Руководства, Инструкции, Бланки

образец изложения гиа по русскому языку img-1

образец изложения гиа по русскому языку

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приёмы сжатия текста

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ГИА 9 класс)

Исключение - исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
  • Исключение повторов.
  • Исключение фрагмента предложения.
  • Исключение одного или нескольких синонимов.
  • Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.

  • Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
  • Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым.
  • Перевод диалога или прямой речи в косвенную;
  • Замена фрагмента текста синонимичным выражением.
  • Переформулирование мысли своими словами.

Пример сжатия текста

Текст «Домашнее чтение» (совместная работа над вариантом сжатого изложения)

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю книги, что стоят у нас на полках, я могу мысленно разделить их на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находиться же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем иногда перед ним часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что-то такое в совместном чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за этим столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

1. Какова основная мысль текста?

2. Составьте план исходного текста. учитывая количество микротем.

3. Примените приёмы сжатия, сохраняя основную мысль каждой микротемы и всего текста в целом.

Другие статьи

Cайт учителя русского языка и литературы Барановой О

Сайт учителя русского языка и литературы
Барановой Ольги Анатольевны

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение
  • - вводных слов;
  • - однородных членов предложения;
  • - повторов;
  • - однотипных примеров;
  • - риторических вопросов и восклицаний;
  • - цитат;
  • - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • - пояснений;
  • - рассуждений;
  • - описаний;
  • - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

  • При исключении необходимо:

- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное. используя основные средства связи между предложениями.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во во всем(5 слов)

Обобщение или объединение


- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо

- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов


Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)


- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения)


Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)

Сочетание исключения и замены


Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.( 64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения


Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)


Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)

Что нельзя удалять из текста?


- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»


При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

На свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
Кто сам не собирался их открыть.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Приёмы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы. в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

однородных членов предложения;

риторических вопросов и восклицаний;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Блог репетитора по русскому языку: Способы и приемы сжатия текста (сжатое изложение - задание С1 в ГИА)

Способы и приемы сжатия текста (сжатое изложение - задание С1 в ГИА)

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три :
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1. Исключение.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали. затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
. Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2. Обобщение.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты. затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
. *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До. С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3. Замена.
Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До:Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После:Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До:Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После:Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример. где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)


Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

В следующей статье "Как написать сжатое изложение? Советы и рекомендации (задание С1 в ГИА) " будет представлена небольшая памятка, содержащая советы по написанию сжатого изложения.

ГИА (ОГЭ) по русскому языку 2017: новости, изменения, подготовка к экзамену

ГИА (ОГЭ) по русскому языку в 2017 году

Сейчас на форумах многих образовательных сайтов идет оживленное обсуждение ГИА (ОГЭ) по русскому языку 2017. Тема дискуссии — введение устной части в экзамен девятиклассников уже в 2017 году. Проект нововведения готов, но еще не утвержден. Поэтому, пока взрослые принимают решение, детям стоит начинать готовиться к утвержденной форме экзамена.

В проведении экзамена в 2017 году изменений не произошло. Структура, содержание и оценивание остались прежними.

По степени сложности задания распределяются следующим образом: 14 заданий базового и 1 задание высокого уровня сложности.

Теперь давайте разберемся с содержанием и структурой экзамена по русскому языку. Контрольно измерительный материал экзамена состоит из трех частей. Каждая часть содержит задания, которые отличаются друг от друга по форме, уровню сложности и учебным действиям. На выполнение всех трех частей ОГЭ 2017 года по русскому языку дается 235 минут (3 часа 55 минут).

Краткое изложение. Первая часть.

В первой части необходимо выполнить 1 задание с развернутым ответом.

Для учащихся звучит текст, воспроизводимый в аудиозаписи. Во время прослушивания, разрешается делать пометки в черновиках. Но не стоит сильно увлекаться и пытаться записывать все подряд. Так можно упустить большую часть информации. Запишите ключевые моменты, важные детали, названия, имена. Затем дается 3-4 минуты, чтобы осмыслить исходный текст и поработать со своими записями в черновиках.

Это важно! При оценивании, записи в черновиках учитываться не будут.

Далее, текст воспроизводиться повторно. После второго прослушивания, учащиеся приступают к краткому изложению. Необходимо грамотно, аккуратным разборчивым почерком написать не менее 70 слов, передать общее содержание исходного текста и содержание каждой микротемы. На выполнение первой части экзамена дается 90 минут.

Это важно! Если вы написали менее 70 слов, то задание будет оценено в «0» баллов.

Задания с кратким ответом. Вторая часть.

Эта часть состоит из 13 заданий двух типов. Открытый тип — ученик самостоятельно формулирует и записывает ответ в краткой форме. Второй тип заданий — ответ на выбор, здесь из нескольких предложенных вариантов ответов выбирается правильный. Для выполнения задания, каждому ученику выдается текст для чтения. После ознакомления выполняются задания, связанные с языковым анализом текста.

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 балл, если ответа нет или он неверный — «0» баллов.

Сочинение. Третья часть

В третью часть входит 1 альтернативное задание с развернутым ответом.

Исходным материалом будет тот же текст, который используется во второй части экзамена. Далее будет предложено три варианта заданий по тексту. Нужно будет выбрать один и дать на него развернутый, аргументированный ответ в письменной форме, то есть написать сочинение-рассуждение.

В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Это важно! Если вы просто перепишите или перескажите исходный текст, то такое сочинение будет оценено в «0» баллов.

Это важно! При написании ОГЭ по русскому языку 2017 можно пользоваться орфографическим словарем.

Баллы и оценки

Максимальный первичный балл ОГЭ по русскому языку в 2017 году составляет 39 баллов.

За первую часть экзаменационной работы дается максимальный первичный балл -7, за вторую часть — 13, за третью — 9. 10 баллов составляет оценка грамотности на основе проверки изложения и сочинения, то есть первой и третьей части экзамена. В сумме — 39 баллов.

Для лучшей ориентации и понимания принципа оценивания в баллах, ФИПИ рекомендует воспользоваться шкалой перевода первичных баллов в

отметки по пятибалльной системе.

Отметки соответствуют общему количеству баллов полученных за выполнение заданий экзамена в целом:

  • Двойка «2», выставляется в случае, когда учащийся набрал менее 14 баллов.
  • Тройку «3», вы получаете, если набрали от 15 до 24 баллов.
  • Четверку «4» учащийся получает за количество балов от 25 до 33.
  • Пятерка «5» выставляется тем, кто набрал от 34 до 39 баллов.

Это важно! Чтобы получить «5» необходимо за грамотность набрать не менее 6 баллов. В обратном случае выставляется отметка «4».

В 2017 году оценка, полученная за обязательный экзамен по русскому языку, будет влиять на общий балл аттестата. Девятиклассник сможет получить аттестат об окончании девяти классов только при наличии положительного результата.

Что делать, если по каким-либо причинам девятиклассник плохо сдал экзамен и получил неудовлетворительную оценку? Есть возможность пересдачи экзамена. По правилам ученик может повторно пройти экзамен только по двум предметам из всех обязательных и выбранных по собственному желанию до 1 сентября 2017 года.

Если необходимо пересдавать три или четыре экзамена, то это тоже возможно, но уже после 1 сентября.

Подготовка

Девятиклассники, основной государственный экзамен — это первое серьезное испытание для вас за все время обучения в школе. От оценок, которые вы заработаете, зависит ваше дальнейшее образование. Кто-то из вас хочет перейти в 10 класс и продолжить обучение в школе, а кому-то не терпится поступить в колледж или техникум и получить профессию своей мечты. В любом варианте необходим хороший балл аттестата.

В 2017 году экзамен по русскому языку является обязательным и главным. Сдать его, на самом деле, не сложно, ведь задания составлены по материалам и темам, которые вы изучали. Понятное дело, что нужно готовиться. В подготовке к ОГЭ все способы хороши.

Используйте пособия. Посоветуйтесь с учителем, он подскажет, какие лучше взять и повторяйте тему за темой.

Обязательно пройдите демонстрационный вариант КИМ по русскому языку. Такая тренировка дает возможность не только дополнительно проработать материал, но и разобраться во всех нюансах и тонкостях структуры частей и заданий экзамена.

На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) теперь можно пользоваться открытым банком заданий ОГЭ. Здесь собраны упражнения и задания по всем разделам и темам предмета за весь период обучения. Это огромная помощь в подготовке к экзамену.

И, конечно же, еще раз прочитайте эту статью. Краткое руководство к действию проведет вас по всем этапам ГИА 2017 года по русскому языку и напомнит о важных моментах.

Видео новость, демоверсии

Статья написана специально для сайта “2017 год Петуха”: http://god2017.com