Руководства, Инструкции, Бланки

образцы разбора сложного предложения img-1

образцы разбора сложного предложения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разбор простого и сложного предложения

Разбор простого и сложного предложения §1. Синтаксический разбор простого предложения

В этом уроке познакомимся с порядком синтаксического разбора предложения и рассмотрим отличие разбора простого и сложного предложения.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого). Оно образуется из слов и словосочетаний. Поэтому при разборе предложения мы выделяем в нём словосочетания из главного слова и зависимого, связанных друг с другом по смыслу.

Мы различаем предложения по нескольким признакам. Вспомним их.

по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные;

по интонации – восклицательные и невосклицательные;

по количеству грамматических основ – простые и сложные;

по наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.

Рассмотрим порядок синтаксического разбора на примере предложения:

Утреннее солнце ярко осветило маленькую деревню.

1. Сначала выделяем грамматическую основу и указываем, словами каких частей речи выражены главные члены.

Грамматическая основа данного предложения – «солнце осветило».

Подлежащее «солнце», подчёркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным, подпишем кратко название части речи над словом «солнце». Сказуемое «осветило», подчёркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом, также подпишем название части речи над словом «осветило».

2. Теперь найдём все словосочетания в предложении и укажем связь между главным словом и зависимым. Над второстепенными членами так же, как и над главными, не забудьте написать названия частей речи. Сначала вопросы задаём от подлежащего.

Солнце (какое?) утреннее. Это второстепенный член предложения, выраженный именем прилагательным.

Теперь задаём вопросы от сказуемого.

Осветило (как?) ярко. Это второстепенный член предложения, выраженный наречием.

Осветило (что?) деревню. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Деревню (какую?) маленькую. Это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным.

Мы нашли все словосочетания в предложении. Вспомним, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием, так как в ней нет главного и зависимого слова, она уже по сути своей нераспространённое предложение.

3. Теперь приступим к характеристике предложения.

1) Назовём вид предложения по цели высказывания. Это предложение повествовательное.

2) Определим вид предложения по эмоциональной окраске (по интонации): невосклицательное.

3) Укажем наличие грамматических основ. Это предложение простое, в нём одна грамматическая основа.

4) Так как предложение простое, определяем распространённое оно или нераспространённое. В данном предложении есть второстепенные члены, значит, оно распространённое.

Характеристика предложения записывается в скобках. Слова в скобках сокращаются:

(Повеств. невоскл. прост. распр.)

4. Последний шаг – составим схему предложения:

При разборе простого предложения, осложненного однородными членами, укажем это в характеристике и на схеме.

Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела. (А. Пушкин)

Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

(Повеств. невоскл. прост. распр. с однор. сказ.)

§2. Синтаксический разбор сложного предложения

Разбор сложного предложения отличается тем, что в характеристике предложения мы не указываем, распространённое это предложение или нераспространённое, так как одна его часть может иметь второстепенные члены, а другая нет. Кроме того, мы указываем, из скольких частей состоит предложение; если в предложении есть союзы, то при помощи каких союзов соединяются части.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А. Пушкин)

1. В этом предложении две грамматические основы. Первая – «старик ловил». Подлежащее «старик» выражено именем существительным. Сказуемое «ловил» выражено глаголом. Вторая грамматическая основа – «старуха пряла». Подлежащее «старуха» выражено именем существительным. Сказуемое «пряла» выражено глаголом.

2. Найдём словосочетания в каждой части:

Ловил (чем?) неводом. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Ловил (что?) рыбу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряла (что?) пряжу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряжу (чью?) свою. Это второстепенный член предложения, выраженный местоимением.

3. Составим характеристику предложения: предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

(Повест. невоскл. слож. сост. из 2 ч.)

Составим схему предложения:

§3. Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

Порядок разбора предложения:

1. Выделить грамматическую основу, найти второстепенные члены с указанием частей речи, составить характеристику предложения, начертить схему.

2. В характеристике предложения определяется вид предложения по цели высказывания и интонации, по количеству грамматических основ (простое или сложное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространённое), а также указывается наличие однородных членов предложения.

1. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М. Баласс, 2012.

2. Бунеева Е.В. Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М. Баласс, 2014. – 208с.

3. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М. Просвещение, 1985. – 400с.

4. Исаева Н.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. - М. Баласс, 2012.-78с.

Решать тестовые задания могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Другие статьи

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч. ср. р. нар. неодуш. 2 скл. и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид. 2 спр. в ед. ч. прош. вр. ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч. ж. р. нариц. неодуш. 3 скл. т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени. выражено наречием

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч. ср. р. нар. неодуш. 2 скл. и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид. 1 спр. в ед. ч. прош. вр. ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч. 3 л. и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр. мн. ч. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр. мн. ч. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц. неодуш. в ед. ч. ж. р. 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч. ж.р. в.п.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы предикативных частей, составьте схему предложения.

1. Тип предложения:

а) по цели высказывания;

б) по эмоциональной окраске;

в) по числу предикативных частей (сложносочиненное, состоящее из … предикативных частей, связанных союзом…).

2. Характер структуры: открытая или закрытая.

3. Характер смысловых отношений между частями.

4. Характеристика каждой предикативной части: по числу составов, по наличию второстепенных членов, по полноте структуры, по осложненности.

Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения:

Всегда нудны и тяжелы проводы, но радостны даже ежедневные встречи (А. Куприн).

Повествовательное, невосклицательное, ССП, состоящее из двух предикативных частей, связанных союзом но ; закрытой структуры, между частями противительные отношения с добавочным значением уступки; 1-я часть – двусоставная, распространенная, полная, осложнена однородными сказуемыми, 2-я часть – двусоставная, распространенная, полная, неосложненная.

Главное меню

Сложные предложения с разными видами связи

Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1. с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова / 3. какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1. она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

Вертикальная схема сложного предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1. [мест.-сказ.] 3
опред. ↓ ↓ сказ.
(с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4

Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка. выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова ; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

Горизонтальная схема предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1. (с которой – союз. сл.) 2. [мест.-сказ.] 3. (какой – союз. сл.) 4 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1–2: Мальчик был добрый / 1. но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;

б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2. что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3. потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4. а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;

д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что ), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3. потому что это даром не ставится / 5 ).

Вертикальная схема сложного предложения:

Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.

II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного

III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .

Горизонтальная схема предложения:

[ ] 1. но [ гл.] 2. (что – союз) 3. (потому что – союз) 4. а ( – ) 5 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

Горизонтальная схема: [ ] 1. и. (когда – союз) 2. [ ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1. и [ ] 3 .
врем. ↓
(когда – союз) 2

Ср. Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .

Ср. Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и. то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3. Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: [ ] 1. а (так как – с.) 2. [то ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1. а [ ] 3 .
прич. ↓
(так как. то – союз) 2

Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»