Руководства, Инструкции, Бланки

практическое руководство для пастырей img-1

практическое руководство для пастырей

Категория: Руководства

Описание

Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей»

Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей»

«ПРАКТИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ»

ЛЕНИНГРАД, 1955 г.

«Учительное известие» находится в конце служебника. Полное заглавие «Учительного известия» следующее: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце».

История происхождения «Учительного известия»

В Виленском служебнике 1617г. находится отдел под названием: «Наука иереом до порядного отправления службы Божее, велце потребная».

В основном содержании и в некоторых пунктах «Учительное известие» повторяет «Науку» буквально.

Особенности «Науки» Виленского служебника, не вошедшие в «Учительное известие»: католическое учение о времени освящения даров и многие наставления и предписания, например: о раздроблении Агнца четырьмя пальцами двух рук, о допущении к совершению Литургии, за болезнью священнодействующего, священника, поевшего и находящегося в смертном грехе.

Другую особенность «Науки» составляют отсутствие в ней целых отделов «Учительного Известия»: «Как хранить Божественные Тайны больных ради», в каких случаях священник может прервать службу ради причащения или крещения опасно больных.

В «Науке» нет и многих частных предписаний, например, о необходимости для достойного причащения быть в мире со всеми, избегать даже малых препятствий к совершению Литургии.

Кроме «Науки» Виленского служебника на содержание «Учительного известия» оказали сильное влияние статьи в требнике Петра Могилы (Киев 1646 г.). относящиеся к таинству Евхаристии.

Евхаристические статьи требника Петра Могилы есть переработка «Науки»; в них белорусский язык заменён церковно-славянским, опущены некоторые подробности, введены новые отделы, но католическое учение о времени пресуществления Святых Даров оставлено.

Патриарх Иоаким (девятый патриарх, родился в 1620 г. патриарх с 1674 по 1690 г. борец против старообрядцев, борец с латинской еретической пропагандой, сторонник печатных богослужебных книг) пожелал, чтобы был составлен и напечатан для духовенства сборник решений недоуменных случаев в служении Божественной литургии. Исполнение этого решения патриарха было возложено на сотрудника по исправлению богослужебных книг киевского монаха Евфимия. Он составил – от книг киевских, белорусских и иных «Воумление (вразумление), ему же кийждо, желаяй иерейства, должен навыкнути…» (См. рукопись Московской Синодальной библиотеки №433).

Почти всё содержание «Воумления» заимствовано из евхаристических статей требника Петра Могилы, но католическое учение о времени освящения Святых Даров заменено православным.

«Воумление» не было напечатано. Патриарх Иоаким скончался в 1690 году. Его преемнику – патриарху Адриану (Адриан – 10-й патриарх и последний перед Синодальным периодом, родился в 1627 г. с 1690 г. патриарх, скончался в 1700 г. автор грамоты о бороде: «бритые подобны котам и псам»), «случися святейшему патриарху тяжёлая и долговременная болезнь… и тако оста написание сие никим свидетельствовано» (Рукопись Московской Синодальной библиотеки № 433).

В служебнике 1699 г. появилось «Учительное известие».

«Учительное известие» есть повторение евхаристических статей требника Петра Могилы, иногда с большими сокращениями; нечто дополнено, например, правило приготовления мирян ко причащению, запрещение служить в раздраных одеждах, служить «на память» без служебника.

«Учительное известие», напечатанное в первый раз в служебнике 1699 г. было перепечатано в изданиях служебника 1705 г. и 1717 г.

В служебнике 1723 года «Учительного известия» нет, так как Святейший Синод нашёл, что редакция «Учительного известия» требует тщательного пересмотра, и потому постановил «до времени «Известия» при служебниках не печатать». Но в служебниках с 1734 года оно вновь появилось без изменения с прошлым изданием и с тех пор перепечатывалось во всех изданиях до 1917 года; изменялись только грамматические формы, но содержание оставалось неизменным. Напечатано «Учительное известие» и в современных изданиях служебника.

Содержание «Учительного известия»

По своему содержанию «Учительное известие» есть свод правил, выработанных на основании Апостольских и отеческих постановлений и обычаев церковной практики по вопросам о Евхаристии.

О месте совершения Евхаристии

«Евхаристия, кроме посвященнаго храма, нигдеже творится».

Это указание согласно с 58-м правилом Лаодикийского собора: «Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах», но упускает 31 правило VI Вселенского собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крестящие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа».

О храме и Антиминсе

«Храм святый да будет посвящен от самаго архиерея или в той прислан Антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший».

По древнегреческой и русской церковной практике, Антиминсы полагались лишь на престолы, не освящённые епископом, освящённые же не имели их. Впоследствии Антиминсы стали посылаться во все церкви, как освящённые епископом, так и неосвящённые. В греческой церкви этот обычай восходит к половине 13-го века, в Русской он утверждён собором 1667 г. Но «Учительное известие», опустив постановление собора 1667 г. воспроизвело прежнюю практику, так как руководствовалось Требником Петра Могилы, изданным в Киеве в 1645 году.

О священных одеждах

«Одеяния священная иерей да имеет по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахилий, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь. И Божественные литургии без сего служити иерею и диакону отнюдъ не подобает».

Служения Литургии в полном облачении требовали и Стоглавый собор 1551 г. и славянские служебники 15-16 вв.

Необходимые условия для совершения Таинства Евхаристии

1. Хиротонисанный иерей от архиерея,

2. намерение и волю священнику имети крепко к совершению Тайны Тела и Крове Господни,

3. вещь Тайне сей приличная: просфоры муки чистыя пшеничныя, квасныя, пять, и вино виноградное,

4. совершение сея Тайны молитвою и словесы, с благословением руки иереевы: “и сотвори убо…”

К пункту 2-му: смысл слов «намерение и волю священнику имети крепко…» раскрывается из следующих: … «аще кто дерзнет служити тако просто, или помрачен от многого пьянства, мало что весть еже деет…»

К пункту 3-му: главное внимание должно быть на словах «вещь Тайне сей приличная …» При тяжёлых гражданских обстоятельствах, когда не было возможности достать кагора, архиереи допускали употребление другого вина, похожего по цвету и вкусу на кагор (водка и наливка никогда не допускались).

О приготовлении к Таинству Евхаристии

«Како подобает предуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Таин».

«Тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится от мирянина, иподиакона и диакона – только от правильного иерея».

Это указание основывается на следующих канонических правилах:

18 правило I Вселенского собора: «…ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити [разумеется - диаконы] преподавали приносящим [т.е. пресвитерам] Тело Христово».

Видео

Другие статьи

Для пастыря очень важно быть духовно зрелым, готовым идти к Богу, указывая путь другим»

«Для пастыря очень важно быть духовно зрелым, готовым идти к Богу, указывая путь другим» Беседа со протоиереем Алексием Кругликом

– Отец Алексий, расскажите немного себе, о своей семье и о том, как у вас появилось желание учиться в семинарии и стать священником?

– Я происхожу из духовного сословия: мой отец – священник, дед – диакон. Поэтому отец с отрочества готовил меня к тому, чтобы я пошел по его стопам, но одновременно говорил и о том, что я свободен в выборе своего будущего, своей профессии. Естественно, я посещал богослужения, отец брал меня с собой в алтарь, я пономарил, читал часы, Священное Писание… Так что любовь к богослужению у меня была с самого детства. Храм был средой, привычной для меня. Обстановку, в которой я рос, можно описать так: молитва, церковная жизнь и верующие люди. Когда после школы встал вопрос о выборе специальности, я, по совету отца, сначала решил получить светское образование, а затем, уже отслужив в рядах Вооруженных сил, окончательно сделал свой выбор – обучение в семинарии, с тем чтобы, если Господь благоволит, стать священником. Повторю еще раз: конечно, благословление, молитвы родителей сыграли свою роль. Но в то же время поприще священнослужения было моим личным, осознанным выбором.

– А какое у вас светское образование?

– Я инженер по связи.

– Что вам больше всего запомнилось из времени вашего обучения в духовной школе?

– Самое большое, неизгладимое впечатление произвела на меня семинарская обстановка, в которую я попал сразу после армии, после обучения в светских учреждениях. Я учился в Московской духовной семинарии, которая находится в стенах Троице-Сергиевой лавры. Это постоянные монастырские богослужения, пение в хорах, несение послушаний и самое главное – те люди, которые меня окружали, та неповторимая атмосфера, которая резко отличалась от мирской, где мне, к сожалению, не раз приходилось сталкиваться с действиями и словами, оскорбляющими Церковь и ее служителей. К сожалению, такого было тогда очень много…

Более всего меня поразила обстановка духовного совершенствования в молитве, в законе Божием – совершенствования, нужного, чтобы следовать к той цели, к которой призван человек. Чрезвычайно важным для меня было наше единомыслие, которого я раньше никогда не чувствовал: ни в школе, ни в вузе, ни в армии. А в семинарии все мы стремились к одному – быть полезными людям и служить Богу.

– Как тогда, когда вы учились в Московских духовных школах, преподавался предмет «Практическое руководство для пастыря», читаемый вами сейчас в Сретенской семинарии?

– Надо сказать, данную дисциплину в Московской семинарии достаточно долго преподавал мой отец – протоиерей Дамиан Круглик. Но я не успел у него поучиться, в силу того что отец служил в Богоявленском патриаршем соборе и не мог совмещать богослужебную и педагогическую деятельность. Те, кто преподавали у нас «Практическое руководство», делали большой упор на теоретическую часть. Прикладная составляющая рассматривалась, к сожалению, недостаточно. Мы знали каноны, правила, общие требования к пастырскому служению, а с практической точки зрения были к нему почти не готовы.

– Почему вы остановили свой преподавательский выбор на таком предмете, как «Практическое руководство для пастыря»?

– Это было благословение моего отца, который много лет преподавал данный предмет в Сретенской духовной семинарии. Но он очень занятой человек, член Епархиального совета города Москвы, настоятель храма, духовник, окормляющий многих чад. Несколько лет подряд он предлагал мне помочь ему в преподавании. А я просто не считал себя готовым к этому поприщу, но, благодаря его наставлениям, его молитвам, все же решился на педагогическую деятельность. Но я постоянно с ним советуюсь по поводу лекций, использую в качестве базового составленный им конспект. Кроме того, я очень рассчитываю на то, что он будет находить время и проводить отдельные занятия у семинаристов-сретенцев.

– Известно, что существуют разные точки зрения на содержательный объем преподаваемой вами дисциплины. Каково ваше мнение на этот счет? Какой вам видится композиция курса?

– Некоторая содержательная вариативность связана с тем, что «Практическое руководство для пастыря» – дисциплина относительно молодая. В планы духовных школ она введена в 1867 году, то есть полтора века назад. Но ее важность трудно переоценить хотя бы потому, что она завершает семинарскую программу, и для будущего священнослужителя она, на мой взгляд, является основной. Выкристаллизовалась дисциплина из двух предметов – пастырского богословия и канонического права. Она была включена в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель. Что касается разделов, из которых состоит «Практическое руководство для пастыря», то они следующие: совершение таинств, обрядов, духовничество, этика и эстетика жизни пастыря.

– Как вы считаете, достаточное ли количество учебного времени уделяется читаемому вами предмету в духовных школах?

– Считаю, что недостаточно. Желательно, чтобы учебные планы предусматривали большое количество практических занятий.

– Что в первую очередь должен знать человек, желающий принять сан, о священническом служении?

– Конечно же, будущему священнику следует иметь страх Божий и боязнь творить дело Господне с небрежением. Святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов говорили как раз об этом: священнослужитель, сознавая свое недостоинство, должен усиленно молиться Богу, чтобы Он помогал совершать ему ответственное делание. Нужно с самого начала постоянно совершенствоваться в молитве, в чтении Священного Писания, в знании Предания, пастырского руководства и в творении добрых дел.

– Какие моменты вашего курса вы считаете самыми сложными для понимания, для фактического усвоения?

– Самое сложное – это не внешнее служение, не обрядовая сторона, а духовная жизнь священника, его отеческое руководство чадами. Для пастыря очень важно быть самому духовно зрелым, готовым идти к Богу, указывая путь другим. Людей надо вести к Богу, а не к себе, то есть избегать младостарчества. Необходимо быть хорошим духовником, настоящим отцом, горячим молитвенником за себя самого и за своих пасомых.

– Какова роль читаемой вами дисциплины в общей подготовке будущего пастыря?

– Не побоюсь повториться: предмет «Практическое руководство для пастыря» играет в семинарском образовании определяющую роль. К пятому курсу духовной школы человек уже должен четко осознавать тот путь, на который он ступает. Студент уже имеет широкий спектр теоретических сведений, которые должны найти прикладной выход, что и происходит на наших занятиях.

– Можно ли выделить, хотя бы условно, основные этапы становления будущих священнослужителей, обучающихся в духовных семинариях?

– Сложный вопрос, поскольку каждый воспитанник приходит в стены семинарии со своими базовыми представлениями, стартовыми знаниями. И в духовной школе осуществляется основное формирование личности, готовится крепкий фундамент: человек, желающий стать священником, приучается, прежде всего, бороться с собственными страстями, совершенствовать добродетели, приобретает неоценимый опыт молитвы, в которой просит Господа указать ему правильный путь – церковнослужителя, монаха, «белого» священника.

– В чем отличие курса «Практическое руководство для пастыря» от смежных ему – литургики, пастырского богословия, канонического права и других?

– Очевидное отличие заключается в том, что мой предмет практический. И я полагаю, что такую составляющую надо усиливать: семинаристы должны участвовать в совершении таинств и обрядов, нужно разработать и внедрить новые методы обучения, благодаря которым будущие священники сумеют увидеть богослужение не со стороны, а изнутри.

– Какие учебные пособия по вашему предмету представляются вам наиболее удачными и полезными?

– Скажу сразу, в настоящее время ощущается нехватка пособий, где бы описывалось, как совершать таинства и обряды. Однако издание таких руководств в настоящее время не безопасно. Дело в том, что сейчас есть большое количество шарлатанов, которые под видом священников совершают какие-то «обряды» и даже «таинства». И вот для них подобные пособия (содержание которых они, как показывает практика, трактуют весьма вольно, кощунственно) могут стать «инструкцией по применению». Но все же руководство по таинствам и обрядам, распространение которого будет жестко ограничено, необходимо. Причем я считаю, что оно должно быть представлено не только в виде отпечатанной книги, но в видеоформате. В настоящее же время на занятиях мы пользуемся, конечно, Правилами святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святых отцов. Рекомендую я семинаристам и «Настольную книгу священнослужителя» Сергея Васильевича Булгакова, а также одноименный восьмитомник, изданный в советский период, «Практическое руководство для священнослужителей» Петра Ивановича Нечаева, книгу «Таинства и обряды Православной Церкви» протоиерея Геннадия Нефедова, конспект для четвертого класса Московской духовной семинарии протоиерея Дамиана Круглика (о нем я уже говорил). Иными словами, предмет можно считать достаточно обоснованным с учебно-методических позиций. Однако отмечу: некоторые данные, помещенные в пособия дореволюционного времени, утратили свою актуальность. В настоящий момент есть отдельные изменения, связанные с требами, и некоторые другие. И эти моменты нам, современным педагогам, приходится дорабатывать так, чтобы они были усвоены студентами.

– А что это за изменения? Расскажите о них, пожалуйста.

– Продиктованы они тем, что раньше Церковь являлась государственным учреждением, сейчас же она полностью отделена от государства. Соответственно, священник не имеет права проводить какую-то беседу перед исповедью, не может настаивать на регулярной исповеди и причащении. Он не дает заключения о возможности или невозможности брака, не требует от венчающихся обязательства, что их дети будут воспитаны в православной вере, хотя это, по-моему, желательно. Во всем остальном совершение треб и таинств осталось незыблемым. Они осуществляются по доброй воле приступающих к ним. Священник обязан внимательно относиться к просьбам своих прихожан, не требовать платы, быть примерным, любящим пастырем – этим правилам более двух тысяч лет.

– Какими правилами должен руководствоваться священнослужитель, если при совершении таинств, треб возникают затруднительные ситуации?

– Он должен твердо помнить каноны Православной Церкви, не преступать их, руководствоваться своей пастырской совестью и в затруднительных ситуациях не спешить с ответом и совершением какой-то требы, а посоветоваться с духовником или с благочинным.

– Если это возможно, охарактеризуйте основные ошибки, недочеты, которые чаще всего встречаются в священническом служении?

– Небрежность, халатность, привыкание, охлаждение к служению. Они ведут к тому, что священник не в полной мере, не с должной отдачей совершает свое пастырское делание. Это очень печально. И я постоянно предостерегаю своих студентов от подобных вещей и призываю молиться, чтобы Господь помог в преодолении таких серьезных недостатков.

– Кто из пастырей настоящего и прошлого является для вас образцом служения и духовного окормления?

– Я хорошо знал приснопамятного архимандрита Иоанна (Крестьянкина), старца Псково-Печерского монастыря. И считаю его образцом священнического служения. Именно у него в студенческие годы обучался мой отец. Несомненно, что советы старца дали ему возможность преподавать практическое руководство и уже в свою очередь делиться опытом с молодыми священнослужителями. Также Господь сподобил меня встретиться с блаженнопочившим протоиереем Виктором Шиповальниковым – человеком, который хранил многие святыни Дивеевского монастыря, в том числе и икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Ему хотелось подражать с первой минуты знакомства! Примером пастырского служения является для меня и покойный протоиерей Феодор Соколов. Он образец того, как должно окормлять воинов, настоятельствовать в храме, строить отношения в семье. Я убежден: будущим священникам нужно основательно ознакомиться с наследием этих пастырей, внимательно вслушаться в их живительные слова, постараться постичь смысл их самоотверженных поступков.

– Батюшка, хотелось бы услышать ваше пастырское напутствие студентам Сретенской духовной семинарии.

– Хотелось бы пожелать студентам, чтобы они прилежно изучали предмет «Практическое руководство для пастыря», который, в конечном счете, призван дать будущему священнику уверенность в правильном совершении богослужений. Очень важно, чтобы выпускники семинарии нашли свое место в жизни, по велению души и сердца создали хорошие семьи либо приняли постриг, а главное – принесли пользу Русской Православной Церкви.

23 апреля 2010 г.

Практическое руководство для пастырей - это

Практическое руководство для пастырей это:

Практическое руководство для пастырей

богословская наука, заменившая собой, с 1867 г. две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: "пастырское богословие" (см.) и "каноническое право" (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те церковно-гражданские постановления, которыми православный русский священник обязан руководиться в своей пастырской деятельности. Это "руководство" называется практическим не в смысле изложения правил житейской мудрости, а в смысле указания способов к осуществлению новозаветного идеала пастыря церкви при современных условиях жизни. Такое определение задачи "П. руководства для священнослужителей" исключает из его области все вопросы чисто литургического. или богослужебного свойства, составляющие предмет особой науки, литургики. В П. руководстве излагаются общие канонические сведения о том, кому в церкви принадлежит законодательная власть, какие главные основания церковного законоположения, как исторически развивался канон вселенской церкви, в каком отношении к этому канону находится русское церковное право, какие главные органы церковного управления в России и т. п. См. "Учебник по П. руководству для пастырей" П. Нечаева (курс V и VI классов дух. семинарий, вып. I и II, СПб. 4 изд. 1892 и 1893); его же, "П. руководство для священнослужителей, или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав" (СПб. 1895, 6 изд.); С. Покровский, "Курс П. руководства для пастырей" (СПб. 2 изд. 1898); "П. руководство для пастырей", свящ. Ф. Хорошумова (Черниг. 1879); "Из уроков по П. руководству для пастырей", М. Чепика (Пермь, 1883—85). Учебными пособиями для преподавателей, кроме учебника П. Нечаева, могут служить следующие сочинения: "Братский совет новорукоположенному в сельский приход священнику" (опыт П. руководства для пастырей, вып. I, Киев, 1883), Аф. Недельского; "Что может сделать священник для благосостояния своего прихода", прот. Ф. Гиляровского (СПб. 1866); "Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и по церковно-гражданским постановлениям русской церкви", П. Забелина (изд. 2, Киев, 1888); "П. изложение церковно-гражданских постановлений к руководству священнику на случай совершения важнейших треб церковных", прот. А. Парвова (СПб. 1864, неск. изд.); "Священник. Приготовление к священству и жизнь священника", проф. В. Певницкого (Киев, 1891);. издаваемый при Киевской дух. семинарии журнал: "Руководство для сельских пастырей".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 .

Смотреть что такое "Практическое руководство для пастырей" в других словарях:

Практическое руководство для пастырей — – богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право – и имеющая задачей выяснить нравственные начала и систематически изложить церковно гражданские постановления, которыми должен руководиться… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Нечаев, Пётр Иванович — Петр Иванович Нечаев Петр Иванович Нечаев Дата рождения … Википедия

Богословие — (????????, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич — Иоанн Васильевич (7.03.1862, Москва 8.09.1930, там же), прот. церковный историк. Род. в дворянской семье. Закончил Московскую ДС (1884) и МДА (1889). Преподавал в Вифанской ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. 2 июля … Православная энциклопедия

ЕВГРАФ Васильевич Еварестов — Васильевич Еварестов (1.05.1858, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ. ныне с. Кирсаново Пономарёвского р на Оренбургской обл. 4 8.12.1919, Уфа), сщмч. (пам. 24 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе… … Православная энциклопедия

Филарет (Зверев) — Епископ Филарет Епископ Новокаховский и Генический c 12 февраля 2011 года Церковь: У … Википедия

Родительские субботы — так называются некоторые из суббот, в которые, по установлению церкви, совершается поминовение умерших: суббота мясопустная, троицкая суббота, субботы второй, третьей и четвертой седмиц великого поста. Первые две субботы называются вселенскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Барнаульская духовная семинария — Барнаульская Православная Духовная Семинария (БПДС) Год основания 1869 Тип семинария … Википедия

  • Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков. Н. К. Смирнов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. При определении родства, нередко встречающегося между лицами, желающими вступить в брак, пособиями… Подробнее Купить за 1394 руб