Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда ответственного за производственный контроль img-1

инструкция по охране труда ответственного за производственный контроль

Категория: Инструкции

Описание

Управление охраной труда в организациях - Административно-производственный контроль по охране труда в организациях

Охрана труда Управление охраной труда в организациях - Административно-производственный контроль по охране труда в организациях

Внесение изменений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.

Контроль выполнения осуществляется сторонами или уполномоченными ими представителями.

Мероприятия по охране труда включают:

  1. модернизацию производственного оборудования;
  2. внедрение систем автоматического и дистанционного управления, систем контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов;
  3. устройство новых, реконструкцию имеющихся вентиляционных систем, пыле- и газоулавливающих установок;
  4. приведение к нормам естественного и искусственного освещения на рабочих местах;
  5. снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, неионизирующих излучений и т.п. на рабочих местах;
  6. механизацию ручных, тяжелых физических работ при складировании, транспортировке сырья, заготовок, готовой продукции;
  7. приведение зданий, сооружений, оборудования к норам, расширение и реконструкцию санитарно-бытовых помещений.

В раздел «Охрана труда» коллективного договора включаются мероприятия по обеспечению прав и гарантий работников в сфере охраны труда:

  1. предоставление работникам информации о состоянии условий и охраны труда;
  2. предоставление работникам СИЗ, компенсаций за вредные условия труда;
  3. организация лечебно - профилактического обслуживания работников;
  4. проведение обучения и проверки знаний по охране труда;
  5. профессиональную переподготовку и трудоустройство за счет предприятия в случае ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда или в связи с утратой трудоспособности в результате несчастного случая или профзаболевания.

В коллективном договоре предусматривается порядок финансирования и размер средств, выделяемых на охрану труда, страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве.

К коллективному договору рекомендуются приложения:

  1. список профессий и работ, дающих право на дополнительный отпуск;
  2. список профессий и должностей, требующих обеспечения молоком и спецпитанием;
  3. список работников, обеспечиваемых смывающими и обезвреживающими средствами, спецодеждой и СИЗ;
  4. список профессий работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение;
  5. перечень работ, для которых предусматриваются обязательные и периодические медосмотры.
Охрана труда Законодательство и РД

Другие статьи

Просмотр темы - ответственные за производственный контроль


Зарегистрирован: Сб дек 27, 2008 9:27 am
Сообщений: 4321
Откуда: Сыктывкар

Так, можно ещё раз по полочкам или коробочкам.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ (принят Государственной Думой 20.06.1997 г.)
.
Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление. представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган .
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
****

«Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
.
5. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации .
.
7. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
8. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
.
9. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.
***

«Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. ПБ 03-517-02», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. № 61-А.
.
5.3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.
.
В СУПБ интегрируется существующая служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В организации назначается специальный ответственный работник (из числа руководства организации), отвечающий, в том числе, и за функционирование СУПБ.
***


_________________
Белая полоса - ограничение места погрузки/выгрузки.
Жёлтая полоса - ограничение опасного места.
Зелёная полоса - ограничение одновременного доступа к кассе.
.
Чёрная полоса - все вышеназванные ограничения не спасли.


Зарегистрирован: Сб дек 27, 2008 9:27 am
Сообщений: 4321
Откуда: Сыктывкар

«Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ПБ 03-576-03», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. № 91 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. № 4776).
.
6.3.3. Техническое освидетельствование сосудов, не регистрируемых в органах Госгортехнадзора России, проводится лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
.
6.3.6. Внеочередное освидетельствование сосудов, находящихся в эксплуатации, должно быть проведено в следующих случаях:
.
по требованию. ответственного по надзору за осуществлением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
.
6.4.1. Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, выдается инспектором после его регистрации на основании технического освидетельствования и проверки организации обслуживания и надзора, при которой контролируется:
.
наличие должностных инструкций для лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов;
.
7.1.1. Владелец обязан обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы.
В этих целях необходимо:
назначить приказом из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний Правил, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосудов, а также ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением .
Количество ответственных лиц для осуществления производственного контроля должно определяться исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на указанных лиц должностным положением. Приказом по организации могут быть назначены специалисты, ответственные за исправное состояние сосудов и ответственные за их безопасную эксплуатацию;
.
10.2.1. Освидетельствование баллонов может производиться наполнительными станциями и испытательными пунктами при наличии у них:
.
приказа о назначении в организации лиц, ответственных за проведение освидетельствования из числа специалистов, имеющих соответствующую подготовку; (здесь, скорее всего, имеется в виду ответственный за исправное состояние. )
.
11.3. Если при обследовании находящихся в эксплуатации сосудов, работающих под давлением, будут выявлены:
.
не назначенные и не прошедшие проверку знаний в установленном Правилами порядке лица, ответственные за исправное состояние и безопасное действие сосуда и надзор за его техническим состоянием и эксплуатацией. - то эксплуатация сосуда должна быть запрещена.
***

«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. ПБ 10-382-00», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 г. № 98.
.
9.2.7. Разрешение на пуск в работу кранов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, записывается в их паспорт инспектором Госгортехнадзора, а других кранов - инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов .
.
9.4.3. Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной ко-миссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения.
Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Госгортехнадзора.
***

Итак, кого и сколько назначить в качестве ответственных по производственному контролю - решать работодателю. Видится следующая картина: назначается ответственный за производственный контроль по предприятию и ответственные с соответствующими названиями по надзору и контролю в соотвестсвии с ПБ по ОПО. Это уже будет группа или служба производственного контроля. Конечно, это не впишется в п. 8 "Правил. ", утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263, однако сей пункт носит рекомендательный характер и не учитывает особенностей производства, когда на предприятии может быть разные по специфики ОПО, а ответственный по надзору д.б. подкован в данной ему облости.

Отсюда и возникает потребность назначения на местах специалистов по надзору по ОПО и назначения общего координатора производственного контроля.

И здесь же возникает проблема нехватки специалистов, причём даже на крупных предприятиях, когда ответственный по надзору - он же и ответственный за безопасную эксплуатацию. Выход - назначать ответственных по надзору главных специалистов (Главный энергетик: газ; котельная; хранение мазута. Главный механик: ГПМ. Главный инженер: транспортирование опасных веществ).

Кого же назначить ответственнго за ПК по предприятию? Есть в КС должность Инженер по промышленной безопасности. Что делает работодатель? Спаивает названия должностей и выходит некий Инженер по охране труда и промышленной безопасности. Бред, но разве не бред, например, Главный механик-инженер по ОТ? А в нашем случае Инженер по ОТ и ПБ имеет лишь довесок подобий своих обязанностей. Возникает принцип вешалки, о котором я уже упоминал:
Инженер по ОТ, ПБ, ПожБ, ГО и ЧС, Экологии. Следующее "польто" либо подшатнёт "вешалку", либо сломает её, а после и всей, кто навешивал.
Здесь д.б. чувство меры.


_________________
Белая полоса - ограничение места погрузки/выгрузки.
Жёлтая полоса - ограничение опасного места.
Зелёная полоса - ограничение одновременного доступа к кассе.
.
Чёрная полоса - все вышеназванные ограничения не спасли.

Укажите в Положении, что отв за ПК назначается приказом по предприятию.И поменьше обозначайте конкретные должности

именно так и делаю. вопросов от РТН не было.


Утверждены
Приказом Госгортехнадзора России от 26.04.2000 N 49

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
РД 04-355-00
.
2.2. В общем случае в положении о производственном контроле приводятся:
должность работника, ответственного за осуществление производственно-го контроля (если численность занятых на опасных производственных объектах работников не превышает 500 человек), или описание организационной струк-туры службы производственного контроля (если численность занятых на опас-ных производственных объектах работников превышает 500 человек);
***
При согласовании РТН может завернуть Положения о ПК.

Если не заворачивает, то это случай "не общий".


_________________
Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.

Кто разрабатывает инструкции для специалистов производственного контроля?

Кто разрабатывает инструкции для специалистов производственного контроля?

Кто разрабатывает инструкции для специалистов ответственных за производственный контроль при эксплуатации ПС итд. Конкретно на предприятии. Работодатель обеспечивает инструкциями. Спасибо!

Дата публикации ответа:

В действующем законодательстве отсутствует четкая норма о том, кто конкретно на предприятии обязан (должен) разрабатывать инструкции для специалистов по эксплуатации ПС.

Тем не менее, в соответствии с подп. «ж» п. 23 Правил безопасности опасных производствен­ных объектов, на которых используются подъ­емные сооружения». утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП) организация (индивидуальный предприни­матель), эксплуатирующая опасные производ­ственные объекты (ОПО) с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, ре­конструкции или модернизации) (далее – экс­плуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплу­атации имеющихся в наличии ПС и выполнять в том числе следующие требования:

  • разработать и утвердить распорядительным актом эксплуати­рующей организации инструкции с должностны­ми обязанностями ,
  • а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопас­ность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля пр иэксплуатации ПС; специалиста, ответственногоза содержание ПС в работоспособном состоя­нии; специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Разработать такие Инструкции на предприятии вероятнее всего было бы поручить руководителям и специалистам, в подразделениях которых эксплуатируются ПС и эти сотрудники аттестованы на знание требований промбезопасности, имеют знания и опыт в данной области.

Кого назначить ответственным за осуществление производственного контроля?

Кого назначить ответственным за осуществление производственного контроля?

Можно ли на промышленном предприятии назначить ответственным за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,руководство ИТР по надзору,эксплуатации и содержание в работоспособном состоянии объектов Ростехнадзора специалиста по охране труда?

Федеральный нормы и правила в области промышленной безопасности утверждаются Ростехнадзором. При этом нормы и правила не универсальны, они различаются в зависимости от отрасли, от видов работ, использования механизмов.

Поскольку предприятие занимается производством железобетонных изделий, оно использует подъемные сооружения. В этой связи на предприятие распространяются Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (утверждены приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533). Данные правила устанавливают обязанность разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

- специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

- специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

- специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

Таким образом, в организации, использующей подъемные сооружения, должны быть назначены три специалиста по безопасности.

При этом, в организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ.

Кроме того, следует учитывать, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

- высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности (п.9 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263).

Поэтому, если специалист по охране труда соответствует требованиям, предъявляемым к работникам, ответственным за осуществление производственного контроля, он может совмещать свои функции с выполнением работы одного специалиста по безопасности. Или же при вышеуказанных условиях совмещать обязанности специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Возложить обязанности всех специалистов по безопасности на специалиста по охране труда, работодатель не вправе.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация :Как организовать производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Журнал «Справочник специалиста по охране труда (Охрана труда)» № 6, Июнь 2016

Ксения СЛАДКОВА, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, обязаны проводить производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Он дает представление о состоянии промбезопасности на предприятии и помогает предотвратить аварии.

Какие документы понадобятся для производственного контроля

Основной документ, по которому проводят производственный контроль, — это Положение о производственном контроле (далее — Положение). Оно регламентирует всю процедуру производственного контроля — от планирования и проведения внутренних проверок до порядка учета результатов контроля. Положение должно быть на любом ОПО (ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ). Оно понадобится не только для производственного контроля, но и для:

  • формирования и сдачи в Ростехнадзор ежегодного обязательного отчета о производственном контроле на ОПО;
  • получения лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО;
  • постановки на учет технического устройства в органах Ростехнадзора;
  • успешного прохождения любой плановой и внеплановой проверки.

Положение утверждает руководитель предприятия, а его заверенную копию предоставляют в территориальный Ростехнадзор по месту нахождения ОПО.

На предприятии также должен быть План производственного контроляна год, в котором отражают оперативные, целевые и комплексные проверки.

Из чего состоит производственный контроль

Производственный контроль проходит в три уровня.

Первый уровень — это оперативные проверки, во время которых контролируют выполнение персоналом и подрядчиками требований промбезопасности.

  • ознакомиться с технической документацией по проверяемым вопросам;
  • выявить нарушения правил на рабочих местах;
  • выборочно проверить у специалистов знания по промышленной безопасности;
  • отстранить от работы необученных сотрудников;
  • приостановить работу, если обнаружено нарушение, которое угрожает жизни людей или может привести к аварии;
  • установить контрольный срок устранения нарушений;
  • информировать непосредственного руководителя о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Второй уровень контроля подразумевает целевые проверки. Они нужны, чтобы удостовериться в качественном и своевременном проведении всех мероприятий по промышленной безопасности.

Популярные вопросы
  • состояние производственных объектов, организацию работ и их соответствие требованиям промышленной безопасности;
  • выполнение предыдущих актов-предписаний по результатам оперативных, комплексных и целевых проверок;
  • обучение, аттестацию руководителей, специалистов и рабочих и их допуск к самостоятельной работе;
  • выполнение запланированных мероприятий по организации производственного контроля и обеспечение безопасной эксплуатации ОПО;
  • полноту и качество выполнения мероприятий после несчастных случаев и аварий.

Третий уровень контроля заключается в комплексной проверке предприятия, которую проводит комиссия производственного контроля. В ходе проверки нужно оценить:

  • техническое состояние ОПО;
  • как организована безопасная эксплуатация ОПО;
  • как выполняются мероприятия по обеспечению безопасных условий работы;
  • эффективность производственного контроля.

Кто займется производственным контролем

Производственный контроль проводит сотрудник, назначенный приказом руководителя, или служба производственного контроля. Если на предприятии работает менее 150 человек, то ответственным за производственный контроль назначают одного из заместителей руководителя предприятия. При штате 150–500 человек выделяют отдельного специалиста, который будет заниматься только производственным контролем. Если на ОПО занято более 500 работников, нужно создавать службу производственного контроля.

Работники, ответственные за производственный контроль, должны иметь высшее техническое образование по профилю работы ОПО, стаж работы на ОПО не менее трех лет и удостоверение об аттестации по промбезопасности

Пример распределения обязанностей по производственному контролю приведен в таблице.

Распределение обязанностей по проведению производственного контроля

Работники, проводящие контроль в целом на предприятии

В ответе за каждого

Нас спрашивали

Бесплатный доступ на 5 дней

Архив вопросов и ответов

Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС

Согласно «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» необходимо назначить специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. Может ли один работник быть ответственным за производственный контроль и работоспособное состояние (или безопасное пр-во работ)? И еще, аттестацию они проходили еще по Б.9 — за исправное состояние, надзор и безопасное пр-во работ кранами. В приказе прописывать их уже по новым видам ответственности или по тем, на кого они аттестованы?

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек. См. п.8. «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», далее Правил (утв. Постановлением Правительства РФ N 263 от 10.03.99г. с изменениями и дополнениями).

Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).

В соответствии с п.11. Правил: «Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 726)

д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; (пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 526)

е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 526)

ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

м) вносить руководителю организации предложения:

  • о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
  • об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
  • о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;
  • об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
  • о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности«.

Поэтому, при совмещении специалистом ответственным за осуществление производственного контроля обязанностей специалиста, ответственного за содержание ПС (далее подъемных сооружений) в работоспособном состоянии или специалиста за безопасное производство работ с применением ПС, он будет вынужден контролировать самого себя, вносить предложения о привлечении к ответственности самого себя, приостанавливать работы которыми сам руководит, контролировать ремонт тех устройств за работоспособное состояние которых он сам отвечает и т.д. То есть фактически мы получим не производственный контроль, а формализм.

Пункт 23 ж) «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее ФНП ПС) гласит: «В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ».

При этом аттестация работников должна соответствовать обязанностям, которые на них возлагаются. Например: специалист ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии должен быть аттестован по — Б.9.33. а за безопасное производство работ по — Б.9.31. При совмещении — иметь обе области аттестации.

  1. Специалист ответственный за осуществление производственного контроля не может быть назначен одновременно специалистом ответственным за содержание ПС (подъемных сооружений) в работоспособном состоянии или специалистом за безопасное производство работ с применением ПС.
  2. Совмещение обязанностей специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и специалиста ответственного за безопасное производство работ с применением ПС возможно при условии выполнения требований пункта 23 ж) ФНП ПС.

Рогозин А.Д. эксперт в области промышленной безопасности и охраны труда

Система аварийного освещения на промышленном предприятии

Сколько по продолжительности времени должна обеспечивать освещение система аварийного освещения на промышленном предприятии согласно требованиям законодательства РФ?

Какой документ указывает на величину времени и регулирует требования к работе системы аварийного освещения?

К система противопожарной защиты относятся системы аварийного освещения на путях эвакуации (основание: ч. 2 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 23.06.2014), п.4.8 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»).

В соответствии с ч. 2 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с ч. 9 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с ч. 4 ст.143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ электрооборудование систем противопожарной защиты должно сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасное место.

В соответствии с п.4.8 СП 6.13130.2013 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Соответственно, системы аварийного освещения на путях эвакуации должны обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

В соответствии с частями 3, 4 ст.53 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Приложением N2 ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» (ред. от 01.10.1993) установлен «Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей» (вероятность эвакуации: время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения; расчетное время эвакуации людей; интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей).

При проектировании объектов и инженерных систем также необходимо в обязательном порядке выполнять требования нормативных документов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р).

В настоящий момент в данный перечень включены:

СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»" разделы 4-6, 7 (пункты 7.1-7.51, 7.53-7.73, 7.76, 7.79-7.81), 8-13**; приложение К**.

Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р утрачивает силу с 1 июля 2015г.

С 1 июля 2015 года вступает в силу Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (разделы 1 (пункты 1.1, 1.2), 4-6, 7 (пункты 7.1-7.35, 7.37, 7.38, 7.40, 7.45-7.86, 7.101-7.122), приложение К) в данный перечень будут включены и соответственно, с 1 июля 2015 года будут применяться на обязательной основе.

Белянин В.А. эксперт в области пожарной безопасности

Необходимость получения разрешения на применение технических устройств на ОПО

Нужно ли получать разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах при наличии на них сертификатов соответствия требованиям Технического регламента о безопасности машин и оборудования (постановление Правительства РФ от 15.09.2009 N 753)?

Получать разрешение Ростехнадзора для применения технических устройств на опасных производственных объектах в настоящее время не нужно.

Сертификаты соответствия, выданные до 15.02.2013 в соответствии с Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 753, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года.

Сертификаты соответствия, выданные до 21.10.2011 в соответствии с Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 753, действительны до окончания срока их действия.

Выдача разрешения Ростехнадзора для применения технических устройств на опасных производственных объектах в настоящее время не предусмотрена.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Технический регламент Таможенного союза от 18.10.2011 N 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» вступил в силу 15.02.2013.

В соответствии с п.3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства — члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования указанного решения (21.10.2011), действительны до окончания срока их действия.

Таким образом, на основании вышеизложенного:

— получать разрешение Ростехнадзора для применения технических устройств на опасных производственных объектах в настоящее время не нужно;

— сертификаты соответствия, выданные до 15.02.2013 в соответствии с Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 753, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года;

— сертификаты соответствия, выданные до 21.10.2011 в соответствии с Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 753, действительны до окончания срока их действия.

Григорович И.В. юрист, эксперт в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности

Постановка на временный учет подъемного сооружения

Если техническое устройство — автомобильный кран, состоящий на учете на опасном производственном объекте в одном регионе, отправляется для работы на неопределенный срок в другой регион, какие действия необходимо предпринять эксплуатирующей организации, соблюдая требования законодательства России в области промышленной безопасности?

При эксплуатации грузоподъемных кранов необходимо руководствоваться Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 года, рег. N 30992 (далее — ФНП по ПС). ФНП по ПС не установлены требования по постановке на временный учет ПС, направляемых для работы в другие регионы.

При этом регистрация опасных производственных объектов осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 года N 606, зарегистрированным Минюстом России 1 октября 2007 года, рег. N 10224 (далее — Административный регламент N 606). Информация, характеризующая изменения опасного производственного объекта, предоставляется организациями в случаях, определенных Административным регламентом N 606.

Кроме того, в целях исключения необходимости частой перерегистрации опасных производственных объектов, место эксплуатации которых постоянно меняется (ОПО с подъемниками (вышками), кранами-манипуляторами, самоходными грузоподъемными кранами), в соответствии с принципами идентификации данные ОПО регистрируются по месту их приписки (нахождения на балансе конкретного юридического лица (гараж, участок механизации, участок транспортный и т.п.), что позволяет определить лиц, ответственных за техническое состояние ПС.

По материалам с официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 11.03.2015

Повторная аттестация по промышленной безопасности работников предприятия

Работники предприятия не прошли аттестацию по промышленной безопасности в территориальных органах Ростехнадзора согласно принятым условиям. В предаттестационный период организация уплатила государственную пошлину за выдачу удостоверений, по 800 рублей за каждого работника. Представителями Ростехнадзора было предложено работникам, прошедшим аттестацию с отрицательным результатом, пройти ее в течение месяца — повторно.

Правомерно ли взимание государственной пошлины в пользу органов Ростехнадзора за выдачу удостоверений об аттестации повторно?

Обозначьте нормативный правовой акт, по которому должна проводиться повторная оплата государственной пошлины, чтобы считаться законной и правомерной, с указанием его статьи и пункта?

За чей счет должна проводиться повторная оплата государственной пошлины — работника или предприятия в лице ее руководителя?

Сколько раз может проводиться процедура пересдачи?

Укажите название нормативного правового акта, определяющего правомерность и законность их применения, со ссылками на документ, название статьи, пункта, параграфа.

В соответствии с ч.1 ст.333_16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333_17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25_3 Налогового кодекса РФ.

В силу требований ст.333_17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются:

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25_3 Налогового кодекса РФ;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты от государственной пошлины в соответствии с указанной главой Налогового кодекса РФ.

Так, согласно подп.72 ч.1 ст.333_33 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за следующие действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ:

  • выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, — 800 рублей;
  • внесение изменений в аттестат, свидетельство либо иной документ, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества — 200 рублей;
  • выдачу дубликата аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей — 88 рублей;
  • продление (возобновление) действия аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством, — 400 рублей.

Как видим, Налоговый кодекс РФ не содержит требований о повторной уплате государственной пошлины.

При этом в силу требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Кроме того, согласно п.2 ст.9 указанного Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Принимая во внимание то, что результаты проверки знаний оформляются протоколом и направляются в организацию по месту работы специалиста, проходившего проверку знаний, т.е. сопровождают деятельность организации (а не работника — физического лица, который, например, при увольнении с этой организации и поступлении в другую организацию должен проходить новую проверку знаний), обязанность по уплате такой государственной пошлины возлагается на организацию.

Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» не определяет количество возможных передач, в то же время в силу требований п.26 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией.

Тихомирова Л.А. эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии

Неисполнение приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н

Не будет ли претензий и штрафов от контролирующих органов по перечням СИЗ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 N 906н? Нужно ли нам пересматривать перечни в связи со вступлением в силу приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н? Ведь приказ N 906н не отменяется.

Да, неисполнение приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н будет являться нарушением требований охраны труда. При вступлении в силу Приказа N 997н вы должны актуализировать свои Нормы выдачи СИЗ с учетом требований этого приказа. Работникам сквозных профессий и должностей СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей независимо от наличия этих профессий и должностей в иных типовых нормах. Вы имеете право (на основании результатов специальной оценки условий труда и ТН выдачи СИЗ работникам химических производств) устанавливать нормы выдачи работникам СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами, защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Пункты 6 и 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 01.06.2009.

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.08.2011 N 906н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам химических производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Галка Е.В. эксперт в области охраны труда

Необходимость согласования специальных программ для обучения пожарно-техническому минимум

Должны ли согласовываться специальные программы для обучения пожарно-техническому минимуму работников организации без отрыва от производства в порядке п.53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», или в порядке п.51 программы не согласовываются?

Исходя из анализа п.п.52, 53, 54 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (с изменениями от 22 июня 2010 года) возможно сделать вывод о том, что в органах государственного пожарного надзора должны согласовываться специальные учебные программы для обучения работников с отрывом от производства и специальные учебные программы для обучения работников непосредственно в организации (без отрыва от производства).

В соответствии с п.51 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (с изменениями от 22 июня 2010 года) специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

В соответствии с п.54 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. Примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 3.

В соответствии с п.52 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с п.53 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 согласование специальных программ иных организаций осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Исходя из анализа п.п.52, 53, 54 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645 возможно сделать вывод о том, что в органах государственного пожарного надзора должны согласовываться специальные учебные программы для обучения работников с отрывом от производства и специальные учебные программы для обучения работников непосредственно в организации (без отрыва от производства).

Белянин В. А. инженер пожарной безопасности

Срок эксплуатации автоматической пожарной сигнализации

Регламентирован ли нормативными документами срок эксплуатации автоматической пожарной сигнализации или ее отдельных частей?

ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» распространяется на технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики (пожарные извещатели, источники бесперебойного питания технических средств пожарной автоматики, пожарные оповещатели, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, изоляторы короткого замыкания, выносные устройства индикации, устройства контроля работоспособности шлейфов, системы передачи извещений о пожаре) и устанавливает общие технические требования и методы их испытаний.

В соответствии с п.4.2.4.3 ГОСТ Р 53325-2012 средний срок службы ИП (извещатель пожарный) должен быть не менее 10 лет.

В соответствии с п.5.2.4.3 ГОСТ Р 53325-2012 средний срок службы ИЭ (источники бесперебойного электропитания технических средств пожарной автоматики) должен быть не менее 10 лет.

В соответствии с п.6.2.4.1 ГОСТ Р 53325-2012 средний срок службы пожарного оповещателя должен быть не менее 10 лет.

В соответствии с п.7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012 средний срок службы приборов приемно-контрольных пожарных, приборов управления пожарных должен быть не менее 10 лет.

Белянин В.А. эксперт в области пожарной безопасности

Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС

Имеет ли право преподаватель, аттестованный 22.12.2014 (в удостоверении стоят старые области аттестации 8.9. 8.11, 8.12), проводить обучение по новым Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в учебном центре предприятия? Имеют ли право принимать экзамен у обученных по новым ФНП члены аттестационной комиссии, аттестованные по старым Правилам?

В соответствии с п.6 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, организации, занимающиеся подготовкой, должны располагать в необходимом количестве специалистами, аттестованными в порядке, установленном настоящим Положением, в соответствии со специализацией.

Согласно п.16 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, профессиональное обучение рабочих проводится специалистами (преподавателями, мастерами производственного обучения), для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение рабочих, является основной. Преподаватели и мастера производственного обучения должны обладать знаниями по основам педагогики, иметь соответствующее образование и практический опыт работы, пройти аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору. в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).

При этом соответствующие изменения в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности не являются основанием для проведения периодической аттестации специалистов.

Тихомирова Л.А. эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии

Проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте, находящемся за пределами Российской Федерации

Вновь организованное рабочее место находится за пределами Российской Федерации. Возить экспертов, сами понимаете, затруднительно. Можно ли провести оценку в России, как аналогичного рабочего места?

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Поэтому если вновь организованное рабочее место соответствует указанным требованиям, то специальную оценку условий труда на этом рабочем месте можно провести в России, если не соответствует — нельзя.

Статьи 3, 9 (часть 6) и 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Галка Е.В. эксперт в области охраны труда

Расчеты по определению категорий по взрывопожарной и пожарной опасности

На предприятии проходит проверка пож. надзора. На дверях зданий твердотопливных котельных нанесено обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности «Г». Инспектор требует предоставить расчеты по определению нанесенной на дверях категории. Правомерны ли требования инспектора, кто должен выполнять такие расчеты или мы можем сами их выполнить, руководствуясь СП 12.13130.2009?

Категории зданий, сооружений и помещений производственного, складского и технического назначения по пожарной и взрывопожарной опасности, размеры и классы пожароопасных и взрывоопасных зон указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции (ч.22 ст.27 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 23.06.2014); постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 (ред. от 26.03.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

Сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности, классах пожароопасных и взрывоопасных зон указываются в разделе 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» проектной документации (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 (ред. от 26.03.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

В соответствии с частями 4, 5 ст.48 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (ред. от 14.11.2011) утвержден Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В данный перечень работ входят работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п.10 раздела II Перечня).

В соответствии с п.20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме») (ред. от 17.02.2014) руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Соответственно, проектная организация (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) может осуществлять расчеты по определению категорий зданий, сооружений и помещений производственного, складского технического назначения по пожарной и взрывопожарной опасности, расчеты по определению размеров и классов пожароопасных и взрывоопасных зон при условии наличия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

На основании проведенных расчетов на дверях помещений производственного, складского и технического назначения и наружных установках наносятся обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.

Белянин В.А. эксперт в области пожарной безопасности

Автостоянка оборудована установками автоматического порошкового пожаротушения. Требуется ли вытяжная противодымная вентиляция?

Проектируем вентиляцию в многоуровневом механизированном паркинге (постоянных рабочих мест нет, водители при перемещении машин отсутствуют). Здание будет оснащено автоматической порошковой системой пожаротушения. Есть ли необходимость делать противодымную вентиляцию?

В соответствии с подпунктом «з» п.7.2 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из помещений хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, отдельно расположенных, встроенных или пристроенных к зданиям другого назначения (с парковкой как при участии, так и без участия водителей — с применением автоматизированных устройств), а также из изолированных рамп этих автостоянок.

В соответствии с подпунктом «б» п.7.3 СП 7.13130.2013 требования пункта 7.2 СП 7.13130.2013 не распространяются на помещения, оборудованные установками автоматического порошкового пожаротушения (кроме закрытых автостоянок с парковкой при участии водителей).

Исходя из того, что автостоянка представляет собой механизированный паркинг без участия водителей с применением автоматизированных устройств, а также то, что помещения данной автостоянки оборудованы установками автоматического порошкового пожаротушения, возможно, сделать вывод о том, что данную автостоянку можно не оборудовать системами вытяжной противодымной вентиляции.

В соответствии с п.7.13 СП 7.13130.2013 для удаления газов и дыма после пожара из помещений, защищаемых установками порошкового пожаротушения, следует применять системы с механическим побуждением удаления воздуха из нижней и верхней зон помещений, обеспечивающих расход газоудаления не менее четырехкратного воздухообмена с компенсацией удаляемого объема газов и дыма приточным воздухом. Для удаления газов и дыма после срабатывания автоматических установок порошкового пожаротушения допускается использовать также системы основной и аварийной вентиляции или передвижные установки. Для удаления остаточной порошковой массы после пожара из помещений, защищаемых установками порошкового пожаротушения, следует предусматривать применение пылесосов или систем вакуумной пылеуборки.

Белянин В.А. эксперт в области пожарной безопасности

Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок

Новые Правила охраны труда при работе на высоте рассчитаны от 1,8 м, а в СНиПе 12-03-2001, а также, к примеру, в правилах при эксплуатации электроустановок — 1,3 м. Каким образом будет регулироваться данный вопрос после вступления в силу новых правил при работе на высоте?

Величина перепада по высоте 1,8 метра, указанная в Правилах по охране труда при работе на высоте N 155н от 28.03.2014 (далее — Правила) не должна являться догмой для работодателя и непосредственно для исполнителей работ на высоте.

Согласно пункту 4 Правил «Работодатели и их объединения вправе устанавливать нормы безопасности при работе на высоте, не противоречащие требованиям Правил».

Согласно пункту 3 (г) Правил «Существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами». Возможно наличие и других источников повышенной опасности. До начала выполнения работ для выявления риска, связанного с возможным падением работника, необходимо проводить осмотр рабочего места на предмет соответствия Правилам.

Согласно пункту 21 Правил «Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ, выполняемых на высоте по наряду-допуску».

Используя все применимые к отрасли и видам деятельности организации нормативные документы касательно работ на высоте, работодатель на их основании может разработать собственные локальные акты (регламент, положение и т.п.), в которых может установить любую величину перепада по высоте до 1,8 метра.

Поэтому вступление новых правил по охране труда при работе на высоте никак не противоречит вышеуказанным СНиП 12-03-2001 и правилам при эксплуатации электроустановок.

Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

3. К работам на высоте относятся работы, когда:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более;

б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°;

в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м;

г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

4. Работодатели и их объединения вправе устанавливать нормы безопасности при работе на высоте, не противоречащие требованиям настоящих Правил.

Сенченко В.А. руководитель Волгоградского Центра

Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС

Имеет ли право преподаватель, аттестованный 22.12.2014 (в удостоверении стоят старые области аттестации 8.9. 8.11, 8.12), проводить обучение по новым Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в учебном центре предприятия? Имеют ли право принимать экзамен у обученных по новым ФНП члены аттестационной комиссии, аттестованные по старым Правилам?

В соответствии с п.6 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, организации, занимающиеся подготовкой, должны располагать в необходимом количестве специалистами, аттестованными в порядке, установленном настоящим Положением, в соответствии со специализацией.

Согласно п.16 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, профессиональное обучение рабочих проводится специалистами (преподавателями, мастерами производственного обучения), для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное обучение рабочих, является основной. Преподаватели и мастера производственного обучения должны обладать знаниями по основам педагогики, иметь соответствующее образование и практический опыт работы, пройти аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору. в соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).

При этом соответствующие изменения в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности не являются основанием для проведения периодической аттестации специалистов.

Тихомирова Л.А. эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии

Разработка декларации промышленной безопасности

Как быть при определении необходимости разработки декларации промышленной безопасности для ОПО II класса опасности в случае, если класс опасности присвоен по причине примечания 3 из таблицы 2, приложения 2 ФЗ N 116? Расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, эксплуатируются опасные вещества разными организациями, в соседней организации подавляющее количество опасных веществ и декларация разработана без учета нашей организации.

Ответ:
  1. Приложение 2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ используется для установления класса опасности.
  2. Если между соседней и вашей организациями расстояние между ОПО составляет менее чем 500 метров и количество опасного вещества одного вида, что и в вашей организации, у соседа намного больше, то количество опасных веществ в вашей организации не скажется на класс опасности ОПО соседней организации (если количество опасного вещества вашего соседа не граничное при классификации ОПО).
  3. На маленькое количество опасного вещества вашей организации существенно повлияет большое количество опасного вещества соседа, и, соответственно, изменится класс опасности ОПО вашей организации.
Выводы:
  1. Планировки размещения опасных веществ у соседей должны быть взаимно согласованы.
  2. Перебазируйте опасное вещество одного вида, что и у соседа, на расстояние более чем 500 метров (если его количество менее количества для II класса опасности) и регистрируйте соответствующий класс опасности ОПО без учета количества опасного вещества соседней организации. Тогда не надо разрабатывать декларацию промышленной безопасности.

Уточнение: Декларация в вашем случае нужна, так как расстояние до опасного производственного объекта другой организации меньше 500 метров.

Естественно, что соседняя организация разрабатывает декларацию промышленной безопасности только для своего опасного производственного объекта и не хочет отвечать за опасный производственный объект соседа, так как организационно ваша организация соседней не подчиняется и за аварии на вашем объекте она не хочет отвечать, тем более что согласно статье 14 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ (ред.от 02.07.2013):

«Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности».

Вывод: Порядок оформления декларации промышленной безопасности можете согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Туробинский А.В. эксперт в области промышленной безопасности и охраны труда

Использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов — признак ОПО?

В соответствии с ФЗ N 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» согласно приложению 1, п.3, к опасным производственным объектам относятся используемые стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

— является ли служебное помещение, в котором используется стационарно установленная ручная таль (грузоподъемность 2-5 т) опасным производственным объектом;

— является ли служебное помещение, в котором используется стационарно установленная электрическая таль (грузоподъемность 2-5 т) опасным производственным объектом?

Существует ли зависимость от грузоподъемности стационарно установленных грузоподъемных механизмов по отнесению к опасным производственным объектам?

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, законодатель определяет два основных признака, одновременное наличие которых позволяет отнести тот или иной объект к опасным производственным объектам:

  1. стационарный характер производственного объекта:
    • — предприятие;
    • — цех;
    • — участок;
    • — площадка;
    • — иные производственные объекты;
  2. осуществление на опасном производственном объекте видов работ и деятельности, указанных в приложении 1 к Закону:
    • — получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение в указанных в приложении 2 к Закону количествах определенных опасных веществ;
    • — использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, при определенных в приложении 1 к Закону условиях;
    • — использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог, фуникулеров;
    • — получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
    • — ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых;
    • — осуществление хранения или переработки растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществление хранения зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

В свою очередь, приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — Правила).

Пункт 3 Правил определяет перечень грузоподъемных механизмов, на которые распространяются требования указанных Правил.

Пункт 4 Правил определяет перечень грузоподъемных механизмов, на которые требования Правил не распространяются, среди них — ПС с ручным приводом.

Кроме того, п.148 определяет перечень подъемных сооружений, которые не подлежат учету в органах Ростехнадзора, среди них — электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС.

На основании вышеизложенного считаем, что указанные вами ПС не относятся к техническим устройствам, применяемым на ОПО, а следовательно, служебные площадки под ними не являются ОПО.

Тихомирова Л.А. эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии