиту интересов детей во время их пребывания в лагере;

• организует связь с родителями (законными представителями) учащихся, находящихся в

• контролирует организацию питания в лагере;

• организует обучение работников лагеря правилам охраны труда и техники

• обеспечивает соблюдение всеми работниками лагеря режима рабочего дня, графика питания детей, выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся, которые на­ходятся в лагере;

• оперативно извещает директора о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

• устанавливает контакты с внешними организациями, способны­ми оказать содействие школьному лагерю.

2.2. Начальник лагеря должен иметь следующую документацию по школьному лагерю:

— заявления родителей и учащихся;

— список сотрудников летнего лагеря;

— приказы директора школы по лагерю;

— графики работы лагеря и его работников;

— план работы лагеря.

2.3. Начальник школьного лагеря должен знать:

• нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха школьников, лагеря труда и отдыха;

• требования к оснащению и оборудованию спален, игровых, дру­гих помещений лагеря;

• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и проти­вопожарной защиты

Начальник школьного лагеря имеет право:

• требовать от администрации школы создания безопасных, здоровьесберегающих условий труда и отдыха учащихся;

• вносить предложения по совершенствованию образовательно­го процесса, режима работы лагеря;

• присутствовать на занятиях воспитателей, руководителей тру­довых объединений и педагогов дополнительного образования;

• давать оценку деятельности работников лагеря;

• издавать распоряжения, касающиеся деятельности лагеря.

Начальник школьного лагеря несет ответственность:

• за выполнение плана работы лагеря;

• за качественную работу персонала школьного лагеря;

• за качественное и своевременное питание детей.


5. Связи по должности

Начальник школьного лагеря:

• соблюдает рабочий график, утвержденный директором школы (режим работы лагеря);

• самостоятельно планирует свою работу на всю смену и на каж­дый день;

• проводит оперативные совещания с работниками лагеря;

• ежедневно получает от работников лагеря отчеты о проделан­ной работе;

• получает от директора школы приказы, распоряжения, знако­мит с ними работников

• информирует администрацию школы о возникших трудностях в ходе реализации программы и планов.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: рабочее время, отдых, оплата труда в летних оздоровительные лагерях

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: рабочее время, отдых, оплата труда в летних оздоровительные лагерях

Вера Николаевна Понкратова,

эксперт Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Для отдыха детей во время каникул организуются стационарные детские оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, палаточные туристские лагеря, профильные лагеря различной направленности по интересам детей (спортивные, краеведческие, экологические и т.п.), функционируют учреждения дополнительного образования; проводятся экскурсии, туристские походы, экспедиции и т.д. В зависимости от того, в каких формах организована работа с детьми в каникулярный период, какие категории работников привлекаются для работы с ними, определяются их трудовые права и обязанности.

Трудовые права работников, связан­ные с продолжительностью рабочего времени, отпусков, нормированием труда, особенностями режима рабоче­го времени, должностными обязанно­стями работников регулируются феде­ральными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а вопросы раз­меров оплаты труда — нормативными правовыми актами органов государствен ной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (эти акты не могут противоречить федеральному законодательству).

Рабочее время педагогических работников

В соответствии со статьями 92 и 333 Трудо­вого кодекса РФ (ТК РФ) педагогические работники имеют право на сокращённую

продолжительность рабочего времени, не превышающую 36 часов работы в неде­лю. При этом статьёй 333 ТК РФ предус­мотрены существенные уточнения при кон­кретизации продолжительности рабочего времени педагогических работников.

В части третьей названной статьи установ­лено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим ра­ботникам с учётом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нор­мы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномо­ченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Минис­терством образования и науки РФ.

До вступления в силу нормативных правовых актов Минобрнауки России по регулированию рабочего времени педагогических работников, в этих вопросах следует руководствоваться по­становлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабо­чего времени (норме часов педагогической ра­боты за ставку заработной платы) педагогичес­ких работников образовательных учреждений» (с изменениями и дополнениями) (далее — постановление Правительства РФ № 191).

Это постановление предусматривает сущест­венные различия в регулировании рабочего времени педагогических работников, которые устанавливаются с учётом того, в какой должности, с какой категорией детей, в ка­ких образовательных учреждениях выполня­ется педагогическая работа. Для одних педа­гогических работников установлена продол­жительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, тогда как для других рабочее время регулируется через нормы часов педагогической работы за став­ку заработной платы, которые установле­ны в зависимости от должности и особен­ностей труда и составляют 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю.

Различия в регулировании рабочего вре­мени педагогических работников непосред­ственно связаны также и с различиями в оплате их труда при привлечении к ра­боте за пределами установленной продол­жительности рабочего времени либо сверх недельной нормы часов педагогической работы, установленных за ставку заработ­ной платы.

Если работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе рабо­тодателя, является сверхурочной работой и регулируется соответствующими статьями ТК РФ, то педагогическая работа, выпол­няемая сверх недельной нормы часов педа­гогической работы по инициативе самого работника, к таковой не относится, по­скольку установленная за ставку норма ча­сов является лишь расчётной величиной при исчислении заработной платы педагогичес­кого работника за фактический объём педа­гогической (преподавательской) работы.

К примеру, продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов работы в неделю, постановлением Правительства РФ № 191 установлена в пункте 1 При­ложения к постановлению для педагогов- психологов, методистов, инструкторов-ме- тодистов, социальных педагогов, педагогов- организаторов, старших вожатых, которые могут быть заняты на работе в оздорови­тельных и иных лагерях для детей.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2, 3 Приложения к постановле­нию Правительства РФ № 191. В част­ности, у инструкторов по физической культуре, которые могут привлекаться в оздоровительные лагеря для обучения детей плаванию либо для проведения дру­гих оздоровительных мероприятий, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 30 часов в неде­лю, у воспитателей учреждений дополнително- го образования детей — 36 часов в неделю, а у воспитателей, работающих непосредственно в группах воспитанников, имеющих ограничен­ные возможности здоровья (отклонения в фи­зическом или психическом развитии), —

Такая продолжительность рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы устанавливаются пе­дагогическим работникам, с которыми заклю­чается трудовой договор о работе в образова­тельном учреждении, в том числе оздорови­тельном лагере.

К учителям, которые в периоды осенних, зим­них, весенних и летних каникул не находятся в ежегодных оплачиваемых основных и допол­нительных отпусках, применяется иной поря­док регулирования рабочего времени, установ­ленный Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагоги­ческих и других работников образовательных учреждений, утверждённым приказом Минис­терства образования и науки РФ от 27 марта

  1. г. № 69 «Об особенностях режима ра­бочего времени и времени отдыха педагогичес­ких и других работников образовательных уч­реждений» (далее — Положение об особенно­стях режима рабочего времени).

Так, пунктом 4.2 этого положения установле­но, что в каникулярный период педагогичес­кие работники осуществляют педагогичес­кую, методическую, а также организацион­ную работу, связанную с реализацией обра­зовательной программы, в пределах нормиру­емой части их рабочего времени (установ­ленного объёма учебной нагрузки (педагоги­ческой работы), определённой им до начала каникул и времени, необходимого для выпол­нения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого же Положения, с сохранением заработ­ной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени этих работников ус­танавливается с учётом выполняемой ими ра­боты и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреж­дения, графиками работы, коллективным дого­вором.

Регулирование режима рабочего времени работников в оздоровительных образова­тельных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также в туристских походах, экскурсиях, экспе­дициях, путешествиях, осуществляется в соответствии с разделом VI Положения об особенностях режима рабочего времени.

При привлечении учителей в период, не совпадающий с ежегодным оплачивае­мым отпуском, в оздоровительные обра­зовательные лагеря и другие оздорови­тельные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создавае­мые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразователь­ных и других образовательных учрежде­ний, их рабочее время и обязанности ре­гулируются пунктом 6.1 и разделом IV Положения об особенностях режима рабо­чего времени.

Учителя в этот период осуществляют иную педагогическую, методическую, а также организационную работу в преде­лах нормируемой части их рабочего време­ни (установленного объёма учебной на­грузки (педагогической работы), в связи с чем их обязанности в этот период под­лежат уточнению, что вызывает многочис­ленные вопросы учителей о правомерности таких действий со стороны работодателя.

Следует учесть, что уточнение перечня ра­бот, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно­педагогических условиях (например, кани­кулярный период, не совпадающий с отпу­ском работников), обусловлено пунктом 5 раздела «Общие положения» Квалифика­ционных характеристик должностей работ­ников образования, утверждённых прика­зом Минздравсоцразвития России от августа 2010 г. № 761н (зарегистри­рованный в Министерстве юстиции РФ 6 октября 2010 г. регистрационный № 18638), что целесообразно фиксиро­вать в должностной инструкции учителя.

Если же в каникулярный период, не совпада­ющий с ежегодным оплачиваемым отпуском, учителя привлекаются к работе в оздорови­тельные лагеря и другие оздоровительные об­разовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве ру­ководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскур­сий, путешествий в другую местность, то такие действия в отношении учителей без их согла­сия не допускаются, что следует из пункта 6.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа, выполняемая работником по иници­ативе работодателя за пределами установ­ленной для него продолжительности рабоче­го времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего време­ни — сверх нормального числа рабочих ча­сов за учётный период, — это сверхуроч­ная работа.

Работодателям при этом не следует путать со сверхурочной работой выполнение педаго­гическими работниками, для которых уста­новлены нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (с их письменного согласия) педагогической работы сверх установленной нормы, на которую они соглашаются при определении конкретного объёма педагогической работы.

Для привлечения к сверхурочной работе пе­дагогических работников, для которых уста­новлена продолжительность рабочего време­ни, а также других работников образователь­ных учреждений применяется статья 99 ТК РФ, которой определены условия и порядок такого привлечения.

В образовательных учреждениях чаще всего сверхурочные работы необходимы для про­должения работы при неявке сменяющего ра­ботника, если работа не допускает перерыва, к примеру, при неявке сменяющего воспита­теля в оздоровительных лагерях, школах-ин­тернатах, детских домах, дошкольных об­разовательных учреждениях.

Работодатели должны при этом учитывать, что продолжительность сверхурочной рабо­ты не должна превышать для каждого ра­ботника 4 часов в течение двух дней под­ряд и 120 часов в год, в связи с чем ра­ботодатель обязан принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель обязан обеспечить точный учёт продолжительности сверхурочной ра­боты каждого работника. Привлекать к сверхурочным работам можно только с письменного согласия работника.

Сверхурочная работа компенсируется повы­шенной оплатой в соответствии со стать­ёй 152 ТК РФ: за первые два часа рабо­ты — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут оп­ределяться коллективным или трудовым договором.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компен­сироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отра­ботанного сверхурочно.

Работа по совместительству

Если по заявлению работника работода­тель (в нашем случае оздоровительное уч­реждение для детей в лице его руководите­ля) разрешает работнику в порядке внут­реннего совместительства выполнять работу по другому трудовому договору в этом же учреждении по той же или иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени либо заключает трудовой договор с работником другой организации, то такая работа является совместительством и регу­лируется в порядке, установленном гла­вой 44 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени при ра­боте по совместительству не должна превышать четырёх часов в день. В дни, когда по основ­ному месту работы сотрудник свободен от ис­полнения трудовых обязанностей, он может ра­ботать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (друго­го учётного периода) продолжительность рабо­чего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нор­мы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учётный период), установленной для соответствующей категории работников.

Оплата труда при работе по совместительству регулируется статьёй 285 ТК РФ и осуще­ствляется пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определённых трудовым до­говором. При установлении лицам, работаю­щим по совместительству с повременной опла­той труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объём работ.

При этом для педагогических, медицинских ра­ботников и работников культуры в соответствии со статьёй 282 ТК РФ устанавливаются осо­бенности работы по совместительству в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, ме­дицинских, фармацевтических работников и ра­ботников культуры», постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об осо­бенностях работы по совместительству педагоги­ческих, медицинских, фармацевтических работ­ников и работников культуры» (Зарегистриро­вано Минюстом России 7 августа 2003 г. ре­гистрационный № 4963).

Наиболее существенной особенностью для пе­дагогических работников является то, что в от­дельных случаях педагогическая работа в дру­гой должности с тем же или иным наименова­нием вообще не рассматривается как совмести­тельство, если она выполняется в одном и том же учреждении начального или среднего про­фессионального образования, дошкольных об­разовательных учреждениях, образовательных учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, а также иных детских учреждениях.

К такой работе в соответствии с подпунк­том «з» пункта 2 постановления Минтру­да России от 30 июня 2003 г. № 41 от­носится, например, педагогическая работа в одном и том же из перечисленных выше учреждениий сверх нормы часов педагоги­ческой работы в неделю, установленной за ставку заработной платы. При этом пре­дельного объёма такой педагогической ра­боты не установлено.

Например, если с детьми в группе рабо­тает один воспитатель, то количество оплачиваемых часов педагогической ра­боты определяется режимом работы оздоровительного учреждения либо кон­кретной группы (отряда) при разных режимах их работы.

Оплата труда педагогических и других работников оздоровительны» лагерей

С 1 января 2005 года вопросы по уста­новлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансо­вое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ и муници­пальных бюджетов, отнесены соответст­венно к полномочиям органов государст­венной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

При этом федеральным законодательст­вом установлено, что системы оплаты труда работников государственных и му­ниципальных учреждений устанавливают­ся с учётом единого тарифно-квалифика­ционного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учё­том государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трёхсто­ронней комиссии по регулированию соци­ально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мне­ния соответствующих профсоюзов (объе­динений профсоюзов) и объединений работодателей.

Системы оплаты труда работников государ­ственных и муниципальных учреждений ус­танавливаются и изменяются с учётом до­стигнутого уровня оплаты труда. Это означа­ет, что заработная плата работников учреж­дений (без учёта премий и иных стимулиру­ющих выплат) при установлении или измене­нии системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учёта премий и иных стимулирующих выплат), выплачива­емой работникам до её изменения, при усло­вии сохранения объёма должностных (трудо­вых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Исходя из этих принципов, не должен сни­жаться достигнутый уровень выплат компен­сационного характера, к примеру, за работу в ночное время, который ко времени разгра­ничения полномочий в области оплаты труда между федеральными органами государст­венной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за работу в ночное время с 10 часов вечера до 6 часов утра в обра­зовательных учреждениях, в том числе оздо­ровительных лагерях составлял не менее 35% часовой ставки (части оклада за час работы).

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются с учётом типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, от­раслевых и иных норм труда, включая нор­мы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, нормы обслуживания, утверждаемые в порядке, ус­тановленном законодательством РФ).

Нормы труда, применявшиеся до введения новых систем оплаты труда, не могут быть пересмотрены без соблюдения норм трудового законодательства, предусмотренных частью 2 статьи 160 ТК РФ, в соответствии с кото­рой пересмотр норм труда возможен лишь в двух случаях: по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных ме­роприятий, обеспечивающих рост производи­тельности труда, а также при использова­нии физически и морально устаревшего оборудования. При этом о введении новых норм труда работники в соответствии с частью 2 статьи 162 ТК РФ должны быть извещены работодателем не позднее чем за два месяца.

Других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, а работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда дру­гими мотивами, поскольку увеличение МРОТ обусловлено приближением ми­нимального размера оплаты труда к ве­личине прожиточного минимума трудо­способного населения; повышение зара­ботной платы работников, которое осуществляется с целью повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со статьёй 134 ТК РФ.

Например, не может быть увеличена нор­ма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, составлявшая для образовательных учреждений на 1 единицу должности 500 м 2 (250 м 2 — на 0, 5 единиц должности) убираемой площа­ди (площади пола), если не происходило никакого совершенствования в организации их труда с внедрением новой техники, технологии или проведения организацион­ных либо иных мероприятий, обеспечиваю­щих рост производительности труда.

Без согласия работников не могут также приниматься решения, связанные с увели­чением объёма выполняемых работ, рас­ширением зон обслуживания, совмещени­ем должностей, а также о введении режима неполного рабочего времени.

Тем не менее, в нарушение статей 60.2, 74 ТК РФ такие изменения в трудовых отношениях стали довольно часто возни­кать на практике без согласия работников только на том основании, что заработная плата низкооплачиваемых категорий ра­ботников увеличилась до 4 330 руб. в месяц.

Ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска

В соответствии со статьёй 334 Трудового ко­декса РФ педагогические работники имеют пра­во на ежегодный основной удлинённый оплачива­емый отпуск, конкретная продолжительность ко­торого регулируется постановлением Правитель­ства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О про­должительности ежегодного основного удлинён­ного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных уч­реждений» (с изменениями и дополнениями).

Педагогическим работникам учреждений допол­нительного образования детей ежегодный основ­ной удлинённый оплачиваемый отпуск, как пра­вило, предоставляется продолжительностью 42 календарных дня. Продолжительность отпус­ка, составляющая 56 календарных дней, уста­навливается педагогам дополнительного образова­ния образовательных учреждений, перечисленных в п. 1 приложения к указанному постановлению, а также в учреждениях дополнительного образо­вания детей, работающих с учащимися с ограни­ченными возможностями здоровья (с отклонени­ями в развитии) в пределах не менее нормы ча­сов педагогической работы, за которую выплачи­вается ставка заработной платы, педагогическим работникам музыкальных, художественных и других школ искусств.

Право на отпуск при увольнении работника

В соответствии со статьёй 127 ТК РФ работ­нику при увольнении выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска, в том числе при выполнении работ непродолжи­тельное время (но не менее половины месяца), а также на условиях срочного договора.

По письменному заявлению работника неис­пользованные оплачиваемые отпуска могут быть ему предоставлены в натуральном виде с после­дующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днём увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока тру­дового договора отпуск с последующим увольне­нием может предоставляться и тогда, когда вре­мя отпуска полностью или частично вы­ходит за пределы срока этого договора.

В этом случае днём увольнения также считается последний день отпуска.

Если работнику за неиспользованные отпуска выплачивается денежная ком­пенсация, то днём увольнения считается последний день работы. Денежная ком­пенсация за неиспользованный отпуск в размере среднего заработка за пол­ную продолжительность отпуска, со­ставляющего 56 календарных дней, выплачивается при увольнении работни­ка по истечении десяти месяцев работы в рабочем году. В остальных случа­ях — из расчёта 4,67 дня за каждый проработанный месяц.

При увольнении работников с другой продолжительностью отпуска количество календарных дней ежегодного основного и ежегодного дополнительного отпусков, приходящихся на один проработанный в рабочем году месяц, определяется пу­тём деления установленной продолжи­тельности отпуска по должности на 12 месяцев.

Например, 56. 12 = 4,67 календарных дня; 42. 12 = 3,5 календарных дня;

28. 12 = 2, 33 календарных дня;

28 + 14 (дополнительный отпуск). 12 = 3,5 и т.д.

Денежная компенсация за неиспользо­ванный отпуск при увольнении работни­ка исчисляется исходя из количества неиспользованных дней отпуска с учё­том рабочего года работника.

При исчислении стажа работы для выпла­ты денежной компенсации за неиспользо­ванный отпуск при увольнении излишки, составляющие менее половины месяца, ис­ключаются из подсчёта, а излишки, со­ставляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (пункт 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утверждены НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169).

Журнал "Народное образование" 3/2011 г.