Руководства, Инструкции, Бланки

типовой образец поведения личности представлен img-1

типовой образец поведения личности представлен

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социальные роли личности

Социальные роли личности

Социальные роли личности. Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики.

Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает - подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность.

Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие. В результате получается следующее видение человека: « С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации - процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти [6, с. 100]. Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни (Т. Адорно). Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей.

Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью.

Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я». 1.3.1 Понятие социальной роли Понятие социальной роли принадлежит ряду социологических теорий, зародившихся в США. «Основным понятием социологии является понятие роли отмечал Т. Парсонс Я предпочитаю рассматривать это понятие как базисный термин» [7, с.134]. Антрополог Р. Линтон определил это понятие таким образом: «Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса.

Личность наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль» [8, с. 142]. А.Г. Эфендиев дает основные характеристики социальной роли. 1. Социальная роль - это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом - все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам. Роль - это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией.

Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя. Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов. 2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие.

Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести.

Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание. 3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями. Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает.

Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного - несколько иную. Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед. 4. Социальная роль - это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика.

Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил. 5. Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов. офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, а учителя должны быть интеллигентными людьми, уважать учеников. Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя) [9, с. 470-473]. Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.

А.Г. Эфендиев разработал механизмы структурно-ролевого обусловливания (принуждения) социального поведения личности. Рассмотрим эти механизмы. 1. Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами.

Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество может предъявить требования относительно социального происхождения или национальности. Это ведет к тому, что до «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные свойства, качества (пример- эмоциональность представителей артистической среды). В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться, особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престижные статусы.

Так, в условиях перемен общества требуются люди решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации. Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, т. к. ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются. Предположим, молодой человек выбрал стезю ученого. Сделав выбор, он углубил в себе те качества и способности, которые нужны ученому. 2. Механизм «вживания» в роль. Характер ролевой деятельности, предуказания (профессиональные, нравственные), которые человек должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые ежедневно повторяются, формируют определенные свойства, которых раньше не было, но которые требуются в данной социальной позиции.

Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует необходимые навыки, нравственные качества, чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств. 3. Механизм предписывания.

Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать. Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих.

Существуют формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизм предписывания действует в армии. Там шире ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением. 4. Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний. Выполнение этих предписаний обусловливает для личности высокую вероятность решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.

Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен осознавать, что условием его успеха является соблюдение ролевых предуказаний. 5. Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли. Контроль осуществляется в разных формах - от воздействия общественного мнения, проявления недоверия до репрессий [9, с. 476-478]. Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушая заведенный порядок.

Социальная среда обусловливает ролевое поведение индивидов, т. е. социально повторяющееся, типичное.

Другие статьи

Тест по теме «Личность и её социализация»


Главная | О нас | Обратная связь

Тест по теме «Личность и её социализация»

1. Человека от животного отличает …

А) умение находить пропитание и обустраивать жилье б) страх смерти в) способность к продолжению рода г) умение защищаться от врагов

2. Утверждение о том, что поведение человека детерминировано бессознательными инстинктами, характерно для концепции …

А) психоанализа б) бихевиоризма в) социальной психологии г) структурно-функциональной парадигмы

3. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это …

А) самоорганизация б) инфантильность в) идентичность г) личность

4. Ролевая компетентность личности проявляется в том, что человек …

А) знает обо всех видах социальных ролей б) исполняет все социальные роли одновременно в) не знает о социальных ролях, но исполняет их правильно г) не смешивает социальные роли и быстро переключается с одной на другую

5. Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называется …

А) социальные ценности б) социальные правила в) социальные стереотипы г) социальные санкции

6. Концепция объяснения криминального поведения человека физическими характеристиками человека называется …

А) психологической б) биологической в) физической г) культурной

7. Бюрократ ориентируется исключительно на личные достижения в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к …

А) творчеству б) новаторству в) бунту г) ритуализму

8. В концепции личности Дж. Мида люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка, обозначаются как …

А) «значимые другие» б) «зависимые другие» в) «обобщенные другие» г) «вытесненные другие»

9. Поведение индивида в толпе отличает

А) социализация б) коммуникация в) индивидуализация г) деперсонификация

10. Парадигма взаимодействия в понимании социализации личности предполагает …

А) взаимодействие всех агентов социализации между собой

Б) направленность социализации на индивида как объект

В) стимулирование поведения индивида в процессе социализации

Г) активность агентов социализации и избирательность индивида

11. Процесс социализации исключает …

А) культурное развитие человека б) обучение личности в) воспитание личности г) )изоляцию личности

12. Какое высказывание верно?

1. Понятие "индивид" и "индивидуальность" означают одно и то же

2. Без общества индивид не может стать индивидуальностью

А) правильно только 1

Б) правильно только 2

В) оба высказывания неверны

Г) оба высказывания верны

13. Человеческий индивид как субъект межличностных отношений и социальной деятельности называется.

А) индивид б) человек в) индивидуальность г) личность

14. Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется.

А) личность б) индивид в) деятель г) лидер д) человек е) социальный субъект

15. Социальная роль личности - это.

А) ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности

Б) совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность

В) способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации

16. Какое высказывание верно?

1. Главным в характеристике личности является общественная сущность

2. Новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью

А) верно только 1

Б) верно только 2

Г) оба высказывания неправильны

17. Типовой образец поведения личности представлен в.

А) социальной роли б) социальном статусе

18. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, - это.

А) социальная реакция б) социальное действие в) социальная девиация

19. Социализация индивида - это.

А) развитие личности б) воспитание личности в) постепенное усвоение индивидом требований общества

20.К нормативной личности относится.

А) принятый культурой данного общества тип личности, наиболее отражающий особенности культуры б) наиболее распространенный в обществе тип личности в) идеальный тип личности

21.Процесс социализации завершается.

А) в юношеском возрасте б) в зрелом возрасте в) продолжается всю жизнь

22. Личность в социологии - это.

А) целостность социальных свойств индивида б) высшая ступень развития живых организмов в) отдельно взятый человек

22. Человек - существо.

А) социальное б) биологическое в) биосоциальное г) психосоциальное

23. Социальная роль личности - это.

А) ожидаемое поведение, ассоциируемое с социальным статусом личности

Б) совокупность наиболее значимых и характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность

В) способность к преодолению бессознательных влечений в процессе социализации

24. Социализация - это.

А) овладение политическими ролями, установками и формами поведения

Б) намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом

В) процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе

25.На поведение человека наибольшее влияние оказывают.

А) инстинкты б) рефлексы в) социализация

26. Типы поведения личности

А) нормативное б) юридическое в) девиантное г) делинквентное

27. Виды нормативного поведения

А) электическое б) правовое в) моральное

28. Виды правового поведения

А) правомерное б) неправомерное в) наказуемое

29. Отклоняющееся поведение бывает

А) социально одобряемым б) нейтральным в) осуждаемым

30. Понятие аномии ввел.

А) Э. Дюркгейм б) Т. Парсонс в) Р. Мертон

31. Автор теории подражания

А) Г. Тард б) -М. Вебер

32. Автор теории культурного переноса

А) Э. Сазерленд б) В. Миллер

33. Конфликтный подход к девиации разрабатывается в.

А) структурном функционализме б) марксизме

Раздел: личность и её социализация

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.

История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта. Стили взаимодействия.

Цель курса «Финансы» - изучение сущности финансов, функций финансов, современных теоретических концепций государственных финансов, вопросов государственного бюджета, налогообложения и контроля, принципов организации финансов экономических

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006. – 78с.

Бакалавр юриспруденции в рамках направления получает фундаментальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Ответы на тест по социологии

/ ответы на тест по социологии

Под делинквентным поведением понимается.

- поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и правилам

+ совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, поведение, не одобряемое законом

Под социальным контролем Р. Парк понимал.

- средства,которые общество применяет для обуздания своих непокорных членов

+ целенаправленное влияние общества на индивида ради создания и обеспечения в обществе социального порядка

Социальный контроль подразделяется на.

Социальный контроль по форме воздействия классифицируется на.

Основные методы социального регулирования и контроля

Основным инструментом социального контроля является.

- отдельный человек, представитель человеческого рода

- человек как существо творческое

+ человек как существо социальное

В.А. Ядов определяет личность как.

+ целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности "общения"

- субъект отношений сознательной деятельности при влиянии всей предшествующей истории на её развитие

Структура личности, по З.Фрейду.

+ Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Спер-Эго)

- бессознательное и сознательное

К структуре личности относятся потребности и мотивы поведения

К типам личности, выделенным П.Сорокиным, относятся.

- эгоистичная и альтруистичная

+ идеациональная, сенситивная, идеалистическая и псевдоидеалистическая

Личность с позиции "пассионарности" рассматривал.

Фрустрированному типу личности присуща.

Модальный тип - это.

- идеальный для общества

+ реально преобладающий в обществе

- оптимальный для общества

Эскейпизм в модель социальной адаптации личности включил.

Учебник: Психология личности - Глава: Глава 2 социотипическое поведение личности в истории культуры онлайн

Автор: Асмолов Александр Григорьевич

Глава 2 социотипическое поведение личности в истории культуры

При анализе социотипического поведения личности в системе «роль-для-всех» выделяются следующие направления исследований: а) разработка представлений о социогенетических истоках возникновения личности и социогенезе личности в истории развития общества; б) изучение социотипических проявлений в развитии и функционировании личности в разных этнических общностях (национальный характер, национальное самосознание, природа и функции этнических стереотипов); в) закономерности социотипического поведения в больших группах в разных сферах социально-исторического образа жизни (семья, работа, досуг и т. п.).

В психологии, и прежде всего в общей психологии личности, исследования, проводимые социологами, историками культуры, филологами, этнографами, специалистами по семиотике, часто не попадают в поле зрения психологов. Вместе с тем без координации с представителями всех этих наук проблема изучения социокультурных систем, в которых порождается и развивается личность, остается нерешенной. Существовал ли в истории общества особый «безличный период»? Какие отношения складывались между личностью и социальной ролью на разных этапах истории общества? Можно ли с уверенностью утверждать, что индивидуальный психологический портрет разных народов, проявляющийся в социальном и национальном характере народов, их духовном единстве, — реальность, а не вымысел? Ответ на эти вопросы, затрагивающие разные аспекты изучения социально-исторического образа жизни как источника развития личности, пытаются дать представители палеопсихологии, исторической психологии и этнопсихологии. При всех различиях этих пограничных областей человекознания их объединяет настойчивый интерес к социогенетическим закономерностям развития личности.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей особенности становления познания, мировоззрения личности, зарождения индивидуальности. Также уникальный материал для изучения социогенеза личности на карте разных культур одной эпохи дает этнопсихология. Попытки изучения социогенеза предпринимались В. Гумбольдтом, который по характеру языка строил представления о характере народа. Впоследствии закономерности социогенеза с помощью анализа продуктов культуры исследовались В. Вундтом. Изучение социогенеза в психоанализе и во французской социологической школе привело к выделению большого фактического материала, но не позволило раскрыть механизмы социогенеза. Эти механизмы, как правило, либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида (психоанализ), либо сводились к непосредственному общению сознаний (французская социологическая школа).

Исследованию социогенетических закономерностей развития личности препятствует такая типичная установка позитивистского мышления, как эгоцентризм в познании сложных социокультурных и психических явлений. Именно эгоцентризм, и в первую очередь такая его форма, как «европоцентризм», заставляет принимать логику европейского мышления за образец и превращать ее в натуральную, естественную характеристику сознания. При этом благополучно забывается, что сама эта формальная логика есть культурное приобретение. А если логика не дана сознанию от природы, а задана культурой, то правомерно и применительно к сознанию личности допустить несколько сосуществующих логик. Несмотря на фундаментальные исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурии (1930) и Л. Леви-Брюля (1930), посвященные анализу развития высших психических функций мышления в разных культурах, шоры европоцентризма вынуждают односторонне трактовать социогенетические закономерности развития личности.

В исследованиях развития личности односторонний эволюционизм приводит к тому, что культуру и психологию предшественников, других поколений считают проще, примитивнее, грубее, ниже. При этом забывается, что они не ниже и не проще, а они другие, иные, чем культура тех, кто их изучает. Преодолению одностороннего эволюционизма при изучении социогенеза процессов развития человека способствует положение об исторической гетерогенности мышления (Л. Леви-Брюль). Это положение заключается в отстаивании идеи о существовании разных познавательных структур у представителей того или иного общества, о социогенетической многоплановости личности. Наиболее детально представления об исторической гетерогенности мышления, возможности сосуществования в сознании человека определенной культуры одновременно пралогического и логического мышления, обусловленности зависимости различий мышления представителей разных культур характером совместной деятельности разработаны в исследованиях П. Тульвисте.

По аналогии с исторической гетерогенностью мышления человека представляется целесообразным рассматривать историческую гетерогенность личности в качестве одной из важных особенностей ее природы. В личности сосуществуют пласты разной геологической древности (Л. С. Выготский), социотипическое и индивидуальное поведение, причудливо переплетающиеся в действиях и поступках человека.

Социотипическое поведение личности и его проявления. Национальный и социальный характер

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п. Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, т. е. социотипические неосознаваемые особенности поведения, в проявлении которых субъект и группа выступают как одно неразрывное целое. При исследовании этих проявлений выявляют те существенные в культуре эталоны и стереотипы, через призму которых люди судят о представителях других этнических и социальных групп и ориентируясь на которые вступают с этими представителями в контакты. К таким этническим стереотипам относится, например, представление о педантичности всех немцев или вспыльчивости всех итальянцев и т. п. Нередко оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей. Так, В. Овчинников в своей повести «Корни дуба» пишет: «Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа? Ведь у каждого человека свой нрав и ведет он себя по-своему. Это, разумеется, верно, но лишь отчасти, ибо разные личные качества людей проявляются — и оцениваются — на фоне общих представлений и критериев. И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчета, можно судить о мере отклонений от нее, можно понять, как тот или иной поступок предстает перед глазами данного народа. В Москве, к примеру, положено уступать место женщине в метро или в троллейбусе. Это не означает, что так поступают все. Но если мужчина продолжает сидеть, он обычно делает вид, что дремлет или читает. А вот в Нью-Йорке или Токио притворяться нет нужды: подобного рода учтивость в общественном транспорте просто не принята».

К исследованиям национального характера вплотную примыкают работы, посвященные изучению социального и профессионального характера. На примере анализа природы социального характера, проведенного Э. Фроммом, рельефно видно, что работы, ведущиеся в пределах исследования взаимоотношений личности в системе «роль-для-всех», дают представления прежде всего об адаптивных моделях поведения личности. «Различные общества и классы внутри общества обладают своим особым социальным характером, и на его основании развиваются и приобретают силу определенные идеи. Если взглянуть на социальный характер с точки зрения его функций в социальном процессе, то мы должны будем начать. с утверждения, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, т. е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества .

Точными мазками эту характеристику социального характера высвечивает в романе «Новое назначение» писатель А. Бек, описывая проводы снятого Н. С. Хрущевым главы черной металлургии его сослуживцами, кадрами хозяйственного руководства: «Эпоха дала им свой чекан, привила первую доблесть солдата: исполнять! Их девизом, их «верую» стало правило кадровика-воина: приказ и никаких разговоров!». Следуя этому правилу, они знали, как должно и не должно действовать, чтобы добиваться успехов. Что же стоит за этой характеристикой социального характера сталинской эпохи, каковы ее психологический радикал и причина появления? Основное проявление социального характера этого времени — бегство от собственного принятия решения, от личностного выбора в ситуациях, жестко регламентируемых командами центра, и неприятие права на выбор у других. В системе сверхцентрализованного управления в сталинскую эпоху устанавливается социальный алгоритм, безличный распорядок жизни, в котором шаг в сторону расценивается как побег.

В такого рода строго контролируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждающийся в неподконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, в конечном итоге вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушность и исполнительность. В результате человек начинает нуждаться в регламентируемом образе жизни, где высшей добродетелью является исполнительность, беспрекословное выполнение приказов. Он уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как эти перемены сулят неизвестное, вынуждают к поиску, а поиск атрофирован.

И этнический характер, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, т. е. в том поведении, в котором личность слита с социальной общностью.

Социальные и этнические стереотипы подобны двуликому Янусу: а) они могут выступить как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, данной социальной группой, которые отражают индивидуальность данной социальной общности, ее отличность, если на нее взглянуть из другой точки социального пространства, из другой культуры; б) эти же стереотипы выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества, как социотипическая характеристика личности, о которой она узнает, сталкиваясь с другой культурой .

Подобная неуловимость этнических стереотипов личности в тех или иных, стандартных ситуациях в значительной степени затрудняет выделение исходной эмпирической области этнопсихологии и является одной из причин дискуссии о предмете этнопсихологии. Нередко звучит мнение, что изучение духовного единства этнической общности, образов «Мы» и «Я» в этносе вообще представляет собой погоню за призраками. При выделении предмета этнопсихологии необходимо исходить из тех реальных задач, которые ставит перед психологами и этнографами общественная практика. К таким задачам относятся оптимизация совместной деятельности и психологического климата многонациональных коллективов в армии, вузе, на предприятии; обучение с учетом специфически традиционного типа мышления и форм деятельности данной культуры в школе; сочетание интернациональных и национальных традиций в образе мира и образе жизни групп при планировании в архитектуре; учет социотипических и этнотипических особенностей поведения личности при распределении трудовых ресурсов. Решение этих задач с необходимостью требует выделения этнопсихологии в особую научную дисциплину.

Этнопсихология становится объектом изучения в проблемно-конфликтных ситуациях, вызванных переменами образа жизни представителей разных этнических групп. Иными словами, этнопсихологические характеристики личности (или группы) проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью (или группой) проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования. Из подобного понимания этнопсихологии вытекает, что специфические этнопсихологические социотипические феномены обнаруживаются и в известном смысле возникают в ситуациях взаимодействия разных культур, оказываются продуктом совместной деятельности в этих ситуациях. Например, некоторые социологические исследования свидетельствуют, что вследствие более жесткого социального контроля в селе меньше число правонарушений, чем в городе. Вместе с тем на материале обследования мигрантов татарской национальности из села в город было установлено, что в городе гораздо большее число правонарушений среди мигрантов из села. При переходе из села в город образуется ситуация конфликта, объективно вызванная прерывностью, «зазором» культур. В результате старые этнические нормы и стереотипы, сложившиеся в процессе образа жизни на селе, во многом утрачивают свою инструментальную функцию средств регуляции социотипического поведения в условиях городского образа жизни. При смене образа жизни личность мигранта может оказаться в ситуации конфликта. Благодаря полученным в этнопсихологии и социальной психологии фактам более явно выступает функция социотипического поведения в социогенезе: социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

Содержание