Руководства, Инструкции, Бланки

хкбм им.а.а.морозова руководство img-1

хкбм им.а.а.морозова руководство

Категория: Руководства

Описание

Гошков В

О моей работе в ХКБМ

Середина 60-х годов, молодой специалист.

Справа - Харьков, 20 июля 2014 год.

В начале 70-х годов я, часто проезжая мимо недавно построенного 9-ти этажного здания на территории завода им. Малышева, говорил себе, что там наверняка созданы нормальные условия для творческой работы и все мечтал работать там. И случилось так, что один из моих сослужив­цев сказал мне, что одно из очень засекреченных учреждений подбирает себе сотрудников - специалистов по промышленной электронике, т.е. как раз по моей специальности. Я долго колебался, т.к. смена места работы, - мероприятие очень серьезное и мне не очень нравилось. После долгих ; размышлений и колебаний я все-таки позвонил по данному мне телефону и оказался в том самом учреждении, работать в котором я мечтал, т.е. в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению.

Здесь, на этот момент времени, сложилась великолепная команда специалистов. Это, в первую очередь, Главный конструктор Морозов А.А. и его ближайшие помощники: Шомин Н.А. Поляков Б.Н. Морозов Е.А», Словиковский А.Г. Протопопов И.Л. Ковалюх В.Р. и др. На их творческом счету уже имелись и Т-54/55 и объект 430 и практически отработанная конструкция танка Т-64А, о котором западная пресса позднее напи­шет «танк Т-64 оказался неприятным сюрпризом для НАТО. Встреча с ним в лицо на поле боя для наших танков имела бы непредсказуемые последствия».

После знакомства с Т-64 западные специалисты ускоренными темпами принялись за разработку танков, способных противостоять Т-64 так появились «Леопарды», « Абрамсы », « Челленджеры » и др.

Конструкция Т-64 вобрала в себя все лучшее, что было достигнуто в конструкциях Т-34, Т-44, Т-54, Т -55 и, в то же время, вобрала в ce бя новейшие достижения науки и техники: квантовый прицел-дальномер, автомат заряжания пушки, двухтактный дизельный двигатель, мощное вооружение, надежную броневую защиту и др.

Как и все, что разрабатывалось под руководством А.А.Морозова, конструкция Т-64 была в меру проста, но, в то же время, оставляла достаточный простор для дальнейшего усовершенствования. А.А.Морозов считал, что даже самая удачная конструкция может и должна быть улучшена. Не зря же танк Т-64 в различных модификациях выпускался бо­лее 20 лет: с момента создания, что было в 1967 г. отмечено Ленинской премией, до прекращения его производства в 1987 г .; на вооружении он состоит и сегодня и, при проведении надлежащей модернизации, не будет уступать новейшим танкам третьего послевоенного поколения.

Да и в конструкциях нынешних танков (включая и зарубежные) многие технические проблемы были решены благодаря тому, что подобные решения были найдены при разработке Т-64.

Об Александре Александровиче, как о выдающемся конструкторе и организаторе написано очень много. Здесь я хочу высказать свои впечатления об Александре Александровиче как об ученом и научном руководителе крупного конструкторского коллектива.

Мое первое впечатление - худощавый, аккуратный, подтянутый, всегда вежливый, никогда не позволяющий себе ни грубости, ни бестактности по отношению к сотрудникам - либо английский лорд, либо потомок древнего аристократического рода.

Меня всегда поражала его способность буквально с одного взгляда

оценить предлагаемое техническое решение. И каково бы оно не было удачным или не очень, Александр Александрович никогда не говорил автору, что его решение бездарно, даже если оно и было таковым. Удачные решения Александр Александрович готов был обсуждать, не считаясь со своим временем - он считал, что даже самое удачное решение может и должно быть улучшено. К неудачным решениям Александр Алек­сандрович чаще всего относился с юмором, но всегда только в присутствии автора. Он считал, что даже в самом неудачном решении можно и нужно найти рациональное зерно и в большинстве случаев его больше интересовал ход размышлений автора. Никогда Александр Александрович не навязывал своего мнения по принципу: «Мое мнение единственно вер­ное, потому что это мое мнение».

Особое отношение у Александра Александровичу было к молодым сот­рудникам - для них он был в первую очередь доброжелательным и внимательным наставником. Да и не удивительно, ведь он сам в 35 лет стал Главным конструктором завода по танкам.

Александр Александрович никогда особо не различал сотрудников по должностям, которые они занимали в данный момент времени - для него сотрудник представлял ценность по его уровню интеллекта, технической грамотности, опыту, коммуникабельности и др. Любому инженеру или технику он при необходимости уделял столько же времени, сколько и ру­ководителю подразделения, в котором они работали. Поэтому сотрудники никогда не боялись проявлять инициативу.

Несколько отличными были и его взгляды и оценки технической и научной информации. Ведь мы все, в том числе и Александр Александро­вич пользовались одними и теми же источниками информации, но он часто делал совершенно неожиданные выводы из прочитанного. Так, например, знакомясь с принципами и системами автоматизации силовых установок и трансмиссий новейших (на то время) западных танков, я просто принял к сведению, т.к. у нас и трансмиссия и двигатель были совершенно другими. Но после доклада Александру Александровичу и обсуждения поя­вилась задача автоматизации переключения передач и управления двига­телем танка Т-64. Так появилась автоматизированная система управ­ления дизелем и ступенчатой трансмиссией (АСУДТ), которая была доведена и принята уже без него. Или еще. Отделом перспективного проектирования КБ была разработана бесступенчатая гидрообъемная пере­дача, которая была установлена на ходовой макет. Но уже после первых пройденных километров, перед нами Александр Александрович поставил задачу автоматизации процесса управления движением танка с этой трансмиссией, так как человек физически не в состоянии оптимальным образом управлять одновременно и двигателем и трансмиссией; хорошая, по задумке, трансмиссия, при ручном управлении, не могла обеспечить ожидаемое повышение показателей подвижности танка.

Что касается меня, то, рассмотрев с заведующим кафедрой КГМ профессором В.П.Абрамовым разработанную мной систему автоматического управления движением танка с гидрообъемной трансмиссией, Александр Александрович пришел к выводу, что эта работа заслуживает кандидатекой диссертации и взял под свой контроль ход ее выполнения. Защитил я эту работу в 1980 г. уже, к сожалению, без Александра Александровича. Моя мама похоронена на 13 городском кладбище. И всякий раз, ког­да я навещаю маму, я по пути обязательно захожу к Александру Алексан­дровичу чтобы еще раз поблагодарить его за ту школу, которую я прошел под его руководством.

Киев, сентябрь 1981. Слева направо: Смоляков Василий (ХКБМ), Бобряков

Алексей (Кубинка), Гошков В.И. (ХКБМ), Коробко Алексей, (ХКБМ).

1988 год, работа в ХКБМ, расцвет творческих сил.

Другие статьи

Читать Танки и люди

Не останавливаясь ни на секунду, человечество пишет свою Историю, превращая дни в страницы, годы – в главы, столетия – в тома. Передать следующему поколению накопленный опыт, предостеречь от сделанных ошибок, оставить свой след в конкретных делах – главная его цель.

ХХ век ушел в прошлое, впитав в себя войны, революции и катастрофы, за которыми стояли миллионы и миллионы человеческих жизней.

Войдя в ХХI век, старшее поколение, оглядываясь назад, с удивлением замечает, что многие события и факты, к которым оно имело непосредственное отношение, преданы забвению, искажены, и для потомков представляют большие белые пятна. Одним из таких пятен нашей Истории является развитие советского танкостроения: его подъем в 30-х годах и закат в 90– е.

Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение.

Советский Союз завоевал лидирующее место в мировом танкостроении, создав простой в производстве, надежный в эксплуатации и непревзойденный по техническим характеристикам легендарный танк Т-34.

Боевое применение Т-34 и его массовое производство в тяжелых военных условиях дало большой практический материал, который был использован при создании последующих танков Т-44 и Т-54.

Создание и принятие на вооружение Т-64 явилось началом второго послевоенного поколения танков и укрепило представление военных и разработчиков ведущих конструкторских бюро о месте и задачах танков в ракетно-ядерной войне. Бронетанковые соединения были и остались ударной силой сухопутных войск.

Модернизация танка Т-64, использование его технологий и узлов в создании Т-72 и Т-80 позволили СССР сохранить свое мировое лидерство до середины 70-х годов ХХ века.

С конца 70-х годов положение начинает медленно изменяться. В ФРГ был разработан и принят на вооружение танк «Леопард-2», а в США – «Абрамс». Начался медленный, но неудержимый откат назад. Международные выставки вооружения и военной техники, пакистанский, турецкий и греческий танковые тендеры конца 90-х годов каждый раз все больше и больше подтверждали эту тенденцию…

Движущей силой развития советского танкостроения была борьба двух промышленных центров – Ленинграда и Харькова, которые в узком кругу именовались «Северные» и «Южные».

В начале 30-х годов прошлого века в «Северную» группу входили следующие заводы: Ижорский, им. С.М. Кирова (№185), им. К.Е. Ворошилова и «Большевик». Ядром «Южных» являлись Харьковский завод им. Коминтерна (№183) и Мариупольский броневой завод.

Общее руководство «Южными» осуществлял Заместитель Председателя Совета народных комиссаров В.А. Малышев.

И.В. Сталин лично курировал танковую программу СССР и назначение молодого амбициозного директора Ленинградского завода «Большевик» Дмитрия Федоровича Устинова на пост Министра вооружения СССР не было случайным. Оно закрепляло за ним положение фактического лидера «Северных» и являлось противовесом В.А. Малышеву.

Однако были еще и другие силы, которые не способны были создавать танки, но формировали мнение высшего руководства страны – это оборонный отдел ЦК КПСС, военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР и Главное бронетанковое управление Министерства обороны.

Противостояние между «Северными» и «Южными» продолжалось до XXV съезда КПСС (март 1976 г.).

– «Северные» укрепились и надолго. Теперь у нас нет ни помощи, ни поддержки, – это было сказано делегатом съезда А.А. Морозовым после приезда из Москвы в узком кругу единомышленников. Он был прекрасным аналитиком и хорошо понимал: выборы Главного конструктора танка Т-80 Н.С. Попова Членом Ревизионной комиссии ЦК КПСС – это только начало…

В апреле 1976 года с интервалом в три дня умирают начальник Штаба Объединенных вооруженных сил стран Варшавского договора генерал армии С.М. Штеменко и Министр обороны СССР А.А. Гречко. Похороны А.А. Гречко и назначение на его место Секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Дмитрия Федоровича Устинова состоялись в один день – 29 апреля 1976 года…

С сентября 1940 по июнь 1976 года ведущее в СССР танковое КБ при харьковском заводе №183, впоследствии «Завод имени Малышева», возглавляет А.А. Морозов. Он оказывается в самом центре рассматриваемых событий, получая доступ к самой оперативной и достоверной информации не только по танкостроению, но и смежных отраслях, включая ракетостроение и радиоэлектронику.

Многих из участников этих событий уже нет в живых, но остались их близкие родственники и сослуживцы, которые сохранили свои архивы и воспоминания об этом неординарном человеке, его умении работать, организовать коллектив, нести персональную ответственность за порученное дело и доводить его до конца.

Неторопливым, аккуратным и требовательным остался Главный конструктор А.А. Морозов в памяти коллег, которые за глаза называли его Дедом. Упрямым, жестким и непредсказуемым запомнили его противники и оппоненты, которые опасались появления чего-то необычного, не вписывающегося в нормальное понимание, но противостоять которому было невозможно.

А.А. Морозов один их немногих Главных конструкторов систем вооружения, осознавших пагубность длительной модернизации. Она сбивала темп развития техники, позволяла конкурентам создать близкие по тактико-техническим характеристикам аналоги и затягивала как болото, выбраться из которого со временем становилось невозможным. Опережая своих противников на два, три шага, ценой нечеловеческих усилий делался резкий рывок вперед, на качественно новый уровень, сохраняя свое лидерство и задавая новые эталоны мирового танкостроения. Это была школа М.И. Кошкина. Ей А.А. Морозов оставался верным всегда. Именно так появились базовые танки Т-34, Т-44, Т-54, Т-64. Они всегда имели цифру 4. Появление каждого из них отмечалось присуждением Государственной или Ленинской премии.

Последняя разработка А.А.Морозова – предэскизный проект танка 80-х годов Т-74 (изделие «450») рассматривалась на коллегии Министерства оборонной промышленности 26 мая 1972 г. Именно эта система вооружения, по замыслам Главного конструктора, могла и должна была противостоять еще не появившимся танкам «Леопард-2» и «Абрамс»…

Уход из жизни этого человека оказал большое влияние на ход мирового танкостроения. ФРГ отказалась от перспективных работ по танку «Леопард 3». США свернули работы по модернизации танка «Абрамс» (программы «Блок-1», «Блок-2» и «Блок– 3»), сосредоточили свои ресурсы на авиационно-космической технике и высокоточном оружии, доказав всему миру свое лидерство в Кувейте, Югославии, Афганистане и Ираке.

В основу предлагаемой книги положен личный архив Александра Александровича Морозова, документальные материалы, предоставленные руководством харьковского «Завода имени Малышева» и ХКБМ имени А.А. Морозова.

Автор пытался быть максимально объективным и надеется, что появление этой книги позволит получить более достоверные и полные сведения о нашей недалекой Истории.

Публикация этой книги была бы невозможной без помощи и поддержки Морозовой И.А. ветеранов и сотрудников «Завода имени Малышева» Степаненко В.К. Кистерного Ю.И. директора заводского музея Быстриченко А.В. Немцевой Г.А. (г. Санкт-Петербург) и многих, многих других.

Трещина быстрого реагирования

Трещина быстрого реагирования — о полной деградации ВПК Украины

Так уж сложилось, что годы самостоятельного развития украинского ВПК ассоциируются у нас со словом «деградация».

Однако, по крайней мере в области бронетехники, стартовые позиции наших западных соседей были очень сильны. Украине достался Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЗТМ) и его КБ — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ).

Место, где появился Т-34. И одно это говорит о многом. Хотя в позднесоветские годы нижнетагильское КБ перехватило пальму первенства у харьковского в области создания основных боевых танков, можно безо всякого преувеличения сказать, что Украина обладала одним из ведущих центров танкостроения в мире.

БРАКОВАННОЕ РЖАВОЕ СТАРЬЕ

Однако на деле ситуация с обеспечением украинской армии бронетранспортерами оказалась весьма непростой. Безвременье 1990-х, которое пережила и отечественная армия, на Украине затянулось.

Наиболее отработанной машиной такого назначения является созданный ХКБМ БТР-4 «Буцефал» и его модификации. Однако эта машина слишком дорога для ВСУ (порядка 1,5 миллиона долларов за штуку), да и качество «Буцефала» оставляет желать много лучшего. В ВСУ зачастую попадают машины, забракованные по иракскому контракту. Но даже в Ираке все обстоит далеко не радужно. По словам представителя Комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шивана Мухаммеда Таха, эти БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации».

БТР такого класса (наиболее близким аналогом этой машины у нас является БТР-90) создавались для широкомасштабных боевых действий в составе мотострелковых подразделений против аналогично оснащенной армии противника, в том числе с применением ОМП. Вопреки постоянным заявлениям об угрозе с востока, руководство Украины отчетливо понимало, что реально нужна техника для противоповстанческой войны в сепаратистски настроенных регионах. А для такого рода войны громоздкие, уязвимые и дорогие в эксплуатации БТР-4 подходят мало.

НУЖДА В НЕДОРОГИХ И МОБИЛЬНЫХ

Однако в США, не одно десятилетие ведущих противопартизанские действия во многих регионах мира, сформировалась концепция JLTV (Joint Tactical Light Vehicle), предназначенная для замены стареющего парка широко известных «Хаммеров», — недорогой машины (434 тысячи долларов), мобильной, универсальной — как по составу вооружения и оборудования, так и задач, которые она может решать.

Именно такая машина требовалась для ВСУ. Ну а похожие требования часто порождают похожие технические решения. С 2004 года ХКБМ приступило к разработке легкого броневика «Дозор-Б», отвечающего такой концепции. Именно с этой техникой связаны надежды на модернизацию сухопутных войск Украины.

Кроме начального варианта легкого бронетранспортера, планировалось создать большое количество модификаций: разведывательную машину, самоходный 120-миллиметровый миномет, командно-штабной и санитарный варианты, самоходный ПТРК, плавающую машину десанта и даже полицейский вариант. То есть, с помощью «Дозора» и машин на его базе предполагалось закрыть практически все потребности мотострелковых подразделений в такого рода технике.

На сайте ХКБМ в презентации данного проекта утверждается, что легкая бронемашина может эффективно использоваться для оснащения специальных подразделений вооруженных сил (сил быстрого реагирования и военной полиции) при выполнении ими разведывательных, дозорных, а также миротворческих операций и применяться в качестве основного транспортного средства в условиях боевых действий.

Естественно, Украина уже не могла себе позволить полный цикл производства машины. В частности, используется немецкий двигатель «Дойтц» и американская трансмиссия «Аллисон». Броня поставляется из Польши, которая намеревалась наладить производство «Дозора» у себя.

И хотя первый образец «Дозора» был представлен публике еще в октябре 2004 года, а официально его разработка завершена в 2006-м, наладить серийное производство так и не удалось — ввиду отсутствия финансирования. И лишь после начала конфликта на востоке Украины власти вспомнили о наличии современного легкого бронетранспортера. В июне 2014 года тогда еще и. о. президента Украины Александр Турчинов пообещал заказ на 200 машин.

Однако за 10 лет было построено лишь два демонстрационных образца, один из которых передан Польше. Таким образом «Дозор-Б» даже не прошел испытания. И вот появилась новость, что после пробега всего 100 и 400 километров соответственно у двух опытных машин обнаружены трещины в корпусе в месте расположения двигателя .

КУЗОВ, НЕСУЩИЙ БЕДУ

В отличие от гражданских автомобилей повышенной проходимости (как правило, имеющих раму, которая и воспринимает основные нагрузки, связанные с ездой по пересеченной местности), бронеавтомобили обладают корпусом из высокопрочной стали. Это позволяет конструкторам сэкономить вес и отказаться от рамы, функции которой выполняет несущий корпус, к которому крепятся узлы подвески, двигатель и так далее. Именно к таким машинам относится «Дозор-Б». Ясно, что для подобных конструкций дефект кузова является серьезной проблемой, не решив которую нечего и думать двигаться дальше.

Приходится констатировать, что сегодня, после более чем 10 лет злоключений, будущее проекта по-прежнему выглядит неопределенным. Располагая такими ресурсами, как КБ имени Морозова, Украине, возможно, снова придется рассчитывать на иностранную технику сомнительного возраста и качества, подобную английским Saxon, подаренным ВСУ в начале 2015 года.

ХКБМ - это

Основные сферы деятельности и номенклатура изделий

КП ХКБМ специализируется главным образом на разработке и производстве бронетанковой техники. Компетенция КП ХКБМ в данной сфере является всеобъемлющей и охватывает весь процесс создания того или иного образца, от первой линии на чертеже и до последующего усовершенствования уже эксплуатирующейся машины.

Номенклатура разработанных КП ХКБМ гусеничных машин включает основные боевые танки Ятаган. Оплот. Т-80УД . тяжелую боевую машину пехоты БТМП-84 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Оплот .

Колесные машины, которые разработаны КП ХКБМ — бронетранспортеры БТР-3. БТР-4. Дозор-Б .

КП ХКБМ также специализируется на разработке вариантов модернизации устаревших боевых танков, в том числе Т-72. Т-64. Т-59. Т-55 и Т-54 .

Кроме того, КП ХКБМ занимается конструированием и изготовлением инженерной техники, а также высокотехнологичных средств обучения для боевых бронированных машин. В частности были разработаны и изготовлены динамические тренажеры танков Т-80УД. Т-72С(Б), Al-Khalid, Т-64Б. Т-55. а также тренажер БМП-2 .

В дополнение к вышеуказанным основным сферам деятельности, КП ХКБМ разрабатывает различную гражданскую продукцию, включая оборудование для металлургической промышленности, оборудование для обращения с радиоактивными отходами, спецтехнику на тяжелой гусеничной базе и т. д.

Руководители Интересные факты

В 2008 году ХБКМ разработал специально для съёмок фантастического фильма Обитаемый остров т.н. «монстра» — розовый инопланетный «танк»-автомат (на восьмиколёсном шасси земного советского БТРа ), на котором разъезжает Максим Каммерер. [1] Тогда же была разработана целая серия фантастических танков представленная в битве во второй части фильма Обитаемый Остров.Схватка .

Wikimedia Foundation. 2010 .

Репортаж о ситуации на ГП «ХКБМ имени А

Репортаж о ситуации на ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева»

11 декабря 2015, 17:20 1178

Ко Дню Вооруженных сил Украины свои двери открыли крайне закрытые до сих пор оборонные предприятия: ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева». На обоих предприятиях побывал и журналист «Вечернего Харькова» (ссылка на фотогалерею с обоих предприятий).

Бронетранспортер БТР-4 и бронеавтомобиль "Дозор-Б" в сборочном цеху ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» (с) Вечерний Харьков


Чем гордятся на заводах сегодня

Погода в тот день выдалась мерзкая. С самого утра город накрыло снегом, транспорт ходил нерегулярно, деревья от порывов ветра и налипшего мокрого снега падали на автотранспорт и на головы прохожим, дороги не расчищались. Встретив журналистов на проходной ХКБМ, пресс-секретарь «Укроборонпрома» Лукьян Сельский сразу предупредил, что киевское руководство не приехало — аэропорт не принял.

Презентацию тем не менее отменять не стали, и пригласили журналистов в первый сборочный цех ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова». Генеральный конструктор ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Владимир Вакуленко продемонстрировал опытные образцы танков «БТР-3», «БТР-4», «Дозор-Б» и установки «Верба».

Бронетранспортер БТР-4 с защитными экранами (с) Вечерний Харьков


— Сегодня времена изменились. Если раньше наше предприятие работало над тяжелой техникой, то сегодня время требует не только танков, но и легкой техники для нашей армии. Наши разработки уже воплощены в металле, — говорит Владимир Вакуленко. — Это в первую очередь машина «БТР-4», которая уже принята на вооружение армии. Мы можем производить эти танки как с двигателями родного производства (завода имени Малышева), так и зарубежного.

Генконструктор утверждает, что оба вида машин БТР прекрасно показали себя в работе, особенно новая танковая мощная броня, существенно отличающаяся от той, что использовали в СССР.

Бронированная медицинская машина БММ-4С в ремонте (с) Вечерний Харьков


Показали на заводе и опытный образец установки «Верба» — новый тип «Града» — усовершенствованный и облегченный.

— «Верба» в семь раз быстрее с точки зрения подготовки к стрельбе и в четыре раза — с точки зрения передачи топографической обстановки места нахождения и поражения цели. А это значит, что у врага меньше шансов засечь машину, — поясняет Владимир Вакуленко.

Генконструктор уточнил, что заказы на новую установку уже поступили, но «Верба» требует доработки и проведения испытаний, а для этого необходимо время (около 7 месяцев) и 15,9 млн грн.

Еще один опытный образец — БМ «Дозор-Б» представил генеральный директор ХКБМ Яков Мормило.

— Это более маневренная и скоростная по сравнению с БТР машина — на ней установлен импортный двигатель «Дойч» мощностью 190 лошадиных сил, коробка-автомат Alison, фирменные шины Michelin, полный привод, автоматическая подкачка шин, максимальная скорость движения 110 км/ч по шоссе. Из вооружения — пулемет 13,7 калибра, система коллективной защиты, рассчитана на экипаж из семи человек.

Яков Мормило подчеркнул, что это принципиально новая машина для украинской армии. Она прошла госиспытания, машину готовят принять на вооружение ВС. Первый опытный образец был изготовлен Львовским бронетанковым заводом, который после оформления документов будет производить всю серию «Дозора».

Повреждения БТР-4 (с) Вечерний Харьков


Открыл двери для журналистов и ГП «Завод им. В.А. Малышева» — заводчане показали цех № 130, где занимаются сборкой танков. Туда акул пера подвезли на. БТР, предложив протестировать машину в действии.

Здесь главный инженер предприятия Александр Шейко представил два бронеавтомобиля «Булаты» и танк БМ «Оплот».

— Танк «Оплот» — самая современная машина, разработанная ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и вторым КБ завода, — заверяет Александр Шейко.

Танк БМ "Оплот" (с) Вечерний Харьков


Кроме того, на заводе отчитались, что выполнили задачи, поставленные Минобороны, по ремонту БМ «Булат». Несколько десятков боевых машин поступили на вооружение украинской армии.

— Модернизированный вариант танка БМ «Булат» по своим характеристикам доведен до уровня танка Т-81, — не без гордости отметил Александр Шейко.

По его словам, из Минобороны уже поступил заказ на поставку модернизированных «Булатов» и «Оплотов», которые будут приняты на вооружение ВСУ в 2016 году.

Сборка танка БМ "Оплот" (с) Вечерний Харьков


Вижу цель — не вижу препятствий!

На опытной базе ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» гендиректор и генконструктор продемонстрировали образцы тренажеров для будущих военных специалистов. Как рассказали сотрудники лаборатории ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова», эти тренажеры имитируют реальные машины, на них можно отработать 90% навыков вождения и стрельбы.

— Проще, быстрее, дешевле и качественнее делать это на тренажерах, чем на готовых машинах, — поясняет Владимир Вакуленко.

По его словам, тренажеры прошли госиспытания и очень востребованы. Они уже установлены в некоторых учебных центрах Украины, и есть госзаказ на поставку еще одной партии.

На КБ им. Морозова новый начальник

Руководство ГК «Укроборонпром» все-таки доехало до Первой столицы, только уже на поезде. Гендиректор концерна Роман Романов осмотрел цеха, а затем вручил награды специалистам бронетанковой отрасли за вклад в разработку, изготовление и опробирование опытного образца БМ «Дозор-Б». А еще пообещал создать условия для работы коллективов, включая новое оборудование и достойную оплату труда.

Танкокот (с) Вечерний Харьков

— Мы разрабатываем программу по оснащению и созданию комфортных условий труда для рабочих коллективов, — сообщил гендиректор.

Комментируя назначение нового генерального директора ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Якова Мормило, он отметил:

— На данный момент сменено несколько руководителей оборонных предприятий Украины. И если за три месяца ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» не покажет положительной динамики, нового руководителя постигнет участь его предшественников.

К слову, вместе с ним в Харьков прибыли представители Львовского бронетанкового завода, чтобы поделиться опытом с харьковскими коллегами, а также вместе отпраздновать День Вооруженных сил Украины.

Поставки в Таиланд остаются в силе

1 сентября 2011 года Укрспецэкспорт и представители Королевской тайской армии подписали контракт, согласно которому Украина должна поставить Таиланду 49 боевых танков «Оплот». Контракт должен быть реализован до конца 2015 года.
— Но по финансовым причинам работа была продлена. При согласовании с Минобороны и с разрешения начальника Генштаба отправка новой партии танков в Таиланд может быть осуществлена уже в декабря текущего года, а полностью этот контракт должен быть закрыт в 2016 году, — сообщил главный инженер ГП «Завод им. В.А Малышева».