Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция государственного служащего образец img-1

должностная инструкция государственного служащего образец

Категория: Инструкции

Описание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению должностных инструкций для государственных служащих

Методические рекомендации имеют целью упорядочить работу по составлению должностных инструкций государственных служащих Новосибирской области для обеспечения единства в структуре их построения, в содержании и последовательности изложения разделов, установлении равнозначных обязанностей и иных норм служебного поведения для идентичных государственных должностей государственной службы.

Должностные инструкции являются нормативным документом и выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую функции. Они призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами.

Положения должностных инструкций могут быть использованы при поступлении граждан на государственную службу, при оценке результатов служебной деятельности, а также при проведении аттестации государственного служащего.

В должностной инструкции должны быть отражены должностные обязанности государственного служащего, его организационно-правовое положение, предъявляемые к нему квалификационные требования.

Должностные инструкции на руководителей управлений, комитетов, самостоятельных отделов и их заместителей могут не разрабатываться, так как их функции, права и ответственность определяются положениями о соответствующих структурных подразделениях.

2. СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Должностная инструкция содержит следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

5. Профессиональные знания.

6. Квалификационные требования.

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Содержательной части должностной инструкции предшествует заголовок. В заголовке приводится полное наименование должности в соответствии с Реестром государственных должностей в Новосибирской области и точное наименование подразделения с указанием его принадлежности к вышестоящему структурному подразделению.

Перед заголовком в правом верхнем углу помещается гриф "Утверждаю", должность руководителя структурного подразделения, его подпись и дата утверждения.

3.1. Общие положения

В данном разделе должностной инструкции даются основные сведения о должности, к которым относятся:

  • назначение должности;
  • схема взаимодействия;
  • нормативные документы, регламентирующие деятельность государственного служащего;
  • порядок назначения и освобождения от должности.

Назначение должности или основная цель ее существования описывается четкими и краткими формулировками. Формулировки должны давать ответ на вопрос: "Почему (или для чего) эта должность существует?".

В описании схемы взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями необходимо указать:

  • кому непосредственно подчиняется служащий, замещающий указанную должность;
  • должности и число работников, непосредственно подчиненных служащему в данной должности;
  • постоянные организационные и функциональные взаимодействия служащего внутри подразделения, со структурными подразделениями соответствующей администрации, а также с внешними организациями.

К нормативным документам, которыми должен руководствоваться служащий следует отнести основные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Новосибирской области, организационно- распорядительные документы администрации области, касающиеся непосредственно сферы компетенции служащего, Положение о структурном подразделении и настоящую инструкцию.

Назначение и освобождение от должности устанавливается в зависимости от статуса структурного подразделения, категории и группы должности и регламентируется статьями 19 — 23 Закона "О государственной службе Новосибирской области", иными нормативными актами Главы администрации области.

3.2. Должностные обязанности

Данный раздел определяет содержание работы государственного служащего. Должностные обязанности служащего обусловлены задачами подразделения (управления, комитета, отдела) и функциональным назначением должности, а также определяются статьей 8 Закона "О государственной службе Новосибирской области".

В должностных обязанностях государственного служащего должны быть определены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, замещающему данную должность.

Формулировки обязанностей должны отражать реально выполняемую работу, соответствовать целям существования должности, но при этом не следует стремиться к детальному описанию работы, так как должностная инструкция не является ее "технологией".

Каждую в отдельности должностную обязанность необходимо сформулировать таким образом, чтобы была возможность проверить и оценить ее выполнение.

Совокупность должностных обязанностей государственных служащих одного подразделения следует разрабатывать так, чтобы ни одна из функций подразделения не оказалась незакрепленной в виде обязанностей его работников, чтобы все случаи дублирования обязанностей у разных сотрудников были мотивированы. При разработке должностных обязанностей государственному служащему рекомендуется учитывать функциональное и технологическое разделение труда по выработке и принятию соответствующих решений. При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются соответствующие решения по общим функциям управления: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль и анализ.

Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты его выполнения; для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов решений в соответствии с перечисленными функциями.

В этом разделе содержится перечень должностных прав, которыми в пределах своей компетенции служащий может пользоваться при исполнении возложенных на него обязанностей. Определение прав служащего основывается на статьях 7 и 13 Закона "О государственной службе Новосибирской области".

Конкретное содержание прав служащего зависит от характера возложенных на него должностных обязанностей и должно быть достаточным для своевременного и качественного их исполнения.

В разделе описывается, за что государственный служащий несет предусмотренную Законом "О государственной службе Новосибирской области" ответственность.

В соответствии со статьей 11 указанного закона, служащий несет материальную или дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей по службе.

3.5. Профессиональные знания

Данный раздел должен содержать основные требования, предъявляемые к государственному служащему в отношении знаний, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей, включая специальные знания по профилю деятельности и знания нормативно-правовой базы.

Основу нормативно — правовой базы должны составлять Конституция Российской Федерации, Устав Новосибирской области, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты Новосибирской области общего характера и отражающие специфику решаемых задач.

Уровень необходимых профессиональных знаний определяется характером и объемом возлагаемых должностных обязанностей и представляемых прав, схемой взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями, группой и специализацией государственной должности, общие требования к которым, указаны в статье 5 Закона "О государственной службе Новосибирской области".

Могут быть введены дополнительные требования к знаниям, отражающие специализацию государственной должности государственной службы.

3.6. Квалификационные требования

В данном разделе должностной инструкции определяются требования к образованию и стажу работы в зависимости от группы должности в соответствии со статьей 5 Закона "О государственной службе Новосибирской области", что при применении соответствующих характеристик приложения 1 обеспечивает единство квалификационных требований по всем должностям государственных служащих.

По ряду должностей, определяемых руководителем структурного подразделения администрации области или главой территориальной администрации, кроме характеристики базового образования может указываться дополнительное профессиональное образование.

Другие статьи

Обязанности государственного служащего

Российское административное право
  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII — начале XIX в.
      • Административное право конца XIX — начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
      • Содержание административно-правовых отношений
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
      • Система федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
      • Конституционные принципы государственной службы
      • Организационно-функциональные принципы государственной службы
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
      • Прекращение государственной службы
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
      • Государственная регистрация нормативных правовых актов
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Обязанности государственного служащего

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т.д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

Должностная инструкция государственного служащего образец - Как правильно составить - Сборник документов - Бланки для юриста

Об утверждении примерной формы должностной инструкции муниципального служащего 71 от 24.09.2012

Администрация Константиновского сельского поселения

Тутаевского муниципального района Ярославской области

от 24.09.2012 года № 71 п. Константиновский

Об утверждении примерной формы должностной инструкции муниципального служащего

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, законом Ярославской области О муниципальной службе в Ярославской области, Уставом Константиновского сельского поселения -

  1. Утвердить примерную форму должностной инструкции муниципального служащего Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (Приложение 1).
  2. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
  3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

Константиновского сельского поселения М.А. Виноградов

к постановлению Администрации КСП

от 24.09.2012 г. № 71

Администрации Константиновского сельского поселения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должность________________ Администрации Константиновского сельского поселения (далее - _________________) относится к группе _____________________ муниципальных должностей муниципальной службы.

1.2 _____________________________ подчиняется Главе Администрации Константиновского сельского поселения (далее - Глава Администрации КСП).

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Устава Константиновского сельского поселения (далее - Устав КСП) в случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации КСП ______________________ подчиняется заместителю Администрации Константиновского сельского поселения.

1.3 __________ назначается на должность и освобождается от должности Главой Администрации КСП.

1.4. осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законами Ярославской области, Уставом КСП, Регламентом работы Администрации КСП, постановлениями и распоряжениями Администрации КСП, настоящей инструкцией, другими нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципального района.

1.5. В период временного отсутствия___________________ его обязанности по поручению Главы Администрации КСП исполняет другой работник Администрации КСП.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность________________ может быть назначено лицо, имеющее __________________ образование или стаж работы по специальности не менее лет.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. _ обеспечивает выполнение функций, возложенных на Администрацию КСП.

3.2. В целях обеспечения деятельности Администрации КСП_______________ :

- осуществляет по поручению Главы Администрации КСП_____________

- своевременно рассматривает жалобы, заявления и обращения граждан и организаций, поступивших в Администрацию КСП

- разрабатывает предложения Главе КСП по вопросам, относящихся к компетенции службы

- исполняет поручения Главы Администрации КСП

- выполняет иные обязанности, связанные с организацией и обеспечением деятельности Администрации КСП и Главы Администрации КСП.

4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

4.1._____________ имеет право:

- взаимодействовать со служащими структурных подразделений Администрации района при осуществлении должностных обязанностей

- получать от структурных подразделений Администрации КСП документы, справки, расчёты и другие сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей

- участвовать в обсуждении вопросов, входящих в круг его обязанностей, принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в Администрации КСП Главой Администрации КСП

- участвовать в конференциях, заседаниях, круглых столах, съездах и т.д. проводимых по вопросам деятельности органов местного самоуправления

- вносить предложения Главе Администрации КСП по совершенствованию организации своей деятельности, Администрации КСП.

5.1. _______________ несет персональную ответственность за:

- ненадлежащее выполнение поручений Главы Администрации КСП и возложенных на него функциональных обязанностей, а также за соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка для работников Администрации КСП в порядке, установленном законодательством

- предусмотренную законодательством ответственность за действие или бездействие, повлекшие нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или охраняемых законом интересов общества, государства, Константиновского сельского поселения.

С должностной инструкцией ознакомлен:

_______________________ 20 _____ г.

Методические рекомендации имеют целью упорядочить работу по составлению должностных инструкций государственных служащих Новосибирской области для обеспечения единства в структуре их построения, в содержании и последовательности изложения разделов, установлении равнозначных обязанностей и иных норм служебного поведения для идентичных государственных должностей государственной службы.

Должностные инструкции являются нормативным документом и выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую функции. Они призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами.

Положения должностных инструкций могут быть использованы при поступлении граждан на государственную службу, при оценке результатов служебной деятельности, а также при проведении аттестации государственного служащего.

В должностной инструкции должны быть отражены должностные обязанности государственного служащего, его организационно-правовое положение, предъявляемые к нему квалификационные требования.

Должностные инструкции на руководителей управлений, комитетов, самостоятельных отделов и их заместителей могут не разрабатываться, так как их функции, права и ответственность определяются положениями о соответствующих структурных подразделениях.

2. СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Должностная инструкция содержит следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности.

5. Профессиональные знания.

6. Квалификационные требования.

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Содержательной части должностной инструкции предшествует заголовок. В заголовке приводится полное наименование должности в соответствии с Реестром государственных должностей в Новосибирской области и точное наименование подразделения с указанием его принадлежности к вышестоящему структурному подразделению.

Перед заголовком в правом верхнем углу помещается гриф Утверждаю, должность руководителя структурного подразделения, его подпись и дата утверждения.

3.1. Общие положения

В данном разделе должностной инструкции даются основные сведения о должности, к которым относятся:

  • назначение должности
  • схема взаимодействия
  • нормативные документы, регламентирующие деятельность государственного служащего
  • порядок назначения и освобождения от должности.

    Назначение должности или основная цель ее существования описывается четкими и краткими формулировками. Формулировки должны давать ответ на вопрос: Почему (или для чего) эта должность существует?.

    В описании схемы взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями необходимо указать:

  • кому непосредственно подчиняется служащий, замещающий указанную должность
  • должности и число работников, непосредственно подчиненных служащему в данной должности
  • постоянные организационные и функциональные взаимодействия служащего внутри подразделения, со структурными подразделениями соответствующей администрации, а также с внешними организациями.

    К нормативным документам, которыми должен руководствоваться служащий следует отнести основные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Новосибирской области, организационно- распорядительные документы администрации области, касающиеся непосредственно сферы компетенции служащего, Положение о структурном подразделении и настоящую инструкцию.

    Назначение и освобождение от должности устанавливается в зависимости от статуса структурного подразделения, категории и группы должности и регламентируется статьями 19 — 23 Закона О государственной службе Новосибирской области, иными нормативными актами Главы администрации области.

    3.2. Должностные обязанности

    Данный раздел определяет содержание работы государственного служащего. Должностные обязанности служащего обусловлены задачами подразделения (управления, комитета, отдела) и функциональным назначением должности, а также определяются статьей 8 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    В должностных обязанностях государственного служащего должны быть определены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, замещающему данную должность.

    Формулировки обязанностей должны отражать реально выполняемую работу, соответствовать целям существования должности, но при этом не следует стремиться к детальному описанию работы, так как должностная инструкция не является ее технологией.

    Каждую в отдельности должностную обязанность необходимо сформулировать таким образом, чтобы была возможность проверить и оценить ее выполнение.

    Совокупность должностных обязанностей государственных служащих одного подразделения следует разрабатывать так, чтобы ни одна из функций подразделения не оказалась незакрепленной в виде обязанностей его работников, чтобы все случаи дублирования обязанностей у разных сотрудников были мотивированы. При разработке должностных обязанностей государственному служащему рекомендуется учитывать функциональное и технологическое разделение труда по выработке и принятию соответствующих решений. При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются соответствующие решения по общим функциям управления: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль и анализ.

    Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты его выполнения для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов решений в соответствии с перечисленными функциями.

    В этом разделе содержится перечень должностных прав, которыми в пределах своей компетенции служащий может пользоваться при исполнении возложенных на него обязанностей. Определение прав служащего основывается на статьях 7 и 13 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    Конкретное содержание прав служащего зависит от характера возложенных на него должностных обязанностей и должно быть достаточным для своевременного и качественного их исполнения.

    В разделе описывается, за что государственный служащий несет предусмотренную Законом О государственной службе Новосибирской области ответственность.

    В соответствии со статьей 11 указанного закона, служащий несет материальную или дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей по службе.

    3.5. Профессиональные знания

    Данный раздел должен содержать основные требования, предъявляемые к государственному служащему в отношении знаний, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей, включая специальные знания по профилю деятельности и знания нормативно-правовой базы.

    Основу нормативно — правовой базы должны составлять Конституция Российской Федерации, Устав Новосибирской области, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты Новосибирской области общего характера и отражающие специфику решаемых задач.

    Уровень необходимых профессиональных знаний определяется характером и объемом возлагаемых должностных обязанностей и представляемых прав, схемой взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями, группой и специализацией государственной должности, общие требования к которым, указаны в статье 5 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    Могут быть введены дополнительные требования к знаниям, отражающие специализацию государственной должности государственной службы.

    3.6. Квалификационные требования

    В данном разделе должностной инструкции определяются требования к образованию и стажу работы в зависимости от группы должности в соответствии со статьей 5 Закона О государственной службе Новосибирской области, что при применении соответствующих характеристик приложения 1 обеспечивает единство квалификационных требований по всем должностям государственных служащих.

    По ряду должностей, определяемых руководителем структурного подразделения администрации области или главой территориальной администрации, кроме характеристики базового образования может указываться дополнительное профессиональное образование.

    Должностной регламент государственного гражданского служащего Федеральной антимонопольной службы

    Приложение к Приказу ФАС России от 28 апреля 2006 г. N 116

    1. Общие положения

    1.1. Наименование должности в соответствии со штатным расписанием ФАС России __________________________.

    1.2. Классификация должности:

    категория ____________ (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты)

    группа _______________ (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).

    1.3. Непосредственно подчиняется _____________________________.

    1.4. (Наименование должности) __________________ назначается и освобождается от должности руководителем ФАС России по представлению начальника Управления в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    1.5. Состав подчиненных: _____________________________________

    (Данный пункт предусмотрен для руководителей, имеющих в своем подчинении гражданских служащих. Указываются количество гражданских служащих и их должности).

    1.6. Порядок замещения (наименование должности) ________________

    (Кто замещает данного гражданского служащего во время его отсутствия кого замещает данный гражданский служащий).

    1.7. Нормативной базой деятельности (наименование должности) является: Конституция Российской Федерации Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" другие федеральные законы указы Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ФАС России.

    2. Квалификационные требования

    2.1. Уровень профессионального образования: _________________.

    (В соответствии со статьей 12, ч. ч. 3, 4, Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности).

    2.2. Стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) _______________ лет

    стаж работы по специальности _________________ лет.

    (В соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 установить следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

    а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности

    б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности

    в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности

    г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее трех лет стажа работы по специальности

    д) младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу).

    2.3. Уровень и характер профессиональных знаний: ___________________.

    (Знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей, включающие знания: федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность антимонопольного органа).

    2.4. Уровень и характер навыков: __________________________.

    (Навыки: умения работать с людьми умения вести деловые переговоры владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных стимулирования достижения результатов умения контролировать и анализировать владения конструктивной критикой владения красноречием владения способностями подготовки делового письма умения внимательно слушать коллег правильно подбирать сотрудников умения эффективно и последовательно организовать работы по взаимосвязям с другими ведомствами умения создавать эффективные взаимоотношения в коллективе (психологический климат) делегирования полномочий подчиненным быть требовательным умения оперативно принимать и реализовать решения владения компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением умения систематически повышать свою квалификацию умения не допускать личностных конфликтов с подчиненными сотрудниками, коллегами и вышестоящими органами умения эффективно сотрудничать иметь склонность к кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных ситуациях быть ответственным по отношению к людям быть отзывчивым, и другие).

    3. Должностные обязанности

    3.1. (Наименование должности) _______ исполняет должностные обязанности, предусмотренные ст. 15, 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе соблюдает ограничения, выполняет обязательства и требования к служебному поведению, не нарушает запреты, которые установлены федеральными законами.

    3.2. Перечень основных функций и должностные обязанности (наименование должности): _________________________________________.

    (На основе задач и функций ФАС России, установленных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, с учетом задач и функций ФАС России, структурного подразделения. Форма участия служебной деятельности: руководит, утверждает, обеспечивает, участвует, исполняет, контролирует, согласовывает и другие формы участия. Руководители принимают решения и оценивают результаты их выполнения. Для специалистов круг обязанностей определяется в зависимости от сложности выполняемых работ).

    4.1. (Наименование должности) _____________ имеет права, предусмотренные ст. 14, а также другими положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

    4.2. (Наименование должности) ___________________________.

    (Конкретные права гражданского служащего, вытекающие как из функций ФАС России, так и функций структурного подразделения).

    5. Ответственность

    5.1. (Наименование должности) __________ несет установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, за разглашение государственной тайны, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, за обеспечение безопасных условий труда работников отдела.

    5.2. (Наименование должности) _________ несет материальную ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с исполнением должностных обязанностей.

    5.3. (Наименование должности) ______ несет дисциплинарную ответственность за несвоевременное или некачественное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных, за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления.

    5.4. (Наименование должности) ________ несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

    6. Перечень вопросов, по которым (наименование должности) вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения

    (Вопросы, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать решения с учетом необходимости выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ФАС России, его структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями (см. раздел 3)).

    7. Сроки и порядок подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

    7.1. Подготовка документов осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России.

    (Указать сроки и порядок подготовки, рассмотрения гражданским служащим проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений).

    8. Порядок служебного взаимодействия (наименование должности) с гражданскими служащими ФАС России, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями

    (Определяются порядок, вопросы и ограничения взаимодействия гражданского служащего с сотрудниками других структурных подразделений ФАС России, иных государственных органов и гражданами).

    Государственный служащий и должностная инструкция

    Личность государственного служащего, являясь основой всей системы государственной службы должна полностью соответствовать его внутренним запросам и в то же время государственным интересам. Сочетание этих двух параметров даёт позитивный и поступательный стимул, как государству, так и человеку. Но очень часто, человек занимает должность, в сущности, не имея к этому ни призвания, ни желания. Таланту государственного управления нельзя научится в профильных высших учебных заведениях. Лидерские и организаторские возможности закладываются в самом начале жизненного пути и предопределены генотипом самого человека. Обладая этим талантом и подкреплённый конкретными инструкциями, человек будет принимать правильные решения в соответствии своей совести и должностных полномочий. Различные западные системы менеджмента, отрицают в своей основе личностный аспект, делая упор на корпоративность и подчинение воли хозяина. В российском государстве, где социальные приоритеты будут всегда незыблемой догмой, личность государственного служащего облечённого властными полномочиями, практически священна. И «священными коровами» государственного управления могут стать лишь достойные и талантливые люди.

    Зачем появляются такие чиновники в государственном управлении? Престиж, деньги, власть… И вероятно только чёртик, в их промозглой башке, сможет сказать всю правду о них. Но он молчит и продолжает толкать их на ежедневные необдуманные и безапелляционные шаги, так дорого обходящиеся государству. Что действительно страшно, ведь именно из-за таких, мягко говоря уродов вся государственная власть откатывается на их уровень непрофессионализма, смешивая всех своим липким тщеславием и необузданной жадностью.

    В современном определение понятия коррупции, ключевым его смыслом является слово «злоупотребление». Вот на этом «злоупотреблении» собственно и выросла целая система «Антикоррупция», которая породила свою подсистему «Коррупция». А ведь в сущности, коррупции нет и никогда её не было. В заинтересованной инициативе подмены понятий как раз и заключается весь смысл такой длительной борьбы с этим искусственным порождением воровства, корысти и жадности. Государственная система во все времена, в лице её отдельных служащих хотела сохранить «фронт борьбы с коррупцией» и свою причастность к ней. Зачем им это надо? Да по весьма очевидной причине – когда есть поле боя, есть и правила ведения боевых действий, зная которые всегда их можно пролоббировать и согласовав обойти, предотвратить, выиграть и отменить. Создаваемая бурная деятельность – есть как ничто – «стрельба гаубицами по воробьям», да ещё по тем, которые вообще не существуют. Очевидным результатом этих антикоррупционных боевых действий может стать только то, что ведётся борьба с несуществующим злом, но с применением очень реальных материально-технических ресурсов государства.

    Пока не выработана новая государственная кадровая политика, необходима простая и рутинная кадровая ревизия, затрагивающая все уровни исполнительной власти – со сроком исполнения «вчера». Так как действующая концепция подбора кадров через конкурсы в корне не верна, то и актуальность главного вопроса – как не компетентные и жадные бездари просачиваются во власть – будет оставаться открытой, но лишь до тех пор, пока система не научится распознавать талант государственного служащего, который не сможет взрастить даже новая система. Ведь талант государственного служащего, художника или актёра – он или есть или его категорически нет, а жизнь совсем не терпит дополнительных совмещений на этой стезе.

    Скрупулёзно и по пунктам необходимо описать, в должностной инструкции, все действия чиновника, с момента поступления на службу, перевода и выхода на пенсию. Каждая секунда его рабочего времени, должна быть регламентирована этой инструкцией. Кроме подготовленных алгоритмов управленческих решений, именно для конкретной должности, останется и момент инициативы, с полной ответственностью принимающего решения. Давно отработанная система государственного управления, требует некоторых корректировок в том её моменте, когда принятые управленческие решения на разных ступенях власти передаются с одного уровня на другой. Пока эта цепочка более напоминает детскую игру в «глухой телефон». На самой вершине вертикали власти сказали, например слово «яблоко», а в конце цепочки приняли слово «помойка».

    Необходимо провести полномасштабную ревизию соответствия всех государственных должностей, поставленным задачам. Государству необходимо быть оперативнее в принятии решений по насущным структурным изменениям государственной службы, в соответствии стратегических целей и задач. Дополнение и изменение должностных инструкций должна стать ежедневной и рутинной работой кадровых служб государства.

    Как любая искусственно созданная и рационально работающая система – система государственной службы, в своей основе должна иметь исчерпывающую, полноценную и учитывающую все аспекты службы, законодательно-нормативную подоплёку, в частности инструкции служебного поведения каждого отдельно взятого служащего. Если такая система отсутствует или даже частично не функционирует, то именно в таком формате и возникает узурпация государственной власти в личных интересах индивидуума. Тем самым обеспечив законодательный фундамент защиты системы от коррупции, необходимо также предусмотреть профилактические мероприятия от возможного возникновения данного явления вновь. Это постоянный мониторинг законодательства, с целью оперативной корректировки и дополнений, в том числе должностных инструкций и изменение принципа системы государственной власти «ворон ворону глаз не выклюет», а назначит или переназначит, не посадит, а «условно» пожурит.