Категория: Бланки/Образцы
1. Общие рекомендации
1.1. Настоящие рекомендации являются профессиональным ориентиром для педагогических работников, планирующих прохождение аттестацииcцелью подтверждения соответствия занимаемой должности.
1.2. В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом министерства и науки Российской Федерации от 26.03.2010 г. № 209) педагогические работники (аттестующиеся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности) проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими занимаемой должности.
1.3. Создание методической разработки является одной из форм квалификационного испытания в рамках прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности.
1.4. Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям аттестующегося педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26.08.2010 г.).
1.5. Методическая разработка, выполняемая в рамках аттестации, должна быть индивидуальной.
1.6. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 16 листов компьютерного текста (без титульного листа и приложений).
1.7. Методическая разработка должна быть рассмотрена профессиональным сообществом. что подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и пр.
2. Классификация методических разработок
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку темы учебной дисциплины;
- разработку серии учебных занятий;
- разработку конкретного учебного занятия;
- программу внеурочной деятельности учащихся (воспитанников);
- программу кружка, факультатива, курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки, элективного курса;
- программу дополнительного образования детей (молодежи);
- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;
- описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.
3. Структура методической разработки
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, оглавление, при необходимости - приложения.
На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); c ведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).
- проблема, которой посвящена методическая разработка;
- вопросы, которые она раскрывает;
- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).
Рекомендуемый объем - до 10 предложений.
- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
- новизна методической разработки;
- цель методической разработки;
- условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
- трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.
- специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3 классификацией);
- существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке урока (учебного занятия); требования к программе внеурочной деятельности; требования к программе дополнительного образования и пр.);
- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.
- основные выводы по теме разработки;
- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
- информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении .
Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.
Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями.
Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.
Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:
- указать название каждого приложения;
- каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение », которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1 ».
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
4. Требования к оформлению текста методической разработки
4.1. При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста.
- поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.;
- номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;
- шрифт - Times New Roman;
- высота шрифта - 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);
- красная строка - 5 знаков;
- междустрочный интервал - одинарный;
- выравнивание текста - по ширине страницы.
4.2. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок » и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
4.3. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Пример оформления методической разработки
Название методической разработки (на титульном листе).
3. Основная часть. Название основной части.
Раздел 1. Название раздела.
1.1. Название подраздела.
1.2. Название подраздела.
Портфолио педагога: раздел «Методические разработки».
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами”, "папка специалиста”.
Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок различных аспектов педагогической деятельности.
В сети Интернет можно найти достаточно большое количество материалов, боле или менее подробно описывающих различные виды портфолио, его примерную структуру, шаблоны для оформления в электронном виде.
Однако большинство ресурсов ограничивается только перечислением формальных требований к содержанию и оформлению портфолио, и не дает ответов на возникающие у педагогов вопросы.
Существует множество подходов к распределению по разделам информации о различных аспектах педагогического труда, которые отражены в различных вариантах структуры портфолио.
Например, здесь очень подробное описание различных видов портфолио Скачать документ Word
А здесь - рекомендации по составлению портфолио для работников школы
Сегодня я хочу остановиться на пункте, который обязательно присутствует во всех структурах портфолио педагога – «Методические разработки». Этот пункт может входить в разные разделы, например, «Методическая работа», «Творческое досье», «Самообразование», «Распространение и обобщение собственного педагогического опыта» и т.д.
Приступая к заполнению портфолио, нужно четко разделить методические разработки и дидактические материалы. Многие педагоги не понимают разницы между этими видами материалов, между тем она весьма существенна.
Методическая разработка - это продукт, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, воспитательному мероприятию. Методическая разработка (урок или внеклассное мероприятие) должна отвечать следующим требованиям:
Структура методической разработки:
1. Титульный лист с указанием названия, темы методической работки, информации об авторе.
2. Оглавление (указываются разделы методической разработки, номера страниц).
3. Введение – раскрывается проблема, которой посвящается методическая разработка, обосновывается актуальность темы, определяются особенности содержания.
4.1. Описание методической разработки урока:
4.2. Описание методической разработки внеклассного мероприятия:
6. Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
Пример оформления методической разработки:
Дидактический материал - особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д. РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. (Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М. 1960. с.335 (Статья «Дидактический материал))
В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.).
С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др.
На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.
В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.
Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.
Дидактические материалы, которые педагог помещает в портфолио, нужно сопроводить аннотацией – на каких занятиях и с какой целью применяется данный материал, каковы наиболее эффективные способы его использования. В некоторых источниках такая аннотация называется методическим сопровождением.
Так популярная в наше время презентация к уроку также является дидактическим материалом, и при ее распространении также необходимо наличие методического сопровождения.
Вот пример оформления дидактического материала с методическим сопровождением:
Шанцева Н.С. Дидактический материал по стилистике русского языка
Данный теоретический и практический материал по стилистике русского языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.
В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.
В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.
В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:
1)Принципы методики обучения систематики.
2)Методы и приёмы обучения систематике.
3)Типология стилистических упражнений.
4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.
Прочитать далее можно по ссылке http://sch140.omsk.edu/Didaktika.htm
Из всего вышесказанного следует, что конспект обычного (традиционного урока), а также самоанализ занятий методической разработкой не является. В методической разработке обязательно должна быть новизна, инновационность, цель и результат - в противном случае это просто копирование чужого опыта.
В данной статье мы рассмотрели только один из пунктов портфолио учителя. Надеюсь, этот материал был полезен для Вас!
Категория. Статьи | Добавил. irina-shir (18.12.2012) | Автор. Ирина Широкова
О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК.
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М. "МИРОС", 1995).
Методическая разработка может представлять собой:
· Разработку конкретного урока;
· Разработку серии уроков;
· Разработку темы программы;
· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
· Разработку общей методики преподавания предметов;
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. И т.п.
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: Название образовательного учреждения, название методической разработки. Сведения об авторе (авторах): ФИО, должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;
АННОТАЦИЯ (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, на какой возраст детей рассчитана, кому может быть полезна.
ВВЕДЕНИЕ (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Формулируются цель и задачи данной разработки, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается какие конкретные результаты может дать педагогам использование данной разработки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ:
· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы можно было получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.
· Объем конкурсной работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста ( Word for Windows. Tunes New Roman Cur. 12пт, через 1 интервал) и представлен на бумажном и электронном носителе.
· Объем основного содержания- не менее половины всей рукописи.
· Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
· Список использованных источников должен содержать не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
· Количество и объем разделов не лимитируется.
Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.
Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.
Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.
Это может быть разработка
• конкретного урока
• комплекса уроков по определенной теме
• авторская методика преподавания конкретной дисциплины
• разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
• выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения
Для написания методической разработки автору необходимо иметь:
— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям
1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.
2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.
3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.
4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.
5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.
После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.
Структура методической разработки:
• Аннотация.
• Содержание.
• Введение.
• Основная часть.
• Заключение.
• Список использованных источников.
• Приложения.
Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.
Возможные разделы основной части:
• описание темы
• планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
• рекомендации по изучению темы
• навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы
• взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей
• анализ методики, представленной в методической разработке
Планируя изучение темы. следует
• определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
• продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы
В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.
Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.
4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.
Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.
Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!