Руководства, Инструкции, Бланки

осуществление реформы государственной деревни под руководством п.д киселева img-1

осуществление реформы государственной деревни под руководством п.д киселева

Категория: Руководства

Описание

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА - это

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА это:

КИСЕЛЁВА РЕФОРМА. преобразование системы управления государственными крестьянами в 1837-41. Проведена под руководством П. Д. Киселёва. Учреждены министерство и губернские палаты государственных имуществ, округа государственных крестьян, введено волостное самоуправление. Оброк заменён земельно-промысловым сбором, прекращена сдача государственных имений в аренду. Предприняты попытки улучшить агрикультуру, ветеринарное и врачебное дело. Принудительные методы проведения реформы вызвали в 1840-е гг. протесты крестьян.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

Смотреть что такое "КИСЕЛЁВА РЕФОРМА" в других словарях:

Киселёва реформа — управления государственными крестьянами в России 1837 41. Проведена под руководством П. Д. Киселёва. Учреждены: министерство и губернские палаты государственных имуществ, округа государственных крестьян и общинно волостное самоуправление. Оброк… … Энциклопедический словарь

Киселёва реформа — реформа управления государственными крестьянами (См. Государственные крестьяне) в России, проведённая в 1837 41 под руководством министра государственных имуществ П. Д. Киселёва … Большая советская энциклопедия

Киселёвские школы — («Киселёвские» школы,) сельские приходские училища в России, создававшиеся по инициативе министра государственных имуществ П. Д. Киселёва в селениях государственных крестьян. Улучшение крестьянского хозяйства Киселев неразрывно связывал с … Большая советская энциклопедия

Киселёв, Павел Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Киселёв. граф Павел Дмитриевич Киселёв … Википедия

Киселёв, Павел — Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Киселёв П. — Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Киселёв П. Д. — Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Киселёв Павел Дмитриевич — Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Павел Дмитриевич Киселёв — граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Павел Киселёв — Павел Дмитриевич Киселёв граф, министр государственных имуществ Дата рождения: 8 (19) января 1788 Место рождения … Википедия

Другие статьи

Реформа государственной деревни П

Реформа государственной деревни П.Д. Киселева.

КИСЕЛЕВА РЕФОРМА - реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ П.Д. Киселевым.

В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле — Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П.Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. ЕмуНиколай I поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн. душ мужского пола — государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др. составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния — округ — волость — сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком — сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва — всего ок. 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т.н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

Реформа государственных крестьян

История России XIX–XX вв.

Реформа государственных крестьян

В 30-х гг. правительство было сильно встревожено падением доходов от государственной деревни. Было очевидно, что государственные крестьяне беднели. Это констатировал секретный комитет 1835 г. Учитывая, что в государственной деревне не было крепостных отношений, вскрыть причины объединения крестьян представлялось особенно важным. Между положением государственных крестьян и общекрестьянским вопросом существовала прямая связь. Улучшение положения государственных крестьян давало правительство ключ к решению проблемы крепостного права.

Для управления казенными крестьянами в 1836 г. было создано V отделение Собственной его имперского величества Канцелярии, во главе которого был назначен выдающийся государственный деятель, генерал П.Д. Киселев. В отличие от министра финансов Е.Ф. Конкрина, он видел причину падения доходов от государственной деревни не в плохой организации управления и сбора оброка, а в положении самих крестьян. На этой основе Киселев сформулировал программу своих действий, состоявшую из следующих позиций: перенесение повинностей с крестьян на землю, введение семейно-наследственного землепользования, наделение землей малоземельных, сохранение крестьянских лесов, введение сельского самоуправления и прекращения произвола властей. Тем самым Киселев наметил способы преодоления крестьянского оскудения. Ряд положений, как например, общинное или индивидуальное пользование землей, носил спорный характер, но ответы на поставленные Киселевым вопросы в любом случае открывали пути проведения реформы. Анализ положения государственных крестьян показал безрадостную картину их культурно-бытовых условий жизни. Во многом эта картина выглядела даже хуже, чем в помещичьей деревне. Не имея представления о нормальных жизненных условиях, крестьяне были лишены многих жизненных стимулов не стремясь к изменению собственного быта. В общем, контексте социально-экономического положения России в этом прослеживалось давление всей феодально-крепостнической системы.

Первым законом, который начал реформу Киселева в государственной деревне, было учреждение Министерства государственных имуществ 26 декабря 1837 г. Закон определял понятия «государственные имущества»: «казенные заселенные, незаселенные и пустопорожние земли», казенные оброчные статьи, казенные леса. Ведение всеми этими имуществами отходило от Министерства финансов, которое занималось их экономической эксплуатацией, к новому министерству, которое должно было заниматься повышением благосостояния крестьян, проводя политику попечительства. Прежде всего, Министерство государственных имуществ было признано оградить государственные земли от посягательств со стороны помещиков. Тем самым ставилась точка в давнем споре, какая хозяйственная форма предпочтительнее: крепостническая или свободная. Государство более не собиралось поддерживать помещиков за счет земель свободных крестьян. В социальном плане реформа предполагала преодолеть много-сословность государственных крестьян, сводя их к двум категориям: «свободные сельские обыватели», живущие на государственных землях, и крестьяне-собственники.

Большое место в деятельности Министерства государственных имуществ занимало попечительство в области развития сельского хозяйства. Проводились меры по совершенствованию «хлебопашества и огородничества», разведению промышленных культур и «аптекарских растений», распространению садоводства, виноградарства и шелководства, улучшению скотоводства и овцеводства, расширению морских и рыбных промыслов, а также налаживанию лесного хозяйства. Для внедрения передовых форм производства создавались учебные и образцовые хозяйства, специальные училища и выпускались соответствующие популярные книги, журналы и брошюры. Улучшение хозяйственной жизни государственной деревни помимо повышения доходов казны призвано было доказать не только способность крестьян без личного принуждения успешно вести свое хозяйство, что пытались опровергнуть многие помещики, но и показать преимущества свободного труда под покровительством самодержавия.

Важнейшим законом по реформе управления государственными крестьянами был указ от 30 апреля 1838 г. «Об управлении государственными имуществами в губерниях». В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, которая осуществляла общее руководство управлением государственными крестьянами. Более низкий уровень в системе местной организации занимало окружное управление в лице окружного начальника, который должен быть непосредственным опекуном крестьян. В отличие от Палаты, окружной начальник должен был более детально решать крестьянские дела, осуществляя руководство волостной и сельской администрации. Следующий уровень в системе новой администрации составило волостное управление, которое содержало в себе значительные элементы самоуправления. Волостное управление избиралось на волостном крестьянском сходе из числа крестьян путем тайного голосования с помощью черных и белых шаров. Выборы не носили окончательный характер: на каждую должность избирались три кандидата, из которых более высокие инстанции назначали одного. Нижнее звено составляло сельское управление. Его основной ячейкой было сельское общество, которое учреждалось в каждом большом селении или состояло из нескольких малолюдных деревень. Высшем распределительным органом сельского общества был сход глав семейств. Сельские сходы созывались несколько раз в год и решали вопросы распределения земли, использования лесов, уплаты податей и выполнения повинностей, раскидкой общественных сборов и работ и т. д. Во главе сельского общества находился избранный сельский старшина, в помощь которому избирались другие должностные лица: сборщик податей, писарь, смотритель запасного сельского магазина (склада), полесовщик, пожарный староста и др. Сельское общество абсолютно не соответствовало традиционному представлению о сельской общине и являлось самоуправляемым распорядительным органом, функции которого строго определяло государство. Созданная система местного управления государственными крестьянами была весьма сложной, громоздкой, детально регламентировала все возможные варианты решения хозяйственных, фискальных и общественных вопросов. Проводимая Киселевым реформа в основной своей части опиралась на прежнее, феодальное законодательство, содержавшееся в Своде законов и небольшая часть законодательного материала содержала новые формы и порядки. Законы по управлению государственными крестьянами демонстрировали преемственность и традиционность политики самодержавия.

Реформа П.Д. Киселева – за 20–25 лет принесла очень заметные результаты. Более 200 тыс. безземельных крестьян получили земли, около 230 тыс. крестьян были организовано переселены в губернии с богатыми и обширными землями, миллионам крестьян были прирезаны дополнительные пахотные, сенокосные и лесные территории. В 1838 г. в государственной деревне на всю Россию насчитывалось всего 60 школ. За 25 лет было построено 7869 школ, в которых училось более 280 тыс. учеников. В деревнях было сооружено почти 13 тыс. церквей и 6 тыс. часовен, 1818 мечетей. В 1838 г. на всю Россию было только 3 сельских больницы и 5 врачей. За четверть века было создано 269 больниц. Показателем роста благополучия государственной деревни было существенное снижение здесь уровня преступности. Перечисленные примеры улучшения в положении государственных крестьян показывают, что правительство обрело удачный опыт решения крестьянской проблемы.

Главным положение реформы Киселёва стало

главным положение реформы Киселёва стало. Очень нужно помогите**

Ия Ученик (111), закрыт 4 года назад

Бяка Бухина Высший разум (350429) 4 года назад

У Хрущева кукуруза, у Киселева картошка.
КИСЕЛЕВА РЕФОРМА - реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ П. Д. Киселевым.
В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле — Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П. Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.
Реформа распространялась на 8,1 млн. душ мужского пола — государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др. составлявших в общей сложности более трети всего населения России.
В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния — округ — волость — сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.
Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком — сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").
Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва — всего ок. 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.
На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т. н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.
Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

Иван Знаток (334) 4 месяца назад

Аграрные реформы П

Аграрные реформы П. Д. Киселева.

Первой в Беларуси была реформирована государственная деревня. В 1839 г. император Николай I подписал «Положение о люстрации государственных имуществ в западных губерниях и Белостокской области». Реформа предусматривала: люстрацию (описание всех государственных имуществ) и точное определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения; перевод малоземельных и безземельных крестьян в разряд тяглых или полутяглых путем передачи в их собственность полевых наделов, сенокосов, рабочего скота, необходимого инвентаря; прекращение сдачи государственных поместий в аренду и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на оброк.Чтобы упорядочить управление государственными поместьями, был введен жесткий контроль над временными владельцами, повышен статус сельской общины, П.Д.Киселев занимавшийся землеустройством, распределением податей между крестьянами и др.

Еще одним мероприятием реформы П. Д. Киселева являлась политика «опекунства» над государственными крестьянами. Предусматривалась организация помощи крестьянам в случае неурожаев и эпидемий. Ставился вопрос об организации начального обучения детей. В планы реформаторов входило оказание медицинской помощи, проведение различных агрономических мероприятий, активизация торговли, развитие системы страхования. Однако нехватка средств, желание улучшить крестьянский быт полностью за их же счет препятствовали осуществлению политики «опекунства».

Отказ от фольварочно-барщинной системы и перевод государственных крестьян на оброк явились главными итогами реформы, определившими ее прогрессивный характер. Особенно благоприятные изменения произошли в правовом статусе государственных крестьян. За ними признавалась гражданская свобода, что выгодно отличало их от бесправных помещичьих крестьян. Большое значение также имели приобретенные государственными крестьянами права на получение наследства и собственности, на занятие торговлей и промыслами.

С 1844 г. П. Д. Киселев начал проводить инвентарную реформу помещичьей деревни с целью повысить ее экономический уровень до государственной. В западных губерниях создавались «Комитеты для рассмотрения и составления инвентарей помещичьим имениям». Реформа ставила своей целью урегулирование размеров наделов и повинностей помещичьих крестьян. Для этого составлялись точные списки крестьянских повинностей (инвентари). Официально составление обязательных инвентарей было завершено в 1849 г. В 1852 г. вводились инвентарные правила, согласно которым крестьянам оставлялась земля, находившаяся в их пользовании. Однако по причине сопротивления помещиков пересмотр и исправление этих правил растянулись до 1857 г. когда началась подготовка отмены крепостного права. В отличие от государственной деревни, переведенной на оброк, в помещичьей оставались прежние повинности. Инвентарная реформа не решала и важнейшего вопроса — о крестьянском землепользовании.

Принципы реформирования государственной деревни помещики посчитали слишком радикальными. Социально-правовое положение помещичьих крестьян изменилось мало. Помещичья собственность оставалась нетронутой.

Поделиться ссылкой на сайт: