Руководства, Инструкции, Бланки

справка об оприходовании товара образец рб img-1

справка об оприходовании товара образец рб

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оприходование импортного товара

Закупили товар из китая. Есть договор, ГТД, оплата в долларах. заплатили ндс на таможне. Нет товарной накладной. на основании чего оприходовать товар и как отразить в бухгалтерском учете. Скачайте формы по теме

Импортный товар вы можете оприходовать на основании любых первичных документов от иностранного контрагента, например на основании инвойса.

При импорте товара осуществляются хозяйственные операции по передаче товара продавцом покупателю. В общем случае такая операция оформляется товарной накладной по унифицированной форме – ТОРГ-12. Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Однако действие закона № 402-ФЗ не распространяется на иностранные организации (ст. 2 402-ФЗ). Поэтому иностранная организация не обязана оформлять и подписывать с российской организацией товарную накладную по форме ТОРГ-12 при продаже товара российской организации

В бухучете импортные товары отражайте: по фактической себестоимости на счете 41 (п. 5 ПБУ 5/01 ). Формирование стоимости товара отразите проводками:

Дебет 41 Кредит 60 – отражена стоимость товара на дату перехода права собственности;

Дебет 44 Кредит 60 – приняты услуги по транспортировке товара;

Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с таможней» – начислена таможенная пошлина (таможенный сбор);

Дебет 41 Кредит 44 – сформирована стоимость товара с учетом расходов, связанных с приобретением;

Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в валюте, производится в рублях по курсу Банка России, действующему на дату их принятия к учету (п. 19 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете импорт товаров из стран, не входящих в Таможенный союз

Товары принимаются к бухучету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 и п. 15 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н ). Фактическая себестоимость импортных товаров складывается из следующих составляющих:*

  • контрактной цены;
  • дополнительных расходов покупателя, не включенных в стоимость сделки, например расходы на доставку;
  • таможенных пошлин и сборов ;
  • акцизов (для подакцизных товаров).

В перечень затрат, формирующих фактическую стоимость товаров, приведенный в пункте 6 ПБУ 5/01, прямо включены только таможенные пошлины, а таможенные сборы не упомянуты. Но поскольку уплата таможенных сборов при импорте товаров обязательна, эти затраты следует рассматривать как непосредственно связанные с приобретением товаров и включать их в стоимость (п. 6 ПБУ 5/01 ).

В бухучете формирование стоимости товара отразите проводками:*

Дебет 41 Кредит 60
– отражена стоимость товара на дату перехода права собственности;

Дебет 44 Кредит 60
– приняты услуги по транспортировке товара;

Дебет 44 Кредит 60
– отражены посреднические услуги по приобретению товара (при приобретении товара через посредника);

Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с таможней»
– начислена таможенная пошлина (таможенный сбор);

Дебет 41 Кредит 44
– сформирована стоимость товара с учетом расходов, связанных с приобретением;

Дебет 41 Кредит 19 субсчет «Акцизы»
– включена в себестоимость ввезенного товара сумма акциза.

Оценка товаров и расходов, оплаченных валютой

Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в валюте, производится в рублях по курсу Банка России, действующему на дату их принятия к учету (п. 19 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н ).*

Если импортные товары оплачиваются авансом (полностью или частично), контрактную стоимость товаров в рублях в бухучете определите следующим образом:*

  • часть стоимости, в счет оплаты которой был перечислен аванс, определите по курсу на дату перечисления денег (абз. 2 п. 9. п. 10 ПБУ 3/2006);
  • неоплаченную часть стоимости приобретенных товаров определите по официальному курсу на дату перехода права собственности на них (п. 5. абз. 1 п. 9 ПБУ 3/2006).

Часть задолженности, оплаченную авансом, не переоценивайте. Что касается неоплаченной части задолженности за принятые к учету товары, то ее нужно переоценивать по состоянию на конец каждого месяца и (или) на дату погашения задолженности перед поставщиком (п. 7 ПБУ 3/2006 ). Возникающие при этом курсовые разницы отражайте в бухучете как прочие доходы или расходы (п. 13 ПБУ 3/2006 ).*

Пример определения стоимости импортных товаров, оплаченных в валюте. Расчеты с поставщиком производятся в два этапа: 50 процентов – авансом и 50 процентов – после получения товаров

ООО «Торговая фирма "Гермес"» импортировало в Россию партию товаров. Условия поставки согласно контракту – FCA (франко-перевозчик). Иностранная компания передала товары перевозчику 20 июня. Контрактная стоимость товаров составляет 20 000 долл. США. 15 июня «Гермес» перечислил поставщику аванс в размере 50 процентов от стоимости товаров. Окончательный расчет был произведен 4 августа.

Условный курс доллара составляет:

Операции, связанные с оприходованием и оплатой товаров, отражены в бухучете следующим образом.

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 52
– 290 000 руб. (10 000 USD. 29,0 руб./USD) – перечислена предоплата за партию импортных товаров.

Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком»
– 590 000 руб. (290 000 руб. + 10 000 USD. 30,0 руб./USD) – отражен переход права собственности на партию импортных товаров;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 290 000 руб. – зачтен аванс, перечисленный поставщику.

Дебет 91-1 Кредит 60
– 5000 руб. (10 000 USD. (30,5 руб./USD – 30,0 руб./USD) – отражена отрицательная курсовая разница по неоплаченной части задолженности на отчетную дату.

Дебет 60 Кредит 91-1
– 3000 руб. (10 000 USD. (30,5 руб./USD – 30,2 руб./USD) – отражена положительная курсовая разница по неоплаченной части задолженности на отчетную дату.

Дебет 60 Кредит 52
– 305 000 руб. (10 000 USD. 30,5,0 руб./USD) – погашена задолженность за поставленные товары;

Дебет 91-1 Кредит 60

– 3000 руб. (10 000 USD. (30,5 руб./USD – 30,2 руб./USD) – отражена отрицательная курсовая разница на дату погашения задолженности перед поставщиком.

Выраженные в иностранной валюте расходы, связанные с ввозом импортных товаров, тоже пересчитываются в рубли* (ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 4. 20 ПБУ 3/2006). Переоценка стоимости импортной услуги производится на дату признания этих расходов (приложение к ПБУ 3/2006 ). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99 ).

При этом для признания расходов в бухучете должен соблюдаться ряд условий, в частности, условие о том, что сумма расхода может быть определена (п. 16 ПБУ 10/99 ). Например, при приобретении услуг сумма расходов может быть определена после подписания акта приемки-передачи. На эту дату и произведите пересчет в рубли расходов, выраженных в валюте и связанных с ввозом импортных товаров. В дальнейшем кредиторская задолженность за оказанные услуги пересчитывается в рубли на отчетную дату (последнее число текущего месяца) и на дату погашения (п. 7 ПБУ 3/2006 ).

Если расходы, связанные с приобретением импортных товаров, оплачены авансом, отразите их в бухучете по курсу на день внесения предоплаты (абз. 2 п. 9. п. 10 ПБУ 3/2006). В дальнейшем пересчет этой суммы не производите (п. 10 ПБУ 3/2006 ).


Обычно НДС, взимаемый при ввозе товаров, перечисляют на счет таможни авансом, а затем при возникновении у организации обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза ).

Эти операции отражают проводками:*

Дебет 76 субсчет «Расчеты с таможней по НДС» Кредит 51
– перечислен аванс для уплаты НДС на таможне;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС, подлежащий уплате на таможне;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты с таможней по НДС»
– списан таможней НДС, подлежащий уплате по ввозимым товарам.

При этом, даже если организация применяет упрощенку, является плательщиком ЕНВД или ЕСХН либо воспользовалась правом на освобождение от НДС, она все равно должна уплатить НДС при ввозе товаров на территорию России (п. 3 ст. 145. п. 3 ст. 346.1. п. 2 ст. 346.11. п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию России, подлежат вычету при условии, что ввозимые товары будут использованы при осуществлении операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ ).

При применении вычета по НДС сделайте проводку:*

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.

Подробнее о том, как рассчитать акцизы и НДС с импортных товаров, см.:

Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, сумму этого налога учитывайте отдельно от стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01 ). Об учете товаров при применении различных налоговых режимов см. Как отразить в бухучете приобретение товаров .

Оприходование импортных товаров

В бухучете импортные товары отражайте: по фактической себестоимости на счете 41 (п. 5 ПБУ 5/01 ). Затраты, связанные с приобретением товаров, не включенные в их таможенную стоимость, организация, осуществляющая торговую деятельность, может учесть в себестоимости товаров или в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01 ).* Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете приобретение товаров .

Пример отражения в бухучете операций по приобретению импортного товара*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобретает у индийского поставщика шелковые ткани. Условия поставки согласно контракту – FCA (франко-перевозчик) Нью-Дели (Индия). Момент перехода права собственности согласно условиям контракта соответствует моменту перехода рисков, то есть моменту передачи товара перевозчику, указанному покупателем. Контрактная стоимость тканей составила 380 000 долл. США, расходы по страхованию груза в пути – 3000 долл. США.

Индийский поставщик передал партию шелковых тканей перевозчику 29 октября. Деньги за ткани были перечислены индийскому поставщику 3 ноября того же года.

Товар прибыл в Москву 30 октября. В тот же день была подана и принята таможенным органом таможенная декларация и перечислены все таможенные платежи.

Стоимость услуг транспортного экспедитора (погрузочно-разгрузочные работы, перевозка, хранение товара) составила 550 000 руб. расходы на доставку тканей до склада в Москве из аэропорта – 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.). Оплачены услуги экспедитора и приобретен страховой полис 26 октября.

Курс доллара, установленный Банком России, составляет:

  • 26 октября – 29,0 руб./USD;
  • 29 октября – 30,0 руб./USD;
  • 30 октября – 30,5 руб./USD;
  • 31 октября – 30,5 руб./USD (курс не менялся);
  • 3 ноября – 30,7 руб./USD.

«Гермес» является плательщиком НДС.

Бухгалтер «Гермеса» определил фактическую стоимость шелковых тканей следующим образом.

1. Контрактная стоимость тканей, уплачиваемая поставщику, составляет 380 000 долл. США. В пересчете по курсу Банка России, действующему на дату перехода права собственности (29 октября), эта сумма составляет:
380 000 USD. 30,0 руб./USD = 11 400 000 руб.

2. Стоимость страховки была оплачена авансом. Поэтому бухгалтер «Гермеса» пересчитал стоимость этой услуги в рубли по курсу на день оплаты:
3000 USD. 29,0 руб./USD = 87 000 руб.

3. Бухгалтер «Гермеса» определил таможенную стоимость тканей методом по стоимости сделки (т. е. контрактная стоимость + расходы, произведенные покупателем, но не включенные в стоимость контракта) по курсу на день подачи таможенной декларации:
(380 000 USD. 30,5 руб./USD) + 87 000 руб. + 550 000 руб. = 12 227 000 руб.

Поскольку таможенная стоимость находится в интервале более 10 000 000,01 руб. но не выше 30 000 000,00 руб. таможенный сбор за таможенное оформление товара составил 50 000 руб. (постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 ).

Ставка таможенной пошлины по шелковым тканям составляет 5 процентов от таможенной стоимости. Следовательно, сумма таможенной пошлины по ввозимым шелковым тканям равна:
12 227 000 руб. 5% = 611 350 руб.

4. В стоимость приобретаемых товаров бухгалтер «Гермеса» включил контрактную стоимость, расходы экспедитора, страхование груза, таможенную пошлину и сборы, а также доставку из аэропорта на склад в Москве. Таким образом, фактическая стоимость приобретения импортных тканей составила:
11 400 000 руб. + 87 000 руб. + 550 000 руб. + 50 000 руб. + 611 350 руб. + 3000 руб. = 12 701 350 руб.

Налоговая база по НДС, подлежащему уплате при ввозе тканей на территорию России, равна:
12 227 000 руб. + 611 350 руб. = 13 838 350 руб.

Сумма НДС составила:
13 838 350 руб. 18% = 2 310 903 руб.

Для отражения в бухучете расчетов с разными поставщиками бухгалтер «Гермеса» открыл к счету 60 субсчета:

  • «Расчеты с экспедитором»;
  • «Расчеты с иностранным поставщиком»;
  • «Расчеты с перевозчиком»;
  • «Расчеты по авансам выданным».

К счету 76 бухгалтер «Гермеса» открыл субсчета:

Бухгалтер «Гермеса» отразил операции по импорту тканей следующими проводками.*

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– 550 000 руб. – перечислена предоплата экспедитору за транспортные услуги по перевозке груза из Нью-Дели в Москву;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по страхованию товара» Кредит 52
– 87 000 руб. (3000 USD. 29,0 руб./USD) – перечислен страховой взнос.

Дебет 41-5 субсчет «Товары в пути» Кредит 60 «Расчеты с иностранным поставщиком»
– 11 400 000 руб. (380 000 USD. 30,0 руб./USD) – отражена стоимость приобретенных шелковых тканей в момент перехода права собственности (передачи товаров перевозчику).

Дебет 41 Кредит 41-5 субсчет «Товары в пути»
– 11 400 000 руб. – оприходованы поступившие на склад импортные ткани;

Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты с экспедитором»
– 550 000 руб. – отражена сумма расходов экспедитора на доставку товара в Москву (на основании акта приемки-сдачи работ);

Дебет 60 субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 550 000 руб. – произведен зачет выплаченной ранее предоплаты транспортных услуг;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по страхованию товара»
– 87 000 руб. – отражены расходы на страхование тканей в пути, по курсу на день оплаты;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты с таможней»
– 50 000 руб. – включены в стоимость товаров таможенные сборы за таможенное оформление тканей;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с таможней» Кредит 51
– 50 000 руб. – уплачен таможенный сбор за таможенное оформление тканей;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты с таможней»
– 611 350 руб. – включена в стоимость товаров таможенная пошлина;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с таможней» Кредит 51
– 611 350 руб. – уплачена таможенная пошлина;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 2 310 903 руб. – начислен НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 2 310 903 руб. – уплачен НДС;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с перевозчиком» Кредит 51
– 3540 руб. – оплачены расходы по перевозке партии тканей из аэропорта на склад в Москве;

Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
– 3000 руб. – включены в стоимость товара расходы по перевозке партии тканей из аэропорта на склад в Москве;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
– 540 руб. – отражен НДС по расходам по перевозке партии тканей из аэропорта на склад в Москве;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2 311 443 руб. (2 310 903 руб. + 540 руб.) – предъявлен к вычету НДС, уплаченный при ввозе тканей, а также НДС, предъявленный перевозчиком при транспортировке груза из аэропорта на склад.

Дебет 91-2 Кредит 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком»
– 190 000 руб. (380 000 USD. (30,5 руб./USD – 30,0 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница от переоценки кредиторской задолженности на конец месяца.

Дебет 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком» Кредит 52
– 11 666 000 руб. (380 000 USD. 30,7 руб./USD) – перечислено иностранному поставщику за ткани;

Дебет 91-2 Кредит 60 субсчет «Расчеты с иностранным поставщиком»
– 76 000 руб. (380 000 USD. (30,7 руб./USD – 30,5 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница по расчетам с иностранным поставщиком.

Сергея Разгулина. действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать документооборот в бухгалтерии

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ).

Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению.* Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012. письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941 .

Если для какого-либо факта хозяйственной жизни постановлением Госкомстата России установлена унифицированная форма первичного документа, то организация вправе по собственному выбору:*

  • либо разработать форму документа самостоятельно;
  • либо использовать унифицированную форму.

По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ).* То есть руководитель должен утвердить либо самостоятельно разработанную организацией форму, либо факт использования организацией унифицированных форм.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Другие статьи

Товар из России! Форум

В соответствии с Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 июля 2001 г. № 33 "О статистическом декларировании товаров", принятом в развитие Указа Президента № 7 от 04.01.2000 г. (п.2.7), передаваемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь товары и принимаемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь от нерезидента Республики Беларусь товары при отсутствии в соответствии с законодательством их таможенного оформления подлежат декларированию для целей статистического учета таких товаров.

Технология статистического декларирования (без уплаты таможенных платежей) следующая:

Статистическая декларация представляется импортером (резидентом Республики Беларусь, заключившим внешнеторговый договор) в центр статистического декларирования товаров, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь или пункт таможенного оформления таможни, в зоне деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования), по каждой импортной отгрузке (поставке) товаров, осуществляемой на одних и тех же условиях в рамках одной внешнеэкономической операции по одной товарно-транспортной накладной, если стоимость товаров, указанных в такой накладной, превышает в эквиваленте 200 евро. Если в соответствии с законодательством при поступлении товаров не предусмотрено наличие товарно-транспортной накладной, то допускается использование счета-фактуры (инвойса) либо иного документа, установленного законодательством для учета движения товарно-материальных ценностей и содержащего сведения, достаточные для заполнения статистической декларации.

При ввозе товаров статистическая декларация представляется не позднее 5 календарных дней с даты оприходования товаров на склад, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь.

Периодическая статистическая декларация представляется не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в отношении всех импортированных товаров по фактам (двум и более) поставки товаров по одному внешнеторговому договору, поставленных на одних и тех же условиях с одним нерезидентом Республики Беларусь за отчетный месяц, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь.

Исчисление сроков представления статистической декларации необходимо начинать с даты оприходования товаров.
При этом в случае, если последний день срока представления статистической декларации приходится на нерабочий день, то статистическая декларация может быть представлена в ближайший следующий за ним рабочий день. При этом под нерабочими днями понимаются выходные дни, а также государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

Для статистического декларирования товаров, имеющих российское либо белорусское происхождение, декларант - резидент Беларуси должен предоставить следующие документы :
- документы, подтверждающие полномочия представителя декларанта (доверенность, приказ о назначении, личный паспорт) и/или их копии;
- свидетельство о присвоении учетного номера налогоплательщика либо свидетельство о регистрации идентификационных таможенных номеров импортера и\или получателя товаров, если в таможне отсутствует информация об этих номерах;
- статистическую декларацию формы ТД-1 и необходимое число формуляров ТД-2 или ТД-3, заполненных в соответствии с Инструкцией (+ электронная копия) ;
- зарегистрированный паспорт сделки, если его регистрация предусмотрена действующим законодательством. При этом в статистической декларации указывается номер паспорта сделки;
- внешнеторговый договор и дополнения (приложения, спецификации) к нему (в случае отсутствия зарегистрированного паспорта сделки по договору) (+ ксерокопии, заверенные печатью заявителя, если регистрация паспорта сделки не предусмотрена действующим законодательством);
- справку, подтверждающую дату оприходования товаров на склад, подписанную уполномоченным должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
- товаросопроводительные документы (счет, счет-фактура, CMR (ТТН, ТН), ж/д накладная) (+ ксерокопии, заверенные печатью заявителя);
- оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой РФ (перечень товаров, на которые требуется обязательное предоставление СТ-1) либо другой документ, подтверждающий российское или белорусское происхождение товара (сертификаты (соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные и др.), упаковочные листы, отгрузочные спецификации или иные документы, содержащие сведения о стране происхождения товаров (ксерокопия, заверенные печатью заявителя));
- для ИП: ксерокопию документа об уплате единого налога с отметкой налогового органа о его зачислении в бюджет, заверенную печатью (подписью) индивидуального предпринимателя с указанием даты (представляется только индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога).

Более подробно информацию о статистическом декларировании Вы можете найти в ПОСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 июля 2001 г. № 33 "О СТАТИСТИЧЕСКОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ " (с многочисленными изменениями).

Порядок оформления и регистрации паспортов сделки указан в ПОСТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 июля 2001 г. № 32 "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ" (с многочисленными изменениями).

"Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, это расходы" (с)

Некоторые аспекты ввоза товаров из Российской Федерации

Вопросы увеличения объема товарооборота с нашим ближайшим соседом и партнером Российской Федерацией являются актуальными как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
В настоящей статье на конкретных примерах автором рассмотрены основные положения нормативных правовых актов РБ, регламентирующих порядок осуществления внешнеторговых операций с предпринимателями РФ.

Механизм валютного контроля за проведением внешнеторговых операций регламентируется нормами Указа Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее -Указ № 7). Этим же документом утверждено Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций (далее - Положение).
В развитие норм Указа № 7 ГТК РБ были приняты постановление от 07.07.2001 № 32 «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами» (далее - постановление № 32) и от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 33).
Рассмотрим порядок применения основных положений вышеперечисленных нормативных правовых актов на практике при ввозе товаров из РФ.
Указом № 7 были введены два основных документа валютного контроля, регистрируемые таможенными органами: паспорт сделки (документ установленной формы, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам, общая стоимость товаров по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций) и статистическая декларация (таможенная декларация по форме грузовой таможенной декларации, которая оформляется экспортером или импортером для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров при отсутствии их таможенного оформления по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 200 евро, регистрируется в таможенных органах и является документом валютного контроля внешнеторговых операций).
При этом под экспортом понимается передача резидентом РБ товаров, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту РБ, а под импортом - принятие резидентом РБ товаров, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента РБ.
Согласно подп. 1.26 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) резиденты РБ - это юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательством, их представительства и дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства РБ, находящиеся за пределами РБ, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в РБ, в т. ч. временно находящиеся за пределами РБ.
Нерезиденты РБ - лица, не указанные в предыдущем определении.
Таким образом, статистическая декларация и паспорт сделки подлежат регистрации в таможенном органе, в т.ч. и при проведении внешнеэкономических операций с представителями субъектов хозяйствования РФ.
Следует обратить внимание, что в п. 15 Положения установлены обязательные требования к содержанию внешнеэкономических контрактов. Так, в данном документе должны быть указаны:
• дата и место заключения договора,
• предмет договора,
• количество, качество и цена товара,
• условия расчета и поставки,
• валюта платежа,
• сроки поставки товаров,
• ответственность сторон,
• порядок разрешения споров,
• названия, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.
В соответствии с подп. 3.6 п. 3 постановления № 32 основанием для отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки являются:
• отсутствие разрешения Минторга РБ на продление срока проведения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров или денежных средств превышает срок, установленный законодательством;
• указание в экспортном паспорте сделки в качестве получателя платежа третьего лица (лица, не являющегося экспортером и соответственно не указанного в графе 14 паспорта сделки), если иное не определено Совмином РБ и Нацбанком РБ, за исключением случаев, когда получателем платежей за товары, сделки с которыми совершены на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», является данное ОАО;
• отсутствие на договоре оттиска штампа ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в отношении товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах данного ОАО;
• отсутствие в договоре следующих сведений:
- даты заключения договора;
- предмета договора;
- количества товара;
- условий расчета и поставки;
- валюты платежа;
- сроков поставки товара;
- названий, юридических адресов и банковских реквизитов договаривающихся сторон.
Пример 1.
Между российской фирмой «Л» и белорусским РУП «К» заключен внешнеэкономический контракт на поставку уголка стального на сумму 5 000 евро. В договоре не было указано качество товара, т.е. не выполнены требования к содержанию внешнеэкономических договоров, установленные п. 15 Положения.
Так как подл. 3.6 п. 3 постановления № 32 не содержит такого основания для отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки, как отсутствие в контракте сведений о качестве товаров, таможенный орган выдаст свидетельство регистрации паспорта сделки.

Пример 2.
Между фирмой «Л» (г. Москва) и ОАО «Т» (г. Минск) был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым фирма «Л» поставляет ОАО «Т» картофель семенной производства белорусского КФХ «Н». Стоимость контракта — 2 100 долл. США. Товар отгружается непосредственно с КФХ «Н» (Браславский р-н Витебской области) и перевозится в г. Минск ОАО «Т», которое одновременно является получателем.
Указ № 7 устанавливает, что паспорт сделки - это документ, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам, общая стоимость товаров по которым превышает в эквиваленте 1 500 евро.
Экспортер (импортер) - это резидент РБ, который заключил внешнеторговый договор. Под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом РБ, предусматривающий возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Под импортом понимается принятие резидентом РБ товаров, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента РБ.
Ввиду того, что в данном случае имеет место факт возмездной передачи товаров по договору купли-продажи между резидентом и нерезидентом РБ, общая стоимость товаров по которому превышает в эквиваленте 1 500 евро, то соответственно в данном случае требуется регистрация паспорта сделки и статистической декларации.

Пример 3.
Между фирмой «Т» (г. Санкт-Петербург) и индивидуальным предпринимателем Е. (г. Минск) заключен договор купли-продажи на сумму 10 000 евро, в соответствии с которым фирма «Т» поставляет индивидуальному предпринимателю Е. трикотажные изделия производства - Турция. Импортируемый товар помещен в РФ под таможенный режим свободного обращения. В связи с тем, что Е. является плательщиком единого налога, а трикотажные изделия будут реализовываться в розницу на рынке, ввезенный товар до 31.12.2008 г. не подлежит таможенному оформлению.
В рамках указанного внешнеторгового контракта индивидуальный предприниматель Е. ввез в РБ партию трикотажных изделий стоимостью 250 евро.
Так как статистическая декларация оформляется импортером для целей статистического учета импорта товаров при отсутствии их таможенного оформления по каждой импортной поставке товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 200 евро, то в рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель Е. обязан представить в таможенный орган статистическую декларацию.

Указом № 7 определено, что поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета экспортеров, если иное не определено Президентом РБ или по его поручению Совмином РБ и Нацбанком РБ. Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, определенных законодательством. Данные вопросы в настоящее время регулируются совместным постановлением Совмина РБ и Нацбанка РБ от 25.09.2000 № 1476/49 «О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций».
В случае неденежной формы прекращения обязательств поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) может осуществляться путем обмена на эквивалентное по стоимости количество других товаров (работ, услуг), оформленных двусторонним внешнеторговым договором (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), а по иным операциям при неденежной форме прекращения обязательств резидент РБ имеет право получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, если иное не установлено Совмином РБ.
Данное требование не распространяется на суммы авансов в наличной иностранной валюте, полученные представителями международных перевозчиков (экспедиторов) от нерезидентов за границей РБ и используемые для оплаты расходов по перевозке (экспедиции) грузов по договорам, в счет оплаты которых эти средства получены.

Пример.
Между российским ОАО «У» и белорусским ООО «К» заключен договор, в соответствии с которым ООО «К» оказывает услуги по строительству жилых зданий на территории г. Москвы. Кроме того, между российским ОАО «У» и российской фирмой «Ц» также заключен договор, по условиям которого ОАО «У» продало фирме «Ц» стройматериалы. Между ОАО «У» и ООО «К» будет подписан договор уступки требования, согласно которому фирма «Ц» будет поставлять ООО «К» товары.
В связи с тем, что рассматриваемый случай является неденежной формой прекращения обязательств, не предусматривающей обмен товарами (работами, услугами), соответственно резидент РБ - ООО «К» - имеет право получить по договору уступки требования исключительно сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства.

Расчеты по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели оформили паспорта сделок, осуществляются только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок.
Расчеты в белорусских рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг) не допускаются, если иное не определено Совмином РБ и Нацбанком РБ. В то же время постановление Совмина РБ и Нацбанка РБ от 25.09.2000 № 1476/49 «О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций» позволяет осуществлять расчеты в белорусских рублях с резидентами РБ в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг) при:
• оплате за поставляемые нерезиденту РБ товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в счет поставок энергоносителей в РБ, если плательщиком выступает резидент РБ, в счет погашения задолженности которого осуществляются поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) нерезиденту РБ;
• оплате за товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), поставляемые санаторно-курортным учреждениям, подчиненным Управлению делами Президента РБ, расположенным на территориях других государств, за счет денежных средств, полученных от реализации путевок указанных учреждений через государственное учреждение «Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента РБ;
• экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом в рамках международных договоров, предусматривающих соответствующий порядок расчетов;
• проведении уполномоченными банками РБ платежей по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) с экспортером, если денежное требование по внешнеторговому договору выражено в белорусских рублях;
• покупке у экспортера уполномоченным банком РБ ценных бумаг (кроме акций), выпущенных нерезидентами РБ, номинированных в белорусских рублях и полученных экспортером от нерезидентов РБ по внешнеторговому договору;
• покупке у экспортера или предъявлении экспортером к платежу уполномоченному банку РБ ценных бумаг (кроме акций), полученных от нерезидента РБ по внешнеторговому договору, выпущенных уполномоченным банком РБ и номинированных в белорусских рублях;
• покупке у экспортера ценных бумаг Нацбанка, номинированных в белорусских рублях или иностранной валюте и полученных от нерезидента РБ по внешнеторговому договору.
Следует сказать, что Указом № 7 установлена норма, согласно которой не допускается продажа (реализация) нерезиденту РБ товаров, названных в перечне товаров, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретенной на внутреннем валютном рынке, продажа (реализация) которых нерезиденту Республики Беларусь не допускается, утвержденном постановлением Совмина РБ от 31.01.2000 № 124.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям:
• поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами РБ, - не позднее 180 календарных дней;
• выполнение работ, оказание услуг по импорту - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги;
• поступление товаров по импорту - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары;
• поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, - не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки.
В указанных случаях датой:
• отгрузки (поступления) товаров по внешнеторговому договору считается день их таможенного оформления в таможенных режимах, предусмотренных ТК. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, произведенного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером;
• выполнения работ (оказания услуг) считается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (услуг), при осуществлении международных перевозок -дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товаросопроводительных документах, при оказании услуг по переработке сырья заказчика - дата отгрузки (поступления) готовой продукции, произведенной из этого сырья;
• поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) считается дата их зачисления на счет экспортера в обслуживающем банке, в случаях, предусмотренных законодательством, -на счета в иностранных банках;
• проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера. В случае использования аккредитивной формы расчетов датой проведения платежа считается дата списания денежных средств по аккредитиву со счета импортера (проведение по аккредитиву оплаты).

Согласно подп. 1.30 п. 1 ст. 8 ТК таможенное оформление — это совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.
В соответствии со ст. 66 ТК таможенное оформление завершается:
• при помещении товаров под таможенный режим - выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказом в выдаче такого свидетельства;
• при помещении товаров под таможенную процедуру - выдачей таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказом в выдаче такого разрешения;
• при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, - выдачей таможенным органом таможенного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры, либо отказом в выдаче такого таможенного документа, либо оформлением завершения таможенной процедуры в ином порядке в соответствии с ТК;
• при убытии товаров с таможенной территории - выдачей таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказом в выдаче такого разрешения.
Таким образом, если товар подлежит таможенному оформлению, то день таможенного оформления товаров в таможенных режимах, предусмотренных ТК, - это последний день таможенного оформления, т.е. дата выдачи свидетельства о помещении товаров под определенный таможенный режим.

Пример.
Между белорусским РУЛ «Л» и российским ОАО «С» заключен внешнеторговый контракт на поставку из РБ ткани лавсановой на сумму 5 000 евро.
В связи с тем, что экспорт осуществляется по контракту, заключенному между белорусским и российским субъектами хозяйствования и товар не подлежит таможенному оформлению, то под датой отгрузки следует понимать дату отпуска товаров со склада, произведенного в установленном порядке.

Далее рассмотрим особенности таможенного оформления товаров, происходящих из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в РФ и ввозимых из РФ в РБ.
В соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 30.05.1995 № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» (далее -Указ № 20 таможенный контроль на границе РБ с РФ отменен, однако данное требование не распространяется на отдельные товары, которые подлежат таможенному оформлению при их ввозе из РФ.
Так, в развитие норм Указа № 208 было издано постановление Совмина РБ от 27.06.2003 № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее - постановление № 869).
В частности, постановлением № 869 определено, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров, происходящих из РБ или РФ либо находящихся в свободном обращении в РБ, перемещаемых в пределах таможенных территорий РБ и РФ, не производятся, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Пример.
Между фирмой «Л» (г. Калининград) и ОАО «Т» (г. Минск) заключен договор купли-продажи на сумму 10 000 евро, в соответствии с которым фирма «Л» поставляет ОАО «Т» товар «Килька балтийская». Страна происхождения товара - РФ, что подтверждается надлежаще оформленным сертификатом формы
СТ-1. Товар ввозится из Калининградской области РФ на территорию РБ транзитом через территорию Литвы.
Рассматриваемый товар перемещается через территорию Литовской Республики, т.е. он не перемещается в пределах таможенных территорий РБ и РФ. Соответственно данный товар подлежит таможенному оформлению. При этом таможенному органу будут уплачиваться исключительно таможенные сборы за таможенное оформление, ставки которых определены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах».

Постановлением № 869 также определено, что таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых в РБ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за некоторым исключением) товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в РФ, а также происходящих из РФ и ввозимых данными лицами по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, указанных в приложении 1 к постановлению Совмина РБ от 28.06.2002 № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее - постановление № 865), производятся в таможенном органе, в зоне деятельности которого находится получатель товара.
Напомним, что в вышеуказанном приложении 1 содержится перечень стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли (Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан и Украина).

Между немецкой фирмой «Л» и белорусским ОАО «Т» заключен договор купли-продажи на сумму 10 000 евро, в соответствии с которым фирма «Л» поставляет из г. Смоленска (РФ) ОАО «Т» товар (лекарственное средство), классифицируемый кодом 3004 10 100 1 ТН ВЭД РБ. Страна происхождения товара - РФ, что подтверждается надлежаще оформленным сертификатом формы СТ-1. Таможенная стоимость временно ввезенного товара составляет 1 000 000 бел. руб. (условно). Курс евро, действующий на день представления таможенной декларации на помещение товара под таможенный режим свободного обращения, установлен Нацбанком РБ в размере 2 800 руб./евро.
В связи с тем, что лекарственное средство происходит из РФ, но ввозится по внешнеэкономической сделке, участником которой является немецкая фирма «Л» (при этом ФРГ не приведена в приложении 1 к постановлению № 865), то ввозимый товар подлежит таможенному оформлению.
Для случая, когда ставка таможенной пошлины адвалорная (10%), таможенные платежи в отношении данного товара рассчитываются следующим образом:
Наименование таможенного платежа Ставка Порядок расчета и облагаемая база Сумма платежа, тыс. руб.
1. Таможенные сборы за таможенное оформление 35 евро 35 евро х 2 800 руб./ евро = 98 000 руб. 98,0
2. Ввозная таможенная пошлина 10% 1 000 000 руб. х10% = 100 000 руб. 100,0
Итого, таможенные платежи 198,0

Кроме того, постановлением № 869 установлено, что ввозимые по 31 декабря 2008 г. из РФ индивидуальными предпринимателями товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в РФ (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог в соответствии с законодательными актами, не подлежат таможенному оформлению.

Пример 1.
Между фирмой «Т» (г. Санкт-Петербург) и индивидуальным предпринимателем Е. (г. Минск) заключен договор купли-продажи на сумму 5 000 евро, в соответствии с которым фирма «Т» поставила индивидуальному предпринимателю Е. трикотажные изделия производства - Турция. Импортируемый товар помещен в РФ под таможенный режим свободного обращения. Индивидуальный предприниматель Е. является плательщиком единого налога, а трикотажные изделия были реализованы им в розницу на рынке.
Ввезенный индивидуальным предпринимателем Е. товар не подлежит таможенному оформлению в связи с тем, что он относится к категории плательщиков единого налога в соответствии с п. 3 Положения о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденного Указом Президента РБ от 18.06.2005 № 285 (далее - Указ № 285).

Пример 2.
Между фирмой «Т» (г. Санкт-Петербург) и индивидуальным предпринимателем Е. (г. Минск) заключен договор купли-продажи на сумму 5 000 евро, согласно которому фирма «Т» поставила индивидуальному предпринимателю Е. запасные части к автомобилям китайского производства. Импортируемый товар помещен в РФ под таможенный режим свободного обращения. Данный товар индивидуальный предприниматель Е. являющийся плательщиком единого налога, передал в соответствии с договором комиссии предприятию автомотосервиса, которое реализовало данный товар в розничной торговле физическим лицам, о чем имеется соответствующее документальное подтверждение.
Абзацем вторым п. 3 Указа № 285 определено, что не подлежат таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной (сборами) при ввозе на территорию РБ товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в РФ (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог.
В рассматриваемой ситуации ввезенные запасные части к автомобилям были переданы предприятию автомотосервиса, а не реализованы индивидуальным предпринимателем Е. в розничной торговле, следовательно, они подлежали таможенному оформлению в установленном порядке.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На примерах рассмотрим некоторые типичные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности с РФ.

Пример 1.
Между российской ООО «Л» и белорусским ОАО «А» заключен внешнеэкономический контракт на поставку мыла жидкого туалетного на сумму 5 000 евро. Однако паспорт сделки был представлен в таможенный орган для регистрации уже после получения партии товара на сумму 50 евро и привлечения к административной ответственности ОАО «А».
Возникает вопрос: законно ли было в рассматриваемом случае привлечено к административной ответственности ОАО «А», т.к. статистическая декларация в данном случае не должна была представляться в таможенный орган, а до получения первой партии товара не было известно, будет ли исполняться этот договор или нет?
Как уже отмечалось выше, по каждому внешнеторговому договору (в т.ч. по договору с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государств - участников Таможенного союза), предусматривающему экспорт (импорт) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 1 500 евро, экспортер (импортер) обязан до начала исполнения договора (отгрузки или поступления товаров, проведения или поступления платежей) зарегистрировать паспорт сделки в соответствующем таможенном органе в установленном порядке.
Таким образом, непредставление паспорта сделки в таможенный орган в установленный срок является нарушением действующего законодательства, за которое установлена административная ответственность ст. 11.43 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Напомним, что ст. 11.43 КоАП предусматривает, что отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством РБ случаях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100% стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Пример 2.
Между фирмой «Ф» (г. Смоленск) и индивидуальным предпринимателем К. (г. Могилев) заключен договор купли-продажи на сумму 8 000 евро, в соответствии с которым фирма «Ф» поставила индивидуальному предпринимателю К. плательщику единого налога, пальто женские из натуральной кожи производства - Турция. Импортируемый товар помещен в РФ под таможенный режим свободного обращения. Однако в связи с тем, что товар был ненадлежащего качества, он был возвращен фирме «Ф» в г. Смоленск (РФ). Факт ненадлежащего качества товара подтвержден актом торгово-промышленной палаты, а факт возврата товара — товарно-транспортной накладной с отметками должностных лиц фирмы «Ф».
В соответствии с абзацем вторым Указа № 285 не подлежат таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной (сборами) при ввозе на территорию РБ товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в РФ (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог.
В рассматриваемой ситуации ввезенный товар ненадлежащего качества был возвращен фирме «Ф» в г. Смоленск (РФ), а не реализован в розничной торговле, следовательно, он подлежал таможенному оформлению в установленном порядке.
Таким образом, индивидуальный предприниматель К. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП.
Напомним, что ст. 14.5 КоАП предусматривает, что недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию (за исключением случаев незаконного перемещения, влекущего более строгую ответственность), влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя — от 50 до 100 базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, а на юридическое лицо — от 200 до 500 базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Н.А. ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук, начальник отдела
таможенных платежей Витебской таможни

"Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, это расходы" (с)

B.S. ,
Как-то помогал одному ИП-ку. перерегистрировавшемуся в ЧУП. Ранее он возил шмотки с Черкизовского рынка в Москве.
За каких-то полгода, мы нашли поставщиков в Китае, заключили контракт, просчитали всю экономику, оформили паспорт сделки, продлили контракт в Минторге, сделали предоплату, нашли экспедиторов для сборного груза, нашли портового агента в Китае, оформившего экспортные документы, проверили эти документы, пробили по таможне «проходную цену», чтобы не нарваться на КТС, оплатили баланс за товар, привезли груз в Клайпеду, потом в Вильнюс, доставили до Минска, разместили на СВХ, провели контроль по количеству, растаможили. Уф ))
И все это с абсолютного нуля.

И как получилась себестоимость товара по сравнению с привозом из РФ?

Непомерные притязания – вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает

10 лет на сайте
пользователь #72474

Chamfort ,
Затраты по первой сделке были высокими. Я включил туда пустые телефонные разговоры, командировки на выставки, услуги переводчика и пр. При следующих поставках часть крупных расходов можно будет избежать. Часть оптимизировать. И тем не менее. Рентабельность выросла в 2.8 раза. Сейчас этот товарищ может продавать вещи в Минске по ценам Черкизовского рынка и при этом хорошо зарабатывать. Если конечно не ошибется с правильным формированием заказа. Ведь шмотки сегодня покупают, завтра «не модно». Или размеры ходовые кончаться. Как я понимаю, тоже риски. А партию приходится брать крупную И деньги соответственно замораживать. Так что, везде есть свои минусы.

"Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, это расходы" (с)

11 лет на сайте
пользователь #39789

B.S. ,
Рентабельность выросла в 2.8 раза.

Представляю цену отгрузки этого барахла в Китае

Непомерные притязания – вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает

11 лет на сайте
пользователь #35056

Chamfort. представляю гемор с сертификацией этого барахла

Не Учи Отца иБасТа!

© 2001—2016 Onliner.by