Руководства, Инструкции, Бланки

образец диагностики детей дошкольного возраста img-1

образец диагностики детей дошкольного возраста

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста

Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста

4 -5 баллов - средний

1-3- баллов - низкий

Задание №2. ЗАПОЛНИТЬ ПРОТОКОЛ ПО ОБРАЗЦУ ВЫШЕ

Цель: Определить понимание детьми отношений смежных чисел и взаимообратных отношений между смежными числами.

Материал: 5 числовых карточек с изображением на них от одного до пяти кружков. Карточки разного цвета.

Инструкция: разложи карточки по порядку, как ты их разложишь?

1. Почему ты красную карточку положил после синей?

2. Почему желтую карточку положил после красной?

3. Я назову тебе два числа (4 и 5), что ты можешь рассказать о них (4<5 на 1, а 5>4 на 1).

4. Расскажи про число 3, какого числа оно больше, какого меньше.

Результаты оформить в таблицу по аналогии II младшей группы.

· высокий () - характеризуется умение отличать порядковый счет от количественного, правильно называть порядковый числительный; пониманием отношений смежных чисел, умением рассказать о взаимно-обратных отношениях между числами.

· средний (£) - характеризуется незначительными ошибками в порядковом счете, например, не соотносит числительное в роде с предметами; правильно раскладывает карточки, но не может рассказать о числе.

· низкий (r) - не ориентируется в порядковом значении числа, не умеет вести порядковый счет, не понимает отношений между смежными числами.

Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста

(на основе методики Л.И. Ермолаевой)

Подготовительная к школе группа

Цель: выяснить знания натурального ряда чисел в пределах 10 и знания взаимно-обратных отношений между смежными числами.

1. Я начну считать, а ты продолжай: 1,2,3.

2. Угадай, какое число я пропущу: 1,2,3,4,5,6,7,9,10.

3. Назови числа от 1 до 10.

4. Назови «соседей» числа 7.

5. Назови числа от 10 до 1.

6. Какое число стоит после 8?

7. Назови число больше пяти на 1.

8. Сколько ты возьмешь карандашей, если надо, чтобы их было на один меньше 8?

5-7 баллов – средний

1-4 баллов низкий

Задание №2. ОФОРМИТЬ ПРОТОКОЛ ПО ОБРАЗЦУ ВЫШЕ

Цель: проверить знания состава чисел первой пятерки из двух меньших групп (чисел).

Материал: карточка с изображением пяти предметов.

Инструкция: показать ребенку карточку с предметами, два из которых закрыть ладонью. Спросить: «На карточке нарисовано пять предметов, сколько предметов я закрыла?»

· высокой () - характеризуется осознанными знаниями натурального ряда чисел до 10, взаимно-обратных отношений между числами, состава чисел из двух меньших чисел.

· средний (£) - характеризуется наличием выше перечисленных знаний и умений с незначительными неточностями.

· низкий (r)- характеризуется фрагментарными знаниями натурального ряда чисел, ошибками при обратном счете, сравнении смежных чисел отсутствием знаний о составе чисел из двух меньших чисел.

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. 1, 2, 3, 4 – Полетели, закружились!

Три медведя шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним – поменьше ростом, А сынок – малютка просто. Очень маленький он был – С погремушками ходил.

Другие статьи

Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста

Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста

Диагностика ( от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

· выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей)

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1 .

Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста

Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста

Раздел ведут
Руководитель РПМПК
Шилова Татьяна Григорьевна
учитель-дефектолог
Михайлова Наталья Владимировна
социальный педагог
Ильина Марина Борисовна

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопедическое обследование основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений:

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений одни и те же явления рассматривают с различных точек зрения. Но они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:

  • возраст ребёнка;
  • состояние его здоровья;
  • этап обследования;
  • характер дефекта;
  • степень выраженности его симптоматики нарушения;
  • психические особенности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Ранний возраст (до 3 лет):

  • Задержка речевого развития.

Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1. Психолого-педагогической классификации:

  • фонетическое нарушение речи,
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
  • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня,
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи.

2. Клинико-педагогической классификации:

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • ринолалия,
  • расстройства голоса,
  • моторная или сенсорная алалия,
  • детская афазия,
  • заикание (указать степень выраженности),
  • тахилалия,
  • брадилалия,
  • полтерн (спотыкание).

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.

• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности .

Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста:

В логопедическом заключении указываются:

1. Системное недоразвитие речи, (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).

2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Системное недоразвитие речи средней степени выраженности при умственной отсталости. Дизартрия.
  • Системное недоразвитие речи лёгкой степени выраженности при умственной отсталости. Дислалия.

Дети с билингвизмом дошкольного возраста:

Общее недоразвитие речи русского языка II уровня у ребенка с билингвизмом. Сложная форма дислалии.

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

  • речевое развитие соответствует возрасту;
  • речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации учитель-логопед формулирует в рамках своей компетенции.

  • автоматизация в речи звуков (указать каких);
  • логопедические занятия по развитию фонематических процессов (указать виды работ);
  • развитие лексико-грамматической стороны речи (указать виды работ);
  • развитие связной речи (указать виды работ) и т.д.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М. 1968./; Волкова Л.С. "Логопедия", М "Просвещение"; Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000.

Образец диагностики детей дошкольного возраста

4.3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) 4.3.1. Особенности развития
Дошкольное детство - большой и ответственный период жизни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями.
Важное качественное приобретение дошкольного возраста - появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развиваются так называемые продуктивные виды деятельности.
Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.
Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.
К концу дошкольного возраста формируется готовность к школьному обучению.
4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
  • создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  • предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  • игровой характер заданий;
  • учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования.
Важной задачей обследования детей 4 - 5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.
В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:
  • хаотические действия;
  • перебор вариантов;
  • целенаправленные пробы;
  • практическое примеривание;
  • зрительная ориентировка.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 - 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях - методом зрительной ориентировки.
Главная цель обследования детей 7-го года жизни - целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.
Понятие "психологическая готовность к школе" включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т.е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
  • принятие задания;
  • понимание условий задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме "обучающего эксперимента", а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе.) Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только "актуальный" уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.
Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.
Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.
Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками - звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.
Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.
Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:
  • внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
  • в ней перестраиваются частные психические процессы;
  • от нее зависят основные изменения личности в данный период.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.
У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.
При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета (например, "пересыпает" кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).
В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).
Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оцениваются:
  • проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  • выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  • адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  • возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  • характер игры (однообразная, творческая);
  • поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в ситуации обследования не является показателем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия, можно думать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учете других показателей может указывать на снижение интеллекта.
Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности. В приложении 4 приведен пример оформления документов по результатам обследования ребенка дошкольного возраста.
Контрольные вопросы и задания
  1. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Какие факторы необходимо учитывать при отборе методик для диагностического обследования дошкольника?
  3. Назовите уровни ориентировочно-познавательных действий, характерные для ребенка дошкольного возраста.
  4. Каковы основные параметры умственного развития дошкольника?
  5. Какие компоненты включает в себя понятие "психологическая готовность к школе"?

Литература
Основная
  • Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М. 1998.
  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М. 2000.
  • Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М. 1999.

Дополнительная
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М. 1997. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. - М. 1987.

Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д

Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д/с №79 г. Новороссийска

Топчиева Вера Ивановна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниverasgpi@mail.ru

Корочанская Татьяна Викторовна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 050100«Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниEurohitparade@mail.ru

Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д/с №79 г. Новороссийска

Аннотация. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Для обоснования теоретической значимости проблемы креативности детейбыла подобрана и проведена методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста, результаты которой изложены в данной работе.Ключевые слова:креативность, диагностика, творчество, обучение, мышление, развитие, мотивация.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Отличительный признак творческой деятельности детей–субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.Воспитатель, стремящийся к развитию креативности дошкольников, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества воспитанников в группе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:рассмотрение креативности как свойства всей личности;понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисковопреобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий можно разделить на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии креативных способностей дошкольников в соответствии с выделенными уровнями сложности системы творческих заданий.Первое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть–целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем.Второе направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.Третье направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнеговида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.Четвертое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.Таким образом, задача данного исследования–выявление эффективности комплекса мероприятий, направленного на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: развитие креативности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при использовании разработанного комплекса мероприятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисковоисследовательских методов над репродуктивными, отсутствии регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий.Для обоснования теоретической значимости проблемы креативности детей, была подобрана и проведена методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста (Тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса). Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 79» г.Новороссийска. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), из которых по мере выявления уровня креативности была выделена подгруппа из 10 детей (экспериментальная), куда входили как креативные (3 ребенка), так и обычные дети (7 детей). С остальными 10 детьми (контрольная группа) после выявления контингента креативных дошкольников не проводилось никаких дополнительных мероприятий.Детям предлагались незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования. Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Тестирование проводилось в течение 25 минут. Перед началом тестирования была дана инструкция к тесту дивергентного мышления: «Вам предлагается 12 рисунков. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в баллах:беглость (Б),гибкость (Г),оригинальность (О),разработанность (Р),название (Н).1.Беглость –продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.Основание: творческие личности работаю продуктивно,с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).2.Гибкость –число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.Четыре возможные категории:живое (Ж) –человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.;механическое, предметное (М) –лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.;символическое(С) –буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.;видовое, жанровое (В) –город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.Творческие личности чаще предпочитают менять чтолибо, вместо того чтобы инертно придерживаться одногопути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.3.Оригинальность –местоположение (внутри –снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок. Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дано стимульной фигуры. Менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру –стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.1 балл –рисунок только снаружи.2 балла –рисунок только внутри.3 балла –рисунок как снаружи, так и внутри.Общий балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.4.Разработанность –симметрия –ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.0 баллов –симметрично внутреннее и внешнее пространство.1 балл –ассиметрично вне замкнутого контура.2 балла –ассиметричновнутри замкнутого контура.3 балла –ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура.Общий балл по разработанности (Р) –сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.5.Название –богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).0 баллов –название не дано1 балл –название, состоящее из одного слова без определения2 балла –словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.3 балла –образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.Общий балл за название (Н) будет равен сумме балловпо этому фактору, полученных за каждый рисунок.В результате получены следующие результаты (см. табл.1).Таблица 1Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаВова А.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Катя К.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Костя С.12б.8б.24б.11б16б.71б.Лена Б.10б.5б.20б.10б.10б.55б.Наташа К.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Лиза Р.12б.10б.25б.23б.11б.81б.Степа О.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Илья Ч.12б.7б.32б.17б14б.85б.Семен П.12б.7б.32б.29б.15б.95б.Алина Ш.12б.7б.33б.26б.12б.90б.Лиза К.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Кристина М.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Данил К.12б.8б.24б.11б16б.71б.Женя О.11б.5б.20б.8б.11б.54б.Никита С.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Влад П.12б.10б.26б.24б.12б.84б.Максим Б.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Антон М.12б.7б.32б.17б14б.85б.Даша В.12б.7б.32б.30б.16б.97б.Петя К.12б.7б.31б.24б.11б.85б.

Максимально возможный общий суммарный показатель за вест тест –131. Уровень: высокий 88–100б. средний 56–87б. низкий менее 55б.Из результатов, видно, что 2 ребенка имеют низкий уровень креативности, 15 –средний уровень, 3 –высокий.Для дальнейшей работы была создана экспериментальная группа, состоящая из 10 детей различных уровней креативности: 2 ребенка –высокий уровень, 7 –средний, 1 –низкий. Остальные10 детей входили в состав контрольной группы. Полученные данные и их сравнение, дали возможность говорить о низком уровне креативности у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, имелись достаточные основания для проведения комплекса мероприятий, направленного на повышение уровня креативности детей. Была проведена серия занятий, направленных на повышение уровня креативности (22 занятия).Организация работы с дошкольниками предполагала занятия в форме интерактивных игримпровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации –совместно придумывая, что будет дальше.Каждое занятие придерживается определенной структуры:Вводная часть (ритуал приветствия, разминка). Основные процедуры: ритуал приветствия, игры с именами.Основная часть. Основные процедуры: решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и т.д.Игра повышенной двигательной активности, релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.Заключительная часть (рефлексия занятия, ритуал прощания). Основные процедуры: эмоциональная оценка деятельности, общая играпрощание, при необходимости –домашнее задание.Если материал занятия усваивались трудно, то занятие повторялось 1–2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог рассказывал. На втором же занятии он выступал как уже партнер (совместная деятельность). На третьем –дети действовали самостоятельно, а взрослый –организатор среды.Для развития креативности предполагалось привлечение дошкольников к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований, а также проведение игр и упражнений на развитие творческого мышления. Для этого были подобраны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.Результат проведения повторного теста с детьми дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах представлен в табл. 2 и 3.Таблица 2Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (экспериментальная группа)

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаВова А.12б.10б.30б.27б.15б.94б.Катя К.12б.8б.30б.24б.13б.87б.Костя С.12б.9б.32б.30б.17б.100б.Лена Б.12б.8б.32б.22б12б.85б.Наташа К.12б.7б.33б.29б.16б.97б.Лиза Р.12б.10б.30б.27б.15б.94б.Степа О.12б.8б.30б.23б.12б.85б.Илья Ч.11б.10б.31б.20б14б.86б.Семен П.12б.9б.32б.30б.17б.100б.Алина Ш.12б.7б.33б.29б.16б.97б.

Таблица 3Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (контрольная группа)

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаЛиза К.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Кристина М.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Данил К.12б.8б.24б.11б16б.71б.Женя О.11б.5б.20б.8б.11б.54б.Никита С.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Влад П.12б.10б.26б.24б.12б.84б.Максим Б.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Антон М.12б.7б.32б.17б14б.85б.Даша В.12б.7б.32б.30б.16б.97б.Петя К.12б.7б.31б.24б.11б.85б.Таблица 4Результаты исследований уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

УровниЭкспериментальная группаКонтрольная группаКоличестводетей%Количество детей%Высокий550110Средний550880Низкий0–110

Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели в контрольной группе остались прежними, а в экспериментальной значительно изменились: количество дошкольников с высоким уровнем креативности –5 человека, что составляет 50%, со средним –5 человека, что составляет 50%, а детей с низким уровнем креативности не выявлено.Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента отражены в табл.5.Таблица 5Сравнительный анализ результатов констатирующегои контрольного этапов эксперимента (%)

УровниЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатирующий этап (%)Контрольный этап (%)Констатирующий этап (%)Контрольный этап (%)Высокий20501010Средний70508080Низкий10–1010

Сравнительный анализ показывает, что в экспериментальной группе после проведенного комплекса мероприятий произошло повышение уровня креативности. Количество дошкольников с высоким уровнем креативности увеличилось на 30%, со средним уровнем креативности уменьшилось на 10%, детей с низким уровнем не выявлено.В контрольной группе показатели остались прежними: количество дошкольников с высоким уровнем креативности составляет 10% (1 ребенок), количество дошкольников со средним уровнемкреативности составляет 80% (8детей), дошкольников с низким уровнем креативности –10% (1 ребенок). Таким образом, можно сделать вывод, что после проведенного комплекса мероприятий, направленного на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста есть положительные результаты. Данный комплекс мероприятий может быть использован педагогами в качестве методического пособия в практической работе с детьми дошкольного возраста.В заключениехочется отметить, что учитель, развивающий, креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей, наибольшее значение из которых имеют:1)восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть;внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника;3)предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения;4)повышение и укрепления самооценки дошкольников;5)организация системы обучения или создание креативной воспитательнообразовательнойсреды ДОУ.

Ссылки на источники1.АбдулинаО. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. –М. 1990. –141 с.2.АкимоваМ. К.,Козлова В. Т. Способности и одаренность // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И. В. Дубровиной.–М. Международная педагогическая академия, 1995.–376 с.3.БогоявленскаяД. Б. Психология творческих способностей.–М. Академия, 2002.–371 с.4.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. –СПб. 2005.5.Бурменская Г. В. Слуцкой В. М. Одаренные дети. –М. 1991.Богоявленская М. Е. Природа проблем одаренных // Одаренный ребенок. –2004. –№ 4. –С. 58–60.6.Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии // Одаренный ребенок. –2005. –№1. –С. 66–76.7.Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную// Одаренный ребенок. –2005. –№1. –С. 28–29.8.Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. Ростовн/Д, 2004.9.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. –М. 2000. –С. 227–229.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching,Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban

undergraduate of the I year of training, direction of preparation:050100 –pedagogical education,OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanEurohitparade@mail.ruDiagnostics of creativity of children of the advanced preschool age on the example of pupils of kindergarten No. 79 of NovorossiyskAbstract.Due to the humanization of training, education and development of each child more and more actual is a problem of early disclosure of creative potential of the preschool child. For justification of the theoretical importance of a problem of creativity of children, the technique on identification of level of creativity at children of the advanced preschool age which results are stated in this work was picked up and carried out.Keywords:creativity, diagnostics, creativity, training, thinking, development,motivation.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С. доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани