Руководства, Инструкции, Бланки

справка об отсутствии коллективного договора образец img-1

справка об отсутствии коллективного договора образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Является ли обязательным для ООО наличие коллективного договора (с каждым сотрудником заключен трудовой договор)? Могут ли организацию привлечь к како

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Трудовое право Является ли обязательным для ООО наличие коллективного договора (с каждым сотрудником заключен трудовой договор)? Могут ли организацию привлечь к какой-либо ответственности при его отсутствии? Какие преимущества установлены для организаций, в которых заключен коллективный договор?

Является ли обязательным для ООО наличие коллективного договора (с каждым сотрудником заключен трудовой договор)? Могут ли организацию привлечь к какой-либо ответственности при его отсутствии?
Какие преимущества установлены для организаций, в которых заключен коллективный договор?

11 сентября 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие коллективного договора в организации не является обязательным. За отсутствие в организации коллективного договора работодатель не может быть привлечен к административной ответственности.

Обоснование вывода:
Коллективный договор представляет собой регулирующий социально-трудовые отношения в организации правовой акт, который заключается работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор локальным нормативным актом работодателя не является. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Примерный перечень вопросов, которые могут регулироваться коллективным договором, приведен в части второй ст. 41 ТК РФ. По смыслу положений части первой ст. 36 ТК РФ работники и работодатели свободны в проявлении инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора. Если ни одна из сторон не выступила с такой инициативой, коллективный договор будет отсутствовать, что не противоречит Трудовому кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Таким образом, само по себе отсутствие коллективного договора не является нарушением трудового законодательства (смотрите также ответ заместителя руководителя Роструда И.И. Шкловца на Вопрос: Разъясните, является ли отсутствие коллективного договора в образовательном учреждении нарушением трудового законодательства, "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.). Соответственно, за его отсутствие в организации работодатель не может быть привлечен к административной ответственности.
Законодательство не предусматривает наличие каких-либо льгот или преимуществ для организаций, в которых работники и работодатель заключили коллективный договор. Заключение коллективного договора позволяет осуществить дополнительное регулирование социально-трудовых отношений между работниками и работодателем, не дублируя при этом Трудовой кодекс РФ. Так, в коллективном договоре для работников могут быть установлены льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть третья ст. 41 ТК РФ). Вместе с тем коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая ст. 9 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

24 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Другие статьи

Коллективный договор: обязателен ли на предприятии?

Коллективный договор: обязателен ли на предприятии?

Одним из пунктов проверки трудовых инспекций является наличие или отсутствие коллективного договора. Каждое ли предприятие обязано иметь коллективный договор или же это только ее право? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Понятие коллективного договора

Коллективный договор – одна из договорных форм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, – на всех работников соответствующего подразделения (ст. 43 ТК РФ).

Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются:

  • Работники в лице их представителей (профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ).
  • Работодатель в лице его представителя (руководитель организации, руководитель представительства, филиала и иного обособленного структурного подразделения, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица).

Коллективный договор: право или обязанность?

Заключение коллективного договора – дело добровольное. Статьи 21 и 22 ТК РФ предусматривают право, а не обязанность работника и работодателя заключать коллективный договор. Кроме того, никто не может принудить работника присоединиться к уже заключенному договору (в ст. 21 ТК РФ отсутствует обязанность работника присоединиться к коллективному договору).

Таким образом, вполне правомерной будет ситуация, если ни собственник организации, ни трудовой коллектив не захотят заключать коллективный договор, а ограничатся только обязательными трудовыми договорами. Никакой ответственности за то, что коллективного договора нет в организации, работодатель в этом случае нести не будет.

Иначе говоря, пока ни одна из сторон не проявила инициативу заключить коллективный договор, существует лишь право на его заключение. Обязанности же у работодателя возникают только после официального письменного уведомления от работников о начале коллективных переговоров.

Это значит, что привлечь к административной ответственности за нарушения, связанные с коллективным договором, трудинспекция может только работодателя и только в том случае, если он уже получил уведомление от работников с предложением о начале коллективных переговоров и допустил соответствующее нарушение. Например, необоснованно отказался от заключения коллективного договора или уклонился от участия в коллективных переговорах.

Обычно инициаторами заключения договора выступают работники. В ТК РФ не предусмотрен такой вариант, когда представители работодателя являются инициаторами начала переговоров, а работники не хотят создавать свой представительный орган, хотя такое вполне может быть. Представляется, что в этом случае никто не может обязать работников выйти на переговоры.

Недостатки коллективного договора

К числу недостатков коллективного трудового договора (с точки зрения руководства компании) можно отнести некоторое ограничение свободы принятия решений и увеличение затрат на рабочую силу. Может возникнуть и ряд других проблем. А именно:

  • Взаимоотношения между рабочим коллективом и администрацией становятся сильно формализованными и бюрократическими; утрачиваются ценные личные коммуникации между управляющими и теми, кто на них работает.
  • Заключение коллективного трудового договора может привести к разделению работников компании на «наших» и «ваших».
  • Считается, хотя и не всеми признано, что заключение коллективного трудового договора способствует защите интересов только тех, кто участвует в этом процессе, и осуществляется за счет интересов и благосостояния прочих представителей общественности.
  • Некоторые работники, которые могли бы при индивидуальном заключении трудового договора рассчитывать на более высокий уровень оплаты труда, при коллективном договоре «теряют» в заработной плате, что может снизить их мотивацию и уровень производительности.

© 2010 Компания «Аутсорсинг»

Коллективный договор 2016 года: образец бланка для бесплатного скачивания в Excel, Word, PDF

Primary Menu

Коллективный договор 2016 года: скачайте образец бланка для заполнения в Word и PDF

Коллективный трудовой договор – правовой акт, который заключается представителями работодателя и работников организации или индивидуального предпринимателя и регулирует социально-трудовые отношения в рабочем коллективе.

Коллективный договор необходим для отражения интересов работодателя и работников конкретного предприятия, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. В документе не должны содержаться условия, которые снижают уровень правовых гарантий или ограничивают права работников.

Ответственность за заключение коллективного трудового договора возлагается на работодателя, если работники проявили инициативу коллективных переговоров. Договор считается заключенным только в том случае, если между его сторонами достигнуто соглашение по всем пунктам документа.

В Трудовом кодексе РФ указано, что действие коллективного договора распространяется на всех сотрудников предприятия или его структурного подразделения, в том числе и на тех, кто поступит на работу после оформления данного документа.

Максимальный срок действия коллективного трудового договора – 3 года. После этого он подлежит либо продлению, либо пересмотру. Документ вступает в силу в день подписания или в указанную в нем дату.

Внесение изменений в коллективный договор возможно только по согласованию обеих сторон – работодателя и работников. Отказаться от исполнения условий документа в одностороннем порядке нельзя.

Как заполнять коллективный договор?

В коллективный договор включаются следующие сведения:

  • Дата и город заключения договора.
  • Сведения о сторонах договора: организации-работодателе и профсоюзной организации, которая представляет интересы работников.
  • Предмет договора.
  • Информация о границах распространении действия трудового договора внутри организации.
  • Информация о том, что содержание договора не противоречит нормам трудового законодательства.
  • Подробное описание дополнительных положений о рабочем времени, условиях и оплате труда, гарантиях и льготах, которые работодатель обязуется предоставить сотрудникам сверх положенных по трудовому законодательству России.
  • Другие важные сведения по сути договора.
  • Реквизиты и подписи (печати) представителей обеих сторон договора.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?

С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других документов.

14 дней БЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП

Образец бланка коллективного договора 2016 года

Предлагаем бесплатно скачать образец бланка коллективного договора, действующий в 2016 году:

  • Бланк коллективного договора 2016 года в Word.
  • Бланк коллективного договора 2016 года в PDF.

Заполняйте коллективные трудовые договора и другие документы быстро и правильно с помощью системы автоматизации делопроизводства КУБ. Для начала использования сервиса вам нужно пройти регистрацию.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?

С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других документов.

14 дней БЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП

Footer Menu

Отсутствие коллективного договора

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 10.0.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

Что же делать?
Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

отсутствие коллективного договора

Здравствуйте!
В ЗАО 4 года назад был создан профсоюз, но при этом не был разработан и заключен коллективный договор. Сейчас ожидается проверка.
Согл. ст. 370 ТК подписанный коллективный договор регистрируется в в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Срок процедуры составляет не более двух недель.

Вопрос: какую ответственность понесет наниматель в случае выявления отсутствия коллективного договора?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Статья 361. Коллективный договор
Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
В КоАП есть только Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, -
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, -
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Но и это касаеться лишь уже заключенного договора

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.

я вот тут нашла


Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII
О профессиональных союзах
Статья 14. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений)
Профсоюзы (объединения профсоюзов), их организационные структуры (подразделения) имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Переговоры и отчеты по выполнению заключенных коллективных договоров (соглашений) с профсоюзами ведутся гласно.
О ведении переговоров также говориться и в ТК.
НО допустим, профсоюз ведет переговоры о заключении кол.договора, а наниматель упирается, не хочет заключать. Есть ли норма, обязывающая его к заключению кол.дог-ра и в какие сроки. А также установлена ли за отказ от заключения ответственность?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

госпожа Тютли-Пютли писал(а):

Есть ли норма, обязывающая его к заключению кол.дог-ра и в какие сроки. А также установлена ли за отказ от заключения ответственность?

Scorpion grass писал(а):

Статья 361. Коллективный договор
Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

А могут и не заключаться.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

"Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения." (В.Пелевин)

ясно, спасибо) сомнения развеяны)

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Свиток: НАНИМАТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, ЧТО ДЕЛАТЬ?


Статьей 41 Конституции Республики Беларусь гражданам предоставлено право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Коллективный договор является одной из основных форм социального партнерства на локальном уровне, т.е. в конкретной организации (предприятии, учреждении). Социальными партнерами на данном уровне выступают стороны коллективных трудовых отношений. Это с одной стороны - работники организации в лице их представительного органа (профсоюза), с другой стороны - наниматель (организация, предприятие, учреждение) в лице его руководителя или лица, им уполномоченного. Взаимоотношения социальных партнеров при заключении коллективного договора строятся на принципах социального партнерства, предусмотренных ст.353 Трудового кодекса РБ (далее - ТК). Из них следует выделить принцип добровольности принятия обязательств (п.4 ст.353 ТК), который подразумевает право, а не обязанность социальных партнеров заключать коллективный договор.

Вместе с тем в соответствии со ст.357 ТК каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок (или иной согласованный сторонами срок). Прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке не имеет права ни одна из сторон.

Наниматель обязан по просьбе профсоюза предоставить информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, в т.ч. информацию о социально-экономическом положении организации, в которой ведутся переговоры. Непредставление такой информации влечет для нанимателя административную ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

На практике возникают ситуации, когда наниматель не возражает против коллективных переговоров, но затягивает заключение коллективного договора. К сожалению, законодательством Республики Беларусь не определен срок, в течение которого коллективный договор должен быть заключен сторонами. Для сравнения: российское законодательство устанавливает для подписания коллективного договора 3-месячный срок со дня начала коллективных переговоров.

Срок коллективных переговоров может быть прописан в соглашении между сторонами коллективных трудовых отношений.

Если коллективные переговоры затянулись на неопределенный срок, работники вправе вступить в коллективный трудовой спор с нанимателем, выдвинув требования к нему. Согласно ст.379 ТК такое право возникает по истечении одного месяца с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). При этом на собрании должно присутствовать более половины работников организации, а на конференции - не менее 2/3 делегатов. Требования работников, изложенные в письменной форме, направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования в течение 10 дней со дня их получения и письменно уведомить профсоюз о своем решении. В случае отказа нанимателя полностью или частично удовлетворить требования работников возникает коллективный трудовой спор. Нарушение нанимателем 10-дневного срока также рассматривается как отказ от удовлетворения требований. О возникшем споре наниматель должен в 3-дневный срок письменно уведомить Республиканский трудовой арбитраж (далее - Арбитраж).

Разрешение коллективного трудового спора первоначально осуществляется примирительной комиссией, создаваемой сторонами спора с участием нейтрального члена, который не должен работать у данного нанимателя или входить в данный профсоюз. Как правило, нейтральный член избирается сторонами спора из числа трудовых арбитров Арбитража. Примирительная комиссия большинством голосов принимает предложения по урегулированию спора. При несогласии с такими предложениями стороны вправе обратиться за рассмотрением спора непосредственно в Арбитраж. В функции Арбитража входит не только рассмотрение коллективных трудовых споров, но и методическое руководство системой примирения, координация деятельности нанимателей, профсоюзов и госорганов по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения.

Татьяна Клещенок, трудовой арбитр по г.Минску

Республиканского трудового арбитража

Свиток: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТРУДОВОГО АРБИТРАЖА 21 декабря 2006 г. № 2-2 Об утверждении методического материала


Изменения и дополнения:

Постановление Президиума Республиканского трудового арбитража от 28 декабря 2009 г. № 2-4

В целях осуществления методического руководства системой примирения, обеспечения единообразного и правильного применения законодательства при разрешении коллективных трудовых споров Президиум Республиканского трудового арбитража ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Методические рекомендации о порядке урегулирования разногласий об исполнении коллективных договоров;

1.2. Памятку в помощь руководителям профсоюзных организаций и нанимателям с набором нормативных правовых актов и образцов бланков процессуальных документов, необходимых для обеспечения единообразного и правильного применения законодательства при разрешении коллективного трудового спора;

1.3. Рекомендации нанимателю и профсоюзной организации о первоначальных действиях при возникновении в организациях разногласий и предзабастовочных ситуаций;

1.4. Памятку для трудовых арбитров, выполняющих обязанности на внештатной основе.

2. Управлению правовой, финансово-аналитической и организационно-методической работы (Борисов А.В.):

2.1. направить утвержденный настоящим постановлением методический материал в Национальный центр правовой информации, в Федерацию профсоюзов Беларуси и Союз некоммерческих организаций «КПП (Н)» для размещения на информационных сайтах данных организаций;

2.2. направить Методические рекомендации о порядке урегулирования разногласий об исполнении коллективных договоров (в том числе на магнитных носителях) в Федерацию профсоюзов Беларуси и Союз некоммерческих организаций «КПП (Н)» с целью распространения среди первичных профсоюзных организаций и нанимателей;

2.3. сформировать сборник материалов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров и при наличии денежных средств организовать его тиражирование.

3. Управлению по разрешению коллективных трудовых споров (Тылькович Н.П.) обеспечивать распространение и тиражирование сборника материалов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров среди профсоюзов, нанимателей и иных заинтересованных.

Председатель Президиума,
Председатель Республиканского трудового арбитража

Постановление
Президиума Республиканского
трудового арбитража

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке урегулирования разногласий об исполнении коллективных договоров

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Коллективные переговоры

Глава 3. Урегулирования разногласий об исполнении коллективных договоров

Нормативно-правовая база (перечень)

Примерные образцы процессуальных документов:

1. Предложение о проведении коллективных переговоров по исполнению коллективного договора

2. Протокол заседания комиссии по ведению коллективных переговоров по исполнению коллективного договора

3. Протокол разногласий при коллективных переговорах по исполнению коллективного договора

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические рекомендации о порядке урегулирования разногласий об исполнении коллективных договоров (далее – Методические рекомендации) разработаны в связи с отсутствием в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) механизма ведения коллективных переговоров между нанимателем и профсоюзом при возникновении разногласий об исполнении коллективного договора.

2. Основной целью данных Методических рекомендаций является закрепление порядка и примерных сроков урегулирования разногласий между сторонами коллективных трудовых отношений путем проведения коллективных переговоров по фактам неисполнения отдельных норм коллективных договоров, а также совершенствование методов деятельности профсоюзов по защите трудовых прав и законных интересов работников.

3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности нанимателями и профсоюзными организациям для самостоятельного и своевременного урегулирования разногласий, возникающих в ходе исполнения коллективных договоров.

ГЛАВА 2
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4. Коллективные переговоры – одна из основных форм социального партнерства, целью которого является достижение согласия по обсуждаемым вопросам, принятие решений, удовлетворяющих обе стороны, с учетом и согласованием взаимных интересов нанимателя в лице руководителя организации и коллектива работников в лице профсоюза.

5. Согласно статье 357 ТК каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок. При этом ни данная статья, ни статья 379 ТК, определяющая порядок выдвижения требований к нанимателю, не содержат норм, которые бы определяли порядок проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора или запрещали их проведение при возникновении разногласий об исполнении коллективного договора.

В связи с этим возникла необходимость закрепления специального механизма урегулирования разногласий, обеспечивающего единообразный порядок проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора.

6. На сегодняшний день имеют место случаи неисполнения нанимателями отдельных условий коллективных договоров в течение длительных периодов (профзвносы, удержанные в безналичном порядке из заработной платы работников, не перечисляются в течение года и более; средний заработок за время трудового отпуска выплачивается работникам спустя два-три месяца после ухода в трудовой отпуск и т.д.). Как результат накапливаются большие суммы задолженности, растет социальная напряженность в трудовых коллективах, нарушаются основные трудовые права и законные интересы работников.

Вместе с тем социальные партнеры, как правило, не приступают к ведению коллективных переговоров, так как законодательством порядок их ведения по исполнению коллективного договора не регламентирован. При этом некоторые профсоюзы не начинают процедуру выдвижения требований к нанимателю, так как ошибочно рассматривают коллективный трудовой спор как чрезвычайную ситуацию, тем самым поощряя своим бездействием факты неисполнения нанимателем договорных обязательств, что впоследствии приводит к обострению социальной напряженности в трудовом коллективе.

7. Практика Республиканского трудового арбитража по урегулированию разногласий в социально-трудовой сфере свидетельствует о необходимости непрерывного взаимодействия нанимателя с профсоюзом посредством ведения коллективных переговоров. Предварительное проведение коллективных переговоров по исполнению коллективного договора позволит сторонам найти компромиссное решение по существу разногласий до проведения примирительных процедур, то есть до возникновения коллективного трудового спора.

ГЛАВА 3
УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

8. В случае неисполнения нанимателем отдельных условий коллективного договора первичной профсоюзной организации следует взять на себя инициативу и направить нанимателю предложение о начале проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора с обязательным привлечением к участию руководителя организации и председателя профкома. Примерная форма предложения приведена в приложении 1.

9. Профсоюзу необходимо помнить о том, что наниматель не может быть привлечен к ответственности за односторонний отказ от ведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора, так как штрафные санкции, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 644, могут применяться к нанимателю в случае его отказа от ведения коллективных переговоров только по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (статья 357 ТК).

Однако для исключения случаев уклонения от ведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора сторонам коллективных трудовых отношений рекомендуется включать в коллективные договоры норму, предусматривающую примерный срок (например один месяц), по истечении которого и наниматель, и профсоюз обязаны начать коллективные переговоры.

10. Часть первая статьи 357 ТК определяет, что для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей.

В организациях с большой численностью работников создаются, как правило, две постоянно действующие комиссии: комиссия по ведению коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (ст. 357 ТК) и комиссия по контролю за исполнением коллективного договора (ст. 375 ТК). В небольших организациях функции данных двух комиссий обычно выполняет одна комиссия, например комиссия по коллективным переговорам для разработки, внесения изменений и дополнений в коллективный договор и осуществлению контроля за исполнением коллективного договора.

Во избежание волокиты по созданию дополнительной комиссии для ведения коллективных переговоров при неисполнении нанимателем отдельных условий коллективного договора сторонам рекомендуется не создавать новую комиссию, а приступать к переговорам в рамках уже имеющихся комиссий, но с обязательным привлечением к их работе руководителя организации и председателя профкома.

11. Нанимателю, получившему предложение профсоюза о необходимости проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора, рекомендуется начать переговоры не позднее чем в семидневный срок (по аналогии со ст. 357 ТК).

12. Нанимателю следует также иметь ввиду, что статьей 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (далее – Закон) профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за выполнением коллективного договора.

Председатель профкома является уполномоченным в установленном порядке представителем организационной структуры Федерации профсоюзов Беларуси, что, на основании пункта 3 1 Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (далее – Порядок), дает ему право выдавать обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений.

В связи с этим председатель профкома, руководствуясь частью второй статьи 16 Закона, вправе в случае нарушения условий коллективного договора направить стороне коллективного договора (нанимателю) представление об устранении этих нарушений, а наниматель обязан рассмотреть его и письменно проинформировать профком в двухнедельный срок.

В случае отказа нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними в двухнедельный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о разрешении коллективных трудовых споров, то есть профсоюз переходит к выдвижению требований нанимателю в соответствии со статьей 379 ТК.

13. Кроме того, учитывая, что согласно статье 377 ТК предметом коллективного трудового спора могут быть также разногласия по поводу исполнения коллективного договора, а также в связи с тем, что в законодательстве отсутствует механизм проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора, профсоюз вправе приступить к выдвижению требований нанимателю без предварительного направления в установленном порядке представления или проведения коллективных переговоров.

Однако первичной профсоюзной организации, прежде чем воспользоваться указанными выше правами, рекомендуется сначала максимально использовать коллективные переговоры для урегулирования разногласий с нанимателем об исполнении коллективного договора, а уже затем, в случае если переговорный процесс не приведет к результату, выступать с соответствующей инициативой. В каждом конкретном случае профсоюз самостоятельно определяет, каким именно правом ему воспользоваться.

14. Коллективные переговоры по исполнению коллективного договора можно подразделить на два основных этапа.

1-й этап – подготовительная часть.

Данный этап должен начинаться с направления письменного предложения одной из сторон о начале проведения коллективных переговоров и определения конкретной даты (удобной для обеих сторон) проведения заседания соответствующей комиссии.

На подготовительной части нанимателю и профсоюзу необходимо:

подобрать и проанализировать нормативные правовые акты, генеральное, тарифное и местное соглашения, положения которых касаются предмета разногласий;

сформировать свои аргументы по существу разногласий, подготовить необходимые документы, расчеты и обоснования, которые можно положить в основу своих требований;

определить регламент работы комиссии, сформировать четкую повестку дня, договориться о функциях председательства, порядке ведения протокола и других процедурных вопросах.

2-й этап – проведение заседания соответствующей комиссии.

Заседание комиссии начинается с оглашения повестки дня, после чего заслушиваются представители сторон. Учитывая, что в большинстве случаев инициатором проведения коллективных переговоров выступает профсоюз, то именно ему необходимо предоставлять право первого слова для обоснования своих требований. После выступления представителей работников наниматель представляет свои аргументы по существу возникших разногласий, объясняет причины, которые повлекли за собой неисполнение отдельных норм коллективного договора.

Кроме того, на данном этапе происходит обмен информацией, предъявление подготовленных документов, расчетов и обоснований, обсуждение предложений по принятию компромиссного решения по спорным вопросам.

Заседание комиссии по проведению коллективных переговоров оформляется протоколом согласно приложению 2.

Если в ходе коллективных переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая из сторон вправе потребовать перерыва и (или) переноса заседания для дополнительного изучения возникшей ситуации и поиска компромиссных решений. В этот период стороны могут провести закрытые заседания, на которых уточняют собственные позиции, предложения другой стороны, корректируют свои требования, стратегию и тактику последующего ведения переговоров. Кроме того, каждая из сторон вправе выступить с предложением в дальнейшем не проводить заседания с участием всех членов комиссии, а ограничить число участников (при равном представительстве обеих сторон). Это придаст переговорам большую четкость, сосредоточенность, особенно когда принципиальные позиции сторон уже прояснились в ходе предшествующих встреч, а остались лишь детальные доработки.

15. Сторонам коллективных трудовых отношений необходимо стремиться к тому, чтобы вся процедура ведения коллективных переговоров сводилась к проведению одного заседания, в рамках которого должно быть найдено компромиссное решение по возникшим разногласиям.

16. Заседание комиссии должно завершаться:

принятием согласованного решения и определением порядка доведения их до сведения работников и должностных лиц для немедленного исполнения;

либо составлением протокола разногласий при коллективных переговорах (приложение 3) и инициированием профсоюзом процедуры возбуждения коллективного трудового спора.

17. Дата составления протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по исполнению коллективного договора и основанием для последующего выдвижения требований нанимателю. При этом профсоюзу не следует затягивать процедуру выдвижения требований, поэтому собрание работников (конференцию делегатов) рекомендуется проводить не позднее семидневного срока с момента составления протокола разногласий.

18. На практике имеют место случаи, когда даже на стадии проведения примирительной комиссии, стороны не приходят к согласию по существу возникших между ними разногласий и затем обращаются в Республиканский трудовой арбитраж. При этом коллективные трудовые споры об исполнении коллективных договоров относятся к исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража и его решение по данной категории споров обязательно для сторон и имеет силу исполнительного листа.

Таким образом, и наниматель, и профсоюз, прежде чем прибегнуть к механизму урегулирования разногласий с помощью примирительных процедур, вначале должны использовать все возможности для самостоятельного достижения взаимоприемлемого решения посредством проведения коллективных переговоров по исполнению коллективного договора.

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 80, 2/70).

2. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XII «О профессиональных союзах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г. № 19, ст. 300).

3. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. № 112, 1/6624).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. № 103, 5/4377).

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Свиток: НАНИМАТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, ЧТО ДЕЛАТЬ?


Статьей 41 Конституции Республики Беларусь гражданам предоставлено право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Коллективный договор является одной из основных форм социального партнерства на локальном уровне, т.е. в конкретной организации (предприятии, учреждении). Социальными партнерами на данном уровне выступают стороны коллективных трудовых отношений. Это с одной стороны - работники организации в лице их представительного органа (профсоюза), с другой стороны - наниматель (организация, предприятие, учреждение) в лице его руководителя или лица, им уполномоченного. Взаимоотношения социальных партнеров при заключении коллективного договора строятся на принципах социального партнерства, предусмотренных ст.353 Трудового кодекса РБ (далее - ТК). Из них следует выделить принцип добровольности принятия обязательств (п.4 ст.353 ТК), который подразумевает право, а не обязанность социальных партнеров заключать коллективный договор.

Вместе с тем в соответствии со ст.357 ТК каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок (или иной согласованный сторонами срок). Прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке не имеет права ни одна из сторон.

Наниматель обязан по просьбе профсоюза предоставить информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, в т.ч. информацию о социально-экономическом положении организации, в которой ведутся переговоры. Непредставление такой информации влечет для нанимателя административную ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

На практике возникают ситуации, когда наниматель не возражает против коллективных переговоров, но затягивает заключение коллективного договора. К сожалению, законодательством Республики Беларусь не определен срок, в течение которого коллективный договор должен быть заключен сторонами. Для сравнения: российское законодательство устанавливает для подписания коллективного договора 3-месячный срок со дня начала коллективных переговоров.

Срок коллективных переговоров может быть прописан в соглашении между сторонами коллективных трудовых отношений.

Если коллективные переговоры затянулись на неопределенный срок, работники вправе вступить в коллективный трудовой спор с нанимателем, выдвинув требования к нему. Согласно ст.379 ТК такое право возникает по истечении одного месяца с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). При этом на собрании должно присутствовать более половины работников организации, а на конференции - не менее 2/3 делегатов. Требования работников, изложенные в письменной форме, направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования в течение 10 дней со дня их получения и письменно уведомить профсоюз о своем решении. В случае отказа нанимателя полностью или частично удовлетворить требования работников возникает коллективный трудовой спор. Нарушение нанимателем 10-дневного срока также рассматривается как отказ от удовлетворения требований. О возникшем споре наниматель должен в 3-дневный срок письменно уведомить Республиканский трудовой арбитраж (далее - Арбитраж).

Разрешение коллективного трудового спора первоначально осуществляется примирительной комиссией, создаваемой сторонами спора с участием нейтрального члена, который не должен работать у данного нанимателя или входить в данный профсоюз. Как правило, нейтральный член избирается сторонами спора из числа трудовых арбитров Арбитража. Примирительная комиссия большинством голосов принимает предложения по урегулированию спора. При несогласии с такими предложениями стороны вправе обратиться за рассмотрением спора непосредственно в Арбитраж. В функции Арбитража входит не только рассмотрение коллективных трудовых споров, но и методическое руководство системой примирения, координация деятельности нанимателей, профсоюзов и госорганов по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения.

Татьяна Клещенок, трудовой арбитр по г.Минску

Республиканского трудового арбитража

Спасибо за статью. интересно было почитать.

Может не в тему но все же. Когда у нас была проверка, не помню чья правда, они смотрели колдоговор. По их словам он (колдоговор) очень большой. А вот на "Керамине" колдоговр маленький, сжатый и придраться некчему. Интересно было бы его почитать? Может кто на Керамине работает?