Руководства, Инструкции, Бланки

карта наблюдения за пациентом медицинской сестры по уходу учебная образец img-1

карта наблюдения за пациентом медицинской сестры по уходу учебная образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Должностные обязанности. Оказывает помощь по уходу за больными под руководством старшей, палатной и операционной медицинских сестёр соответствующих отделений. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов, очистительных клизм, участвует в подготовке больных к плановым и экстренным оперативным вмешательствам и т.д.). Следит за состоянием повязок, участвует помощником в наложении мяготканных, гипсовых повязок, скелетных вытяжений, оказывает помощь врачу в проведении сифонных клизм. Обеспечивает содержание в чистоте больных, структурных подразделений отделений (коридоров, палат, процедурных, перевязочных, операционных и т.д.). Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья в до- и в послеоперационном периоде. Участвует в транспортировке тяжелобольных. внутри больницы, в перевязочные, операционные. Помогает готовить стерильное бельё, производит его укладку в мешки, биксы. Осуществляет механическую обработку хирургического инструментария, участвует в его стерилизации. Принимает активное участие во всех видах уборок операционных, перевязочных, процедурных, манипуляционных, палат, и подсобных помещений хирургических отделений. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Студент должен знать. приемы проведения несложных медицинских манипуляций; правила санитарии и гигиены, ухода за больными; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

ОБЯЗАННОСТИ БАЗОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ(ГЛАВНОЙ И СТАРШЕЙ МЕДСЕСТЁР) производственной ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗАХ.

Принимает студента на базе практики, отмечая в направлении даты прибытия и убытия с практики.

Знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с технологическим процессом, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т.д.;

Обеспечивает студенту возможность освоения практических умений по предмету согласно перечню.

Отмечает посещаемость, прилежание, интерес к предмету, качество ведения дневника, регулярно подписывая дневник студента.

По итогам практики дает характеристику студенту (отношение к больным, прилежание в работе, дисциплинированность, овладение практическими навыками по уходу за больными и т. д.), оценив ее по пятибалльной системе.

По совокупности овладения практическими умениями даёт характеристику студенту за работу на практике, скрепляя ее своей подписью и печатью ЛПУ.

ОБЯЗАННОСТИАКАДЕМИЧЕСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ .

Кафедральный куратор производственной практики назначается приказом ректора.

Он оказывает студенту консультативную помощь, контролирует выполнение его

Знакомит студентов с программой производственной практики и требованиями к зачету по своему предмету.

Методически обеспечивает прохождение практики (особенности оформления дневника, объем записей, перечень практических навыков, соотношение уровня освоения практических умений: ознакомлен теоретически, видел, помогал, выполнял самостоятельно).

Консультирует студентов во время прохождения ПП по сложным и неясным вопросам, проводит семинары, тематические обходы, организационные собрания.

Проводит итоговую аттестацию по производственной практике.

Представляет отчет в отдел практики по итогам производственной практики (количество студентов, прошедших и не прошедших практику, оценки, трудности, предложения).

Другие статьи

Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»


ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»
Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю

Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»


Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям 060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело

на заседании научно-методического совета

ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

Протокол № 5 от 27.06.2013 г.

заместитель директора по НМР Пироженко А.Е.
Авторы:

Репчинская Н.А. Помоленкова Л.А.,

преподаватели высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

главная медицинская сестра ФГБУЗ «ВМКЦ ФМБА России»

преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

Компьютерная верстка: Репчинская Н.А. Помоленкова Л.А.

Компьютерная версия: Чудина Т.Н. научно-методический отдел

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для профессионального модуля Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» для студентов первого курса специальностей 060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело.

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей:

Часть 1. Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса;

Часть 2. Решение проблем пациента путём сестринского ухода.

Целью изучения данного профессионального модуля является овладение студентами теоретическими знаниями по профессиональному модулю Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и формирование у студентов общих и профессиональных компетенций:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК. 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК. 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

ПК 4.1.; 5.1.; 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2.; 5.2.; 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.; 5.3.; 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4.; 5.4.; 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5.; 5.5.; 7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.; 5.6.; 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.; 5.7.; 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.; 5.8.; 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9.; 5.9.; 7.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10.; 5.10.; 7.10. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11.; 5.11.; 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Данное учебно-методическое пособие поможет по-новому взглянуть на функции и задачи сестринского дела и обеспечить качественную медицинскую помощь с использованием современных технологий и сестринских инноваций.

Учебный материал представлен конспективно, с использованием схем, таблиц, рисунков и различных форм медицинской документации. Особое внимание в этой части уделено темам: «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ», «Основы эргономики и безопасности перемещения пациента».

Структура учреждений здравоохранения………………………………………….8

Лечебно-охранительный режим медицинской организации…………………….12

Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции ……………………….………………………………………………….23

Виды возбудителей, вызывающих внутрибольничную инфекцию………. 28

Резервуары возбудителей внутрибольничной инфекции……………………….37

Группы риска развития внутрибольничной инфекции………………………….38

Факторы, влияющие на восприимчивость человека (здорового, больного)

Меры профилактики и контроля внутрибольничной инфекции……………….43

Меры профилактики передачи вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции

в лечебных организациях…………………….……………………………………46

Обработка рук и слизистых при контакте с биологическими жидкостями……68

Документы, регламентирующие методы и средства дезинфекции,

предстерилизационной очистки и стерилизации…………………………..……74

Обеспечение дезинфекционно-стерилизационного режима в лечебно-профилактических организациях…. …………………………………76

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря……………….79

Обработка рук до и после манипуляции……….…. ……………………………89

Использование защитной одежды: халат, маска, фартук, очки, щитки, перчатки……………………………………………………………………………94

Понятие о деконтаминации……………………………………………………….97

Виды, методы, средства и режимы дезинфекции в ЛО……. …………………101

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Соблюдение техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами………………………..………………………………………………..137

Оказание первой помощи при попадании дезинфицирующих растворов

Дезинфекции объектов и предметов ухода…..……………..…………………. 139

Дезинфекция и утилизация шприцев инъекционных однократного применения……………………………………….……………………………… 145

Утилизация использованного одноразового медицинского инструментария. 151

Предстерилизационная очистка ………………………..…………………..….158

Предстерилизационная очистка (ПСО)………………………………..………. 158

Устройство ЦСО. Стерилизация …. ………………………..………………. 171

Устройство и принципы работы централизованного стерилизационного отделения..…………………………………………………………………………187

Преимущество стерилизации в ЦСО. Недостатки децентрализованной стерилизации. 192

Работа младшей медицинской сестры в процедурном кабинете. ………..192

Устройство и оснащение процедурного кабинета………..…………………….191

Основные функциональные обязанности младшей медицинской сестры в процедурном кабинете…………….……………………………………………. 197

Санитарно-противоэпидемический режим процедурного кабинета………….201

Зона стерильности и её значение в процедурном кабинете. …………………..206

Правила накрытия стерильного стола в процедурном кабинете………………207

Осуществление универсальной укладки стерилизационной коробки………. 211

Основы эргономики и безопасности перемещения пациента… ………. 213

Понятия «биомеханика» и «эргономика». Основы эргономики и

безопасности перемещения пациента……………………………………………213

Правильная биомеханика тела младшей медицинской сестры в положении, сидя, стоя, при подъёме тяжести…………………………………………………217

Воздействие токсических и вредных микробиологических факторов на сестринский персонал …………..……………………………………………….236

Здоровье сестры и безопасность на своем рабочем месте…………..………….236

Воздействие на медицинских работников микробиологических факторов, профилактика…..………………………………………………………………….247

Воздействие на медицинских работников облучения, профилактика….……..247

Воздействие на медицинских работников анестезирующих газов, профилактика……………………………………………………………………. 250

Воздействие на медицинских работников химических препаратов, профилактика……………………………………………………………………. 251

Санитарно-гигиеническое питание пациента в лечебной организации. 257

Понятие диетология. Основные принципы лечебного питания……….………257

Санитарно-гигиенический режим питания больных…….…………………….267
Литература……………………………………………………………………….275

Основы организации работы младшей медицинской сестры

по уходу за больными


Структура учреждений здравоохранения

Здравоохранение является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений. Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества отражена в ст.1 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а ст. 7 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Под медицинской организацией (или учреждением здравоохранения ) следует понимать учреждения и организации, оказывающие медицинскую помощь, охватывающие здравоохранительной деятельностью определенную территорию (рис. 1).


Рис.1 Медицинская организация
Все учреждения здравоохранения можно подразделить: в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, категорий обслуживаемого населения, структуры и профиля медицинского учреждения, наличия права на оказание платных услуг и некоторых других классификационных оснований.

По отраслевой принадлежности можно выделить ведомственные и территориальные медицинские организации. Ряд министерств и ведомств (Министерства транспорта и связи РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.) имеют сеть ведомственных медицинских организаций – больничных учреждений.

По формам собственности медицинские организации подразделяются на государственные (федеральные и субъектов) и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, частные организации. Государственными являются краевые, областные, окружные больницы. Они находятся в собственности субъекта федерации.

К частным относятся учреждения здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций учреждения здравоохранения распределены по видам (отраслям) здравоохранительной деятельности.


2. Охраны здоровья женщин и детей.
3. Санитарно-противоэпидемиологической службы.
4. Санаторно-курортные.
5. Патологоанатомической (включая судебно-медицинскую и судебно-психиатрической экспертизы).
6. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.
7. Образовательные и научно-исследовательские.

Рис.2 Разделяются МО по категориям обслуживания населения

По категориям обслуживаемого населения (рис. 2) медицинские организации можно классифицировать на учреждения, оказывающие медицинскую помощь взрослому и детскому населению; жителям городов (городские больницы) и сельских районов (сельские больницы); работникам всех профессиональных групп и неработающему населению и только работникам одного или группы предприятий (медико-санитарные части), гериатрические медицинские учреждения, учреждения для ветеранов войн, воинов-интернационалистов.

По структуре медицинские организации подразделяются на объединенные (стационар с поликлиникой) и необъединенные (имеющие только стационар).

Классифицирующим признаком выступает и профилизация коечного фонда медицинской организации: однопрофильные (специализированные), двух- и многопрофильные учреждения здравоохранения.

Учреждения здравоохранения, обеспечивающие медицинское обслуживание населения, имеют одинаковые права и несут одинаковую ответственность за качество оказания помощи.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления;

  • средства государственных и общественных организаций, предприятий;

  • личные средства граждан;

  • безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;

  • доходы от ценных бумаг;

  • кредиты банков и других кредиторов;

  • другие источники.

Из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования. Государственная система здравоохранения. Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения. Они направляются на:

  • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;

  • обеспечение профессиональной подготовки кадров;

  • финансирование научных исследований;

  • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Страховая система здравоохранения. Медицинское страхование осуществляется в двух видах. обязательном и добровольном. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования (ОМС) формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование для обеспечения всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию. Частная система здравоохранения. К ней относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Однако такой уровень медицинского обслуживания доступен не всем.

Сейчас во всем мире наблюдается сдвиг от общественного к частному здравоохранению, к так называемой семейной медицине. Идут многочисленные споры, улучшает ли этот переход качество медицинских услуг.


Лечебно-охранительный режим медицинской организации
Лечебно-охранительный режим в лечебных организациях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. Лечебно-охранительным режимомназывают комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов. В основе этого режима лежит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями, а также устранение или ограничений воздействия на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды. Создание и обеспечение такого режима входит в обязанности всего медицинского персонала.

Лечебно-охранительный режим включает следующие элементы:



  1. Обеспечение щадящего для психики пациента режима.

  2. Соблюдениеправил внутреннего распорядка.

  3. Обеспечение режима рациональной двигательной активности:

- обеспечение режима двигательной активности пациента, по назначению врача;

- соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала.

Обеспечение щадящего для психики пациента режима. который включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным негромким голосом. Соблюдение младшим медицинским персоналом основных этических принципов является важнейшим условием обеспечения психического покоя пациентов. Тяжелобольного или находящегося на строгом постельном или постельном режиме пациента рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений, при выполнении манипуляций неотложной терапии в случае резкого ухудшения состояния пациента. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.

Нужно всегда помнить, что слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду на каждый новый день. Установление хорошего контакта между младшим медицинским персоналом и пациентом происходит при условии достаточного времени для общения. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Не допустимы грубость и панибратство!

Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется носить бесшумную обувь. Не следует включать громкую музыку, кричать, выяснять отношения в присутствии пациента. При уборке помещений младший медицинский персонал не должен нарушать тишину во время дневного и ночного отдыха пациентов.

Психологический покой достигается и созданием определенного интерьера: при отделке помещений следует использовать материалы теплых цветов, в холлах размещать мягкую удобную мебель, телевизор, журнальный столик и др.

Необходимо рекомендовать пациентам соблюдатьправила внутреннего распорядка дня в отделении и не нарушать его самим: нельзя будить пациента раньше установленного времени (за исключением тех случаев, когда это необходимо для исследований), вовремя выключать телевизор в холле и следить. чтобы после 22 часов были выключены и телевизоры в палатах. Если ночью необходимо выполнить пациенту какую-нибудь манипуляцию, лучше включить не общий свет, а индивидуальный.

Немаловажным элементом лечебно-охранительного режима является рациональное ограничениефизической (двигательной) активности пациентов. В первую очередь это относится к тяжелобольным при остром инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, хронической недостаточности кровообращения и др. В подобных случаях даже небольшое увеличение двигательной активности может привести к резкому повышению функциональной нагрузки на тот или иной орган или систему (сердце, головной мозг, печень) и вызвать развитие тяжелых, иногда необратимых изменений в них. Это в свою очередь может привести к ухудшению общего состояния пациента, развитию тяжелых осложнений, а иногда и к смерти.

Во всех таких случаях врач назначает пациенту режим с большим или меньшим ограничением физической активности.

Используют обычно четыре режима физической (двигательной) активности пациентов:



  • Строгий постельный режим

  • Постельный режим

  • Палатный режим

  • Общий (внепалатный) режим

Строгий постельный режим обычно назначают пациентам в самом начале тяжелых острых заболеваний (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия и др.). При нем пациент постоянно находится либо в положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати (положение Фаулера). Пациенту категорически запрещается не только вставать, но и садиться, а в некоторых случаях даже самостоятельно поворачиваться в постели. Все гигиенические мероприятия (гигиенические процедуры, смена белья, подача судна и мочеприёмника), а также кормление осуществляется только с помощью младшей медицинской сестры. Особенно осторожными и аккуратными должны быть действия сестринского персонала при транспортировке таких пациентов и выполнении лечебных и диагностических процедур. Длительность строго постельного режима устанавливает врач каждому пациенту индивидуально, в зависимости от особенности течения его заболевания.

При улучшении общего состояния и отсутствии осложнений врач назначает пациенту постельный режим. Он характеризуется несколько большей физической активностью пациента в постели: разрешается поворачиваться, под наблюдением врача сестринского персонала выполнять легкие гимнастические упражнения и, наконец, через определенное время – присаживаться на краю кровати, спустив ноги.

При палатном режиме пациенту разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и даже определенное время ходить по палате. Гигиенический туалет, кормление пациентов и физиологические отправления осуществляются в палате.

При общем (внепалатном) режиме разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка на территории больницы, пациенты самостоятельно обслуживают себя: принимают пищу в столовой, посещают туалет, принимают гигиеническую ванну, душ и др. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.

В учреждениях здравоохранения санаторного типа существуют три разновидности общего режима. Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое.

Щадяще-тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория. Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.
Организация работы младшей медицинской сестры в отделениях лечебной организации

Младшая медицинская сестра по уходу за больными обслуживает, как правило, 15 человек, нуждающихся в паллиативной помощи либо в специализированном сестринском уходе. Обязанности младшей медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы.