Руководства, Инструкции, Бланки

титульный лист методической разработки образец img-1

титульный лист методической разработки образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рекомендации к оформлению методической разработки - Аттестация - Каталог файлов - Сайт Ларисы Александровны Стяжкиной

Сайт методиста, педагога дополнительного образования Ларисы Александровны Стяжкиной Каталог файлов

1. Общие рекомендации

1.1. Настоящие рекомендации являются профессиональным ориентиром для педагогических работников, планирующих прохождение аттестацииcцелью подтверждения соответствия занимаемой должности.

1.2. В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом министерства и науки Российской Федерации от 26.03.2010 г. № 209) педагогические работники (аттестующиеся с целью подтверждения соответствия занимаемой должности) проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими занимаемой должности.

1.3. Создание методической разработки является одной из форм квалификационного испытания в рамках прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности.

1.4. Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям аттестующегося педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26.08.2010 г.).

1.5. Методическая разработка, выполняемая в рамках аттестации, должна быть индивидуальной.

1.6. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 16 листов компьютерного текста (без титульного листа и приложений).

1.7. Методическая разработка должна быть рассмотрена профессиональным сообществом. что подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и пр.

2. Классификация методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

- разработку темы учебной дисциплины;

- разработку серии учебных занятий;

- разработку конкретного учебного занятия;

- программу внеурочной деятельности учащихся (воспитанников);

- программу кружка, факультатива, курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки, элективного курса;

- программу дополнительного образования детей (молодежи);

- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;

- описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.

3. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, оглавление, при необходимости - приложения.

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); c ведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).

- проблема, которой посвящена методическая разработка;

- вопросы, которые она раскрывает;

- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

Рекомендуемый объем - до 10 предложений.

- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);

- новизна методической разработки;

- цель методической разработки;

- условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);

- трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

- специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3 классификацией);

- существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке урока (учебного занятия); требования к программе внеурочной деятельности; требования к программе дополнительного образования и пр.);

- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

- основные выводы по теме разработки;

- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

- информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении .

Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями.

Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.

Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

- указать название каждого приложения;

- каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение », которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1 ».

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Требования к оформлению текста методической разработки

4.1. При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста.

- поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.;

- номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;

- шрифт - Times New Roman;

- высота шрифта - 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);

- красная строка - 5 знаков;

- междустрочный интервал - одинарный;

- выравнивание текста - по ширине страницы.

4.2. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок » и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

4.3. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Пример оформления методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

3. Основная часть. Название основной части.

Раздел 1. Название раздела.

1.1. Название подраздела.

1.2. Название подраздела.

Другие статьи

Портфолио педагога: раздел - Методические разработки - Статьи - Педагогический опыт - Мероприятия - СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Портфолио педагога: раздел «Методические разработки».

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами”, "папка специалиста”.

Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок различных аспектов педагогической деятельности.

В сети Интернет можно найти достаточно большое количество материалов, боле или менее подробно описывающих различные виды портфолио, его примерную структуру, шаблоны для оформления в электронном виде.

Однако большинство ресурсов ограничивается только перечислением формальных требований к содержанию и оформлению портфолио, и не дает ответов на возникающие у педагогов вопросы.

Существует множество подходов к распределению по разделам информации о различных аспектах педагогического труда, которые отражены в различных вариантах структуры портфолио.

Например, здесь очень подробное описание различных видов портфолио Скачать документ Word

А здесь - рекомендации по составлению портфолио для работников школы

Сегодня я хочу остановиться на пункте, который обязательно присутствует во всех структурах портфолио педагога – «Методические разработки». Этот пункт может входить в разные разделы, например, «Методическая работа», «Творческое досье», «Самообразование», «Распространение и обобщение собственного педагогического опыта» и т.д.

Приступая к заполнению портфолио, нужно четко разделить методические разработки и дидактические материалы. Многие педагоги не понимают разницы между этими видами материалов, между тем она весьма существенна.

Методическая разработка - это продукт, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, воспитательному мероприятию. Методическая разработка (урок или внеклассное мероприятие) должна отвечать следующим требованиям:

  • · содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;
  • · авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;
  • · материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
  • · язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;
  • · ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;
  • · содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
  • · Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Электронные приложения необходимо корректно записать на диск.
  • · Обязательны ссылки на использованную литературу. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Структура методической разработки:

1. Титульный лист с указанием названия, темы методической работки, информации об авторе.

2. Оглавление (указываются разделы методической разработки, номера страниц).

3. Введение – раскрывается проблема, которой посвящается методическая разработка, обосновывается актуальность темы, определяются особенности содержания.

4.1. Описание методической разработки урока:

  • цели урока;
  • план урока (с указанием форм, методов, используемых педагогических технологий, межпредметных и метапредметных связей, требований к знаниям учащихся по итогам урока);
  • методические рекомендации по подготовке и проведению урока;
  • материально-техническое обеспечение содержания урока.

4.2. Описание методической разработки внеклассного мероприятия:

  • цели мероприятия;
  • сценарий воспитательного мероприятия;
  • методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей;
  • требования к месту проведения мероприятия;
  • материально-техническое обеспечение мероприятия.

6. Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Пример оформления методической разработки:

Дидактический материал - особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д. РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. (Педагогический словарь Т.1 Изд-во АПН, М. 1960. с.335 (Статья «Дидактический материал))

В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.).

С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др.

На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.

В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.

Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.

Дидактические материалы, которые педагог помещает в портфолио, нужно сопроводить аннотацией – на каких занятиях и с какой целью применяется данный материал, каковы наиболее эффективные способы его использования. В некоторых источниках такая аннотация называется методическим сопровождением.

Так популярная в наше время презентация к уроку также является дидактическим материалом, и при ее распространении также необходимо наличие методического сопровождения.

Вот пример оформления дидактического материала с методическим сопровождением:

Шанцева Н.С. Дидактический материал по стилистике русского языка

Данный теоретический и практический материал по стилистике русского языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1)Принципы методики обучения систематики.

2)Методы и приёмы обучения систематике.

3)Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Прочитать далее можно по ссылке http://sch140.omsk.edu/Didaktika.htm

Из всего вышесказанного следует, что конспект обычного (традиционного урока), а также самоанализ занятий методической разработкой не является. В методической разработке обязательно должна быть новизна, инновационность, цель и результат - в противном случае это просто копирование чужого опыта.

В данной статье мы рассмотрели только один из пунктов портфолио учителя. Надеюсь, этот материал был полезен для Вас!

Категория. Статьи | Добавил. irina-shir (18.12.2012) | Автор. Ирина Широкова

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М. "МИРОС", 1995).

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока;

· Разработку серии уроков;

· Разработку темы программы;

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. И т.п.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

  1. Титульный лист.
  2. Аннотация.
  3. Содержание.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Список использованных источников.
  8. Приложения.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: Название образовательного учреждения, название методической разработки. Сведения об авторе (авторах): ФИО, должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;

АННОТАЦИЯ (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, на какой возраст детей рассчитана, кому может быть полезна.

ВВЕДЕНИЕ (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Формулируются цель и задачи данной разработки, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается какие конкретные результаты может дать педагогам использование данной разработки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ:

· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы можно было получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

· Объем конкурсной работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста ( Word for Windows. Tunes New Roman Cur. 12пт, через 1 интервал) и представлен на бумажном и электронном носителе.

· Объем основного содержания- не менее половины всей рукописи.

· Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

· Список использованных источников должен содержать не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

· Количество и объем разделов не лимитируется.

Как написать методическую разработку

Как написать методическую разработку

Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.

Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.

Методическая разработка – что это?

Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.


Это может быть разработка
• конкретного урока
• комплекса уроков по определенной теме
• авторская методика преподавания конкретной дисциплины
• разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
• выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения

Для написания методической разработки автору необходимо иметь:


— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям

Инструкция написания методической разработки

1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.

2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.

3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.

4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.

5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.

План методической разработки

После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.

Структура методической разработки:

• Аннотация.
• Содержание.
• Введение.
• Основная часть.
• Заключение.
• Список использованных источников.
• Приложения.

Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.


Возможные разделы основной части:
• описание темы
• планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
• рекомендации по изучению темы
• навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы

• взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей

• анализ методики, представленной в методической разработке

Планируя изучение темы. следует
• определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
• продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы

В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.

Оформление методической разработки

Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.


1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.


2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.


3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.

4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.


5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.

Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.


Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!

Похожие статьи