Категория: Бланки/Образцы
Результаты инвентаризации, а также количество использованных в производстве материалов определяются по данным акта инвентаризации на списание материалов открытого хранения. В соответствии с данными инвентаризации фактический расход материалов определяется как разность между суммой остатка на начало месяца и поступлениями материалов за месяц за вычетом их фактического остатка на конец месяца и количества материалов, проданных и отпущенных на сторону. При инвентарном методе ведутся карты учета использования материалов, куда на основании первичных документов записывается количество материалов, переданных в производство, отходов производства и неиспользованных материалов.
Поданным инвентаризации в карточки заносят остатки неиспользованных материалов. Сопоставляя фактический расход материалов с нормой, выявляют величину отклонений.
Выведенный в карточке остаток материала заведующий складом сравнивает с минимальной и максимальной нормами запаса, значащимися в ее заголовке. Если остаток материала, выведенный в карточке, отклоняется от норм, он сообщает об этом отделу снабжения посредством сигнальной справки. В ней указываются номенклатурные номера, наименования материалов и достигнутые по ним предельные нормы запаса.
Организация эксплуатации парка строительных машин
Расчет потребности в строительных машинах
Современное строительное производство все больше превращается в комплексно-механизированный процесс выполнения строительных работ, в которых используется большой парк строительной техники: землеройной, монтажной, общестроительной, дорожной, транспортной, погрузо-разгрузочной и др.
Существующая структура парка строительных машин складывалась не только под влиянием потребителей строительства, но и наличием существующих мощностей заводов строительного и дорожного машиностроения и автомобильно-тракторной промышленности, а также финансовых и производственных возможностей строительных предприятий.
Общую потребность в строительных машинах, необходимых для комплектования парка машин строительного предприятия, определяют суммированием потребностей в отдельных типах машин, предназначенных для выполнения каждого вида работ. Определение типа и марки машин, наличия у них сменного оборудования, величины главного параметра, производительности и т. п. должно производиться на основе анализа объемов и структуры строительных работ, включенных в программу строительной организации (конструктивные характеристики зданий и сооружений, виды и объемы работ, количество и дальность перемещения строительных материалов и конструкций, климатические, региональные и другие условия), способов организа
ции строительства (поточный, комплексный), форма эксплуатации и дальность доставки машин, режим их работы и др.
Состав парка и количество машин, необходимых для выполнения принятой программы строительных работ определяется одним из трех способов.
Потребность в строительных машинах определяется на основании объемов работ, принятых способов механизации в проекте производства работ и эксплуатационной производительности машин или норм выработки машин, устанавливаемых с учетом местных условий строительства.
Среднесписочное количество машин, требующихся для выполнения принятого объема работ за соответствующий период времени, определяется по формуле:
Пэкс — эксплуатационная производительность одной машины в физических измерениях объемов работ в час или рабочую смену, шт. т, м 2. м 3. п.м/час, смену;
Kwn — коэффициент внутрисменного использования работы машин;
Т — рабочее время одной машины за соответствующий период, час, смена.
Расчет производится по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ в физическом измерении, изложенных в ЕНиР или ВНиР и принятых способов механизации в проекте производства работ:
где #вр — количество маш.-час на выполнение единицы объема работ в физическом измерении, маш.-час/ шт. т, м 2. м 3. п.м;
Т — время работы одной машины за соответствующий период времени, ч.
Для оценки использования парка строительных машин применяются следующие показатели:
* коэффициент использования календарного времени машин (А^) определяется отношением количества часов рабочего времени (Г) в часах одной среднесписочной машины к продолжительности соответствующего календарного периода времени в часах (Т)
* показатель использования машин по времени (Кисп) определяется
отношением фактической продолжительности рабочего времени (Гф )
в часах одной среднесписочной машины к установленной продолжительности рабочего времени (7^ в процентах
• коэффициент использования внутрисменного времени(Кй) определяется отношением количества часов полезной работы машин в течении смены (Т ) к общей установленной продолжительности смены (Гсм ) в часах
* коэффициент сменности работы машины(Ксм) определяется от ношением количества часов работы одной среднесписочной машины в день (Г д ) к общей установленной продолжительности смены (Тш) в часах
* показатель выполнения норм выработки машин (К) определяется фактической эксплуатационной выработкой машин (Пэф ) за соответствующий период времени к установленной на тот же период норме (Пэк ), выраженной в процентах
Организационные формы эксплуатации парка строительных машин
Эффективное использование строительных машин и механизмов, надлежащий уход за ними и своевременный ремонт во многом зависят от организационных форм и методов управления их эксплуатацией.
Существующий парк строительных машин в основном сосредоточен на предприятиях строительного комплекса.
Занимающиеся механизацией строительства предприятия и организации в соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть I, гл. 4) признаются по форме собственности: государственные, муниципаль
ные, общественные, частные, кооперативные, смешанные, религиозные и по правовому положению: юридические лица публичного права (государственные учреждения и организации, союзы, ассоциации) и юридические лица частного права (ООО, ТОО, ЗАО, АО и др.).
В зависимости от конкретных условий строительства, вида и размерности предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуатация строительных машин может осуществляться различными организационными формами.
Строительные машины и механизмы находятся на балансе небольших строительных организаций или их структурных подразделениях в прямом их подчинении, что позволяет достаточно оперативно ими управлять. Однако при такой форме эксплуатации машин возникает невозможность создания условий их технического обслуживания и ремонта. В этих условиях нет экономической возможности создавать необходимую базу с наличием современного диагностического и ремонтного оборудования. Сервисное обслуживание машин в специализированных предприятиях повлечет за собой большое количество времени на диагностирование, ожидание, транспортировку и самого обслуживания, что снижает показатель ее использования.
Строительные машины и механизмы находятся на балансе специализированных подразделений механизации, входящих в состав крупных строительных организаций. Такая форма эксплуатации строительных машин даёт экономическую возможность создания собственной ремонтной базы, что обеспечивает надлежащее содержание строительной техники и эффективное ее использование. Подразделения механизации и общестроительные подразделения находятся в административном подчинении у предприятия механизации, что обеспечивает оперативность использования строительной техники.
Строительные машины и механизмы находятся на балансе и в составе предприятий механизации. Концентрация строительных машин, оборудования и механизмов в крупных предприятиях механизации обеспечивает эффективное использование парка строительных машин, внедрение новых средств механизации и наиболее прогрессивных способов производства работ, рост производительности труда и сокращение ручного труда в строительстве путем дальнейшего развития и повышения технического уровня механизации строительных работ, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта строительной техники.
Предприятия механизации по характеру выполняемых строительных работ могут быть специализированными, по эксплуатации однотипных машин и эксплуатирующие разнотипный парк строительной техники.
Строительные машины и механизмы на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдаче в лизинг (аренду) строительных машин (землеройных машин, автокранов, башенных кранов, средств малой механизации и т. п.).
Лизинговые компании дают возможность строительным организациям долгосрочного и краткосрочного использования строительных машин и техники для производства отдельных видов работ, сопровождая их услугами по техническому обслуживанию и ремонту, что избавляет строительные организации от необходимости создания или развития эксплуатационной базы и наличия в составе своего парка машин на все виды выполняемых ими строительных работ.
В настоящее время лизинговые компании являются развивающейся формой эксплуатации парка строительных машин, концентрация которых в настоящее время находится в основном в подразделениях механизации строительных предприятий и предприятиях механизации.
Развитие лизинга в строительстве предполагает формирование и развитие инфраструктуры лизингового рынка строительной техники путем создания сети региональных лизинговых компаний, а также расширения сферы услуг, оказываемых предприятиями механизации.
На основе лизинга строительные предприятия успешно проводят переоснащение своего парка строительных машин и механизмов техникой нового поколения, что повышает их конкурентоспособность на рынке строительных работ.
Организация эксплуатации средств малой механизации
К средствам малой механизации относят строительные машины и оборудование небольшой мощности: трактора и бульдозеры колесные и на гусеничном ходу до 75 л.с.; экскаваторы с вместимостью ковша до 0,4 м 3 ; автомобильные краны грузоподъемностью до 7,5 т; вилочные электро- и автопогрузчики; одноковшовые погрузчики грузоподъемностью до 2 т; бетоно- ирастворосмесители вместимостью до 250 л; штукатурные и малярные станции; лебедки, тали, переносные стреловые краны грузоподъемностью до 1 т, подъемники; компрессорные и электросварочные агрегаты, а также инструмент с ручным и механизированным приводом: различные затирочные, шлифовочные, паркетно-шлифовальные, полотерные, мозаико-шлифовочные машины; машины для нанесения раствора и шпаклевки, прирубки и сварки линолеума, для перевозки строительных материалов с кузо
вом до 0,15м 3 на базе мотороллера и другие средства, предназначенные для механизированного выполнения основных и вспомогательных процессов и операций строительных работ различных видов.
Применение средств малой механизации является одним из основных факторов снижения ручного труда, повышения эффективности и качества при выполнении строительных работ.
Основной наиболее эффективной формой организации эксплуатации средств малой механизации является сосредоточение их в специализированных подразделениях, деятельность которых направлена на выполнение отдельных видов и комплексов работ собственными силами, передачу имеющихся средств строительным предприятиям в лизинг (аренду) с обслуживающим персоналом или без него, организацию и комплектование стационарных или передвижных инструментально-раздаточных пунктов с необходимыми техническими средствами механизированного выполнения строительных работ, проведения технического обслуживания и ремонта машин, оборудования и инструмента, находящихся в их ведении.
Подразделения малой механизации формируются в составе предприятий механизации или крупных подрядных строительных организаций, где возникает необходимость организации собственной ремонтно-эксплуатационной базы.
Производственная программа подразделений малой механизации зависит от количества имеющихся в их составе технологических комплектов средств малой механизации по видам работ.
Комплектация инструментально-раздаточных пунктов включает:
объемы работ, выполняемые собственными силами или совместно со строительными организациями;
объемы работ, выполняемые средствами малой механизации, передаваемые строительным организациям в лизинг (аренду) с обслуживающим или без обслуживающего персонала;
объемы работ по изготовлению приспособлений, инвентаря, оснастки и т. п. реализуемых как промышленная продукция, а также ремонта машин и механизмов других предприятий.
Взаимоотношения подразделений малой механизации со строительными организациями определяются условиями договоров, в которых предусматриваются:
объемы и сроки выполнения отдельных видов работ собственными силами подразделений малой механизации;
состав технологических комплектов средств малой механизации, продолжительность и условия предоставления их строительной организации;
обязанность строительной организации по подготовке фронта строительных работ и обеспечение их безопасного ведения, охране средств малой механизации на объектах строительства;
порядок расчетов за выполненные объемы работ; эксплуатацию средств малой механизации и другие услуги;
имущественная и правовая ответственность сторон за нарушение условий договора.
На основе принятой собственной производственной программы и заключенными договорами со строительными организациями разрабатываются месячные план-графики работы бригад и распределения средств малой механизации.
Комплексная механизация в строительстве
Комплексная механизация — это способ производства строительных работ, при котором все основные и вспомогательные процессы, входящие в состав строительных работ, выполняются механизированным способом с помощью строительных машин, средств малой механизации и различного вида механизмов, инвентаря и приспособлений, взаимоувязанных между собой по основным параметрам. При этом применение ручного труда может допускаться только для выполнения незначительных по трудоемкости вспомогательных работ.
При взаимоувязке производительности каждого элемента этого комплекта машин и механизмов должны создаваться условия поточной организации строительства.
Формирование комплекта машин и механизмов начинают с определения типа и количества ведущих машин (М3 ), необходимых для выполнения заданного объема строительных работ за соответствующий период;
где Q — объем работ данного вида в единичных величинах, шт, т, м 2. м 3. п.м.;
У — доля работ, выполняемой ведущей машиной, в общем объеме, проц.;
лчас — часовая производительность ведущей машины в физических величинах;
Т— рабочее время работы ведущей машины за соответствующий период времени, час;
К — показатель использования машин во времени.
Типы и количество вспомогательных машин и механизмов комплекта подбирают таким образом, чтобы их производительность была равной или несколько больше производительности ведущей машины.
Применение комплексной механизации в строительных организациях характеризуется показателями уровня механизации СМР и уровнем механизации труда.
Уровень механизации строительных работ (Ум ) характеризует степень замены ручного труда машинами и механизмами и определяется в процентах по каждому виду работ и определяется по формуле
где QM— объем механизированных или комплексно-механизированных работ;
??общ — общий объем работ.
Уровень механизации труда (Умт ) характеризует комплексность механизации и степень приложения ручного труда
где N" — численность рабочих на механизированных или комплексномеханизированных работах;
Ncc — среднесписочная численность рабочих.
Планирование деятельности предприятий механизации и их взаимоотношения со строительными организациями
Производственная программа предприятий механизации в условиях конкуренции между собой на рынке подрядных работ и услуг строительного комплекса формируется за счет: объемов строительных работ, выполняемых собственными силами на правах субподряда; погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ, выполняемых совместно со строительными организациями, выделяя им строительные машины с обслуживающим персоналом; арендной платы сданных в лизинг (аренду) строительных машин и механизмов с обслуживающим и без обслуживающего персонала; технического обслуживания и ремонта строительной техники других предприятий; осуществления коммерческо-посреднической деятельности по приобретению и продаже новой строительной техники, ремонту и продаже бывших в эксплуатации средств механизации и т. п.
Расчеты строительных организаций с подразделениями механизации осуществляются: по сметной стоимости выполненных собственными силами строительных работ; по планово-расчетным ценам за фактически выполненный объем работ или эксплуатационной стоимости машин за фактически отработанное время, выделяемой им техники с обслуживающим персоналом; по лизинговым договорам за сданную в лизинг (аренду) строительной техники с обслуживающим или без обслуживающего персонала; по договорным ценам или сметным расценкам за транспортировку строительной техники, монтаж и демонтаж крупных строительных машин, устройство подкрановых путей башенных кранов и т. п.
Расчетная себестоимость эксплуатации (С. J строительной машины определяется по формуле:
где Смч — себестоимость I маш.-часа работы строительной машины; КНф— коэффициент накладных расходов;
Т — количество машино-часов работы строительной машины на объекте.
Себестоимость 1 машино-часа работы любой строительной машины определяется по формуле:
где Се — единовременные затраты, к которым относятся затраты по транспортировке машин на объект строительства, расходы по монтажу и демонтажу машин, по перестановке несамоходных машин в пределах территории строящегося объекта, затраты на возведение вспомогательных сооружений и устройств, необходимых для нормальной эксплуатации машин;
Сг — годовые затраты, к которым относятся годовые амортизационные отчисления, капитальный ремонт строительной техники, модернизация машин в процессе их эксплуатации;
С — текущие эксплуатационные затраты на 1 маш.-час работы строительной машины: зарплата обслуживающего персонала, затраты на электроэнергию и горюче-смазочные материалы, затраты на эксплуатационные материалы (обтирочные, канаты, автошины и др.), техническое обслуживание и текущий ремонт;
Г — общее количество рабочего времени пребывания машины на объекте, ч;
Т — количество рабочего времени использования строительной машины в течение года, ч.
Планирование работы предприятий механизации осуществляется на основе прямых договоров со строительными организациями, в которых кроме объемов, сроков и способов производства строительных работ оговариваются организационно-технические вопросы, выполнение которых обязывает:
предприятиям механизации выделять машины в технически исправном состоянии, а в случае комплектования их обслуживающим персоналом, направлять машинистов соответствующей квалификации с документами на право управления машиной;
осуществлять диагностирование машин, их техническое обслуживание и ремонт по заранее предоставленным графикам;
обеспечивать горюче-смазочные материалы и выполнение других услуг, обеспечивающих эффективное использование предоставленной ими техники;
строительным организациям обеспечивать предоставленные им машины фронтом работ, а также подъездами к месту их работы;
организовать безупречную работу машин с соблюдением правил безопасного выполнения строительных работ;
укомплектовывать бригады, обслуживающие работу машин, постоянным составом рабочих соответствующих квалификаций;
обеспечивать освещение объекта работ и охрану машин и механизмов вне рабочего времени;
учитывать работу, выполненную при помощи машин, их фактическое нахождение на объекте с оформлением соответствующих документов.
При получении машин и механизмов в лизинг (аренду) строительные организации должны: принять предоставляемую им технику по акту согласно лизинговому (арендному) договору, в котором также оговариваются условия доставки, технического обслуживания и ремонта арендуемой техники; организовать правильную эксплуатацию, содержание и охрану машин; по окончании срока аренды сдать арендодателю машины и механизмы по акту или, по условиям договора, выкупить ее по остаточной стоимости.
Оперативное управление предприятием механизации заключается в координации работы всех его подразделений и находящихся в их составе машин и механизмов, организации оперативного контроля за реализацией принятых планов во взаимодействии со строительными организациями.
Основными задачами оперативного управления являются: контроль за выполнением графиков работы строительных машин и механизмов, их перемещение и регулирование выполнения планов работы в случае их срыва; обеспечение постоянного взаимодействия со строительными и монтажными организациями по вопросам, возникающим в процессе выполнения строительных работ: контроль за выполнением план-графиков технического обслуживания и ремонта строительных машин и механизмов; сбор, анализ и передача информации о ходе выполнения графиков работы строительных машин за период (сутки, неделю, декаду, месяц); сбор от обслуживаемых предприятий заявок на поставку необходимых машин и механизмов; разработка месячных оперативных планов и работы строительных машин и механизмов.
Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин
Эффективное использование строительных машин и механизмов во многом зависит от их технического состояния.
Гарантией надежной и безопасной эксплуатации строительных машин, повышения их производительности и увеличения срока работы является техническое обслуживание и ремонт.
Техническое обслуживание и ремонт строительных машин выполняются на основе диагностирования их технического состояния, которое ставит своей целью определение, анализ и регистрацию информации в диагностических картах машин, позволяющих оценить их техническое состояние без разборки.
А. Техническое диагностирование определяет возможность эксплуатации строительной машины в соответствующем техническом состоянии, необходимость в проведении технического обслуживания, текущего или капитального ремонтов и их объема. После проведения каждого вида технического обслуживания или ремонта производится диагностирование строительных машин с целью получения исходных данных по оценке произведенных мероприятий и установления остаточного ресурса.
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту строительных машин планируются и осуществляются на основе эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей, требований и правил технического состояния машин и их безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором, Госавтоинспек- цией, Госэнергонадзором, а также государственными нормативнотехническими документами.
В процессе эксплуатации строительных машин проводятся следующие виды технического обслуживания: ежесменное, периодическое и сезонное.
Для сохранения работоспособности строительных машин при транспортировании и во время их хранения проводятся специальное техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации.
Б. Ежесменное техническое обслуживание выполняется перед началом, в течение или после окончания рабочей смены машинистом (членами экипажа), за которыми закреплена машина и включает в себя визуальный осмотр технического состояния машины и ее комплектность, проверку уровня топлива в баке, жидкости в радиаторе, масла в картере механизмов, крепление агрегатов и др. В случае, если на машиниста или членов экипажа строительной машины возложена функция только по ее управлению, то ежемесячное обслуживание проводится централизованно во внерабочее время персоналом специализированных участков технического обслуживания и ремонта машин.