Руководства, Инструкции, Бланки

портфолио выпускника вуза образец img-1

портфолио выпускника вуза образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ь шагов по развитию карьеры выпускников вузов, подчеркивают, что в ходе самопрезентации молодые специалисты практически не используют такую форму, как

"Управление персоналом", 2006, N 5

ПОРТФОЛИО КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ

КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Специалисты по рекрутингу и развитию карьеры в кадровых и консалтинговых агентствах, анализируя эффективность шагов по развитию карьеры выпускников вузов, подчеркивают, что в ходе самопрезентации молодые специалисты практически не используют такую форму, как портфолио.

Портфолио карьерного продвижения (ПКП) - это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические - учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

ПКП в минимизированном варианте должно включать следующие пункты:

- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

- список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;

- список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т.д.);

- описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

- рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.

У ПКП двойное предназначение - с одной стороны, оценка учебных успехов и научных достижений, а с другой - оценка готовности к профессиональной карьере.

1. Цель учебно-научной оценки. ПКП в этом случае служит как инструмент оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтвержденного развития готовности к обучению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную, расширенную и углубленную структуру способностей и достижений.

ПКП является оптимальным способом подведения итогов учебных и научных достижений студента после консультаций с научным руководителем и профессорско-преподавательским составом кафедры и факультета и создает возможности для дальнейшей научно-исследовательской карьеры (например, поступление в магистратуру или аспирантуру). В связи с повсеместно осуществляемым в вузах России переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования, бакалавриат и магистратуру, качественно составленное ПКП становится одним из важных критериев для поступления в магистратуру.

2. Цель оценки готовности к карьере. ПКП является важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендательных писем) потенциальным работодателям, для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости.

Таким образом, карьерное портфолио является эффективным средством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами.

ПКП должно фиксировать все достижения студента. ПКП следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям профессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.

ПКП можно использовать для хранения, например, таких документов:

- выпускная квалификационная и курсовые работы;

- отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;

- тексты докладов на научно-практических конференциях;

- оттиски статей в профессиональных журналах;

- грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;

- свидетельство о занесении на доску почета вуза;

- сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ (например, тренинг "Технология карьеры", обучающая программа для продвинутого пользователя ПК и т.д.);

- свидетельство о получении именных стипендий (президентской, губернаторской и т.д.);

- рекомендательные письма от преподавателей и кураторов.

В качестве примера приведем фрагмент резюме одного из студентов - выпускников университета, посвященный его достижениям.

Достижения и награды:

Награжден грамотами и благодарностями администрации города, ректора университета, Комитета по делам молодежи администрации города.

Отмечен занесением на доску почета университета за личный вклад в развитие и повышение престижа университета, плодотворную работу и творческую инициативу.

Победитель трех международных научно-практических конференций по психологии (2002, 2003, 2004 гг.).

Автор и соавтор ряда научных публикаций по психологии управления персоналом (журнал "Управление персоналом", Москва; сборник "Трудоустройство и карьера выпускников вузов: актуальность и перспективы", Владивосток).

Обладатель личного сертификата признания И.А. Петрова, ведущего в регионе специалиста в области деловой оценки персонала и управления карьерой.

Чем ближе к выпуску из высшего учебного заведения, тем более специфичными для выбранного студентом профиля деятельности и для целей его карьеры должны становиться пункты в персональном ПКП. Соответственно, ПКП становится динамичным и развивающимся инструментом карьеры.

Помимо ПКП в бумажном варианте целесообразно иметь и электронный вариант ПКП. В наш век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-ПКП. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями.

Подобное электронное ПКП может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте университета. На общеуниверситетском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей. Причем очень активны в поддержании и обновлении этих ПКП наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например, те, кто участвует в ежегодных конкурсах "Карьерист года", ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах университета, так и за его пределами.

В качестве примера того, что может ПКП дать выпускнику вуза, приведем алгоритм составления портфолио одним из студентов специальности "Информационные системы в экономике". Будучи студентом первого курса университета, он создал и поддерживал свое электронное портфолио. Начиная с простого резюме, студент постепенно добавлял материалы, показывавшие развитие его навыков и компетенций по мере прохождения программы обучения. К моменту выпуска его ПКП включало профессиональное резюме, в котором были указаны:

- все пройденные им специальные обучающие программы (дополнительное обучение) в области компьютерных наук, в том числе и пройденные за собственные финансовые средства (что особо важно и показывает высокую мотивацию к обучению);

- опыт работы по неполной рабочей ставке в различных компаниях по профилю специальности;

- список проектов, в которых он принимал участие, с указанием конкретных функций и роли.

К резюме прилагались рекомендательные письма от руководителей компаний, где работал студент. Он использовал в своих интересах курсовые работы и другие задания, чтобы создать портфолио, которое достаточно специфично документировало его готовность к профессиональной карьере в выбранной области деятельности. Студент включил в свое карьерное портфолио для потенциальных работодателей целый ряд документов в порядке роста профессионального мастерства (от освоения достаточно простых навыков работы до наиболее сложных):

- примеры анализа данных в Excel, презентации в PowerPoint;

- примеры использования программного обеспечения с применением баз данных;

- образцы исходного текста, чтобы показать навыки программирования;

- разработанные программы (например, автоматизированное рабочее место для маркетинговых исследований в сфере туризма; компьютерную программу деловой оценки менеджеров среднего и высшего звеньев, вошедшую в выпускную квалификационную работу и реально применяемую в практике управления персоналом специалистами по оценке персонала).

Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения. Кроме того, такое ПКП может приятно удивить работодателя и помочь оторваться соискателю, обладающему таким портфолио, от конкурентов, так как охарактеризует его автора как представителя новой волны работников, живущих в ногу с высокими технологиями.

Итак, как показано на предыдущих примерах, карьерное портфолио выпускника вуза является многокомпонентной структурой. Ниже приводятся варианты наполнения ПКП.

1. Профессиональное резюме

Первое, с чего нужно начинать составление ПКП, - это профессиональное резюме. При этом для начальных вариантов не обязательна высокая степень сложности или полноты. Важными пунктами здесь являются (1) начать и (2) продолжать отстраивать его в течение всего учебного процесса. При систематическом внимании и личном обязательстве перед собой полностью использовать преимущества развития всех профессиональных возможностей, которые доступны, резюме будет неизбежно улучшаться в качественном отношении.

В качестве примера мы приводим ниже образец резюме с пояснением по каждому разделу. Комментарии, вынесенные справа от собственно текста резюме, позволяют спрогнозировать возможную реакцию потенциального работодателя (в данном случае это, безусловно, позитивное отношение к потенциальному работнику по всем пунктам его профессионального резюме).

Иванов Александр Петрович
Дата рождения: 15.11.1984
Контактная информация
E-mail: ivanov.a@
Телефон: +7 924 924 92 44 (сот.)

Находится
в сети Интернет

Дополнительное обучение
2005 - мастер-класс "Консультирование
в бизнесе"
2004 - цикл тренингов "Современные технологии
деловой оценки персонала (Assessment-centre)"
2004 - цикл семинаров-практикумов "Управление
финансами предприятия", "Введение в бизнес"
2003 - мастер-класс "Управление персоналом"
2002 - авторская программа "Технология
проектирования", "Пиар для некоммерческих
организаций"

Высокая мотивация
на обучение
и овладение
профессиональными
знаниями
Разносторонность
профессиональных
интересов

Опыт работы
2005 - наст. вр. - менеджер по развитию,
центр "Абитуриент" университета: развитие
подразделения и основных направлений
деятельности
2005 - 2006 - менеджер программы доп.
образования "Психология управления":
организация и обеспечение процесса обучения,
работа с учебной группой и преподавателями
2004 - наст. вр. - бизнес-консультант,
консалтинговая группа, компания: реализация
образовательных и консалтинговых проектов по
оценке, закреплению и развитию персонала на
территории Дальнего Востока
2004 - учредитель, член совета правления,
руководитель направления "Студенческое
предпринимательство": создание организации
с "нуля", создание миссии организации,
стратегии, планирование развития, координация
деятельности движения (более 2500 человек),
организация сборов и обучающих мероприятий
для участников (в непосредственном подчинении
- три человека)
2000 - 2004 - старший вожатый/вожатый:
создание, реализация программ активного
досуга смены и отряда, координация смены и
вожатского коллектива, ведение мероприятий,
представление результатов в администрации
(в подчинении - 12 человек)

Развитые
лидерские качества
и организационные
навыки

Дополнительные навыки
Опытный пользователь ПК (Windows 98/XP,
MS Office, MS Internet Explorer). Навыки
работы с оргтехникой: сканер, принтер,
ксерокс. Английский язык - средний уровень
(быстро развиваемый)

Владение
современными
информационными
технологиями

2. План развития карьеры

Хорошим началом ПКП может стать создание в рамках курса менеджмента/управления персоналом или по собственной инициативе проекта "План развития карьеры". Целью этого проекта является определение возможностей профессионального развития, которыми можно воспользоваться еще во время обучения, чтобы достичь личной готовности к карьере. План развития карьеры (ПРК) состоит из двух частей, он должен быть написан в профессиональном ключе и адресован предполагаемому работодателю. ПРК должен включать в себя следующее.

Часть 1. Ответьте на вопрос: Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального менеджера?

При ответе на данный вопрос желательно использовать готовые классификации менеджерских навыков и отметить, насколько выражены у вас те или иные компетенции.

Часть 2. Ответьте на вопрос: Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал?

Ответ требуется как можно более определенный. Необходимо описать четкий план действий на весь период времени, который остается до выпуска из университета. В план помимо основного и дополнительного обучения должна быть включена деятельность во время каникул между сессиями.

План по развитию карьеры должен быть написан профессиональным языком, без ошибок, с использованием стандартов эффективной письменной коммуникации. Он должен быть достаточно информативным в ч. 1, чтобы показать способности к самоанализу сильных и слабых сторон в контексте управленца на данный момент времени. ПРК должен быть достаточно детализирован и углублен в ч. 2, чтобы была возможность объективно рассмотреть развитие делового и личностного потенциала шаг за шагом, начиная с данного момента времени до выпуска из вуза.

3. Эссе "Я и моя карьера"

Это изложение в свободной форме (как правило, краткое - в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.

Подобные эссе могут входить в специализированные издания, продвигающие выпускников вузов на рынке труда, сборники, где представлены профессиональные резюме, достижения, рекомендации и карьерные эссе лучших выпускников вузов, добившихся больших успехов в учебе и проявивших себя в различных областях деятельности (научной, общественной, спортивной и др.)

Подписано в печать

Другие статьи

КИТ электр

/ 13-10-2013_15-17-12 / КИТ электр.чебно-метод.пособие

Качество доклада зачастую складывается не только из предварительных результатов работы над ним. Важной его составляющей является речевая культура и психологический настрой докладчика. К критериям речевой культуры можно отнести правильность, целесообразность, точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, разнообразие средств выражения, эстетичность, уместность. Существует несколько уровней, характеризующих культуру речевой деятельности человека. Репродуктивный уровень – простая передача информации слушателям, в ходе которой отсутствует контакт с аудиторией, не регулируется процесс понимания информации.Адаптационный уровень связан со свободной ориентацией в материале, поддержанием контакта с аудиторией, учетом ее особенностей, управлением вниманием слушателей, влиянием на усвоение ими материала. Наивысшим уровнем речевой культуры являетсятворческий уровень, для которого характерно полное овладение аудиторией, активизация творческого мышления слушателей, побуждение к собственным размышлениям и выводам, формирование способности выдать рассматриваемый объект в реальной связи с жизнью. Студент высшего учебного заведения, несомненно, должен обладать высоким уровнем речевой культуры. Психологический настрой докладчика должен быть основан на вежливости, открытости и приветливом восприятии аудитории, а также на толерантном отношении к возможным противоположным позициям аудитории.

Освоить навыки успешного публичного выступления с докладом каждый студент может не только самостоятельно, но и в рамках аудиторной учебной деятельности – изучая курсы «Русский язык и культура речи», «Риторика и ораторское искусство», «Логика». Научившись правильно выступать с докладом, студент закладывает основы своей профессиональной успешности.

4.3. Портфолио студента как инструмент успешного продвижения будущего специалиста на рынке труда.

Как неоднократно, на протяжении целого ряда лет, отмечают специалисты по рекрутингу и развитию курьеры в сфере управления персоналом, одним из важных шагов по развитию карьеры выпускников вуза является самопрезентация в форме портфолио карьерного продвижения. Однако, студенты вуза не пользуются этим уникальным инструментом. Этот факт особенно удивителен в свете последних тенденций развития общества. Создание и использование портфолио в вузе необходимо в связи с процессами становления постиндустриального общества, в условиях которого образование становится ключевым основанием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта. Вторая важная причина необходимости внедрения портфолио - включение российской системы высшего образования в Болонский процесс. Не менее значимыми являются внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс вуза и поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». По большому счету,портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента (будущего профессионала) в определённый период его образовательной (профессиональной) деятельности. Важной чертой применения портфолио в образовательном процессе является его способность активизировать внутренние ресурсы студента как субъекта учебного процесса, мотивировать его на их созидание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. В частности, в отношении «Студент – Преподаватель» портфолио инициирует

обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;

рефлексию студентами своей работы;

демонстрацию индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;

возможность самостоятельно определить темы для портфолио;

возможность для студентов установит связи между предыдущим и новым знанием;

включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;

оценку промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;

подготовку и обоснование целей будущей работы.

В отношении «Студент - Работодатель» главными процессами становятся включение студента в период обучения в вузе в процесс развития «нужных» предприятию компетенций и конечная оценка вузовских достижений студента и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе

Таким образом, портфолио карьерного продвижения – это технология планирования профессиональной карьеры будущего выпускника вуза. Портфолио представляет собой пакет документов (в бумажном или электронном виде 44 ), отражающих все достижения студента (как учебные, так и личные) и составляется студентом в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с преподавателями, научными руководителями в период обучения и потенциальными работодателями после окончания вуза.

В общем плане портфолио студента должно включать в себя

профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

список пройденных учебных курсов, включая дополнительные специальные курсы, тренинги, семинары и мастер-классы;

список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике проявляются навыки лидерства;

описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

рекомендации преподавателей, научных руководителей, администрации факультета или вуза.

Предназначение портфолио карьерного роста студента имеет две стороны:

оценка и самооценка учебных успехов и научных достижений студента;

оценка готовности к профессиональной деятельности и карьере.

Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.

С целью самопознания собственного интеллектуального и профессионального потенциала рекомендуем создать индивидуальное портфолио согласно следующим параметрам (см. табл. 4.1.).

Таблица 4.1.Структура содержания портфолио студента вуза.

Портфолио выпускника

Портфолио выпускника

Портфолио выпускника вуза

Обязательно подготовьте портфолио, в которое войдут ваши достижения (грамоты, благодарности, патенты, статьи, фотографии, рисунки, наброски, проектные разработки). Лучше портфолио составлять по мере появления новых достижений, иначе, когда накопится большой объем материалов, вы рискуете не собрать их все. Работы, которые были приняты, опубликованы в изданиях или размещены в Интернете, старайтесь по возможности заверять.

Сделайте дубль-папку, состоящую из копий лучших материалов, чтобы вы могли ее оставлять для более детального ознакомления представителям компании-работодателя. Это добавит вам баллы.

Базовые принципы составления портфолио

Собирать со студенческой скамьи.

Составление портфолио – процесс куда более длительный и растянутый во времени, нежели написание резюме. Лучше всего приступать к его созданию с самого начала вашей трудовой деятельности. Иначе в тот момент, когда вы прочтете соответствующее требование в объявлении об интересующей вас вакансии, слишком велика вероятность того, что вам не удастся сходу отыскать необходимые материалы.

Грамотно составленное портфолио – большое преимущество для кандидата в конкурентной борьбе за вакансию. Работодатели, как правило, не верят на слово – им необходимо документальное подтверждение вашей квалификации.

Брать не количеством, а качеством.

Запомните одно из главных правил составления портфолио – не стоит включать в него абсолютно все свои работы. Указывайте только по-настоящему значимые проекты.

Главное меню Additional Information

Поиск по сайту Последние новости

Cобытия Готовить кадры для сельского хозяйства в Рязанской области будут с учетом потребностей работодателей

О подготовке кадров для сельского хозяйства региона, причём специалистов грамотных, готовых работать в.
Подробнее.

Cобытия Приоритет агроному!

Агронома дом — поля, Сева ждущая земля! Коллектив кафедры агрономии и агротехнологий 22 декабря 2016 года.
Подробнее.

Комментарии к теме

ФИЭБ в ПВГУС
23-24 апреля на базе Поволжского государственного университета сервиса пройдет федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) направлений «Экономика» и «Менеджмент». Для его проведения между университетом сервиса и НИИ мониторинга качества образования был заключен договор сроком на один год. ПВГУС стал одним из немногих вузов области, участвующих в этой программе.

Федеральный Интернет-экзамен для выпускников бакалавриата реализуется как добровольная сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. Актуальность проекта обусловлена внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФИЭБ позволяет вузам и выпускникам одновременно решить несколько задач. Для вузов, выпускники которых принимают участие в экзамене, ФИЭБ становится элементом независимой внешней оценки качества подготовки выпускников бакалавриата. К тому же, вузы, учитывающие сертификаты ФИЭБ при приеме в магистратуру, получают возможность привлечения выпускников из других вузов, в том числе из-за рубежа, расширяя, таким образом, географию поступающих и привлекая иностранных студентов.

Выпускнику участие в интернет-экзамене дает возможность получить именной сертификат ФИЭБ, который может быть:

-засчитан выпускающей кафедрой как часть выпускного государственного экзамена;

-учтен при приеме в магистратуру вузами РФ;

-включен в портфолио выпускника как приложение к резюме для работодателя;

-оформлен как приложение с указанием достигнутого результата и соответствия европейской рамке квалификаций.

Сдать интернет экзамен ПВГУС приглашает не только своих выпускников, но и выпускников других вузов, в том числе и прошлых лет.

В данное время идет регистрация желающих сдать экзамен.

Телефон для контакта в ПВГУС – 22-99-10, отдел качества образования (аудитория Э-401).