Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция клирика img-1

должностная инструкция клирика

Категория: Инструкции

Описание

Истовый Клирик в Neverwinter Online - гайд по классу

Гайд по классу Истовый Клирик в Neverwinter Online

Для начала, давайте разберемся, кто же это такой – Истовый Клирик. Это, в первую очередь, так называемый, класс поддержки. А это означает, что основная работа данного персонажа – это помощь своей группе. Заключается она в исцелении и усилении сопартийцев, то есть, именно то, чем обычно занимаются хилеры. К слову, в Neverwinter Online эта роль названа ролью Лидера (неизвестно почему, но это и не важно).

Истовый клирик – класс очень востребованный. Почему? Да просто потому, что он едва ли не лучший целитель в игре. Достаточно легко пройти большинство подземелий без сильных уронщиков, но при наличии нормальных танка и хила. Чуть сложнее, но все равно, возможно, прохождение без сильного танка, просто при условии, что группа будет наносить хороший урон и в ней будет целитель. Но практически нереально пройти подземелье без этого самого целителя, независимо от того, насколько хороша будет группа. Поэтому, класс был, есть и будет востребованным. А о том, как правильно прокачать Истового Клирика, мы сейчас и поговорим.

Основные особенности класса

Для начала, разберемся с характеристиками. Первичной для нас является Мудрость, вторичными – Сила и Обаяние. И, можно сказать об этом сразу – забудьте про Силу. Она вам не нужна, то есть, вообще. Вместо этого концентрируйтесь на развитии Мудрости и на Обаянии. Мудрость усиливает наш урон и, что особенно важно, силу наших исцеляющих заклятий. Кроме того, высокая Мудрость делает более эффективными все наши контроли, и улучшает сопротивляемость вражескому контролю. Обаяние же ускоряет перезарядку умений (лечим чаще, лечим лучше), также она улучшает эффективность наших компаньонов, что не будет лишним в ПвЕ.

Еще одна особенность класса – тут не особо важен выбор расы. Можно взять человека, за счет его дополнительных очков героических навыков, можно кого-нибудь с обаянием или мудростью. Разве что полуорка брать не стоит, а в остальном все зависит от того, кто вам больше нравится.

В отличие от многих других классов, тут выбор пути прокачки не играет столь важной роли. Путей этих всего два – это Божественный оракул и Провозглашенный поборник. Поборник, возможно, несколько более полезен за счет своих баффов, но и оракул весьма неплох. В общем, тут решайте сами, что вам больше нравится. А вот Пути Идеала тут различаются, и каждый по своему интересен. Первый, Праведник, специализируется на ХоТах (Heal over Time – лечение, действующее в течении определенного времени) и дает союзникам дополнительную защиту от урона. Адепт же, напротив, лучше всего действует при помощи мгновенных исцелений и особенно хорош при исцелении тяжело раненных. Ну и третий путь, Благочестие, позволяет клирику ослаблять атаки противников.

Билд и прокачка Истового Клирика в ПвЕ

Основная цель истового Клирика - исцеление и усиление союзников, поэтому сразу правильно распределяйте свои навыки и качайтесь в группе

Первое, что вы должны понять – мы не занимаемся нанесением урона. Нашей основной целью является исцеление и усиление союзников – исходя из этого и выбираем навыки. Из свободных умений для нас особенно полезна Астральная Печать, которую ставим на врага, которого атакует наша группа, остальные навыки – строго опционально. Из боевых навыков развиваем Солнечную вспышку, Исцеляющее слово, Бастион здоровья и Астральный Щит. Ну а из ежедневных умений берем Благословенную землю и Божественный доспех.

Теперь выбираем героические навыки. Опять же, игнорируем все, что увеличивает наш урон. Обязательно надо будет взять такие умения, как Целительный поступок, Большая удача, Переделка души, Очищение и Благословенная удача. К слову, последний навык усиливает ваше могущество, которое вы должны развить до максимально возможного уровня – здесь тот самый случай, когда нет предела, после которого можно не развиваться.

И, наконец, переходим к пути идеала. Для новичка лучше всего подойдет Адепт, и ненужных навыков у нас тут не имеется. Берем все, на что хватает очков умений, и ни в коем случае не забываем про Агента Божества. Этот навык позволит не умереть тому союзнику, на которого навалилась толпа противников. Особенно полезно это в случае танка.

А теперь – несколько слов о прокачке. Некоторые игроки предлагают делать для прокачки билд, в котором наш клирик будет немного лечить и немного дамажить.

Для соло игры такой вариант еще будет приемлемым, но в пати такого хила не возьмут. Поэтому развиваемся по предложенному билду, и качаемся только в группе.

Приучайтесь работать в группе, и вскоре вы заметите, насколько востребованы станете при прохождении подземелий, и насколько быстрой станет ваша прокачка.

Билд Истовый Клирик ПвЕ

Если вы хотите помогать своим соратникам, обеспечивать быстрое и легкое прохождение подземелий, всячески поддерживать группу - выбирайте Истового Клирика

Истовый Клирик – это не тот класс, который подойдет любителям кромсать все живое.

При этом, основная сложность игры им – это не столько трудная в освоении механика (как раз освоиться тут не сложно), сколько та ответственность, которая на вас лежит. Ведь, если вы будете невнимательны, позволите погибнуть танку или, что еще хуже, «сляжете» сами – группа, скорее всего, умрет тоже. И виноваты будете именно вы.

С другой стороны, ваше умение может обеспечить быстрое и легкое прохождение подземелья, и другие участники группы будут вам только благодарны.

В общем, если вам нравятся классы поддержки, то вы обязательно должны поиграть Истовым Клириком. И да пребудет с вами благословение удачи!

Другие статьи

Гайд по Истовому Клирику- чистый хил - 12 Апреля 2014 - Блог - Custodi di Miracoli

Итак, перед вами подробное описание класса Истовый Клирик, а также билды для него. Хочу сразу отметить, что каждый игрок имеет свой стиль игры, и приведенные ниже советы могут вам показаться совершенно дурацкими. Однако вы можете почерпнуть немало действительно полезной информации и интересных моментов.

Истовый Клирик- мастер в искусстве лечения с помощью божественных сил. Преобразуя магическую энергию, он использует ее для усиления и поддержки своих соратников и себя. Клирик сосредоточен на своей группе, поэтому не очень активно участвует в самом бою и старается держаться на безопасном расстоянии от противников. Облаченный в кольчугу и с священным символом в руке- классический Истовый Клирик в Neverwinter Online .

Характеристики Истового Клирика

Речь пойдет как о характеристиках как таковых, так и о параметрах персонажа.

Как же правильно бросить кости при создании персонажа, чтобы не жалеть потом всю игру? Бросок костей позволяет нам добиться того, чтобы больше очков перепало действительно нужным характеристикам, или второстепенным. Старайтесь установить начальные статы так, чтобы как можно больше очков было в Мудрости, Обаянии и Силе. По возможности, сделайте так, чтобы ваша Выносливость была не слишком занижена, но не жертвуйте в нее очки из главных характеристик. Пример 13 Силы и Обаяния + 19 Мудрости будет вполне приемлем, так как Мудрость- наша главная характеристика, влияющая на лечение. Более подробное описание влияния характеристик:

Сила - способствует восстановлению бодрости (быстрое перемещение с помощью shift), вероятности критического удара и сопротивляемости урону. Здесь нас больше всего интересует шанс крита, на втором месте- бодрость. Она значительно менее важна для клирика, так как разогнать бодрость у этого класса практически не представляется возможным- разве что с помощью Айонского камня могущества. Так что зацикливание на бодрости- не наш удел, а всяких волшебников и прочих. Шанс критического удара куда интереснее для нас, ведь он влияет и на лечение. Т.е. исцеляющее умение тоже может критануть и вылечить в два раза больше обычного. Если лечение идет от HoT (heal over time, лечение в течение какого-то времени), например от Исцеляющего слова, то критовать будут ВСЕ тики. О сопротивляемости даже говорить нечего. Хотите поиграть в танка- ваше право, но как правило, к хорошим последствиям это не приводит.

Обаяние - бонус к восстановлению сил, набору очков действия, бонусам от спутника и урону от боевого преимущества. Все в точном порядке по приоритету. Восстановление сил- один из главнейших параметров клирика, т.к. влияет на скорость восстановления боевых умений. А нет умений- нет своевременного отхила. С набором ОД тоже не поспоришь- во время брошенное ежедневное умение может спасти жизни вам и вашей партии. Остальные бонусы конечно тоже приятны, но особо обращать на них внимание не стоит. Ну не достойны они нашего внимания.

Мудрость - влияет на лечение, урон, контроль и сопротивляемость контролю. Думаю, тут все понятно. Хотя урон нас и не интересует, а контроль и сопротивляемость к нему можно считать приятным бонусом, увеличение лечения для нас-манна небесная, т.к. в Neverwinter Online моментально и много лечат только зелья.

Исходя из всего этого можно сделать несколько выводов: Мудрость может быть несколько выше чем Обаяние и Сила. В Силу при желании можно вложить меньше очков, чем в Обаяние, если вы не планируете особо рассчитывать на критическое лечение. Но я бы все-таки рекомендовала держать Силу и Обаяние на одном уровне, а Мудрость- несколько выше. Хотя завышать Мудрость больше 22 очков многие не видят смысла. И в целом, это правда. Приведу пример характеристик, с которыми моему клирику живется совершенно спокойно, я бы даже сказала, вольготно:

Параметры для Истового Клирика

Насчитывают 4 штуки. Это восстановление сил, могущество, шанс критического удара и оборона. Остальные параметры не являют для клирика какой-бы то ни было ценности, и задумываться над ними не имеет большого смысла. Могущество влияет на бонус к лечению, т.е. выполнению нашей главной задачи, шанс крита- шанс двойного отхила, а восстановление сил дает нам сразу два усиления- скорости восстановления умений и набора ОД. Не стоит также сбрасывать со счетов оборону- чтобы внезапно сорвавшийся монстр не прихлопнул вас как муху, следует держать ее на уровне.

Конкретно в цифрах.

Согласно таблице прироста параметров, после 3400 (23.7%) восстановления сил шаг прироста становится всего-лишь 0.3% за 100 единиц. Надо ли увеличивать восстановление сил больше этой отметки-решать вам, в зависимости от того, хватает ли вам вашего могущества и крита для комфортной игры. Если хватает с лихвой, можно поднять до

4000 восстановления сил (25.6%). Некоторые ходят с данным параметром около 2900 (21.8%) и живут вполне спокойно. К слову, разница отката боевых умений между 2900 и 4000 примерно 0.7 секунды. Почти секунда, которая может что-то решить. Или не решить. Так что вполне возможен вариант сохранения восстановления сил в 3400 (или даже меньше) и вливания больше характеристик в крит и могущество.

Шанс крита уже после 2500 (15.6%) начинает идти шагом +0.3% за 100 единиц, однако крита для нас много не бывает. Поэтому значение шанса крита больше 4000 и более для вас будет только на руку. Это уже не те расплывчатые 0.7 секунды, а разница в 2-3-4%, что согласитесь, неплохо. Однако после 4700 шанса крита шаг идет уже по 0.1%, так что сильно не увлекайтесь.

Могущество. Учитывая, что в Neverwinter клирики не могут исцелять своих соратников мгновенно, значение могущества, которое как мы помним напрямую влияет на отхил, должно стремится если не к бесконечности, то что-то около того. Многие клирики делают себе более 5000, почти 6000 могущества.

Оборона. Тут все просто. Оборона у нас наращивается в основном предметами экипировки и волшебными камнями. Поэтому хочу осветить вопрос, что лучше ставить в гнезда обороны- лучистый или лазурный камень. +к хитам дает больше качества снаряжения, что может очень льстить некоторым игрокам, однако на мой взгляд оборона от лазурного камня будет более приемлема, т.к. опять таки иногда мы не можем быстро восполнить хиты, особенно самим себе (-40% лечения по себе, от этого никуда). А оборона будет нас постоянно защищать, кроме того, вы же не собирались долго жить под кучей мобов? Нет. Поэтому лучистые камни летят к чертям, а мы оставляем себе лазурные камни.

Выбор подкласса — Провозглашенный поборник

Кто бы что ни говорил, но даже на первый взгляд очевидно, что Провозглашенный поборник более предназначен для исцеления, а Божественный Оракул- для вдумчивого ковыряния мобов\пвп-противников. Поэтому здесь я не буду рассматривать Оракула. Про него поищите в каком-нибудь другом гайде.

Умения для Истового клирика Провозглашенного поборника

На мой взгляд очков умений дается на много больше, чем нужно- во многие умения очки приходится вкладывать просто так, чтобы пройти к следующему «уровню» умений. И тем не менее. Из указанного билда для Истового Клирика можно составить следующие раскладки умений на панели:

Хил-панелька. В зависимости от ваших предпочтений умения конечно же можно менять.

Священное рвение - можно заменить на Освященный доспех. если предполагается большой наплыв мобов, вы боитесь за свою выживаемость. Можно еще побаловаться с Освященным символом. у него есть одна фишка- если вы кинете Астральный щит в божественности, Освященный символ будет действовать постоянно- от вас непрерывно будут идти дорожки с временными хп.

Божественный доспех - использую редко, но если сильно припекает может спасти чью-то пятую точку.

Астральный щит - ну тут и говорить нечего, маст хев. Если в данный момент вам ненужен хил от «кружка» не стесняйтесь кидать его БЕЗ божественности- ОД лишними не будут. Если проходите какое-нибудь простое подземелье с уверенной в себе группой, можно заменить щит на Божественное сияние - массовый баф и дебаф одновременно, увеличит скорость прохождения инста.

Исцеляющее слово - большая дальность, что очень удобно+ достаточно хороший отхил в божественности, а если кританет то вообще шикарно. Можно заменить на Бастион здоровья. если вы жизни не представляете без масс-хила. Но придется учитывать откат Бастиона.

Ликование - та штучка, на которую мы потратили 5 очков в навыках. Поэтому пользуйтесь ею по откату. Если нужно срочно отхилить кусок хп кидайте Ликование ДО других хилящих умений- чтобы у вас был бонус к отхилу. В божественности может прилично отхилить+ дать неуязвимость к урону цели и вам на где-то 1-1.5 секунды (полезно кидать на берсерка, вбегающего в толпу мобов, да и любого другого персонажа, оказавшегося в окружении монстров). Не рекомендовала бы заменять это умение, т.к. это наша фишка. Разве что в нубо-данжах заменить на Солнечную вспышку для откидывания мобов, если требуется такая функция.

Астральная печать - подпитка для вашей группы. Старайтесь раскидать печати на как можно большее количество мобов, ну или по крайней мере тех, которых бьют в данный момент. При желании можно заменить на Священное пламя если вы уверены в вашей группе. Но в целом заменять печать на имеет смысла.

Благословение битвы - это то, за что нас будет любить и обожать вся группа. Благодаря 5 вложенным очкам в навык Горячка битвы мы бафаем всех ближайших соратников и себя на 15% от нашего исходного могущества. При несложном подсчете, в зависимости от вашего параметра добавочное могущество может являть собой довольно внушительную цифру (например у меня выходит около 700+ могущества). Мы можем накладывать этот бафф на группу постоянно, и в этом вся прелесть. И мы просто не имеем права заменять это умение. Однако учтите пару моментов: сначала вам может показаться очень сложным использовать Благословение битвы, т.к. его каст несколько дольше, чем у основных свободных умений (Священное пламя и др.), но со временем вы приловчитесь и привыкнете. Второй момент- вам нужно находится достаточно близко к союзникам, т.к. радиус баффа не слишком большой. Поэтому либо оповещайте свою группу о том что рядом с вами жизнь веселее либо бегайте за ними по всей карте. Но не забывайте, что бафф висит около 10 секунд, так что не сильно переживайте что от вас кто-то убежал- у вас еще будет время его оббафать.

Свет утешения - незаменимая в хозяйстве вещь, если в срочном порядке требуется достать союзника с того света. Навыки Надежное облегчение и Отчаянное обновление нам в этом помогут. Не брезгаем пользоваться в критических и не очень ситуациях.

Дамаг-панелька. Для дейликов и прочих соло-мытарств.

Думаю тут все понятно, дамаг-скилы массовые, что очень удобно. Если хотите истреблять живность еще быстрее, можете поставить вместо Исцеляющего слова Божественное сияние (но тогда себя хилить будете только Светом утешения ). Или Солнечную вспышку - нечто среднее.

ПвП набор скилов может быть идентичен хил-панельке или с небольшим изменением в виде замены Астрального щита на Цепи слепящего света (больше подходит для Гонтлгрима). Бастион здоровья. если вы решитесь его использовать, тоже больше подошел бы для Гонтлгрима.

Спутники для Истового Клирика

Предлагаю вам ряд компаньонов, которые могут существенно облегчить вам постоянное пребывание в приключениях. Мною были просмотрены все спутники, но выбор по тем или иным причинам пал именно на этих. Не берем в расчет то, что вы только начали игру и у вас не денег купить себе подходящих компаньонов. Если в вашем распоряжении только самые простые спутники за золото- берите брата по оружию, волшебника, мошенника и легионера, последний слот забить чем угодно.

Активный бонус. + 100/ 190/ 300 к обороне

Олененок (Фавн) Шиаллы

Активный бонус. + 100/ 190/ 300 к восстановлению сил (в игре имеет место ошибка перевода)

Бронированный волк орков

Активный бонус. + 100/ 190/ 300 к вероятности критического удара

Активный бонус. Урон от падения снижен на 25/ 50 %, + 125/ 200 к парированию. Передает 100% своих параметров владельцу. Обязательный спутник, его всегда призываем.

Активный бонус. При получении урона 25% вероятность наложить на атакующего 5% штраф к урону. Суммируется до 3 раз.

Активный бонус. Получаемый урон снижается на 10%, когда у вас остается менее 35% хитов.

Активный бонус. +2% к скорости получения ОД.

Можно поставить Медоеда вместо Ржавника или Морозного мимика. Как вариант можно иметь при себе Рубаку (При получении критического удара +200/380/560 к вероятности критического удара на 5 секунд), хотя полезность его сомнительна, т.к. мы не собираемся постоянно принимать на себя град ударов. Если не хотите в дальнейшем апать зеленых спутников, можете заменить одного из них Спрайтом (Мимика по приоритету).

Рассмотрим подробнее Кошку .

Изначально Кошка необычного качества, и со временем у многих появляется вопрос улучшать ее до эпического качества или нет? Если вы готовы потратить 750000 АБ за +4% ко всем параметрам то однозначно да.

Почему мы выбрали Кошку. а не Айонский камень. Потому, что даже такой скромный бонус от Кошки для нас полезнее чем бонус от камня (При применении боевого умения 7/10% шанс замедлить цель), т.к. в бою мы не хреначим наносящими урон боевыми умениями. В соло да, но нужно ли нам в это время замедление? Нет. В пвп? Иногда, возможно, мы и балуемся Цепями слепящего света. но 7% шанс для такого баловства крайне мал. Ну и конечно же кошка выглядит намного милее какого-то крутящегося вокруг головы шарика!

Кошка наш лучший друг- она передает нам все свои параметры, включая хиты и параметры от надетых на нее рунных камней и экипировки. Поэтому с помощью Кошки можно дополнить те свои параметры, которых вам недостает. Можно сказать, это животное- важный элемент нашей собственной экипировки.

Дары кампаний для Истового Клирика

Дары Кольца Ужаса: Гамбит заклинателя-> Жажда призывателя-> Мерцание иллюзии-> Яростный рост-> Неистовое безумие

Дары Шарандара: Охотник на темных фэйри-> Точность фэйри-> Эльфийская резвость-> Эльфийское спокойствие-> Эльфийская ярость

Экипировка для Истового Клирика

Для нашего поборника я присмотрела комплект 2х2. Если вы не поклонник полу-сетов можете смело пропускать абзац.

Шлем+доспех Светоча веры (+450 могущества)

Перчатки (усиленные, если прокачано Плетение кольчуг)+ботинки Верховного храмовника (+450 шанса крита)

Шлем, перчатки и ботинки можете менять местами, но доспех специально был выбран из Светоча веры - для поддержки Восстановления сил.

Почему именно Фоморские, а не Поверженного дракона или Королевского жреца (из замка Невер)- сет Королевского жреца отбрасываем потому, что основной максимальный урон на символе меньше, чем у двух других вариантов (820 против 838), а на пред-каповом состоянии параметров это будет иметь большее значение, чем сами параметры, добавляемые Королевским жрецом. Сет Поверженного дракона хуже Фоморского потому, что дает нам меньше шанса крита.

Шея Древнее бунтарское ожерелье беглеца

Кольца Древнее кольцо власти надсмотрщика

Пояс Древний повелевающий пояс надсмотрщика

Артефакты для Истового Клирика

Кровавый хрустальный вороний череп+Воды Элазада+Тэйская Книга Мертвых

Череп ставим в активный слот- поможет нам избежать печальной участи. Если вы считаете, что такая участь грозит вам крайне редко, можно поменять Череп на Светильник прозрения, и поставить в активный слот Воды Элазада для поддержки штанов (более медленной, но тем не менее). Но тогда учтите, что вы потеряете в Восстановлении сил и прибавите в Шансе крита.

Просмотров. 5851 | Добавил. Ariger | Рейтинг. 0.0 / 0

Права и обязанности клириков - Библиотека - Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия

Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков.

Рукоположение наделяет принявших его не только особыми благодатными дарами, но и некоторыми отличиями от мирян в церковно-правовом отношении. Лицо, облеченное в духовный сак, окружено особым почтением со стороны мирян. Однако принимая знаки уважения, священнослужитель должен помнить слова Спасителя: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:25-26).

В первые века христианства, когда Церковь рассматривалась Римским государством как недозволенная коллегия, когда она была вне закона и гонима, особое положение клириков в христианской общине не давало им никаких преимуществ в государстве; напротив, епископы и пресвитеры подвергались первому удару со стороны гонителей, После Миланского эдикта и утверждения симфонии - гармонических отношений между Церковью и государством - духовенство получило многие гражданские привилегии. Византийское правительство, сознавая, что служение Церкви требует всех сил от клириков, освобождало их от некоторых финансовых обязанностей, которые возлагались на прочих граждан. Кроме того, по основной части гражданских дел духовенство в Византии было подсудно епископскому суду, а не светским магистратам. Духовенство в Византии, в соответствии с канонами (Апост, 83; Халк. Соб. 7; Вас. Вел. 55), освобождалось от военной службы. На основании 6-го Апостольского правила клирики освобождались и от гражданской службы для того, чтобы, как отмечал Зонара, они «беспрепятственно проходили» Божественное служение.» Духовенство устранялось от адвокатской деятельности, поручительства и опеки, от так называемых черных работ.

Учение о привилегиях духовенства в области гражданских правовых отношений с особой тщательностью разработано католическими канонистами.

Совершенно очевидно, однако, что привилегии духовенства вытекают не столько из норм внутреннего церковного права, сколько из положений внешнего права Церкви, обусловлены ее правовым статусом в государстве. В новую эпоху в тех странах, где Церковь отделена от государства, большая часть этих привилегий утратила под собой почву.

Западные канонисты выделяют пять привилегий клира: 1) привилегию канона (privilegium canonis), 2) привилегию подсудности (privilegium fori), 3) иммунитет (privilegium immunitatis), 4) привилегию чести (privilegium honoris) и 5) привилегию посильной ответственности (privilegium competentiae).

Название первой привилегии происходит от особого канона II Латеранского Собора (1139 г.), согласно которому оскорбление духовного лица или монаха действием влекло за собой экскоммуникацию - отлучение, снять которое мог только папа.

Каноны ограждают неприкосновенность личности епископа особыми прещениями в отношении покушающихся на нее. В 3-м правиле Собора в Святой Софии содержится предупреждение мирянину, который дерзнет поднять руку на епископа, о предании его анафеме.

Право клириков на особую защиту их личной неприкосновенности признавали византийские законы, помещенные в «Кодексе» и «Новеллах» св. Юстиниана, в «Василиках.» Это отражено и в нашей «Кормчей.» В синодальную эпоху оскорбление, нанесенное священнослужителю при отправлении им своей должности, в российском законодательстве расценивалось как квалифицированное преступление.

Современное законодательство не предусматривает этой привилегии духовенства, как и всех прочих его привилегий, во всем рассматривая клириков наравне с остальными гражданами.

Вторая привилегия клириков по римско-католическому праву - привилегированная подсудность, получила свое развитие и в Византии, и на Руси. В средневековье духовенство по всем гражданским, и даже по некоторым уголовным делам, было подсудно исключительно церковной власти.

На Руси только в случае совершения особо тяжких преступлений (убийство, разбой, татьба с поличным) клирик прежде лишался сана по святительскому суду, а потом отдавался в руки светской власти для уголовного наказания. Но в синодальную эпоху привилегированная сословная подсудность духовенства практически была упразднена. Тем более не имеют такой привилегии клирики в странах, где Церковь отделена от государства.

Третья привилегия, иммунитет, свобода от личных и имущественных повинностей, получила широкое распространение в Византии. При Константине Великом духовенство было освобождено от воинской повинности, от дополнения гражданской службы, от налогов.

На Руси эта привилегия предоставлялась духовенству далеко не в тех масштабах, как в Византии. От воинской повинности клирики освобождались, но подать с церковных земель взималась, хотя лично духовенство не облагалось подушной податью. Лишь в 1915 году был введен подоходный налог, который взимался со всего населения, не исключая и епископов.

Привилегия чести касается внутрицерковных отношений, не связана с государственным законодательством, и в этой своей части не подлежит изменениям в зависимости от изменения статуса Церкви в государстве. Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

В Церкви сохранился древний обычай: диаконы, церковнослужители и миряне испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры - у епископов.

Во взаимных отношениях между клириками разных степеней преимущество чести имеет тот, кто принадлежит к высшей степени. Во взаимных отношениях между духовными лицами одной степени, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии: «поставленные после других отдают преимущество поставленным прежде,» а также, для епископов, значением занимаемых ими кафедр: «да сохраняется право первенствующих епископов Нумидии и Мавритании.»

В Византии при определении первенства среди архиереев преобладал второй принцип: ранг кафедры. Вальсамон в толковании на 97-й канон Карфагенского Собора писал: «Ныне. престолы церквей пользуются честью по расписанию, изданному императором господином Львом Мудрым, которое хранится в архиве святой Божией Великой Церкви.» Во внимание принималось, безусловно, и то место, которое занимал епископ в правительственной иерархии. Митрополиты имели преимущество чести перед архиепископами, а те, в свою очередь, перед епископами. В Русской Церкви ранг чести между архиереями одной правительственной степени определяется старшинством хиротонии.

Места Первоиерархов в диптихах Вселенской Православной Церкви сложились исторически. Места четырех Восточных Патриархов определяются 6-м и 7-м правилами I Вселенского и 3-м правилом II Вселенского Соборов. Ранг предстоятелей других автокефальных Церквей, согласно «Афинской Синтагме,» зависит от времени получения автокефалии, хотя из этой нормы есть исключения.

Первенство среди пресвитеров, диаконов, низших клириков определяется их саном, а для клириков одного сана - старшинством хиротонии или хиротесии.

Церковные каноны, законы и обычаи, предписывая низшим клирикам оказывать честь высшим, возбраняют неумеренные знаки почтения, противные христианскому духу.

В «Духовном регламенте,» не без сарказма, свойственного этому документу, читаем: «Се же того ради предлагается, чтобы укротити оную вельми жестокую епископов славу, чтобы оных под руки, донеле же здрави суть, не вожено, и в землю бы оным подручная братия не кланялась. И оные поклонцы самоохотно и нахально стелются на землю, чтобы степень себе исходатайствовать недостойный, чтобы так неистовство и воровство свое покрыть.»

Государственные законы императорской России предоставляли духовным лицам большие преимущества и отличия. Архиереи приравнивались к особам трех первых классов по Табели о рангах - высшим военным и гражданским чинам. Священнослужители и их дети пользовались правами личных дворян, а церковнослужители - правами почетных граждан. Со времен императора Павла I духовные лица сопричислялись к орденам (за исключением тех, которые были приняты Российской короной от Польского королевства: Станислава и Белого Орла).

В наше время, когда сословный строй упразднен, священнослужители не имеют никаких привилегий в гражданских правоотношениях; как и все граждане, они могут получать государственные награды, почетные звания и т.д.

Пятая привилегия по католическому праву - право посильной ответственности по судебным взысканиям (privilegium competen-tiae). Заключается она в том, что имущество клириков, составляющее их материальное обеспечение, не могло быть взыскано и за долги. Российское законодательство такой привилегии духовенства не знало.

Обязанности клириков.

Правам всегда соответствуют обязанности. Особые обязанности лежат и на духовных лицах. Но речь идет у нас не о служебных обязанностях клириков, а о тех обязанностях, которые связаны с их образом жизни и нравственными нормами, которым они должны подчиняться.

Общее правило тут таково: все, что служит препятствием для рукоположения со стороны кандидата в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю.

Клирики должны быть высоконравственными лицами. Каноны запрещают им пьянство и азартные игры. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Апост. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (Апост. 43).

62-е правило Трулльского Собора запрещало духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам, под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, надеванием масок.

Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося. 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.»

Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что может соблазнить паству. Согласно 24-му правилу Трулльского Собора, «никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позо-рищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да восстанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение Отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.»

Предосудительно для клирика и посещение корчемниц: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост. 54). 55-й канон Лаодикийского Собора запрещает духовным лицам устроение пиршеств у себя дома.

Во избежание соблазна правила возбраняют вдовым или неженатым клирикам держать у себя дома посторонних женщин: «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения» (3 прав. 1 Всел. Соб.).

77-е правило Трулльского Собора угрожает клирику извержением, а мирянину отлучением за мытье в общественной бане вместе с женщинами - такой обычай был распространи в языческой среде и сохранялся в христианской Византии. Как гласит 22-й канон VII Вселенского Собора, «священническое житие избравшим, не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному.»

Каноны касаются и внешнего вида клириков, их одежды. В 27-м правиле Трулльского Собора говорится: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения.»

В Русской Церкви «Инструкция благочинным» обязывает благочинных наблюдать, чтобы священники, диаконы и причетники носили соответствующую их званию одежду: священники и диаконы - рясы темного цвета, а причетники - платья, приличные духовному чину. Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 г. церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы. В XIX веке такое же право предоставлялось клирикам, служащим за границей при посольских и консульских церквах. В XX столетии клирики Православной Церкви, как правило, надевают светское платье и подстригают усы и бороду. Ничего противоречащего канонам и обычаям Древней Церкви в этом нет. Но, очевидно, нельзя упрекнуть и священника или диакона, который в своем внешнем виде вполне следует традициям, сложившимся на Руси. Совершенное удаление бороды, хотя и не запрещено канонами, все-таки предосудительно, ибо представляет собой вызов многовековой традиции и противоречит тому представлению о внешнем виде священника, который сложился в благочестивом народном сознании.

Согласно 16-му правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти.»

По словам Зонары, «люди из внешнего заключают о внутреннем и неизвестном. И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде или надевают на себя светские, пестрые и дорогие одежды, то от бесчиния во внешнем отношении будут заключать и о внутреннем состоянии посвятивших себя Богу.»

Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.»

10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.

Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления «малой церковью,» по выражению св. Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия.

Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917:1918 гг. вынес Определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на Апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на каноны (3 прав. Трулл, Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведенных священнослужителей.

Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно; то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство; то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует; не может касатися служения, ему порученнаго.»

В толковании на этот закон Зонара писал: «Так как жена прелюбодейна осквернена, а тот, кто телесно с ней сожительствует, составляет с ней одно тело, то и он участвует в осквернении. Но как может быть дозволено священнослужение оскверненному.»

Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более не допустимы.

Трулльский Собор в своем 12-м правиле строго запретил брачное сожительство епископам: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем протыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание.»

Причина введения безбрачного епископата заключалась в том, что в эпоху Трулльского Собора большое распространение получило монашество, и кандидатов на архиерейство из числа монашествующих было вполне достаточно, а по слову апостола Павла, «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить женен (I Кор. 7:32-33).

Впрочем, Отцы Трулльского Собора не требовали, чтобы кандидаты епископства были лишь из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы «жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа» (48 прав. Трулл. Соб.).

Впоследствии в Церкви сложился обычай поставлять в епископы только монахов. Если же кандидатом избирался не монах, он перед хиротонией должен был принять постриг. Каноны и церковная традиция однозначно свидетельствует о беззаконии обновленческого опыта введения белого епископата, а также дозволения вступать клирикам во второй и третий брак.

Многие занятия и профессии несовместимы со священнослужением. Согласно канонам, клирикам запрещаются исполнение общественных и государственных должностей и военная служба (Апост. 6, 81; Двукр. 11). Как гласит 6-е Апостольское правило, «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.» Канонический запрет распространяется на исполнение клириками текущих административных обязанностей. История свидетельствует о том, что Церковью не возбранялось участие клириков в коллегиальных органах государственной власти.

Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством.

Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступит сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию.»

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови.

Долг клирика - хранить верность своему призванию до конца жизни. В 7-м правиле Халкидонского Собора содержится угроза анафемой оставляющему служение пред алтарем Господним: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирской чин; иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме.»

Лица, сложившие с себя сан, в Византии лишались и некоторых гражданских прав. В России синодским Указом 1831 г. впервые было дозволено просить о снятии с себя сана в исключительных обстоятельствах, особенно по вдовству в молодых летах. Такие лица, лишенные священства по прошению, могли приниматься на государственную службу лишь через 6 лет после сложения сана - диаконы, и через 10 лет - пресвитеры.

В наше время в связи с отделением Церкви от государства сложение с себя сана влечет за собой не гражданско-правовые последствия, а лишь церковные.