Руководства, Инструкции, Бланки

уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела образец img-1

уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА - Аркада Права

Если сведения о преступлении, по которому производилась про­верка, были ранее распространены средством массовой информа­ции, в этом же или в другом средстве массовой информации под­лежит опубликованию и информация об отказе в возбуждении уголовного дела.

Заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента вынесения следователем (дознавателем и др.) постановления об отказе в воз­буждении направляется его копия. Недостаточно лишь уведомить (ознакомить) указанных лиц о принятом решении.

Заявителю, кроме того, разъясняется его право обжаловать дан­ное постановление следователя руководителю следственного орга­на, а дознавателя — прокурору, а также в районный суд того ад­министративно-территориального деления, где принято данное ре­шение (в военный суд), и порядок обжалования. Копию постановле­ния об отказе в возбуждении уголовного дела следователь (дознаватель и др.) вправе направить и не являющемуся заявителем пострадавшему. Тем не менее такое уведомление пострадавшего о решении, принятом по совершенному в отношении него деянию, не снимает с органа предварительного расследования обязанности копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направить заявителю, тому лицу, которое первым сообщило о совер шенном преступлении, от кого было получено письменное заявление или со слов кого составлен протокол устного заявления о пре­ступлении.

Законодатель не закрепи/i обязательных требований к копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому законным следует признать направление прокурору и заявителю лю­бой письменной, а в некоторых случаях и электронной копии данно­го документа. Рекомендуется копию данного постановления заве­рять подписью вынесшего его лица.

Постановлением Конституционного суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» признан неконституци­онным отказ в предоставлении гражданину для ознакомления мате­риалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с со­держанием указанных материалов. Данное положение может быть распространено и на отказ в представлении заявителю или иному лицу, чьи интересы затронуты вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, материалов проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Видео

Другие статьи

Срочно нужен образец постановления об отказе в возбуждении уголовного дела!

Срочно нужен образец постановления об отказе в возбуждении уголовного дела!

Лилия Профи (741) 9 лет назад

к Инструкции
органам дознания Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, в которых законом
предусмотрена военная служба

Приложение 21
к ст. 476 УПК РФ

_________________________________________
(утверждаю, не утверждаю)
командир войсковой части 00000
Начальник _______________________________
(наименование органа дознания,
полковник Борисов Б. Б.
________________________________________
звание, фамилия, инициалы
________________________________________
начальника органа дознания)
_________
(подпись)
27 июля 03
"__" _________ 20__ г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении уголовного дела

г. Энск 27 июля 03
___________________ "__" _________ 20__ г.
(место составления)

Следователь, дознаватель (иное должностное лицо органа
дознаватель войсковой части 00000
дознания _________________________________________________________
(звание, фамилия, инициалы
капитан Петров А. А.
_________________________________________________________________,
следователя, дознавателя, иного должностного лица органа дознания)
ии - неявке рядового войсковой
рассмотрев сообщение о преступлен__ ______________________________
(излагается содержание
части 00000 Сидорова С. С. в срок без уважительных причин на
__________________________________________________________________
сообщения)
службу из отпуска продолжительностью свыше двух суток, но не
__________________________________________________________________
более десяти суток
_________________________________________________________________,
24 июля 2003 г. от командира 5 роты в/ч 00000
поступившее ______________________________________________________
(от кого, когда)
капитана Серегина И. И.
_________________________________________________________________,

24 июня 2003 г. командованием войсковой части 00000 рядовому
__________________________________________________________________
(излагаются результаты проверки сообщения о совершении
Сидорову С. С. был предоставлен основной отпуск, из которого он
__________________________________________________________________
преступления и основание для отказа в возбуждении уголовного дела)
должен был явиться на службу 20 июля 2003 г. К указанному сроку
Сидоров в часть не прибыл.
27 июля 2003 г. в войсковую часть 00000 поступило телеграфное
сообщение о том, что Сидоров с 19 июля 2003 г. находится на
стационарном лечении в Ивановской районной больнице в связи с
язвенной болезнью желудка.
Согласно телефонному сообщению военного комиссара Ивановского
района подполковника Петрова А. А. лечение Сидорова продлится до
19 августа 2003 г.
В действиях Сидорова, совершившего неявку в срок на службу из
отпуска продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти
суток, усматриваются признаки преступления, предусмотренного
частью первой статьи 337 УК РФ.
Вместе с тем установлено, что Сидоров не явился в срок на
службу в связи с заболеванием, то есть по уважительной причине,
умысла на уклонение от прохож

Александр Ученик (216) 9 лет назад

Привет! Вот че я нашел

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

г. __________________ “___” ____________ 19__ г.

_____________________________________________________________________
(следователь, лицо, производящее дознание, судья; наименование
_____________________________________________________________________,
органа внутренних дел, прокуратуры или суда; ф. и. о. )
рассмотрев заявление ____________________________________________
(ф. и. о. заявителя)
о ___________________________________________________________________ (преступление, обстоятельства которого изложены в заявлении
_____________________________________________________________________,
о возбуждении уголовного дела)
после проведения действий, предусмотренных ст. 109 УПК РСФСР

УСТАНОВИЛ:
_____________________________________________________________________
(изложение содержания заявления и обоснование отказа
_____________________________________________________________________.
в возбуждении уголовного дела)
На основании ст. _________ УПК РСФСР и ст. 113 УПК РСФСР

1. Отказать в возбуждении уголовного дела ________________.
(основания отказа)
2. Уведомить заявителя ___________ об отказе в возбуждении
(ф. и. о. )
уголовного дела и разъяснить ему (ей) его (ее) право на обжалование данного постановления.

_____________________________________________________________________
(звание, должность, ф. и. о. лица, выносящего
_____________________________________________________________________
постановление, его подпись)

но это наверно немного не то что надо?

Николай Просветленный (49758) 9 лет назад

Сразу оговорюсб, что это ПРиложение №10 к УПК РФ.
Но оно было исключено в 2003 году, хотя как форма применяться может.
Удачи!

Постановление
об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела

_____________________ "__"_______________г.
(место составления)

_____ ч ____ мин

Прокурор _______________________________________________, рассмотрев
(наименование органа прокуратуры, классный чин,
фамилия, инициалы прокурора)
постановление о возбуждении уголовного дела N ______________ по признакам
преступлен__, предусмотренн __ _______________________УК РФ, в отношении
________________________________________________________________________,
(фамилия и инициалы лица, подозреваемого в совершении преступления)
а также материалы, послужившие поводом и основанием для возбуждения
уголовного дела,

установил:
_________________________________________________________________________
(излагаются обстоятельства, послужившие поводом и основанием для
_________________________________________________________________________
возбуждения уголовного дела
_________________________________________________________________________
и отказа в даче согласия на возбуждение уголовного дела)
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 части второй ст. 37 и
частью четвертой ст. 146 УПК РФ,

Отказать в даче согласия на возбуждение уголовного дела по признакам
преступлен__, предусмотренн__ _____________________ УК РФ, в отношении
_________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы лица, подозревавшегося в совершении преступления)
Настоящее постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.
123 и 124 (125) УПК РФ.

Прокурор __________________
(подпись)

О принятом решении сообщено заявителю ____________________ и лицу, в
(фамилия, имя, отчество)
отношении которого возбуждено уголовное дело_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Следователь (дознаватель) __________________________________________
(наименование органа предварительного
_________________________________________________________________________
следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы)
______________________
(подпись)

Источник: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями) // ФЗ от 4июля2003г №92 приложения исключены

Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и отказе в принятии заявления о преступлении, а также на постановление о в

Адвокат в уголовном процессе
  • Общие положения об участии адвоката в уголовном процессе
    • Участие адвоката в стадии предварительного расследования
      • Правовые основания участия адвоката — представителя по уголовным делам
      • Процессуально-правовое положение адвоката
      • Участие адвоката в доказывании и следственных действиях
    • Участие адвоката в стадии судебного производства
      • Действия адвоката в ходе судебного следствия
      • Участие адвоката в прениях, его защитительная речь и работа с протоколом судебного заседания
      • Постановление приговора без судебного разбирательства
      • Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей
    • Участие адвоката-защитника в апелляционном, кассационном и надзорном производстве
      • Действия адвоката при рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях
      • Работа адвоката с надзорной жалобой
    • Особенности участия адвоката-защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и о применении принудительных мер медицинского характера
      • Порядок производства о применении принудительных мер медицинского характера
  • Адвокат в судебно-контрольном производстве
    • Оперативный судебный контроль в современном уголовном процессе
      • Правовая регламентация судебного контроля
    • Заключение под стражу: алгоритм процессуальных действий
      • Наличие доказательств причастности лица к совершению преступления — базовое основание для заключения под стражу
      • Основания к рассмотрению ходатайства об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судьей
      • Формально-правовые и материально-правовые условия заключения под стражу
      • Перечень документов, прилагаемых органами предварительного расследования к ходатайству об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
      • Рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу: место и сроки
      • Порядок разрешения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
      • Права потерпевшего и его представителя на этапе рассмотрения судом ходатайства о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу
      • Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар
      • Задержание и арест в условиях чрезвычайного положения
    • Продление срока содержания под стражей: алгоритм процессуальных действий
      • Порядок и сроки принесения ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемого
      • Порядок рассмотрения ходатайства
      • Основания к отказу в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей
    • Продление срока содержания под стражей в судебных стадиях
      • Подзаконные правовые акты о продлении срока содержания под стражей
      • Контроль за сроком содержания под стражей
    • Временное отстранение подозреваемого, обвиняемого от должности: алгоритм судебно-контрольного действия
      • Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности
      • Порядок разрешения ходатайства о временном отстранении от должности и его результаты
    • Алгоритм получение разрешения на производство следственных действий
      • Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия и его рассмотрение
      • Порядок разрешения ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия
      • Рассмотрение уведомлений о проведении следственных действий, существенно ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения
    • Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования и прокуроров
      • Стадии рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
      • Лица, наделенные правом принесения в суд жалоб на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров
      • Порядок и сроки обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования, место рассмотрения жалоб
      • Подготовка к рассмотрению жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования в судебном заседании
      • Порядок рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокуроров в судебном заседании
      • Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и отказе в принятии заявления о преступлении, а также на постановление о возбуждении уголовного дела
      • Рассмотрение жалоб на постановления о прекращение уголовного дела
      • Особенности рассмотрения жалоб
      • Ограничение органами предварительного расследования права участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела
  • Адвокат в стадии подготовки дела к рассмотрению в суде
    • Общий алгоритм подготовки к судебному заседанию
    • Алгоритм предварительного слушания
    • Особенности подготовки дела к судебному разбирательству в особом порядке
    • Подготовка дела к судебному разбирательству, по которому имеется представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве
    • Возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом
  • Участие защитника в доказывании
    • Защитник, как субъект доказывания
    • Способы участия защитника в доказывании
    • Права защитника по участию в доказывании
  • Обжалование как форма адвокатского реагирования на нарушение законности при производстве по уголовному делу
    • Обжалование прокурору
    • Обжалование руководителю следственного органа
    • Обжалование в суд
  • Судебная речь адвоката
    • Юридическая риторика как искусство судебной речи
    • Коммуникативные качества и композиция судебной речи адвоката
  • Составление адвокатом юридических документов
    • Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов
    • Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом
      • Составление адвокатом апелляционных и кассационных жалоб
      • Составление ходатайств
    • Оформление результатов опроса лица с его согласия
  • Этические основы профессиональной деятельности адвоката
    • Адвокатская этика: сущность и значение
    • Этические правила, лежащие в основе адвокатской деятельности
      • Добросовестность исполнения принятого поручения
      • Конфиденциальность в адвокатской деятельности
      • Уважение к участникам процесса
      • Гонорарная практика
    • Профессиональная ответственность адвоката
      • Уголовная ответственность адвоката
      • Дисциплинарная ответственность адвоката

Рассмотрение жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и отказе в принятии заявления о преступлении, а также на постановление о возбуждении уголовного дела

В случаях отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2. ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК), отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление, о чем письменно уведомляются лицо, предприятие, учреждение или общественная организация, от которых поступило заявление или сообщение, им разъясняется право на обжалование этого постановления.

Таким образом, решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается в случае установления обстоятельств, с наличием которых закон связывает прекращение уголовно-процессуальной деятельности, если она уже осуществлялась, например: принято заявление о преступлении (ст. 141 УПК), принята явка с повинной (ст. 142 УПК), произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела равнозначно, как правило, отсутствию либо события преступления, либо состава преступления. Перечень этих обстоятельств приведен в ст. 24 УПК.

Для того чтобы стать основанием к отказу в возбуждении уголовного дела, любое из обстоятельств, исключающих по нему производство, должно быть установлено с достоверностью. На практике применяется также и такое правило: при отказе в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица вследствие истечения сроков давности привлечения к ответственности, вследствие акта амнистии это лицо должно ознакомиться с постановлениями удостоверить своей подписью отсутствие возражений против такого решения. Если в возбуждении уголовного дела отказывается ввиду смерти лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. то согласие на вынесение постановления испрашивается следователем у его близких родственников. Соблюдение данного правила в определенной мере позволяет предупредить поступление жалоб в суды в порядке ст. 125 УПК.

Требование вынесения мотивированного постановления означает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными. Если деяние, о котором шла речь в заявлении, нашло свое подтверждение, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть приведены аргументы, объясняющие, почему это деяние юридически не является преступлением.

При подаче жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо учитывать следующее обстоятельства.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 (далее — Инструкция), сообщения о происшествиях в зависимости от их содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяются следующим образом: сообщения о преступлениях (п. 43 ст. 5 УПК, п. 4.1 Инструкции), заявления о преступлении (п. 4.1.1 Инструкции); явки с повинной (4.1.2 Инструкции); рапорты об обнаружении преступления, составленные лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в п. 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.3 Инструкции; сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (п. 4.2 Инструкции); иная информация о происшествиях (п. 4.3 Инструкции).

Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) с присвоением соответствующего регистрационного номера (п. 5 Инструкции).

В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах и иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений УПК, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях (п. 6 Инструкции).

Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения о происшествии могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи (п. 7 Инструкции).

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства (секретариат) органов внутренних дел по почте, с нарочным, по телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (п. 8 Инструкции). Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, в которых нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1. При этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации (п. 9 Инструкции).

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с ч. 1-3 ст. 141-143 УПК (п. 12 Инструкции). Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с ч. 4 ст. 141 УПК.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующее подразделение органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Поступившие по почте анонимные сообщения о признаках совершенного или готовящегося террористического акта регистрируются в соответствии с Инструкцией (п. 13).

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении (п. 14 Инструкции). Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания (п. 15 Инструкции).

В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении, которое может быть составлено заявителем в произвольной форме, протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях или иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии (п. 16 Инструкции). В целях обеспечения контроля полноты регистрации информации, поступившей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится ее магнитная запись (п. 44 Инструкции).

При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный (начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения), помощник начальника дежурной части, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного) вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения свой подписью (п. 21 Инструкции). Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю (ч. 4 ст. 144 УПК) (п. 22 Инструкции). Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел (п. 23 Инструкции).

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного (п. 24 Инструкции).

Заявитель за получение талона-уведомления расписывается в талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции). Талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции). Если по одному тому же происшествию поступило два или более сообщений и в случае подтверждения этого, все имеющиеся материалы по решению начальника органа внутренних дел приобщаются к первому зарегистрированному сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая запись (п. 32 Инструкции).

Оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательством и иными нормативными актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (п. 27 Инструкции). По результатам рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности, т.е. в суд — по делам частного обвинения (п. 33 Инструкции).

Передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки категорически запрещается (п. 28 Инструкции). Проверка сообщения о происшествии, содержащем признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном УПК (п. 31 Инструкции). О принятом решении по сообщению о происшествии информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательным и иными нормативными актами РФ (п. 34 Инструкции).

Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, который ведется в органах внутренних дел сотрудником по регистрационно-учетной и статистической работе или лицом, исполняющим его обязанности, и в течение суток направляется прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением. Материалу присваивается очередной порядковый норме (через дробь): номер по КУСП / номер по журналу учета отказных материалов. При этом в журнале учета отказных материалов указывается двойной номер (через дробь): номер по журналу учета отказных материалов / номер по КУСП (п. 35 Инструкции).

Сообщения о происшествиях, не содержащие признаков преступления либо административного правонарушения, приобщаются к материалам специального номенклатурного дела (п. 33 Инструкции).

По окончании КУСП журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналы учета административного производства, накопительные дела по материалам проверок, книжки с талонами корешками передаются из дежурной части органа внутренних дел в секретариат для их хранения в течение пяти лет. Магнитные записи поступивших в дежурную часть органа внутренних дел сообщений о происшествиях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем уничтожаются в установленном законом порядке с согласия председателя комиссии, создаваемой для учета за регистрационной дисциплиной (п. 47 Инструкции).

В прокуратуре действует Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора РФ от 16 марта 2006 г. № 12.

Кроме того, с 1 января 2006 г. в Российской Федерации действует Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденное приказом Генерального прокурора РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399, согласованное с СД ВС РФ. Правила, содержащиеся в данных документах, не приводятся, поскольку аналогичны вышеизложенным. Особо следует подчеркнуть, что п. 7, 15 и 21 Типового положения в части приема заявлений о преступлениях распространяются и на суды. В данном случае речь идет о заявлениях по делам частного обвинения, а также о преступлениях, совершенных участниками процесса в ходе судебного разбирательства.

На основании ст. 144 УПК по заявлениям и сообщениям о совершенных или готовящихся преступлениях в течение 3 суток должно быть принято одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче заявления или сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.

Указанный срок по ходатайству следователя, дознавателя может быть продлен соответственно руководителем следственного органа, начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя или прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

После принятия решения по существу заявления в КУСП делается соответствующая отметка (возбуждено уголовное дело номер такой-то; сдан отказной материал номер такой-то; заявление направлено по подведомственности в такой-то орган; материал, не имеющий признаков преступления, приобщен в специальное номенклатурное дело).

Таким образом, предметом обжалования и судебного контроля в данном случае является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. к которому приобщены документы (заявление о совершенном преступлении, объяснения, справки и пр.), именуемые на практике отказным материалом.

По смыслу уголовно-процессуального закона жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть подана лицом (физическим, юридическим), от которого поступило заявление об уже совершенном или готовящемся преступлении. Как правило, это потерпевший, гражданский истец либо их законные представители, руководитель предприятия, учреждения, организации, коммерческой фирмы, которой деянием причинен ущерб. В соответствии с названной Инструкцией под сообщениями о преступлении понимаются также явки с повинной (п. 4.1.2). То есть, как видим, заявление о преступлении может поступить от фактически виновного лица, который имеет право на защиту. Как указывалось выше, жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела могут поступить и от иных заинтересованных лиц.

В описательной части постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела излагаются данные о заявлении (сообщении) о преступлении, результатах доследственной проверки, основаниях отказа в возбуждении уголовного дела, приводятся доводы жалобы.

Традиционно особое внимание уделяется мотивировке принятого по жалобе решения, которое в ясных и четких выражениях должно содержать указания на мотивы отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также на те обстоятельства, которые подлежат установлению при дополнительной доследственной проверке, либо на причины оставления жалобы без удовлетворения.

Учитывая данные судебной практики, поводом к отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть неполнота и односторонность доследственной проверки, неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов .

В постановлении судьи не допускается оценка доказательств. Ссылка на их противоречивость допустима лишь при наличии неполноты доследственной проверки.

Резолютивная часть постановления, кроме положения о необходимости отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, должна содержать указание о направлении материала для проведения дополнительной доследственной проверки соответствующему прокурору.

Если при проверке законности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела судья выявит нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, а равно иные нарушения уголовно-процессуального закона, то в силу ч. 4 ст. 29 УПК он может довести это до сведения руководителей следственных органов, прокуроров путем вынесения частного постановления. Суд не вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку данная функция выходит за рамки судебно-контрольной деятельности и существенно ограничивает процессуальную самостоятельность органа предварительного расследования и прокурора.

Закон не запрещает принесение жалобы на законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, если органом предварительного расследования, прокурором после проведения дополнительной доследственной проверки на основании постановления суда вновь вынесено то же решение. На основе анализа вновь вынесенного постановления суд в числе доводов, свидетельствующих о необходимости его отмены, может сослаться на факт невыполнения органом предварительного расследования обязательных для него указаний начальника органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора и суда.

Отказ в возбуждении уголовного дела по мотивам нецелесообразности не допускается. следовательно, основанием для отказа в возбуждении уголовного дела может быть только то основание, которое прямо предусмотрено законом .

Аналогичен вышеприведенному и порядок рассмотрения жалоб на отказ в принятии заявления о готовящемся или совершенном преступлении (п. 5 ст. 144 УПК). Однако в данном случае предметом обжалования является уже не процессуальный документ, а действие (бездействие) органа, на который по закону возложена обязанность принять заявление и вынести по нему соответствующее решение.

Судебная практика показывает, что наиболее часто распространены отказы в форме возвращения заявления о преступлении лицу, его подавшему, письмом без принятия какого-либо процессуального решения. Подобные действия, как правило, мотивируются отсутствием в заявлении необходимых сведений о преступлении. Действующее законодательство не предусматривает подобной формы реагирования на заявление о преступлении (ст. 145 УПК). Что касается лиц, злоупотребляющих своими правами, то к ним следует принимать предусмотренные законом меры воздействия.

По результатам рассмотрения жалобы выносятся постановления либо об отказе в ее удовлетворении, либо о признании действий (бездействия) органа, не выполнившего требования закона о приеме и регистрации заявления о преступлении, незаконным (необоснованным), а на компетентный орган и надзирающего за ним прокурора возлагается обязанность устранить допущенное нарушение, что по юридическим последствиям равнозначно императивному указанию: заявление принять, зарегистрировать, разрешить в соответствии с законом.

Особое место в ряду жалоб на решения органов предварительного расследования и прокуроров, которые могут быть поданы в стадии возбуждения уголовного дела, занимают те из них, которые поданы на постановления о возбуждении уголовного дела. Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то это лицо приобретает статус подозреваемого, в связи с чем может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Поэтому по смыслу действующего законодательства уже на этапе возбуждения уголовного дела суд правомочен выяснить, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Установление того, ограничиваются ли в связи с возбуждением уголовного дела конституционные права и свободы лица, обратившегося с жалобой, не сопряжена ли проверка законности обжалуемого постановления с рассмотрением тех вопросов, которые подлежат разрешению при постановлении приговора, осуществляется судом исходя их фактических обстоятельств конкретного дела. Незаконные постановления прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание, о возбуждении уголовного дела подлежат отмене. в том числе и те, которые вынесены с нарушением правил, предусмотренных ст. 448 УПК.

Предметом судебно-контрольного исследования в данном случае является постановление о возбуждении уголовного дела. Право подачи жалобы принадлежит подозреваемому, его защитнику, а также иным лицам, чьи конституционные права были нарушены в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. Как показывает судебная практика последних лет, по результатам рассмотрения жалобы выносятся постановления либо об отказе в ее удовлетворении, либо о признании постановления о возбуждении уголовного дела незаконным (необоснованным). В последнем случае на компетентного прокурора возлагается обязанность устранить допущенное нарушение, что по юридическим последствия равнозначно отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ст. 20, 144, 145 и 151 УПК), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований, соблюдены ли при его вынесении требования ст. 148 УПК. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, которое направляет для исполнения РСО или начальнику прокурору для его дальнейшей передачи органу дознания, и уведомляет об этом заявителя (п. 14 Постановления № 1).

При рассмотрении жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела судье следует проверять: соблюден ли порядок его вынесения, обладало ли должностное лицо, принявшее соответствующее решение, необходимыми полномочиями, имелись ли поводы и основание к возбуждению уголовного дела, не было ли обстоятельств, исключающих производство по делу (п. 16 Постановления № 1).