Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по ремонту компрессоров кт 6 img-1

руководство по ремонту компрессоров кт 6

Категория: Руководства

Описание

Неисправности тормозного компрессора КТ-6, их причины и способы предупреждения

Неисправности тормозного компрессора КТ-6, их причины и способы предупреждения. Перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей

Срабатывает предохранительный клапан на холодильнике компрессора:

при рабочем режиме при холостом режиме

Малый подъем, заедание или неплотность всасывающего или нагнетательного клапана цилиндра высокого давления.

Неисправность разгрузочного устройства в клапанной коробке цилиндра высокого давления.

Не плотность нагнетательного клапана в клапанной коробке цилиндра высокого давления (воздух из главных резервуаров попадает в холодильник).

Притирка сопрягаемых поверхностей клапанных пластин и клапанов.

Притирка цилиндрической поверхности поршня к телу крышки, торцевой поверхности – к поясу крышки; своевременная замена диафрагмы разгрузочного устройства.

Притирка сопрягаемых поверхностей клапанных пластин и клапанов.

Снижение давления масла

Засорение редукционного клапана маслонасоса (шарик не садится на посадочное место) или нарушение регулировки редукционного клапана.

Регулировка клапана на открытие при давлении 0,24 – 0,28 МПа и проверка плотности по месту посадки шарика.

Выброс масла в нагнетательный трубопровод или через воздушные фильтры.

Высокий уровень масла в картере компрессора.

Износ маслосъемных поршневых колец.

Замки поршневых колец находятся в одной плоскости.

Следить за уровнем масла.

Своевременная замена колец.

При сборке уделять внимание разводке поршневых колец.

Срабатывает предохранительный клапан на нагнетательном трубопроводе.

Неисправность разгрузочного устройства цилиндра высокого давления.

Неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления.

Притирка цилиндрической поверхности поршня к телу крышки, торцевой поверхности – к поясу крышки; своевременная замена диафрагмы разгрузочного устройства.

Притирка сопрягаемых поверхностей клапанных пластин и клапанов.

Следить за параметрами давления отключения регулятора давления

Другие статьи

Компрессор КТ7

Маневровые локомотивы Компрессор КТ7 Компрессор КТ7

Компрессор КТ7 двухступенчатый, трехцилиндровый с \¥-образным расположением цилиндров и воздушным охлаждением оборудован устройством для перехода на холостую работу при вращающемся коленчатом вале. Выпускаются модификации компрессоров КТ6, КТбЭл и КТ7. Компрессоры КТ6 и КТ7 в основном применяются на тепловозах, снабжены разгрузочными устройствами, маслоотделителями и имеют привод через редуктор от главного вала дизеля.

Устанавливаемый на некоторых сериях электровозов компрессор КТбЭл не оборудован разгрузочными устройствами и маслоотделителями и имеет привод от электродвигателя.

Состоит компрессор КТ7 из корпуса 1, двух цилиндров 11 низкого давления (ЦНД) диаметром 198 мм, одного цилиндра 9 высокого давления (ЦВД) диаметром 155 мм, холодильника 12 радиаторного типа с предохранительным клапаном 17 и шатунного узла 4.

Корпус имеет три привалочных фланца для цилиндров и люки на боковых поверхностях, закрытые крышками 2. Каждый цилиндр крепится к корпусу шестью шпильками 8 с постановкой уплотнительной прокладки и двух фиксирующих контрольных штифтов. К верхним фланцам цилиндров прикреплены клапанные коробки 10 и 14.

В клапанной коробке ЦВД смонтированы нагнетательный 13 и всасывающий 15 клапаны с разгрузочным устройством 16. Аналогичное устройство имеется и в крышках ЦНД. В боковых крышках 2 помещены шарикоподшипники 7 коленчатого вала 5, шейка которого уплотнена сальником 6.

Коленчатый вал 5 стальной штампованный, имеет две коренные шейки, опирающиеся на шарикоподшипники 7, и одну шатунную. Противовесы 3 приварены к выступам вала и укреплены стопорными пальцами. Шатунный узел состоит из трех шатунов — главного жесткого 3 и прицепных 5. Жесткий шатун соединен с головкой 7 двумя пальцами 1 и 2, застопоренными штифтами 4. Два прицепных шатуна прикреплены к головке шарнирно с помощью пальцев 8. В головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6.

Съемная крышка 11 прикреплена к головке четырьмя шпильками, два стальных вкладыша 9 и 10 залиты баббитом.

Клапанная коробка имеет оребренный снаружи корпус 3. Внутренняя полость корпуса разделена перегородкой на две камеры: нагнетания Н, в которой расположен нагнетательный клапан 2, и всасывания В со всасывающим клапаном 15. Со стороны камеры В к коробке прикреплен воздушный фильтр без маслоотделителя, а со стороны камеры Н — холодильник радиаторного типа. Нагнетательный клапан прижат к корпусу коробки винтом 4 через упор 1.

Механизм разгрузочного устройства состоит из упора 1 с тремя пальцами 16, крышки 5, диафрагмы 6 и стержня 9. Пружина 12 отжимает вверх упор 11, а пружина 8 — поршень 7. Направлением для упора служит втулка, запрессованная в крышку 10.

Во всасывающем и нагнетательном клапанах установлены пластины 13 диаметром 108x81 мм (наружный диаметр х диаметр отверстия) и пластины 14 диаметром 68x40 мм. Конические ленточные пружины 17 (по три на каждую пластину) обладают большей жесткостью на нагнетательных клапанах и меньшей на всасывающих.

Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, соединенных четырьмя шпильками 14 и сцентрированных двумя штифтами 13. Вал 4 вращается в двух втулках. В пазы его вставлены две лопасти 6, которые при вращении разжимаются пружиной 5. Квадратный хвостовик вала 4 вставляетсяво втулку, запрессованную в торец коленчатого вала. Через штуцер 8 масло всасывается из картера компрессора и по каналу внутри вала 4 нагнетается к подшипникам шатунов и шейке коленчатого вала.

Редукционный клапан представляет собой корпус 11, в котором размещены шарик 9, пружина 10 и регулировочный винт 12. Давление масла при частоте вращения вала 850 об/мин должно быть не ниже 2 кгс/см2, а при 270 об/мин — не ниже 1 кгс/см2. От штуцера 7, в который ввернут ниппель с отверстием 0,5 мм, отходит трубка к резервуару объемом 0,25 л с манометром.

Схема работы компрессора делится три цикла: всасывание, первая ступень сжатия и вторая ступень сжатия. В правом ЦНД происходит всасывание (желтый цвет) через фильтр и клапан 13 (нагнетательный клапан 12 закрыт), а в левом ЦНД — первая ступень сжатия (зеленый цвет) и нагнетание через клапан 2 (всасывающий клапан 1 закрыт) в холодильник.

Воздух по трубе 3 поступает в верхний коллектор 4, оттуда по ребристым трубам 5 в нижний коллектор, затем по второму ряду ребристых труб 6 в камеру 7, сообщенную с полостью крышки 8 ЦВД. Такой же процесс происходит и во втором ЦНД.

При движении вниз поршень ЦВД через клапаны 9 засасывает сжатый воздух из холодильника, при обратном ходе сжимает его и нагнетает через клапан 10 (синий цвет) в главные резервуары.

Если давление в главных резервуарах повышается сверх установленного регулятором давления, то по трубопроводу 11 воздух из этого регулятора поступает к разгрузочным устройствам ЦНД и ЦВД (красный цвет), отжимает пластины всасывающих клапанов и компрессор работает вхолостую.

Режим работы компрессора состоит из двух периодов: рабочего (подача воздуха, или ПВ) и холостого (работа на холостом ходу или остановка). При оптимальном режиме работы значение ПВ составляет 15—25%, при максимальном — 50%.

Работа компрессора КТ- 6

Работа компрессора КТ- 6

В первой ступени компрессора воздух сжимается до давления 3 кгс/см 2. а затем направляется в промежуточный холодильник, где ох­лаждается и выделяет конденсат. Из холодильника по трубопроводу, на котором установлен предохрани­тельный клапан, регулируемый на давление 4 кгс/см 2. воздух подает­ся во вторую ступень компрессора, где происходит его сжатие до дав­ления 9 кгс/см 2 .

Клапаны на холодильнике предотвращают повышение давления сжатия в цилиндре первой ступени. Клапаны должны срабатывать при пре­вышении давления в главных резервуарах выше допустимого на 1 кгс/см 2 .

После второй ступени сжатый воздух по трубопроводу через мас­лоотделитель и обратный клапан нагнетается в три главных резер­вуара объемом 250 л каждый.

Схема работы компрессора делится на три цикла: вса­сывание, первая ступень сжатия и вторая ступень сжатия.В правом ЦНД при движении поршня вниз, вследствие разрежения, пластины всасывающего клапана отжимаются от седла, и происходит процесс всасывания через фильтр 14 и клапан 13 (нагнетательный кла­пан 12 закрыт), а в левом ЦНД — первая ступень сжатия и нагнетание через клапан 2 (всасывающий клапан 1 закрыт) в холодильник.

Воздух по трубе 3 поступает в верхний коллектор 4. оттуда по ребристым трубам 5 в нижний коллектор, затем по второму ряду ребристых труб 6 поднимается в камеру 7. со­общенную с полостью крышки 8 ЦВД. Такой же процесс происхо­дит и во втором ЦНД (ка­мера 7 общая для обоих ЦНД).

При движении вниз поршень ЦВД через клапаны 9 засасыва­ет сжатый воздух из холодиль­ника, при обратном ходе сжима­ет его. Когда давление воздуха сравняется с давлением в главном резервуаре, открывается нагнетательный клапан 10. и при дальнейшем движении порш­ня происходит нагнетание воздуха в главные резервуары. Режим работы компрессоров зависит от утечек сжатого воздуха из тормозной сети. В длинносоставных поездах допустима периодичность включения 50%.

Уход за компрессором на электровозе сводится к содержа­нию его в чистоте, наблюдению за уровнем масла, своевременному его пополнению и общему наблюдению за работой.

Во время следо­вания локомотива компрессоры должны поддерживать давление в главных резервуарах в пределы давлений в главных резервуарах при автоматическом возобновлении работы компрессоров и их отключении регулятором АК-11Б. На электровозах эти давления должны составлять 7,5-9,0 кгс/см 2. При обнаружении ненормального шума или стука необходи­мо выявить место и причины их появления и устранить их.

Главные резервуары (ГР) служат для создания запаса сжатого воздуха, охлаждения его и выделения из воздуха конденсата и масла.

ГР представляют собой закрытый сосуд, состоящий из цилиндрической части 1. изготовленной из листовой стали толщиной 5-6 мм, и двух выпуклых сферических днищ 2 толщиной 6-8 мм.

При длительной работе компрессора (большие утечки воздуха из магистрали, неисправность клапанов, колец и т. д.) воздух в главных резервуарах будет иметь повы­шенную температуру. В связи с этим количество конден­сирующейся влаги в главных резервуарах уменьшится, и значительное количество водяных паров будет уноситься с воздухом в напорную и тормозную магистрали, где с понижением температуры и давления будет происхо­дить интенсивное выпадение влаги в виде инея или наледи.

Для снижения количества влаги, попадающей в тор­мозную магистраль локомотива и поезда, необходимо следить за отсутствием повышенных утечек в тормозной сети, исправностью компрессоров и осуществлять система­тическое удаление скопившегося конденсата из резервуа­ров и сборников.

Наиболее опасно для замораживания тормозной маги­страли следование поезда с переходом от плюсовых к минусовым температурам, а также при минусовых не очень низких температурах; при сильном понижении тем­пературы атмосферного воздуха содержание в нем влаги уменьшается.

На электровозах ВЛ10 установлено устройство для продувки конденсата. предназначенное для удаления конденсата из главных резервуаров. Устройство состоит из продувательного клапана I и привода к нему II. Имеет дистанционное управление из кабины машиниста и руч­ной привод, расположенный в коридоре у стенки ВВК. Продувательный клапан установлен на главном резервуаре. Спускной клапан и привод связаны между собой рычаж­ной передачей.

При дистанционном управлении после включения кнопки «Продувка ГР» в кабине ма­шиниста срабатывает включающий вентиль Сжатый воздух пос­тупает в корпус привода к поршню и, приводя его в движение, поднимает вверх тягу и рычаг. Рычаг, упираясь в клапан, приподнимает его от седла корпуса. Через образовавшийся при этом зазор между седлом и клапаном происходит выброс конден­сата из главного резервуара. При отключении включающего венти­ля пружина возвращает клапан к седлу корпуса, прекращая удаление конденсата. При ручной продувке рычаг подтягивается вверх с помощью рукоятки.

Автоматический регулятор давления АК-11Бобеспечивает автоматическое поддержание давления воздуха в питательной магистрали электровоза путем автоматического включения и выключения двигателя компрессора

Воздух из главных резервуаров в питательную магистраль, а из неё через разобщительный кран к регулятору давления типа АК-11Б. Регулятор отключает мотор-комп­рессоры при повышении давления до 9 кгс/см 2 и включает их при пони­жении давления до 7,5 кгс/см 2 .

Регулятор давления состоит из пластмассового основания (плиты) 6 с фланцем 4 и кожуха 10. Между фланцем и основанием помещена резиновая диафрагма 3. На плите 6 укреплены кронштейн 9 с винтом 11. неподвижный контакт 8. две стойки 17 с металлической планкой 14 и пластмассовая набавляющая 19. В основание помещен пластмассовый шток 1. который одним концом упирается в резиновую диафрагму 3. а другим - в регулировочную пружину 18. которая, в свою очередь, упирается в пластмассовую планку 16. На металлической планке 14 имеется винт 15. вращением которого можно перемещать планку 16. и тем самым изменять затяжку пружины 18. Рычаг 13 имеет две оси: подвижную 2. проходящую через шток 1. и неподвижною 5 в направляющей 19. К рычагу 13 с помощью пружины 7 прижат подвижный контакт 12 .

На электровозах регулятор давления регулируется на выключение электродвигателя компрессора при давлении в ГР 9,0 кгс/см 2 и на включение при давлении в ГР 7,5 кгс/см 2. При повышении давления в ГР шток 1 вместе с подвижной осью 2 начинает перемещаться вправо, а рычаг 13 поворачивается вокруг неподвижной оси 5. При таком перемещении угол α начинает уменьшаться, и как только он станет равен нулю, то есть при совпадении оси пружины 7 с осью подвижного контакта 12. система займет неустойчивое положение (рис. 3.16. б) .

При дальнейшем незначительном перемещении штока 1 пружина 7 резко перебросит подвижный контакт 12 с неподвижного контакта 8 на винт 11 (рис. 3.16. в). то есть произойдет разрыв электрической цепи электродвигателя компрессора. Давление включения компрессора, точнее перепад давлений включения и выключения компрессора, зависит от величины раствора контактов «С». который может изменяться винтом 11. Чем меньше раствор контактов, тем при большем давлении в ГР включается компрессор.

Давление выключения компрессора (размыкания контактов регулятора давления) регулируют винтом 15 за счет изменения затяжки пружины 18. воздействующей на шток 1 .Чем больше усилие пружины 18. тем при большем давлении в ГР произойдет размыкание контактов регулятора. Один оборот винта 15 изменяет давление приблизительно на 0,4кгс/см 2.

Регулировка давленияна отключе­ние компрессоров регулятором дав­ления. Чтобы повысить давление отклю­чения компрессоров, регулировочный винт вращают против часовой стрелки. При этом нагрузка на пружину увеличивается, а давление отключения — по­вышается. Когда требуется понизить давление отклю­чения, регулировочный винт вращают по часовой стрелке.

Регулировка давления включения компрессоров регулятором давления. Если необходимо понизить давление вклю­чения компрессоров, увеличивают зазор между под­вижным и неподвижным контактами (винтом на Г-образной стойке регулятора давления). Чтобы повысить давление включения компрессоров, этот зазор умень­шают.

Неисправности регулятора давления АК-11Б.

Давление в главных резервуарах более 9,0 кгс/см 2. а компрессоры не отключаются - лопнула диафрагма регулятора давления АК-11Б.

Отключают регуля­тор давления от питательной магистрали. Закорачи­вают контакты. Работой компрес­соров управляют вручную.

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав

Устройство компрессоров КТ-6, КТ-7, КТ-6Эл


Главная | О нас | Обратная связь

Устройство компрессоров КТ-6, КТ-7, КТ-6Эл

Общие положения и основные показатели работы

Компрессоры предназначены для обеспечения сжатым возду­хом тормозной сети поезда и пневматической сети вспомогатель­ных аппаратов: электропневматических контакторов, реверсоров, песочниц и др.

Применяемые на подвижном составе компрессоры классифи­цируются по числу цилиндров (одно-, двухцилиндровые и т.д.); по расположению цилиндров (горизонтальные, вертикальные, V-и W-образные); по числу ступеней сжатия (одно- и двухступенча­тые); по типу привода (с приводом от электродвигателя или от двигателя внутреннего сгорания).

Вспомогательные компрессоры служат для наполнения сжа­тым воздухом пневматических магистралей, например, главного воздушного выключателя, блокирования щитов высоковольтной камеры и токоприемника при отсутствии сжатого воздуха в глав­ных резервуарах и резервуаре токоприемника после длительной стоянки электроподвижного состава в нерабочем состоянии.

Компрессоры должны полностью обеспечивать потребность в сжатом воздухе при максимальных расходах и утечках его в поезде. Во избежание недопустимого нагрева режим работы компрессора устанавливается повторно-кратковременным. При этом продолжи­тельность включения (ПВ) компрессора под нагрузкой допуска­ется не более 50 %, а продолжительность цикла до 10 мин.

Основные компрессоры, применяемые на подвижном составе, как правило, являются двухступенчатыми. Сжатие воздуха в них происходит последовательно в двух цилиндрах с промежуточным охлаждением между ступенями. Работа такого компрессора пояс­няется рис. 1.

При первом ходе вниз поршня 1 (рис. 1, а) открывается вса­сывающий клапан 3, и в цилиндр 2 первой ступени поступает воздух из атмосферы Ат при постоянном давлении. Линия всасы­вания АС (рис. 1, б) располагается ниже штриховой линии ат­мосферного барометрического давления на значение потерь на преодоление сопротивления всасывающего клапана. При ходе пор­шня 1 вверх всасывающий клапан 3 закрывается, объем рабочего пространства цилиндра 2 уменьшается и воздух сжимается по ли­нии CD до

1 — поршень; 2 — цилиндр первой ступени; 3 — всасывающий клапан; 4 — холодильник; 5— нагнетательный клапан

Рисунок 1- Схема двухступенчатого компрессора (а) и теоретическая инди­каторная диаграмма его работы (б)

давления в холодильнике 4, после чего открывается нагнетательный клапан 5 и происходит выталкивание сжатого воз­духа в холодильник по линии нагнетания DF с постоянным про­тиводавлением.

В процессе последующего хода поршня 1 вниз происходит рас­ширение оставшегося во вредном пространстве (объем простран­ства над поршнем в его верхнем положении) сжатого воздуха по линии FB до тех пор, пока давление в рабочей полости не пони­зится до определенного значения и всасывающий клапан 3 откро­ется атмосферным давлением. Далее процесс повторяется. На пер­вой ступени воздух сжимается до давления 2,0. 4,0 кгс/см2.

Аналогично работает вторая ступень компрессора со всасыва­нием воздуха из холодильника 4 по линии FE, сжатием по линии EG, нагнетанием в главные резервуары по линии GH, расшире­нием во вредном пространстве цилиндра второй ступени по ли­нии HF'. Заштрихованная площадь индикаторной диаграммы ха­рактеризует уменьшение работы сжатия вследствие охлаждения воздуха между ступенями.

Сжатие воздуха сопровождается выделением теплоты. В зависи­мости от интенсивности охлаждения и количества теплоты, отби­раемой от сжимаемого воздуха, линия сжатия может быть изотер­мой, когда отводится вся выделяющаяся теплота и температура остается постоянной, адиабатой, когда процесс сжатия идет без отвода теплоты, или политропой при частичном отводе выделяю­щейся теплоты.

Адиабатический и изотермический процессы сжатия являются теоретической идеализацией. Действительный процесс сжатия яв­ляется политропным.

Основными показателями работы компрессора являются про­изводительность (подача), объемный, изотермический и механи­ческий КПД.

Производительностью компрессора называется объем воздуха, нагнетаемый компрессором в резервуар в единицу времени, за­меренный на выходе из компрессора, но пересчитанный на усло­вия всасывания. Производительность компрессора локомотива определяют по времени повышения давления в главных резервуарах с 7,0 до 8,0 кгс/см2.

Объемный КПД характеризует уменьшение производительнос­ти компрессора под влиянием вредного пространства; он зависит от объема вредного пространства и давления. Двухступенчатое сжатие позволяет понизить температуру воз­духа в конце сжатия, улучшить условия смазывания компрессора и уменьшить потребляемую компрессором мощность за счет рабо­ты, сэкономленной благодаря охлаждению воздуха в промежу­точном холодильнике, а также повысить объемный КПД за счет уменьшения соотношения давлений нагнетания и всасывания.

Изотермический КПД позволяет оценить совершенство комп­рессора

Механический КПД компрессора учитывает потери на трение в самом компрессоре и потери на привод вспомогательных меха­низмов — вентилятора и масляного насоса.

Устройство компрессоров КТ-6, КТ-7, КТ-6Эл

Компрессоры КТ-6, КТ-7 и КТ-6Эл широко применяются на тепловозах и электровозах. Компрессоры КТ-6 и КТ-7 приводят­ся в действие либо от коленчатого вала дизеля, либо от электро­двигателя, как, например, на тепловозах 2ТЭ116. Компрессоры КТ-6Эл приводятся в действие от электродвигателя.

Компрессор КТ-6 — двухступенчатый, трехцилиндровый, пор­шневой с W-образным расположением цилиндров.

Компрессор КТ-6 (рис.2) состоит из корпуса (картера) 18, двух цилиндров 12 низкого давления (ЦНД), имеющих угол раз­вала 120°, одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД), холо­дильника 7 радиаторного типа с предохранительным клапаном 14, узла шатунов 11 и поршней 1, 5 соответственно ЦНД и ЦВД.

1 — поршень ЦНД; 2 — клапанная коробка цилиндра низкого давления ЦНД (первой ступени); 3 — сапун; 4 — клапанная коробка ЦВД (второй ступени); 5— поршень ЦВД; 6 — ЦВД; 7 — холодильник; 8 — маслоуказатель (щуп); 9 — пробка для залива масла; 10 — пробка для слива масла; 11 — узел шатунов; 12 — ЦНД; 13 — поршневой палец; 14 — предохранительный клапан; 15 — манометр давления масла; 16 — тройник для присоединения трубопровода от регулятора давления; 17 — бачок для гашения пульсаций стрелки манометра; 18 — корпус (картер); 19 — коленчатый вал; 20 — масляный насос; 21 — редукционный кла­пан; 22 — дополнительный балансир; 23 — винт крепления дополнительного балансира; 24 — шплинт; 25 — масляный фильтр; 26 — вентилятор; 27 — всасы­вающий воздушный фильтр; 28 — болт регулировки натяжения ремня вентиля­тора; 29 — кронштейн вентилятора; 30 — рым-болт

Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки ци­линдров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу

прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масля­ный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) за­крыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух ша­рикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшип­ник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонталь­ным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют верти­кальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верх­ней части цилиндров расположены клапанные коробки 2 и 4.

Коленчатый вал 19 компрессора — стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну ша­тунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балан­сиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленча­тый вал снабжен системой каналов, показанных на рис. 3.2 пунк­тирными линиями.

Узел шатунов (рис. 3) состоит из главного 1 и двух прицеп­ных 5 шатунов, соединенных пальцами 14, застопоренными вин­тами 13.

1- главный шатун; 2, 14 — пальцы; 3, 10 — штифты; 4 — головка; 5 — прицеп­ные шатуны; 6 — съемная крышка; 7 — прокладка; 8 — бронзовая втулка; 9 — каналы для подачи смазки; 11, 12 — вкладыши; 13 — стопорный винт; 15 — шпилька; 16 — замковая шайба

Главный шатун выполнен из двух частей — собственно шатуна 1 и разъемной головки 4, жестко соединенных друг с другом паль­цем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 8. Съемная крышка 6 прикрепле­на к головке 4 четырьмя шпильками 15, гайки которых стопорят­ся замковыми шайбами 16. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 7. Каналы 9 служат для подачи масла к верхним головкам шатунов и поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатунов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки.

Поршни l и 5 (см. рис. 2) — литые чугунные. Они присоеди­няются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 13 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения паль­цев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые паль­цы ЦНД — стальные, пустотелые; поршневые пальцы ЦВД — сплошные. На каждом поршне установлено по четыре поршневых кольца: два верхних — компрессионные (уплотнительные), два нижних — маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую В (рис. 4) и нагнетательную Н. В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 27 (см. рис.2), а со стороны нагнетательной полости — холодильник 7.

Корпус клапанной коробки снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости поме­щен нагнетательный клапан 4, который прижат к гнезду в корпу­се с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1. Во всасывающей полости расположены всасывающий клапан 8 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 9 с тремя пальцами, стержень 11, поршень 13 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 10 и 12.

1- контргайка; 2 — винт; 3, 15 — крышки; 4 — нагнетательный клапан; 5, 9 - упоры; 6 — корпус; 7, 18 — прокладки; 8 — всасывающий клапан; 10, 12 — пружины; 11 — стержень; 13 — поршень; 14 — резиновая диафрагма; 16 — ста­кан; 17-асбестовый шнур; В - всасывающая полость; Н- нагнетательная полость

Рисунок 4- Клапанная коробка компрессора КТ-6

Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 7 и 18, а фланец стакана 16 — асбестовым шнуром 17.

Всасывающий и нагнетательный клапаны (рис. 5) состоят из седла 1, обоймы (упора) 5, большой клапанной пластины 2, ма­лой клапанной пластины 3, конических ленточных пружин 4, шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 2,5. 2,7 мм.

Разгрузочные устройства компрессора КТ-6 работают следую­щим образом: как только давление в главном резервуаре достига­ет 8,5 кгс/см2, регулятор давления открывает доступ воздуха из резервуара в полость над диафрагмой 14 (см. рис. 4) разгрузоч­ных устройств клапанных коробок ЦНД и ЦВД. При этом пор­шень 13 переместится вниз. Вместе с ним после сжатия пружины 10 опустится вниз и упор 9, который своими пальцами отожмет ма­лую и большую клапанные пластины от седла всасывающего кла­пана. Компрессор перейдет в режим холостого хода, при котором ЦВД будет всасывать и сжимать воздух, находящийся в холодиль­нике, а ЦНД будут засасывать воздух из атмосферы и выталкивать его обратно через воздушный фильтр. Это будет продолжаться до тех пор, пока в главном резервуаре не установится давление 7,5 кгс/см2, на которое отрегулирован регулятор. При этом регу­лятор давления сообщит полость над диафрагмой 14 с атмосфе­рой, пружина 10 поднимет упор 9 вверх и клапанные пластины прижмутся к седлу своими коническими пружинами. Компрессор перейдет в рабочий режим.

1-седла; 2-большие клапанные пластины; 3-малые клапанные пластины; 4- конические ленточные пружины; 5-обойма (упор); 6-корончатые гайки; 7-шпилька

Рисунок 5 - Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны компрессора КТ-6:

Компрессор КТ-6Эл при достижении в главном резервуаре оп­ределенного давления в режим холостого хода не переводится, а отключается регулятором давления.

В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжа­тия охлаждается в холодильнике радиаторного типа. Хо­лодильник состоит из верхнего и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций. Верхний коллектор перегородками разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок, развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоот­дачи.

Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллек­торе установлен предохранительный клапан, отрегулирован­ный на давление 4,5 кгс/см2. Фланцами патрубков холо­дильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжа­тия, а фланцем 12— к клапанной коробке второй ступени. Ниж­ние коллекторы снабжены спускными краниками для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скап­ ливающихся в них масла и влаги.

Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД, поступает через нагне­тательные клапаны в патрубки холодильника, а оттуда — в крайние отсеки верхнего коллектора. Воздух из крайних отсе­ков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в ниж­ние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетека­ет в средний отсек верхнего коллектора, из которого через вса­сывающий клапан проходит в ЦВД. Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху.

В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчива­ется процесс нагнетания воздуха в главный резервуар.

Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 26 (рис. 2), который установлен на кронштейне 29 и приводится во вращение клиновым рем нем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 28.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмо­сферой осуществляется через сапун 3, который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Сапун (рис. 6) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2, между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решет­кой установлена фетровая прокладка 5 с шайбами 4, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пру­жины 9.

При повышении давления в картере компрессора, например из-за пропуска воздуха компрес­сионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 5 с шайбами 4 и 6 и втулкой 7. Пружина 9 при этом оказывается сжатой. Сжатый воз­дух из картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 5, не допуская попадания в картер воздуха из атмос­феры.

Детали компрессора смазываются комбинированным способом. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20 (см. рис. 2), масло подается на шатунную шейку коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы.

1-корпус; 2-решетка; 3-распор­ная пружина; 4, 6-шайбы; 5-про­кладка; 7-втулка; 8-упорная шай­ба; 9-пружина; 10-шпилька; 11-шплинт

Остальные детали сма­зываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнитель­ными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла слу­жит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 9, а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 8. Уровень мас­ла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки мас­ла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25.

Масляный насос ( рис. 7) приводится в действие от коленча­того вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, соединенных четырьмя шпильками 12. Крышка 1, корпус 2 и фла­нец 3 центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти прижимаются к стен­кам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер А и поступает в корпус насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит вслед­ствие уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу С нагнетается к подшипникам компрессора.

1-крышка; 2-корпус насоса; 3-фланец; 4-валик; 5, 9-пружины; 6-лопасть; 7- корпус редукционного клапана; 8-клапан шарового типа; 10-регулировочный винт; И -штифт; 12-шпилька; А, В-штуцеры; С-канал

К штуцеру В присоединена трубка от манометра. Для сглажива­ния колебаний стрелки манометра 15 (см. рис.2) из-за пульсиру­ющей подачи масла в трубопроводе между насосом и манометром помещен штуцер с отверстием диаметром 0,5 мм, установлены бачок 77 объемом 0,25 л и разобщительный кран для отключения манометра.

Редукционный клапан, ввернутый в крышку 1 (см. рис.7), служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картер. В корпусе 1 редукцион­ного клапана размещены собственно клапан 8 шарового типа, пру­жина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохрани­тельным колпачком.

По мере повышения частоты вращения коленчатого вала рас­тет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действи­ем центробежных сил, и, следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла.

При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2.

Компрессор КТ-7 получает левое вращение коленчатого вала (если смотреть со стороны привода) вместо правого на компрес­соре КТ-6. Это обстоятельство вызвало изменение конструкции вентилятора для сохранения прежнего направления потока ох­лаждающего воздуха, а также масляного насоса.

В клапанных коробках компрессора КТ-6Эл отсутствуют раз­грузочные устройства, поскольку он не переводится в режим хо­лостого хода, а останавливается. На этом компрессоре не нужен и резервуар для гашения пульсаций стрелки масляного манометра, так как относительно низкая частота вращения коленчатого вала компрессора и валика масляного насоса не дает заметной пульса­ции стрелки, а вибрация компрессора при такой частоте враще­ния вала практически отсутствует.

2 РЕМОНТ И ИСПЫТАНИЕ КОМПРЕССОРОВ