Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Труда Специалиста По Работе С Молодежью

Категория: Инструкции

Описание

Тематический план и программа обучения по охране труда педагогических работников №п

Тематический план и программа обучения по охране труда педагогических работников №п/п

ПРОГРАММА
Тема 1. Основные положения трудового законодательства Россий­ской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Основные трудовые пра­ва и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Трудо­вые отношения между работодателем и работником, порядок их оформ­ления и гарантии соблюдения. Правила внутреннего трудового распо­рядка. Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Осо­бенности охраны труда женщин. Особенности охраны труда молодежи.

^ Тема 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда.

Понятие охраны труда. Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Нормативные правовые акты по охране труда: стандарты, санитарные нормы, правила, гигиенические нормативы, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструк­ции по охране труда, организационно-методические документы. Разра­ботка и утверждение правил и инструкций по охране труда. Порядок учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по ох­ране труда. Отраслевые нормативные правовые акты по охране труда.

^ Тема 3. Органы государственного управления, надзора и контро­ля за охраной труда. Ведомственный и общественный контроль за ох­раной труда.

Государственное управление охраной труда в Российской Федера­ции. Структура органов государственного управления охраной труда. Функции и полномочия в области охраны труда Минтруда России. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Задачи и права орга­нов государственного надзора и контроля в соответствии с их положе­ниями. Контроль федеральных органов исполнительной власти (ведом­ственный) за охраной труда. Общественный контроль за охраной тру­да. «Положение об уполномоченном (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза». Техническая инспекция труда.

^ Тема 4. Организация управления охраной труда на предприятии, в учреждении (в учебном заведении). Последовательность организации работы по охране труда.

Обязанности работодателя и работников по обеспечению охраны труда. Гарантии и права работников на охрану труда. Система управле­ния охраной труда в учреждении. Распределение работодателем обязан­ностей по охране труда между должностными лицами, их изучение и до­ведение до исполнителей. Служба охраны труда в учреждении, её пред­назначение и место в структуре управления учреждением. Последователь­ность организации работы по охране труда в учреждении. Комитет (ко­миссия) по охране труда, его (её) задачи, функции и права. Планирование работы по ох­ране труда. Документация по охране труда в учреждении. Коллектив­ный договор и соглашение по охране труда - основные правовые формы текущего планирования и проведения мероприятий по охране труда.

^ Тема 5. Обучение, инструктирование и проверка знаний по охране труда работников. Инструктирование по охране труда обучающихся. Пропаганда охраны труда в учреждении.

Обязанности работодателя по обучению и инструктированию ра­ботников по безопасности труда в соответствии с Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003г.№1/29. Повышение квалификаций и проверка знаний по охране труда у руководителей и специалистов. Обучение и проверка знаний по безопасности труда у работников, выполняющих работы повышенной опасности. Виды и задачи инструктажей по безо­пасности труда работников и обучающихся: вводный, первичный на ра­бочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Сроки проведения ин­структажей и ответственные лица за их проведение. Оформление прове­денного инструктажа. Кабинеты охраны труда. Пропаганда охраны тру­да в учреждениях: задачи, цели, формы и средства проведения.

Тема 6. Опасные и вредные производственные факторы и меры за­щиты от них. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертифика­ция. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работу с вредными и опасными условиями труда.

Классификация основных опасных и вредных производственных факторов. Гигиеническая классификация условий труда. Термины и оп­ределения. Физические, химические, биологические вредные производ­ственные факторы, факторы трудового процесса. Классы условий труда по степени вредности и опасности: оптимальные, допустимые, вредные, опасные. Требования к освещению помещений и рабочих мест, нормы освещенности. Выбор источников света, светильников. Шум и вибрация. Воздействие на организм человека электромагнитных полей, радиочас­тот, ионизирующих излучений. Способы и средства защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения ими работников и обу­чающихся, нормы бесплатной выдачи. Нормы предельно допустимых нагрузок по подъему и перемещению тяжестей вручную для женщин и подростков. Аттестация рабочих мест по условиям труда и её задачи (по­становление Минтруда России ): определение факти­ческих значений опасных и вредных производственных факторов на ра­бочих местах и оценка состояния условий труда. Этапы аттестационной работы. Оформление результатов аттестации. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работу с вредными и опасными условиями труда: со­кращенный рабочий день, дополнительные отпуска, ежегодное медосвидетельствование.

^ Тема 7. Организация безопасной работы на персональных компью­терах и видеодисплейных терминалах.

Нормативные ссылки. Гигиенические требования к видеодисплей­ным терминалам (ВДТ), персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организация работы. Санитарные нормы и прави­ла СанПин 2.2.2.12.4.1340-03. Общие положения и область применения. Тре­бования к ВДТ и ПЭВМ. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ, к микроклимату в производственных и учебных поме­щениях. Требования к шуму, вибрации, освещению. Общие требова­ния к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ. Тре­бования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей и учащихся образовательных учреждений. Требования к оборудованию и организации помещений с игровыми комплексами на базе ПЭВМ для детей дошкольного возраста. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ уча­щихся образовательных учреждений и занятий с игровыми комплекса­ми на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста. Требования к органи­зации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ.

Тема 8. Требования безопасности при эксплуатации зданий и над­зор за их техническим состоянием. Общие требования безопасности к учебным кабинетам, лабораториям, мастерским, учебному оборудованию и проведению учебных занятий.

Организация планово-предупредительного ремонта зданий и соору­жений, надзор за их техническим состоянием. Документация на здание и сооружение. Порядок подготовки и приема готовности образователь­ных учреждений к новому учебному году. Санитарные правила для об­разовательного учреждения. Общие положения и область применения. Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам, лаборато­риям, мастерским, другим помещениям образовательного учреждения, учебному и другому оборудованию. Нормы их уборки и обработки. Со­став и площади помещений. Санитарно-бытовое обеспечение работни­ков, обучающихся и воспитанников. Водоснабжение и канализация. Ото­пление и вентиляция (проветривание). Воздушно-тепловой режим. Группы мебели для учащихся (воспитанников) образовательного учреждения, её маркировка и комплектование учебных помещений. Требования к учебным помещениям и меры безопасности при проведении учебных занятий, демонстрационных опытов, практических, лабораторных и других работ в кабинетах (лабораториях) химии, физики, биологии, мастерских, занятий по физической культуре и спорту. Обеспечение безопасности при использовании технических средств обучения. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников образовательного учреждения. Медицинские осмотры обучающихся (воспитанников).

Тема 9. Производственный травматизм и мероприятия по его про­филактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастный случаев на производстве, с обучающимися и воспитанниками.

Понятие несчастного случая на производстве. Причины травма­тизма: технические, организационные, личностные. Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 г.«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Положе­ние о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молоде­жью и воспитанниками в системе Гособразования СССР (приказ Го­собразования СССР от 01.10.90 г. № 639). Основные технические и орга­низационные мероприятия по профилактике производственного трав­матизма и несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками).

Тема 10. Ответственность работодателей, должностных лиц и ра­ботников за несоблюдение законодательных актов по охране труда. Воз­мещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболевание либо иным повреждением здоровья.

Административная, дисциплинарная или уголовная ответственность работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных или иных нормативных правовых актов по охране труда. Ответственность работников за нарушение нормативных правовых актов по охране труда (дисциплинарная, материальная, уголовная). Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и професиональных заболеваний». Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию. Виды обеспечения по страхованию.

^ Тема 11. Электробезопасность. Пожарная безопасность.

Действие электрического тока на организм человека. Виды пораже­ний электрическим током. Классификация помещений и электроустано­вок по степени опасности поражения электрическим током. Основные защитные мероприятия: ограждение, изоляция, блокировка, предупреж­дающие знаки, надписи, плакаты. Защитное заземление, зануление, отключение. Средства защиты, их классификация, сроки испытаний и про­верок пригодности к использованию. Порядок допуска к обслуживаю электроустановок. Порядок проверки знаний электробезопасности и производственных инструкций. Содержание электроустановок, провер­ка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования. Основные правила пожарной безопасности для образовательных учреж­дений. Огнезащита строительных материалов и конструкций. Первич­ные средства пожаротушения, нормы обеспечения ими, порядок их про­верки и перезарядки. План эвакуации на случай возникновения пожара. Действия работников, обучающихся (воспитанников) при пожаре. Об­щие сведения о пожаротушении: тушение водой, галогеноуглеродными составами, порошками, комбинированными составами, песком. Систе­мы и устройства пожарной сигнализации.

^ Тема 12. Общие требования безопасности при проведении внеучебных занятий и массовых мероприятий с обучающимися и воспитанниками.

Общая характеристика опасных участков и отрицательных условий, влияющих на здоровье и безопасность обучающихся (воспитанников) об­разовательного учреждения. Общие требования безопасности при проведе­нии внеурочных и массовых мероприятий с обучающимися (воспитанника­ми). Мероприятия по безопасности при проведении туристских походов и экскурсий (приказ Минобразования РФ от 13.07.92 г. № 293 «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ»). Ме­роприятия по безопасности и проведению физкультурных и спортивно-мас­совых мероприятий (приказ Министерства просвещения СССР от 19.04.79г. «О правилах безопасности по физкультуре и спорту в общеобразователь­ных учреждениях системы Министерства просвещения СССР», инструктив­ное письмо Министерства просвещения РФ от 23.03. 88 г. № 25 «О мерах обеспечения общественного порядка в период проведения спортивно-мас­совых мероприятий»). Меры безопасности при проведении кружковых и факультативных занятий, спортивных секций, вечеров, утренников, спортив­ных соревнований, подвижных игр и других массовых мероприятий, обще­ственно полезного труда на пришкольных участках, полевых работ. Меры безопасности при проведении занятий в военно-патриотических и военно-спортивных объединениях детей. Правила безопасности при перевозке обу­чающихся (воспитанников) образовательного учреждения.

^ Тема 13. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему.

Средства оказания первой доврачебной помощи и порядок их хра­нения. Медицинская аптечка, её комплектование и обеспечение ими учеб­ных и других помещений. Первая доврачебная помощь при производ­ственных травмах и отравлениях. Оказание первой помощи при ранени­ях, кровотечениях, переломах, ушибах, вывихах, ожогах, отморожениях, поражениях электрическим током, при тепловом и солнечном ударах, утоплении и т.п. Действия руководителей и специалистов при возникно­вении несчастного случая.
Заместитель директора школы ______________

По Недоступову Ю.К. (Охрана труда в образовательных учреждениях: в 5 т. –М. УПЦ «Талант», 2009) необходимые документы: тематический план и программа, журнал посещения занятий, экзаменационные вопросы, протокол заседания комиссии по проверке знаний по охране труда, удостоверения, журнал выдачи удостоверений

инструкция по охране труда специалиста по работе с молодежью:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Специалист по работе с молодежью

    В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

    Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 10.0.

    Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
    Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

    Что же делать?
    Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
    скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

    Специалист по работе с молодежью

    На данный момент в штатном расписании есть единица заведующего учебной лабораторией, хотя по сути этой лаборатории и нет. В обязанности работника, который занимает данную должность, входит работа связанная с проведением культурно-массовых, спортивных мероприятий, под руководством начальника отдела воспитательной работы и совместно с культорганизатором. Т.е. он занимается видео и фотосъемкой мероприятий, помогает учащимся готовить презентации к конференциям и т.д. Руководство дало мне поручение найти должность, которая бы соответствовала более или менее выполняемым им обязанностям и не была бы руководящей.
    В ст.24 Закона "Об основах государственной молодежной политики" предусмотрено, что в государственных организациях может вводится единица специалиста по работе с молодежью. Просмотрела ОКРБ и 28-й выпуск ЕКСД, в них такой должности не нашла. Есть просто специалист. Возник целый ряд вопросов:
    1. может ли наниматель самостоятельно определять "сферу деятельности" специалиста или же в штат можно вводить только тех специалистов, специализации которых перечислены в ОКРБ?
    если да, то:
    2.какой разряд можно установить, если работник со средним специальным образованием?
    3. служебные обязанности разрабатываются на основе типовых обязанностей специалиста с подгонкой под нашу специфику?
    Очень нужен толковый комментарий, т.к. вышестоящий гос.орган нас отфутболивает к минобру (т.к. мы УО), а минобр - обратно (т.к. мы не в их ведомственной подчиненности)

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    Хочу толстый кошелек и тонкую талию. Господи, пожалуйста, не перепутай!


    1. может ли наниматель самостоятельно определять "сферу деятельности" специалиста или же в штат можно вводить только тех специалистов, специализации которых перечислены в ОКРБ?

    Свиток: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2004 г. № 32 Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих


    4. Базовое наименование должности – основное наименование должности, предусмотренное ОКПД и обусловленное сложившимися типовыми видами работ (должностными обязанностями).

    Полное наименование должности – конкретное наименование должности, уточняющее характер выполняемой работником трудовой функции. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию дополнительных сведений, а также производных должностей, предусмотренных ОКПД.

    При этом соответствующее дополнение может быть помещено как после базового наименования, так и перед ним.

    Во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно ОКПД (например, директор, менеджер, инженер, экономист и т.д.), для которой ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости – полное наименование должности (например, первый заместитель директора, менеджер по персоналу, инженер по охране труда, ведущий экономист по ценообразованию и др.).

    При этом предусмотренные в наименовании должности слова, уточняющие место работы, сферу деятельности, специальность и т.д. в том числе и в скобках, могут применяться самостоятельно при установлении нанимателем конкретного наименования должности.

    Например, в ОКПД под кодом 22765 включено наименование должности «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работе предприятия, учреждения, организации, колхоза, совхоза». В данном случае наниматель вправе установить конкретное наименование должности «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе», «Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе совхоза» и т.д.;

    под кодом 21325 включено наименование должности «Директор (заведующий) аптечных организаций (аптека, аптечный склад, база и др.)». В данном случае наниматель вправе установить конкретные наименования должностей руководителей этих организаций «Директор аптеки» или «Заведующий аптекой» и т.д.

    Наименование должности того или иного работника может отражать:

    характер выполняемой им работы, независимо от специализации организации или подразделения, в которых он работает (например, специалист по таможенному оформлению, инженер по научно-технической информации, ветеринарный врач и т.д.);

    сведения, содержащие дополнительное указание специальности работника (врач-терапевт, специалист по маркетингу, инженер по организации труда и т.д.);

    сферу его деятельности (мастер производственного обучения, горный мастер, агент торговый и т.д.);

    режим работы (сменный мастер и т.д.);

    место работы (мастер участка, энергетик цеха и т.д.).

    При необходимости выполнения служащим двух или нескольких трудовых функций наименование его должности устанавливается с учетом наибольшего удельного веса работ, выполняемых в пределах той или иной функции.

    В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей. Условием установления двойных наименований является наличие составляющих этих наименований в ОКПД и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнение служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например, бухгалтер-кассир). Указанные должности имеют код должности (код категории) по первому их наименованию.

    Наименование базовой должности «Специалист» может быть применено только в тех случаях, когда работнику для решения вопросов, вытекающих из характера производства или вида деятельности, необходимы знания, полученные в объеме высшего или среднего специального образования, и его трудовые функции не предусмотрены должностными обязанностями квалификационных характеристик других должностей специалистов, других служащих, содержащихся в выпусках ЕКСД.
    .

    2.какой разряд можно установить, если работник со средним специальным образованием? Специалисты среднего уровня квалификации: диапазон разрядов с 7 по 10

    Свиток: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 апреля 2010 г. № 60 Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений


    3. Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям), кратным размерам тарифной ставки первого разряда и присвоение работникам соответствующей квалификации (далее – тарификация) осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее – ЕКСД) и иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.

    Тарифный разряд, кратный размер тарифной ставки первого разряда зависят от степени сложности выполняемых работ (обязанностей), ответственности, уровня квалификации, теоретических знаний и практических навыков работника.

    Конкретный порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем.

    3. служебные обязанности разрабатываются на основе типовых обязанностей специалиста с подгонкой под нашу специфику?

    Свиток: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2004 г. № 32 Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих


    9.1. В разделе «Должностные обязанности» устанавливаются основные, наиболее характерные для конкретной должности трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

    Конкретный перечень должностных обязанностей служащего с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях.

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Специалист по работе с молодежью ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28-11-2008 678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВ

    ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28-11-2008 678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Актуально в 2017 году

    Специалист по работе с молодежью

    Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

    Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

    Скачать ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28-11-2008 678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Актуально в 2017 году

    Сайт использует файлы cookie .Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

    © 2010—2016. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

    Профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью - Деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств

    Профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью

    Сегодня кадровое обеспечение органов власти, учреждений и организаций, работающих в сфере молодежной политики, на государственном уровне признано далеко несовершенным. Этот факт отмечен в постановочной части Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики: "в Российской Федерации до настоящего времени не создана эффективная система развития кадрового потенциала молодежной политики".

    В 2004 г. по заказу Федерального агентства по образованию было организовано исследование "Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики".

    Тем не менее, в процессе исследований был выявлен ряд проблем кадрового обеспечения ГМП, к числу которых относятся следующие:

    большая роль случайных факторов при реализации кадровой политики. Работой с молодежью нередко занимаются люди, профессионально не готовые к этой деятельности. Диагностируется низкий уровень организационных и коммуникативных способностей работников молодежных структур. Ощущается недостаток квалифицированных специалистов в области управления и администрирования в молодежной среде;

    недостаточно эффективная практика стимулирования труда работников, формирования мотиваций к результативному труду. Условия их труда и его оплата неадекватны характеру решаемых задач.

    не оптимальность внутриорганизационных отношений в органах по молодежной политике.

    неопределенность перспективы работников органов по делам молодежи в отношении профессиональной карьеры;

    наличие элементов бюрократизма и формализма в работе.

    относительно узкий резерв кадров молодежной политики, в том числе и потому, что селекционная работа в молодежной среде носит по преимуществу эпизодический характер.

    Эти и другие проблемы, в конечном счете, крайне негативно сказываются на эффективности всей молодежной политики, что довольно адекватно отражается в общественном мнении молодежи.

    Выработка и реализация государственной молодежной политики в регионе требуют формирования эффективно действующей системы кадрового обеспечения, в процессе функционирования которой должно осуществляться постоянное пополнение государственной и муниципальной службы молодыми квалифицированными работниками, обеспечивается их непрерывное профессиональное развитие. Это необходимое условие эффективной деятельности органов молодежной политики, позволяющее им решать как среднесрочные, так и долгосрочные цели, осуществлять разработку и осуществление молодежных программ.

    Главной целью совершенствования системы управления государственной молодежной политикой на федеральном и региональном уровнях является формирование нового качества кадрового потенциала отрасли, которое обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетентности, наличием соц. мотиваций деятельности и социально-технологической культурой специалистов по работе с молодежью. Это необходимое условие эффективного функционирования органов по молодежной политике, позволяющие им решать как среднесрочные, так и долгосрочные цели, осуществлять разработку и реализацию молодежных программ. Значение задачи кадрового обеспечения государственной молодежной политики актуализируется еще и потому, что в перспективе значительная часть специалистов по работе с молодежью - это будущие работники других органов государственного управления. Таким образом, кадровая проблема становится ключевой не только для этой отрасли, но и для всей структуры регионального управления. (7)

    Отсюда следует вопрос, что же хотят видеть работодатели в молодых специалистах? В 2008 - 2009г научно - методический центр по работе с молодежью Кубанского государственного университета провел исследование представлений потенциальных работодателей о профессиональных компетенциях специалиста по работе молодежью. В результате получили портрет специалиста по работе с молодежью с перечнем набора необходимых профессиональных компетенций.

    Первое, что необходимо отметить - важную составную часть профессиональных способностей специалиста по работе с молодежью, по мнению экспертов-работодателей, составляют особенности личности будущего специалиста, прежде всего, его коммуникативные способности и уровень мотивации. Второе, в перечне профессиональных навыков основные требования связаны с управленческими и методическими компетенциями. Причем, набор профессиональных компетенций специалистов, представляющих органы государственной и муниципальной власти отличается. В первом случае необходим акцент на управленческие умения; во втором - в большей степени на методические.

    Таким образом, требования современного рынка труда, требования работодателей, специфика профессиональных компетенций, необходимых для успешного освоения специальности ведут к необходимости создания своеобразного механизма отбора кадров для сферы молодежной политики. На первой ступени этого механизма предполагается выявление и профориентационная деятельность в среде активистов молодежных организаций и органов школьного самоуправления, которую должны вести муниципальные органы по делам молодежи в тесном сотрудничестве с вузом.

    На второй ступени муниципальные и государственные органы власти и учреждения, работающие в сфере молодежной политики должны тесно сотрудничать в совместной деятельности по профессиональной подготовке в стенах вуза: работодатели - формулируя соответствующие реальному уровню государственной политики требования, образовательное учреждение - содержательно и методически обеспечивая учебный процесс. На третьем этапе необходима обратная связь со стороны выпускников и работодателей об уровне профессиональной подготовки молодых специалистов и необходимых направлениях совершенствования процесса профессиональной подготовки. (10)

    Что же представляет собой работа специалиста по работе с молодежью? Каковы ее трудности, условия работы, требования к здоровью? Какие знания, умения и свойства характера нужны в этой профессии?

    Целью работы с молодежью является создание предпосылок и поддержки молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе. Объектом деятельности специалиста по работе с молодёжью могут быть:

    молодёжь преимущественно в возрасте от 14 до 30 лет;

    формальные и неформальные молодёжные объединения, организации.

    Профессию специалиста по работе с молодежью можно условно отнести к вспомогательным профессиям. Специалист по работе с молодежью поддерживает личностное развитие молодежи и обучение молодежи за пределами школы, семьи и работы и создает условия, необходимые для его достижения. Он занимается разработкой, осуществлением и оценкой программ и проектов, направленных на молодежь, привлекает молодежь к разработке и осуществлению деятельности, а также способствует сотрудничеству молодежи между собой. Ключевой деятельностью является создание и сохранение доверительных отношений с молодежью; развитие их инициативности и ответственности, а также создание поддерживающих их услуг. Важным отрезком работы будет сотрудничество с молодежью, с их родителями и со специалистами других областей. Работа очень разнообразная и имеет подвижный характер: организация мероприятий, участие вместе с молодежью в международных, государственных, уездных и местных событиях, общение с людьми и учреждениями.

    Задачи специалистов по работе с молодежью, работающих на различных должностях могут различаться в соответствии с тем, имеет ли работа руководящий характер, или она связана с планированием или же специалист занимается непосредственно инструктированием молодежи. Основные задачи руководителя учреждения, занимающегося работой с молодежью, руководителя молодежного общества, руководителя школы по интересам, руководителя молодежного лагеря, советника по делам молодежи городского или волостного управления, советника по делам молодежи уездного управления, работника по делам молодежи на государственном уровне, а также частично и работника молодежного проекта - это координирование работы с молодежью, техническая работа и содержание в порядке документации, общение с общественностью и со специалистами других областей, а также административная работа и организация мероприятий. Основными задачами специалиста, работающего непосредственно с молодежью (работник, информирующий молодежь; специалист по работе с молодежью в учреждении, занимающемся работой с молодежью; специалист по работе с молодежью в молодежном обществе, воспитатель в молодежном лагере, руководитель кружка, учитель в школе по интересам), является инструктирование и направление молодежи, консультирование, организация деятельности и мероприятий по интересам.

    Рабочее время специалиста, являющегося руководителем, занимающимся работой с молодежью, обычно составляет пять дней в неделю и восемь часов в день. Специалистам, непосредственно занимающимся работой с молодежью, нередко приходится работать и по вечерам и в выходные дни, и большая часть их работы связана с самыми разными мероприятиями, проводимыми в свободное от школы время. Кроме того мероприятия для молодежи организуются именно в школьные каникулы и летом.

    Многие направленные на молодежь мероприятия проходят на открытом воздухе. Необходимые для работы средства и условия специалист по работе с молодежью часто создает сам, находя финансирующие инстанции (спонсоров или фонды).

    Так как основной упор работы делается на социальную деятельность - на общение с молодежью, то моральная нагрузка может оказаться достаточно большой. Приходиться соприкасаться с очень разными людьми, нередко с трудными проблемами и ситуациями. Все это требует терпимости, умения хорошо владеть собой и умения избегать перегорания.

    Предпосылкой для работы с молодежью является наличие широких знаний из области молодежной политики, организации и методов работы с молодежью, организации образования, прав человека, педагогики, психологии, знание принципов консультирования и основ управления. Организация и проведение мероприятий предполагают умение работать в команде, организаторские и ораторские способности. Специалист по работе с молодежью должен быть в курсе реальной жизни молодежи и местных условий, быть способным оценивать ситуацию и потребности и уметь применять подходящие для работы методы. Кроме того, он должен знать, как обеспечить безопасность и уметь справиться в кризисной ситуации.

    Специалист по работе с молодежью своим поведением должен служить примером для молодежи, обращаться со всеми одинаково и с уважением и терпимостью относится к мнению и мировосприятию каждого молодого человека.

    Работа с молодежью предполагает наличие умения оценивать и предоставить обратную связь, сотрудничество же с организациями предполагает наличие умения работать с сетью. Поскольку работа с молодежью в большой мере основана на проектах, то приходится заниматься оформлением проектных ходатайств, а также руководством, осуществлением проектов и отчетностью. Необходимым будет умение собирать и передавать информацию. Полезными будут навыки в проведении обучений и творческие способности.

    Наряду с профессиональными навыками и знаниями в работе с молодежью необходимы знания о принципах существования общества, о безопасности труда, об оказании первой помощи и о делопроизводстве. Необходимо владение эстонским языком, полезным будет и знание иностранного языка (предпочтительно русского или английского языка).

    Чертами характера, полезными для работы в этой профессии, будут: честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и приспосабливаться. Работа с людьми предполагает наличие терпимости, чувства эмпатии, уравновешенности и способности переносить напряжение, в то же время последовательности и ответственности. (13)

    Конечно же нельзя не отметить, что специалист по работе с молодежью обязан постоянно следить за своим уровнем профессиональной подготовки, быть всегда в курсе всего нового и постоянно повышать свою квалификацию.

    Цель деятельности специалиста по работе с молодежью и возможные направления его работы:

    1. Цель деятельности специалиста по работе с молодёжью - создание условий для всесторонней самореализации молодёжи в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации её потенциала, защита интересов и прав молодёжи.

    2. Задачи специалиста по работе с молодёжью определяются в соответствии с основным направлением и его деятельности, спецификой контингента и ресурсами учреждения.

    3. Возможными направлениями деятельности специалиста по работе с молодёжью могут быть:

    координация работы молодёжного (детского) творческого коллектива, физкультурно-оздоровительного, патриотического, научно-технического, туристского объединения, клуба по интересам, общественной организации, иных молодёжных (детских) объединений;

    разработка и реализация социально значимых молодёжных проектов и программ;

    разработка и реализация программ по организации досуга подростков, молодёжи, молодой семьи;

    оказание консультативной помощи подросткам, молодёжи, молодой семье (правовой, социальной, психологической, профориентационной, оздоровительной и прочей при наличии соответствующей квалификации);

    организация информационно-издательской деятельности (выпуск печатных и электронных СМИ, органов печати учреждения, молодёжного объединения, организации и др.).

    Функции специалиста по работе с молодежью

    1. Основой для разработки должностной инструкции специалиста по работе с молодёжью являются Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодёжи, содержащиеся в Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2008 № 678.

    2. Специалист по делам молодёжи может выполнять следующие функциональные обязанности:

    Изучение, анализ интересов и потребностей подростков и молодёжи по месту жительства, изучение социально значимых инициатив молодёжи и возможностей их реализации;

    Разработка и реализация социально значимых проектов и программ, направленных на создание условий для самореализации подростков и молодёжи в различных сферах общественной деятельности, защиту интересов и прав молодёжи, содействующих развитию талантов, умственных и физических способностей подростков и молодёжи, формированию общей культуры личности;

    Поддержка и реализация молодёжных добровольческих инициатив, создание условий для развития волонтёрского движения;

    Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций в рамках муниципальной молодежной политики, анализ эффективности и развитие данной деятельности;

    Вовлечение молодёжи в социальную практику управления городом через деятельность общественных молодёжных советов, создание условий для формирования лидерских качеств молодёжи;

    Координация деятельности молодёжных общественных объединений, органов молодёжного, студенческого самоуправления через проведение выставок-ярмарок по презентации социально значимых проектов, участие в конкурсах на реализацию грантов, иные формы;

    Разработка и реализация системы работы по адаптации и закреплению работающей молодёжи на предприятиях, создание и координация деятельности советов молодых рабочих, специалистов;

    Содействие временному трудоустройству подростков и молодёжи через систему студенческих трудовых отрядов, летних трудовых отрядов подростков и пр.;

    Разработка и реализация системы профориентационной работы с подростками и молодёжью;

    Разработка и реализация системы работы с молодыми семьями;

    Поддержка и развитие предпринимательской деятельности среди молодёжи через организацию совместных мероприятий, встреч с представителями бизнеса и промышленных предприятий, создание условий для развития мотивации к предпринимательской деятельности у молодёжи;

    Создание условий для развития инновационного творчества молодёжи в различных сферах общественной, научно-технической, творческой деятельности;

    Привлечение подростков и молодёжи в творческие (физкультурно-оздоровительные, патриотические, научно-технические, туристские) объединения;

    Разработка и реализация программы творческого (физкультурно-оздоровительного, патриотического, научно-технического, туристского) объединения с использованием разнообразных, современных, адекватных методов, форм, средств работы, внесение корректив изменений в программу деятельности по мере необходимости;

    Разработка и проведение мероприятий по организации досуга детей, подростков и молодежи;

    Реализация системы работы по развитию информационных ресурсов для молодёжи (создание молодёжных информационных сайтов, их сопровождение и продвижение, участие в работе городского молодёжного информационного центра, проведение интернет конкурсов, дискуссий, создание молодёжного телевидения, участие в подготовке выпусков ежеквартального журнала "Город молодых" и др.);

    Осуществление информационно-издательской деятельности по выпуску молодёжного органа печати учреждения (объединения, организации, района);

    Организация взаимодействия с лидерами работающей, учащейся и студенческой молодежи, неформальных объединений с целью организации совместной социально значимой деятельности, реализации молодёжных программ и проектов;

    Взаимодействие с кураторами воспитательной работы учебных заведений, представителями социальных служб, иных организаций и объединений с целью организации совместной работы с подростками и молодёжью;

    Организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам популяризации деятельности детских, подростковых и молодежных объединений и организаций учреждения, привлечения в них детей, подростков и молодёжи;

    Обобщение и систематизация положительного опыта социально-молодежной работы, выявление актуальных в молодежной среде проблем и путей их решения;

    Участие в информационно-методической деятельности на различном уровне, в методических объединениях, семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, иных методических мероприятиях, подготовка и оформление методических разработок по направлениям социально значимой работы с молодёжью;

    Консультирование подростков и молодежи, молодых семей по направлению, соответствующему имеющейся квалификации;

    Содействие информированию, повышению правовой культуры и защите прав детей, подростков, молодежи, молодых семей и незащищенных групп молодежи;

    Обеспечение обоснованного выбора методов, форм, средств работы;

    Несение ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетних занимающихся во время репетиций, тренировок, занятий, мероприятий;

    Повышение своей профессиональной квалификации, изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей подростков, молодежи, современных методов, форм, средств работы с молодёжью;

    Ведение по согласованию с руководством учреждения работы по привлечению внебюджетных средств для реализации молодёжных проектов и программ, а также отчётности по их целевому расходованию в установленной форме;

    Своевременное предоставление установленной плановой и отчётной информации о своей профессиональной деятельности, разработка и реализация перспективного плана работы, ведение журнала учета работы, иной установленной документации;

    Обеспечение во время своей работы соблюдения трудовой дисциплины, правил охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил противопожарной безопасности, обеспечение сохранности оборудования и инвентаря;

    Выполнение правил внутреннего трудового распорядка;

    Прохождение обязательного ежегодного медицинского осмотра.

    Требования к знаниям, умениям и личным качествам

    Специалист по работе с молодёжью должен знать:

    Законодательство РФ в области молодежной политики;

    Постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные документы вышестоящих и других органов по делам молодежи;

    Конвенцию по правам ребенка;

    Возрастную и специальную педагогику и психологию;

    Методы воспитательной работы и социального проектирования;

    Теоретические основы и программно-методическую литературу по направлению своей деятельности;

    Методы выявления экстремальных ситуаций;

    Методы проведения консультаций для подростков и молодёжи;

    Отечественный и зарубежный опыт практической работы с молодежью;

    Основы гражданского законодательства;

    Законодательство о труде и охране труда РФ;

    Правила внутреннего трудового распорядка учреждения;

    Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    Специалист по работе с молодёжью должен обладать навыками:

    организации социально значимой деятельности;

    разработки и реализации социальных, творческих, образовательных молодёжных проектов и программ;

    подготовки и проведения массовых мероприятий;

    осуществления социальных коммуникаций и общей коммуникативной компетентностью;

    иными навыками, обеспечивающими высокий профессиональный уровень деятельности по основному направлению работы.

    Основными личными качествами специалиста по работе с молодёжью являются коммуникабельность, толерантность, организованность, ответственность. (4)

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter